Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Христианская община как объект социологического исследования
1 Особенности христианской общины как малой группы 16
2 Религиозные основы социального взаимодействия в православной общине 49
Глава II. Особенности возникновения и развития малой православной общины в современной России
1 Способы и возможности применения стратегии кейс стадії в социологическом исследование малой православной общины
2 Основные характеристики и этапы развития малой православной общины в условиях современной России 110
Заключение 154
Библиография
- Особенности христианской общины как малой группы
- Религиозные основы социального взаимодействия в православной общине
- Способы и возможности применения стратегии кейс стадії в социологическом исследование малой православной общины
Введение к работе
Актуальность темы. Возникновение государства на Руси практически совпало с принятием христианства (862 и 988 гг.). И хотя процесс принятия новой веры не всегда шёл гладко и полностью завершился только к 14-15 вв., влияние христианства, точнее его восточной ветви, на русскую культуру, а значит, на самосознание и менталитет народа, огромно. Можно сказать, что православие - основа русской культуры. Даже в кодексе строителей коммунизма в России очень много христианских ценностей и норм поведения. Поэтому, неудивительно, что разрушение коммунистической системы и идеологии повернуло всё общество к своим культурным и нравственным истокам - к православию.
В православии общины как малые группы - это характерное явление 20 века во всём христианстве. И не только в христианстве. Вообще, 20 век открыл старую истину, а именно, огромное значение малых групп в развитии и жизни индивидов. Семья, дружеская компания, класс, студенческая группа, рабочий коллектив и так далее - вот та среда, в которой живёт человек, в которой он учится, растёт, приобретает навыки жизни и общения, нормы и ценности. В ней он реализует себя и помогает другим.
Христианство как общественное явление начиналось с малых групп, но потом разрослось в огромную, иерархически организованную структуру. В 20 веке опять возник интерес к малым группам-общинам, члены которых знают друг друга, как минимум, в лицо, а как максимум, всю жизнь каждого, помогают друг другу жить как заповедал Христос. Особенно это явление способствовало выживанию церкви в гонениях, в неблагоприятных внешних обстоятельствах. Но общины существовали не только во времена гонений. Например, монашество начиналось с малых общин, отдельных иноков было немного, а крупные монастыри возникли позднее.
С начала 1990-х гг. в России резко возрос интерес к религии, особенно к традиционно близкому православию (православному христианству). Довольно быстро стали открываться храмы, при некоторых из них начали образовываться общины, которые продолжают существовать и до сих пор. Общины эти очень разнообразны. Количество членов в них колеблется от 15-20 до нескольких тысяч, хотя, больших приходских общин немного. Различаются они и по способу взаимодействия: некоторые общины существуют только при приходах, и их члены в основном взаимодействуют в связи с приходской административной и богослужебной жизнью. Другие больше связаны деятельностью вне прихода: помощь нуждающимся, посещение больниц, приютов, детских домов, помощь друг другу, совместные поездки по святым местам (паломничества). Третьи пытаются соединить и то и другое. Наиболее интересны небольшие общины, пытающиеся совместить внутри себя разнообразные виды деятельности. Небольшое количество членов таких групп увеличивает интенсивность связей, а разнообразные виды деятельности рождают большой набор социальных связей внутри общины. Поэтому особенно важно исследовать общины такого рода.
Также необходимо отметить, что только в Москве небольших по размеру общин более сотни, а по всей России их около пятисот. Эти общины растут за счёт воцерковления новых людей, то есть благодаря их приходу в церковь. Таким образом, это явление имеет отношение не только к Русской Православной Церкви, но и непосредственно к российскому обществу. Каждый год число общин увеличивается примерно на 10-151. Как видно, это явление весьма динамичное и интересное, требующее своего осмысления.
Поэтому необходимо понять, что представляет собой данное социальное явление, что оно несёт, какое влияние оно оказывает на жизнь общества и на вовлечённых в него индивидов, а также каковы могут быть его последствия.
' Материалы обсуждении жизни братств на Преображенской встрече.
Степень научной разработанности проблемы. Одной из базовых проблем исследуемой темы является влияние религии на социальные сообщества. Истоки социологии религии можно найти ещё у философов (И.Кант", Д.Дидро , и др.). Но первые серьёзные исследования по социологии религии мы находим у Э.Дюркгейма4 и М.Вебера5. Э.Дюркгейм стремился открыть общую для всех религий составляющую, он начал исследовать религию как социальный институт, а, следовательно, функции этого института в обществе. Дюркгейм выявил интегрирующую роль религии. К.Маркс6 рассматривал религию как социальный феномен, с преобладающим консервативным влияние на общество, что часто затрудняет его (общества) развитие. Влиянием религии на мотивацию деятельности человека занимался М.Вебер . Он исследовал влияние этики протестантизма на развитие капитализма. Вебер в отличие от Маркса подчеркивал влияние на жизнь общества религии как фактора, способствующего развитию социальной системы. П.Бергер и Т.Лукман8 исследовали взаимосвязь и взаимовлияние повседневной жизни и религиозного опыта. Р.Мертон исследовал не только объединяющую, но и дезинтегрирующую функции религии. Э.Трёльч , продолжая тему М.Вебера о пророческой общине, изучал различие между церковью как большой, иерархически организованной структурой и сектой как неиерархической группой последователей, связанных лично с учителем. Р.Нибур ' рассмотрел процесс превращения секты в деноминацию. Но Церковь и Секту рассматривают как антагонистов: церковь -
2 Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах, т.6 - 613с. "' Дидро Д. Избранные атеистические произведения. - М: Изд-во АН СССР, 1956 - 478с.
4 Дюркгейм Э. "Элементарные формы религиозной жизни".//Религия и общество. Хрестоматия по социоло
гии религии. Частьі., М, 1994
5 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//в книге "Избранные произведения". М,Прогресс, 1990
Вебер М. "Социология религии"//М.Вебер "Избранное. Образ общества". М., Юрист, 1994
6 Маркс К., Энгельс Ф. О религии. - М.: Госполитиздат, 1955 - 304с.
7 Всбер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994- С.78-308
8 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia - Центр, Медиум, 1995. -
С.43-48, 68-71
4 Merton R. Social Theory and Social Structure. - Glencoe: The Free Press, 1957 - XVIII, 645p.
10 Troeltsch E. Die Sozialehrcn der christichen Kirchen und Gruppen II Gesammelte Schriften. - Tubingen: Hohr,
1912.-Bd.l
" Нибур P.P., Нибур P.X. Христос и культура. - M.: Юрист, 1996 - 575с.
стабильная, хорошо организованная структура, но без творческой энергии и интенсивности религиозной жизни; секта - всё наоборот, то есть практически отсутствует организационная структура, зато высока интенсивность религиозной жизни, а также расцветает творчество.
В России проблемы в социологии религии начали рассматриваться в начале
20 века. С.Н.Булгаков провёл исследование, подобное веберовскому, по старообрядцам и капитализму в Росии. Но, начиная с 20-х гг. социология религии вообще слабо развивалась, а если и развивалась, то как научный атеизм. Если и проводились исследования, то они были идеологически ангажированы. Поэтому было мало содержательно или методологически интересных работ.
В 1960 годы был проведено очень интересно исследование прихожан в системе православного церковного прихода В.Г. Пивоваровым . Автор выделил различные типы прихожан по характеристикам сознания (в том числе, религиозной веры) и поведения. В начале 1990-х годов было проведено сравнительное исследование общин двух христианских конфессий: православия и протестантизма М.Жеребятьевым. Но так как автор исследования не был включён внутрь этих общин, его выводы в отдельных вопросах были ограничены, а по некоторым темам невозможно был сделать выводы вообще. По этому, в рекомендациях по продолжению исследований по религиозным общинам автор говорит о желательности "социологического исследования религиозной проблематики глазами верующего".
Так как теперь такие общины стали более доступны, и есть возможность получить информацию изнутри, поэтому необходимо выяснить особенности взаимодействия, коммуникации, структуры и др. характеристик таких групп, а
'" Булгаков С.Н. Религия и экономическое обновление России // Булгаков С.Н. Собр. Соч. в 2-х тт. - М., 1993.-Т.2.-С.348-367
13 Пивоваров В.Г. Структура религиозной общины. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1970.-79с.
также каков их современный социально-демографический состав, их цели, планы, основа жизни, каким образом они взаимодействуют с внешней средой. И самое главное, какой смысл члены общин вкладывают в своё пребывание в таких религиозных сообществах. Чем являются для них такого рода группы, и, следовательно, какое влияние они оказывают на жизнь включённых в них индивидов.
Явление, которое анализируется в диссертации связано с проблемой существования и развития малой группы. Интерес к малым группам возник в конце 19 века в основном в среде психологов. Постепенно интерес учёных привлекла и социологическая проблематика. Г.Зиммель исследовал принципиальные различия диад и триад. Ч.Кули15 ввёл понятие первичная группа, и занимался проблемой формирования личности в такого рода группах. Ф.Трэшер ' изучал процессы социального взаимодействия - конфликт, соревнование, сотрудничество, при помощи которых организовывались группы, а также такое явление, как дух группы.
Курт Левин был одним из первых, кто занялся исследованием динамики малой группы. Он и его научная лаборатория занимались вопросами лидерства и руководства, исследовали изменение стандартов группового поведения в процессе дискуссии, внутри фу пповые конфликты, внутригрупповое давление и спло-ченность. Э.Мэйо занимался влиянием микроклимата трудового коллектива на эффективность производства. Чуть позже Л.Фестингер1' продолжит исследования групповой сплоченности, являющейся одной из характеристик развития группы.
9 П 9 1
Б.Такмен , Е.Мамбри" соединили различные характеристики развития группы и попытались создать целостные модели этого развития.
14 G.Simmel Conflict and the Web of Group-affiliation. - Glencoe, Ill.rFree Press, 1955
15 Colley C.H. Human nature and social order.- Chicago, 1902
16 Thrasher F.M. The Gang. - Chicago, 1926
17 Lewin K. Field theory in social science. - N.Y., 1967
ls Mayo E. The social problems of an industrial civilization. - Boston, 1945
19 Festinger L. Analysis of compliant behavior II Group relations at the crossroads. - N.Y. , 1953
20 Tuckman B. Developmental sequence in small groups II Psychological Bulletin, 1965. №3.
21 Mabry E.A. Exploratory analysis of a developmental model for task-oriented small groups //Human communica
tion research. 1975, V.2
Различные теоретические школы развивали методологический и методиче-
ский аспект исследования малой группы. Интеракционизм (Г.Блумер , Г.Келли ) ввёл тему изучения процесса взаимодействия индивидуумов в развитии группы. Это направление внесло в понятийный аппарат исследования малой группы категорию интеракция, а также: индивидуальная активность, взаимодействие, отноше-
"7/1 О ^ 7 Г 7*7
ние. Теория систем (Зиллер , Парсонс , Ньюкомб , Хоманс ) позволила взглянуть на группу, как на целостную систему, взаимодействующую с внешней ере-
дой. Психоанализ (У.Беннис и Г.Шепард ) считал каждую группу аналогом семьи, и с этих позиций рассматривал систему взаимоотношений в ней. Это направление внесло интерес к групповой динамике и к групповому анализу. Формально
70 10 ~К\
- модельный подход (М.Шоу% Б.Равен^, Б.КоллшгГ) дополнил анализ малых
групп математическими методами. Социометрическое направление (Я.Морено ) внесло метод измерения межличностных отношений в малой группе. Необихе-виоризм (А.Бандура ) ввел понятие моделирование, т.е. построение поведения по образцу в применении к отдельному человеку и к группе в целом. Г.Беккер" , Р.Хилл35 и др. занимались проблемой обобщения накопленных методологических данных и выработкой единой системы понятий и терминов в социологическом изучении малой группы.
22 Blumer Н. New outline of the principles of sociology. - N.Y., 1951
г* Kelley H.H. Thibaut J.W. Interpersonal relations: a theory of interdependence. - N.Y., 1978
24 Ziller R.C. Toward theory of open and closed groups II Psychological Bulletin, 1965. Vol.64.
25 Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and interaction. - Glencoe, 111., 1965
26 Newcomb T. Personality and social change. - N.Y.,1943
27 Homans G.C. The human group.- N.Y., 1950
28 Bennis W.G. & Shepard H.A. A theory of group development// Analysis of groups. - San Francisco, 1974
29 Show M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. - N.Y., 1971
"'" Raven B.H. Bibliography of small group research. - Los Angeles, California, 1965
jl Collins B.E., Raven B.H. Group structure II The handbook of social psychology.V.4. Reading, Mass., 1969
'" Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М., Академ проект, 2001
>3 Bandura A. Social learning and personality development. - New York, 1963
'4 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М, Издательство иностранной литературы,
1961г.
,5 Hill G.W. Group versus individual performance: are N+l heads better than one? //Psychological bulle-
tin.l982.V.91
В отечественной науке первыми занялись изучением малых групп или коллективов психофизиологи В.М.Бехтерев36 и М.В.Ланге37. Как и на западе, первые исследования проходили под знаком естественно научных методов. Бехтерев заложил основы социальной психологии коллективов, он исследовал взаимодействие и единство в коллективе, функции коллективных целей и многое другое. Чуть позже проблема коллектива развивалась Б.В.Беляевым , который с помощью эксперимента изучал феномен социальной власти в группе, а таюке связь коллектива с социальной средой, в которой он существует. А.С.Залужный39, П.П.Блонский40 и Д.Б.Эльконин изучали проблему лидерства (вожачества в авторской терминологии). А.Макаренко ~ изучал организацию, структуру, управление и развитие коллектива, мотивацию коллективной деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в коллективе, то есть практически весь спектр проблем связанных с группой. Но после его работ по идеологическим соображениям на долгое время исследования в этой сфере прекращаются. И только в 60-е гг. они возобновляются. Возникают основные теоретические направления: деятельностный подход (А.Леонтьев43), параметрическая концепция (Л.Уманский4 ), организационно-управленческий подход (Е.Кузьмин ), в рамках которых исследуются проблемы руководства и лидерства, групповой интеграции и эффективности, социально-психологического тренинга и личности в группе, психологического микроклимата и внутригрупповых отношений.
,6 БехтеревВ.М. "Коллективная рефлексология." Петроград, 1921г.
"' Бехтерев В.М., Ланге М.В. Влияние коллектива наличность. // Педология и воспитание. М, 1928
'8 Беляев Б.В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологическое изучение. // "Психология." т.2
вып.2, 1929г., т.З вып.3,4, 1930г.
У' Залужный А. Учение о коллективе. М.-Л., 1930 - 300с.
40 Блонский П.П. Возрастная педология. - М.-Л.: Работник просвещения, 1930 - 212с.
41 Эльконин Д.Б. Проблемы формирования личности и проблемы обучения. - М.: НИИ общей педагогики
АПН СССР, 1980- 166с.
42 Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. // Собрание сочинений в 7-ми тт. - М: Издательство
Академии Педагогических Наук, 1958.—т.5. — 560с.
4"' Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности // Избранные психологические произведения: в 2 т.,
т.2., М., 1983
44 Уманский Л. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность- М.: 1975-С.
43 Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов IO.H. Руководитель и коллектив. Л., 1972 г.
Предметом исследования в диссертации является использование возможностей стратегии кейс стади в изучении малой православной общины. Этот подход находится в русле "качественной" методологии изучения социальной реальности и воплощается в стратегии кейс стади (изучения случая). Первый расцвет её был в Чикаго в 30-е гг. Среди объективных причин можно отметить то, что именно в этот период именно в Чикаго имелось богатство материала, так как это был период иммиграции в Соединенные Штаты, и отдельные аспекты иммиграции различных национальных групп в американские города изучались достаточно основательно. Проблемы бедности, безработицы, и других условий, связанных с иммиграцией идеально подходили для методологии кейс стади.
Очередной всплеск интереса в 60-е гг. был связан с grounded theory - "небеспочвенной теорией" Глейзера и Стросса46. Согласно утверждениям этих авторов теории должны создаваться только на основе эмпирических данных, и если их хватает только для теоретического описания одного или нескольких объектов, то и нужно создавать мини-теории, а не разводить широкомасштабные спекуляции.
Несмотря на множество исследований по данной тематике, обобщил методологические особенности стратегии case study только Роберт Йин47 в 1984 году. Он свёл в одной книге ответы на вопросы: в каких случаях, каким образом, для чего используется кейс стади. И вообще, метод это или стратегия? Какие есть виды кейс стади, как сконструировать стратегию, как собрать и проанализировать данные.
В России с помощью этого метода изучали трудовые коллективы, их соци-
альные нормы (А.Н.Алексеев ), особенности развития трудовых отношений в переходный период 1992-1995гг. (Герчиков49), перестройку управления и трудовых
46 Glaser В. and Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. - Chicago: Adline, 1967.
47 Yin Robert K. Case Study Research. Design and methods. Applied Social Research Methods Series. Volume 5.,
SAGE Publications, London, 1994.
48 АлексеевА.Ы. "Драматическая социология." Спб.-М., Институт социологии РАН, 1997г.
49 Собственность и трудовые отношения: варианты трансформации. Сборник кейсов. Под. Ред.
В.И.Герчикова и М.В.Кошмаиа. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995 - 21 бс.
отношений в 1992-1994гг. (Институт сравнительных исследований трудовых отношений). Однако малые религиозные группы в России этим методом не исследовались. Поэтому для науки важно исследовать вопрос: как будет работать данная стратегия в религиозно-общинной среде?
Социальная и теоретическая значимость исследуемой проблемы, степень её разработанности предопределили выбор цели и формирование задач исследования.
Цель исследования
Целью данного исследования является определение сфер применения и способов использования стратегии кейс стади в изучении развития малой общины в православии в условиях современной России.
Задачи исследования
Достижение цели исследования осуществлялось путём решения следующих задач:
Обосновать теоретические подходы, позволяющие раскрыть процесс развития малой православной общины.
Показать специфику влияния православия на развитие малой общины.
Выявить особенности стратегии case study в социологическом исследовании малой православной общины.
Разработать стратегию исследования православной общины.
Раскрыть особенности социального взаимодействия внутри малой православной общины в современной России.
Определить этапы развития малой православной общины в современной России.
Объект исследования - малая православная община.
Предмет исследования - сферы применения и способы использования стратегии case study в исследовании малой православной общины в условиях современной России.
Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационное исследование базируется, во-первых, на теоретико-методологических разработках в области развития детских и юношеских коллективов Л.Уманского и А.Лутошкина. Во-вторых, в области социологии религии - концепциях религиозных сообществ М.Вебера, Э.Трёльча, В.Пивоварова. В-третьих, на теоретическом осмыслении опыта жизни христианских малых групп на Западе в трудах Ж.Ванье, Ж.Лёва, Д.Бонхоффера. Решение поставленных задач диссертант решает с помощью стратегии кейс стади, опираясь на методологические принципы Роберта Нина и типологии Киблицкой и Козиной в области разработки стратегии case study.
Эмпирическую базу исследования составляют:
- результаты включённого наблюдения автора за жизнью малых православ
ных общин в Москве;
- материалы конференций, на которых анализируются проблемы жизни та
кого рода общин;
- материалы в печати, связанные с мирянским50 движением в христианских
конфессиях.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Разработана типология религиозных слоев (течений) внутри современного православия в России и показана их взаимосвязь с развитием малой православной общины.
Обоснованы критерии выделение этапов развития малой православной общины и раскрыты их характеристики.
Миряне - это рядовые члены церкви.
Определены принципы построения кейс стади для исследования малой христианской общины.
Разработана авторская стратегия кейс стади в изучении малой общины в православии.
Выявлены основные формы жизни малой общины, способы влияния общины на жизнь каждого её члена в условиях современной Россия.
Раскрыты содержательные особенности этапов развития малой православной общины в современной России.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современном российском православии существует несколько религиозных слоев: национально ориентированное православие, бытовое православие, индивидуальное православие, активное православие, индивидуализированная религиозность. Малая православная община возникает в рамках активного православия.
Критериями развития малой православной общины являются, во-первых, изменение типов и содержания ситуаций взаимодействия (встреч и поездок); во-вторых, изменение организационно-ролевой и коммуникативной структуры общины; в-третьих, изменение степени участия членов общины в её жизни; в-четвёртых, изменение финансовых основ жизни общины; в-пятых, увеличение компетентности членов общины в основной сфере деятельности; и в-шестых, увеличение воздействия общины на личность.
Особенностями стратегии кейс стади являются, во-первых, присутствие исследователя в общине до начала исследования. Во-вторых, проведение сбора данных в несколько этапов. В-третьих, использованием триангуляции источников данных и триангуляции методов. В-четвёртых, выделение при анализе данных двух типов источников: текстового документа и табличного документа, каждый из которых анализируется определённым способом. Текстовой документ анализируется через деление на смысловые и качественные блоки. Процесс происходит в
два этапа: во-первых, выделяется сам факт существования документа, во-вторых, определяется каким образом его содержание отражает жизнь общины. Табличный документ анализируется также в два этапа, во-первых, подсчитываются количественные данные (длительность встреч, количество членов общины на каждой встрече и т.п.), а, во-вторых, определяется, что это означает для общины (например, длительность встречи определяет её важность для общины, или её напряжённость и т.п.).
Основными формами жизни малой православной общины в современной России являются встречи по поводу чтения Писания, общей молитвы и решения внутриобщинных проблем, а также общие поездки. Влияние на жизнь индивида община оказывает через вовлечение в общинную жизнь учёбы, быта, посещения храма, грустных, иногда трагичных, и радостных событий жизни её членов. Через своё участие в этих сферах община формирует нормы поведения в этих ситуациях, следование которым она контролирует.
Малая православная община в условиях современной России проходит следующие этапы развития. На первом этапе - этапе номинализации - община, которая ещё находится в стадии группы, получает название, то есть номинально выделяется из среды.
На этапе "коалиций" формируются первоначальные межличностные связи, основанные на симпатиях' и антипатиях, не связанные с общей сферой деятельности и общими ценностями.
На этапе объединения группы изнутри неё возникает импульс к объединению. Часть группы начинает общаться по поводу общей деятельности и общих целей. Появляются новые формы взаимодействия внутри группы. Начинается включение некоторых сфер личной жизни в общую жизнь группы, и формирование нормативных основ жизни группы.
На этапе формирования общины возникает активная включённость в дела группы практически всех её членов, появляется общая ценностно-нормативная основа её существования. Продолжают появляться новые формы взаимодействия в группе. Группа начинает первые, робкие попытки выхода из себя и вхождения в братство.
Теоретическая и методическая значимость исследования заключается в том, что в его результате были выявлены религиозные слои, существующие в современном российском обществе, и выделен слой, в рамках которого в основном возникают малые православные общины. Обоснованы этапы и критерии развития малой православной общины. Разработана стратегия кейс стади для изучения малой православной общины. Показано, что малая православная община начинает путь своего развития от состояния группы и завершает его в состоянии общины, проходя в своём развитие пять этапов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты помогают обществу более осознанно взаимодействовать с малыми православными общинами. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ по взаимодействию с религиозными организациями. Также результаты могут быть использованы в практической деятельности по работе с молодёжью. Результаты исследования могут помочь членам малых православных общины более осознанно организовывать свою жизнедеятельность, улучшать качество общения и взаимодействия внутри общин.
Практическая значимость данного исследования также состоит в том, что оно проливает свет на скрытые от глаз стороннего наблюдателя элементы деятельности православной общины, открывает миру повседневную жизнь членов таких общин и тем самым способствует исчезновению мифов о деятельности православных общин, а также улучшению понимания между теми людьми, кто
далек от церковных норм и традиций, и теми, кто является членами православной общины.
Апробация результатов исследования.
Теоретические положения, методологические подходы и практические результаты диссертационной работы изложены в сборниках научных конференций "Ломоносовские чтения" (2000 и 2001 гг.), в депонированной в ИНИОН РАН статье, в сборнике социологических эссе "Вот она, жизнь!" и в журнале "Вестник МГУ". Серия "Социология и политология".
Результаты диссертационного исследования были обсуждены на кафедре "Методологии социологических исследований" социологического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова.
Особенности христианской общины как малой группы
Понимание православной общины как малой группы предполагает в первую очередь выделение основных характеристик малой группы, определение этапов и механизмов её развития.
Слово группа подразумевает набор подобных элементов, связанных между собой любой характеристикой или логикой. В социальном мире связью между индивидами, составляющими группу, является взаимодействие и складывающиеся на его основе отношения. Следовательно, социальная группа - это такая социальная общность, члены которой не только обладают общими характеристиками, не только осознают свою общность, но и взаимодействуют друг с другом .
Для выявления особенностей православной общины как малой группы необходимо рассмотреть различные классификации социальных групп.
Одним из оснований является деление групп по источнику основания: либо факт существования группы задан извне, либо он определяется активностью членов группы. Группы, соответствующие первому критерию называются организованные или формальные, группы, подходящие под второй критерий называются спонтанными или неформальными. Такое деление позволяет выявить специфику возникновения и развития группы.
Другим основанием выделения типов групп будет характер взаимоотношений между членами группы. Есть группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей, через интимные (личностные) контакты друг с другом. Член группы важен как личность. В других группах социальные контакты обезличены, носят односторонний, утилитарный характер. Член группы важен как функция, как умеющий выполнять определённую задачу. Группы первого типа называ-ются первичные, группы второго типа - вторичные". Данная классификация необходима для определения качества социальных связей между членами группы.
Третьим основанием типологии является принадлежность индивида к группе. Принадлежность может быть физическая - тогда это группа членства, то есть группа, в которую индивид входит физически. Принадлежность может быть социально-психологическая. Тогда эта группа называется референтная. Референтная - это такая группа, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении3. Эти два типа могут соединяться, тогда для индивида группа членства становится референтной группой. При таком соединении возможно говорить о высокой степени влияния группы членства на ценности, нормы, образцы поведения индивида, состоящего в ней.
Четвёртым основанием типологии групп, является продолжительность их существования. По этому критерию выделяются стационарные, то есть долговременные, постоянные группы; и временные, недолго существующие группы. Чем больше существует группа, тем больше социальных связей возникает в ней, тем более чёткой становится её структура, определяются ценности и нормы.
Пятым основанием для типологии является размер группы. По этому основанию выделяются малые, средние и большие группы. Единого подхода к пониманию границ между ними в научном сообществе не суще ствует. Каждый автор устанавливает их в зависимости от своих целей и задач. Большинством авторов приняты условные границы. Так большие -это группы, в которые входит более 100 человек. Средние группы начинаются с 30-40, малые начинаются с 2-3-х. Особо этот вопрос стоит для малых групп. Есть авторы, которые считают, что малые группы не превышают 7±2 человека , другие считают, что верхняя граница малой группы может растягиваться в зависимости от задач исследования .
Начиная ещё с Г.Зиммеля6, социологов интересовал вопрос, с двух или трёх человек начинается группа? Конечно, в диаде уже есть межличностное взаимодействие, возникают эмоциональные и властные отношения, может выявиться лидер, но невозможно большинство, невозможно посредничество при споре, сложно говорить о структуре группы и т.д., то есть в группе из двух человек многие признаки малой группы представлены не в полном объеме. Но всё-таки, можно сказать, что пусть даже в неполном виде, но в группе из двух человек есть основные признаки малой группы. Это взаимодействие лицом к лицу, общие ценности и нормы, роли. Если говорить точно, то для каждого типа группы необходим свой минимум членов. В одних случаях, например, для группы психологического тренинга минимумом членов является 4 человека , для трудового коллектива - он определяется задачей и руководителем. В качестве малой группы также можно рассматривать и семью из двух человек. Поэтому всё-таки нижним количественным пределом малой группы я буду считать 2-х человек.
Религиозные основы социального взаимодействия в православной общине
Для того чтобы понять, какие особенности приобретает процесс развития православной общины как малой группы, нужно рассмотреть христианство как основу функционирования общины. Для этого необходимо определить, что такое религия в целом, и христианство - в частности. А также выявить, каковы особенности влияния религии, и конкретно христианства на процессы, происходящие в малой группе.
На протяжении всей истории человечества не было такого общества, в котором бы не было религии. Соответственно многие социологи занимались изучением этого явления. Однако единой социологической теории и единого определения религии на данный момент нет.
Прежде чем исследовать функции религии в отношении социума и индивида необходимо определить, что такое религия. Для этого обратимся к классикам социологии религии и рассмотрим, как они определяли это явление.
М.Вебер считал, что "религия - это один из видов социальной деятельности, на основе которой индивид и группа решают проблему "смысла", то есть своего отношения к фундаментальным проблемам человеческой жизни и социального существования, таким как время, смерть, зло, призвание, долг и т.д."
Дюркгейм определял религию как "солидарную систему верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным; верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто им следует"".
Т.Парсонс считал, что религия - "это общность верующих, которые разделяют общие верования и мифы, которые интерпретируют абстрактные ценности культуры в определённой исторической реальности и применительно к конкретным условиям данной социальной общности. Это происходит благодаря ритуальному поведению, предполагающему личное участие, насколько оно возможно, и в приобщении к общим символам, обозначающим реальность, отличную от реальности повседневной жизни; то, что Дюркгейм называет "священными вещами" .
Д.Иингер считал, что религия - это "система верований и практик, с помощью которых та или иная группа людей справляется с "последними", "конечными" проблемами жизни человеческой: это - смерть, боль, добро, зло, разрушение и т.п.
Р.Белла, продолжая социологическое изучение религии, рассматривал её как "символическую систему, организующую опыт индивида"5.
М.Мосс, являвшийся учеником Э.Дюркгейма, рассматривал религию, как "органическую систему понятий и коллективных обрядов, имеющих отношение к сакральным (священным) существам, которые она признаёт" .
Если проанализировать все шесть определений более подробно, то можно выявить основные характеристики, присущие религии.
Первой характеристикой (её выделяет Р.Белла) является то, что религия - символическая система, отображающая и организующая жизненный опыт конкретных людей.
Вторая характеристика - это связь человека со "священным" объектом или предметом. В этом аспекте рассматривали религию М.Мосс, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс.
Третья характеристика - это наличие верований, мифов и ритуалов, о наличии которых говорят Э.Дюркгейм, М.Мосс, Т.Парсонс, Д.Йингер.
В соответствии с вышесказанным, под религией я буду понимать символическую систему, которая состоит из мифов, верований и практик взаимодействия, связывающая людей друг с другом через обращение к одной "священной" реальности. Практики взаимодействия делятся на действия, ритуалы и обычаи. Действие - это внутренние акты, совершаемые отдельным человеком или группой по отношению к "священному". Ритуалы - это внешнее выражение действий, направленные на "священное". Обычаи - это правила поведения людей во время ритуалов и вне их. Например, действие - это молитва, ритуал - это чтение или произнесение определённых молитв в определённое время и по определённому поводу, а обычай - это зажигание свечей, поклоны и др. элементы, которые приняты во время молитвы в этой общине. Действия едины для всей религии, ритуалы могут различаться в течениях, конфессиях и деноменациях. Обычаи характерны для определённой области, города, или даже одной религиозной общины.
Религия создаёт смысловое поле, которое организует опыт человека через то, что задаёт иерархию ценностей, норм и образцов поведения. Соответственно и в малой группе религия изменяет взаимодействие между индивидами, влияет на процесс возникновения и развития малой группы.
Способы и возможности применения стратегии кейс стадії в социологическом исследование малой православной общины
Для разработки методики исследования православной общины необходимо обосновать методы, соответствующие одновременно особенностям объекта исследования и задачам этого исследования.
Малая православная община со стороны своей внутренней жизни закрыта для постороннего наблюдения, поэтому для получения информации, относящейся к её жизни, необходимо войти в неё и прожить какое-то время внутри неё. Что для социолога означает использование метода включённого наблюдения как основы исследования малой общины в православии.
Это необходимо для получения, во-первых, информации о целях, ценностях, особых ритуалах малой общины. Во-вторых, для того, чтобы проследить как эти цели и ценности влияют на конкретное поведение членов общины и на действия всей общины в целом. В-третьих, для знакомства с субъективной интерпретацией данных событий, что может дать ключ к пониманию картины мира, с которой живут члены общины.
Поэтому для получения адекватной социологической информации необходимо использовать гибкий качественный подход, который позволяет изучить специфику малой православной общины. В основе данного подхода лежит желание понять повседневный социальный мир члена общины, его самосознание, восприятие им внешнего мира. Такое "вхождение" социолога в повседневный мир этого человека необходимо для того, чтобы приблизиться к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия, связанные с его жизнью в общине. Это способствует более адекватной интерпретации его поведения, а, следовательно, поведения социальных групп и общностей.
Количественная методология в социологии преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями (например: церковь, ее функции, взаимодействие с другими социальными институтами). Качественная методология в социологии занимается субъективным аспектом, реальной практикой этих отношений. Что значит «верующий» в данном обществе? Как живут верующие? Как живут религиозные группы?
Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном фрагменте социальной реальности и через него (как бы изнутри) идет описание целостной картины этой реальности. Изучается не только сиюминутный срез взаимодействий, предпочтений или отношений, но по возможности наиболее полные данные, описывающие православную общину на протяжении достаточно долгого периода взаимодействия.
В социологии за весь 20 век создан большой арсенал качественных методов. Это и разные типы наблюдения, и биографическое, нарративное и глубинное интервью, этнографическое исследование, кейс стади, фокус-группы, экспертный опрос и т.д.
Этнографическое описание может дать информацию о традициях, образцах поведения закрытой или просто мало известной общности. Наблюдение, лучше всего включённое, позволяет проследить жизнь общины в течение определённого периода, что даёт возможность получить информацию о системе ценностей, целях и особенностях взаимодействия её членов. Интервью с отдельными членами сообщества помогает рассмотреть его значимость для них.
Метод экспертных оценок и метод эксперимента не подходят на данном этапе социологического анализа, так как сначала нужно подробно описать (представить) явление, а уже после этого его оценивать с помощью экспертов.
Для того чтобы воссоздать в методе эксперимента условия, необходимые для возникновения малой православной общины на момент его начала необходимо уже иметь информацию о причинах его возникновения, особенностях "функционирования" и развития. Метод фокус-групп позволяет выяснить отношение или мнение, но не жизнь группы.
В любом случае, по отдельности эти методы не дают полной картины социального явления. Только соединив их вместе для всестороннего изучения православной общины можно получить целостную картину.
Соединить их позволяет кейс стади. Именно этот подход фокусирует внимание исследователя на изучении конкретного случая в многообразии его проявлений, чтобы вслед за этим составить более глубокое понятие о явлении и создать базу для последующего изучения православных общин количественными методами, а также для расширения полученных с помощью кейс стади данных.
Для более подробного изучения возможностей стратегии кейс стади необходимо также рассмотреть классические сферы её применения. Один из основных теоретиков кейс стади Р.Иин выделил пять возможностей применения этой стратегии.
Во-первых, в случае описания и объяснения повседневной жизни людей, при описании малоизвестных или слишком сложных явлений, которые не могут быть изучены с помощью опросов, экспертных оценок или метода эксперимента.