Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Рыбина Наталия Яковлевна

Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства
<
Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыбина Наталия Яковлевна. Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Тамбов, 2002 208 c. РГБ ОД, 61:02-13/1452-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА 14-95

1.1 Аксиология социальной работы и духовно-нравственные ценности православия 14-42

1.2 Ценностные ориентации социального работника как его профессионально-этическая характеристика 43-70

1.3 Русское православное искусство как средство формирования ценностных ориентации будущих социальных работников 71-95

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА 96-152

2.1 Педагогические условия использования русского православного искусства в формировании ценностных ориентации будущих социальных работников 96-113

2.2 Методика опытно-экспериментальной работы; критерий, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации студентов 114-132

2.3 Содержание, ход и результаты опытно-экспериментальной

работы 133-152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153-157

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 158-176

ПРИЛОЖЕНИЯ 177-208

Введение к работе

Актуальность исследования. Состояние современного общества в любой точке планеты таково, что оно (общество) не может обойтись без особой разновидности социальной деятельности - социальной работы, более того, нуждается в ее развитии и совершенствовании, включая профессионально-личностную подготовку специалистов социальной сферы.

Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального работника, является его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психологический аспекты. Если содержанием теоретической подготовки являются знания, практической - умения и навыки их применения, то последний из названных аспектов характеризуется, прежде всего, личностным соответствием выпускника выбранной профессии. Он должен отвечать высоким этическим стандартам и быть адекватным гуманистической сущности, содержанию и характеру социальной работы как области профессиональной деятельности.

Однако вузовский учебный процесс традиционно ориентирован на усвоение знаний и выработку умений их практического применения. Что же касается развития профессионально-личностных качеств студентов, то подразумевается, что это происходит как бы само собой в процессе овладения знаниями.

Между тем, в содержании профессиональной подготовки будущих социальных работников при всей неоспоримой важности глубоких и разносторонних теоретических знаний, или, в терминах А.Н.Леонтьева, «значений», то есть общественно-исторического опыта человечества, опредмечен-ного в понятиях языка ( того, что усвоено) еще большая роль, по нашему мнению, принадлежит тому, что ученый называет «знанием для меня», или личностным смыслом того или иного явления (можно по аналогии ска-

зать: того, что открыто). Такое открытие всегда сопряжено с переживанием, «открытие личностного смысла есть акт высшего эмоционального напряжения». Причем, это может быть постижением «личностных смыслов», запечатленных в искусстве, которое является уникальным способом передачи именно личностных смыслов явлений [113, с. 232-239].

То, что говорит А.Н.Леонтьев о действенности искусства, на наш взгляд, имеет принципиально важное значение для определения путей и средств повышения эффективности профессионально-личностной подготовки специалиста в условиях высшей школы - формирования его профессиональной направленности (мотивации, самосознания, ценностных ориентации). Именно ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения и интересы человека, принадлежит ведущая роль в структуре личности будущего социального работника.

Как известно, социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы неудовлетворительны. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном направлении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство человека.

Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что эти ценности на протяжении веков воплощались в религиозной форме, в том числе, в произведениях культового искусства.

Так, например, в содержании русского православного искусства веками сохраняются такие непреходящие духовные ценности, созвучные профессионально значимым ценностям социальной работы, как любовь к ближнему, доброта, терпимость, милосердие, готовность понять других и прийти им на помощь.

Будучи освоено в качестве одного из средств духовно-нравственного воспитания студентов, русское православное искусство способно, на наш взгляд, обогатить своими возможностями процесс профессионально-личностной подготовки будущих социальных работников и, в частности, формирование их ценностных ориентации, адекватных гуманистической сущности этой профессии.

Естественно, что использование произведений русского православного искусства в названных целях требует научного обоснования и обеспечения в виде теоретических и методических разработок.

Проблема ценностей и ценностных ориентации разных групп общест
ва и влияния этих ценностей на их жизнедеятельность нашла отражение в
работах С.Ф.Анисимова, М.И.Архангельского, Л.П.Буевой,

О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, Е.В. Золотухиной- Аболиной, И.Ф.Исаева, М.С. Кагана, В.А.Караковского, А.В. Кирьяковой, Л.Н.Когана, Н.И.Лапина, А.Л.Леонтьева, Н.Д.Никандрова, Н.С. Розова, В.С.Ольшанского, В.А.Сластенина, Л.Н.Столовича, В.П. Тугаринова, Е.И.Шиянова, В.Д.Шадрикова, В.АДцова и других авторов. В философской, социально-психологической, научно-педагогической литературе ценностные ориентации рассматриваются как система эталонов, ценностных представлений, стремлений, целей, интересов, и других социальных реальностей, отражающих направленность сознания личности и деятельности человека на материальные и духовные ценности людей. Ценностные ориентации являются системообразующим фактором структуры личности, определяющим ее содержательную направленность.

Исследования, посвященные социальной работе, впервые появились в отечественной литературе в начале 90-х годов. Имея в целом практическую направленность, которая проявилась в преобладании среди них эмпирических обобщений, они касались также характеристики профессионально значимых качеств социальных работников. Заметный вклад в разработку этих вопросов внесли Л.В.Бадя, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Л.Г.Гуслякова,

6
В.И.Жуков, И.А.Зимняя, Р.М.Куличенко, В.А.Монастырский,

М.П.Мчедлов, П.Д.Павленок, А.М.Панов, А.С.Сорвина, А.С.Солодянкина, Л.В.Топчий, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Н.Б.Шмелева и другие авторы.

В рамках существующего в последние годы диалога с церковью современные исследователи подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия духовно-нравственного потенциала православия (Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, Е.И.Исаев, В.М.Меньшикова, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков)

Истоки древнерусского искусства, его эстетические и мировоззренческое содержание исследовали такие крупные российские ученые, как С.С.Аверинцев, О.А.Антонова, М.В.Алпатов, В.В.Бычков, Г.К.Вагнер, В.И.Носович, А.Н.Сохор, Д.М.Угринович, И.НЛблоков, И.Н.Яковлев и другие. Сегодня, опираясь на труды своих предшественников, эту проблематику разрабатывает ряд философов, религиоведов, культурологов; среди них - В.В.Бычков, Г.Н.Вздорнов, Л.М.Воронцова, Н.К.Гаврюшин, B.C. Глаголев и другие.

В последние годы к проблеме ценностных ориентации личности средствами православия и православного искусства обратились в своих исследованиях С.П.Барковская, Т.М.Грязнова, И.В.Кошмина, Г.Д.Кузнецова, Н.А.Медведева, Н.И.Миронова, И.Н.Столяров.

Однако вопрос об использовании русского православного искусства в качестве средства формирования ценностных ориентации будущих социальных работников в процессе их вузовской профессионально-личностной подготовки до настоящего времени никем специально не рассматривался.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена наличием следующих противоречий:

-между преимущественной ориентацией вузовского учебного процесса на усвоение знаний и выработку умений их практического применения и недооценкой аксиологического, эмоционально-ценностного компонента профессиональной подготовки специалистов профессиональной сферы;

-между духовно-нравственным ценностным потенциалом русского православного искусства и отсутствием научного обоснования возможностей и педагогических условий его реализации в процессе формирования ценностных ориентации студентов вуза - будущих социальных работников.

Указанные противоречия обусловили проблему исследования: каковы возможности русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентации будущих социальных работников и каковы педагогические условия его эффективного использования в названном качестве в образовательном процессе высшей школы? Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования: профессионально-личностная подготовка социального работника в высшей школе.

Предмет исследования: процесс формирования ценностных ориентации будущих социальных работников средствами русского православного искусства в условиях вуза.

Задачи исследования:

-провести сравнительный анализ аксиологического содержания социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия в аспекте их взаимного соответствия;

-уточнить состав профессионально значимых, базисных ценностных ориентации социального работника и выявить возможности русского православного искусства как средства их формирования;

-определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности использования русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентации будущих социальных работников.

Гипотеза исследования основана на предположении о генетической общности гуманистической основы ценностей социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия, воплощенных в произведениях русского религиозного искусства, и в силу этого принципиальной возмож-

ности включения последних в процесс профессионально-личностной подготовки будущих специалистов социальной сферы.

Русское православное искусство явится эффективным средством формирования у студентов адекватных их профессиональному выбору ценностных ориентации, если:

-ценностные ориентации студентов будут рассматриваться как важный компонент их профессионально-личностной готовности к работе в социальной сфере;

-изучение русского православного искусства будет осознано студентами как форма освоения духовно-практического опыта человечества, помогающего определить свое отношение к жизни, окружающим, будущей профессиональной деятельности;

-в процессе приобщения студентов к православному искусству будут в единстве реализованы три подхода: культурологический (религиозное искусство как феномен культуры), аксиологический (религиозное искусство как носитель духовно-нравственных ценностей), личностный (обретение личностного смысла этических ценностей православия);

-постижение студентами художественно-эстетического своеобразия русского православного искусства явится условием адекватного восприятия и проникновения в смысловые глубины его произведений;

-специфические возможности православного искусства и характер общения с ним (событийность, соборность, духовная возвышенность) будут использованы для возбуждения эмоционального переживания, заключенных в нем ценностей, как психологического механизма их личностного принятия.

Теоретико-методологической основой исследования явились современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности развития личности и формирования ее ценностных отношений; основные положения педагогики высшей школы, включая дидактику социального образования; положения эстетики и искусство-

знания о функциях искусства и его роли в духовно-нравственном становлении и развитии личности.

Методологическими основаниями исследования послужили взаимосвязь культурологического, аксиологического и личностного подходов к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы, а также культурно-исторический подход, служащий выявлению генетической общности хронологически отстоящих друг от друга явлений.

Методы исследования:

-теоретический анализ научной литературы (философской, психологической, педагогической, культурологической, религиоведческой, искусствоведческой); изучение религиозных источников; анализ феномена русского православного искусства;

-эмпирические методы (социологический опрос, включенное наблюдение, беседа, анкетирование);

-обобщение личного опыта педагогической работы в вузе;

-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

-количественный и качественный анализ полученных результатов.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Института социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. На различных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено более 320 студентов.

Исследование проводилось с 1996 по 2002 годы и включало три этапа.

На первом этапе (1996-1998гг.) осмысливались теоретические предпосылки исследования, был осуществлен анализ научных подходов и теорий, в рамках которых разрабатывалась методика формирования ценностных ориентации будущих социальных работников средствами русского православного искусства. Был проведен констатирующий эксперимент, цель которого - выявление ценностных ориентации студентов и определение степени их адекватности выбранной профессии.

На втором этапе (1999-2001гг.) были определены основные задачи и методика формирующего эксперимента, осуществлена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялись критерий, показатели и уровни сформированности ценностных ориентации студентов, проверялись намеченные ранее педагогические условия, способствующие реализации духовно-нравственного потенциала русского православного искусства в процессе формирования ценностных ориентации будущих социальных работников.

На третьем этапе (2001-2002гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

-в результате историко-культурного анализа подтверждено предположение об общности этических ценностей социальной работы как вида профессиональной деятельности и духовно-нравственных ценностей православия, нашедших художественно-образное воплощение в произведениях культового искусства;

-уточнен состав и обогащено представление о базисных ценностных ориентациях специалиста по социальной работе

-выявлены возможности и особенности русского православного искусства как одного из средств формирования ценностных ориентации студентов - будущих социальных работников;

-определены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности использования русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентации студентов в процессе их профессионально-личностной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в системе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы - социальных работников и социальных педагогов, причем, как в высшей школе, так и в среднем специальном учебном заведении, способствуя расширению арсенала

11 средств духовно-нравственного развития студентов и, в частности, формирования их ценностных ориентации.

Материалы исследования положены в основу учебно-методических разработок и рекомендаций по использованию произведений русского православного искусства в образовательно-воспитательном процессе вуза в формах учебных спецкурсов, факультативов, а также внеаудиторной работы.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием разнообразных источников информации, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, длительностью поискового процесса, многолетним личным опытом работы преподавателем в вузе, использованием методов математической статистики для обработки экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Принципиальная возможность использования русского православного искусства в качестве одного из средств формирования ценностных ориентации будущих специалистов социальной сферы определяется подтвержденной в ходе настоящего исследования общностью гуманистической основы этических ценностей социальной работы и духовно-нравственных ценностей православия, нашедших художественно-образное воплощение в религиозном искусстве.

  2. Специфические возможности русского православного искусства как средства формирования профессионально значимых личностных качеств студентов заключаются в его социально-этическом содержании, основанном на общечеловеческих ценностях православия, его функциональных особенностях, также в характере общения с произведениями культового искусства (событийность, соборность, духовная возвышенность).

  3. Аксиологические аспекты социальной работы, определяющие ценностные ориентации специалистов данной профессии, включают в качестве базисных следующие ценности-цели и ценности-качества: гуманизм; чело-

век как самоцель, как высшая ценность; гуманность (человечность, человеколюбие); право человека на жизнь; достоинство личности; социальная справедливость; благополучие людей; альтруизм; милосердие; толерантность (терпимость к «инаким»); ответственность; коммуникативность; эм-патийность; деликатность; терпеливость; оптимизм.

4. Педагогическими условиями, способствующими эффективности применения в образовательном процессе высшей школы русского православного искусства как средства формирования ценностных ориентации будущих социальных работников, являются:

отношение к ценностным ориентациям студентов как к важнейшему компоненту и характеристике их профессионально-личностной готовности к работе в социальной сфере;

осознание студентами, что изучение русского православного искусства является формой освоения духовно-практического опыта человечества, помогающего определить свое отношение к жизни, окружающим, будущей профессиональной деятельности;

реализация в единстве трех подходов в процессе приобщения студентов к православному искусству: культурологического (религиозное искусство как феномен культуры), аксиологического (религиозное искусство как носитель духовно-нравственных ценностей), личностного (обретение личностного смысла этических ценностей православия);

постижение студентами художественно-эстетического своеобразия русского православного искусства как условие адекватного восприятия и проникновение в смысловые глубины его произведений;

использование специфических возможностей православного искусства и особенностей общения с ним для возбуждения эмоционального переживания, заключенных в нем ценностей, как психологического механизма их личностного принятия.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедр социальной работы и социальной педагогики Тамбовского университета имени Г.Р.Державина. Основные положения исследования докладывались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «Совершенствование и развитие системы практической подготовки будущих специалистов социальной сферы в вузе» (Тамбов, 2000 г.), «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2000 г.), «Исследовательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2001 г.), «Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы» (Тамбов - Москва - Терре-Хот (США), 2002 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в форме спецкурса «Русское православное искусство: религиозные функции, эстетическое своеобразие, духовно-нравственный потенциал», который читается в Институте социальной работы Тамбовского государственного унивеситета имени Г.Р.Державина, а также в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Мировая и художественная культура», «Культурно-досуговая деятельность». Материалы исследования были включены в программу курса «Основы православной культуры», разработанного для лектория Тамбовского Дом милосердия.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Аксиология социальной работы и духовно-нравственные ценности православия

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Ценности, установки, ориентации свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знания, социальное настроение, мироощущение - о его состоянии. Именно от того, что превалирует в общественном сознании, зависит и стабильность, и, в конечном счете, безопасность страны.

Коренные, радикальные изменения в обществе не могут не сопровождаться переменами в сфере духовности, в формировании новой картины мира, нового типа поведения человека. Вопросы духовной защиты народа наряду с трудовой и социально-экономической деятельностью выдвинулись на первый план, оказались в центре внимания большинства населения. Если это не понять своевременно и не учесть в политической практике, то сознание людей может превратиться во взрывчатку, способную разрушить как материальные, так и духовные основы общества [241, с.41]. История человечества подтверждает следующую закономерность; чем ниже в обществе потенциал духовных ценностей, тем ярче проявляет себя феномен развития социального сиротства. Современное сиротство - прямой результат отчетливо прослеживающейся на протяжении десятилетий своеобразной глухоты и немоты к социально-культурным запросам населения, и. прежде всего семьи.

Проблемы сирот, инвалидов, престарелых, многодетных семей долгое время считались полузакрытой темой, о них не принято было громко говорить и тем более рассматривать их в широком социальном контексте, чтобы не травмировать общественное сознание [94, с.40]. В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы в сфере социальной защиты населения были формализованы, так как подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы в конечном итоге выполняет важнейшую задачу - задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития, то есть, по сути дела, является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства [131].

Приобщение будущих социальных работников к духовным общечеловеческим ценностям предполагает выяснение сущности понятия «ценность».

Ценности, по мнению Н.И.Лапина, не вспомогательная пристройка к экономике и политике, а обобщения представлений людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы СООТНОСЯ! свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения [107, С.З].

Проблема ценности явлений окружающего нас мира, ценности человеческой жизни, ее идеалов и целей была и является предметом изучения наук о человеке (философии, социологии, психологии, педагогики).

Анализ аксиологических теорий, существующих в западной и отечественной литературе, дает возможность выявить расхождения и общие тенденции в различных теориях ценностей, а также внутреннее взаимодействие различных сфер общества, влияющих на формирование духовных ценностей личности.

Теоретический анализ философской и педагогической литературы показывает, что аксиология как наука о природе ценностей возникла во второй половине XIX века, хотя ценностное мироотношение исповедовалось уже в античном мире. Древние философы, оценивая общественные явления, употребляли понятия «благо», «добро», «истина», «польза», «красота». Понятие «ценность» в специальную философскую лексику было введено в 60-е годы XIX века немецким философом и физиологом Р.Г.Лотце. Оно соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик Р.Г.Лотце теоретически обособил ценностную сферу от явлений действительности (фактов) и интеллектуальной веры в их постижимость (истины) [173].

С возникновением теории ценностей в ней образуется целый ряд различных научных школ, ее разрабатывающих.

Ценностные ориентации социального работника как его профессионально-этическая характеристика

Развитие профессиональной культуры начинается с формирования ценностного отношения к своему делу и коллегам и постепенно переходит к значительно более широкому контексту, вплоть до государства и общества.

Традиция гуманистически-аксиологического осмысления социальной деятельности начинается от Платона и Аристотеля и развивается в трудах Сократа, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо, Гельвеция, Фейербаха и ряда других классических философов, Этой проблематике уделяли большое внимание Э.Агацци, Н.Бердяев, М.Вебер, Х.Гадамер, Г.Гегель, В.Дилтей, И.Кант, К.Маркс, Э.Фромм, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет, К.Поппер, Г.Риккерт, Ж.-П.Сартр, Г.Спенсер, М.Шеллер, М.Хайдеггер, Ф.Энгельс, КЛсперс и ряд других всемирно признанных философов.

Проблема гуманизма, его смысла и структуры исследовалась российскими философами. Среди них можно выделить работы Н.Бердяева, С.Булгакова, Э.Ильенкова, Н.Лосского, А.Лосева, С.Франка, В.Соловьева

К сожалению, в меньшей степени исследованы ценностные аспекты профессиональной деятельности и практически не уделялось внимания проблемам ценностной обусловленности и ценностного содержания социальной работы.

Профессионально-этический кодекс членов межрегиональной ассоциации работников социальных служб выдвигает ряд обязательств, важных для развития профессиональных качеств личности, среди которых для нашей работы имеют непосредственное значение те «высокие нравственные стандарты поведения», которые необходимы для формирования ценностных ориентации, регламентирующих нормы профессиональной этики специалистов социальных служб России [171, с.84-88].

Мы придерживаемся точки зрения С.Л.Рубинштейна, считавшего, что норма как внешний регулятор поведения человека не утрачивает своей актуальности, но и не является достаточной. Необходим внутренний ориентир поведения - ценность. Мы основываемся на положении С.Л.Рубинштейна, который утверждал, что должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него - общественно - всеобщезначимое, но подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, оно становится предметом наших личных устремлений, личностно значимых, собственных убеждений человека. В этом случае не всякая саморегуляция является движением от нормы к ценности, а только саморегуляция, имеющая позитивную (ценностную) направленность, то есть ценность - это эмоционально присвоенная субъектом норма, выходящая за пределы нормативности границы со знаком «плюс». Таким образом, ценностный ориентир деятельности не исключает, а напротив, включает в себя нормативную регуляцию поведения, а ценностное поведение определяется и внешними (нормативными), и внутренними (ценностными) ориентирами. По наличию доминанты можно судить о характере поведения. Отсюда можно сделать вывод о том, что одной из основных задач образования, отвечающего требованиям инновационной культуры, является формирование у обучаемого ценностного поведения. Значение нормы при этом не ослабевает, а напротив, возрастает, так как она является основанием ценностного поведения [175, с.186-189].

Моральные, нравственные нормы, которые, по мнению Г.И.Чижаковой относятся к группе нормативных ценностей, определяют деятельность субъектов образования в общем виде, не регламентируя в деталях поведение человека, а предполагая в индивиде наличие достаточно развитой способности нормировать и регулировать свои поступки самостоятельно, руководствуясь ответственностью [223].

С точки зрения нашего исследования важен вопрос о том, как же формируется система ценностей человека, почему он одни ценности ставит на одну ступень иерархической лестницы, а другие - на другую ступень или вовсе не включает в свою систему (индифферентные отношения)?

Результаты наблюдения, полученные нами в ходе экспериментальной работы, позволяют согласиться с мнением А.Ю.Панасюка о том, что включение и невключение каких-либо объектов (явлений) в собственную систему ценностей определяется структурой потребностей человека. Если некая позиция, точка зрения, метод или способ действия удовлетворяют какие-либо определенные потребности человека, то они становятся для него ценными. Человек начинает строить свою деятельность, ориентируясь на эту ценность. Если же какая-либо точка зрения не ведет к удовлетворению той или иной потребности (духовной, материальной), блокирует ее удовлетворение, то она, эта точка зрения (позиция, взгляд, мнение, способ действия) отвергается человеком, не принимается им или исключается из системы ценностей [159].

Понятие «ценностные ориентации» личности было введено в 20-е годы XX столетия американским социологом У.Томасом и польским социологом Ф.Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации в качестве установки личности, регулирующей ее поведение, и в качестве таковой она стала предметом исследований в американской и западноевропейской социологии, но особенно в социальной психологии.

Педагогические условия использования русского православного искусства в формировании ценностных ориентации будущих социальных работников

В первой главе нами было отмечено, что решение большинства проблем обновления общества, выбирающего ориентацию на всестороннее гуманистическое развитие каждого, было бы невозможно без возрождения приоритета общечеловеческих ценностей и интересов. Общечеловеческие ценности имеют природно-социальный характер, возникая с появлением общественного сознания и производства. Они остаются внешними по отношению к сознанию каждого отдельного индивида и выступают как побудительные силы и социальные регуляторы деятельности личности.

В нашем исследовании православное искусство выступает как составная часть культуры общества, осуществляющая трансляцию, как собственно религиозных, так и общечеловеческих ценностей. Система ценностей православия и православного искусства гуманистична и основана на любви к Богу и ближнему. Приобщение студентов посредством религиозного искусства к ценностям православия открывает широкие возможности не только для их интеллектуального роста, но и для нравственного совершенствования.

Возрождая забытые ценности, необходимо помнить, что нельзя вернуть былую гармонию, однако новые ценностные отношения зачастую возникают там, где жизнь глубже и прочнее пронизана старыми моральными ценностями. Глубокое знание традиций прошлого и вера в собственную созидательную силу дают личности возможность следовать по пути, указанному нравственными ориентирами, по пути нравственного прогресса.

Выбор индивидом жизненных ориентиров должен быть свободным и добровольным. В то же время гуманистическая ориентация возможна лишь в том обществе, где культурные нормы подчинены абсолютным ценностным критериям - критериям абсолютной укорененности и плодотворности человека в «Универсуме». В этом случае высшие ценности: Истина, Добро, Красота, Общительность, Терпимость — обретут почву внутри мира личности, станут неотъемлемо присущи ей, создадут неповторимый «лик-образ» с бесценным индивидуальным душевно-духовным потенциалом, стремлением к совершенствованию, венцом которого станет всеобъемлющая диалектическая сверхгармония.

Процесс формирования профессионально значимых ценностных ориентации понимается нами как профессиональное воспитание, которое определенным образом влияет на жизнедеятельность студента, развивает его потенциальные возможности, формирует его интересы, ценностные ориентации, стимулирует развитие потребностей, мотивационной сферы и способностей.

Поскольку качества человеческого характера подвержены изменениям под влиянием внешней среды в течение всей жизни, то нашей задачей является определение тех условий, в которых возможно развитие наиболее полезных и желаемых для успешной профессиональной деятельности качеств личности будущего социального работника.

Подготовка будущих социальных работников предполагает насыщение учебного и внеучебного времени, всех форм общественной работы, общения и досуга студентов духовным, нравственным, культурно-эстетическим содержанием, а также формирование системы нравственно-этических ценностей, являющихся стержнем всей жизни и деятельности специалиста.

Необходимо заметить, что вся гуманитарная деятельность, по мнению Б.М.Неменского, - зона ценностного отношения. Однако, в итоге ценностного поиска в гуманитарных науках мы нечто понимаем как ценность, в искусстве же мы это проживаем, переживаем как собственный опыт и лично выработанную ценность. Значит куда глубже и прочнее ценность эта включается в формирование личности [152, с.38].

Эстетическое, нравственное и познавательное начала русского православного искусства - это способы обретения человеком одного и того же - высшего смысла жизни, гармонии, согласия с собой и с миром. Взаимосвязь и взаимоотношение между добром, истиной и красотой, между нравственностью, познанием и эстетическим развитием и вкусом весьма непросто складывались в истории духовной жизни людей. Но можно вполне определенно сказать, что нравственность является сердцевиной духовности, рациональное знание дает Истину и правый путь, эстетическое начало связано с воплощением Добра и Истины.

Необходимым основанием эффективности формирования ценностных ориентации будущих социальных работников средствами православного искусства должна стать опора на принципы:

-целостности, для которой характерно восприятие произведения православного искусства через индивидуальное проживание воплощенных в нем чувств и переживаний, развитие у студента целостного знания, объединяющего науку и искусство;

-интегративности, заключающейся во взаимодействии различных видов православного искусства в духовно-нравственной практике студентов;

биологичности, проявляющейся как характер и сущность общения педагога со студентами и студентов между собой, как процесс воспитания человека, способного к диалогу с произведением православного искусства. Искусство способно воссоздавать сложнейшие ситуации, возникающие в процессе общения людей. Поэтому каждому студенту необходим «художественный аутотренинг», развивающий потребность «быть другим», сопереживать другому;

Похожие диссертации на Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства