Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Роль этики и этикета в формировании деловых отношений в цивилизованном обществе 13
1.1. История становление основных понятий этакий этикета 13
1.2. Диалектическая взаимосвязь морали и этикета 33
1.3. Развитие духовно-нравственного потенциала рыночных отношений в России и их рациональное отражение в трудах русских мыслителей 41
1.4. Сущность этики и этикета деловых отношений в современном обществе 55
1.5. История развития предпринимательства и его этических нормативов в России 74
Выводы по первой главе ... 101
Глава 2. Методика формирования элементов предпринимательской культуры школьников в образовательной области «Технология» 102
2.1.. Нравственное воспитание школьников как социально-педагогическая проблема 102
2.2- Методические приемы нравственного воспитания школьников 125
2.3, Краткий обзор и анализ учебных программ по нравственному воспитанию старшеклассников 144
2.4. Проектирование программы курса: «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений» 152
Выводы по второй главе 163
Глава 3. Педагогический эксперимент 164
Выводы по З главе 201
Выводы по диссертационному исследованию 203
Литература 205
Приложения 221
Приложение 1 221
Приложения 2 228
Приложения 3 250
Приложения 4 254
- История становление основных понятий этакий этикета
- Нравственное воспитание школьников как социально-педагогическая проблема
- Педагогический эксперимент
Введение к работе
Выбор темы исследования определен необходимостью повысить статус и результативность российского предпринимательства в международном бизнесе, создать новый социальный слой российских предпринимателей -образованных, активных деловых людей с развитым чувством социальной ответственности, с ценностными нравственными установками, не нарушающими этический кодекс международного бизнеса. Однако развитие предпринимательства в России конца XX века столкнулось с девальвацией нравственных ценностей, размытостью гражданской позиции многих членов общества, связанной с ориентацией на потребительство и обогащение. Все это вызвало необходимость переосмыслить теоретические и нравственные подходы к пониманию деловой активности, оценки ее эффективности. Поэтому все более актуальной становится задача воспитания современного поколения в духе гармонизации личных и общественных интересов, гуманизма, патриотизма, высоких моральных норм. Наиболее трудной проблемой современной системы воспитания является нравственное воспитание школьников и воспитание гуманистически ценностных ориентации, направленных на будущую деятельность в сфере производства и предпринимательства. Эта сложность объясняется недостаточностью научного интереса к этой проблеме в последнем десятилетии двадцатого века в связи с разрушением традиционных ценностей и идеологии нашего общества. Об этих проблемах можно судить по результатам исследования, проведенного экспертами информационно-аналитических центров ряда округов России; например, среди 300 руководителей социальной сферы г, Оренбурга 35% отметили падение нравственности в среде учащихся и рост преступности; 22% - отсутствие патриотизма; 12% - неподготовленность выпускников школ к ситуации на рынке труда.
Невысокая результативность современного воспитательного процесса вытекает из недостаточной разработанности теории и методики нравственного воспитания и недостаточного внедрения новаторских педагогических исследований в этой области. Процесс обновления нравственного воспитания не может осуществляться без преемственности и без опоры на прошлый педагогический опыт и лучшие наработки отечественной педагогической мысли. В процессе социализации подрастающего поколения появилась и новая тенденция, которая подтверждается результатами социологического исследования, проведенного специалистами в ряде областей центральной России; показатели результатов их исследования подтверждают переориентацию молодежи от предпочтения нематериальных ценностей (до 80-90-х г.г. XX в,) на возрастающий интерес к материальным ценностям и к предпринимательской деятельности (конец XX и начало XXI в.в.)_ Лидирующим мотивом у молодежи становится хорошая оплата труда - 54%. Возможность профессионального роста находится на втором месте - 33%. Перспективы молодежи в трудовой сфере отражаются и на их жизненных планах, главными из которых являются: материальное благополучие, высокий заработок (первое место в ранжированном ряду жизненных целей), интересная работа и на последнем месте - «дело по душе». Достижение этих целей планируется осуществить с помощью личных качеств и способностей, высшего образования, знаний. Материальная заинтересованность проявляется в желании основать свое дело. В целом характер самоопределения молодежи в трудовой сфере можно определить как прагматически-личиостно ориентированный. Молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере или выбирают самостоятельную предпринимательскую деятельность. При этом у старшеклассников ведущее место занимают следующие цели: «научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал» (82%), «наиболее полно реализовать себя в профессиональном отношении» (76%).
Однако кризисные явления все еще негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не освоившей формы жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся исторический и современный опыт, а также разработать целостную, позтапііую систему воспитания нравственных ценностей с элементами этики предпринимательства.
Данная проблема отличается сложностью и многослойностыо, она разрабатывается в таких науках, как философия, педагогика, методика воспитания, психология, экономика, теория бизнеса и предпринимательства, В настоящее время существует мало учебных программ по нравственному воспитанию школьников, включающих вопросы этики предпринимательства и делового этикета (особенно для 9-х - 10-х классов). Программы по нравственному воспитанию Т.А. Фалькович, Н.А. Высоцкой, Н.С. Толстоуховон, Н.Е. Щурковой, Н.И. Дереклеевой направлены на воспитание отдельных нравственных качеств и ценностей. В них не включены такие разделы, как культура делового общения и этика предпринимательства, которые необходимы сегодняшнему предпринимателю. Ни в одной из рассмотренных программ мы не смогли увидеть подробного представления вопросов этики предпринимательства. И только в программе для учащихся общеобразовательных учреждений образовательной области «Технология» (под ред. ЮЛ. Хотунцева) поставлены такие задачи, как воспитание предприимчивости, человечности и милосердия, честности, ответственности и порядочности, ознакомление с основными формами и видами предпринимательства, с требованиями к знаниям, умениям личностным качествам современного предпринимательства, а также обращено внимание на этику предпринимательства. Однако методика реализации этих задач подробно не разработана и не является обязательной для всех образовательных учреждений. Кроме того, этике предпринимательства уделяется недостаточное число часов. Так, в разделе образователыюй области «Технология» (ООТ) «Принципы и формы предпринимательства», есть тема «Нравственные и деловые качества предпринимательства», на которые выделены всего два часа (в числе прочих тем). Но этого недостаточно для того, чтобы сформировать достаточно образованного предпринимателя с нравственными установками,
В связи с этим возникают следующие противоречия:
• между свойствами моральных отношении, встречающихся в обыденной жизни, на производстве, в бизнесе, и эталонами общечеловеческих моральных норм;
• между неполными знаниями или отсутствием у школьников представлений о нормах этики в бизнесе, на производстве и эталонами моральных норм и требований к этической культуре будущих предпринимателей;
• между высоким уровнем требований к этической кулыуре будущих предпринимателей и потребителей и недостаточным уровнем исследования методических путей формирования предпринимательской культуры.
Отсюда вытекает актуальность данного исследования, которая определяется противоречиями между современными тенденциями воспитания и образования школьников и традиционной организацией учебного процесса, а также его содержательным наполнением.
Поэтому проблема данного исследования состоит в поиске эффективного методического решения вопроса о формировании элементов предпринимательской культуры старшеклассников в рамках образовательной области «Технология».
Пснхолого-пед а готический анализ нравственного воспитания подрастающего поколения отражен в трудах таких теоретиков педагогики и психологии, как Ш.А, Амонашвили, JLM. Архангельский, П.П. Блонский, В,А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Д. Дидро, А. Дистерверг, ЯЛ, Коменский, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, Н.К. Крупская, Джон Локк, В.А. Луначарский, А.С. Макаренко, Г. Песталоцции, К.Д. Радина, С.Л. Рубинштейн, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.
Философский анализ проблем нравственного воспитания осуществляли: Конфуций, Аристотель, И. Кант, Н.А, Бердяев, НА. Ильин, С.Н, Булгаков, А.А. Гусейнов, Р.1\ Апресян, А. Швейцер, Л.Н. Толстой и др.
Проблемы этики предпринимательства в разное время исследовались с различных позиций в трудах следующих авторов: BJL Безобразова, МИ, Малышева, Артура Риха, В Л. Рябушинского, RA. Тихомирова, П.Н. Шихирева и др.
Но каждая эпоха трсбпвала своего понимания и подхода к нравственному воспитанию и его реализации. Особенно это актуально для России начала XXI века. Разнообразные изменения процесса социализации, произошедшие в XX веке, требуют глубокого осмысления наиболее значимых явлений педагогического опыта ушедшего столетия и упорядочивания основных методологических критериев и разработок в этой области.
Объест исследования: процесс обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» («Трудовое обучение»).
Предмет исследования: методика формирования у старшеклассников элементов предпринимательской культуры (в рамках образовательной области «Технология»).
Цель исследования: обосновать и разработать методику формирования у школьников старших классов элементов предпринимательской культуры,
Гипотеза исследования формулируется следующим образом.
В современных условиях открытого общества с рыночной экономикой процесс овладения учащимися элементами предпринимательской культуры в рамках образовательной области «Технология» (ООТ) будет эффективным, если его реализовать посредством особого учебного модуля ООТ в соответствии с методикой, включающей:
• проектирование содержания учебного курса, основанного на интеграции традиционных моральных ценностей и современной деловой этики предпринимателя;
• организацию внеурочной и внеклассной познавательной деятельности школьников (в пределах ООТ) в единстве с классно-урочными методами и формами обучения;
• применение многовариативных форм проблемного обучения, методов диалога и бесед, деловых игр, ориентированных как на коллективные, так и на индивидуальные формы обучения.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность содержания научных категорий: этика, мораль, нравственность, этикет, рассмотрев историю их становления.
2. Исследовать процесс развития и становления этических отношений в российском предпринимательстве.
3. Разработать и теоретически обосновать содержание и структуру учебного курса, ориентированного на формирование предпринимательской культуры школьников в рамках 00 «Технология».
4. Разработать учебное пособие по основам предпринимательской культуры, предназначенное для учителей и студентов - будущих учителей технологии и предпринимательства.
5. Разработать краткий словарь терминов по этике и деловому этикету.
6. Разработать учебно-методический комплект заданий включающий: сценарии уроков, задания, упражнения и вопросы для самостоятельных рассуждений школьников, тесты, анкеты, сценарии деловых игр.
7. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и виды исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы по проблеме диссертации;
• моделирование и проектирование учебного процесса;
• наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы с учащимися и их учителями, анкетирование и тестирование учащихся и учителей, анализ сочинений учащихся, контрольные срезы знаний;
• проведение педагогического эксперимента, анализ и оценка полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
• программы общеобразовательных учреждений «Технология» Трудовое обучение;
• идеи гуманизации личности и образования (Ш.А. Амонашвили, С.А. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Д. Шадриков и др.);
• системные концепции развития личности отечественных педагогов- психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И, Еожович, В.С- Мухина, Д.Б. Эльконин и дрО;
• экзистенциопальные ориентиры воспитания этических норм (А.Камю, B.C. Соловьев, Г\ Ясперс и др.);
• результаты анализа истории этики предпринимательства, {Дс Джордж, А.Я. Кибаиов, А.Рих, Т. Ричард, В. Сухарев и др.).
Научная новизна исследования:
1. Разработаны методические основы формирования элементов предпринимательской культуры школьников в процессе обучения 00 «Технология», сформулированы цели и задачи учебного курса «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений»,
2, Определены принципы отбора и содержание курса «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений», структурированы педагогические условия обучения школьников основам предпринимательской культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Предложено в основу методики формирования предпринимательской культуры учащихся в рамках образовательной области «Технология» положить идею взаимосвязи понятий нравственности, этики и этикета в сфере предпринимательской деятельности.
2. Теоретически обоснованы содержание и структура курса «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений» с опорой на принципы единства исторического и логического, диалектики этики и этикет, основополагающей роли нравственных норм.
3- Разработаны критерии оценки уровня предпринимательской культуры учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Разработана учебная программа курса «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений» для старшеклассников средней общеобразовательной школы.
2. Создано учебно-методическое пособие по курсу «Основы этической культуры и этики деловых отношений».
3. Разработан учебно-методический комплект материалов, позволяющий повысить уровень предпринимательской культуры школьников в образовательной области «Технология» (разработаны анкеты, тесты, задания и упражнения по воспитанию нравственных качеств учащихся и этики деловых отношений, сценарии деловых игр, сценарии уроков по темам: «Понятие добра», «Понятие совести», «Речевой этикет делового человека», «Первое впечатление», «Внутренняя культура —гарант удачного предпринимательства?», «Нравственные основы бизнеса в современном мире» и др.)
4. Составлен краткий словарь терминов по этике и деловому этикету.
Апробация результатов исследования: основные результаты работы докладывались и обсуждались на:
• заседаниях кафедры «Машиноведение» Московского Государственного Педагогического университета (2003-2007 п\);
на конференциях и научно-методических семинарах факультета «Технологии и предпринимательства» (2003-2006 г.) Московского педагогического государственного университета;
• па научно-практических конференциях молодых учителей и студентов по итогам учебно-исследовательской работы в области технологического образования (2003,2004 гг.).
Экспериментальная проверка и внедрение полученных результатов проводилась с 1998 по 2007 г. в средней общеобразовательной школе № 838 г. Москвы; с 1998 по 1999 г. - в межшкольном учебном комбинате № 19 «Гагаринский»; с 2003 по 2007 г. в школе № 1770 г. Москвы. В эксперименте участвовали: 120 преподавателей разных предметов и 980 учеников названных выше школ.
На защиту выносятся:
1. Содержание и структура курса «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений», включающего разделы «Нравственные отношения как форма воспитания человека в обществе», «Этика предпринимательства», «Этикет деловых отношений».
2. Педагогические условия обучения школьников основам разработанного курса в рамках образовательной области «Технология» (активное использование диалога, бесед и рассуждений, ориентированных как на коллективные, так и на индивидуальные траектории учебно-познавательной деятельности учащихся).
3. Критерии определения уровня предпринимательской культуры учащихся (гуманность, любознательность и трудолюбие, добросовестность, честность, терпимость, деловые качества).
Осповное содержание диссертации отражено в публикациях:
1. Александрова С.А. Развитие этических отношений в истории предпринимательства // Журнал-книга «Предпринимательство» № 12007 год. С 80-85,0,4 п.л Александрова С.А. Павлова А,А. Основы этической культуры и этики деловых отношений // Учебно-методическое пособие» - Москва, 2006, -С. 3 - 96,6 пл, (авторских - 70%).
2. Александрова С.А, О духовно-нравственном потенциале развития рыночных отношении в современной России // Научные труды Московского Педагогического Государственного Университета. - 2006. -С 497-450, ОД и л.
4. Александрова С.А. История развития этикета // Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета Технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета.-Москва, 2004.- С. 3-4,0,1 п.л.
5. Александрова С,А. Этикет как форма моральных нормативов // Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета Технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета, - Москва, 2004. - С. 4-5, 0,1 п.л.
6. Александрова С.А. История деловых отношений в России // Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета Технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета. -Москва, 2004.-С. 6-9, ОД п.л.
7. Александрова С.А. История развития деловых отношений в Европе и США // Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета Технологии и предпринимательства Московского педагогического государственного университета. -Москва, 2004. - С. 9-11,0,1 пл.
8. Александрова С.А., Павлова А.А, Значение нравственного воспитания в общеобразовательной школе // Сборник научных трудов «Гуманитарий», Выпуск VIII - Москва, 2005 - С. 150-158, 0?5 п.л. (авторских- 50%).
9. Александрова С.А., Павлова А.А. Сущность этики деловых отношений и нравственные основы бизнеса в современной профессиональной этике // Сборник научных трудов «Гуманитарий» Выпуск VIII - Москва, 2005 -С. 158-163,0,3 п.л. (авторских-50%).
Структура диссертации: диссертация состоит из общей характеристики, трех глав, заключения, библиографии и четырех приложений. Общий объем составляет 258 страницы, основной текст 204 страницы и содержит 5 таблиц, 6 диаграмм.
История становление основных понятий этакий этикета
Среди основных факторов, влияющих на организацию совместной деятельности людей, особое место принадлежит морали. «Учителями человечества», учения которых, несомненно, общепризнанны, являются; Моисей, Конфуций, Будда, Иисус Христос, Мухамед, Они заложили нравственные основы различных культур и религий, дали начало и имя целым цивилизациям. Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением людей между собой. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря взаимному обмену мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...» [97, с. 6].
Такие психологические механизмы, как внушение и убеждение, свойственные процессу общения, позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей, передавать их из поколения в поколение. Но нравственные, религиозные и культурные ценности глубже всего усваиваются в семье. В большинстве случаев люди, исповедующие высокие нравственные принципы, являются выходцами из прочных духовно-нравственных семей, их усилиями общественные устои становятся крепче, а само общество стабильнее. Этика облагораживает общение между людьми. Условие существования этического фактора в общении предполагает выяснение составляющих морали, изучаемых этикой как наукой.
Этику обычно понимают как философскую дисциплину, изучающую сущность, смысл и результаты поступков и деяний людей. Как обозначение особой философской дисциплины термин «этика» ввел Аристотель. Термин «этика» образован от греческого слова «ethos», которое переводится на русский язык как обычай, характер, нрав, место жительства, а также как наука о нравственности. Даже в далекой древности в Греции слово аэтос» означало «местопребывание)) (жилище людей, логово зверей), затем оно стало выражать «нрав», «характер, формирующийся в результате общения», а также устойчивую духовную природу какого-либо явления. Впоследствии Аристотель, один из величайших древних мыслителей, образовал от этого слова прилагательное «eihicos», чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относящихся к характеру человека - мужество, умеренность, справедливость, рассудительность и др. Науку, которая призвана изучать такого рода качества характера того или иного человека, Аристотель назвал этикой. Так впервые появилось это слово в науке.
Аналогами греческого «ethos» в латинском языке было слово: «mos», которое также означало «обычай», «прав» и т.п. Древнеримский оратор и философ Цицерон, прямо ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «моральный», т.е. относящийся к праву, характеру. Значительно позже стало употребляться слово «мораль». У него, насколько можно судить, такая же история: первоисточником является слово «нрав», позже образуется прилагательное «нравственный», и уже от этого последнего возникает существительное «нравственность».
Первоначально термины «этика» и «мораль» в основном совпадали. Позже, по мере развития науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью понимаются реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей; их представления о добре и зле и т.д.), В таком же значении употребляется и термин «нравственность)), но применительно к качествам личности; им обозначают степень овладения индивидом нормами морали. Эти термины совпадают в обыденной речи. Например, можно сказать, что поступок этичный, а можно - поступок нравственный, В научном контексте под этикой подразумевается наука, изучающая мораль (нравственность), законы ее развития.
Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др.
Этика - наука о морали. Что же такое мораль и какую роль она выполняет в обществе?
Мораль (нравственность) - это один из способов регулирования человеческих отношений н поведения с помощью исторически сложившихся «неписаных» норм и правил, согласно которым поступки людей оцениваются как добрые и злые, справедливые или несправедливые, честные или бесчестные, достойные или недостойные, моральные или аморальные.
Эти нормы л правила складывались веками в процессе совместной деятельности многих поколений разных пародов. Они официально не записывались и долгое время передавались устно от отцов детям, от старших младшим, от одного поколения другому.
Это не закон, нарушитель которого карается специальным государственным органом. Порицания одного человека или группы людей (общественного мнения), либо суда собственной совести (если она, конечно, есть) - вот чего следует опасаться преступившему нормы морали.
Насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Но жить в обществе и быть полностью от него свободным тоже нельзя.
Практическая необходимость согласования трудовой деятельности человека с деятельностью коллектива появилась уже в первобытном обществе. Для человека, вступающего в отношения с другими людьми, нормы выступают как предписания, в соответствии с которыми он должен поступать. Суть моральных отношений состоит в сочетании личных и общественных интересов. В этом сочетании заинтересованы как общество, так и личность. Общество создает систему правил, призванных регулировать свои отношения с личностью. Заинтересована в таком сочетании и личность, ибо связь с обществом, его интересами создает возможность для более полного удовлетворения ее частных интересов. Исторически сложилось так, что личность не всегда участвует в формировании моральных норм, которые, как правило, предписываются ей обществом и далеко не всегда учитывают ее интересы.
Мораль - самая древняя форма человеческого сознания. Формировалась мораль в процессе труда, который всегда был явлением коллективным. Вся жизнь человека в первобытном обществе протекала на виду у коллектива. И каждый вид его деятельности оправдывался или осуждался коллективом, реакция которого на поведение каждого имела реальное влияние, ибо власть большинства над отдельным человеком была безграничной.
Мораль первобытного общества, естественно, находилась на низком уровне развития. Она нередко оправдывала людоедство и убийство стариков, кровную месть и жестокие наказания. Эти нормы первобытного общества оправдывались низким уровнем производства материальных благ и необходимостью выживания своего рода. Чужой род был за пределами морали.
Исторически моральные нормы менялись вместе с развитием общества, его трудовой деятельности.
Особую положительную роль играли в прошлом нормы поведения, которые определялись необходимостью блюсти сословную честь. Взять хотя бы дворянство. Неписаный кодекс дворянской чести человек усваивал с детства, наблюдая поведение взрослых, слушая их разговоры и оценки событий. В случае, когда дворянина, например офицера, обстоятельства вынуждали нарушить этот неписаный кодекс, единственным выходом для него нередко было самоубийство. Как видим, нарушение норм сословной морали не только вызывало осуждение, но и грозило значительно более серьезными последствиями,
Нравственное воспитание школьников как социально-педагогическая проблема
Социальные преобразования, происходящие в современном обществе, значительно изменили жизнь, отразились на ценностных ориептациях подрастающего поколения. Рост правонарушений, потребление материальных ценностей значительно изменили внутреннюю жизнь молодежи. Вместо общечеловеческих духовных ценностей на первое место выходит потребительство и культ слэнга. В этих условиях встает необходимость воспитания нравственных ценностей подрастающего поколения. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми.
В 90-х годах прошлого столетия в России образование утратило свою важнейшую составляющую - деятельность по развитию нравственных ценностей подрастающего поколения.
В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) задачи воспитания и образования соединены в единый комплекс: воспитание патриотизма, взаимопонимания и сотрудничества между народами, следование общечеловеческим ценностям, формирование научной картины мира в свободном выборе учащимися взглядов и убеждений, а следовательно, и ценностных ориентации. Существенные изменения в их структуре, связанные со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с жесткими правилами рыночной экономики, диктуют новые, более гибкие, новые подходы к воспитанию и образованию молодежи [71, с. 61].
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении образовательных стандартов 2000 г. - раскрывает сущность модернизации образования в сфере воспитания и определения нравственных критериев,
«Сегодня школа должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров» [38, с. 3-7].
Поэтому в современных условиях российской школе необходимо решать задачи нравственного воспитания. Проблема воспитания всегда занимала главное место в общественных отношениях. Чтобы подойти к задачам нравственного воспитания, необходимо, на наш взгляд, начать с выяснения того, что такое воспитание вообще. Каждый автор по-разному трактует cyujuocmb воспитания,
«Краткий педагогический словарь (1982 rj воспитание трактует так:
1) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
2) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;
3) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.
С философской точки зрения, воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому [146, с, 212],
С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом [146, с. 376].
Например, Е.В, Бондаревская рассматривает воспитание как «педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которых происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех го творческих способностей и возможностей» [122, с. 29].
В различных воспитательных системах отправной точкой служит нравственное воспитание. Нравственное воспитание - это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т.е. это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, Б,Г. Ананьев писал, что «Воспитывать- значит создавать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самому себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера» [2, с. 79].
Б.Т. Лихачев понимает нравственное воспитание как «процесс достижения ребенком высокой моральной воспитанности посредством педагогической организации его жизни, формирования его нравственного сознания в единстве с поступками и отношениями» [113, с. 118].
И.Ф, Харламов пишет, что нравственное воспитание представляет собой «Сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой в школе разнообразной деятельности учебной и внеклассной и выработке на этой основе соответствующих личностно-этических качеств» [200, с. 347].
О.В. Шуляпова выделила различные подходы ученых к сущности нравственного воспитания;
1. Когнитивный подход (JLM Архангельский и др.) [6], [7], [8] -это процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей.
2. Оценочно-эмоциональный подход (П.Ф. Каптерев, И.Ф. Харламов и др.) [12], [200] - это процесс формирования оценочных суждений, отношения к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, глубине и силе нравственных чувств.
3. Мировоззренческий подход (Н.К. Крупская, В,А. Сухомлинский и др.) [176], [177], [178], [179], [180], [181], [182], [183], [184], [185], [186] - это процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящем выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности и общества.
4. Поведенческий (деятельность] й) подход (К.Н. Вентцель, Б.Т. Лихачев и др.) [41], [ИЗ] - это процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности.
Деятельностый подход реализуется в процессе осуществления ведущей для определенного возраста деятельности, свидетельствующей о степени развития, т.е. образованности и воспитанности подростков в ходе организации воспитательного процесса.
5. Целостный подход (О.С, Богданова, СВ. Черепкова и др.) [25] - это пронесе формирования и развития нравственно-целостной личности ребенка [222, с. 10-12].
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что нравственное воспитание должно происходить на основе перечисленных подходов; на наш взгляд, большое значение в нравственном воспитании имеет не воздействие учителя на ученика, а их взаимодействие. При взаимодействии происходит обмен жизненными ценностями, нравственными установками, нормами.
Индикатором нравственного воспитания являются нравственные навыки и привычки, которые закрепляются в человеке, но наступает такое состояние нравственного поведения, когда безнравственные поступки начинают вызывать отвращение. Нравственное воспитание учащихся должно осуществляться как целостный педагогический процесс разностороннего воспитательного воздействия, результатом которого является формирование нравственно цельной личности школьника. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, является неэффективным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков.
Нравственное развитие учащихся происходит в контексте своей семьи, социального окружения. На него оказывают влияние взрослые, сверстники, с которыми он общается, средства массовой информации, культурная среда в которой он растет.
Педагогический эксперимент
Экспериментальное исследование эффективности обучения школьников курсу «Основы этической культуры и этики деловых отношений» представляло собой чередование и повтор поэтапного тестирования и анкетирования школьников. Все действия были направлены на диагностику владения знаниями по двум блокам курса; а) основы нравственного воспитания и б) этика деловых отношений. При этом мы рассматривали также возможности использования полученных знаний в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности каждого школьника персонально.
Экспериментальная работа проводилась на базе: Межшкольного учебного комбината № 19 «Гагаринский» в 9-х классах, школы № 838 и школы № 1770 в 9-х и 10-х классах. Исследование велось с 1998 года по 2006 год.
Эксперимент проводился в три этапа:
1) констатирующий этап - на начальных периодах эспериментального обучения учащихся;
2) обучающий (развивающий) этап - в процессе обучения;
3) заключительный контрольный этап - после завершения обучения учащихся.
Контрольные срезы знаний проводились в течение всего второго этапа.
В процессе проведения занятий на всех этапах педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальных группах осуществлялся педагогический мониторинг за экспериментом и велся журнал активности школьников; регулярно велись опросы, анкетирование учащихся и беседы с классными руководителями и родителями учеников. На коитрольно-обучаюшем этапе в экспериментальной группе приняло участие 400 учащихся, в контрольной - 200. Всего 600 человек. В эксперименте участвовали также 120 учителей, В экспериментальных классах обучение велось по нашей программе: «Основы этической культуры с элементами этики деловых отношений». В контрольных классах формированию нравственных качеств школьников уделялось достаточно большое внимание на уроках литературы, истории, обществоведения и др, В течение всего эксперимента проводился текущий контроль за уровнем сформиро ванн ости нравственных качеств и велись наблюдения их проявления в действиях учащихся.
Целью нашего эксперимента являлось: а) формирование базовых нравственных ценностей и качеств школьников, проявляющихся в различных ситуациях; б) приобретение школьниками знаний основ делового этикета, представления об этических проблемах бизнеса и поведении предпринимателя в условиях функционирования рыночной экономики.
Мы поставили следующие задачи:
формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;
формирование у учащихся базисных знаний по основам делового этикета и этики предпринимательства;
ознакомление учащихся с историей развития этических отношений в предпринимательстве;
ознакомление учащихся с основными правилами ведения честного бизнеса.
Констатирующий этап
Па констатирующем этапе эксперимента мы выяснили: уровень нравственной воспитанности у школьников, понимание основных нравственных качеств личности человека, уровень знаний по основам этики деловых отношений. Для выявления нраиствеппых черт школьников и уровня знаний по основам этики деловых отношений нами были предложены три анкеты (№ 1, 2, 3) и тест №1, содержание которых представлено в Приложении 1.
Результаты обработки ответов школьников на вопросы анкет № 1-3 и теста Ш представлены на диаграмме ЗЛ-ЗЛ сердцем»; «щедрый»; «проявляющим сострадание»; «любящий близких»; «не пожелает другому зла».
3. Честный человек — «всегда говорит правду, при любых условиях»; «готовый рассказать правду»; «никогда не врет, на него можно положиться»; «может сказать правду в любой ситуации, когда это надо»; «для которого соврать - последнее дело»; «отвечающий за себя, бескорыстный»; «человек правдивого и честного слова»; «который может открыться перед другим»; «можно доверить любые секреты»; «он всегда говорит правду и смотрит в глаза».
4. Отважный человек — «смелый, готовый совершить подвиг»; «готов на подвиг, на все готов, лишь бы другим было хорошо»; «не боится идти на любые поступки, и не боится принимать любые решения»; «бесстрашный и морально трудоспособный»; «всегда идущий вперед»; «человек рискующий, собой ради общего дела»; «которому все по колено»; «которому морс по колено, добрый»; «который себе важнее всех»; «не ведающий страха»; «за мир в мире, который пойдет на все, ради того, чтобы всем было лучше»; «не знаю»; «это Я, не боюсь никого, только любовь»; «никогда не пойдет по легкому пути».
5. Надежный человек — «на которого можно положиться»; «готовый помочь в любую минуту»; «его попросил, он выполнит любую просьбу»; «можно доверить самые сокровенные тайны»; «на которого можно рассчитывать»; «ему можно доверять»; «которого можно использовать как страховку»; «можно дать ему какое-нибудь задание»,
6. Злой человек — «строящий подставки и делающий жизнь хуже»; «ненавидит всех и все, не может жить в обществе»; «грубый, готов повредить другим, никогда не помогает»; «негативно влияет на окружающих»; «не отзывчивый, плохой»; «делающий всем подлянки»; «человек с отрицательным поведением и эмоциями»; «холодно относится к людям»; «несет людям зло и вред»; «не любит случайных встреч с людьми и пессимист»; «не знаю»; «человек, который ко всем как собака»,
7. Безжалостный человек — «человек с ледяным сердцем»; «не понимает человеческие чувства, ему все безразлично»; «который не умеет прощать, он груб, в каком-то смысле жесток»; «который никого не жалеет»; «никто ему не нужен, ни на кого не обращает внимание»; «который не знает меры»; «который делает все, что ему угодно и считает, что это правильно, хотя иногда это не так»; «не жалеет ни себя ни других»; «если что, то будет просить пощады»; «никогда ничего не может в трудной ситуации».
8. Человек трусливый — «боится делать все, за что берется»; «всех боится, может продать друга, лишь бы его не трогали»; «боится отвечать за свои поступки»; «бегущий от всего, боится трудностей»; «готовый бросить друга в трудную минуту»; «боится собственной тени»; «которого чуть что сразу охватывает страх»; «идет по легкому пути»; «в начале сделает что-то, потом прячется за спинами других».