Введение к работе
Актуальность темы исследования. Происходящие трансформационные процессы в современной России, направленные на модернизацию различных аспектов жизни общества, выдвинули на первый план вопрос о путях развития России и ее будущем. Попытки ответить на него неизбежно обращают наше внимание к прошлому опыту _ «Сегодня российский мыслитель находится на распутье он вынужден либо эклектично соединять в своего рода компендиуме новомодные направления, развиваемые зарубежными коллегами, либо в собственной истории и культуре искать момент заброшенного старта Отсюда неизбежность переосмысления всего богатого наследия русской философии» Самобытной частью этого культурного наследия является евразийство
Евразийство - одно из ярких социально-политических учений российской общественной мысли XX века, которое активно искало ответы на вопросы о самоидентификации Евразийцы утверждали, что никакое изменение политического строя, никакие действия, направленные на интеграцию в мировое сообщество, не избавят Российское государство от в той или иной степени конфронтации с Западом Данный тезис разделяют и некоторые современные западные идеологи Актуальность евразийства косвенно
подтверждается и повышенным интересом к нему современных западных
2 идеологов В частности, 3 Бжезинский уделяет пристальное внимание евразийской идеологии 20-х гг XX века в своей книге «Велюсая шахматная доска» «При этом, однако, совершенно ясно, что столь серьезные политические фигуры, как 3. Бжезинский, не будут тратить время на развенчание никчемных и утопических проектов», это «верный знак того, что евразийское мировоззрение есть реальная и мощная идейная основа консолидации сил» Евразийское мировоззрение открыто рассматривается
Тоїчачев ВИ Евразийский подход к национальному вопросу в коїггехсте современности // Этносоциальные процессы в Сибири -Новосибирск, 1998 -С 60
2 Бывший советник по национальной безопасности президента США в годы «холодной войны», консультант Центра стратегических и международных, исследований 3 Кжсзинский анализирует геополитическую ситуацию текущего десятичетия в чире и особенно на Евразийском континенте
5 Иванов А В Евразийство ключевые идеи, ценности, по тлтмческие приоритеты монография / А В Иванов, ЮВ Попков, Е А Тюгашсв,МЮ Шишнн - Барнаут, 2007 -С 34-35
З Бжезинским в качестве весьма опасной для США доктрины, угрожающей американским интересам на евразийском пространстве
История возникновения евразийства связана с великими потрясениями, постигшими нашу страну в начале XX века Начиная с XIX века существенно возрастает интерес представителей русской интеллигенции - писателей, философов, социологов - к вопросам, посвященным взаимоотношениям России и Европы, и глубинным, но неоднозначным связям России с Азией и Востоком Имеющийся на тот момент опыт интеграции Российской империи в социокультурное пространство Западной Европы и его неоднозначные последствия послужили основанием для зарождения евразийства, развивавшегося в среде патриотически настроенной эмигрантской интеллигенции в 20-30-е гг XX века
Евразийцы известны в основном как философы, историки, политические мысчители, создавшие своеобразное социально-политическое и геополитическое учение Они были высокообразованными и широко эрудированными людьми, но никто из них не являлся социологом Однако можно отметить наличие специфических социологических элементов евразийства и их актуальность дія современности - каждый культурно-исторический тип может развиваться только в собственном месторазвитии
Географический детерминизм, в котором часто упрекают евразшіцев , -это лишь средство для обоснования ряда теоретических построений, которые относятся к сфере геополитики, этносоциологии, социологии культуры и т д Актуальность исследования евразийства обусловлена также рядом объективных факторов, связанных с проблемами трансформации российского общества Важно использовать отдельные элементы евразийства для формирования идей, способствующих возрождению экономического и социокультурного потенциала постсоветского пространства
* П Н Савицкий, отвечая на обвинения а географическом детерминизме, писал, что «утверждение понятия «месторазвитие» не равнозначаще проповеданию «географического материализма» Это иосіеднее имя подходило бы к системе «географического монизма» которая все явления человеческой истории и жизни возводила йы к гсографлчееклм началам Концепция (шесторазвлтия» сочетаема с признанием множественности форм человеческой историй и жизни, с выдетснием, наряду с географичесилм, самобытного и аи к чему ш. сводимого духовного начала жизни» См Савицкий IIИ Континент Евразия - М , 1997 -С 292
Евразийство является комплексной теорией, которая сочетает в себе наследие различных учений, утверждающих своеобразие культуры России и апеллирующих к представлениям о фундаментальных различиях западной и восточной цивилизаций Н С Трубецкой, подчеркивая, что европейской науке не чватает знания законов жизни и развития культуры, указывал, что евразийцам близки воззрения французского социолога конца ХГХ века Г Тар да, и ра?вивая идею последнего о передаче культурных ценностей по традиции, дополнил ее влиянием роли наследственности Именно присутствие в русской культуре и истории наряду с западными еще и восточных компонентов делало русскую культуру в глазах евразийцев более сложной смысловой системой
Предложенная евразийцами междисциплинарная методология исследования особенностей разных «месторазвитий» является методологически востребованной и теоретически актуальной Евразийская идея позвотяет в полной мере выявить творческий потенциал и своеобразие национальных евразийских культур и заложить фундамент их продуктивного межэтнического и межкультурного диалога
Евразийцы пытались осмыслить одну из традиционных проблем русской социологии - проблему отношения к ценностям западной культуры, интерпретации их роли в развитии российской культуры. Проблема европеизации России подверглась серьезному анализу в полемике между западниками и славянофилами Тезис евразийцев о том, что западная культура не имеет будущего и неотвратимо приходит в упадок, Европа не
будет вечно занимать передовые позиции находит, своих сторонников и в
5 современном МІфЄ
В настоящее время ощущается потребность в идее, которая была бы
способна сплотить вокруг себя гетерогенные социокультурные образования
постсоветского пространства, преодолеть многие внутренние (национальные,
религиозные, территориальные) противоречия и стать фундаментом для
6 „ строительства нового подхода к межкультурному взаимодействию При этом
5 В частности известный сингапурский политолог Кишор Махбубани обосновывает причины постепенного смещения влияния с Запада на Восток См Mahlmbam К Can Asians Think' - Singapore, Kuala Lumpur, 1998 h В свое время известныц хорватский философ Ю Криїханич выступал за содружество славянаенх народов под эгидой руссксго гос)дарства Крижанич собрал боїьшой и интересный материал о различных сторонах
некоторые теоретические разработки евразийства могут сыграть позитивную роль В исследованиях евразийцев переплетаются историософские, географические, социологические элементы, эвристическое значение которых проявляется в системной целостности при обосновании единства России-Евразии
Степень научной разработанности проблемы. Идейно-теореіическое наследие евразийцев в последние годы стало предметом пристального интереса, о чем свидетельствуют переиздания работ евразийских авторов, издание работ зарубежных исследователей евразийства, появлеіше исследований евразийского течения в отечественной науке С середины 20-х
годов XX века евразийская литература пополнилась новыми именами С
7 евразийскими изданиями сотрудничали авторы , которые не разделя ти идейно-теоретических основ течешія, но работы которых в той или иной мере оказались созвучными последним Также НА Бердяев, не являясь сторонником евразийских взглядов, тем не менее признавал, что Россия находится не в одной только Европе, но и в Азии тоже «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное»
Литература о евразийстве стала складываться практически с самою начала существования течения - в виде рецензий, полемических статей, крш ических обзоров Авторами подчас выступали бывшие евразийцы, которые, отойдя от течения, порвав с ним, стали на позиции его критиков или аналитиков В послевоенный период наследие евразийцев явилось предметом академического изучения Однако актуальность для современной России многих положений евразийцев определила тот факт, что интерес к ним не ограничивается рамками научных изданий
Большинство западных исследований евразийства почти всегда проявляло интерес к политической и религиозной мысли евразийцев Это означало, что
российской действительности Знакомство с политическими порядками европейских стран посветило ему
про&ести сравнительный анализ и представить прогноз дальнейшего развития Polchii с /четом уже
накопленного другими народами опыта юсударстьеыюго н правового стт>о1,тг'тьсТЕа См Кіижш<ич Ю
Политиха -М Новый свет, 1997
7 В частности, Карташов А В, Еицилли П М, Ильин В Н , Шахматов М В , Садовский Я А
* Бердяев НА Русская идея -М.2004 -С 14
евразийство часто представлялось как явление, сходное с такими политическими течениями, как «сменовеховство» или «младоросы» Целый ряд исследователей, занимающихся политическим аспектом международного положения, рассматривал евразийство только как геополитическую доктриігу, выделяя прежде всего роль географического и геополитического положения России в мире (К Хаусхофер, С Хантингтон, 3 Бжезинский, В Л Цымбур-
ский ) Некоторая часть современных работ российских исследователей посвящены отношению евразийцев к коммунизму Социология, философия, культурология, идея самоопределения и идентификации евразийцев оставались в стороне от подробного изучения или ограничивались общей постановкой проблемы
В советский период идеи евразийства возродились в работах Л Н Гумилева в связи с его тезисом о движении кочевых народов в зависимости от увлажнения Великой степи . Л Н Гумилев в одном из последних исследований пишет «Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман К сожалению, в XX в мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами - пытались всех сделать одинаковыми» Последователями
9 Си ЛаусхоферК Панидеи в геопотитике // О геополитике Работы разных лет -М Мысль, 2001 — С 251-
352, Хантингпюн С Столкновение цивилизации и что оно может означать для России 'I Общественные науки и
современность - 1995 - №3 - С 7-26, Столкновение цивилизаций - М МП, 2003 - 603с , Бжелінашй 3
Великая шахматная доска - М Международные отношения, 2000 - 256 с, Цшібурский В Л Земля за
Ветикнм Лимитрофом От «России-Евразии» к «России в Евразии» // Бизнес и потигика ~ №9 - 1995 - С 50-
62, Остров Россия перспективы российской геополитики /' Потис - 1993 - №5 - С 6-23, Две Евразии
омонимия как ключ к идеологии раннего евразийства // Евразия Люди и мифы - М «Наталпс», 2003 - С 22-
"См Гглтчев 1Н Ритмы Евразии (Эпохи и цивилизации) -М СЗКЭО, Кристалл 2003 - 60S с, От Руси до
России Очерки этнической истории - СПб Кристалл, 2002 - 352с , Этногенез и биосфера Земли - М A.CT,
2001 - 560 с, Заметки последнего евразийца // Интернет-журнал Евразийский вестник - 2002 - ЛГгЗ //
http /'www e-journal ru'euro-<:tl-3 html
п Согласно ЛН Гумилеву, этносы возникают на границах ландшафтных зон, все этносы при миграциях
выбирают экологическую нишу, похолгую на их родину По Гумилеву, разнообразие ландшафтов Евразии
влияло на этногенез ее нпродов, и для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее
разъединения
1 ГцтчеиЛН От Руси к России -М 1992 -С 134
Л Н Гумилева можно назвать С Б Лаврова, Д М Балашова, В А Мичурина
В начале 1990-х гг XX века появляются многочисленные разновидности
«неоевразийских» идей В их числе основатель политической партии
14 ч
«Евразия» А Г. Дугин , представители академического неоевразииства
(А С. Панарин, Б С. Ерасов, Ф М Гиренок15), современное левое евразийство (Р Вахитов и С Кара-Мурза ) Данные исследователи придерживаются мнения, будто особенности цивилизационного типа России обособляют ее от Европы и тем самым создают принципиально иную социокулькультурную динамику В их работах более четко вычленены социологические аспекты проблемы - сравниваются социальное, политическое и правовое устройство России и европейских стран, их экономическое развитие, соответствующие повседневные практики
В настоящее время исследованием отдельных компонентов евразийства занимаются такие ученые, как В В Кожинов, В В. Локосов, А С Железняков, Т Н Очирова, И Б. Орлова
11 См Лавров С Б Лев Гумилев Судьба и идеи - М .Айрис-пресс, 2003 - 608 с, Евразийство Современное гь концепции '/ httpiVgumilevicakulichki net/ [SB/ lso2004htm - 7c , Балашов ДМ Через бездну (Россия на рубеле третьего тысячелетия) // Завтра - 2000 - Л»6(36) - 28 марта, Мичурин BJ Двадцатое стотетис в России через призму теории этногенеза Л Н Гумилева Доклад на IV Гумилевских чтениях (Москва, 2000 г) // Интернет-журнал Евразийский вестник - 2002 - №11 - http //www e-joumal ru/euro-st3-l 1 html
14 См Дугин AT Консервативная революция II Этененты -1991 - №1 - С 15-16, 49-56, Евразийство от
философии к политике Доклад на Учредительном съезде ОПОД «Евразия» (21 апрстя 2001 г Москва) //
Основы евразийства. - М Арктогея-центр 2002 - С 16-26, КПРФ и евразийство // Там же - С 579-588,
Мыслить пространством'' Основы геополитики -М Архтогея-центр, 2000 -С 583-914
15 См Панарин А С Западники и евразийцы // Общественные науки и современность - 1993 - №6
Евразийство за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого сточа») //Вопросы философии -1995 -Jte6 -
С 3-48, Расколы и синтезы конкурс цивилизационных проектов в Евразии // Панарин 4 С «Вторая Европа»
или <(трегий Рим»' - М РАН, 1996 - С 90-126, Ерасов Б С Социокультурные и геополитические принципы
евразийства // Электронная версия журнала Полис - 2001 - №5 // hftp ,/www politshiJics го/
f rlhe\V200i '5/* him. Антиевразийство и новое евразийство в канун XXI века // Евразийство проблемы
осмысления -Уфа Восточный университет -2002 -С 15-23, Гиренок ФМ Евразийские тропы//Глобальные
проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства) -М ИНИОН РАН, 1993 -С 162-179, Новые
дгпше /' Евразийская перспектива - М, 1994 - С 197-208
"См Вахитов РР Труды классиков евразийства и ситуация с их републикацией // litro I'vrwvf nevmenandr nct/enrasia/mdex phr>. Kapa-Mvp3a С Г Советская цивилизация Т 1 - М, 2002 - 394 с 17 См Кожинов В В Историософия евразийцев//Наш современник -1992 - №2 - С 140-144, Евразийская концепция русской истории//Евразия -1997 -Ш-2 -С 12-19, Реформирование России мифы и реальность (19S9-1994) Авторы-составители ГВ Осипов (рук), ВII Иваїшв В К Левашов В В Локосов, А Т Хлопьев -М Academia, 1994, Жеіезняков А С Монгольский полюс политического устройства мира - М Институт соцьологки РАН, 2009 - 272 с , Очирова Тії Евразийство и пути русского историческою самопознания // Известия РАН Сер литература и язык - 1993 - Т52 - №4 - С 34-47, Геополитические концепции евразийства // Общественные науки и современность - 1994 - №1 - С47-55, ОряоваИБ Евразийская цивилизация Социально-историческая ретроспектива и перспектива -М Норма, 1998 -275 с
Первой работой, посвященной евразийству, стала диссертация РЛ Урхановой «Евразийство как идейно-философское течение в русской
культуре XX в » В целом философская, политическая и социокультурная концепция евразийства явилась объектом многих серьезных исследований В настоящее время идея евразийства слишком часто воспринимается упрошено, ассоциируясь с популистскими выступлениями политиков, но ее следует рассматривать дифференцированно, в историко-социологическом контексте, чтобы оценить роль в российской общественной мысли, которую она сегодня играет Осмысление истоков евразийства позволит придать теоретическую глубину тем вопросам о собственной идентичности, которые столь актуальны для современной России
Цель исследования состоит в историко-социологическом критическом анализе базовых принципов евразийства
Объектом диссертационной работы является евразийство как социально-политическое течение в российской общественной мысли XX века
Предмет исследования - теоретико-методологические аспекты социологической составляющей евразийства
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач
Выявить и проанализировать теоретико-методологические основания евразийства
Выделить этапы и проанализировать процесс становления евразийства
Выявить социологические элементы в евразийстве
"См УрхансеаРЛ Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX в Дис канд филос наук - М, 1992 -С215
19 См Гавриш МЛ Политическая трансформация современного российского евразийства Лис канд потит наук - Росло з-на-Дону, 2003 - С 147, СамохинАВ Евразийство как идейно-политическое течение в России XX века Дис канд полит наук. - M, 2004 - С 229, ІІщеїтоЕН Развитие евразийской традиции в трудах ЛИ Гумилев і и современном евразийстве Дис кзнд исторнч наук - Иркутск, 2004 - С 220, КмпыеваЭР Евразийство как явление культуры XX века Историография и методология исследования Дис канд культурологии - СПб, 2005 - С 182, Попова А В Евразийство в контексте германофильских традиций отечественной мысли социально-философские аспекты Дис канд филос наук - Омск, 2006 - С 164, Романова Е В Этнокультурная концепция основоположников евразийства Дис канд филос наук - Барнаул,
-С 175, Мартьянов Л В Культурфилософские основания евразийства Дис канд филос наук -Саранск,
-С 164 Кинет ТС Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России Дис канд потит наук - Уфа, 2009 -С 159, ЧуитыковОВ Предпосылки, формирование и развитие евразийской идеи история и современность Дис канд историч наук - Ижевск 2009 - С 225
4. Проанализировать основные положения евразийского учения, показать его противоречивость
Научная новизна исследования:
вычленены основные теоретико-методологические и социологические основания евразийства,
выявлено влияние различных социологических концепций и подходов западных и отечественных социологов на евразийцев,
осуществлена историко-социологаческая реконструкция и дан дифференцированный критический анализ евразийства в целом и взглядов отдельных его представителей,
выделены некоторые положения евразийцев, которым присуща имманентная противоречивость,
5) подчеркнута актуальность подходов для современного развития России
Работа над диссертацией потребовала от автора полного и комплексного
изучения практически всего творческого наследия евразийцев
В основу методологии исследования положены фундаментальные принципы философского, социологического, а также культурно-исторического анализа творческого наследия евразийства, предполагающие систематизацию и реконструкцию их идей Результаты исследования позволяют определить сущность и основные особенности феномена евразийства в целом
Источниковую базу диссертации составило письменное наследие евразийства Это труды НН Алексеева, Г В Вернадского, ПН Савицкого, НС Трубецкого, Г В Флоровского, С Я Эфрона, ВН Ильина, Л П Карсавина, Д П Святополк-Мирского, П.П Сувчинского и др, евразийские сборники «Исход к Востоку Предчувствия и свершения Утверждение евразийцев», «На путях Утверждение евразийцев», «Россия и латинство»; «Евразийская хроника», выходившая с 1925 по 1937 г (12 выпусков), «Евразийский временник» (3 выпуска) Кроме того, использовался ряд программных работ евразийцев «Евразийство (опыт систематического изложения)» (1926), «Евразийство (Форму тировка 1927г)», «Евразийство Декларация, формулировка, тезисы» (1932) А также
работы Л Н Гумилева, Р Вахитова, А С Панарина, Ф М Гиренка, В В Кожинова, А Г Дугина
Научно-практическая значимость работы. Проведенное автором исследова)ше позвочяет создать целостное представление о евразийстве Теоретические результаты работы могут быть использованы в исследованиях по истории отечественной социологии, при чтении лекционного курса по данной дисциплине, для проведения семинарских занятий и спецкурсов
Положения, выносимые на защиту:
1 Евразийство является уникальным целостным направлением в
российской общественной мысли, предложившим новый вариант
определения российской идентичности, пересматривающее привычные
критерии в ее определении, поэтому проблему формирования взглядов
евразийцев необходимо рассматривать в контексте как эволюции научной
мысли конца XIX - начала XX в , так и в контексте политической атмосферы
данной эпохи
2 Созданная евразийцами концепция о России-Евразии как особом
месторазиитии помимо попыток научного обоснования имела также
идеологические и политические составляющие.
В концепции евразийцев присутствуют некоторые противоречия, несмотря на структурную целостность, научную составляющую, систематическую завершенность в обсуждении темы всеединства
Теоретическое обсуждение евразийского наследия в отечественной прессе не всегда ведется предельно аргументированно, широко и открыто, зачастую искажается сама суть основных положений евразийства
Апробация исследования. Результаты исследования были апробированы в публикациях автора и выступлении на научной конференции «Диалог цивилизаций Восток-Запад Глобализация и мультикультурализм Россия в современном мире» (Москва, 2006), семинарах в курсе по истории российской социологии, читаемом автором в РУДН на факультете гуманитарных и социальных наук, а также на социологическом факультете ГУГН Диссертация обсуждена на кафедре социологии РУДН