Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях интеллектуальная собственность представляет собой один из общественно значимых правовых институтов и в широком смысле означает «закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях».1
По сложившейся традиции интеллектуальную собственность подразделяют на «промышленную собственность» и «авторское право».
Авторское право представляет авторам и иным творцам интеллектуальных произведений (литература, музыка, искусство) определенные права, позволяющее им разрешать или запрещать в течение определенного ограниченного периода времени те или иные виды использования их произведений2
Идущий уже не одно десятилетие процесс, в результате которого сформировались принципы общественного признания творческого труда и наделения авторов правами в отношении созданных ими произведений, по всех вероятности близится к завершению, хотя, законодательные нормы, регулирующие практическое использование этих прав по-прежнему существенно различны в разных правовых системах Сущность этих различий выражают два термина «авторское право» (copyright) и «права автора» ("droit d'auteur").
Системы авторского права в том виде, в каком они существуют практически во всех цивилизованных странах, представляют собой жизненно важный элемент инфраструктуры современного общества, который служит интересам всех его членов Вступив в постиндустриальную эпоху, авторское право активно воздействует на функционирование обширных национальных и международных сетей распределения информации Под воздействием технико-технологической революции во многом изменилась даже сама природа авторского права и, как следствие этого, характер правовых отношений. В нашу жизнь вошли и входят все новые объекты авторского права.
I -;;
1 Введение в интеллектуальную собственность (на русском языке) - Женева ВОИС, 1998, с 3, С ^
2 Там же, с 3 — —— —
Подобные процессы идут и в современной России Сегодня российское авторское законодательство в основном отвечает международным нормам и стандартам
В современном мире активно развиваются две тенденции в области авторского права Одна из них выражена статьей 27 (2) Всеобщей Декларации прав человека (1948 г), которая торжественно провозглашает «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» В некоторой степени Всеобщая Декларация знаменует вершину французского понимания литературной и художественной собственности, в отличие от второй тенденции - англо-американской, воплощенной в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), хотя, конечно, такое сопоставление не следует преувеличивать
Чтобы обеспечить адекватное понимание особенностей и тенденций развития современного авторского права, всех существующих точек зрения и подходов весьма полезно и важно обратиться к истории авторского права, которая включает в себя многочисленные дискуссии об интеллектуальной, художественной литературной собственности, длящиеся почти два столетия, а также проанализировать возникновение и становление института авторского права и международной системы охраны авторских прав
Степень научной разработанности темы Избранная для диссертационного исследования тема обусловлена необходимостью исследования правовых традиций в области охраны прав авторов, возникновения и становления института авторского права в Западной Европе и России, анализа авторско-правовых концепций
Эта тема важна и перспективна в научном и практическом плане и требует также глубокого анализа законодательства в области авторского права на различных исторических этапах
Для разработки и совершенствования современных российских законодательных актов по вопросам авторского права весьма полезно изучить и проанализировать предшествующий опыт, как на национальном, так и на международном уровнях Например, российский закон об авторском праве от 20 марта 1911 г в мелом соответствовал международным стандартам и нормам своею
времени Согласно этому закону определялся 50-летний срок охраны, что в советский период было утрачено и к чему мы смогли вернуться только в 1993году в Законе «Об авторском праве и смежных правах» Таких примеров можно привести много
Историю авторского права, а также юридическую природу и другие проблемы авторского права исследовали многие дореволюционные отечественные ученые-юристы
В XIX - начале XX в.в. в России эту проблематику исследовали И.Г. Табашников, Г Ф Шершеневич, С.А. Беляцкин, С А. Муромцев, И Д. Гальперин-Каминский, Я А. Канторович, Д А Коптев, А.А. Пиленко, К. Победоносцев и другие
В советское время проблемы авторского права исследовали такие известные в этой области ученые, как Б С Антиномов, М М. Богуславский, А.И. Ваксберг, Э.П. Гаврилов, М.В Гордон, В Я Ионас, М Н Кузнецов, Ю Г. Матвеев, М.И. Никитина, Е.А. Флейшиц, С А Чернышева, А.И. Яфаев и другие.
Но вопросы истории авторского права оставались практически вне исследовательских научных интересов этих специалистов. Исключение составила работа М В Гордона «К истории возникновения авторского права России» (1948 г )
В современных условиях проблематику авторского права разрабатывают
ученые-правоведы Э.П Гаврилов, А.П Сергеев, А.Д. Корчагин, Н.В. Макагонова,
Т М Шамба, Д Ю Шестаков, Е.В. Халипова Эти ученые исследуют различные
\ аспекты авторского права. Но комплексных монографических исследований по
истории авторского права при всей их необходимости и важности сегодня все еще нет.
В двух работах А.П. Сергеева «Авторское право России» и «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» есть лишь небольшие разделы, посвященные истории российского авторского права. Н.В. Макагонова в учебном пособии «Авторское право» (1999 г.) обращается к отдельным вопросам истории авторского права России В основном это касается оценки известным дореволюционным исследователем права И Г Табашниковым различных авторско-правовых концепций и учений.
Наиболее подробно и обстоятельно история российского и зарубежного авторского права исследована в монографиях Е В Халиповой, особенно, в работе «Интеллектуальная собственность Конституционно-правовые основы»
К отдельным аспектам истории зарубежного авторского права обращается такой известный ученый-юрист, как Д Бейнбридж («Интеллектуальная собственность», Лондон, 1994 г), крупнейший английский специалист в области авторского права Д Стерлинг (в частности, в последнем исследовании «Международное авторское право», Лондон, 1999г, 1084 с), французский исследователь Р Дюма и некоторые другие
Большое общетеоретическое значение для диссертационной работы имеют публикации по истории права и государства Это публикации В С Юшкова (конца 40-х годов), работы П Н Галанзы, И А Исаева, Н А Крашенинниковой, О А Жидкова, В Г Графского, З М Черниловскої о и других
Но в этих работах вопросы истории авторского права вообще не рассматриваются.
Важную роль при подготовке диссертационного исследования и выработке концепции диссертации сыграла монография Р Давида «Основные правовые системы современности»
Большое значение для настоящего диссертационного исследования имели также труды таких ученых-правоведов, как С А Авакьян, А В Васильев, РФ Васильев, Л Д Воеводин, Б Н Габричидзе, А П Герасимов, Б П Елисеев, С Э Жилинский, Н М Кейзеров, Д А Керимов, Н Г Кобец, Л М Колодкин, А П Коренев, В М Курицин, М Н Кузнецов, Ю И Лейбо, А А Мишин, Г В Мальцев. О Г Кутафин, С В Соловьева, ВС Пронина, ВС Репин, ИИ Рожко, Л А Стешенко, Б А Страшун, Т М Шамба, А И Экимов, В Е Чиркин, И С Яценко, В Ф Яковлев и другие
Объектом диссертационного исследования явіяются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе реализации прав авторов на результаты своей интеллектуальной деятельности в процессе становления и развития института авторского права в различные исторические периоділ в с гранах Западной Гвропы и России а также в процессе развития международной системы охраны авторских прав
Предметом диссертационного исследования являются способы и методы правового регулирования охраны прав авторов в процессе развития института авторского права в различных странах, преимущественно в России, формирование и развитие законодательства об авторском праве в разные исторические периоды в разных правовых системах, а также правовые основы интеллектуальной собственности (в части авторских прав) при переходе от национального уровня охраны авторских прав к международному (конвенционному) Цели и задачи исследования.
Цель данной диссертации заключается в комплексном исследовании возникновения, становления и основных этапов развития института авторского права в Западной Европе и в России, анализе становления «авторского права» (copyright) и «права автора» (droit d'auteur") в разных правовых системах, а также возникновения и развития международной системы охраны авторских прав и анализ участия в ней России.
При анализе данных проблем необходимо было учитывать, что на протяжении всей истории развития авторского права существовало много различных ючек зрения и концепций на юридическую природу, сущность авторского права и авторских правоотношений.
Данная цель исследования предопределила следующие конкретные задачи-
анализ юридической, исторической и философской дореволюционной, а также современной отечественной и зарубежной литературы по данному кругу государственно-значимых вопросов и обобщение содержащихся в ней вьшодов с позиции цели, поставленной автором;
анализ законодательства об авторском праве, начиная с первого в истории закона об авторском праве Статута Королевы Анны (1710г, Англия) и других законов XVIII - XX вв , с точки зрения их генезиса и развития,
анализ конституционных норм об охране прав авторов, конституций Франции, Бельгии, Нидерландов, Испании (конец XVIII- XX вв) и других государств с точки зрения их влияния на текущее законодательство об авторском праве,
сравнительно-правовой анализ становления «авторского права» (copyright) и «прав автора» ("droit d'auteur") в разных правовых системах,
сравнительно-правовой анализ российских законов об авторском праве 1911г. и 1993 г.;
соотношение прав авторов и свободы творчества, прав авторов и свободы самовыражения с позиций историко-правового анализа;
историко-правовой анализ прав автора в системе прав человека и гражданина с учетом естественно-правовой традиции Западной Европы и России,
становление и развития правовых методов борьбы с правонарушениями в области авторского права, анализ возникновения и развития механизма защиты авторских прав.
Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
Методологическую основу данного диссертационного исследования составили диалектическая теория познания и основанные на ней методы В ходе работы использовались общенаучные (аналш и синтез, абстрагирование и обобщение, дедукция и индукция и тп.) и частнонаучные (логико-исторический, историко-гносеологический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и т п) методы исследования.
Основными методами исследования в данной диссертационной работе были историко-правовой и сравнительно-правовой
Теоретической основой диссертационной работы являются труды и разработки современных отечественных и зарубежных ученых-правоведов по теории государства и права, истории государства и права, конституционному, гражданскому, административному, уголовному, международному публичному, международному частному и другим отраслям права, а также специальные исследования по интеллектуальной собственности и авторскому праву При этом основопологающее значение имели работы дореволюционных отечественных ученых-правоведов по различным проблемам авторского права и его истории
Эмпирическую базу исследования составили материалы соответствующих исследований, как в России, так и в других странах, статистические материалы, отчеты различных творческих союзов. Российского авторского общества (РАО) и других
Нормативно-правовую базу исследования составляют прежде всего Свод законов Российской империи, законодательство в области авторского права западноевропейских государств, начиная с 1710 г, конституции зарубежных государств XVIII-XX вв, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г) и другие нормативные правовые акты
Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту. В диссертации на основе комплексного анализа разработана и обоснована концепция возникновения и становления института авторского права в Западной Европе и России и международной системы охраны авторских прав. Все это дает возможность выявить ведущие тенденции и направления дальнейшего развития такого правового института как авторское право.
В результате проведенного исследования дана характеристика основных этапов развития авторского права, взаимодействия прав авторов с другими правами человека и гражданина, а также соотношение прав авторов и свободы творчества на разных исторических этапах, что является чрезвычайно важным для правильного понимания развития естественно-правовых традиций, которые могут быть востребованы при разработке современного авторского права
Итоюм анализа поставленных цели и задач являются сформулированные выводы и положения.
На защиту выносятся следующие положения:
В целях разработки современного авторского права необходим сравнительно-правовой анализ возникновения и становления института авторского права в Западной Европе и России.
Раскрытие юридической природы авторского права и его принципов необходимо с позиции историко-правового анализа с учетом различных концепций и точек зрения.
Необходимость сравнительно-правового анализа становления «авторского права» (copyright) и «прав автора» (droit dauteui) для понимания тенденции развития международного авторского права.
Обоснование наличия целостной системы прав авторов и анализ процесса становления и развития этой системы
Необходимость анализа развития прав авторов в системе прав человека и гражданина.
Необходимость историко-правового анализа и развития соотношения прав авторов и свободы творчества для правильного понимания соотношения этих категорий в современном праве
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, имеют растущее практическое и теоретическое значение
Работа может стать одним из правовых научных и учебных пособий и быть использована в курсах «истории государства и права», «авторского права», спецкурсе «правовое регулирование интеллектуальной собственности» Положения и выводы диссертационного исследования могут способствовать совершенствованию российского законодательства об авторском праве, а также быть использованы в практической работе
Апробация результатов исследования Диссертация подготовлена и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Результаты и выводы диссертационного исследования были использованы автором в выступлениях на научных конференциях, деловых совещаниях, аспирантских «круглых столах»
Результаты исследования отражены в научных публикациях автора
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав (восемь параграфов), заключения, библиографии