Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Философские проблемы формирования общественного экологического сознания 12
1.2. Развитие экологического сознания в процессе социогенеза 16
1.3. Экологическое образование 3 7
1.3.1. Тенденции развития экологического образования 41
1.3.2. Сущность, принципы, цели, задачи, содержание экологического образования 46
1.4. Экологическая психопедагогика 57
1.4.1. Сущность, цели, задачи экологической психопедагогики 57
1.4.2. Механизмы формирования отношения к природе. 59
1.4.3. Принципы и методы экологической психопедагогики. 61
1.5. Экологическое образование младших школьников 64
1.5.1 Психолого-педагогические основы экологического образования младших школьников 64
1.5.2. Программы экологического образования младших школьников 69
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 74
2.1. Модель структуры учебного процесса экспериментального курса "Природа и человек" 74
2.1.1. Целевой компонент. 75
2.1.2. Содержательный компонент. 78
2.1.3. Операционно-деятельностный компонент. 8 7
2.1.3.1. Формирование мотивов обучения. 88
2.1.3.2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
2.1.3.3. Средства и формы обучения. 99
2.1.4. Оценочно-результативный компонент. 106
2.2. Управление процессом обучения. 129
2.3. Оценка эффективности технологии формирования экологического сознания младших школьников. 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
ЛИТЕРАТУРА 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
- Философские проблемы формирования общественного экологического сознания
- Развитие экологического сознания в процессе социогенеза
- Модель структуры учебного процесса экспериментального курса "Природа и человек"
Введение к работе
История взаимодействия человека и природы насчитывает тысячелетия. Современный этап взаимодействия человека и природы характеризуется состоянием экологического кризиса, который может закончиться экологической катастрофой глобального масштаба. Реймерс Н.Ф. считает, что "человечество никогда не было так близко к всеобщему самоуничтожению. Один неверный шаг может стать роковым."(134, с.620) Не будет преувеличением сказать, что человечество сейчас находится в условиях сурового экзамена на разумность, от результатов которого зависит будущее современной цивилизации.
Технократическая парадигма мышления является преобладающей в современном обществе, поэтому выход из экологического кризиса ищется в привычных путях: принятие природоохранных законов, создание "экологически чистых" производств и т.д., иными словами, предлагается внести коррективы в направление научно-технического прогресса, который породил экологические проблемы. Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как-то, что заключено в нем самом. (35)
Лисеев И.К. считает, что «экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной конкретной стратегии социального, технического, политического развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой". (136, с.7) Сейчас все большее число исследователей приходят к выводу, что экологический кризис - это кризис мировоззренческий, духовно-нравственный. Для выхода из кризиса необходимо усвоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, осознать экологические императивы взаимодействия общества и природы. Как отмечает Родзевич Н.Н., «острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения.
4 Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея овладеет массами» (100, с.38). Костенков П.П. в качестве одной из причин экологического кризиса называет "экологическую малограмотность или даже безграмотность населения" (62, с.79). Войткевич Г.В. считает, что "настало время развернуть всемирную компанию в целях экологического просвещения широких масс людей". (24, с. 156) Очевидно, что решение экологической проблемы, гармонизация взаимоотношений человека и природы возможна только при условии формирования экологического сознания населения.
В связи с этим, актуальным является вопрос о всеобщем экологическом образовании, целью которого является формирование экологического сознания населения. «Массовое экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей, соответствующих экологическому императиву.»(100, с.38)
Экологическое образование в России официально принято как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранной политики (ст. 41, 42 Конституции РФ, Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Указ Президента РФ "О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Проект стандарта экологического образования ...).
Педагогической общественностью России обсуждаются проблемы разработки содержания экологического образования, совершенствования методики преподавания природоведения, экологии, рассматриваются пути экологизации других школьных дисциплин (14, 15, 34, 35, 36, 39, 43, 44, 45, 46, 50, 56, 61, 62, 66, 70, 78, 89, 94, 98, 100, 101, 111, 113, 119 и др.).
Проблемным Советом по экологическому образованию Российской Академии образования (Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Салеева
5 Л.П. и др.) разработана концепция, сформулированы принципы, определены цель и задачи экологического образования.
Проблемы экологического образования учащихся общеобразовательной школы раскрыты в трудах Глазачева С.Н., Ердакова Л.Н., Зверева И.Д., Захлебного А.Н., Кудрявцевой Е.М., Кучер Т.В. Лихачева Б.Т., Мамедова Н.М., Салеевой Л.П., Сенкевич В.М., Суравегиной И.Т. и др.
Сущность понятия "экологическое сознание" и проблемы его формирования освещены в работах Дерябо С.Д., Левина В.А., Алдашевой А.А., Медведева В.И., Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Гирусова Э.В., Моисеевой Л.В., Родзевича Н.Ф. и др.
Проблемы экологического образования младших школьников раскрыты в трудах Вахрушева А.А., Виноградовой Н.Ф., Дмитриева З.А., Клепининой З.А., Мельчакова Л.Ф., Колтуновой И.Р., Кузнецовой В.И., Моисеевой Л.В., Пакуловой В.М., Плешакова А.А., Поглазовой О.Т., Топвпинец И.Т., Цветковой И.В. и др.
Однако, существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о природе, не смогло изменить природоразрушительных мотивов в сознании значительной части населения. В средних учебных заведениях в настоящее время достаточно апробировано преподавание знаний о законах природы и законах общества. Преподавание знаний о законах совместимости, взаимодействия общества и природы как целостной коэволюционирующей системы осуществляется недостаточно. (66)
В связи с этим, необходимо коренное изменение философии и методологии экологического образования, основанного на целостном представлении о мире и месте в нем человека. Такое образование должно дать людям аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия человека, общества и природы, вооружить технологиями взаимодействия с природой, сформировать субъективное отношение к природе.
Существующие в начальной школе программы по математике, русскому языку, литературе не обеспечивают формирование экологических знаний учащихся. Поэтому развитие экологического сознания учащихся должно осуществляться прежде всего на уроках природоведения. В настоящее время для традиционной начальной школы разработаны пять вариативных курсов: "Зеленый дом", автор А.А.Плешаков; "Природа и люди", автор З.А.Клепинина; "Окружающий мир", авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, "Мир и человек", авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан; "Окружающий мир", авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин.
Для школ, работающих по системе Л.В.Занкова, разработаны две вариативные программы для 1-4 классов: "Мы и окружающий мир", авторы Н.Я.Дмитриева и А.А.Казаков; "Я и окружающий мир", автор И.П.Топивнец.
Все перечисленные программы имеют экологическую направленность, которая определяется идеями многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.
Для школ, работающих по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, разработана программа "Естествознание", авторы Е.В.Чудинова и Е.Б.Букварева.(128) Реализация данной программы способствует формированию теоретического мышления учащихся. Учебным предметом в этом курсе является не сама картина мира, а способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. Основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений.
Несмотря на то, что авторы в методических рекомендациях указывают на необходимость рассмотрения экологических вопросов, эта программа не способствует в достаточной степени формированию экологического сознания младших школьников. Уже сама постановка цели курса "освоение способов построения картины мира" способствует прагматическому отношению к природе, как к объекту изучения.
7 По философской основе технология развивающего обучения
Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является сциентистской и антропоцентрической (классификация Г.К.Селевко). (103, с.191)
Таким образом, проблема формирования экологического сознания учащихся начальных классов остается актуальной.
Существует противоречие между необходимостью осуществления процесса формирования экологического сознания младших школьников и отсутствием возможности его реализации.
Названное противоречие обусловило проблему исследования, которая заключается в определении оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию экологического сознания младших школьников.
Исходя из того, что задача формирования экологического сознания младших школьников является актуальной в настоящее время и учитывая ее недостаточную теоретическую разработанность и методическую обеспеченность, мы определили тему исследования: "Формирование экологического сознания младших школьников".
Цель исследования - сконструировать модель, разработать технологию формирования экологического сознания младших школьников, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность их функционирования.
Объект исследования - экологическое образование младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования экологического сознания младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования экологического сознания младших школьников будет иметь положительную динамику, если: он будет состоять из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов,
8 технология формирования экологического сознания младших школьников будет основана на реализации учебно-методического комплекта "Природа и человек", разработанного с учетом принципов и методов экологической психопедагогики; в процессе реализации учебно-методического комплекта "Природа и человек" будет осуществляться мониторинг уровня экологический знаний, субъективного отношения к природе, знаний о технологиях взаимодействия с ней. оценка качества экологических знаний будет осуществляться с помощью квалиметрически обоснованной методики.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.
Определить концептуальные основы современного экологического образования школьников,
Раскрыть сущность понятия "экологическое сознание", определить критерии его оценки;
Сконструировать модель и разработать технологию процесса формирования экологического сознания младших школьников на основе использования учебно-методического комплекта "Природа и человек", обучающихся по программе «Естествознание» (авторы Чудинова Е.Н., Букварева Е.Б.
4. Разработать квалиметрически обоснованную методику оценки качества экологических знаний младших школьников.
9 Методологической основой нашего исследования являются: - положение о диалектическом единстве человека и природы, представленное в трудах русских космистов (Бердяева Н.А., Соловьева B.C., Федорова Н.Ф., Флоренского П.П. и др.), - учение о ноосфере Вернадского В.И., теоретические и методологические основы организации педагогического процесса, разработанные Бабанским Ю.К., - теория экологического образования, разработанная Зверевым И.Д., Захлебным А.Н., Суравегиной И.Т., Салеевой Л.П., и др.,
Нами использовались следующие методы исследования. Теоретический уровень. Сравнительный анализ философской, психололго-педагогической литературы;
Эмпирический уровень. Педагогический эксперимент, психологический и педагогический анализ экспериментальных уроков; тестирование, анкетирование; методы математической статистики. Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап - поисковый (1998 - 2000гг.)
Осуществлено изучение философской, педагогической, психологической литературы по проблемам экологического образования, Определялись концептуальные подходы и категориальный аппарат, цель, задачи, предмет, объект, методы исследования. Проведен констатирующий эксперимент.
2 этап - экспериментальный (2001 - 2002гг.)
Сконструирована модель, определено содержание, разработана технология формирования экологического сознания младших школьников. Осуществлена их апробация и внедрение в практическую деятельность. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Бийском лицее Алтайского края. В формирующем эксперименте приняли участие 101 ученик.
10 3 этап - заключительный (2002 - 2003 гг.)
Проведена систематизация, обобщение и анализ результатов эксперимента, сформулированы теоретические выводы исследования. Осуществлена выработка оценочных критериев результатов и методических рекомендаций для уителей начальных классов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической, методологической и практической обоснованностью проблемы исследования, адекватностью методов цели и задачам исследования, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы исследования.
Научная новизна исследования: сконструирована модель и разработана технология формирования экологического сознания младших школьников на основе использования учебно-методического комплекта "Природа и человек", разработанного с учетом принципов и методов экологической психопедагогики; реализован новый методический подход определения показателей и оценки эффективности процесса формирования экологического сознания; разработана квалиметрически обоснованная методика диагностики экологических знаний младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных подходов к исследованию проблемы и выявлении возможностей содержания курса "Природа и человек" для формирования экологического сознания младших школьников.
Практическая значимость исследования. Изучение курса "Природа и человек" совместно с курсом "Естествознание" Чудиновой Е.Н. и Букваревой Е.Б. позволяет повысить эффективность процесса формирования экологического сознания младших школьников. Учебно-методический комплект "Природа и человек", квалиметрически обоснованная методика оценки экологических знаний младших школьников могут быть использованы в школьной практике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в г.Екатеринбурге, г.Тобольске, г.Бийске, в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования, на кафедре естествознания Бийского лицея.
На защиту выносятся следующие положения.
Модель формирования экологического сознания младших школьников включает целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. В его разработке учитываются дидактические принципы, методы и формы; принципы экологического образования, принципы и методы экологической психопедагогики.
Учебно-методический комплект "Природа и человек", состоящий из программы, рабочей тетради для учащихся, методического пособия для учителей, является эффективным для реализации технологии формирования экологического сознания младших школьников.
Философские проблемы формирования общественного экологического сознания
Не вызывает сомнений правомерность мировоззренческого подхода к анализу современной экологической ситуации, так как отношение человека к окружающей его социальной и природной среде составляет важный аспект любого мировоззрения. Осознание последствий экологического кризиса дало мощный импульс рассмотрению философских проблем экологии, углублению мировоззренческих основ отношения человека к природе.
Философия рассматривает экологию как науку о гармонии природы и человека, которая позволяет строить прогнозы жизни человека, жизни цивилизации, т.к. дает фундамент построения ее экономики, культуры и т.д.
В настоящее время очевидна необходимость коренных изменений в экологическом сознании человечества, в системе отношений человека к природе. Тейяр де Шарден задавал вопрос "Продвинувшись до человека, не остановился ли мир в своем развитии? А если мы еще движемся, то не находимся ли мы накануне падения?" (116, с. 185). Во второй половине XX века происходит, как отмечает Горелов А.А., «резкое обострение противоречия между человеком и природной средой, причем главным фактором этого обострения явилась преобразовательная деятельность человека» (29, с.З). Д.Маркович указывал, что "человечество в своей истории впервые подошло к настоящему мировому кризису, который охватывает все живые существа, всю систему, где мы живем" (72, с.91).
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. Ей посвящены работы многих ученых (5, 18, 19, 24, 26, 27, 28, 29, 49, 52, 58, 65, 67, 68, 72, 79-82, 92, 96, 116, 118, 121,126, 130, 132, 134 и др). К ней часто обращались крупнейшие мыслители прошлого, последователи различных направлений и школ.
Важным является вопрос: как соотносится экологическая проблема, требующая неотложных научных, экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношения человека и природы?
Хозяйственная деятельность людей стала, по выражению Вернадского В.И., геологической силой, сравнимой по размаху и интенсивности с силами природы. Приравнивание результатов действия человека к действию природных сил изменило практическое и теоретические отношение человека к природе.
В практическом отношении природа выступает как источник природные ресурсов, в теоретическом - как объект познания. С другой стороны, природ воспринимается как ценность, если это восприятие не сводится к знанию законої производства утилитарных, полезных предметов.
Гиренок Ф. отмечает, что «ускользание самоценного отношения к природе из сферы человеческого существования сопровождается наращиванием интеллектуальных средств научного и инженерного творчества, для которого природа не ценность, а объект, материал для воплощения научно-технических идей. Как самоценность она не дает ни одной тонны угля, ни одного киловатта электроэнергии» (26, с.43).
В различных конкретно-исторических и социальных условиях имели место различные типы отношения человека к природе. Но самоценное отношение к ней никогда не было испытанием для жизни человека в той мере, в которой оно обнаружило себя в наше время. «Самоценность природы, ее сущность как бы "мешает" человеку видеть в ней только то, что в ней полезно.» (26, с.43).
Развитие экологического сознания в процессе социогенеза
С терминологической точки зрения словосочетание "экологическое сознание" не является достаточно строгим. В философской литературе проблема отнесения экологического сознания к одной из форм общественного сознания является дискуссионной. Предмет обсуждения - вопрос о правомерности выделения экологического сознания в самостоятельную форму. Представители первой точки зрения считают, что неправомерно выделять экологическое сознание как форму общественного сознания. Экологическое сознание — это не просто форма общественного сознания. Экологизации подвергается не какая-то отдельно взятая область. Перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях.
Сторонники самостоятельной формы наделяют в подтверждение своей позиции экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания. С точки зрения категориального анализа они делают вывод, что можно расценивать экологическое сознание как самостоятельную форму общественного сознания, наряду с политическим, религиозным, научным.
Медведев В.И. и Алдашева А.А. понимают под экологическим сознанием сформированную в виде понятийного аппарата систему отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этой связи в интересах человека или человечества, а также распространение существующей концепции и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и их взаимные связи с человеком" (75, с.13).
Они выделяют четыре формы экологического сознания.
1. Сознание отрицания, характеризующееся тем, что в нем доминирующую роль играет очень глубокий разрыв между "Я" и "неЯ", а "Я" в "неЯ" предельно заторможено. Суть этой формы экологического сознания заключается в том, что вся информация о характере и содержании экологических связей отвергается сознанием, как не имеющая отношения к
субъекты.
2. Гиперболизированное экологическое сознание, признаком которого является выраженная и не соответствующая реальной ситуации гиперболизированная оценка экологических проблем независимо от того имеют ли они прямое или косвенное отношению к человеку.
3. Эгоистическое экологическое сознание характеризующееся тем, что формируются в той или иной мере адекватные действительности концептуальные модели отношения человека и природы и человека и общества, которые выступают в виде нормативно-правовых и нравственных ограничений, но в решении всех проблемных вопросов, выборе форм экологического поведения приоритет отдается интересам субъекта.
4. Адекватное экологическое сознание. Характерной чертой его является почти полное совпадение концептуального образа внешней среды и взаимоотношения человека с этой средой, с объективной действительностью, с результатами, полученными при использовании методов научного познания.
Моисеева Л.В. дает следующее определение понятию "экологическое сознание". "Экологическое сознание" - это 1) совокупность экологических идей, взглядов, теорий, обслуживающих данное общество, 2) отражение закономерностей становления, функционирования и развития экологического бытия, 3) осознание экологических условий существования и развития общества, 4) отражение диалектики закономерностей сохранения природных условий социального бытия, 5) осознание необходимости сохранения и поддержания природных основ бытия человека и общества (78, стр.5).
Гирусов Э.В. считает экологическим сознанием «глубокое понимание неразрывной связи человека с природой вплоть до признания приоритета сохранения природной среды перед решением задач социального порядка.» (28, с.446).
По Реймерсу Н.Ф., «экологическое сознание - глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека» (97, с.409).
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. понимают под экологическим сознанием " совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе." (89, с. 13).
По определению Дерябо С.Д. и Левина В.А., под экологическим сознанием понимается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а так же соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. (35, с.6)
Дерябо С.Д. и Ясвин В.А. выделяют два типа экологического сознания — антропоцентрическое и экоцентрическое.
Антропоцентрическое экологическое сознание — это система представлений о мире, для которой характерны:
1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности,
2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека,
3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Модель структуры учебного процесса экспериментального курса "Природа и человек
Процесс формирования экологического сознания как целостную систему
мы представляем в виде модели (рис. .1). Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы..., который будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта." (33, с.55-56).
Процесс обучения призван осуществлять три функции -образовательную, воспитательную и развивающую.
Качество обучения, как отмечает Талызина Н.Ф., зависит от обоснованности целей обучения (для чего учить?), содержания обучения (чему учить?) и процесса учения (как учить?)(115).
Процесс обучения состоит из целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонента.
Целевой компонент является важнейшим исходным компонентом процесса обучения, определяет формирование личности, обладающей экологическим сознанием, т.е. личности, имеющей адекватные экологические представления, субъектное отношение к природе, владеющей стратегиями и технологиями взаимодействия с ней.
Цели и задачи педагогического процесса формирования экологического сознания личности определяются на основе социального заказа, требований проекта государственного стандарта экологического образования, программы курса "Природа и человек", уровня предшествующей подготовленности и развитости учащихся, обучающихся по программе развивающего обучения Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой.
Цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт может надежно опознать. По мнению Кларина М.В., перевести результаты обучения на язык действий возможно с помощью таксономии педагогических целей, т.е. построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия) (55).
Наибольшую известность получила таксономия педагогических целей, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Чикагского университета Бенджамина Блума. Она охватывает когнитивную, аффективную, психомоторную области. На сегодняшний день система Б.Блума в когнитивной области является наиболее распространенной. Ее применение наиболее изучено. В когнитивной области выделяют следующие категории учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка (55, 127).
Конкретизация целей курса "Природа и человек" на основе этой таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели курса, на втором - цели текущей учебной деятельности.
1 этап конкретизации целей курса "Природа и человек".
Цель сформулирована с позиций экологической психопедагогики.
Цель курса "Природа и человек " - начать формирование экологического сознания младших школьников.
Задачи курса - в соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три задачи.