Содержание к диссертации
Введение
1. Коммунистический способ производства - объективная основа возрастания трудовой активности личности 13
1.1. Творческий труд как проявление социально-деятельной сущности человека 13
1.2. Становление нового отношения к труду и развитие культуры потребления. Трудовая активность личности 20
1.3. Социально-экономические и политические предпосылки роста активности в труде социалистической личности 49
II Возрастание трудовой активности личности в развитом социалистическом обществе 63
2.1. Система видов трудовой активности 63
2.2. Роль субъективного фактора в развитии трудовой активности личности 76
III. Влияние трудовой активности НА процесс становления коммунистического труда 110
3.1. Роль трудовой активности в формировании потребности в труде 110
3.2. Нравственно-эстетическое совершенствование личности в процессе труда 133
Заключение 143
Список основной использованной литературы 149
- Становление нового отношения к труду и развитие культуры потребления. Трудовая активность личности
- Социально-экономические и политические предпосылки роста активности в труде социалистической личности
- Роль субъективного фактора в развитии трудовой активности личности
- Нравственно-эстетическое совершенствование личности в процессе труда
Становление нового отношения к труду и развитие культуры потребления. Трудовая активность личности
К.Маркс вццелил два вида потребности человека: I/ потребности "вытекающие из его непосредственной человеческой природы , - это элементарные, естественные потребности, удовлетворение которых является минимальным условием жизнедеятельности индивида; Z/ потребности, созданные исторически , - это общественные, исторически изменяющиеся потребности. На примере труда можно проследить, как естественная потреб- ность превращается в социальную, и какое влияние на этот процесс оказывают объективные социально-классовые отношения. Естественная потребность, вынуждающая индивида действовать с целью немедленного ее удовлетворения, является потребностью самого индивида, в то время как общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицирует себя со всеобщей социальной сущностью. Поэтому на определенной исторической ступени развития человечества природная детерминация деятельности, которая служит средством удовлетворения естественных потребностей при помощи труда, уступает место социальной детерминации удовлетворения общественных потребностей при помощи свободной деятельности. На этой ступени развития общества труд превра щается из деятельности, детерминируемой по преимуществу внешней целесообразностью в свободную деятельность, детерминируемую исключительно социальными потребностями, что является основой превращения труда в первую жизненную потребность. Удовлетворение естественных потребностей требовало от человека преобразования предметов природы в процессе труда. Созданный же продукт удовлетворения потребности содержал в себе "программу" потребления, а развитие биологических потребностей и совершенствование способов их удовлетворения оказывались во все большей зависимости от развития трудовой деятельности. Биологические потребности постепенно утрачивали роль монопольного регулятора всей жизнедеятельности людей. Поведение начинает стимулироваться не только биологическими, но и новыми, возникшими на базе орудийной деятельности, потребностями. Первой такой потребностью был труд. "Труд, - пишет С.С.Батенин, - первоначально стимулируемый необходимостью удовлетворения биологических потребностей, развиваясь и усложняясь, сам становится основной потребностью индивида. Сформировавшись как обособившаяся от биологической, потребность труда стала ведущей побудительной силой производства предметов, не предназначенных для непосредственного индивидуального, биологического потребления, стала важнейшим субъективным источником создания индивидами общественного мате риального богатства" . Трудясь в конечном счете для удовлетворения своих потребностей, человек в то же время испытывает наслаждение, удовлетворение от самого процесса труда, т.к. именно в труде проявляются силы, способности, замыслы человека. Как форма проявления сущности человека, труд делается его особой потребностью. I Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976, с.70.
Можно сказать, что труд является потребностью человека как родового существа вследствие того, что он есть естественное и необходимое условие существования людей; способ существования человека; основное средство социального самоутверждения человека.
Значит ли это, что формирование потребности в труде выступает как общесоциологическая тенденция самоутверждения человека, как активного существа, на протяжении всей истории человеческого общества?
С общефилософской точки зрения потребность человека в труде имеет общеисторический характер, так как каждая конкретно-историческая эпоха есть этап в последовательном развитии человеческого общества. Эта потребность - одно из древнейших приобретений человеческой культуры. Однако в целом отношение к труду зависит от социальных условий, в которых он осуществляется. Классики марксизма-ленинизма показали, как конкретно-историческая форма функционирования труда, его разделение, организация распределения, обмена его продуктами по-разному определяла в различные исторические периоды отношение к нему со стороны индивидов. С этой точки зрения возможны следующие исторические ситуации:- социальные условия и природа труда в антагонистических общественно-экономических формациях находятся в антагонистическом противоречии;- социальные условия и природа труда в коммунистической общественно-экономической формации объективно совпадает.
В капиталистическом обществе труд базируется на частной собственности на средства производства, что придает процессу опредмечивания, характерного для трудовой деятельности вообще, форму отчуждения. Отчуждение труда проявляется в отчуждении средств производства, как не принадлежащих работнику и потреб
Социально-экономические и политические предпосылки роста активности в труде социалистической личности
Развитое социалистическое общество является закономерным этапом на пути к коммунизму. Это - ступень социально-экономической зрелости нового строя в рамках первой фазы коммунистической формации. На этом этапе социализм развивается и совершенствуется - -уже на собственной основе, в полной мере раскрывая все свои возможности и преимущества.
Развитой социализм - это общество, в котором созданы могучие производительные силы, обеспечивающие динамичное и пропорциональное развитие общественного производства, непосредственно подчиненное цели удовлетворения материальных и духовных потребностей советских людей; это такая стадия зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей системы общественных отношений на внутренне присущих ему коллективистских началах.
В развитом социалистическом обществе действует группа факторов - экономических, политических, культурно-технических, психологических, правовых, организационных, которые образуют в своей совокупности социальные условия, способствующие формированию потребности в труде как основы трудовой активности личности; определяющие степень проявления этой активности. Важнейшие из этих факторов - экономические, политические и организационные. Экономический фактор включает в себя систему детерминант трудовой активности, обусловленных уровнем развития производительных сил общества, характером общественных отношений, системой распределения, условиями труда и т.д.
Политический Фактор объединяет ряд детерминант активности, связанных с господствующими в обществе политическими идеалами, функционированием политических институтов и политической организацией общества, принципами социалистической демократии. Организационный Фактор включает систему средств, форм и методов стимулирования трудовой активности, управления ее развитием. Он связан с политическим фактором, так как действует в системе политической организации социалистического общества и определяется ею.
Экономический и политический факторы выступают как опреде - -ляющие уровня трудовой активности личности, однако на одном и том же этапе экономического развития общества, на основе одних и тех же принципов социалистической демократии, действия всей политической организации социалистического общества, партийные, советские, административные органы, общественные организации добиваются неодинаковых результатов в развитии трудовой активности личности. О значении субъективного фактора как сознательной организационной деятельности людей будет сказано ниже, в данном параграфе исследуются объективные факторы возрастания трудовой активности личности.
Важнейшим из социально-экономических факторов, в конечном счете определяющих отношение личности к труду в развитом социалистическом обществе, является высокая степень зрелости социалистической собственности, постепенное сближение двух ее основных форм. Государственная /общенародная/ форма собственности обусловливает единство коренных экономических интересов общества - коллектива - личности. При этом, конечно, сохраняются и различия этих интересов. Главным, ведущим является общенародный интерес.
Характерной чертой развитого социализма является превращение экономики страны в единый народнохозяйственный комплекс. Благодаря этому ранее разрозненные производственные процессы превращаются в единый, охватывающий все народное хозяйство, процесс. Производство фактически любого изделия требует совместного труда миллионов людей; в свою очередь, жизнедеятельность отдельного человека в процессе производства выступает составной частью совместной планомерно организованной трудовой деятельности всего общества. В этом заложена еще одна основа общности коренных экономических интересов всех членов социалистического общества.
Процесс обобществления производства и труда находит свое -непосредственное выражение в ускорении концентрации социалистического производства, в организации производственных и научно-производственных объединений, число которых постоянно возрастает. В 1970 году их было 608, а в I98S - уже 406 1.
КПСС и Советское правительство придают большое значение научной разработке и практической реализации крупных целевых программ. Это, прежде всего, Продовольственная программа. Программы по подъему машиностроения и энергетики, развития транспорта, производства товаров народного потребления и услуг и др.
Происходит дальнейшее развитие агропромышленной интеграции, органическое слияние сельскохозяйственного производства с промышленным. Возникают новые, более высокие формы кооперирования, специализации и концентрации производства, создаются межколхозные, межсовхозные, колхозно-совхозные, государственно-колхозные предприятия и объединения промышленного типа.
Сложность задач общественного производства, совершенствование управления экономикой и всей общественной жизнью требуют от трудящихся повседневной заботы о рациональном использовании всех богатств общества. "Хозяйское отношение к общественному добру, умение полностью, целесообразно использовать все, что у нас есть" - проявление сознательности, активности каждого члена социалистического общества.
Важным условием перевода народного хозяйства на интенсивные рельсы развития является совершенствование хозяйственного механизма. С этой целью в экономике проводится крупномасштабный эксперимент, охватывающий пять отраслей промышленности, сущностькоторого состоит в том, чтобы на деле расширить права предприятий в планировании и хозяйственной деятельности, усилить их ответственность, создать заинтересованность в улучшении конечных результатов работы,
Роль субъективного фактора в развитии трудовой активности личности
Марксизму всегда было чуждо сведение личности до типа общественной организации. Одна из особенностей социальной формы отражения заключается в большем или меньшем отставании сознания от изменений в объективных отношениях и материальных условиях. Необходимость и возможность развития трудовой активности личности при социализме не означает, что вся масса людей полностью овладела активными формами деятельности. Отмечая сознание как необходимый компонент трудовой активности, хотим подчеркнуть, что между объективными условиями и реальным поведением личностей находится важное звено - структура личности, включающая интерес, как субъективное отражение существующих потребностей, цели, мотивы поведения. Содержание этих структурных элементов в конечном счете определяется объективными условиями, однако личность не только объект, но и субъект общественных отношений, индивидуальное сознание не является точной копией общественных отношений. Оно может адекватно отражать эти отношения, опережать их или же отставать. И поведение личности соответственно будет отвечать общественным интересам, или направлено против них.
Отсюда видно, что совершенно недостаточно наличия социалистических общественных отношений, чтобы полностью проявилась тенденция превращения труда в первую жизненную потребность. При всей значимости объективных условий сами эти условия могут и должны быть изменены деятельностью человека, а поступки индивида всегда связаны с определенными нравственными нормами, с известной свободой выбора в рамках данных обстоятельств, с целевыми установками и ценностными ориентациями. Поэтому управление социальными процессами с необходимостью предполагает воздействие на субъективную сторону общественных отношений, т.е. на отдельных личностей.
Воздействие на человека или коллектив возможно в следующем виде:- директивно-нормативное или прямое воздействие посредством законов, приказов, инструкций, повелительного, предписывающего и оценочного характера;- опосредованное или стимулирующее воздействие, когда путем изучения и удовлетворения интересов, потребностей человека вызывается у него внутреннее побуждение действовать, т.е. то, что нами определено как проявление активности;- ценностно-нормативное регулирование, когда личность определенным образом ориентируется на идеал, социальные ценности, нормы, имеющие объективное содержание или основу, усваивает их и обретает в них средство регуляции собственной деятельности.
Под этим углом зрения мы и рассмотрим механизм формирования трудовой активности социалистической личности.
В основе трудовой активности личности лежат потребности и интересы как индивидуальные, так и общественные. Потребность принадлежит субъекту и осознается им как необходимое требование к объекту, без удовлетворения которого невозможно его существование .
К потребности близка категория интереса. В понимании интереса существуют разные точки зрения. Одни исследователи считают, что интерес объективен, другие - что он субъективен, так как связан с сознанием, третьи рассматривают его как единство объективного и субъективного. Разбирать подробно полемику по этому вопросу не входит в задачу нашего исследования, поэтому мы ограничимся лишь замечанием, что разделяем точку зрения В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзона, что интерес - это объективный компонент структуры деятельности, через который субъекты "подключаются" к функционированию и развитию экономических и социальных систем, а законы этих систем "переводятся" в план деятельности, то есть приобретают конкретные формы своего проявления .
Функции интереса - служить источником человеческой активности. Отсюда вытекает ряд проблем, связанных с управлением трудовой активностью масс:- изучение реальных интересов реальных личностей, связанных с трудовой деятельностью;- на этой основе выработка системы мер, способствующихI Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. - М., 1981, с.187.личной заинтересованности каждого работника в росте производительности труда, формирование потребности в труде.
На базе общественной собственности складывается принципиально новый интерес - общественная материальная заинтересованность людей в развитии производства, объединяющая всех членов общества.
Источником этой общей материальной заинтересованности является прямая зависимость уровня благосостояния отдельного члена общества от общего уровня развития общественного производства. Рост общественного производства, повышение производительности общественного труда, общее увеличение национального дохода означают при социализме и рост благосостояния всех трудящихся. От роста и совершенствования производства зависит благосостояние всех, а стало быть и каждого.
Общественная материальная заинтересованность, лежащая в основе моральных стимулов к труду, соединяет обе фазы коммунизма. Она останется и на высшей фазе коммунизма, когда труд превратится в первую жизненную потребность людей. Но в отличие от социализма, в коммунистическом обществе общественная заинтересованность будет побуждать людей к труду непосредственно, а не через механизм оплаты его личного труда.
Исчезновение при коммунизме личной материальной заинтересованности отдельного работника в результатах своего труда не означает поэтому исчезновение материальной заинтересованности вообще. Люди никогда не развивали и не будут развивать свое производство ради одних моральных побуждений, их всегда будут побуждать к этому материальные интересы. Таким образом, общест
Нравственно-эстетическое совершенствование личности в процессе труда
В Программе Коммунистической партии Советского Союза записано; "...все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества, расширяется сфера действия морального фактора" . Это требует поднять на качественно новый уровень весь комплекс мер по нравственному воспитанию трудящихся. И здесь социалистический труд играет решающую роль как важнейшее условие нравственного развития личности. Это объясняется тем, что само возникновение нравственных норм и принципов неразрывно связано с процессом труда. Исходные фазы развития нравственности, пишет Д.Ж.Ва-леев, совпали по времени с начальным периодом перехода от инстинктивных форм труда к труду человеческому. Возникновение производства средств жизни и осознание необходимости совместной жизнедеятельности были более или менее одновременными процесса 2 ми. Как выражение этого возникли первые нравственные нормы . Никакая трудовая деятельность не возможна без отношений двоякого типа: - отношение людей друг к другу; - отношение человека к природе через отношение к средствам труда. В процессе труда зародились первые правила, которыми должны были руководствоваться люди в своих поступках и действиях. На основе этих правил возникли и развились первые нравственные чувства и представления у людей, ставшие регулятором отношений меж "Происхождение семьи, частной собственности и государства" показал, что общественная собственность и коллективный труд в условиях первобытно-общинного строя явились основой формирования таких высоких моральных качеств, как храбрость, чувство собственного достоинства, справедливость, взаимопомощь и т.д. Труд представляет собой сложный комплекс физических и умственных усилий, напряжения воли, внимания и других психологических факторов. В процессе труда возникают общественные формы сотрудничества, формируются понятия добра и зла, справедливого и несправедливого.
Однако дальнейшее развитие общественного производства, разделение общества на антагонистические классы привело к тому, что мораль обрела четко выраженный классовый характер. Отчужденный труд не может в полной мере способствовать нравственному развитию личности, так как является чуждым, навязанным извне человеку. Возвращение человека к своей сущности, начавшееся с социалистической революции, уничтожившей эксплуатацию человека человеком, дает возможность вернуть труду его воспитательную функцию. Коренные преобразования в сфере труда в условиях социализма превращают трудовую деятельность в ведущую сферу образа жизни, в которой формируются и проявляются нравственные качества личности. Поэтому труд в условиях социализма является важнейшим фактором формирования нравственного мира личности, а сам нравственный прогресс личности неразрывно связан с процессом превращения труда в первую жизненную потребность.
К.Маркс и Ф.Энгельс, определив всестороннее и гармоничное развитие человека основополагающей целью коммунистического общества, раскрыли и основные факторы, обеспечивающие этот процесс. К таковым, по мысли основоположников марксизма, относятся прежде всего характер и содержание трудовой деятельности.
Труд при коммунизме становится свободным, его содержание и конечные результаты не отчуждаются от индивида, а, наоборот, служат его обогащению и совершенствованию, писал К.Маркс. Трудовая деятельность в новых социальных условиях, с одной стороны, превращает гармонически развитую личность в высшую нравственную и эстетическую ценность и в то же время требует людей со всесторонне развитыми способностями, умеющих производить и по законам красоты, по законам не только утилитарной необходимости, но и эстетической потребности. В этом требовании К.Маркс видел важнейшую предпосылку развития целостной личности. Человек при коммунизме начинает производить в истинном смысле, т.е. создавать ценности, осознавая их эстетическую и нравственную значимость для общества, для его прогресса; представлять не только узкоматериальную, но и социальную ценность своей деятельности. Эта деятельность увлекает человека своим содержанием, несет нравственно-эстетическое удовлетворение, развивает его творческие потенции, создает предпосылки для того, чтобы в полном объеме "не только производить в размерах, достаточных для обильного потребления всеми членами общества и для богатого резервного фонда, но и предоставить каждому достаточно досуга для восприятия всего того, что действительно ценно в исторически унаследованной культуре - науке, искусстве, формах общения и т.д., - и не только для восприятия, но и для превращения всего этого из монополии господствующего класса, в общее достояние всего общества и для дальнейшего развития этого достояния" . Творческая свободная деятельность при коммунизме выступает, таким образом, как важная мате -риальная и духовная основа всестороннего развития человека.
Развивая положение Маркса и Энгельса о роли трудовой деятельности в формировании богатой индивидуальности, В.Й.Ленин подчеркивал, что именно в творческом труде на благо общества подлинные таланты начинают осознавать себя, просыпаются, тянутся к живой, творческой, великой работе. Сознательный, творческий труд В.И.Ленин рассматривал как основное условие воспитания и перевоспитания народных масс. Именно в таком труде, по его мнению, формируются новые люди и новые нравственно-эстетические отношения между ними.
На тесную взаимосвязь строительства нового общества и формирования личности в этом процессе, когда ее действительное богатство всецело зависит от уровня общественного материального и духовного производства, обращали внимание основоположники марксизма-ленинизма. По их мнению, новое общество, превращающее человека из орудия наживы в высшую цель производства, "производит, как свою постоянную действительность, человека со всем ... богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека" . Только в условиях коммунизма человек имеет возможность полностью преодолеть однобокость своего развития, которое порождено капитализмом.
Основным фактором, определяющим возможность и необходимость нравственного и эстетического развития личности, являются требования самой трудовой деятельности. В этой сфере начинает формироваться качественно новый комплекс мотивов, носящих, по сути,