Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Носте Паэс Альберто Хуан

Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма
<
Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Носте Паэс Альберто Хуан. Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма : ил РГБ ОД 61:85-9/623

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Марксизм-ленинизм об общественном воспитании молодежи и ее рож в революционно-преjбразующей деятельности 11-58

Глава 2. Принципы, основные направления и организа ционный механизм идейно-воспитательной деятельности союза молодых коммунистов Кубы 59-115

Глава 3. Пути совершенствования деятельности сж по идейно-пожтическому воспитанию кубинской молодежи 116-155

Заключение 160-166

Литература 167-18Е

Марксизм-ленинизм об общественном воспитании молодежи и ее рож в революционно-преjбразующей деятельности

Система научных знаний о молодежи и ее роли в революционно-преобразующей деятельности, разработанная в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документах КПСС, Комглунистической партии Кубы и других коммунистических партий - это составная часть марксизма-ленинизма, обосновывающего идеал коммунизма, пути и средства его достижения. Исторический опыт международного коммунистического и рабочего движения, социалистического строительства в СССР, на Кубе и в других странах со всей очевидностью показал, что правильные решения теоретических и практических проблем молодежи, в том числе о целях и задачах, путях, формах и методах ее идейно-политического воспитания возможны лишь в том случае, если научный анализ осуществляется в русле общих закономерностей классовой борьбы в международном масштабе и каждой конкретной страны, становления и развития социалистического общества.Ответы на эти вопросы не могут быть найдены в отрыве от более общей системы знаний - о молодежи как социально-демографической группе общества, ее социально-психологических особенностях, идеалах, потребностях, интересах, месте и роли в общественной жизни и т. д. Не ставя задачи всестороннего анализа трудов основоположников научного коммунизма, документов КПСС и Комглунистической партии Кубы по всему комплексу социальных проблем молодежи, рассмотрим данный вопрос лишь в той части, которая непосредственно связана с задачами нашего исследования.

Основы научный знаний о молодежи и политике коммунистов по отношению к ней заложили К.Маркс и Ф.Энгельс, которые касались этих вопросов во многих своих трудах, оставили своим исследова телям обширную систему идей, представляющих собой образец научного решения молодежных проблем.

К.Маркс и Ф.Энгельс глубоко верили в революционный дух, энергию и творческие силы молодежи: "Наше будущее зависит,больше чем когда бы то ни было, от подрастающего поколения, ибо ему придется разрешать все более возрастающие противоречия" ,- писал Ф.Энгельс. При этом речь шла прежде всего о пролетарском юношестве. Поскольку революционное действие в Германии,как были убеждены К.Маркс и Ф.Энгельс, начнется в самой сердцевине рабочего народа, то именно в нем, а не в рядах буржуазии советовали они искать ту молодежь, которая призвана осуществить перемену в общественной жизни. При этом Ф.Энгельс указывал, что буржуазная молодежь идеологически неоднородна, среди нее "имеется немало республиканцев и даже коммунистов,а также немало такой молодежи, которая могла бы быть очень полезной для дела, если бы сейчас произошел взрыв". Однако, опираясь на классовый анализ сложившейся ситуации в Германии, Ф.Энгельс показал,что эти люди либо временные попутчики революции, либо будут представлять собой слишком малый отряд в рядах буржуазии, не могущий быть сколько-нибудь серьезной революционной силой. "К счастью,- замечает Ф.Энгельс,- мы вовсе не рассчитываем на буржуазию". Решающим моментом, учили К.Маркс и Ф.Энгельс, является именно классовый подход: нет молодежи "вообще", а есть молодежь рабочая, крестьянская, буржуазная; есть молодые поколения эк -сплуатируемых и эксплуататоров. Это значит, что решение коренных социально-экономических и политических проблем всех категорий молодежи осуществимо только в единстве и неразрывной связи с общепролетарским движением, только в ходе той борьбы,которую ведет рабочий класс за революционное переустройство общества. Обращаясь с приветствием к Международному конгрессу студентов-социалистов (1893 г.), Ф.Энгельс писал: "Пусть ваши усилия приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда,который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции . К.Маркс и Ф.Энгельс категорически отвергали попытки дробления общепролетарского движения только по возрастному или половому признаку. Ф.Энгельс решительно возражал против "какого-то особого женского движения, а не движения, составляющего просто женскую сторону рабочего движения". Молодежное движение - составная часть общепролетарского движения, в ходе которого оно возникает и развивается и в рамках которого должно, следовательно, изучаться наукой.

К.Маркс и Ф.Энгельс считали необходимым активно вовлекать молодежь в революционное движение, оказывать целенаправленное воздействие на ее сознание. "... Что касается привлечения новых людей, то я думаю,что когда мы вернемся в Германию,то найдем там довольно много талантливых молодых людей, которые ... не без успеха вкусили от запретного плода (научного социализма писал Ф.Энгельс К.Марксу в 1853 году. Позиция основоположников научного коммунизма по вопросу "партия - молодежь" имеет принципиальное значение. Во времена К.Маркса и Ф.Энгельса еще не созрели необходимые предпосылки для создания юношеских пролетарских союзов, и поэтому основной и практически единственной формой организационного единения молодых людей были социалистические, социалдемократические и другие партии рабочего класса.

Считая, что молодежь не может находиться вне политики, К.Маркс и Ф.Энгельс, во-первых, приветствовали приход молодежи в ряды революционной партии. В письме В.Засулич (1885 г.) Ф.Энгельс, например, писал: "... я горжусь тем,что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса..."1/.

Во-вторых, важное методологическое значение для понимания роли молодого поколения в революционно-преобразующей деятельности, определения принципов взаимоотношений пролетарских юношеских организаций с партиями рабочего класса и прежде всего с коммунистическими, имеет марксистское положение о молодежи как "жизненной силе общества", рабочего класса, резерве партии. В "Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам" К.Маркс писал: "... наиболее передовые рабочие вполне сознают,что будущее их класса и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего поколения" . Анализируя в 1853 году причины, по которым, по его мнению, марксисты должны были выступить на общественной арене более значительной силой,чем во время революции 1848-1849 годов, Ф.Энгельс говорил: "... мы можем рассчитывать на молодоепоколение в Германии" Л В 1884 году, рассматривая сложившуюся в Германии ситуацию, он замечает в письме А.Бабелю,что революция может начаться с армии, "если бы на сцену выступили наши резервы в возрасте 20-25 лет..." , В 1891 году Ш.Энгельс писал, что "... наибольшее пополнение дает партии именно молодое поколение... . Констатация этого факта означала практическое подтверждение собственной мысли Ф.Энгельса, высказанной им в 1853 году: несмотря на разгул политической реакции Социалистическая партия Германии выросла в несколько раз и продолжала расти прежде всего за счет молодежи.

В-третьих, исключительное значение имеют указания К.Маркса и Ф.Энгельса относительно необходимости оказывать партийное влияние на различные молодежные организации (речь идет,главным образом, о немецких гимнастических обществах, в состав которых наряду с другими, входила и рабочая молодежь). Следует заметить, что по мере осознания коммунистами того факта, что именно молодежь (и прежде всего рабочая) является источником пополнения партийных рядов, их внимание к деятельности юношеских обществ усиливалось. Ф.Энгельс отмечал, что "Союз (коммунистов - А.Х.)

Принципы, основные направления и организа ционный механизм идейно-воспитательной деятельности союза молодых коммунистов Кубы

Сила социализма - в сознательности масс. Все революционные преобразования в кубинском обществе, как показывает исторический опыт, неразрывно связаны с идеологической деятельностью его Коммунистической партии, ее работой по формированию у кубинцев марксистско-ленинского мировоззрения, идейной убежденности в правоте коммунистических идеалов.Особое внимание КП Кубы уделяет идеологанео-скому воздействию на молодежь. Партия исходит из того, что чем выше идейная, коммунистическая сознательность, политическая культура молодых членов общества, тем полнее и шире развертывается их творческая активность в социалистическом строительстве. Вот почему Коммунистическая партия Кубы особое внимание уделяет "повсеместному распространению систематического изучения марксизма-ленинизма как научного инструмента, необходимого для успешного выполнения задач социалистического строительства, формирования научного мировоззрения у членов партии и всех трудящихся..." .

Коммунистическая идеология - это система идей и теорий, духовных ценностей и норм, а также директив действия, выражающих коренные интересы, цели и задачи рабочего класса, которые служат закреплению и совершенствованию социалистических общественных отношений. В своем содержании коммунистическая идеология представляет собой совокупность политических, правовых, нравственных,философских, эстетических и других идей, отражающих экономические отношения социалистического общества с позиций пролетариата2 .

Коммунистическая идеология (марксизм-ленинизм) отличается от всех других идеологий (буржуазной, религии и т.д.) тем, что она- 60 является научной.то„естытэедставляет собой целостное, концептуальное, логически обоснованное знание, отражающее собой объективные законы общественного развития. Но это не "нейтральное" знание, как, например, математика, которая не может быть ни социалистической, ни буржуазной. Это социальная теория, отражающая общественные отношения через призму классово-пролетарских интересов. Иначе говоря, это знание, оплодотворенное волей, чувствами и стремлениями рабочего класса, интересы которого в нашей эпохе (в отличие от всех других господствовавших классов),совпадают с объективной тенденцией исторического развития; класса, который заинтересован в объективном познании социальной действительности. Благодаря этому система его идей и является научной, а следовательно, и единственно верной.

Следует заметить, что марксизм-ленинизм - это теория, включающая в себя знание как о целях и идеалах развития общества,так и о средствах их достижения, в частности, о том, каким образом коммунистическая идеология развивается, как она распространяется в массах. В качестве таких средств выступают наука (общество-знание) , образование и воспитание. Основным носителем и творцом коммунистической идеологии, главным звеном в системе коммунистического воспитания кубинцев, включающей в себя семью, органы государственного образования и воспитания, трудовые коллективы и общественные организации /шляется- КШ; Кубы. По этому .поводу на I съезде Компартии Кубы отмечалось: "Поскольку марксизм-ленинизм -это идеология рабочего класса, а партия - передовой отряд этого класса, только она может вести руководство и контроль всей работы, связанной с марксистско-ленинским воспитанием" Воспитание свойственно всем социально-экономическим формациям. На Кубе господствующие класса в течение столетий тормозили рост сознания и культурного развития кубинцев, обрекали их на такую жизнь, которая вела к угасанию тяги к знаниям,творчеству, управлению государственными и общественными делами,стремились навязать массам буржуазное мировоззрение, чуждые их интересам нравы, моральные нормы, эстетические вкусы.

С победой кубинской революции и началом социалистического строительства понятие "воспитание" обрело новый конкретно-исторический смысл. Речь идет о к о м м у н и с т и ч е с к о м воспитании. Впервые в истории воспитание в нашей стране осуществляется в соответствии с определенной теоретической "моделью" человека, в котором гармонически сочетались бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Впервые способ развития и функционирования человеческого сознания определяется планомерностью, однородностью основных принципов и норм для всех групп и слоев населения, тесной связью с научными достижениями,а также непримиримой борьбой против проявлений буржуазной идеологии и психологии . Впервые в истории воспитание человека поставлено в теснейшую связь с созиданием экономического базиса, совершенствованием общественных отношений, рассматривается как важнейшее условие решения этих задач. Впервые в истории воспитание человека осуществляется не вопреки, а в русле основных закономерностей общественного развития. Если при капитализме объектом ; управления является не общество и не общественные процессы в целом, а люди, деятельность которых буржуазия стремится направить в соответствии со свожш классовыми интересами, то при социализме центртяжести регулирующего воздействия переносится от управления людьми к управлению процессами - экономическими, социальными,политическими и духовными.

Этот вывод основывается на марксистском понимании сущности личности как совокупности общественных отношений. Благодаря этому важному открытию основоположников научного коммунизма стало реально возможным осуществлять сознательное управление процессом формирования личности, которое включает в себя, в частности, во-первых, управление объективными (по отношению к личности) условиями ее существования; во-вторых, управление субъективным фактором воздействия на личность; в-третьих, достижение единства воздействия макро- и микросреды, а также управление воздействием самой микросреды; в-четвертых, определенное воздействие на самовоспитание личности.

Формирование человека, преданного идеалам коммунизма,обладающего культурой и знаниями, человека-коллективиста, горячего патриота своей Родины и последовательного интернационалиста -одна из основных задач кубинского общества. Ибо только такой человек может создать ту материальную основу общества, те общественные отношения, которые знаменуют собой рождение социализма на Острове Свобода. Именно поэтому воспитание нового человека поставлено в один ряд с этими стратегическими целями и представляет собой задачу, безусловно, политическую. Изменяя соотношение объективной и субъективной сторон воспитания, социализм многократно усиливает сознательное воздействие на умы и чувства входящих в жизнь поколений.

Коммунистическое воспитание в социалистическом обществе осуществляется в соответствии с марксистско-ленинскими принципами, отражающими объективные закономерные связи и зависимости от дея

Пути совершенствования деятельности сж по идейно-пожтическому воспитанию кубинской молодежи

Важной закономерностью современного развития кубинского общества является повышение роли духовного фактора, влияющего на социально-экономическое развитие и совершенствование общественных отношений.

В соответствии с действием этой закономерности в идейно-воспитательной работе, в особенности в работе с молодым поколением, очевидной стала необходимость повышения эффективности всех средств воздействия, которыми располагает система коммунистического воспитания на Кубе и, в частности, Союз молодых коммунистов. Эта необходимость в области идейно-воспитательной работы определяется рядом объективных факторов, в числе которых отметим следующие:

- Более высокий, чем когда бы то ни было, уровень культурного развития молодежи. Достаточно сказать, что за период между Ш и ІУ съездами СМК вдвое возросло количество молодых людей, закончивших 6 классов; число окончивших среднюю школу возросло в 7 раз, предуниверситетское обучение - в 4 раза, а отделения подготовки квалифицированных рабочих и техников среднего уровня - более чем в 3 раза. В 3 раза возросло количество выпускников высших учебных заведений. В настоящее время из 3 жителей страны I учится . Достигнутый уровень культуры и образования разительно контрастирует с положением, которое было характерным для дореволюционной Кубы, где насчитывался миллион полностью неграмотных. Все это ведет к тому, что, как говорит товарищ Рауль Кастро, "сегодняшние молодые люди более требовательны, потому что они несравненно болееспособны, культурны, образованы и особенно более критичны"1/

В то же время часть молодежи не учится, еще значительным остается количество учащихся, бросающих ежегодно школу. За 1980/81 учебный год ее оставили НО тысяч учащихся. Ежегодно бросают учебу около 30$ студентов первых двух курсов высших учебныхзаведении. - В создании материально-технической базы нового общества участвуют более 780 тысяч молодых тружеников, почти 1/3 часть рабочей силы страны. Из них более 242 тысяч являются членами Союза молодых коммунистов.3 В 1980/81 учебном году более 95$ городских студентов во время каникул принимали участие в выполнении планов "школ в поле". В настоящее время 287399 учеников общеобразовательных школ непосредственно связаны с сельскохозяйственными работами. Учащиеся студенческих и школьных трудовых бригад добровольно участвуют в выполнении производственных задач, что представляет собой вклад в национальную экономику и в то же время способствует формированию у них правильного отношения к труду.

В 1981/82 учебном году 315803 пионера обработали 680 школьных огородов и 1183 участка. Почти 200 тысяч пионеров непосредственно были связаны с системой "обучение-работа"; более 94$ подростков общеобразовательных учебных заведений приняли участие в выполнении производственных заданий. Пионеры также участвуют в реализации плана по экономии электроэнергии и бережливости, в массовых неделях производства.

В то же время некоторые молодые люди уклоняются от труда, плохо работают, допускают брак, нарушают трудовую дисциплину. Как отмечалось на ІУ съезде СЖ, "в условиях современной экономической конъюнктуры, которая помимо инфляции, неравноправной торговли, производственного застоя включает в себя растущую враждебность империализма по отношению к нашей стране и продолжение экономической блокады, наша (СЖ - А.Х.) роль в различных производственных секторах и сфере обслуживания должна достигнуть значительных высот в плане бережливости, эффективности, технических решений в рамках производственного процесса с тем, чтобы смягчить напряженный характер времени". Этого требуют материальные и экономические условия, в которых совершается построение социализма на Кубе, где недостаточное количество природных ресурсов сочетается с систематически организуемыми экономическими агрессивными акциями и блокадами со стороны Соединенных Штатов, постоянно усиливающимися идеологическими и политическими диверсиями.

- Необходимость повышения эффективности идейно-политического воспитания молодежи и прежде всего членов СЖ определяется и тем, что Союз молодых коммунистов - авангард молодежи. Член СМК, согласно его Уставу, обязан "действовать в духе самоотверженности и самопожертвования, с беспредельной преданностью революционному делу пролетариата и быть готовым, если это необходимо, отдать за него свою жизнь". Роль СЖ в кубинском обществе возрастает и должна еще более повыситься. Как указывает Ф. Кастро, "СЖ, организации учащихся и студентов, а также пионерская организация должны углублять свою специфическую роль, активно, с энтузиазмом и инициативой работать над решением стоящих перед ними задач". Повышение эффективности идейно-воспитательной работы GMK -комплексная задача, связанная с более правильным выбором ее целей, средств, форм и методов решения. Научная разработка этой проблемы исключительно сложна и предполагает, в частности, выяснение вопросов о понятии эффективности идейно-воспитательной работы, ее критериях, показателях и т.п.

Понятие "эффективность" широко используется в различных науках. Широкие границы применимости понятия эффективности говорят о том, что речь идет об общенаучном понятии, которое, однако, еще не нашло достаточной философской разработки. Тем не менее установленной является взаимосвязь проблем эффективности с диалектическим процессом реализации поставленных целей. По мнению М.Н. Андрющенко, "эффективность выступает мерой возможности, но не любой, а той, которая выражает цель человека, реализует его идею. Эффективность, таким образом, есть мера целевой возможности"1 . В этом определении сделана попытка выделить наиболее общие моменты данного понятия. В частности, здесь на первый план выступает то, что понятие "эффективность" используется для оценки деятельности человека, которая является целесообразной. Речь идет об оценке человеческой деятельности с точки зрения реализации человеком заранее поставленных целей. Эффективность идейно-политического воспитания - это частный случай проявления целесообразной деятельности, в данном случае коммунистической молодежной организации. Изучение ее предполагает обращение к анализу целей деятельности. Одно из главных направлений изучения эффективности идейно-политического воспитания заключается в сопоставлении результатов деятельности, осуществляемой СЖ в этом направлении, с теми целями, ради которых эта деятельность осуществляется.

Диссертант не считает своей задачей углубление в эту специальную область и ограничивается анализом вопроса о путях повышения эффективности деятельности (Ж через посредство усиления научных исследований в области воспитания, использование дифференцированного и комплексного подходов, совершенствование планирования, взаимодействия в этом вопросе с другими общественными организациями и т.д.

Исключительное значение в повышении эффективности деятельности СЖ по идейно-политическому воспитанию кубинской молодежи имеют научные исследования, которые способствуют более точному выявлению целей и задач этого воспитания,определению путей,форм и методов достижения целей. Научные исследования в области воспитания молодежи тем более необходимы потому, что каждое молодое поколение - это прежде всего продукт своего времени. Его формирование и развитие происходит под решающим воздействием сложившихся на данном этапе общественных отношений, исторических задач, стоящих перед обществом, и социальной практики, направленных на их выполнение. Те крупные сдвиги, которые происходят на Кубе в процессе строительства нового общества, во многом по-новому ставят проблемы воспитания детей и молодежи, порождают необходимость искать и использовать новые подходы к их решению.

Вся идейно-политическая работа КП Кубы подчинена общим законам общественного развития и в то же время имеет свои особенности. П съезд Ш Кубы призвал добиваться большей целостности в этой работе, более тесной связи в использовании форм и методов политического воспитания трудящихся и пропаганды марксизма.-ленинизма. Товарищ Рауль Кастро указывает, что "идейно-политическая работа обязательно должна идти не только вширь, но и вглубь, она должнабыть более строгой и особенно современной". I/ Castro R. Discurso en la SEPMI, p. 5.

Это означает расширение масштабов идейно-воспитательной работы, умение вести ее с каждой категорией населения и особенно с молодыми людьми, учитывая их особенности. Это означает укрепление воспитания с образованием, более эффективное использование достижений науки и техники и т.д. Это значит, что с точки зрения целей, которым в современных условиях должна быть подчинена воспитательная работа с молодежью, необходим анализ реального состояния общественного сознания молодежи, определяющего ее поведение. Не трудно видеть, что реальное положение весьма неоднозначно, сложно и противоречиво, и это необходимо учитывать в воспитательной работе.

С одной стороны, объективные условия социализма создают прочную основу формирования у широчайших масс молодых людей передовых качеств социалистического типа личности и дальнейшего их развития, вырабатываются и усиливаются собственно коммунистические черты.

Массовые факты повседневной жизни и данные социологических исследований свидетельствуют, что в современных условиях духовный облик кубинской молодежи характеризуется передовыми идейно-нравственными чертами. В то же время можно видеть отсутствие в сознании и поведении у части молодых людей ряда необходимых для социалистического типа личности социальных качеств. Эти недостатки проявляются уже среди школьников и отражаются потом в сознании, и поведении вступивших в трудовую жизнь юношей и девушек.

Практикой социалистического строительства доказано, что развитие кубинского общества предполагает осуществление преемственности поколений. Иными словами, новым, вступающим в жизнь поколениям присущи в основном, главном те же черта что и предшествующим. Но это единство именно в главном, в основном, оно не означает абсолютного тождества. Каждое новое поколение отличается

Похожие диссертации на Деятельность Союза Молодых Коммунистов по идейно-политическому воспитанию кубинской молодёжи в период строительства социализма