Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Обобществление производства как фактор духовного развития рабочего класса 16-46
Раздел II. Основные тенденции духовного развития рабочего класса комбинатов 47-105
Раздел III. Деятельность партийных и общественных организаций комбинатов по совершенство ванию духовного развития рабочего класса 106-130
Заключение 131-136
Список использованных источников и литературы, 137-157
- Обобществление производства как фактор духовного развития рабочего класса
- Основные тенденции духовного развития рабочего класса комбинатов
- Деятельность партийных и общественных организаций комбинатов по совершенство ванию духовного развития рабочего класса
Обобществление производства как фактор духовного развития рабочего класса
Решающей, определяющей стороной общественной жизни являются, как известно, материальное производство, уровень развития производительных сил. Но главная из этих сил - сам человек, взятый в единстве физических и духовных качеств, вооруженный знаниями, навыками, постоянно изменяющий окружающий мир и социальные условия своего собственного существования. Чем шире размах преобразований, чем глубже изменения, которые люди производят в окружающей их реальности, тем очевиднее потребность в их духовном росте, повышении культуры - общей, профессиональной, политической, правовой, нравственной, эстетической.
Раскрывая грандиозные задачи преобразования общества в социалистическое, а затем коммунистическое, В.ИЛенин научно обосновал, а исторический опыт стран социалистического содружества подтвердил, что одной из главных закономерностей строительства нового общества является революционный переворот в сфере культуры, духовной жизни.
В.И.Ленин подчеркивал чрезвычайную важность для социалистического строительства быстрого, научно поставленного, государственными мерами обеспеченного духовного прогресса. Он имел в виду подъем культуры народа в самом широком смысле - культуры труда, быта, участия в государственном управлении, сознательного преобразования всех сторон общественной жизни, начиная с экономики" .
Одним из важнейших направлений развития социалистической экономики явилось неуклонное возрастание обобществления произ - -водства. Для социалистического строя, базирующегося на общественной собственности и плановой экономике, последовательное повышение уровня обобществления производства есть безусловный закон. Причем следует подчеркнуть, что обобществление производства является не только технологическим и организационным, но и социальным процессом, который базируется на научно-техническом прогрессе. Главное в этом процессе - развитие рабочего класса как важнейшей производительной силы общества, развитие его духовного облика, форм общения, культурных потребностей. Обобществление производства при социализме предполагает вовлечение трудящихся во все сферы социальной деятельности, совершенствование системы образования, отдыха, физического развития, повышение профессиональной мобильности населения на основе широкого общего и специального образования, обусловленного общественной необходимостью перемены труда.
Обобществление производства находит свое непосредственное выражение в небывалом ускорении концентрации социалистического производства, особенно в индустрии. В Советском Союзе процесс обобществления производства выражается прежде всего в организации производственных и научно-производственных объединений, комбинатов. Так, в 1982 г. .насчитывалось 4206 производственных и научно-производственных объединений, комбинатов, на долю которых приходилось около половины общего объема реализованной промышленной продукции?. Кроме того, этот процесс находит свое выражение в образовании крупных территориально-производственных комплексов. В настоящее время формируются такие комплексы, как Западно-Сибирский, Камско-Ачинский, Тимано-Печорский и другие. В территориальных комплексах решаются крупные экономические и социальные задачи, сочетается отраслевое и территориальное раз --деление труда, появляются новые административные и культурные центры. Развитие таких комплексов представляет собой новую ступень в кооперации труда.
Обобществление производства охватывает и область сельского хозяйства. Здесь особенно показательным является рост числа межхозяйственных организаций, предприятий аграрно-индустриаль-ного типа.
Особенно следует указать на великое историческое значение ленинского плана электрификации советской страны. По мысли В .И Ленина, это был не только крупный технологический проект, но и основа роста обобществления производства во всей России. На базе и в развитие плана ГОЭЛРО создана Единая энергетическая система СССР - материально, технически реализуемая система обобществления всего производственного процесса. В.И.Ленин гениально оценил роль электрифисации в процессе обобществления производства, ибо всеобщая электрификация объединяет в единую систему весь производственный организм, создает предпосылки для оперативного управления им.
Нынешняя Энергетическая программа считается как бы планом ГОЭЛРО наших дней. Как отмечалось в докладе на торжественном заседании, посвященном 114-й годовщине со дня рождения В.И Ленина, "в предстоящий период намечается вводить в действие ежегодно в десятки раз больше мощностей, чем по плану ГОЭЛРО... v..Реализация Энергетической программы обеспечит на длительную перспективу поступательное развитие народного хозяйства, неуклонный рост жизненного уровня населения .
В 70-е годы программные документы КПСС и в первую очередь решения ХХІУ-ЖУІ съездов партии выдвинули в качестве одной из важнейших задач дальнейшего развития, совершенотвованш совет I. Правда, 1984, 2L апреля. ского общества рост обобществления производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХІУ съезду партии отмечалось, что "курс на создание объединений и комбинатов надо вести решительней - в перспективе они должны стать основными хозрасчетными звеньями общественного производства" .
В материалах ХКУІ съезда КПСС указывалось на необходимость тесной интеграции науки с производством, ибо сегодня закладывается и создается народнохозяйственная структура, с которой страна вступит в двадцать первый веіг.
В Германской Демократической Республике создание комбинатов есть то качественно новое, что характерно для экономики в условиях строительства развитого социализма и является результатом изменений в управлении под воздействием научно-технической революции.
В материалах IX съезда СЕПГ указываюсь, что "осуществление больших и сложных задач, поставленных УШ съездом, явилось испытанием и для вновь образованных комбинатов как важных звеньев всего организма управления. Комбинаты и входящие в их состав предприятия в целом хорошо выдержали это испытание. На современном этапе развития комбинаты стали главной составной частью всей системы управления промышленностью"3. И далее отмечалось: "Мы выступаем за дальнейшее укрепление действующих комбинатов. Пора превращать комбинаты в такие экономические единицы, которые будут в состоянии еще лучше в комплексе решать основные вопросырасширенного воспроизводства с учетом новых требований завтрашнего дня"1.
Оценивая достигнутый уровень комбинатов, X съезд СЕПГ подчеркнул, что они превратились в основополагающие звенья управления промышленностью, строительством, транспортом и связью. "Динамичное развитие существующих у нас 157 комбинатов, где занято 2,9 млн. трудящихся, является решающей предпосылкой успеш
Основные тенденции духовного развития рабочего класса комбинатов
Духовное развитие людей выступает составной частью процесса их деятельности, всех сторон их активности в общественном и природном мире. В этом случае для анализа основных форм духовного развития производительной силы - рабочего класса - мы берем за исходный пункт марксистское учение о человеческой деятельности.
Что такое жизнь, если она не есть деятельность?" -писал еще молодой К.Маркс. В труде "Немецкая идеология" К.Маркс и Ф.Энгельс пшдчеркивали: "...Для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди..." . В работе "Святое семейство" они делают методологический вывод о том, что "...история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека"0. Исходя из марксистского учения, человеческую деятельность следует рассматривать в единстве двух сторон: как процесс раскрытия сущностных сил человека в ходе активного преобразования мира и общения с другими людьми, а так же как результат этого процесса, закрпяенный в материальных предметах культуры и в системе духовных ценностей, знаний, обычаев и т.д.
Любая деятельность носит одновременно материальный и духовный характер. "Паук совершает операции, напоминающие операции, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов, - писал К.Маркс в "Капитале". - Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально... Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании..."1. Иными словами трудовой процесс означает затрату не только физических, но и умственных сил. Поэтому труд содержит как духовные, так и физические моменты, следовательно, не может быть ограничен только последним. Это обстоятельство обусловливает необходимость духовного развития работников. Различные формы духовного прогресса оказывают влияние на материальное производство - наиболее важную, определяющую форму человеческой деятельности.
Как свидетельствует исторический опыт, смена определенных типов материального производства вела к прогрессу духовного производства. Именно производительные силы общества и на их основе новые общественные отношения вызывают в каждый новый исторический момент новые требования к духовному развитию работников, каждой личности, к повышению уровня образования, развитию науки, профессиональной квалиркации людей и т.д.
Потребность развития работника при капитализме диктуется внешней необходимостью - прогрессом техники и технологии, требующими от него определенных специальных знаний. Очевидно, что эти внешние условия не могут обеспечить .действительного развития личности работника, то есть развития в результате внутренней--потребности в нем, ибо при капитализме "...различные формы общественной связи выступают по отношению к отдельной личности как всего лишь средство для ее частных целей, как внешняя необ тходимость" . Капитализм может обеспечить в массовом масштабе создание только односторонних, функционально развитых людей, развитие которых подчинено задачам выполнения определенной функции. Само развитие приобретает насаждаемый капитализмом утилитарно-прагматический характер и выступает не целью, а средством в конкурентной борьбе на калиталистическом рынке труда.
Отметим, что К.Маркс и Ф.Энгельс выступали не против профессиональной специализации, а против профессиональной обособь ленности и профессионального идиотизма 0. Без ограничения сферы деятельности, как отмечал К.Маркс, ни в одной области нельзя совершить ничего значительного, а люди избирают эту сферу деятельности в соответствии со своими способностями и талантами3.
Реальный социализм создает возможность для многогранной духовной жизни трудящихся, для выражения их творческих способностей, удовлетворения интересов, потребностей. Условия реализации этой возможности связаны с мероприятиями, направленными на совершенствование системы народного образования, профессиональной подготовки работников, расширение сети и улучшение качества работы культурно-просветительных учреждений, увеличение выпуска книг, газет, журналов, развитие телевидения и радиовещания.
Наряду с общегосударственными мероприятиями огромное влияние на процессы духовного развития работников, и прежде всего--рабочих, окязнвают производственные коллективы, в которых осуществляется важнейшая форма их деятельности. Именно производственные коллективы ХХІУ съезд КПСС охарактеризовал как основные ячейки социалистического общества: "Здесь важное поле борьбы за по вышение трудовой и общественной активности советских людей. Здесь формируются новые социалистические качества трудящихся, складываются отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи. Ответственность каждого перед коллективом и ответственность коллектива закаждого работника - вот неотъемлемая черта нашего образа жизни. Данная оценка роли трудовых коллективов в жизни общества подтверждается и в принятом в 1983 г. "Законе Союза Советских Социалистических Республик о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" . Среди задач трудового коллектива, определенных законом, указана следующая: "Трудовые коллективы: осуществляют меры по комплексному идейно-политическому, трудовому, нравственному и правовому воспитанию и экономическому образованию членов коллектива, обеспечению
Деятельность партийных и общественных организаций комбинатов по совершенство ванию духовного развития рабочего класса
Духовная жизнь общества взаимосвязана и взаимодействует с экономической, социальной и политической жизнью. Эту глубокую диалектическую взаимосвязь в современных условиях подчеркнул ХХІУ съезд КПСС, отметив, что строить коммунистическое общество невозможно без всестороннего развития человека. "Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы", - говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХІУ съезду партии1. Духовное развитие, морально-политические качества людей социалистического общества формируются всем укладом нашей жизни, но прежде всего "целенаправленной, настойчивой идейно-воспитатель-ной работой партии, всех ее организаций" .
Проблемы духовной культуры,, коммунистического воспитания, духовной жизни общества всегда стояли и продолжают стоять в центре внимания Коммунистической партии Советского Союза. Наряду с заботой о постоянном росте общеобразовательного и культурно-технического уровня работников, повышении их квалификации партия исключительно важное.внимание уделяет коммунистическому воспитанию людей - одному из главных направлений развития духовной жизни социалистического общества. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХІУ съезду партии подчеркнуто, что коммунистическоевоспитание трудящихся, бескомпромиссная борьба с буржуазной идеологией и пережитками прошлого в сознании людей остаются и впредь центральной задачей идеологической работы партийных и общественных организаций.
Ориентируя воспитательную работу на всестороннее развитие человека, КПСС на современном этапе социалистического развития общества считает наиболее важными направлениями этой работы идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание. Комплексный подход, обеспечивающий тесное единство этих направлений, был сформулирован в материалах ХХУ съезда КПСС . Принцип комплексного подхода подчеркивает линию КПСС на органическое сочетание идейно-воспитательной работы с организаторской и хозяйственной деятельностью. При соблюдении этого условия можно поднять эффективность идейно-воспитательной работы, обеспечить ее научный уровень, конкретность, усилить наступательный характер.
Претворяя в жизнь решения ХХУ съезда партии в области идеологии, ЦК КПСС принял ряд постановлений: об осуществлении Орским горкомом партии комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы, о задачах партийной учебы, руководстве средствами массовой информации и пропаганды, повышении роли устной политической агитации, о состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды, об улучшении экономического образования трудящихся, дальнейшем развитии самодеятельного художественного творчества, об улучшении культурного обслуживаниясельского населения,
В апреле 1979 г. ЦК КПСС принял постановление "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", в котором развиты идеи и установки ХХУ съезда партии и которое на ХХУІ съезде КПСС было названо документом долговременного действия. Данное постановление представляло собой не только обобщение опыта идеологической работы партии за последние полтора десятилетия, но и программу действий на длительный период. В нем подчеркивается мысль, что улучшение работы в этой сфере - задача общепартийная. В Постановлении указано и на то, что в информационной, идейно-воспитательной работе имеют место существенные недостатки. "Главное, - говорилось в Постановлении, - состоит в том, что качество этой работы далеко не всегда отвечает возросшему образовательному и культурному уровню и запросам советских людей, недостаточно учитывает динамичность социально-экономических процессов и духов советского общества. Не всегда в должной мере учитывается характер резко обострившейся идеологи тческой борьбы на международной арене .
Внедрение комплексного подхода в идеологической, политико-воспитательной работе повлекло за собой ряд изменений в организации, методах идеологической работы. При этом проявились две тенденции: первая - выделение каждого из трех направлений - идейно-политического, трудового и нравственного воспитания - как относительно самостоятельных подсистем идеологической работы и вторая - формирование таких звеньев в механизме руководства идеологическими процессами, которые обеспечивали бы единство этих трех направлений с учетом интересов различных групп населения и специфики сфер жизнедеятельности людей.
Дальнейшее развитие комплексного подхода связано с совершенствованием его организационных сторон и с решением новых содержательных задач, вытекающих из решений ХХУІ съезда КПСС. ХХУТ съезд КПСС выделил следующие основные вопросы в области идеологической работы партии на современном этапе: - актуализация содержания; - совершенствование форм; - подбор, подготовка, своевременное информирование пропагандистских кадров; - обеспечение единства идейно-теоретической, политико-воспитательной, организаторской и хозяйственной работы. Эти вопросы соответствуют тем изменениям, которые произошли во всех сферах советского общества с вступлением его в этап развитого социализма. Среди них, в частности, - позитивные