Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Стрельцова Маиса Михайловна

Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества
<
Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Стрельцова Маиса Михайловна. Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества : ил РГБ ОД 61:85-9/519

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Сошадьная сущность идеологических потребностей . 22

1. Методологические проблемы изучения идеологических потребностей 22

2. Природа идеологической потребности. Ее место в системе социальных потребностей 55

3. Диалектика идеологического производства и идеологического потребления 81

Глава II. Формирование идеологических потребностей в условиях развитого социалистического общества . 100

1, Возрастание роли марксистско-ленинской идеологии в системе социалистических форм деятельности 100

2. Субъективный фактор и формирование идеологических потребностей 144

3. Динамика идеологических потребностей (социологический анализ) 162

Заключение 188

Список использованной литературы 196

Введение к работе

Проблема теоретического исследования идеологических потребностей вызвана к жизни необходимостью совершенствования и развития политической культуры в условиях социалистического образа жизни. Практическая значимость ее исследования связана с реализацией задачи формирования идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красотьг.

К.У.Черненко подчеркивает: "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса .

Ориентация политической идеологии развитого социализма на осуществление курса решительного подъема уровня политического сознания советских людей составляет основу идеологической стратегии КПСС. В связи с этим представляется существенно важным углубленное исследование законов идеологического производства и потребления и в частности - процессов идеологического воздействия на сознание и волю советских людей.

В Материалах июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС указывалось, что в настоящий момент идеологический фактор управления

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.35.

Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. -Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с.16. сознательной организованностью масс приобретает первостепенное значение. Соответственно "идеологическая работа все больше выдвигается на первый план, возрастают ее роль и значение"1.

Одновременно возрастают и потребности общества в повышении идейно-политического уровня осознания массами партийной политики. Все более отчетливо проявляется прямая зависимость возрастания темпов нашего продвижения вперед от повышения уровня сознательности советских людей, "когда массы лучше понимают политику партии, воспринимая ее как свою собственную, отвечающую кровным интересам народа" .

Исследование теоретических вопросов развитого социализма, связанных с выработкой добротных научных рекомендаций по организации политико-массовой работы, ставится поэтому одной из важнейших задач июньским 1983 года Пленумом ЦК КПСС перед учеными-обществоведами.

В настоящее время идеологическая воспитательная деятельность КПСС направлена на то, чтобы процесс идеологического воздействия на сознание масс непрерывно осуществлялся на высокой теоретической основе марксистско-ленинского образования всех поколений современного общества.

В конкретном соотношении с идеологической воспитательной деятельностью партии идеологическая потребность как раз представляет собой общественное состояние готовности к выработке теоретического уровня сознания масс и коммунистической направленности их научно осмысленного поведения. Для успешного решения данной задачи необходим учет реального сознания людей, их

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.,0.67.

Там же, с.5. интересов, потребностей, которые всегда находятся в центре внимания вопросов организации идеологической деятельности партии. В.И.Ленин видел действенность механизма распространения самых высоких идеалов как раз в умении слить их неразрывно с интересами самих участвующих в классовой борьбе1. Ленинский подход последовательно развивается и реализуется в идеологической деятельности КПСС: "Нельзя эффективно вести идеологическую деятельность, не имея четко работающего механизма обратной связи.йначе пропаганда будет действовать вхолостую"2. Пленум вновь подтвердил, что учет реального сознания масс остается одним из каналов гибкой оперативной связи, позволяющей чутко улавливать изменения в настроениях масс, глубоко изучать их интересы и потребности. В этой связи данное исследование вызвано необходимостью выяснения механизма обратной связи. Обратная же связь, в определенной мере предопределяющая результат идеологического воздействия, обеспечивается реальной внутренней расположенностью, иначе - идеологической потребностью субъекта в осознании и преодолении ограниченности обыденного мышления, в стремлении к научному познанию и освоению широкой социальной среды.

Предполагать идеологическую потребность в структуре объекта идеологического воздействия - значит видеть необходимую предпосылку обеспечения обратной связи. Наблюдать формы ее проявления, исследовать факторы ее формирования - значит, строить идеологическую воспитательную работу с учетом созидательных возможностей субъекта деятельности. Оказывать влияние на формирование и развитие идеологической потребности - значит, целенаправленно

См.: Ленин В.И. Поли,собр.соч.,т.I, с.408.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.,с.63. воздействовать на внутренние побудительные мотивы теоретико-познавательной активности субъекта (класса, социальной группы, личности).

Управление развитием идеологической потребности субъекта деятельности означает выработку особого социального состояния, побуждающего и направляющего сознательную волю советских людей к приобретению и претворению в жизнь ценностей марксистско-ленинской теории. Уже поэтому задача формирования идеологической потребности - дело чрезвычайно сложное, но благодарное. Развитие идеологической потребности рождает устойчивое состояние способности и готовности сознательно "действовать так, как того действительно коммунизм требует" . Именно она выступает как внутренняя необходимость теоретического уровня осознания и коммунистически сознательного осуществления партийной политики. Иначе говоря - такого ее восприятия массами, которое становится внутренним ориентиром и регулятором их деятельности. Поэтому . идеологическая потребность и становится необходимым условием соединения как раз тех усилий партии и народа, которые "концентрируются на задачах планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, реализация которых прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся.

В условиях совершенствования развитого социалистического общества идеологическая потребность закономерно выдвигается в ряд высших социальных потребностей общества по мере повышения уровня сознательной идейно-политической активности масс. Зако-номерно и возрастание роли идеологической потребности в струк-

Ленин В.И.Задачи Союзов Молодежи.Поли. собр. соч., т.41, с,302.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.,с.67. туре социалистической личности по мере становления ее коммунистического сознания. Формирование данной потребности в числе высших социальных потребностей становится поэтому реальной практической задачей. Она всецело отвечает марксистско-ленинскому пониманию важности подготовки субъективного фактора в осуществлении партийной политики, согласно которому "с политической точки зрения подготовка именно масс есть самое важное" ,

Закономерность возрастания роли субъективного фактора имеет конкретно-специфическое проявление в условиях совершенствования развитого социалистического общества. Особенность современного момента состоит в том, что от каждого человека требуется умелое, теоретически грамотное действие.

Понятно, что столь существенное повышение общеобязательного уровня социальной активности предполагает и соответствующую подготовленность советских людей к ее проявлению: их широкое марксистско-ленинское образование, глубокое научное мировоззрение, коммунистическую идейную убежденность. В этой связи особо принципиальное звучание приобретают партийные требования к работе тех служб, научных и практических кадров, усилиями которых достигается марксистско-ленинское образование и идеологическое воспитание трудящихся. Практическая задача сделать научное мировоззрение "достоянием всех советских людей, каждого нового поколения" ставится с учетом особенностей перестройки идеологической работы партии.

Она состоит в непосредственной причастности к формированию коммунистического сознания граждан нашего социалистического общества. Сегодня "это дело не только профессионалов-идеологов,

I Ленин В.И. 0 профессиональных союзах. Поли, собр. соч, ,т,42, с.217. пропагандистов, работников средств массовой информации. Это - т дело всей партии .

Вовлечение всех сил в борьбу за умы и сердца советских людей поднимает, в свою очередь, вопрос о способности и готовности включиться в идеологическую, массово-политическую работу на уровне современных требований к ее организации. Такая способность определенно требует и особого, внутренне мотивированного состояния готовности каждого коммуниста к высокой и ответственной партийной самоотдаче. Она невозможна без особого умения, специальной подготовленности и прежде всего - образованности в вопросах глубокого овладения революционным учением. В этой связи партия "уделяет неослабное внимание воспитанию у коммунистов р потребности в теории, интереса и вкуса к ней" . Это положение свидетельствует о том, что задача научного управления формированием идеологической потребности коммунистов, всех сознательных трудящихся ставится как дело реальной практики.

Понимание связи проблемы формирования идеологической потребности со стратегическими задачами идеологической работы партии дает ключ к исследованию ее функциональной роли и основных направлений ее развития.

Изложенное позволяет выделить ряд факторов, под воздействием которых идеологические потребности объективно приобретают больщую актуальность в теории.

Прежде всего, в основу теоретической разработки понятия "идеологическая потребность" должна быть положена идея о роли субъективного фактора совершенствования развитого социализма.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня I98S г.,с.6.

Там же, с.42.

Эта идея отвечает логике объективного научного исследования закономерностей развитого социализма, которая привела к признанию возрастающего значения идеологического фактора в гармонически целостном развитии общества. Тем самым идеологическая потребность проявляется в сознательном стреіллении к наполненности научного знания о развитом социализме "глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь т дальнейшего движения вперед" ,

Во-вторых, актуальность проблемы идеологической потребности обусловлена необходимостью научной организации идеологической деятельности КПСС. Потребность в научном обосновании планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма обусловлена идеологическим обеспечением совершенствования развитого социалистического общества.

И. в-третьих, актуальность проблемы формирования идеологической потребности обусловлена современным идеологическим противостоянием двух миров в борьбе за умы и сердца миллионов людей на планете, В условиях развитого социалистического общества осуществляется выработка у советских людей идейной закалки, мировоззренческой зрелости, гражданской активности, классовой стойкости и высокой партийной ответственности за судьбы мира и социального прогресса. Совокупность данных качеств составляет особое социальное состояние коммунистической сознательности,которое является и условием формирования идеологической потребности социалистической личности и показателем состояния ее развития.

Разработанность проблемы. Идеологическая потребность как

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.,с./ самостоятельная проблема является еще недостаточно разработанной областью социологического знания. Это понятие не введено доныне в научный аппарат теории человеческих потребностей. Между тем содержание исследуемого понятия отличается этимологической и структурно-функциональной сложностью. Поэтому целостное представление об идеологической потребности строится наш с учетом разработанности тех проблем, которые могут служить анализу составляющих ее структуры.

Советские философы, социологи ведут глубокие исследования в области закономерностей развития общественных потребностей. Наиболыши интерес, на наш взгляд, представляют специальные работы А.М.Арзамасцева, И.В.Бестужева-Лады, Г.Г.Дилигенского, Л.Н.Жилиной, А.Г.Здравомыслова, Р.АДовбуш, В.П.Ивановского, Н.В.Иванчука, М.Ф.Казаковой, Л.Н.Когана, Р.И.Косолапова, А.В. Маргулиса, Н.Н.Михайлова, Г.В.Мокроносова, Н.М.Перелыгина, В.М.Пчелинского, Б.А.Пчелова, П.И.Симуша, К.Н.Хабибуллина, М.В.Тараткевича, Л.И.Чинаковой, И.М."Чудиновой.

Наименее изученной в настоящее время является проблема идеологических потребностей общества в действенных средствах повышения идейно-политического уровня сознания каждого поколения советских людей. Вместе с тем само социальное назначение идеологической воспитательной работы партии, представляющей планомерный процесс идейно-политического воздействия на сознание людей в целях обеспечения полного и всестороннего проявления их общественно-политической активности, предполагает как настоятельную необходимость удовлетворение общественных потребностей в постоянном повышении политической культуры масс.

Советскими учеными внесен значительный вклад в разработку вопросов теории формирования^ высших социальных потребностей - II - социалистической личности. В различных аспектах эта проблема рассматривается в работах А.К.Григорьева, В.Т.Лисовского, А.В.Дмитриева, Б.Г.Рубина, Л.Я.Рубиной, В.Житенева, М.Мчедло-ва, В.А.Рюмина, Е.Ф.Сулимова, Э.В.Тадевосяна, Г.И.Хмара и др. авторов.

Однако, в настоящий момент остро ощущается необходимость в теоретических исследованиях, раскрывающих закономерности развития и формы удовлетворения идеологических потребностей общества, их связь с сознательной деятельностью людей, направленной на коммунистическое преобразование общественных отношений и самой личности.

До сих пор в литературе остается неисследованной социальная сущность понятия "идеологические потребности", их место в системе общественных потребностей, причины, направления и факторы их развития и формирования.

Методологические основы разработки понятия "идеологические потребности" заложены классиками марксизма в связи с утверждением ими диалектико-материалистического мировоззрения, созданием революционной идеологии, определением путей ее соединения с рабочим движением.

Методологическим средством для постановки проблемы и ее положительного решения является диалектико-материалистическое понимание явлений общественного сознания. В частности, исходным положением в исследовании природы идеологической потребности является марксистское обоснование объективной обусловленности идеологических отношений материальными общественными отношениями, составляющими действительный жизненный процесс. В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс пишут: "Для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действи- тельного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса... Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности"1.

В "Немецкой идеологии" классики марксизма сделали вывод о том, что сознание не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием. "Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет со- знание" . Идеология рассматривается при этом в качестве важнейшего элемента структуры общественного сознания как теоретическая систематизированная его часть. В данной постановке, в свете решения основного вопроса философии, идеологическая потребность выступает проявлением особой необходимости, а именно: в теоретическом систематизированном уровне осознания общественного бытия. Она выступает воплощением активной роли выспмх сфер человеческого сознания, которое осуществляется через "идеальные стремления", "идеальные силы", побуждающие человека к сознательной деятельности и отражающиеся в его голове в идеологической форме.

Исследование идеологической потребности методологически важно в связи с необходимостью гносеологического и социологического анализа потребностей как осознанной нужды, как особого способа отражения развивающегося бытия. К.Маркс и Ф.Энгельс, исследуя механизм действия и реализации социальных законов,указывали на первостепенную важность научного познания смысла человеческой деятельности и ее идеальных побудительных мотивов.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.3,с.25.

Там же. - ІЗ -

Ф.Энгельс отмечает: "... в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не дела- ется без сознательного намерения, без желаемой цели" .

Именно К.Маркс и Ф.Энгельс впервые в научной социологии задались вопросом о нахождении на материалистической основе "устойчивого критерия для определения, когда начинается задача,ко- торую человек ставит себе своим мышлением. Критерий "значительности" мысли они видели в ее устремленности к высокоосознанному назначению человеческого существования и мотивов побуждения к действию. Исключительное значение они придавали идейному содержанию мотива и действия. Так, с точки зрения коммунистической пропаганды, адресованной рабочему классу, "призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, в том числе, например, также и способность мышления"^. Классики марксизма приходят к заключению, что исследование природы идеальных побудительных сил мышления - верный путь для соединения представлений класса с научной формой идеологии, В этой связи идеологическая потребность предстает уже как особая побудительная причина развития самосознания класса, требующая специального исследования. "Исследовать движущие причины, которые ясно или неясно, непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их

Маркс К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Соч. 2-е изд.,т.21,с.306.

Там же. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. ,т.З, с.281.

3 Там же. с.282. вождей... - это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах" .

Следовательно, изучение сущности идеальных сил, побуждающих к сознательной деятельности, служит выявлению законов творческого преобразующего процесса, включающего и идеальное отражение предметов и явлений объективной реальности. Вместе с тем классики марксизма неоднократно подчеркивают, что не мыслью, не идеей, а деятельностью - практической энергией людей изменяется и преобразуется мир. "Для осуществления идей требуются люди,ко- торые должны употребить практическую силу. Употребление же практической силы для осуществления идей служит задаче преобразования действительности в соответствии с сознательными целями действующего субъекта. В этой связи идеологическая потребность раскрывается как необходимость наиболее целесообразно организованной, теоретически осознанной практической деятельности.

Для более углубленного исследования понятия "идеологическая потребность" особую важность представляет наследие классиков марксизма о социальной природе идей, о классовом содержании идеологии. В условиях классового общества идеология является теоретическим выражением отношения людей к действительности и друг к другу через призму определенных классовых интересов. Именно в этом значении К.Маркс и Ф.Энгельс впервые поставили вопрос о формировании особой потребности пролетариев в развитии их классового самосознания для сознательного участия во всех

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. - Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.21,с.308.

Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч.,2-е изд., т.2, с.132. формах классовой борьбы.

Особую важность для исследования классовой сущности идеологической потребности имеют выводы К.Маркса и Ф.Энгельса об обусловленности господствующих идей силой классового господства. Господствующие в обществе идеи определенно выступают и проявлением идеологической потребности господствующего класса в идеальном выражении господствующих материальных отношений, которые и делают один этот класс господствующим. Это, следовательно, потребность в идеях, теориях его господства. "Индивиды, составляющие господствующий класс... господствуют также и как мыслящие, как производители мыслей, они регулируют производство и распределение мыслей своего времени; а это значит, что их мысли суть т господствующие мысли ЭПОХИ" .

Понятно поэтому, что наиболее полное и отчетливое отражение идеологическая потребность нашла в марксистском анализе потребностей классов, и в особенности - рабочего класса.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Й.Ленин многократно обращались к проблеме развития теоретического мыпшения рабочих для того,чтобы они смогли придти к осознанию своих собственных чувств и потребностей как условии самоподготовки к восприятию научной революционной теории.

Для исследования роли партии в формировании идеологической потребности класса чрезвычайно важна марксистско-ленинская концепция внесения социалистического сознания в трудящиеся массы. В работе "Что делать?" В.Й.Ленин прямо указывает: "В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталис- тических отношений, социализм вносится идеологами .

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.,2-е изд.т.3,с.46.

Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т.6, с.38-39; с.363.

Теоретической реализацией марксистско-ленинского наследия по вопросам идеологической, воспитательной работы партии ' является вклад КПСС в развитие проблем научного управления современным идеологическим процессом. Июньский (1983 г.) Пленум Центрального Комитета КПСС выделил в ряду актуальных вопросов идеологической, массово-политической работы партии проблему формирования высших социальных потребностей советских людей, в том числе потребности в овладении марксистско-ленинской теорией для приобретения научной основы сознательной деятельности людей по всестороннему совершенствованию развитого социалистического общества.

Для исследования вопроса формирования идеологической потребности важно, что проблемы идейно-политического становления личности и роль марксистско-ленинской идеологии в этом процессе весьма интенсивно разрабатываются в отечественной литературе. В этом плане большое значение имеют исследования А.К.Уледова, В.А.Ядова, В,Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Г.М.Гака, Г.Е.Глезермана, А.Б.Биккенина, В.Иванова, М.В.Яковлева, Г.Г.Журавлева, Г.Л.Смирнова, Б.Д.Парыгйна, М.Т.Иовчука, Т.И.Ойзермана, А.А.Старченко, Г.Я.Нестеренко, В.Л.Тугаринова и др. Их работы сыграли, в частности, важную роль в определении методологических путей исследования воздействия идеологии на общественную психологию, а также изменения структуры убеждения.

Особый интерес представляют специальные исследования Г.И.Хмары, посвященные системе средств идеологического воздействия в условиях развитого социализма. Автор исходит из актуальности идеологических потребностей развитого социалистического общества в глобальной системе средств идеологического воздействия на сознание и волю советских людей и дает их целост- ный, комплексный анализ.

Исследование идеологической потребности как категории идеологического производства тесно связано с вопросом о месте и назначении средств идеологического воздействия. В процессах формирования идеологических потребностей советских людей система средств идеологического воздействия представляют собою те каналы связи, которые способствуют доведению продукта идеологического производства до сознания масс и в известной степени определяют характер и размеры идеологического потребления.

Актуальность социологического исследования идеологических потребностей общества и практическая значимость разработки этой проблемы послужили основанием для выбора темы диссертационной работы.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является изучение некоторых общих и специфических закономерностей развития идеологических потребностей общества в условиях развитого социализма. Достижение этой цели необходимо для исследования факторов формирования и условий наиболее полного удовлетворения идеологических потребностей советских людей в теоретическом уровне осознания теории и политики

Названная цель подчинена решению общей практической задачи дальнейшего повышения эффективности системы средств идеологического воздействия, направленной на возвышение политического сознания масс. В этой связи ставятся конкретные задачи выяснить: характер зависимости идеологических потребностей людей от идеологических отношений общества, от идеологического процесса развитого социализма; социальную сущность идеологических потребностей как понятия идеологического производства; место понятия "идеологические потребности общества" в системе категорий марксистско-ленинской философии и научного коммунизма; отражение закона возвышения социальных потребностей в содержании и структуре идеологических потребностей в условиях развитого социализма; взаимосвязь закономерности возрастания роли марксистско-ленинской идеологии в основных сферах деятельности людей с процессом развития и удовлетворения идеологических потребностей трудящихся; характер зависимости формирующих идеологическую потребность процессов от эффективности идеологической воспитательной деятельности КПСС; специфические особенности формирования и формы удовлетворения идеологических потребностей социалистической личности на примере идейно-политического воспитания студенческой молодежи*

Рамки исследования представлены теоретическим анализом идеологических потребностей общества в целом, классов, социалистической личности. Правомерность разграничения субъекта идеологической потребности обусловлена тем, что определяющим в характере идеологических отношений развитого социализма является безраздельное господство марксистско-ленинской идеологии, пронизывающей своим влиянием все сферы общественной жизни, все виды деятельности, все формы и уровни общественного сознания.

Научная новизна -работы. Наиболее существенными научными результатами проведенного исследования, которые автор считает принципиально новыми, являются следующие: - аргументировано положение, согласно которому идеологи- ческие потребности являются вторичными потребностями по отношению к материальным потребностям членов общества, а их удовлетворение при социализме призвано обеспечить развитие классового теоретического сознания у всех членов общества в целях наиболее полного и всестороннего проявления их социальной сущности в трудовой и общественно-политической активности; представлены идеологические потребности в системе социальных потребностей развитого социалистического общества,исходя из их особой функциональной роли и социального назначения. В свою очередь идеологические потребности как выспме социальные потребности в теоретически осознанном смысле общественно-полезного человеческого существования конкретизируются в виде специфических духовных потребностей в научном марксистско-ленинском мировоззрении, в сознательной коммунистической идейности; рассмотрена система потребностей развитого социалистического общества в средствах идеологического производства. Это потребности в средствах специфического умственного труда по созданию господствующих в обществе идейных ценностей и предметах труда. В свою очередь, эти потребности конкретизируются в виде потребностей в идеальных и "материализованных" средствах идеологического производства. Удовлетворение потребностей общества в средствах идеологического производства связывается с необходимостью роста эффективности теоретической исследовательской деятельности идеологических кадров партии, достижением качественно новых условий труда исследователей-обществоведов, обогащением арсенала научно-технических средств, характерных для развитого социализма; проведена авторская классификация потребностей общества. Ее принцип состоит в различении потребностей по способу практи- ческого освоения необходимостей, исходя из марксистского поднимания потребностей как практического отношения людей к со-Іциальной среде. Характер выражения этого отношения через потребность рассматривается реальным показателем как содержания самой потребности, так и ее места в структуре субъекта; проанализирована диалектика объективного и субъективного факторов воспитательных процессов, формирующих идеологические потребности действующего субъекта; представлена динамика идеологических потребностей в зависимости от степени включенности теоретического классового сознания в различных сферах деятельности субъекта. Выявлена тенденция неуклонного возрастания степени насущности этой потребности в ходе революционно-преобразующей деятельности классов, что делает возможным использование принципа единства исторического и логического в исследовании развития идеологических потребностей классов ж механизма действия закона возвышения потребностей в них; исследованы факты сознания личности студентов, показатели их обратной связи навстречу идеологическому воздействию общественных наук. При этом дано обоснование того, что развитие идеологических потребностей студенческой молодежи в процессе преподавания общественных наук обусловлено значительным образом следующими факторами: идейным влиянием кафедр общественных наук на состояние устойчивости профессионального выбора студентов, выработку гражданской и профессиональной ответственности будущих специалистов; обеспечением высокой идейно-теоретической подготовки, мировоззренческой зрелости, идейно-политической убежденности студенчества. На основе анализа эмпирических данных конкретного социологического исследования предложена типология личности студента по признаку развития идеологической потребности. Предложены рекомендации в адрес кафедр общественных наук по ее формированию.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она служит дальнейшей разработке теории потребностей вообще и идеологических потребностей, в частности, позволяет осуществлять учет идеологического фактора и меры по совершенствованию идейно-воспитательного процесса преподавания общественных наук в высшей школе.

В работе отстаивается убеждение, что идеологическая потребность является необходимой составляющей процесса формирования коммунистического сознания личности. Обосновывается вывод, что идеологическая потребность способна выступать самостоятельным критерием характеристики индивидуумов как субъектов деятельности и как носителей высших социальных потребностей, то ^-есть мерой оценки их подлинной социальной сущности. Тем самым подтверждается выдвигаемое положение о методологическом значении исследования идеологической потребности для перспективного анализа тенденции возвышения потребностей советских людей в деятельном процессе совершенствования развитого социалистического общества^

Природа идеологической потребности. Ее место в системе социальных потребностей

Проблема специфики идеологической потребности - это в определенной степени вопрос о мере объективного и субъективного в ней. Сложность и дискуссионность проблемы объективного и субъективного в социальной сущности потребностей отмечают многие авторы (Г.Г.Дилигенский, Н.В.Йванчук, А.В.Маргулис, Н.Н.Ми-хнйлов и мн.др.). Ряд авторов констатирует объективность потребностей (Л.Бондаренко, А.М.Гендин, В.И.Куценко, П.С.Мстиславский, К.Обуховский и др.). Ими отмечается, что потребность фиксирует то, что объективно необходимо субъекту. Поэтому она представляет собой определенный вид состояния, отношения к тем условиям внешней среды, отсутствие которых мешает нормальной жизнедеятельности социального организма, его функционированию и развитию. Не противоречит, в принципе, этой точке зрения, но дополняет ее понимание потребностей как отражения нужды, необходимости (К.К.Платонов, Г.А.Фортунатов, А.В.Петровский).Углублением данного подхода представляется нагл мнение (например, Н.В.Иванчука), что "в структуру потребности надо включать не только объективные зависимости, характеризующие взаимоотношения субъекта и объекта, но и отражение этих зависимостей в сознании субъекта"1. Разделяя данную позицию, мы полагаем, что выделенный признак может не только рассматриваться составляющим структуры потребностей, но и служить принципом их различения по характеру отражения объективных зависимостей в сознании субъекта.

Это положение мы разовьем и конкретизируем в ходе исследо вания специфики соотношения объективного и субъективного в структуре идеологической потребности. В развитии вышеизложенных подходов представляется очевидной целесообразность различения нужды как объективно необходимого для жизнедеятельности субъекта и потребности как отражения этого объективно необходимого в сознании субъекта. Убедительную аріументацию этой позиции дают М.С.Каган, А.В.Маргулис, А.М.Хмелев. С точки зрения исследуемой нами проблемы, логика данного подхода ближе всего подводит к признанию особой потребности в определенном и достаточном уровне отражения зависимостей, характеризующих взаимоотношения субъекта и объекта, - т.е. потребности идеологической. Заслугой данных авторов является подход к различению проявляющейся в потребности противоречивости и ее отражения в сознании субъекта. Они пишут: "Потребности не есть сама объективная разность необходимого для данной системы и объективно наличествующего в ней (такую разность можно было бы определить понятием надобность, а чаще всего ее обозначают просто как нужду), а является отражением этой объективной разности субъектом.В этом смысле потребность следовало бы скорее назвать не субъективной, а субъектной, ибо она принадлежит субъекту и отражает (адекватно или нет) объективное отношение между необходимым ему и наличествующим"1.

Данный подход сочетает в себе достоинства вышеизложенных точек зрения. Во-первых, он снимает отождествление потребности с внешней по отношению к субъекту необходимостью. Во-вторых, предполагает включенность в структуру потребности фактора осо знанности, сообщающего ей свойство побуждения к активной деятельности по устранению противоречия (недостатка в чем-либо). Аргументация первого - принадлежности потребности субъекту -делает правомерной постановку вопроса о возможности формирования социальных потребностей, перестройки их структуры в плане возвышения. Включенность же фактора осознанности в структуру потребностей открывает перспективу исследования роли сознания как фактора развития потребностей и условия их возвышения. В плане данного подхода и выделена нами в качестве самостоятельной та потребность, в структуре которой наиболее отчетливо проявляется активная роль высших сфер сознания, - т.е. потребность идеологическая.

Подход к потребности как единству объективного и субъективного поддерживается широким кругом авторов (М.С.Говоров, Р.Д. Гринкевич, Н.В.Иванчук, Н.Н.Михайлов, В.Н.Сергиевский и др.), Однако, понимание сути составляющего единства неоднозначно. Например, Р.Д.Гринкевич разделяет понимание социальной потребности как единства особых противоположностей: с одной стороны, она есть реальный момент способа существования, а с другой, она же является отражением этого способа существования. В понятие же субъективного автором вкладывается следующий смысл: "... это требование тех закономерностей, которые выражают качественную специфику субъекта - носителя данной социальной потребности"1. По-видимому, необходимо уточнение, какие именно характеристики качественной специфики субъекта могут быть отнесены к содержанию субъективной стороны потребностей. Очевидно, что качествен ная специфика субъекта потребности обусловлена действием как объективных, так и субъективных факторов, и представляет собою, следовательно, также единство объективного и субъективного.

Поэтому следует согласиться с теми авторами, которые отмечают, что сам факт осознания потребностей их носителями вовсе не превращает потребности в субъективное явление. Неточным было бы и понимание, что субъективное в потребностях - это всего лишь их принадлежность субъекту. Вдумываясь в суть органичности сочетания объективного и субъективного в потребности, нельзя согласиться с отождествлением объективного элемента потребностей с их содержанием, а субъективного - с формой его проявления. Безусловно, содержание потребностей объективно обусловлено отношением производства и потребления, троякое проявление тожде тственности которых подробно исследовал К.Маркс . Из марксистского анализа следует, что уже в силу идентичности производства и потребления, объективное и субъективное в содержании потребности проявляется также как единое целое. М.Ф.Казакова поэтому справедливо подчеркивает: "Объективное, субъективируется, становится атрибутом субъектов, а субъективное объективируется,т.е. опредмечивается и становится общественно значимым, закономерным, присущим обществу"2. Удачно, на наш взгляд, схвачен момент субъективного в потребности в подходе П.Г.Олдака. Субъективное, считает автор, "можно определить как идеальный образ или мыс ленное формулирование запросов человека, обусловленных уровнем развития производства и культуры"1. На наш взгляд, с данным подходом как более общим согласуется ряд других точек зрения. Так, связь субъективного в потребности со свойством (способностью) человека выразить ту или иную надобность в отношении того или иного объекта совмещается с такой, выделенной Я.А.Кронродом, чертой потребности, как отношение субъекта к объекту .

Мысленное формулирование запросов, свидетельствующее об осознанности отраженной: в них нужды, в определенной мере выступает и своеобразной заявкой на их удовлетворение. Последняя же может быть реализована только в деятельности и посредством деятельности. Прав поэтому И.Я.Яценко, который определил потребностьчерез целеполагание деятельности, как конечную причину дея-тельности, главный двигатель всех поступков человека0.

Субъективное в потребности, понимаемое как деятельное стремление, способность и готовность выразить и реализовать себя, всецело согласуется с ленинским анализом общего понятия "субъект". В.И.Ленин пишет: "Это понятие («человек) есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя"4.(Подчеркнуто нами. - М.С.). Приведенное положение имеет методологическое

Диалектика идеологического производства и идеологического потребления

Специфика идеологической потребности должна, по общей логике проявления потребностей, иметь собственный источник развития, самостоятельного функционирования в структуре субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), влияющего на возвышение ее качественной определенности, на всю систему его потребностей. Тем самым выявляется и собственное место идеологической потребности в этой системе. Таким источником выступает взаимодействие идеологического производства и потребления. В данном взаимодействии раскрывается механизм возникновения,функционирования, развития и удовлетворения и формирования идеологической потребности.

Роль организации идеологического производства в развитии и функционировании идеологической потребности проявляется по общему принципу взаиглообусловленности производства и потребностей. "На чем основывается вся система потребностей - на мнении или на всей организации производства? Чаще всего потребности рождаются прямо из производства или из положения вещей, основанного на производстве"1. Употребление понятия "идеологическое производство" требует разъяснения его смыслового значения.Преж-де всего, оно может рассматриваться как тождественное с понятием "духовное производство" в сопоставлении с парной им катего I Маркс К. Нищета философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.80. рией "материальное производство". Тождественность этих понятий отражает сложность и специфичность явлений и процессов, происходящих в духовно-идеологической сфере общественной жизни, их одинаковую обусловленность материальными процессами, вторичность и зависимость от последних»

Различается содержание понятий "духовное производство" и "идеологическое производство" тем, что они не одинаково отражают эту сложность и специфичность, с разной степенью глубины и обязательности классового подхода. В этом смысле они отражают различные аспекты тех или иных (или одних и тех же) сторон духовно-идеологической жизни общества. Поэтому их можно различать как относительно самостоятельные понятия.

Правомерность выделения идеологического производства как особого духовного образования общества подтверждается соответствующими марксистскими положениями. Уже в "Немецкой идеологии" К.Маркс и Ф.Энгельс определенно указывают на исторический момент возникновения идеологического производства в связи с анализом углубления общественного разделения труда в среде господствующего класса. Здесь идеологическое производство удостоверяется с точки зрения характеристики "духовных производительных сил", то есть производителей общественных идей, которые "регулируют производство и распределение мыслей своего времени" . Рассмотренное под этим углом зрения идеологическое производство отличается от духовной стороны повседневной жизни людей, духовных аспектов воспроизводства форм их общения. Оно является результатом человеческой деятельности, которая направлена специально на выработку идейных ценностей, то есть систематизированных идей, теорий, научных знаний, идеалов, духовным производст I Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.46. вом в собственном смысле слова К.Маркс называл именно этот тип деятельности. Характеризуя его как идеологическое производство, необходимо внести некоторое дополнение. Здесь процесс производства идейных ценностей должен обязательно осуществляться с позиций господствующих классов, движимых целями классового господства и в духовной сфере общественной жизни. Идеологическое производство, следовательно, включено в систему определенных идеологических отношений, существующих независимо от индивида. Оно направлено на сознательное их освоение, на подготовку идейно-теоретических предпосылок изменения системы общественных отношений применительно к интересам господствующих классов. Очевидно, что производство мыслей, систематизированных в теории классового господства, определенно предполагает потребность в них. В "Критике гегелевской философии права. Введение" Маркс пишет: "Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей ... Станут ли теоретические потребности непосредственно практическими потребностями? Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли" .

По всей видимости, стремление мысли к воплощению в действительность свидетельствует о ее более или менее достаточной зрелости. В этом случае состояние интеллектуальных сил человека в определенной мере подготовлено для выдвижения, обоснования, внедрения соответствующей идеи. В свою очередь, стремление действительности к мысли говорит об осознанной необходимости в реальном источнике достоверного знания для целенаправленного преобразования действительности и тем самым - утверждения в ней

Субъективный фактор и формирование идеологических потребностей

В условиях развитого социализма проблема формирования идеологической потребности приобретает особое значение для управления идеологическим воспитательным процессом. Успешное его осуществление во многим зависит от уже сложившегося уровня идеологической потребности, т.е. от учета реальной внутренней расположенности масс к восприятию коммунистической идеологии и партийной политики. Уровень же реального сознания возвышается под воздействием теоретической и организационно-практической деятельности партии по внесению коммунистической идеологии в массы. Поэтому анализ субъективного фактора формирования идеологической потребности советских людей в значительной мере связан с проблемой эффективности идеологической, воспитательной деятельности. Отправным положением для исследования характера взаимообусловленности этих сторон формирующего процесса служит марксистско-ленинское учение о назначении идеологической работы партии. Ее главное назначение - формировать научное сознание и соответствующее ему поведение, внедрять социалистические идеи и политическое самосознание в массы пролетариата, связать рабочее движение с социалистическими убеждениями, которые должныстоять на уровне современной науки . Ленинский взгляд на социальную роль идеологической работы имеет непреходящее значение для идеологической деятельности партии по идейно-политическому воспитанию советских людей. Это находит отражение в современной постановке целей и задач массово-политической работы партии в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

В настоящий момент необходимость повышения эффективности идеологической, массово-политической деятельности партии обусловлена возрастанием объема исторической деятельности масс и качественными изменениями структуры их сознания, тесно связанными с развитием высших социальных и высших интеллектуальных потребностей людей. О закономерной поступательности и взаимосвязи этих процессов В.И.Ленин говорил следующее: "Чем больше размах, чем больше широта исторических действий, тем большечисло людей, которое в этих действиях участвует, и, наоборот, чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десяткимиллионов" . Последовательным развитием ленинского положения является линия партии, направленная на то, чтобы "... не только наметить ясные, продуманные ориентиры на будущее, но и довести их до сознания миллионов коммунистов и беспартийных, чтобы они активно включились в предстоящую работу. Это как раз и есть одна из главных задач бойцов идеологического фронта"2. Разъясняя назначение идеологической, воспитательной работы, Коммунистическая партия рассматривает ее прежде всего как "вопрос связи партии с массами"3. Исходя из постановки этого коренного вопроса, определяется целостный подход к организации идейно-воспитательных формирующих процессов. Он требует от научных и практических работников глубокого проникновения в сущность идеологической работы, поиска и определения в каждом конкретном воспитательном действии путей и методов ее улучшения.

Целенаправленные изменения в сознании людей необходимо осуществлять с учетом уровня реального сознания масс, формируемого под воздействием "... не только наших достижений, но и недостатков, трудностей". Принимая во внимание последнее, надо строго исходить из ленинского указания на то, что важнейшая обязанность партии - "трезво следить за действительным состоянием сознательности и подготовленности именно всего класса (ане только его коммунистического авангарда), именно всей трудя щейся массы (а не только ее передовых людей) " .

Огромное значение для практического разрешения сложности процессов формирования идеологической потребности классов в повышении уровня их самосознания имеет ленинское наследие по этому вопросу. В.И.Ленин обращал внимание на необходимость различения философского и социально-исторического подхода к вопросу о "корнях" сознательного движения в "глубине" с технически организационным подходом к вопросу . В этом смысле В.И.Ленин учил видеть различие между принадлежностью к партии и различ-ными уровнями близости к партии13. Он указывал, что проявление существующих различий наблюдается по степени сознательности и степени активности людей. Тем самым В.И.Ленин четко определил основные направления воздействия на весь класс с тем, чтобы весь класс примыкал к партии "как можно плотнее" . В.И.Ленин неоднократно отмечал исключительную сложность этой работы.Пар-тия руководствуется ленинским указанием о том, что всеохватывающий характер деятельности по выработке потребности класса в овладении теорией и практикой классовой борьбы не обеспечивает быстрой и одинаковой готовности и способности всего класса подняться до сознательности и активности своего передового отряда, до своей партии. Многотрудной остается эта задача и для наших дней.

В условиях развитого социализма, в обстановке идеологичес кого противостояния миру капитализма в определенной мере сохраняет силу ленинское предупреждение об опасности организационной расплывчатости, связанной с забвением и стиранием разницы между "пpимыкaющими,, к партии и "входящими" в нее, "подчиняющимися ее контролю и руководству", между сознательными и активными, "помогающими" ей, и "неорганизованными элементами"1. Различная степень близости к партии требует,с одной стороны, дифференцирования форм идеологического воздействия в специфике всех видов идеологической деятельности. С другой - всестороннего совершенствования методов и средств системы идеологической деятельности, идеологического производства в целом.

В согласии с ленинскими положениями разносторонняя и многоплановая работа по формированию классового теоретического сознания и соответственно идеологической потребности класса в

Динамика идеологических потребностей (социологический анализ)

Проблема эффективности идеологической деятельности партии по формированию идеологической потребности социалистической личности в полной мере относится к политико-воспитательной ра боте в высшей школе, к задачам оптимизации процесса идейно-политического воспитания студентов. Специфический подход к решению этой задачи кафедрами общественных наук педагогического вуза состоит в выработке у студентов внутреннего стремления к мировоззренческому и гражданскому становлению на уровне современных требований к личности учителя» Методологическим принципом в исследовании факторов формирования идеологической потребности студенческой молодежи в процессе преподавания общественных наук служит ленинское положение о социально-политическом облике студенчества, об условиях и средствах партийного влияния на различные социально-политические группы студенческой молодежи. Основанием для определения политической роли студенчества В.й.Ленин считал учет особенностей его социального положения в классовой структуре общества. С точки зрения политического, классового критерия, объективное положение студенчества как особой общественной группы обусловлено, во-первых, тем, что оно "... не отрезано от остального общества и поэтому всегда и неизбежно отражает в себе всю политическую группировку, общества" . Во-вторых, с точки зрения перспективы социального определения и приобретения соответствующих социально-классовых позиций, "в студенчестве есть и не могут не быть весьма раз-личные группы по их политико-социальным взглядам" . В учете реального социально-политического состояния студенческой молодежи "последний счет" подводится лишь действительной политической активностью студенчества . Принципиальность ленинского под хода позволяет разобраться также и в вопросе о том, "что собственно понимать" под "идейным объединением студенчества". В это понятие вкладывается смысл "привлечения возможно большего числа студентов на сторону вполне определенного круга социально-политических идей" .

С точки зрения коммунистической пропаганды, для идейного объединения студенчества необходим "социалистический идеал",опирающийся на то или иное социалистическое мировоззрение и при том "определенное, цельное" мировоззрение Требование цельности, определенности мировоззрения выдвигается основными в подходе к определению эффективности идейно-воспитательной работе кафедр общественных наук по формированию идеологической потребности студенческой молодежи»

Современный подход к повышению роли общественных наук в высшей школе согласуется с ленинским указанием на первостепенную важность формирования социально-политического облика студенчества, на решение "задачи подготовки к предстоящей общественной деятельности, задачи выработки сознательных шлитичес-ких борцов" . Эта установка целенаправляет решение всего комплекса общестуденческих проблем, общестуденческих интересов, учебных целей студенчества.

В свете современных требований партии к воспитанию будущих учителей это значит всесторонне подготовить высококвалифицированного специалиста. В общей задаче кафедр общественных наук по идейно-политическому развитию будущего учителя следуетисходить из того, что он - будущее "доверенное лицо общества в воспитании наших детей, надежная опора партии в агитации и пропаганде, во всей идеологической деятельности"1.

Это положение с новой силой звучит в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров, системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта". "Постановление обязывает ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии усилить внимание к воспитанию, политическому и духовному росту педагогических кадров, глубокому изучению учителями (преподавателями), мастерами производственного обучения, воспитателями и другими работниками народного образования марксистско-ленинской теории, политики КПСС, актуальных проблем коммунистического воспитания, к овладению ими методами активной борьбы за утверждение марксистско-ленинской идеологии и социалистического образа жизшг.

Социологическое исследование факторов формирования идеологической потребности студентов педагогического вуза нами было подчинено задаче улучшения деятельности кафедр общественных наук по идейно-политическому развитию личности будущего учителя. Общая задача формирования идеологической потребности студента включает три основных момента.функций общественных наук задача состоит в выработке особого отношения к социальной действительности, которое не оставляет студента безучастным к теоретическому познанию и соотнесению его с практикой: настроенности к делам общества, интересам классов, судьбам народов, к собственному гражданскому и профессиональному становлению на уровне требований современного общества. Определенность условий диктуется специфической обстановкой педагогического вуза, средой студенчества как особой общественной группы.2. Формирование идеологической потребности студентов предполагает целостное содержание и целостную структуру деятельности кафедр общественных наук по становлению идейно-теоретической, политической, гражданской зрелости студентов, единый подход к мировоззренческой подготовке учителя, выработке идейно-политической основы его активной жизненной позиции.3. При исследовании факторов формирования идеологической потребности вводятся критерии их измерения - показатели затрат усилий студентов. Факторы становления идеологической потребности выявляются по степени затрачиваемых усилий студентов на

Похожие диссертации на Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества