Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование художественно-эстетического вкуса как проблема научного исследования
1.1. Понятие художественно-эстетического вкуса в системе научного знания 16
1.2. Сущность и структура художественно-эстетического вкуса личности 33
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования художественно эстетического вкуса у младшего школьника 48
Глава 2. Методологические аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у детей в системе дополнительного образования
2.1. Художественная педагогика в процессе развития системы дополнительного образования детей 65
2.2. Роль образовательной среды творческого объединения в формировании у детей художественно-эстетического вкуса 80
2.3. Педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования 86
Глава 3. Пути повышения эффективности формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в творческом объединении
3.1. Диагностика уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников 115
3.2. Разработка экспериментальной программы творческого объединения с целью формирования у детей художественно-эстетического вкуса 145
3.3. Основные этапы педагогического эксперимента по проблеме исследования 155
Заключение 171
Литература 178
- Психолого-педагогические особенности формирования художественно эстетического вкуса у младшего школьника
- Роль образовательной среды творческого объединения в формировании у детей художественно-эстетического вкуса
- Педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования
- Разработка экспериментальной программы творческого объединения с целью формирования у детей художественно-эстетического вкуса
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Происходящие перемены в общественно-политической жизни страны, а также изменения в структуре и содержании образования ведут к решению новых педагогических задачв системе общего и дополнительного образования. Среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимает проблема формирования художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют дискуссии о трактовке понятия «художественный вкус», об особенностях и оптимальных путях формирования художественно-эстетического вкуса у детей на конкретных возрастных этапах.
Проявление вкуса можно наблюдать в достаточно раннем детском возрасте. Чем младше ребенок, тем выше его восприимчивость к внешним воздействиям и в большей степени он подражает своему окружению. В силу этого особую значимость приобретает наличие в среде, окружающей младшего школьника, истинных эстетических эталонов, определяющих способность сопротивляться антиэталонам. Касаясь данной проблемы, академик РАО С.П. Ломов отмечает: «… важно научить человека осмысливать информацию, правильно отбирать ее, верно ориентироваться в информационном потоке, уметь входить в гармоническое состояние своего внутреннего и внешнего мира, самоопределяться с внутренними духовными потребностями, эстетическими интересами».
Кроме того, несмотря на разработку и введение в школьную практику новых стандартов, в рамках сократившихся учебных часов, отведенных на предмет «Искусство», педагоги не успевают «привить детям вакцину понимания и любви к высокому искусству.... Педагогическая наука в какой-то степени отстает от требований жизни, ценностей, целей, идей, ориентиров, потребностей, в том числе и духовных и нравственных, которые находятся в прямой зависимости от развитых художественных потребностей»(С.П.Ломов).
В этой связи интеграция систем общего и дополнительного образования предоставляет большие возможности в применении традиционных и альтернативных форм и методов художественного воспитания и обучения.
Проблема формирования художественно-эстетического вкуса у школьников выступает предметом изучения различных наук: философии, эстетики, искусствоведения, социологии, педагогики, психологии. На данном этапе накоплен обширный исследовательский материал, заложивший основу изучения проблемы формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством:
- отечественные и зарубежные философско-эстетические концепции художественно-эстетического вкуса (Э. Бёрк, Ю.Б. Борев, А. Вольтер, Г.Г. Гадамер, Ф. Гегель, И.Г. Зультцер, М.С. Каган, И. Кант, А.Ф. Лосев,
Е.А. Малыгина, Ж.Ж. Руссо, В.К. Скатерщиков, Н.Г. Чернышевский,
В.П. Шестаков);
- основные психолого-педагогические направления формирования художественного вкуса (А.Н. Леонтьев, А.И. Буров, Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.Т. Лихачев, В.Д. Шадриков,
А.С. Молчанова, В.А. Разумный, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов,
Д.И. Фельдштейн и др.).
Общим вопросам формирования художественно-эстетического вкуса у детей в процессе обучения изобразительном и декоративно-прикладному искусству были посвящены труды ведущих отечественных художников-педагогов (С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, В.В. Корешкова, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова).
Отдельным проблемам, связанным с формированием художественно-эстетического вкуса младших школьников и его составляющих, были посвящены работы следующих педагогов и психологов:
- исследования в сфере художественного образования, которые касались теории и практики, закономерностей изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста, методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе (Е.С. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.С. Кузин,
Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова);
- научные труды, посвященные особенностям формирования художественно-творческих способностей у младших школьников (Л.С. Выготский,
В.А. Гуружапов, Н.М. Зубарева, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко,С.А. Мочалова, О.С. Нечаева, В.А. Пантиков, и др.);
- работы, связанные с формированием нравственно-эстетических качеств учащихся младшего школьного возраста (А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинский, А.В. Тутолмин и др.)
- исследования, посвященные индивидуализации и дифференциации обучения изобразительному искусству учащихся младшего школьного возраста
(С.А. Аманжолов, Н.С. Боголюбов, Г.А. Горбунова).
Конкретным проблемам формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников были посвящены диссертационные исследования Е.Н. Демченко (на уроках изобразительного искусства в условиях школьного образования); Раицкой Г.В. (в процессе литературного творчества учащихся); Е.А. Сивухиной (на музыкальных занятиях); В.В. Саморуковой (психологический аспект творческой активности младших школьников в процессе формирования художественного вкуса).
Из всего многообразия научных работ более всех приближена к теме нашего исследования диссертация Е.Н. Демченко «Воспитание художественного вкуса у младших школьников на уроках изобразительной деятельности». Однако, автор исследования ограничился только школьной практикой, а возможности системы дополнительного образования в решении поставленной проблемы не рассматривались.Кроме того, в диссертации
Е.Н. Демченко был приведен недостаточно глубокий анализ феномена «художественный вкус» и критериев уровня его развития у младших школьников, вследствие чего экспериментальная часть исследования не показала полноценной картины формирования художественного вкуса у учащихся.
Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что феномен художественно-эстетического вкуса изучался в многочисленных трудах ученых различных научных направлений, однако процесс формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством оказался фактически неисследованным.
Кроме того, следует отметить, что проблема формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении до настоящего времени не выступала предметом конкретного исследования. Вместе с тем, анализ теоретически-эмпирических исследований показал, что в рамках дополнительного образования возможно эффективное решение данной задачи.
Таким образом, проблема настоящего исследования была обусловлена следующими противоречиями:
- между потребностью общества в воспитании младших школьников, обладающих развитым художественно-эстетическим вкусом, и недостаточным теоретическим обоснованием этого процесса в системе дополнительного образования;
- между потребностью художественного творческого объединения в разработке педагогических условий формирования художественно-эстетического вкуса у детей и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе дополнительного образования.
Исходя из вышеизложенного, определился выбор темы исследования: Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у воспитанников младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Объект исследования – процесс художественно-эстетического образования младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении.
Предмет исследования – педагогические формы, методы и приёмы формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в современной системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования:
Если применять в процессе занятий изобразительным искусством младших школьников в системе дополнительного образования:
а) специальные педагогические условия для формирования художественно-эстетического вкуса у детей;
б) экспериментальную программу творческого объединения, содержание которой нацелено на:
- развитие художественного и эстетического восприятия произведений искусства, развития интереса к искусству;
-формирование нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника;
- получение необходимых знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие художественных способностей детей, стимулирование проявления креативности, то процесс формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении будет иметь максимальную эффективность.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:
-
-
-
-
Проанализировать подходы к изучению проблемы формирования художественно-эстетического вкуса в философии, эстетике, педагогике, психологии и др. науках;
-
Обобщить сведения о сущности художественно-эстетического вкуса и выявить критерии проявления развитого художественно-эстетического вкуса личности в целях организации экспериментального исследования;
-
Изучить психолого-педагогические особенности формирования художественно-эстетического вкуса у детей в младшем школьном возрасте;
-
Проанализировать методологические аспекты формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования;
-
Разработать диагностические методики изучения уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников;
-
Разработать и апробировать экспериментальную программу по изобразительному искусству в творческом объединении с целью совершенствования процесса формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
изучение и обобщение опыта педагогов общего и дополнительного образования по проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста;
анкетирование, педагогическое наблюдение с целью диагностики уровня развития художественно-эстетического вкуса у детей;
анализ результатов творческой деятельности младших школьников;
педагогический эксперимент, состоящий из поисково-констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Методологическую основу исследования составили:
- исследования в области эстетики и философии, связанные с проблемой формирования художественно-эстетического вкуса (Ю.Б. Борев, Г. Гегель,
И. Кант, М.С. Каган, Е.А. Малыгина, А.С. Молчанова, Н.Д. Никандров,
В.К. Скатерщиков. Д.И. Фельдштейн и др).,
-труды в области теории и методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, и др.;
- педагогические, психологические и методические исследования творческой деятельности и развития художественных способностей младших школьников: С.А. Аманжолов, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский,
Г.А. Горбунова, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова,
Н.М. Сокольникова, Д.И. Фельдштейн, Т.Я. Шпикалова и др.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского творчества» Заводского района г. Орла; Муниципальная средняя образовательная школа № 17 г. Орла; комната школьника Заводского района г. Орла и Дома детского творчества г. Малоархангельска Орловской обл. Также в эксперименте участвовали школьники 1-4 классов лицея № 28 г. Орла, гимназии № 34 г. Орла. Выборку исследования составили воспитанники младшего школьного возраста (дети 7-11 лет, всего 75 человек, из них 47 девочек, 28 мальчиков).
Организация и этапы исследования:
этап (2005-2007 гг.): определение целей и задач, объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы исследования, разработка методики экспериментального исследования.
этап (2007-2008 гг.): экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования с целью формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников, разработка экспериментальной программы творческого объединения.
этап (2008-2012 гг.): апробация и внедрение экспериментальной программы в образовательную деятельность творческого объединения, обработка и анализ полученных результатов.
Научная новизна:
определено понятие художественно-эстетического вкуса как совокупности способностей человека воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продуктов творческой деятельности и объектов окружающей действительности; потребностей в усвоении специальных знаний в области искусства и развитии художественных способностей; наличия эстетических потребностей, интереса, желания заниматься творческой деятельностью;
выявлены компоненты художественно-эстетического вкуса, которые выступают как проявленияхудожественно-эстетического восприятия; нравственно-эстетических качеств личности; свойств художественных способностей, грамотности в конкретной области культуры или искусства (знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства), креативности. Описаны уровни развития компонентов художественно-эстетического вкуса и разработаны критерии их оценки;
определены составляющие образовательной среды творческого объединения, необходимые для формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников;
выявлены психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у детей в младшем школьном возрасте на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении;
экспериментально доказано, что формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников происходит наиболее эффективно при условии применения специальноразработанной программы творческого объединения, направленной на формирование структурных компонентов художественно-эстетического вкуса.
Теоретическая значимость определяется вкладом в развитие теоретических основ изучения понятия художественно-эстетического вкуса:
проведен исторический анализ понятия «художественно-эстетический вкус» и выведено его обобщённое рабочее определение; определены компоненты художественно-эстетического вкуса, их признаки и особенности, характерные для младших школьников.
проведено обобщение опыта художественной педагогики, накопленного в процессе становления системы дополнительного образования, теоретически обоснованы формы, методы и приёмыобучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования с целью формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьникови принципы разработки экспериментальной программы.
Практическая значимость:
разработана и апробирована на практике экспериментальная программа формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении;
подобраны и систематизированы методики для определения уровня сформированности компонентов художественно-эстетического вкуса у младших школьников.
Разработки диагностического характера, экспериментальная программа для обучения изобразительному искусству в творческом объединении могут быть использованы в практической деятельности педагогов изобразительного искусства, дополнительного образования, педагогов начального обучения, а также в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по указанным специальностям в колледжах и ВУЗах.
Достоверность исследования
определена, исходя из современной педагогической и психологической науки, обеспечена исходной теоретико-методологической базой, комплексом методов изучения проблемы, соответствующих цели и задачам исследования, экспериментальным подтверждением и работой в реальных условиях творческого объединения системы дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
-
-
-
Обоснование необходимости и возможностей формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
-
Педагогическая среда творческих объединений в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в целях формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.
-
Педагогические условия, важнейшими из которых являются формы, методы и приёмы формирования художественно-эстетического вкуса младшего школьника, обладают наибольшей эффективностью, если они имеют направленность на развитие конкретных компонентов, проявление которых указывает на наличие художественно-эстетического вкуса: художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, интереса к искусству и занятиям изобразительным искусством; художественных способностей, грамотности в конкретной области культуры или искусства (знания, умения и навыки в области изобразительного искусства), креативности. Полноценный эффект достигается при комплексном применении разнообразных форм и методов и приёмов работы: традиционных и инновационных.
-
Применение специально разработанной экспериментальной программы творческого объединения обеспечивает эффективность процесса формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась с 2007 по 2012 г.г. в ходе экспериментальной деятельности в учреждении дополнительного образования детей «Дом детского и юношеского творчества», комнате школьника Заводского района г. Орла, с 2009 года – в Доме детского творчества г. Малоархангельск Орловской области и в муниципальной средней общеобразовательной школе № 17 г. Орла.
Экспериментальная программа апробировалась на базе Дома детского и юношеского творчества Заводского района г. Орла и в средней школе № 17 г. Орла.
Результаты исследования освещались на конференциях по итогам научной работы в ОГУ, в 2007-2012 гг. на заседаниях кафедры живописи ОГУ; на педагогических советах, конференциях и педагогических мастерских Дома творчества Заводского района г. Орла; на семинарах курсов повышения квалификации педагогов в институте усовершенствования учителей г. Орла. Проводились открытые занятия с детьми творческого объединения для директоров школ г. Орла. Результаты исследования были предметом дискуссии на педагогических семинарах и встречах, посвященных открытию ежегодных, совместных выставок творческих работ педагога и
учащихся - воспитанников объединения «Художник» в Домах творчества и школы №17 г. Орла.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Текст включает в себя 11 таблиц и 26 рисунка.
Психолого-педагогические особенности формирования художественно эстетического вкуса у младшего школьника
С XVII в. и до XIX в. вокруг проблемы эстетического вкуса шли споры: чувства или разум находится в основании вкуса, является ли вкус врождённым свойством или его возможно воспитать, вкус — это социальное явление или индивидуальное свойство, имеет ли вкус классовую природу.
Французские философы и теоретики классицизма XVII-XVIII в.в.: Ж-Ж. Руссо, Вольтер, Монтескье, и др.,- рассматривали проблему вкуса с позиций рационализма.
«Вкус,- писал Вольтер, - чутьё, дар различать свойства пищи, породил во всех известных нам языках метафору, где словом «вкус» обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах, художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному...» [Вольтер. 1974]. По мнению Вольтера, хороший художественный вкус, с одной стороны, является внутренним, врождённым; с другой стороны, вкус воспитывается в течении долгих лет на примерах истинных произведений мастеров классицизма и прекрасных явлений природы.
Ж.Ж. Руссо считал, что художественный вкус имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей личности, от общественного положения. Причём более развитый вкус, по его мнению, характеризовал людей, ведущих праздный образ жизни, а не занятых тяжёлым трудом и связанных какими-либо деловыми отношениями. А на формирование хорошего художественного вкуса несомненное влияние оказывают произведения искусства, поэзия и природа, поэтому вкус поддаётся воспитанию.
В сущности вкуса как эстетической категории Ш. Монтескье видел конкретную разновидность ума человека и определил его как способность выявлять степень удовольствия [Монтескье. 1955].
Французский философ Жан-Поль обнаружил в проявлении вкуса эстетические и этические составляющие. Он приравнял художественно 1 «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства». эстетический вкус к совести человека, посчитав что хороший вкус не позволяет личности оставаться равнодушным ко всем проявлениям прекрасного или безобразного, также как и нравственный идеал не даёт преобладать внутреннему эгоизму над общечеловеческими ценностями.
Философы английской школы сенсуалистической эстетики Хом, Шефтсбери стремились доказать связь художественно-эстетический вкуса с особенностями чувств и ощущений индивида, и также выявляли параллель между вкусом и нравственностью.
Проводя исторический анализ формирования понятия «художественно-эстетический вкус» нельзя не отметить вклад немецкого мыслителя XVIII в. И.Г. Зульцера, который дал ёмкую характеристику вкусу в «Истории искусства древности». «Вкус — по существу не что иное, как способность чувствовать красоту, так же как разум - это способность познавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство - способность чувствовать добро». [По Овсянникову, Т.2. С. 491]. По мнению Зульцера, вкус имеет важное значение не только в области искусства, но и во всех сферах человеческой жизни, поэтому задачу формирования художественно-эстетического вкуса он ставил в ранг общенациональных.
И.Г. Гердер пытался найти формулу идеального вкуса. Он занимался поисками совершенного вкуса, некого ядра, освобождённого от разнообразной наносной шелухи (индивидуальных, национальных, исторических особенностей, проявляющихся в эстетическом вкусе человека). Он считал, что, очистив ядро вкуса, данного каждому человеку, от всего несущественного, личность может приблизиться к достижению абсолютного эстетического вкуса [По Овсянникову, Т.2. 1964, С. 575].
В отношении объективности и субъективности художественно-эстетического вкуса одни мыслители склонялись к его всеобщности (Хатчесон, Бёрк), другие подчёркивали его субъективный характер (Юм). Объяснению природы и значения вкуса Юм посвятил ряд своих сочинений:
«О норме вкуса», «Об утонченности вкуса и аффекта» и др. Субъективизм Юма проявлялся в том, что он считал красоту не объективным свойством произведений искусства, а проявлением эстетических чувств, вкуса человека, который их воспринимает. Причём даже образованный человек, лишённый этого чувства, не сможет воспринимать прекрасное. Юм говорил о возможности воздействовать на вкус человека с помощью специальных доводов и размышлений.
Одна из крупнейших фигур философской науки И. Кант, можно сказать, обобщил все выводы передовых философов Европы, которые касались проблемы эстетического вкуса, за последние сто лет. Он придал категории вкуса статус основной в своём трактате по эстетике «Критика способности суждения». Согласно учению Канта, эстетика - это наука о суждении вкуса. По Канту определение вкуса свелось к следующему: «это способность судить о прекрасном, способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным» [Кант, т. 5. 1966, С. 212.]. Вкус по Канту обладает чертами субъективности и одновременно имеет общественный характер. Также как и Гердер, Кант предполагает наличие особого абсолютного общего (даже общественного) вкуса в качестве идеала, но идеала недостижимого в силу субъективности, присущей вкусу каждого человека [Кант, т. 5. 1966, С. 361]. Кроме того, И. Кант подчеркивал, что художественный вкус взаимосвязан с нравственно-эстетическими качествами личности: «...Вкус есть способность суждения о чувственном воплощении нравственных идей» [Кант, 1994, С. 378].
Роль образовательной среды творческого объединения в формировании у детей художественно-эстетического вкуса
Развитием у детей знаний, умений, навыков и творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, формированием художественно-эстетического вкуса, занимаются специалисты, работающие в системах общего и дополнительного образования. Эти системы в России органично связаны.
Общее образование является первым уровнем образования, «не профессиональное и не специальное образование» [Ушаков, 1935-40]. Его можно охарактеризовать как совокупность знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, ценностных ориентиров, необходимых каждому человеку независимо от профессии [Лебедев, 2000].
Дополнительное образование детей считается самостоятельной образовательной системой, направленной на удовлетворение потребностей ребенка в творчестве, познании, самораскрытии. Дополнительное образование реализуется при помощи образовательных программ, услуг в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования [Березина, 2002].
Задачи художественного воспитания и развития детей ставятся как в системе общего (на уроках изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры), так и в системе дополнительного образования (на занятиях творческих объединений соответствующей направленности). Однако, эти системы обладают разным потенциалом для решения обозначенных задач. В рамках школьного обучения предметы художественно-эстетического цикла часто считаются второстепенными для будущей профессии ребенка. Согласно современным стандартам общего образования, количество учебных часов на предмет «Искусство» заметно сократилось (в российских школах искусству выделяется порядка 9-10% от общего объема учебных дисциплин [Ломов, 2012. С. б], поэтому в рамках основного образования на занятиях изобразительным искусством личность ребенка нельзя в полной мере художественно и эстетически воспитать, образовать и развить. На решение частных проблем эстетического воспитания и художественного образования в общеобразовательных учреждениях просто не остается времени.
Система общего образования (школа) в силу других приоритетных задач не может в полной мере развернуть на своей базе широкий круг внеклассных занятий, развивать творческие и художественные способности ребенка.
Система дополнительного образования, напротив, обладает всеми возможностями, чтобы занять ведущую позицию в предоставлении ребенку выбора наиболее подходящего для него вида творческой деятельности по интересам, склонностям и способностям. Еще СИ. Гессен [1923] утверждал, что внешкольное образование, в отличие от общего, стоит значительно выше в плане активности детского творчества и уровня самостоятельности. Приобретая знания, совершенствуя умения и навыки на занятиях в системе дополнительного образования, дети обогащают свой жизненный опыт, получают возможность для самопознания и самоопределения, что, в свою очередь, оказывает влияние на общий уровень образованности, и даже на мировоззрение ребенка.
Термин «дополнительное образование детей» возник в начале 1990-х г. в связи с принятием Закона РФ «Об образовании», до этого существовало понятие «внешкольное воспитание детей»5. Изучение истории становления системы сначала внешкольного воспитания, а затем - дополнительного образования в России, позволяет проанализировать более чем вековой опыт данного звена отечественной педагогики.
Принято считать, что «потребность в дополнительном образовании возникает в России 60-70 годы XIX столетия, так как официальная государственная система образования оказалась неспособной в полной мере
Сегодня трудно определить точное время возникновения организованных форм внеурочной педагогической работы с детьми. Одно из наиболее ранних упоминаний о таком виде деятельности исследователи относят к 30-м г.г. XVIII в, когда в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе был организован первый литературный кружок.
С этого же времени начинается деятельность так называемых детских парков (первый детский парк был организован Екатериной II для внука, будущего императора Александра I). По примеру европейских клубов для взрослых, в XIX веке в России возникают детские клубы по интересам.
Начиная с 80-х г.г. XIX века в Европейской части России и в Сибири стали появляются так называемые просветительные общества. Общества имели различные названия, но имели одну цель - просветительская работа среди населения, содействие народному образованию, образованию народных библиотек и др. В 1890-е г.г. в педагогической литературе вводится новый термин «внешкольное образование». Его появление связано с именами ученых-педагогов В.П. Вахтерова, А.С. Пругавина и Г.А. Фальброка. Этот термин соответствовал совокупности просветительных учреждений, видов деятельности и мероприятий по распространению образования в народе и повышении общего развития народных масс [Ромм, 1995. С. 38].
Среди имен педагогов-новаторов, которые пытались противостоять консерватизму официального образования и стремились создать условия для развития индивидуальных творческих и нравственных качеств личности ребенка во внешкольном образовании, были К.Н. Венцель, А.У. Зеленко, П.Ф. Лесгафт, К.А. Фортунатов, СТ. Шацкий.
Первые внешкольное учреждение в России были организованы благодаря архитектору А.У. Зеленко и педагогу СТ. Шацкому, и имели ярко выраженную социально-педагогическую направленность. В 1905-1906 г.г. ими были созданы детский клуб «Дневной приют для приходящих детей» и общество «Сетлемент», в котором трудились ученые, педагоги, мастера; в 1909 г . - общество «Детский труд и отдых». Кружковая работа проводилась по направлениям: рисование, ручной труд, театр, чтение, музыка, пение и естественные науки (ботаника, астрономия). В состав клуба входили три мастерские: слесарная, столярная, швейная. Позитивное влияние на воспитанников оказывал сложившиеся эмоционально-нравственный климат коллектива и обстановка, в которых находились дети и подростки из рабочих поселков и городских окраин.
Идея организации летнего отдыха городских детей принадлежит Е.Н. Орловой, которая впервые организовала детскую летнюю колонию - прообраз детских летних лагерей. Позже, в 1911 году благодаря В.Н. Шацкой и ее коллегам была образована колония «Бодрая жизнь». Воспитанники колонии вели образ жизни, схожий с самим ее названием. В основном дети занимались физической и трудовой деятельностью, помимо этого - посещали мастерские, а в свободное время обучались рисованию, пению, хореографии. Такой подход к воспитанию ребенка средствами искусства давал возможность формировать всесторонне-развитую, нравственную личность.
После того как воспитательная работа в детских колониях стала достаточно распространенной, был организован Кружок устроителей детских колоний московских городских начальных училищ, члены которого определяли формы и содержание работы с детьми, приближая воспитание в подобных учреждениях к семейному воспитанию. Основной чертой начального периода развития дополнительного образования был тот факт, что взрослые: педагоги, мастера, ученые - являлись единственными организаторами деятельности детских объединений. С одной стороны, этот подход привел к разнообразию и яркости мероприятий, праздников вследствие большой ответственности педагогов, с другой стороны - сдерживал инициативу самих детей. СТ. Шацкий одним из первых выступил за совместную деятельность детей и взрослых в созданных им объединениях.
Педагогические условия формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников в системе дополнительного образования
С целью выявления особенностей художественно-эстетического вкуса младших школьников, разработки и апробации путей его формирования было проведено экспериментальное исследование.
Задачами экспериментального исследования выступило: определение уровня развития художественно-эстетического вкуса младших школьников согласно критериям, выделенным на предыдущем этапе исследования; распределение учащихся на подгруппы согласно уровней сформированности художественно-эстетического вкуса для проведения формирующего эксперимента; разработка и апробация экспериментальной программы формирования художественно-эстетического вкуса учащихся младшего школьного возраста при условии применения оптимальных педагогических условий, форм и методов работы; оценка эффективности экспериментальной программы формирования художественно-эстетического вкуса учащихся младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: Дом творчества детей и юношества Заводского района г. Орла, муниципальные средние общеобразовательные школы № 17, №34 г. Орла, комната школьника «Мечтатели» г. Орла. Также в исследовательской работе были задействованы учащиеся 1-4 классов лицея № 28, гимназии №34 г. Орла и воспитанники Дома творчества г. Малоархангельска Орловской области.
Выборка исследования: воспитанники младшего школьного возраста (дети 7-11 лет, всего 75 человек, из них 47 девочек, 28 мальчиков).
Этапы экспериментального исследования:
Первый этап (начало 2007 г.) - установление контакта, дружеских отношений с учащимися, наблюдение за ними с целью изучения индивидуальных особенностей личности и уровня развития художественно-эстетического вкуса. Второй этап (2007 г.) - психолого-педагогическая диагностика уровней развития художественно-эстетического вкуса младших школьников согласно критериям, выделенным на предыдущем этапе исследования. Разделение детей на подгруппы согласно уровням развития художественно-эстетического вкуса.
Третий этап (2008 г.) - поиск и отбор наиболее эффективных путей, форм и методов формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования; разработка экспериментальной программы творческого объединения в целях формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников.
Первые три этапа исследования выступили составляющими поисково-констатирующего эксперимента.
Четвертый этап эксперимента - формирующий (2008-2011 г.г.). Он был посвящен апробации экспериментальной программы, корректировке форм и методов работы.
Пятый - контрольный этап эксперимента (2011 -2012 г.г.), в процессе которого проводилась повторная диагностика уровня сформированности художественно-эстетического вкуса младших школьников.
Диагностика уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников
Для определения путей повышения эффективности формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении необходимо было выявить базовый уровень вкуса школьников. Основанием для определения критериев уровня развития художественно-эстетического вкуса явились степени проявления составляющих данного феномена (Таблица 2).
Разработка экспериментальной программы творческого объединения с целью формирования у детей художественно-эстетического вкуса
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что формирование художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования было продиктовано осознанием обществом всей степени значимости становления духовно богатой личности в современном социуме.
Творческое объединение в системе дополнительного образования является уникальной средой для учебно-воспитательного процесса, который влияет на всестороннее развитие личности школьников.
По проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей средствами искусства был накоплен определенный опыт в области философии, эстетики, культурологи, педагогики, психологии. Это дало возможность определить характеристики и критерии уровня развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников.
Проведя анализ теоретических источников, в которых нашла отражение история формирования педагогики художественного образования в процессе становления системы дополнительного образования и развития творческих объединений, мы пришли к выводу о том, что: - проблема формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников - воспитанников творческих объединений системы дополнительного образования существует и решается, но, в основном, исходя из практического опыта, интуиции педагогов; - педагоги системы дополнительного образования предлагали отдельные направления, пути и методы, содействующие развитию художественно-эстетического вкуса у детей на занятиях изобразительным искусством, но не занимались целенаправленно руководством процесса формирования художественно-эстетического вкуса младших школьников. Это подтверждается тем, что исследований по проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у воспитанников младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении не проводилось.
Данные психолого-педагогической науки, которые касаются проблемы формирования художественно-эстетического вкуса, помогли подготовить научно-теоретическое обоснование процесса формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в творческом объединении. Для экспериментального исследования были разработаны практические рекомендации, с целью повышения эффективности формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников. Для этого были определены критерии уровня развития художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста, связанные с уровнем развития каждого из компонентов художественно-эстетического вкуса: проявления художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, интереса к искусству и занятиям изобразительным искусством, художественных способностей, знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, творческого проявления способностей -креативности.
Для выявления уровня развития составляющих - компонентов художественно-эстетического вкуса младшего школьника в ходе поисково-констатирующего этапа эксперимента были организованы беседы, анкетирование детей и родителей, наблюдения и тестирование учащихся младшего школьного возраста, анализ их рисунков, а также велись психолого-педагогические дневники.
В соответствии с выделенными критериями были определены уровни развития художественно-эстетического вкуса у младших школьников: 1-й (высокий) творческий уровень развития художественно-эстетического вкуса, который характеризуется: стилевым уровнем проявления нравственно-эстетических качеств личности; творческим уровнем художественного и эстетического восприятия; уровнем стойкого интереса к искусству, основанного на целенаправленном стремлении к познанию искусства; высоким уровнем развития художественных способностей, основанном на достаточных знаниях, умениях и навыках в области изобразительного искусства, включая креативность как творческое проявление способностей. 2-й (средний) осмысленный уровень развития художественно-эстетического вкуса, который характеризуется: инструментальным уровнем проявления нравственно-эстетических качеств личности; опытно-осмысленным уровнем художественного и эстетического восприятия; уровнем нестабильного интереса к искусству, основанного на склонности к познанию искусства; средним уровнем развития художественных способностей, основанным на начальных знаниях, умениях и навыках в области изобразительного искусства, включая побуждение к творческому проявлению способностей, проявлению креативности.
3-й (низкий) начальный уровень развития художественно-эстетического вкуса, который характеризуется: мотивационным уровнем проявления нравственно-эстетических качеств личности младшего школьника; начальным уровнем восприятия, свойственного старшим дошкольникам; уровнем низкого интереса к искусству, основанного на любопытстве к познанию искусства, игре; низким уровнем развития художественных способностей, основанным на фактическом отсутствии знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, приводящему к невозможности творческого проявления способностей, низким уровнем креативности.
В соответствии с выявленными критериями художественно-эстетического вкуса младшего школьника, определенными педагогическими условиями: формами, методами, приемами, была разработана и апробирована экспериментальная программа по изобразительному искусству творческого объединения, направленная на формирование художественно-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Похожие диссертации на Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования
-
-
-
-
-
-