Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Савенко Георгий Владимирович

Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование)
<
Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савенко Георгий Владимирович. Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 1999 176 c. РГБ ОД, 61:00-12/360-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Эстремадура: формирование региона и юридического режима муниципий с. 32 - 70

ГЛАВА 2. Административная, социальная и правовая организация гражданской общины.

1. Административная и социальная организация гражданской общины с. 72 - 93.

2. Городское рыцарство в социальной структуре консехо с. 94-101

3. Правовая система в гражданской общине: обычное право с. 102-120.

ГЛАВА 3. Консехо в политической и законодательной системах королевства Кастилия

1. Пограничные и юрисдикционные конфликты. 121 - 135.

2. Гражданская община и Эрманадады с. 136- 148.

3. Консехо в законодательном процессе: кортесы Кастилий с. 149- 160.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 161 - 164.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЬЕК ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ

Введение к работе

Постановка проблемы

Двуединая цель настоящей диссертации — исследовать феномен гражданской общины как систему с присущими ей характеристиками и правовыми механизмами включенности в феодальное общество, а также проследить динамику изменений в сфере права.

Сложность самого объекта исследования требует уточнения терминов и концептуальных положений. Эту работу мы проведем в следующей последовательности: дадим определение гражданской общины, в целом, и городу, в частности; охарактеризуем подходы к исследованию гражданской общины в феодальном обществе. В итоге это позволит нам более четко поставить задачи исследования, провести обзор источников и историографии.

Под гражданской общиной, консехо,1 мы понимаем:

— в социальном отношении - коллектив полноправных граждан-
"соседей" , которые обладали вполне определенным набором соответствующих
прав и имели соответствующие обязанности, индивидуальных собственников
земли и пользователей неподеленных угодий;

— в правовом отношении - автономную судебно-правовую организацию;

— с политико-административной точки зрения - публично-
корпоративную организацию и территориальное подразделение феодального
государства;

— в экономическом плане - единый хозяйственный комплекс городского
центра и его округи.

Город в структуре гражданской общины — один из ее основных элементов, центр округи. Понятие "город" нуждается в самостоятельном определении, ввиду преобладавшего длительное время в отечественной

1 Консехо - Совет, община (от старокастильского concejo).

урбанистике политэкономического подхода.3 В * рамках настоящего исследования мы не имеем возможности углубляться в дискуссию о происхождении города, как феномена средневековой европейской цивилизации, в целом, и в Леоно-кастильском королевстве, в частности.

Отметим прежде всего то обстоятельство, что значительная часть историков-испанистов не сводит определение города ни к ремесленным, ни к торговым функциям.4 Даже такой авторитетный ученый, как Л. Г. де Вальдеавельяно в работе "Происхождение буржуазии в средневековой Испании", используя сравнительно-исторический метод и богатую европейскую традицию урбанистики, не счел возможным говорить о городах интересующего нас региона как о торгово-ремесленных центрах.5 Присоединяясь к его мнению, мы полагаем, что, решая проблему понятия "город", предпочтительнее использовать функциональный подход,6 который

В старокастильском vecino (буквально - сосед) - член гражданского коллектива или общины (в том числе и сельской).

3 Ястребицкая A. JI. Предисловие // Проблемы методологии средних веков: европейский
город в системе феодализма. PC. Ч. 1. М., 1979. С. И и след.; Сванидзе А. А. Генезис
феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология // Городская
жизнь в средневековой Европе. М., 1987. С. 8; Она оке. Средневековые города // История
Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992. С. 232; Стам С. С. Средневековый город и
проблемы возникновения нефеодальных форм собственности // Средневековый город. Вып.
2. Саратов, 1974. С. 20, 24, 27,36; Он же. Некоторые актуальные вопросы изучения истории
средневекового города // Там же. Вып. 6. 1981. С. 5; Червонов С. Д. Города Центральной
Испании XII - XIII вв.( по данным фуэрос). Автореф. на соиск. учен, степени канд. ист. наук.
М, 1982. С. 20.

4 Sanchez Albornoz С. El reyno Astur - Leones (722 - 1037) II Historia de Espana I Dir. por
Jose Maria Javier Zamora. T. 7. Vol. 1. Madrid, 1986. P. 550, 555; Valdeavellano L. G. de.
Origen de la burguesia en la Espana medieval. Madrid, 1969. P. 190 - 191; Mitre E. La Espana
medieval. Madrid, 1984. P. 206; Procter E. Curia у Cortes en Castilla у Leon. 1072 - 1295.
Madrid, 1988. P. 110 - 111; Корсунский A. P. История Испании IX - XIII вв. M., 1979. С. 157
-159.

5 Valdeavellano L. G. d e. Origen...P. 190 - 191.

6 В зарубежной науке он практикуется, например, английским исследователем Б.
Триггером. См. TriggerB. Determinants of urban growth in pre-industrial societies II Man,
settlement and urbanisme / Eds. by P. Ucko and others. London, 1972. P. 577; В определенной
степени Л. Мамфордом. См. MamfordL. The city in history. London -Edinburg, 1961. P. 94 -
98; В отечественной науке этот подход последовательно реализован В. И. Гуляевым. См.
Гуляев В. И. Города-государства майя. М., 1979. С. 16- 17.

чаще в нашей науке недооценивался, или на практике не доводился до конца в конкретно-исторических исследованиях.

Нисколько не умаляя роли хозяйства, торговли и ремесла, как и иных факторов, используемых при характеристике средневекового города (количественные, топографические, правовые и т.д.), мы предлагаем несколько сместить акценты. Главное и определяющее в городе Эстремадуры состояло в том, что он, после придания ему округи, становился структурообразующим поселением, являвшимся военным и судебным центром округи. Эти функции явно доминировали над ремесленными и торговыми. Единство округи и городского центра (вильи) делало гражданскую общину Эстремадуры аграрным организмом , где округа являлась продолжением самого города с точки зрения указанных выше функций, а также владельческих прав граждан-"соседей". Практически каждый из них имел земельное владение в округе и право на долю неподеленных угодий. В этом мы решительным образом расходимся с нашим предшественником в изучаемом вопросе С. Д. Червоновым, который не считал землевладение конституирующим элементом гражданства.

Исходя из изложенного выше, мы предлагаем следующее определение понятия "город" для кастильской Эстремадуры. Город в рассматриваемую эпоху — это населенный пункт ( не обязательно крупный10), который являлся

Элементы функционального подхода мы усмотрели в работах А. А. Сванидзе и С. Д. Червонова. См. Сванидзе А. А. Средневековые города. С. 234; Она оке. Генезис..С. 74; Червонов С. Д. Города Центральной Испании XII - XIII вв. Автореф. С. 21.

8 Такие авторитетные исследователи, как X. М. Лакарра, Ш.-Е. Дюфорк , Ж. Готье-
Дальше, А. Линахе Конде рассматривают испанский город (за исключением некоторых
городов севера полуострова) как аграрное или полуаграрное поселение. См. Lacarra J. М.
Les villes frontiers dans FEspagne des XI-е et XH-e siecles II Le Moyen Age. T. 69. 1963. P. 205 -
222; Duforcq Cfu-E., Gautier-Dalche J. Histoire economique et sociale de FEspagne chretienne au
Moyen Age. Paris, 1976. P. 94 - 96; Gautier-Dalche J. Historia urbana de Leon у Castilla en la
Edad Media ( siglos IX - XIII). Madrid, 1979. P. 30; Linage Conde A. Hacia una biografm de la
villa de Sepulveda. Segovia, 1972. P. 94 - 96.

9 См. Червонов С. Д. Землевладение и сословная структура кастильского города XII -
XIII вв. // Классы и сословия средневекового общества. М., 1988. С. 138 - 143, и особенно С.
142.

10 Большинство городов Кастилии, в том числе и Эстремадуры, насчитывало от 2 (или
менее) до 4 - 5 тысяч человек. См. Gonzalez J. Reinado у diplomas de Fernando III: en 3 Vols.
Vol. 1. Estudio. Cordova, 1980. P. 225.

военным, политико-административным и судебным центром обширной, связанной с ним округи.

Город Эстремадуры это еще и ключевой элемент муниципальной организации — Совет ( собрание) городской общины. В медиевистике уже долгое время обсуждаются два аспекта его истории. Первый — о происхождении этого Совета-консехо. Другой — какое положение он занимал в системе управления государством (проблема города и феодализма), и какую роль выполнял по отношению к своей округе. Настоящая полемика была развернута между "германистами" и их оппонентами, которые ориентируются часто на марксистское наследие. Для обоих направлений в вопросе об истоках консехо центральное место занимает сельская община и собрание ее соседей. Различие между ними состоит в том, что одни ученые выделяют в качестве связующего в данной общине юридический аспект — Э. Инохоса, К. Санчес Альборнос, Л. Г. де Вальдеавельяно, А. Суарес Фернандес, Э. Диес. ' Другие выделяют хозяйственные функции. Среди последних — X. Вальдеон Баруке, Л. Диес Консеко, М. Карле, X. А. Гарсия де Кортасар.

Преодолеть барьер между двумя течениями, на наш взгляд, возможно, признав право в качестве существенной части как материальных структур ("способа производства и производственных отношений" у марксистов), так и духовной сферы, то есть как базис и надстройку. Эффективно осуществить такого рода синтез возможно при помощи комплексного и междисциплинарного подхода. В испанской историографии уже давно прозвучал призыв социальных историков к тесному сотрудничеству с

Hinojosa Е. Origen del regimen municipal en Leon у Castilla II Estudios sobre la Historia del derecho espanol. Madrid, 1903. P. 18-19, 27; Sanchez Albornoz C. El reyno Astur-Leones. P. 528 - 535; Valdeavellano L. G.de. Curso de Historia de las Instituciones espanolas. Madrid, 1977. P. 533 - 535; Suarez Fernandez L. Historia de Espana. Edad Media. Madrid, 1978. P. 419 - 420; Diez E. Estructura social de la ciudad de Leon (S. XI - XIII). Leon, 1977. P. 455 - 456. 12 Valdeon Baruque J. Feudalismo у consolidacion de los pueblos hispanicos (siglos XI - XV) II Historia de Espana. Vol. 4.1 Dir. рог M. Tunon de Lara. Barcelona, 1980. P. 32; Diez Conseco L. Notas para el estudio del fuero de Leon IIAHDE. N. 1. P. 340, 342 - 343; Carle M. Del concejo medieval castellano - leones. Buenos Aires, 1968. P. 29 - 30; Garcia de Cortazar J. A. La epoca medieval. Madrid, 1974. P. 29 - 30.

историками-правоведами, а последние, осознавая оторванность от первых, стали обсуждать проблему предмета исследования в историко-юридических работах.

Вторая проблема, тесно переплетающаяся с вышеизложенной, это положение гражданской общины в феодальном обществе. В связи с этим нельзя не сказать о дискуссии об особенностях феодализма в Кастилии. В ней длительное время участвовали две стороны: институционалисты (историко-правовой подход), представленные К. Санчесом Альборносом, Л. Г. де Вальдеавельяно, Дж. Каллагханом, Е. Лурье, Б. Рейли, и ученые, придерживающиеся взглядов, близких к материализму и марксизму. Это Р. Пастор, X. М. Мингес Фернандес, X. Клементе Рамос, X. Вальдеон Баруке. Жаркую полемику вызвала трактовка самого понятия "феодализм". Если для марксистов он связан со способом производства, то для институционалистов феодализм видится совокупностью юридических механизмов, которые связывали между собой свободных людей. Первое направление рассматривает кастильское общество как феодальное, несмотря на местную специфику.15 Вторая группа ученых не признает за кастильским обществом качества "феодальности" и считает, что в Кастилии феодальные институты были развиты очень слабо. Вассалитет в нем понимался очень широко; редко использовался термин "феод"; не было обязательного слияния бенефиция и вассалитета. И, пожалуй, самое главное, в Кастилии, по мнению институционалистов, сохранилась публичная структура государства, а феодализация должностей не была наследственной.16

13 De Dios S. El derecho у la realidad social: reflexiones en torno a la historia de los
Instituciones IIHID. N. 3. 1976. P. 217 - 221; Clavero B. La Historia del Derecho ante la Historia
Social II HID. N. 1.1974. P. 241 - 261.

14 Lalinde Abadia J. Hacia una historia paralogica del derecho II HID. N. 4.1974. P. 317 - 353.

15 Pastor R. Resistencia у luchas campesinas. P. 117 - 119; Minguez Fernandez J. M.
Feudalismo у concejos. Aproximacion metodologica al analisis de las relaciones sociales en los
concejos medievales castellano-leones IIEMPSM. Vol. 2. P. 110; Clemente Ramos J. Estructura
concejil у sociedad feudal en la transierra extremena, s. XII у XIIIII Hispania. Vol. 51. N. 177. P.
54-71; Valdeon Baruque J. Feudalismo у consolidacion. P. 31 - 32, 51.

16 Sanchez Atbornoz C. El reino Astur-Leones. P. 546; Idem. La potestad real у los senorios en
Asturias, Leon у Castilla. S. VIII - XIII // Viejos у nuevos estudios sobre las instituciones

Доктринальную обособленность обоих направлений попытался преодолеть и, на наш взгляд, очень убедительно, С. де Моксо. Он выступил как

т против идеализации юридико-политического аспекта феодализма, так и против

недооценки связи между собственно "феодальными" элементами и сеньориальным строем, против их смешения, как это делают марксисты. Понимать феодализм как политическую суперструктуру означало бы, с точки зрения С. де Моксо, игнорировать разделение между обществом и государством. Лишь рассмотрение комплекса социальных сил, действующих на человека и проявляющихся в институтах, формах мышления и формах

т.- деятельности, поможет интерпретировать природу средневекового

кастильского общества. Определение феодализма как особого исторического
способа производства, по мнению ученого, — это крайняя позиция, как и
другая — только форма правления и управления. В плане социальном
"феодальность" в Испании заключалась в существовании военной
аристократии, в практике наделения землей и в фрагментации права
собственности на нее. В плане политическом, считал С. де Моксо, — это
расщепление властных полномочий, иммунитет и развитый сеньориальный
строй. Последний существует, проявляясь при реализации судебных и
административных прав сеньора. В плане экономическом юридико-вассальный
аспект феодализма и сеньориальный строй тесно связаны. Правда,

сеньориальные институты существуют не только при феодализме, сохраняясь и
после XV в.18
Принимая и поддерживая в целом трактовку испанского феодализма,

предложенную С. де Моксо, мы хотели бы оговорить следующие моменты. В истории возникновения и развития гражданской общины следует более четко

medievales espanolas. Madrid, 1976. P. 1286, 1289; L. G. d e. Curso...P. 362 и
след.; (FCallaghan J. F. A history of medieval Spain. London, 1975. P. 263; Laurie К A. A
society organized for war: medieval Spain II PP. N. 35. 1966. P. 61 - 63; Reilly B. F. The kingdom
of Leon-Castilla under Queen Urraca. 1109 - 1126. Princeton, 1982. P. 279 - 312.
,7 Moxo S. d e. Sociedad, Estado у feudalismo // BUM. T. 20. N. 78. Cuad. I. Estudios

economicos. Madrid, 1971. P. 175 - 176,187,196 - 197,200 - 202

18 Idem. Los senorios: cuestiones metodologicas que plantea su estudio IIAHDE. N.43.1973. P. 271-309.

выделять, как это сделали К. Астарита и Л. М. Виллар Гарсия, "формативную стадию и строго феодальную.19 Первая в Эстремадуре прослеживается с XI века до середины или даже до конца XII в. Обширность территории, слабая ее заселенность, зачастую удаленность от нее политического центра — королевского двора, уравнительные принципы организации самой общины — все это на время задержало внедрение феодальных институтов в этом регионе. Его феодализация активно происходит с конца XII в. и продолжается весь XIII в. Это эпоха включения гражданской общины в систему разнообразных феодальных связей, как внутри ее самой, так и вовне. Если с королем Совет общины связан вассальными отношениями, правовой основой которых была взаимность прав и обязанностей сторон, то по отношению к своей округе Совет играет роль сеньории бана. Ее права включали, прежде всего, широкие судебные полномочия, право публичных предписаний и фискальную

компетенцию.

Определившись с терминами и некоторыми концептуальными положениями, кратко оговорим пространственные и хронологические рамки исследования. Гражданскую общину мы изучаем на примере конкретно-исторического региона — кастильской Эстремадуры. На севере он начинался на правом берегу реки Дуэро, доходя на северо-востоке до нагорья Сории. На юге его граница была менее определенна и проходила по линии Трухильо — горы Толедо — среднее течение Хукара. Вполне возможно, что на юго-восточном фланге Эстремадура завершалась в районе Алькараса, который находился практически в Андалузии. Меньшая определенность границ на юге объясняется рядом обстоятельств. Нужно учитывать особенности постоянно сдвигавшейся к югу военно-политической границы, вместе с которой на новые земли переносилось и название "Эстремадура", так что оно стало синонимом

19 Astarita С. Estudio sobre el concejo medieval de la Extremadura castellano-leonesa: una
propuesta para resolver la problematica II Hispania. N. 42. 1982. P. 355 - 413; Vttlar Garcia L. M.
La Extremadura castellano-leonesa: guerreros, clerigos у campesinos (711 - 1252). Valladolid,
1986. P. 79-250.

20 См. Бессмертный Ю. Л. Сеньория и система феодальной эксплуатации // История
крестьянства в Европе. Т. 2. С. 498.

границы. Какого-либо четкого административного водораздела между отвоеванными и осваиваемыми христианами землями в изучаемый период, по крайней мере, до завоевания Андалузии, не наблюдалось. Проблему границ региона на юге возможно решить, таким образом, только с привлечением совокупности локальных исследований. Они позволили бы определить, насколько была однотипна организация городского строя на севере Андалузии и в собственно Эстремадуре. Такая работа представляется невозможной на данный момент из-за недоступности соответствующей литературы, а также в связи с ограниченностью объема настоящего исследования.

Хронологически наше исследование ограничено серединой XI в. и началом XIV в. Этот период позволяет проследить как начальные этапы развития гражданской общины, когда существенное место в ее институтах занимали варварские начала, так и эпоху зрелости, кристализации ее территориально-административных элементов и собственного муниципального права.

Характеристика источников

Для решения поставленных задач мы привлекли самые разнообразные источники: судебники, актовый материал, Уставы Эрмандад, Уставы кортесов и хроники. Охарактеризуем их по отдельности.

Судебники

В диссертации использованы как краткие фуэро (судебники, Уставы), так и Пространные. Эти источники, хотя и входят в одну группу, тем не менее, разделены не только хронологически. Пространные фуэро, как отметил А. Иглесиа Феррейрос, являются не развитием кратких судебников, а отражают

стадиально иную ситуацию, то есть собственно муниципальное право, итог развития гражданской общины в институционально-правовом отношении.21

Краткие фуэро — результат деятельности королевской канцелярии или отдельных магнатов — по своей форме и содержанию близки к привилегиям или, как еще предпочитают говорить, к поселенным грамотам (cartas pueblas). Структура этих фуэро выглядит следующим образом: формула пожалования ( "Даю", "дарую", "предоставляю", "жалую") и иногда его мотивы; указание лица, от имени которого жалуется документ; дарование границ (иногда с указанием межевых знаков или перечислением частей округи); изложение норм гражданского, уголовного, процессуального, сеньориального (королевского) права; санкции против нарушителей режима этого судебника; знак ("подпись") пожалователя; дата; место издания; подписи свидетелей - знати и прелатов.

Ранние фуэро не охватывают всех отношений в гражданской общине, как и не фиксируют всего многообразия связей между королевской властью и городскими Советами. Они чаще отражают взгляд центральной власти или крупных магнатов на консехо, как на некую общность-участника политических и судебно-правовых отношений в королевстве. Нормы кратких судебников определяют взаимные права и обязанности Совета и короля (сеньора), владельческие и судебно-процессуальные права граждан общины, размер и порядок выплат налогов и судебных штрафов. Фуэро только эпизодически отражают структуру самой общины, делая это зачастую мимоходом, и в тех случаях, когда регламентируется взимание различных платежей или штрафов, описываются какие-либо процессуальные действия граждан в суде, или магистратов в городе и округе.

Краткие судебники, используемые в настоящем исследовании, и хронологически, и территориально отражают различные этапы развития нашего региона и некоторые особенности отдельных его секторов. Так, например,

Iglesia FerreirosA. Derecho municipal, derecho senorial, derecho regio II HID. N. 4. 1977. P. 130.

фуэро Сепульведы 1076 г. — самый ранний из используемых в диссертации, который относится к начальным этапам формирования гражданской общины на севере Эстремадуры до взятия в 1086 г. Толедо. Группа фуэро — Андалуза (первая редакция — 1089 г., окончательная — не ранее XIII в.)23, Мединасели (нач. XI в.)24 и Молины (21 апреля 1154 г.)25 — относится к землям в северовосточном углу Эстремадуры и хронологически следует за судебником Сепульведы. Следующая группа судебников своим возникновением обязана колонизации территорий за Центральной горной системой. Это фуэро Эскалоны (1130 г. с добавлениями 1222 г.), Гвадалахары (1133 г.) и Уклеса (1177 г.).28

По объему рассматриваемые фуэро действительно являются краткими. Так, фуэро Сепульведы состоит из 35 статей, пролога и заключения. Фуэро Уклеса — из 27 статей и заключения. Самым объемным является судебник Мединасели — 85 статей. Внутренне материал расположен хаотично, без тематической рубрикации. Статья может состоять как из нескольких слов, так и из нескольких предложений. Фуэро дошли до нас и на латинском ( в случае с судебником Сепульведы — на вульгарной латыни с формами переходными к старокастильскому), и на старокастильском языках.

Пространные судебники, как уже отмечалось, фиксируют право гражданской общины, прошедшей путь от истоков муниципии до зрелого социально-правового организма и административно-политической единицы

Дается по изданию: Saez Е. Los fueros de Sepulveda. Segovia, 1953. P. 45 - 49. При отсылках используется следующее сокращение: FSLat. и указание страницы.

23 Lafuente Alvarez М. La Villa de Andaluz, su iglesia romanica у su fuero II Celtiberia. N. 42.
!971. P. 191 - 2Ю.При отсылках - FAndaluz и указание страницы.

24 El fuero de Medinaceli II Coleccion de fueros municipales у cartas pueblas de los reinos de
Castilla, Leon, Corona de Aragon у Navarra I Dir. рог T. Munozy Romero. Madrid, 1847. P. 435 -
443. При отсылках — FMedinaceli и указание страницы.

25 Sancho Izquierdo M. El fuero de Molina de Aragon. Tesis doctoral. Madrid, 1916. При
отсылках - FMolina и указание страницы.

26 El fuero de Escalona II Coleccion de fueros. P.485 - 492.. При отсылках - FEscalona и
указание страницы.

7 El fuero de Guadalajara II Ibid. P. 507 - 511. При отсылках - FGuadalajara и указание страницы.

28 El fuero de Ucles II Saez E. Los fueros de Sepulveda. P. 179-183. При отсылках - FUcles и указание страницы.

государства. В сравнении с краткими фуэро с точки зрения структуры, юридической техники и тщательности освещения целого ряда институтов права, Пространные судебники превосходят первые на несколько порядков. В настоящем исследовании используются преимущественно два Пространных фуэро: Куэнки (1189 г.) 9 и Сепульведы (1300 г.).30 Как видно из времени их фиксации, а также анализа их содержания, они последовательно отражают дальнейшие этапы развития гражданской общины.

Фуэро Куэнки уже анализировался в отечественной науке в рукописи диссертации С. Д. Червонова , где этот исследователь в большом приложении поместил также таблицу соответствий судебников семейства Куэнка-Теруэль. С учетом этого мы и дадим критику данного источника. В публикации, которой мы пользуемся, параллельно даны две латинские редакции фуэро (Первоначальная и Систематическая), одна полная редакция на старокастильском (Валенсийская рукопись XV в.) и т. н. Куэнкский фрагмент XIV в. (1/3 часть старокастильской редакции). В диссертации используется Валенсийская рукопись.

Фуэро Куэнки достаточно велик по объему: его Первоначальная редакция содержит 982 статьи. Как единый текст фуэро оформился за четверть века с 1189 по 1215 гг., точнее, к основному тексту, составленному в конце XII в., были добавлены несколько небольших уставов и привилегия Энрике I от 1215 г. Составитель Первоначальной редакции судебника стремился сгруппировать статьи по тематическому признаку, хотя и не вполне последовательно. Большей систематичностью обладает Валенсийская рукопись. Построение материала в ней следует форме изложения кодексов, принятой еще при Альфонсо X (1252 -1284 гг.).

Urena у Smenjaud R. El fuero de Cuenca. Forma primitiva у systematica: texto latino, texto castellano у adaptacion del Fuero de Iznatoraf. Madrid, 1935. P. 114 - 834. При отсылках - FC с указанием книги, титула и статьи, например: FC. 1,1,2.

j0 Saez Е. Los fueros de Sepulveda. P. 64 - 151. При отсылках - FSExt. с указанием статей, которые в оригинале называются титулами, например: FSExt. t. 1.

31 Червонов С. Д. Города центральной Испании XII - XIII вв. (по данным фуэрос). Дисс. на соиск. учен, степени канд. ист. наук. М, 1982. С. 27-33.

Д. С. Червонов отметил, что основной текст фуэро представляет собой запись норм кастильского обычного права, которые отражают повседневную реальность жизни гражданской общины. Соглашаясь в целом с такой оценкой, уточним смысл понятия "обычное право". В строгом смысле, последнее нами рассматривается как совокупность процессуальных институтов: кровная месть, ордалии, соприсяжничество, поручительство, залог, талион, мундиум (патронаж), которые достались муниципальному праву от варварской эпохи. Эти институты по-разному нашли свое отражение в тексте источника. Кровной мести, например, посвящен не только отдельный титул, но и ряд отсылок в различных статьях. Отдельные нормы регулируют залог, поручительство, ордалии. Меньше внимания уделено мундиуму и талиону.

Другие пласты норм могут быть названы обычным правом только в самом общем смысле, так как они не обладают признаками именно системы права, как ее понимают в юриспруденции.33 Они скорее являются совокупностями отдельных обычаев. К ним относятся, например, обычаи, определявшие хозяйственные распорядки, военные обычаи.

Часть норм в первых двух титулах первой книги являются декларацией привилегий Эстремадуры, своеобразным личным правом ее населения, и, либо повторяют содержание некоторых положений кратких судебников, либо воспроизводят буквально (с формулами пожалования) новые привилегии, предоставленные общинам во второй половине XII в.

В фуэро Куэнки (и в производных от него судебниках) тщательно регламентируется система городских магистратур, детальнее отражено административное устройство и судебная система. Фуэро зафиксировало и социальные изменения, в частности, возросшую роль городского рыцарства-кабальерос. Как указывал С. Д. Червонов, судебник Куэнки дает для

32 Там же. С. 27 -28,33.

Мы придерживаемся точки зрения Е. Н. Трубецкого, определявшего систему права, как совокупность институтов. См. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909. С. 84. Практически любая система права в своей формативной стадии объективно существует именно в виде отдельных институтов, подвергаясь впоследствии доктринальному осмыслению и делению на отрасли, подотрасли и институты.

исследователя благоприятные возможности: материал в нем обобщен, но не настолько, чтобы превратиться в абстрактную схему/

Пространное фуэро Сепульведы является уникальным памятником среди муниципальных судебников своей эпохи, хотя бы потому, что он записан не ранее 1300 г. городскими судьями. Последнее обстоятельство, возможно, сказалось и на технике составления текста: статьи следуют одна за другой не всегда системно, напоминая стиль кодификаторов кратких фуэро. Небольшой по объему (254 статьи-титула, которые иногда содержат по несколько статей, что в целом дает 290 статей) он отражает этапы развития гражданской общины с XI в. до конца XIII в. Комментатор текста судебника Р. Гиберт вьщелил в нем четыре серии титулов:

а) 1 - 32 — почти дословно воспроизводят текст Куэнки.

б) 33 - 101 — нормы местного происхождения, за некоторыми
исключениями.

в) 102-185 — снова следуют модели текста Куэнки.

г) 186 - 253 — местные нормы.35

Таким образом, оригинальная часть фуэро, не связанная с какой-либо другой традицией, составляет не менее половины всех титулов. В этой же части судебника, в свою очередь, выделяются несколько самостоятельных, внутренне связных блоков: два об уголовном праве, один о семейном праве и наследовании, один о наследстве и процедурах, два уголовно-процессуальных устава о маврах и евреях, а также уставы об охоте и лесах. Остальные нормы представлены разрозненными титулами из области уголовного и процессуального права, а также фрагментами нескольких муниципальных

уставов.

Отличительной чертой фуэро Сепульведы, по сравнению с текстом Куэнки, является также фиксация изменений, происшедших в статусе городского рыцарства. В тексте источника воспроизведены буквально или

34 ЧервоновС. Д. Города Центральной Испании,..Дисс. С. 33.

35 Gibert R. Estudio bdstorico-juridico // Saez E. Los fueros de Sepulveda. P. 354.

близко по смыслу его личные привилегии, дарованные королями Фернандо III (1217 - 1252 г.) и Альфонсо X с 1251 по 1264 гг. Вместе с этим некоторые нормы, отсутствующие в большинстве других Пространных фуэро, регулируют отношения между кабальерос и зависимыми от них в той или иной степени людьми.

В текст Пространной редакции вошла и часть краткого фуэро, переведенная на старокастильский. В фуэро 1300 г. сохранены также некоторые архаичные нормы институтов обычного права, которые, по-видимому, модифицированы в приложении к анноблированному городскому рыцарству. В отличие от фуэро Куэнки, текст Сепульведы содержит меньше норм о муниципальной организации, функциях магистратов. На его содержании отразилась и реформа фуэро Куэнки королем Санчо IV, проведенная в 1285 г.

Познавательные возможности рассмотреных муниципальных судебников в целом очень широки, что позволило использовать их в большей части нашего исследования. Мы намеренно не стали активно привлекать другие Пространные судебники семейства Куэнка, которые часто дублируют друг друга. Для решения задач нашего исследования достаточно двух хронологически следующих друг за другом фуэро. Другие судебники использутся в той мере, в какой они содержат оригинальные нормы. Это фуэро Теруэля,37 родственный Куэнке судебник арагонской Эстремадуры, фуэро Корин (леонская Эстремадура)38 и фуэро Авилес.39

Еще один юридический памятник, который относится к категории судебников, но уже королевских, это Фуэро Реаль (Королевский Судебник). Королевский Судебник, разработанный при участии короля Альфонсо X, был обнародован вместе с кодексом Зерцало на кортесах в Паленсии весной 1255 г.

* Ibid. Р. 370 -385.

37 Gorosch М. El fuero de Teruel, Upsala, 1950. При отсылках - FTeruel и указание статьи.

38 Maldonadoy Fernandez del Torco J. El fuero de Coria. Estudio historico-juridico. Madrid,
1949. При отсылках - FCoria и указание статьи.

39 Fernandez Guerray OrbeA. El fuero de Aviles. Discurso leido en la Junta Publica de la
Real Academia Espanola para solemnizar el aniversario de su fundacion. Madrid, 1865. При
отсылках - FAviles и указанием статьи.

и с июля 1256 г, стал жаловаться Советам Эстремадуры и Андалузии. Фуэро Реаль — первый ученый очерк, который с вестготским кодексом Книга Судей и римско-канонической традицией стремился сформировать правовое уложение, с целью ускорить рецепцию общего права.41 В юридико-техническом отношении это был для своего времени самый совершенный кодекс, который, по замыслу его разработчиков, должен был заменить местные Пространные судебники. С точки зрения задач исследования нас интересует перспектива вытеснения обычного права, заложенная королевским правом. Этим и ограничивается использование судебника.42

Актовый материал

В диссертации использованы акты и правовые дипломы. Хронологически они охватывают период с XI в. до начала XIV в. Самая ранняя грамота датирована 1075 г., а самая поздняя - 1306 г.43 Пространственно грамоты

O^Callaghan /. F. Sobre la promulgation del Especulo у del Fuero Real IIEHCSA. Vol. 2. P. 167-168,178-179.

41 Martinez Diez G. El Fuero Real у el Fuero de Soria IIAHDE. N. 39. 1969. P. 562.

42 El Fuero Real de Espana II Los Codigos Espanoles concordados у anotados. Madrid, 1871.
Vol. 1. При отсылках - FR и указание на книгу, титул и статью, например: FR. 1, 2, 2.

43 В исследовании используются как крупные публикации грамот, так и их издания в
виде приложений либо к судебникам, либо к статьям. В первой группе следует особо указать
на издания X. Гонсалеса, который сгруппировал актовый материал по периодам правления
Альфонсо VIII и Фернандо III. Достоинство этих публикаций состоит как в основательном
научном комментарии эпохи их появления, внутренней и внешней критике,
вспомогательных указаниях (копии документов, предшествующие им издания, варианты
разночтений), так и в разнообразии самого материала, позволяющего исследовать самые
различные стороны истории гражданских общин Эстремадуры. Gonzalez J. El reino de Castilla
en la epoca de Alfonso VIII: en 3 Vols. Vol. 2. Documentos (1145 - 1190). Vol. 3. Documentos
(1191 - 1217) e indices. Madrid, 1960; Idem. Reinado у diplomas de Fernando III: en 3 Vols. Vol.
2. Diplomas (1217- 1232). Madrid, 1983. Vol. 3. Diplomas (1233 - 1253). Madrid, 1986. При
отсылках используются следующие сокращения: первая буква - фамилия издателя, вторая -
указание на короля, третий знак - том, четвертый - номер документа, пятый знак - страница,
например: G. А. VIII. ІП. Doc. 824. Р. 340 (Альфонсо VIII) или G. F III. III. Doc. 345. Р. 320
(Фернандо III). К этой же группе публикаций относятся издания актов отдельных
гражданских общин - Куэльяра и Сепульведы (мы используем в основном грамоты XIII -
XIV вв.) и собрание грамот, опубликованных в XDC в. королевской академией наук: Ubieto
ArtetaA.
Coleccion diplomatica de Cuellar. Segovia, 1961; Saez E. Coleccion diplomatica de
Sepulveda. Segovia, 1956. При отсылках на эти издания используются сокращенное название
публикации, номер документа и страница, например: CDC. Doc. 13. Р. 34 (для Куэльяра) и

охватывают практически весь интересующий нас регион, за исключением самой северо-восточной его части. Среди них к правовому блоку относятся решения в связи с судебными разбирательствами (подтверждение границ и расследования), нормативные акты королевской власти и реформирования судебников. Следующий блок, жалованные грамоты, представлен имущественными и лично-правовыми пожалованиями. Иногда на практике провести строгую классификацию затруднительно, так как грамоты могут иметь характеристики судебного решения и привилегии, законодательного акта и привилегии.

Практически все грамоты имеют следующую структуру: формулу пожалования с указанием лица, от которого оно исходит, и иногда его мотивы; основную часть, в которой излагаются какие-либо нормы, либо приводится существо дела, по поводу которого составлен документ; решение (если речь идет о юрисдикционном конфликте); (часто) санкции против нарушителей режима, создаваемого грамотой; лицо, от которого исходит пожалование; дату; место составления; (часто) свидетелей.

Особенностью грамот является оперативность, с какой они отражают действительность, что делает их ценным источником информации. Остановимся кратко на отдельных их видах.

Решения в связи с судебными разбирательствами и грамоты-подтверждения границ - самый крупный массив дипломов. Они относятся в основном к эпохе Альфонсо VIII и Фернандо III, хотя в нашем распоряжении имеются документы Альфонсо X, Санчо IV и Фернандо IV. Эти источники необычайно богаты разнообразной информацией. В них почти всегда по горячим следам описываются события, вызвавшие к жизни соответствующий документ, будь это прошение Совета общины подтвердить границы округи, или

CDS. Doc. 23. P. 51 (для Сепульведы). Memorial Historico Espanol. Coleccion de documentos, opusculos у antiguedades que publica la Real Academia de la Historia. Vol. 1. Madrid, 1851. При отсылках на это издание указывается сокращенное название издания, номер документа и страница, например: МНЕ. Doc. 34. Р. 78. Вторая группа изданий, откуда также используются из приложений отдельные грамоты, это в основном публикация Р. Уренья и

столкновение соседних общин по поводу пастбищ, лесов или незаконного освоения чужой земли. Часто грамоты содержат отчеты следователей; описания размежеваний (иногда очень подробные), из которых видна техника межевания; сообщают о способах защиты своих прав общинами — от вооруженных конфликтов, до длительных тяжб при королевском дворе. Очень часто действующими лицами в грамотах являются монархи, которые выступали в роли арбитров и порой лично осуществляли размежевания.

К грамотам-нормативным актам можно отнести Уставы Фернандо III 1222 г., которые появились по инициативе короля и его канцелярии, и стали первой попыткой в рамках целого региона реформировать некоторые стороны жизни муниципий. Они регламентировали, в частности, вопросы налогообложения гражданских общин и назначения в связи с этим специальных должностных лиц из среды городского рыцарства. К этому же блоку примыкает грамота, реформировавшая судебник Куэнки в 1285 г. по просьбе Совета общины.

Ко второй группе грамот относятся, прежде всего, пожалования городским рыцарям-кабальерос, которые улучшали их лично-правовой статус. Это, в основном, грамоты Альфонсо X : привилегии 1256 - 1261 г., а также Генеральная привилегия Эстремадуре 1264 г. (она же, по-видимому, и Устав кортесов). В этих грамотах кабальерос предоставлялся ряд налоговых льгот; они наделялись личной и наследственной знатностью, хотя, в последнем случае, не безусловно. Здесь же регулируются отношения между кабальерос и их работниками.

К этой же второй группе грамот можно отнести имущественные пожалования городским рыцарям в округах общин. Они позволяют определить объем прав их владельцев и статус населения проживавшего там или привлекавшегося для поселения.

Сменхаудом фуэро Куэнки и Е. Саесом фуэро Сепульведы. При отсылке на первое издание используется сокращение Urena. Аре. Р., а на второе - Saez. Аре. Р.

Таким образом, разноплановость грамот позволяет активно их использовать при освещении вопросов внутренней (социальной) организации гражданской общины, налоговой системы, юрисдикционных конфликтов, реформирования правовой системы.

Уставы Эрмандад

Важным источником для изучения роли гражданской общины в политической системе Кастилии являются Уставы Эрмандад (Братств). Нами используются два Устава: местного Братства между Пласенсией и Эскалоной (около 1200 г.)44 и Всеобщей Эрмандады 1315 г.45

Устав местного Братства гражданских общин состоит из 43 статей, записанных на языке, переходном от латинского к старокастильскому. По форме Устав является договором между двумя общинами. Это определило круг вопросов, которые он регламентирует. Среди них первостепенное место занимает ограничение внесудебного залога, регламентация процессуального права, а также предписания судьям Братства и общин. Ценность этого источника состоит в том, что он показывает механизм взаимоотношений муниципий и их правовую базу в малой "внешней политике" общин на рубеже XII-XIII вв.

Устав Всеобщего Братства 1315 г. одновременно является и Уставом кортесов этого же года. Текст документа, записанный на старокастильском, состоит из пролога, 22 статей-инструкций, очень больших по объему, подписей знати и представителей общин, и заключения. Этот Устав, как и предыдущий, создает определенный правовой режим (с элементами чрезвычайности), но только уже для всего королевства, являясь многосторонним договором. Многие его статьи носят характер обязательств сторон, другие напоминают инструкции

44 Дается по изданию: Carta de Hermamndad entre Placencia у Escalona IIAHDE. N. 3. 1926. P. 504 - 508. При отсылках в тексте и в сносках указывается только пункт Устава.

должностным лицам короля и магистратам общин. Устав отражает позицию консехо по ряду политических и правовых проблем конца XIII - нач. XIV в. на общегосударственном уровне, что делает его важным источником информации для заключительного этапа изучаемого периода. Использование Уставов Эрмандад, таким образом, позволяет определить способы включения муниципий в политическую жизнь королевства и правовые аспекты этого процесса.

Уставы кортесов

Важным источником для изучения законодательной активности консехо в XIII - нач. XIV в. являются Уставы Кортесов.46 Большинство Уставов составлено в виде ответов короля (или опекунов Фернандо IV) на петиции гражданских общин. Логика их построения зависела, по-видимому, либо от важности проблем, либо от очередности рассмотрения петиций. Часто решению короля предшествует изложение сути петиции или упоминание о том, что она послужила основанием для данного ответа. Круг вопросов, которые затрагивают Уставы, необычайно широк, и охватывает практически все сферы общественной жизни. Это экономика (торговля, цены, эмиссия), судебное устройство и процессуальное право, деятельность центрального правительства, работа администрации на местном уровне. Во многих Уставах решается вопрос о субсидиях городов королю. Часто в Уставах содержатся указания на то, как должны выполняться решения кортесов. Реже Уставы посвящены каким-либо

Дается по изданию: Cortes de Burgos de 1315// Martinez Marina F. Teoria de las Cortes. Vol. 3. Madrid, 1813. Apendice. P. 24-45. При отсылках в тексте и в сносках указывается только пункт Устава.

46 Основной публикацией, которой мы пользуемся, является: Cortes de ios antiguos reinos de Leon у de Castilla: en 5 Vols. Vol. 1. Madrid, 1861. При отсылках первая цифра обозначает год, вторая номер Устава в публикации, третья - номер статьи (там, где есть разбивка на статьи), четвертая - страницу, например: Cortes. 1286. XVII, 4. Р. 96; При отсылках на приложение к исследованию С. Гонсалеса Мингеса используется следующее сокращение: G. F. IV. Аре. Doc. Р.

отдельным вопросам (судебный процесс, экономика), или являются инструкциями должностным лицам королевской администрации. Материалы кортесов хронологически охватывают период с середины XIII в. и до начала XIV в., то есть эпоху зрелости муниципий.

Использование Уставов кортесов позволяет нам проанализировать характер законодательства этого сословного органа, сферы этого законодательства и влияние этих постановлений на правовую систему гражданских общин.

Нарративные источники

В процессе работы над диссертацией нами привлекались в качестве вспомогательных источников средневековые хроники. В основном они находятся в русле церковной историографии и принадлежат, соответственно, клирикам, точнее, епископам — Сампиро (конец X - нач. Х1в.), Р. Хименесу де Рада, Хуану из Осмы (написаны в 30 - 40-е гг. XIII в.). К ним примыкают также Первые кастильские анналы. Хроники перечисленных авторов обладают всеми достоинствами и недостатками источников подобного рода. К первым можно отнести документальность, использование архивов королевской канцелярии и не дошедших до нас материалов, высокое художественное мастерство. К недостаткам, если подобное выражение вообще применимо, можно отнести крайнюю скупость в освещении ранних периодов становления нашего региона. Тем не менее, они являются ценным источником именно в этом вопросе.

Perez de Urbel J. Sampiro, su cronica у la monarcia Leonesa en el siglo X. Madrid, 1952; Jimenez de Rada R. De rebus Hispaniae / Ed. рог M. D. Cabanes Pecourt. Valencia, 1968; Cronica Latina de los reyes de Castilla. Cadiz, 1984; Anales castellanos primeros /Ed. рог M. Gomez Moreno. Madrid, 1917.

Итак, подводя итог источниковедческому обзору, мы можем сказать, что совокупность привлекаемых нами источников позволяет решить задачи, поставленные в настоящем исследовании.

Историография

Гражданская община Кастилии, консехо, неоднократно являлась объектом изучения как в отечественной, так и в зарубежной науке. Рассмотрим последовательно состояние проблемы в обеих историографических традициях.

За последние десятилетия отечественные ученые неоднократно обращались к феномену консехо. Так, А. Р. Корсунский в учебном пособии по истории Испании IX - XIII вв. рассматривал в комплексе вопросы об общине и ее роли в формировании консехо, о бегетриях, зарождении городов и их дальнейшем развитии, положении консехо в административной, налоговой, судебной системе государства, вернулся к теме представительства городов на

кортесах.

Специально кастильским городом в Эстремадуре занимался С. Д. Червонов. Его диссертация, а также ряд статей, ее развивавшие, сфокусировались на самых различных аспектах истории консехо. Этот ученый впервые сделал обзор зарубежной историографии по данной проблеме; также впервые провел тщательный источниковедческий анализ Пространных судебников; изучил судебную организацию г. Куэнки и его административную систему; рассмотрел отношения города с королевской властью и церковью; наметил проблему взаимоотношений города и его соседей, в том числе и в сфере юрисдикционных конфликтов.49 Неоспоримый вклад в изучаемую проблему указанных ученых не закрыл ее, а, напротив, выявил ее комплексность.

4& См. Корсунский А. Р. История Испании...

49 См. Червонов С. Д. Города Центральной Испании...Дисс; Он же. О правовой основе

взаимоотношений кастильских городов и королевской власти на рубеже XII - XIII веков //

Ряд других отечественных ученых — О. И. Варьяш, И. С. Пичугина, Н. П. Денисенко — так или иначе затрагивали в своих работах вопросы истории сельской общины, городов и колонизации, городов и Эрмандад-Братств, то есть все те аспекты, которые являются составной частью настоящего исследования.50 О. И. Варьяш, в частности, параллельно обратилась к истории португальских консехо, которые типологически не отличались от кастильских. В ее работах впервые самостоятельное значение приобрели вопросы городского права.51 Значительное влияние на наши подходы к средневековому европейскому праву оказали также работы А. Я. Гуревича. В частности, мы принимаем точку зрения этого исследователя на всеобъемлющюю роль права в средние века, его оценку германской общины и путей ее формирования. Большое методологическое значение имеет также анализ этим ученым обычного права в норвежских судебниках.52

Несмотря на традиционный в Испании, начиная с XIX в., интерес к феномену кастильской гражданской общины, обобщающие исследования по кастильской Эстремадуре стали появляться только с 70-х гг. XX века. Среди них — большая статья X. Гонсалеса, появившаяся в 1974 г., и соответствующие

Городская жизнь в средневековой Европе. С. 157 - 179; Он оке. Землевладение и сословная структура...С. 138 - 143.

50 Варьяш О. И. Проблема формирования феодально зависимого крестьянства в Испании в VIII - XI веках (по материалам Леона и Кастилии). Дисс. на соиск. учен, степени канд. ист. наук. М., 1979; Она оке. Колонизация и крестьянство в Леоне и Кастилии в IX - XI веках // Проблемы Испанской истории. М., 1979. С. 322 - 333; Она оке. Крестьянство стран Пиренейского полуострова в XI - XIII вв. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 2. М, 1986. С. 154 - 167; Пичугина И. С. Из истории средневековых общин-бегетрий Кастилии // Социально-экономические проблемы истории Испании. М., 1965. С. 104-123; Она оке. Особенности Реконкисты в Кастилии XIII - XIV веков // Проблемы Испанской истории. С. 334 - 340; Денисенко Н. П. Испанская монархия в последней трети XV - начале XVI века. Иваново, 1991; Он оке. Генеральные Эрманадады в XIII - XV вв. (социальный состав и роль в централизации) // Власть и политическая культура в средневековой Европе. Ч. 1. М., 1992.

5 Варьяш О. И. Португальские форалы как памятники юридической мысли // Культура и

общественная мысль. М., 1988. С. 109 -116; Она оке. Понятия "закон", "право" и "обычай" в Португалии XTV века // Право в средневековом мире / Под ред. О. И. Варьяш. М.,1996. С. 66 -75.

52 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 167 - 197 (Глава "На праве страна строится"); Он же. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967. С. 9 - 37, 82 - 84, 92,157 - 159; Он же. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. Т. 1. М, 1985. С. 91 - 136.

Эстремадура: формирование региона и юридического режима муниципий

Настоящее исследование изучает гражданскую общину на примере обширного региона- средневековой кастильской Эстремадуры. Это название (от лат. Extrema Dorii) получили первоначально земли от реки Дуэро до Цен- тральной горной системы, которые, являясь " ничейными ", разделяли Астуро- леонское королевство и мавританские княжества. Впоследствии, с последней четверти XI в. с перемещением границы к реке Тахо название "Эстремадура", оторвавшись от своих географических корней, приобретает со временем ус тойчивое значение воєнно - политической границы, "засечной черты" между христианским севером и мусульманским югом. В конечном счете, в Эстрема- дуру вошли земли по линии Трухильо - Толедские горы - земли Куэнки. Боль шинство авторитетных историков- Л.М. Виллар Гарсия, К. Санчес Альборнос, С. де Моксо, Г. Мартинес Диес, Ф.Х. Мартинес Льоренте, Б. Рейли1 - ограни чивает рамки Эстремадуры только южной долиной Дуэро. Соответственно гражданских общин, составлявших изучаемый нами регион, по мнению Г. Мартинеса Диеса, было 43, а согласно Ф.Х.Мартинесу Льоренте, не менее 47. 2 т На этом фоне резко контрастирует высказанная Х.Гонсалесом мысль, что Эст- ремадура в XIII в. доходила до Алькараса, т.е. заканчивалась в самой Андалу-зии.3 Мы выражаем несогласие с оценкой границ изучаемого региона и числа общин указанных выше авторов, поддерживая мнение Х.Гонсалеса, и намерены развить и укрепить эту позицию.

С географической точки зрения средневековая Эстремадура охватывает зону пересечения Иберийской и Центральной горной систем и их ответвления. Эти горные цепи являются своеобразным каркасом региона, северные земли которого представляли собой засушливое плато, иногда покрытое лесом, служившее местом для пастбищ, южнее же ландшафт благоприятствовал диверсификации форм хозяйствования и развитию поликультур. В целом изучаемый нами регион совпадает с доримской Кельтиберией.

Практически все основные государства Испании - Леон, Кастилия, Арагон - имели свою Эстремадуру. Она, с нашей точки зрения, сосотояла из двух крупных секторов. Первый — Эстремадура в строго географическом смысле -правый берег и южная долина Дуэро. Вторая — земли за Центральной системой, - которые входили в мусульманские княжества-тайфы, подчинявшиеся до завоевания правителям Толедо, а затем включавшиеся с последней четверти XI в. в географическую Эстремадуру.

Леоно-кастильская Эстремадура, где кастильская ее часть составляла 2/3 всей площади, северная часть исследуемого нами региона, представляла собой треугольник, верхней границей которого был правый берег Дуэро. Его протяженность вдоль этой реки с запада на восток была 320 км. На западе с севера на юг его очерчивали горы Португалии, которые закрывали свободный доступ от Дуэро к Тахо за исключением пути от Коимбры к Мондего вдоль верхней долины этой реки и через перевал на высоте 800 метров, который ведет в современный Мондего, что составляло около 200 км. Самая длинная сторона треугольника (420 км.) с юго-запада на северо-восток идет вдоль водораздела, образованного ответвлениями Центральной горной системы горами Гредос и Гвадаррама от Тахо к нагорью Сории. Площадь всей этой территории состав-ляла 50 тыс.км , что в 1,5 раза больше Галисии или в 6 раз больше современного Уэльса. И кастильцы, и мусульмане использовали эти практически полупустынные земли в качестве пастбищ.3 В этом треугольнике были расположены такие гражданские общины, как Роа, Сан Эстебан де Гормас, Осма, Сория (к северу от Дуэро), Сепульведа, Пеньяфьель, Куэльяр, Кока, Аревало, Искар, Маганья, Портильо, Авила, Сеговия, Бехар, Пласенсия (в долине Дуэро), а также Медельин и Трухильо на юго-восточной окраине, южнее Сьерры де Гредос. В средние века в Эстремадуру входила, как мы уже говорили, и южная часть изучаемого нами региона, которую современные испанские историки не включают в Эстремадуру, относя ее либо к Новой Кастилии, либо к землям королевства Толедо, существовавшего при христианах в виде особой административной единицы и архиепископии.

Административная и социальная организация гражданской общины

Гражданская община во всех отношениях сложный, многоуровневый организм, или, по выражению Р. Гиберта, "совокупность различных местных общностей, организованных органически и иерархически".1 Исходной ячейкой для гражданской общины в округе в плане территориальном была альдеа. В отечественной историографии под леоно-кастильской альдеа понимали общину, соседскую общину, деревню, свободную деревню.2 Каждое из этих определений, взятое в отдельности, неадекватно передает своеобразие альдеа, как общественного института в целом, и как элемента гражданской общины, в частности. Конечно, альдеа являлась общиной производителей и пространством, где осуществлялось это производство, то есть имела свою собственную округу. Альдеа была, следовательно, пространством и физическим и социальным включенным, однако, в структуру гражданской общины в качестве ее низового звена. Не следует упускать из виду также и то, что альдеа - это и своеобразное правовое сообщество, в некоторых случаях близкое к тому, которое принято называть применительно к Франции и Италии сельскими коммунами.

К. Санчес Альборнос допускал, что в основе появления свободных альдеа с X в., которые не зависели от сеньоров, а напрямую были связаны с королем или кастильским графом, вполне могла быть прессура или коллективное оседание на земле. При этом бесспорным для этого исследователя и для нас является то обстоятельство, что именно владельцы земли в округе альдеа, обрабатывавшие свои участки, явились в социальном отношении коллективом-предшественником гражданской общины.5

Так как альфосы гражданских общин в Эстремадуре были неодинаковы по площади (от нескольких десятков до нескольки тысяч квадратных километров), то число альдеа, находившихся в пределах их территории, колебалось от 5 до 419.6 Альдеа включались в собственно округу (termino) гражданской общины в строгом смысле слова, то есть в ту ее часть, которая подчинялась юрисдикции города и состояла из двух секторов: принадлежавшего гражданам по-следнего (vecinos cibdadanos) и жителям округи (aldeanos).

Не всегда ясно, каким образом альдеа включались в округу общин в ранние периоды их истории. Возможно, сначала это было результатом подчинения юрисдикции центра округи - городского центра или крепости. Для более позднего периода характерны также и иные способы включения альдеа в городские округи. Анализируя структуру общины Мадрида, Р. Гиберт сделал интересные наблюдения. В одном случае альдеа была связана с городом вследствие брака ее владельца с проживавшим там гражданином. В другом - это происходило в результате купли-продажи или дарения. В третьем - ряд альдеа принадлежали о коропрациям Мадрида - различным братствам кабальерос.

Еще один путь включения альдеа в орбиту юрисдикции вильи мы встречаем в тех случаях, когда до определенного момента автономные альдеа и вильи становились объектами пожалования новой столице округи, как это имело место в случаях с Сорией, Молиной9, или Роа.10 Некоторые альдеа со своими собственными центрами-поселениями в изучаемый нами период, хотя и включались в округу столицы гражданской общины, все же поддерживали с ней полуфедеративные отношения. Так, например, на территории Агреды две альдеа ( Восмедио и Олвега ) пользовались определенной юридической автономией, а вильи Веа и Сарного из округи Сан Педро де Манрике были представлены в 1315 г. на кортесах своими депутатами. И, наконец, альдеа могли появится в ходе внутренней колонизации территории округи городским Советом или путем индивидуальньного освоения жителем города.

Альдеа всегда имела свою округу (termino), которая была обозначена ме-жевыми столбами (mojones). Ей принадлежали владельческие права на леса, луга, водоемы, которые находились в общем пользовании всех жителей данной сельской общины. Неизвестно, однако, в какой пропорции были разделены леса, пастбища и водоемы между вильей и сельскими общинами. Возможно, как полагал Ж. Готье-Дальше, изучая Куэнку, что водоемы и пастбища были доступны как жителям города, так и жителям округи.14 Фуэро содержат ряд предписаний, регулировавших те или аспекты хозяйственной жизни в альдеа. В частности, всем жителям предписывалось, согласно судебнику Куэнки, устраивать огороженные выгоны только поблизости от владений сельской общины (а ogio del aldea) (FC. 1, 7, 7). Огороженные выгоны самого Совета города должны были быть надежно защищены от скота в течение всего года (FSExt. 169; FC. 1, 7, 8). Категорически запрещалось устраивать заповедники для оленей или кроликов (FC. 1, 7, 8). Всем сельским общинам городским

Пограничные и юрисдикционные конфликты

Приход, вернее, его граждане, играли важнейшую роль при совершении различных юридических актов в гражданском праве. Так, кредитор не мог захватывать залог у должника без засвидетельствования этого "соседом" прихода (FMedinaceli. Р. 438; FC. 3, 1, 1). Залог, по каким-либо причинам не возвращенный его владельцу, распределялся между прихожанами (FMedinaceli. Р. 438). Сделки по продаже земли также должны были совершаться в приходе покупателя "в воскресенье после обедни".50 Наследование имущества, недвижимости, как и продажа земли, непосредственно затрагивали интересы прихода. При отсутствии прямых наследников, а также родственников по восходящей и боковым линиям, в наследство вступал приход, выделяя из него вклад "за упокой души".51 Даже при отсутствии завещания и при вступлении в наследство по закону со стороны "ближнего племени" (pariente propinquos), приход все равно получал "пятину из благоприобретенного имущества (del ganado)" (FC. 1, 11, 3). Фуэро Куэнки предусмотрел даже случай получения "пятины" от неграждан, по-видимому, простых держателей земли или батраков приходом их хозяина, или сеньора (FC. 1, 9, 4).

Важнейшую роль прихожане играли в процессуальном праве. Прежде всего, стороной в процессе мог выступать "сосед" как против такого же как и он прихожанина-"соседа", так и "против любого другого человека" без всяких дискриминационных ограничений (FC. 3, 4, 12). Неграждане-жители (moradores), например, могли быть полноправной стороной в процессе только против жителей (FC. 3, 4, 12), а жители округи должны были искать поручителя, давать в залог дом с имуществом, либо подвергаться испытанию менее престижными судебными доказательствами (см. 3). От двух до четырех сопри-сяжников-прихожан, как правило, вместе с подозреваемым участвовали в принесении разного рода присяг в исках по поводу рукоприкладства, нанесения ран и в менее тяжких случаях. Это были клятва манкуадра,32 очистительная присяга,53 и обычная клятва.54

Приход, по-видимому, мог иметь в своем распоряжении часть имущества, принадлежащего Совету гражданской общины. Ответственными за него были должностное лицо прихода - сборщик налогов (кохедор) и два его поручителя. Последние гарантировали своими домами с залоговым имуществом добросовестное выполнение кохедором должностных обязанностей (FC. 3, 12, 2). В тех случаях, когда сам судья-глава общины (juez) или кредиторы намеревались воспользоваться залогом, брать его они должны были у поручителей, или кохедора. В противном случае ответственность перекладывалась на других членов прихода (FC. 3, 12, 2), либо на весь приход в целом (FC. 3, 12, 2 - 3). Таким образом, в данном случае действовала круговая порука. Выход "соседа" из гражданства также обуславливался отсутствием долгов по отношению к имуществу или, скорее, к фискальным обязательствам прихода (FC. 2, 3, 20).

Что касается муниципальной системы управления, то приход включался в нее двумя путями. Во-первых, его граждане выбирали своих собственных должностных лиц - судей-алькальдов (FC. 3, 14, 5; FSExt. 175 - 176) и сборщиков налогов-кохедоров. При этом фуэро Молины, например, оговаривает, что должности в приходе (portiellos) могут занимать только кабальерос.55 Во-вторых, приход являлся своеобразным избирательным участком. Согласно судебнику Сепульведы 1076 г., глава Совета гражданской общины (juez) избирался по приходам (FSLat. 24). Этот же порядок выбора главы общины существовал и в XII в., когда по приходам стали избирать и городских алькальдов,36 и в конце XIII в. (FSExt. t. 175). Судебники сохранили любопытные подробности об избрании главы общины, восходящие, как мы полагаем, к конкретным прецедентам. Так, когда приход не мог определиться, какой кандидатуре он отдаст свой голос, глава гражданской общины и алькальды предыдущего года назначали пять "добрых и сведущих людей прихода", которые должны были решить возникшую коллизию бросанием жребия. Алькальды предыдущего года также могли назначить нового алькальда прихода при отсутствии единой позиции его граждан (FSExt. t. 175 - 176; FMolina. P. 86 - 87; FBejar. t. 498 - 503).

Приход, наконец, представлял собой и самостоятельную боевую единицу городского ополчения. Данные об этом содержатся в Пространных судебниках семейств Куэнка - Теруэль и Кориа - Кима - Коа. Это относилось и к кабалье-рос, и к пехотинцам-пеонам. Помимо ординарных магистратов прихода, алькальдов, каждый приход выбирал своего квадрильеро, отвечавшего за материальное обеспечение военной кампании или набега. В пределах его компетенции ему должны были подчиняться все ополченцы (FC. 3, 14, 11). Квадрильеро обеспечивал питанием свой приход (FC. 3, 14, 23), следил за состоянием боевых коней (FC. 3, 14, 11), описывал и обеспечивал дележ военного имущества, скота и пленных (FC. 3, 14, 10). Кроме того, перед выступлением ополчения из города каждый приход назначал стражников, которые должны были "и ночью, и днем находиться на страже и охранять город" (FC. 3, 14, 1). В.Сейсмо.

Похожие диссертации на Гражданская община (муниципия) Центральной Испании в XI - нач. XIV вв. (Историко-юридическое исследование)