Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Раджабов Исмаил Магомедович

Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан
<
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Раджабов Исмаил Магомедович. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 366 c. РГБ ОД, 71:99-13/114-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы обучения учащихся изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом регионально-национальных традиций 23

1.1. Соотношение федерального и регионального компонентов в системе художественного образования 23

1.2. Методологическое, психолого-педагогическое обоснование преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства (исторический аспект) 33

1.3. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: история развития и локальные особенности 53

Глава II. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана, его место, роль и значение в художественном образовании учащихся школ республики Дагестан 70

2.1. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство в системе художественного образования с учетом регионально-национальных традиций 70

2.2. Исторически сложившиеся методы обучения и художественные традиции в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства 82

2.3. Определение уровня специальной подготовленности учащихся из районов с традиционно развитыми художественными промыслами 93

2.4. Система занятий по ознакомлению учащихся с народными художественными промыслами республики Дагестан 99

Глава III. Экспериментальное исследование процесса обучения учащихся декоративно-прикладному и изобразительному искусству с учетом национально- художественных традиций 133

3.1. Констатирующий и поисковый эксперименты 133

3.2. Модель методической системы экспериментального обучения 162

3.3. Формирующий эксперимент 188

Заключение 238

Список использованной литературы 243

Приложения: 270

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Коренные изменения во всех сферах современной жизни оказывают существенное влияние на развитие системы образования. Одно из определяющих условий этого процесса - стабильная тенденция гуманизации образования, т.е. осознание индивидумом всей системы общественных отношений, основанных на фундаментальном исследовании, освоении мировой и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего.

Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и художественно-педагогического наследия человечества.

В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры. Особо значим этот постулат в тех регионах Российской Федерации, где народные художественные промыслы имеют многовековые традиции и сохраняют творческий потенциал, в частности, в республике Дагестан.

Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе.

Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству базируется также и на том, что он складывался столетиями, прошел многовековую проверку практикой, а это, в конечном итоге, позволило создать, отобрать наиболее удачные образцы, методы, приемы, своего рода эстетические и художественные эталоны.

Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработаны отечественными и зарубежными специалистами. В частности, принципиально важное значение для нашего исследования имели труды заслуженных авторитетов по общей педагогике: Ю.К. Бабанского, ИЛ. Лернера, М.Н. С каткина, В.А. Сластенина и др., по психологии: Н.Н. Волкова, Л.С .Выготского, В.И. Кириенко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина и др., по эстетике: М.С. Кагана, Н.И. Кияшенко, В. И. Разумного и др., по теории и методике изобразительного искусства: Н.Н. Анисимова, Г.В. Беды, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В теоретическую основу исследования были положены также глубоко аргументированные образцы анализа произведений декоративного и изобразительно-пластического искусства, которые можно найти в трудах П.Г. Богатырева, ИЛ. Богуславской, В.М. Василенко, Н.С. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, Р.Л. Розенфельдт, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова, отразивших осмысление народного искусства в философском, культурном, эстетическом, этнографическом, историко- краеведческом и нравственном аспектах.

Проблемам изучения истории развития народного декоративно-прикладного искусства Дагестана посвящены исследования таких русских и дагестанских ученых в области археологии, этнографии, искусствоведения, как Д.М. Атаев, Н.Б. Бакланов, Г.Г. Газимагомедов, П.М. Дибиров, Б.А. Дрон, А.А. Иванов, Э.В. Кильчевская, М.М. Маммаев, С,А. Ханмагомедов, Э.М. Шиллинг.

Вопросы художественно-эстетического образования учащихся с учетом и использованием средств народного декоративного искусства на современном этапе обучения в школах республики рассматриваются также в исследованиях дагестанских ученых М.М. Байрамбекова, СМ. Гаджимурадова, A.M. Магомедова, П.Н. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, И.М. Раджабова, Н.П. Рашидова.

Основные положения методических концепций современных ученых соответствующего профиля в большей степени ориентированы на "общее" художественное образование и эстетическое воспитание школьников в масштабе страны.

При этом региональные, исторически традиционные, национальные эстетические и художественные особенности, а главное, их влияние на соответствующую подготовку учащихся изучены недостаточно. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и плодотворному использованию--национальных художественных традиций преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ставя задачу определения путей усовершенствования методической системы обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству, считаем необходимым тщательно дифференцировать методы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных, педагогических и эстетических концепций, традиций, принципов и стилей народного искусства.

Автономии, национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, учитывающие этническое самосознание, народную культуру.

В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику довузовского и вузовского образования комплекс программ нового типа, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции народного искусства, в частности, декоративно-прикладного.

На богатейшем и разнообразном фоне художественного творчества различных регионов страны, прежде всего республик Северного Кавказа, и в целом России прикладное искусство Дагестана занимает особое место. Оно имеет множество жанров, технических приемов, декоративных мотивов и форм, исторически сложившихся навыков, художественных традиций.

Здесь, в сравнительно небольшом регионе, представлены и находят развитие чуть ли не все виды и жанры народного художественного ремесла. Этническая пестрота, относительная изолированность селений, разнообразие поддающихся обработке материалов, исконное бережное отношение к художественным традициям создают уникальный конгломерат промыслов, имеющих отнюдь не музейное, а чисто бытовое назначение, хотя при этом все они представлены и занимают достойное место в музеях, и не только нашей страны.

В практической работе преподаватель сталкивается с различным уровнем подготовленности учащихся, определяемой окружающей действительностью, примерами деятельности взрослых, природными условиями. В связи с этим особое значение приобретает проблема художественного образования - школьников с учетом как региональной, так и национальной специфики художественного образования и воспитания. Здесь диалектические связаны два обогащающих друг друга начала: с одной стороны, сложившиеся в дошкольной жизни эстетические представления и оценочные критерии ребенка, с другой, - дидактически принципы, основанные на учебных и возрастных возможностях.

Задача школьного художественного образования, особенно в тех регионах, где развиты народные художественные промыслы, состоит в обогащении знаний, умений и навыков учащихся путем пополнения их изобразительной практики знаниями основ изобразительной грамоты.

Для того, чтобы определить эффективные методы работы с учащимися, следует обратиться к традициям обучения различным видам художественных промыслов и ремесел, изучить возможности использования этих традиций в современной школьной практике. Например, исторически сложившиеся пути передачи знаний и умений от мастера к ученику могут явиться моделью соответствующего учебного процесса.

Богатый потенциал использования национальных художественных традиций в преподавании содержится именно там, где исторически сложились художественные промыслы. Однако отработанной методической системы обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом глубины усвоения общекультурного наследия данного региона до сих пор не существует. Опыт наиболее одаренных учителей не обобщен и не систематизирован, нет дифференцированных методической системы и средств обучения, учитывающих региональные особенности и позволяющих использовать общепедагогические требования в сочетании с национально-художественными традициями в школьном преподавании изобразительного и декоративного искусства.

Эти вопросы не получили должного научно-теоретического освещения ни в монографиях, ни в учебно-методической литературе. Каждый учитель решает их, исходя из собственных воззрений, не всегда правильно увязывая их с общей системой художественного образования и эстетического воспитания учащихся. На устранение этих недостатков и направлена наша работа.

В настоящее время в Дагестане педагогическое образование в основном строится на лучших образцах европейской культуры, а вековой национальный традиционный художественный опыт предан забвению. В личностном аспекте такая практика в условиях республики далеко не оправдана и противоречива. Важно отметить, что и студент вуза, и школьник воспринимают эту культуру сквозь призму своего жизненного опыта и в свете требований того социального и культурного пространства, где он живет и учится.

Результаты нашего исследования могут способствовать не только разрешению возникающих противоречий, но и совершенствованию методики преподавания изобразительного и декоративного искусства в дагестанских школах.

В дагестанской народной педагогике образование и воспитание направлены на достижение гармоничного сочетания трех основных качеств: ума, нравственности, трудолюбия. Именно этими качествами должен обладать идеальный ребенок, и на их развитие необходимо ориентировать образовательный и воспитательный процесс в дагестанской школе, семье.

Ученик приходит в школу с уже сложившимися традиционными художественными установками, знаниями и умениями, полученными в семье. Каждый ребенок в дагестанских селах в зависимости от того, каким ремеслом владеет тот или иной район, имеет свои особенности формирования художественного мышления и восприятия искусства.

Абитуриент приходит в вуз также с уже сформированными, но уже на другом уровне, специфическими качествами. Здесь он должен получить возможность развиваться и в профессиональном плане, приобрести необходимые педагогу качества: сформированное педагогическое мировоззрение, педагогическую деятельность в соответствии с принципами педагогического поведения.

В основу стандарта педагогического художественного образования и эстетического воспитания в вузе должна быть положена эта модель педагога. Кроме того, стандарт должен непременно учитывать художественные традиции народов Дагестана, чтобы учитель смог их успешно использовать и в практической работе в школе.

Наш опыт свидетельствует, что единый подход к художественному образованию и эстетическому воспитанию для различных территорий многонационального государства в должной мере не учитывает интересы и не удовлетворяет запросы региональной школы.

В условиях Дагестана особое внимание следует обратить на преподавание родных языков, истории и географии республики, предмета "Культуры и традиции народов Дагестана", народных художественных промыслов, а также на изучение экологической, социально-экономической, демографической обстановки во взаимосвязи с дисциплинами общегосударственного образовательного стандарта. Ведь наука, искусство, литература, образование и культура нужны обществу не сами по себе - они сохраняют и передают новым поколениям те духовные ценности, нравственные принципы, которые так необходимы нам сегодня, на этапе развития национального самосознания. В республике Дагестан крепки культурные традиции, преемственность народных мастеров, поэтому одной из главных задач вузовского и школьного образования мы считаем формирование у учащихся республики традиционной национальной культуры.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного искусства и ремесла для художественного творческого развития учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по включению декоративно-прикладного искусства в образовательный процесс школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Прежде всего необходимо создать эффективную методическую систему обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом национально-региональных особенностей и общих педагогических требований к преподаванию этого предмета в школе.

Здесь уместно отметить очень важный нравственный аспект рассматриваемой проблемы. Умелое сочетание федерального и национально-регионального компонентов с общепедагогическими требованиями в практике работы школы будет способствовать не только повышению национального самосознания, но и взаимному уважению народов. Это актуально в нынешних условиях, когда вместе обучаются дети разных национальностей; нужно найти такие способы педагогического воздействия, чтобы в их личностных качествах национальное формировалось в гармонии с интернациональным. Мы исходим из того, что интернациональное -это не безнациональное, готовность проявить искреннее уважение к культуре, искусству, традициям других народов.

Все вышесказанное определяет проблему исследования: разработка, экспериментальная проверка и научно-педагогическое обоснование системы художественного образования учащихся республики Дагестан и создание эффективной методической системы обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, правильное соотношение федерального и регионального компонентов, с учетом сочетания традиций народной педагогики, а также общих требований к преподаванию этого предмета в родной общеобразовательной школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах республики Дагестан.

Предмет исследования: методы и формы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом влияния традиций народного искусства Дагестана,

Гипотеза исследования: эффективное формирование и совершенствование знаний, умений и навыков в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в республике Дагестан возможно при следующих условиях: - если научно обосновано соотношение федерального и регионально-национального компонентов в содержании художественного образования, раскрывающее новые технологические подходы к изучению творчества народных мастеров и художественных промыслов; - если есть в общеобразовательных школах республики такая методическая система обучения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая рациональна сочетала бы в себе национальные и интернациональные традиции, общепедагогические требования с региональными художественными, особенностями последовательное освоение духовных ценностей народного искусства как части художественной культуры; - если в практике обучения изобразительному искусству происходит постоянный учет знаний, умений и навыков, полученных при исторически сложившемся традиционном обучении художественным ремеслам в различных районах республики.

Задачи исследования:

Изучить и обобщить передовой опыт учителей изобразительного и декоративного прикладного искусства в школах республики Дагестан.

Выявить методологические и психолого-педагогические особенности обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом исторически сложившихся в республике Дагестан традиций обучения народному искусству.

Определить соотношение федерального и регионального компонентов в содержании художественно-эстетического образования учащихся Дагестана.

Дать теоретическое обоснование методики обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству с учетом региональных национальных традиций.

5. Разработать дифференцированную методическую систему обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству школьников республики Дагестан на основе гармонического соотношения федерального и регионально-национального компонентов.

Выявить уровень художественной и специальной подготовленности учащихся, степень осознания ими роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании.

Разработать содержание занятий и методические рекомендации по их проведению с учетом видов декоративно-прикладного искусства в различных культурно-ремесленных центрах Дагестана.

8. . Создать учебные наглядные пособия для студентов и учащихся по изучению национальной культуры и художественных традиций народов республики Дагестан.

9. Осуществить экспериментальную проверку разработанной системы обучения.

Методологической основой исследования послужили теоретическое положение о единстве исторического и логического подходов при анализе социально- культурных и психолого-педагогических явлений, о многофакторной, в том числе и социальной, детерминированности процессов художественно- эстетического образования. Мы исходили также из положения о необходимости системно-целостного философского, художественно-эстетического подхода к учебной работе с современной молодежью; в качестве кардинального постулата в исследовании фигурирует тезис о субъективности как важнейшем качестве человека.

Методы исследования. На различных этапах исследования использовались следующие методы: изучение нормативных документов Министерства образования РФ и республики Дагестан; анализ литературных источников и монографических работ по педагогике, психологии, искусствоведению, исторических и архивных документов, диссертационных исследований; анализ действующих экспериментальных программ школьного цикла, кружков, факультативов; -беседы с учащимися, учителями и руководителями детских творческих коллективов; - изучение и обобщение передового педагогического опыта специализированных и общеобразовательных школ, а также дома детского творчества, центров эстетического образования; - анкетирование учителей, школьников; - изучение процесса создания продуктов художественно- творческой деятельности учащихся в области народного декоративно-прикладного искусства; - изучение процесса создания художественных произведений в традициях народного ремесла непосредственно на производстве. Этапы исследования:

Первый этап (1984-1986) изучение и анализ литературных источников. Исследовались традиционные и современные методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в дагестанской школе. Накопление эмпирического материала.

На первом этапе эксперимента намечены пути исследования данной проблемы; проводился ряд наблюдений за деятельностью учителей изобразительного искусства республики Дагестан. Главное внимание было уделено в основном специализированным школам, где развиты традиции художественного ремесла. Путем изучения научно-педагогической, а также методической литературы определялась степень разработанности избранной проблемы в педагогике и ее состояние в практике школьного обучения, выявились различные уровни подготовленности учащихся. Результаты исследования опубликованы в методических пособиях для студентов художественно-графического факультета и учителей изобразительного искусство, создавались учебно-методические наглядные пособия для школ республики.

Второй этап (1987-1989) включал исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по углублению гипотезы, разработке условий и методов обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана, рационально сочетающих национальные и интернациональные традиции, региональные особенности и общие требования к преподаванию этого предмета в общеобразовательных школах. Проведен анализ практики художественно-эстетической подготовки школьников в региональных условиях, уточнен уровень подготовленности учащихся.

Эксперимент проводился в школах с.Кубачи Дахадаевского района, с.Унцукуль Унцукульского района, с, Балхар Акушинского района, с. Хучни Табасаранского района, где развиты традиции различных народных художественных промыслов, а также в школах №№ 1, 22, 33, 37, 85 г. Махачкалы, г. Дербента.

В ходе эксперимента выявлен различный уровень художественной подготовленности учащихся в зависимости от того, каким ремеслом владеют мастера того или иного района, с учетом степени усвоения ими национально-художественных традиций.

В эксперименте принимали участие свыше 600 учащихся 1-6 классов городских и сельских школ. В зависимости от уровня подготовленности учащихся им предлагались для выполнения серии заданий, где в качестве изображения использовались предметы, близко знакомые с детства в быту народов Дагестана, данные задания применялись в качестве диагностических. На втором этапе завершился констатирующий эксперимент; апробированы различные формы включения декоративно-прикладного искусства в учебный процесс школ, подготовлены учебные пособия для студентов и учителей изобразительного искусство.

Констатирующий эксперимент позволил скорректировать отдельные дополнительные задания и практические упражнения, входящие в экспериментальную методику обучения.

Третий этап (1990-1998). Были завершены теоретические разработки и экспериментальная проверка методической системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству школьников республики Дагестан на основе гармонического сочетания федерального и регионально-национального компонентов, а также традиций декоративного искусства и общепринятых требований к преподаванию этого предмета в школе. Результаты исследования внедрялись в практику общеобразовательных школ республики Дагестан через издание учебно-методических пособий, календарно-иллюстрированных тематических планов для учителей.

Велась подготовка учителей по проблемам внедрения этих материалов в дагестанские школы, и апробировалось учебное пособие для учителей.

Экспериментальные занятия были проведены при нашем непосредственном участии в школах с.Кубачи Дахадаевского района, с.Унцукуль Унцукульского района, с.Балхар Акушинского района, в школах №№ 1, 22, 33, 37, 85 г.Махачкалы, а также в школах г.Дербента. Затем экспериментальное обучение по нашим дидактическим разработкам и конспектам уроков изобразительного искусства проводили учителя изобразительного искусство названных школ.

На защиту выносятся: научное обоснование объективной необходимости и закономерности функционирования методической системы обучения изобразительному искусству учащихся республики Дагестан как важного направления совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ; методическая система, в которую включены содержание, методы и приемы художественного образования и эстетического воспитания школьников на основе гармоничного сочетания федерального и регионально национального компонентов, а также традиций народного искусства и общепринятых требований к преподаванию этого предмета в школе; методическое обоснование учебно-методических комплектов наглядных пособий, обусловленное вариативностью видов декоративно-прикладного искусства в различных районах республики, их использованием на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что впервые в масштабе республики Дагестан поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах с учетом гармонического сочетания федеральных и региональных компонентов, а также национально-художественных традиций народного искусства; определены место и роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся на современном этапе развития общества; разработаны параметры уровней и критерии оценки работы учащихся, позволяющие повысить специальную и художественную подготовленность; разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система художественного образования с учетом регионально - национальных традиции и общепринятых требований к преподаванию этого предмета в школе, которая включает в себя: содержание художественного образования средствами декоративного и изобразительного искусства; дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания и развития; средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.); - определены и теоретически обоснованы пути влияния исторически сложившихся традиций декоративно-прикладного искусства на общее художественное образование школьников

Дагестана; изучены традиционные и современные методы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Дагестана; выявлены типичные различия в художественной подготовленности учащихся, обусловленные вариативностью видов декоративно-прикладного искусства в различных районах Дагестана; созданы методические разработки, календарно-иллюстрир о ванные тематические планы для 1-6 классов общеобразовательных школ Дагестана, комплект учебно-методических наглядных пособий, учитывающие вид художественного ремесла, изучаемый в школе; впервые в республике издана серия наглядных пособий "Орнаменты народов Дагестана" (29 таблиц и методические рекомендации к ним);

Теоретические значение исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в проведении дальнейших исследований рассматриваемых проблемам.

Практическое значение исследования состоит в реализации его теоретических положений: - в создании принципиально новой методической системы обучения учащихся изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школах Дагестана, где развиты народные художественные промыслы и ремесла; в возможности использования материалов данного исследования для совершенствования методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в регионах с развитыми художественными промыслами других республик страны; в разработке новых учебных пособий, методических рекомендаций, календарно-иллюстрированных тематических планов, учитывающих специфику подготовки учащихся по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в различных районах республики Дагестан.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, методических рекомендациях, научных статьях, тезисах, опубликованных в гг. Москве, Уфе, Курске, Махачкале и др. Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на Всесоюзных (Москва, Уфа, Курск), межрегиональных (Курск, Уфа, Махачкала) научных и научно-практических конференциях по проблемам совершенствования художественного образования и развития национальной культуры. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета, в ходе чтения лекций, проведения семинаров в Избербашском педагогическом колледже и в институте повышения квалификации педагогических кадров. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах Дагестана.

Автором разработан и прочитан спецкурс "Формирование художественных потребностей учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изданы монография на тему "Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования", учебные пособия ("Художественные традиции и изобразительное искусство в школе" и др.).

Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов, учебно-методические наглядные пособия "Орнаменты народов Дагестана" (29 таблиц и методические рекомендации к ним) нашли широкое применение в практике обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школах республики Дагестан.

Соотношение федерального и регионального компонентов в системе художественного образования

В настоящее время приобрела актуальность проблема переосмысления концепции системы образования в соответствии с гуманизацией ориентации культуры. Суть в том, что общеобразовательная школа должна не только выполнять функции общего развития, обучения и воспитания, но и призвана приобщать учащихся к достижениям и эстетическим принципам культуры. Республика Дагестан для России имеет особое значение, это своего рода окно на Кавказ в целом, Познание и понимание многообразия, многоликости и вместе с тем органического диалектического единства культуры Дагестана служит своего рода залогом, ключом к пониманию культуры кавказского региона в целом. Необходимо учитывать, что Кавказ - один из древнейших и богатейших центров мировой цивилизации, и тогда изучение культуры дагестанских народов приобретает важнейшее значение. Безусловно, общефедеральный подход как базовая концепция образования необходим, но порой при этом не всегда в полной мере учитываются интересы и традиции народной педагогики, а следовательно, не удовлетворяются запросы регионально-национальной школы. В условиях столь многонациональной республики, как Дагестан, особую значимость приобретают преподавание родных языков, истории и этнической географии республики, предмета "Культура и традиции народов Дагестана", эстетический анализ народных художественных промыслов. Необходимо также уделить внимание такому аспекту, в образовании, как изучение социально-экономической, демографической и, в конечном счете, экологической ситуации в тесной взаимосвязи с дисциплинами, предусмотренными общегосударственным образовательным стандартом. Этот "стандарт" обусловлен тем, что культура и образование, наука, литература и искусство нужны обществу не сами по себе, не как самоцель: они сохраняют и передают из поколения в поколение накопленные духовные и эстетические ценности, нравственные принципы, что особенно необходимо нам сегодня, на современном этапе развития национального, регионального и общечеловеческого самосознания. В республике Дагестан традиционно исторически крепки культурные традиции, преемственность эстетических и художественно-ремесленных принципов и творческих приемов народных мастеров, почему мы и считаем одной из главных, основополагающих задач школьного и вузовского образования формирование у учащихся органического понимания и естественного восприятия традиций национальной культуры.

Мы рассматриваем народное декоративно-прикладное искусство не только как компонент эстетического и художественного образования, но и как освоение важнейшего, основополагающего пласта национальной и, в конечном счете, мировой культуры.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство в системе художественного образования с учетом регионально-национальных традиций

Необходимость развития и совершенствования художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства обусловлена не только определенными сложившимися теоретическими предпосылками, но и непосредственно длительной практикой преподавания комплекса этих дисциплин в национальной -в данном случае дагестанской - школе. Главное направление указанного выше процесса - гуманитаризация образования, неукоснительное внимание к традициям народного искусства конкретного региона, что логически связано с новыми педагогическими и воспитательными задачами, основанными на требованиях времени. Из этого логически вытекает необходимость в разработке соответствующей гибкой, применимой в различных национальных культурных регионах, при условии необходимой локальной корректировки, методической системы художественного образования и эстетического воспитания, экспериментальный пример которой и представлен в настоящей работе.

Художественно-эстетическое образование во всей своей последовательности - от детского сада до вуза - должно быть основано на педагогической преемственности: каждая фаза должна логически переходить в следующую. И на всех этапах этого процесса, причем, что особенно важно подчеркнуть, как на общегосударственном, так и региональном и локально-национальном уровне, оно должно синтезировать народное и профессиональное искусство - важнейшие составляющие единого учебного процесса, способствующего обеспечить полноценное художественное развитие личности учащегося,

Отсюда логически вытекает требование: содержание эстетического и художественного образования нужно строить, строго учитывая особенности традиций народа, с детства знакомого учащимся искусства, отнюдь не исключая при этом как можно более широкого ознакомления с общемировым художественным опытом.

Чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс художественно-эстетического образования с учетом регионально-национальных традиций, педагог должен четко учитывать соотношение этих понятий: общее и местное. От понимания красоты родной песни, лаконичной мудрости народного слова учащийся должен перейти к следующим этапам: пониманию и правильному восприятию культуры и искусства своего и на этой основе соседних народов, далее - мировой художественной культуры. Именно таким представляется путь познания мировых культурных, эстетических и в конечном счете этических ценностей.

Плодотворную почву для практического воплощения в педагогическую практику вышеизложенных постулатов дает концепция, которую можно синтезировать из положений, сформулированных такими учеными-исследователями, как Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Б.В. Шорохов, Т.Я Шпикалова и др.

Констатирующий и поисковый эксперименты

Годы 1984-1986. Главное внимание было уделено детальному изучению теоретической, методической литературы, анализу необходимых источников применительно к практике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Были обстоятельно исследованы как традиционные народные, так и современные методы обучения изобразительному и декоративно- прикладному искусству на основе опыта работы в специализированных и общеобразовательных школах республики Дагестан. Отдельного внимания при этом заслуживала проблема накопления и творческого освоения и изучения материала, полученного эмпирическим путём. Эта тема базировалась на основе тщательного изучения научно-педагогического передового опыта и педагогической литературы. Путём освоения практического материала была достигнута степень уровня разработанности вышеуказанной проблемы, обосновано её теоретическое и практическое значение в педагогике художественного образования и ее нынешнее состояние в действующей практике школьного обучения. Намечены наиболее перспективные пути разработки универсально применимой методической системы художественного образования, соответствующей специфике местных условий для подготовки детей к изобразительной и декоративной деятельности Результаты наблюдений, сделанные в процессе педагогической практики, общие заключения на их основе были опубликованы в целом ряде методических пособий для студентов факультетов, готовящих учителей изобразительного искусства средней общеобразовательной школы и соответствующих факультетов средних и высших учебных заведений.

Этап 2. Итоги его- 1987-1988г.г,- позволили объединить в единой методической системе обучения результаты достаточно длительной исследовательской и опытно- экспериментальной работы по разработке локальной специфики, базирующейся на основе сочетания интернациональных и конкретно национальных традиций, общих требований, предъявляемых к преподаванию этого предмета в общеобразовательной школе.

В работе дан достаточно глубокий и детальный анализ методически выверенной практики общеэстетической и художественно-практической подготовки школьников. Вся работа была проделана и осмыслена на основе обобщения практических результатов учителей изобразительного искусства городских и сельских школ в конкретных условиях данного региона. Необходимым аспектом подхода к теме вообще и к каждому конкретному ученику в частности, было также определение уровня практической общеэстетической и художественной подготовленности учащихся.

Похожие диссертации на Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан