Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Чувиляев, Александр Аркадьевич

Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта
<
Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чувиляев, Александр Аркадьевич. Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Кострома, 2005. - 223 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этнический конфликт как предмет юридической конфликтологии

1.1. Исходные позиции теории и истории этнического конфликта в рамках юридической конфликтологии 17

1.2. Юридическая квалификация элементов структуры этнического конфликта 44

1.3. Политико-правовые факторы в структуре элементов механизма детерминации этнического конфликта 69

1.4. Динамика этнического конфликта 90

Глава 2. Государственно-правовые технологии управления этническим конфликтом, его урегулирования и разрешения

2.1. Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического конфликта 96

2.2. Государственно-политические и юридические процедуры разрешения этнического конфликта 108

2.3. Государственно-правовые принципы и цивилизационный аспект при разрешении этнического конфликта 126

Глава 3. Юридические технологии предупреждения этнического конфликта

3.1. Цели, специфика и направления правовой профилактики этноконфликтного поведения 142

3.2. Конституционные процедуры предупреждения этнических конфликтов 148

3.3. Правовое обеспечение функционирования национально-культурной автономии 159

3.4. Проблемы совершенствования миграционного законодательства 167

Заключение 176

Библиография 180

Приложения 222

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблематика
этнического конфликта остаётся актуальной на протяжении всего
существования человечества. Как утверждают отечественные и зарубежные
этноконфликтологи, этнические конфликты возникли на заре истории и
продолжают явно или скрыто присутствовать в политических, социально-
экономических, правовых, имущественных, внутригосударственных,
межгосударственных и других отношениях современного общества.
Формирование новой системы ценностей в процессе мирового
цивилизационного развития, установка на демократизацию политических
институтов, общий экономический рост не смогли обеспечить решение
этнических проблем современности. Не будет выглядеть преувеличенным
утверждение о том, что этнические конфликты представляют международную
глобальную социально-политическую и правовую проблему. На современном
этапе зафиксирована эскалация этнических конфликтов в

Восточноевропейском регионе и странах третьего мира, продолжаются межэтнические трения в Западной Европе. Этноконфликтный процесс затронул и США, где во второй половине XX века актуализируются этнорасовые проблемы. В этот период в науке начинают формироваться понятия и концепции "этнического возрождения" и "этнического парадокса современности"1, изучаются вопросы усиления роли национализма и националистических установок в массовом сознании современных людей.

В условиях реформирования социально-политической и экономической систем общества, Россия столкнулась с резким обострением межэтнических противоречий и возникновением на её территории очагов открытых вооружённых этнических столкновений и конфликтов. Более того, в нашей

См.: Ермошина И.И. Социально-философские аспекты анализа этнического возрождения. Автореф. Дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 1998. 20с.

4 стране наблюдается стабильный рост этнической нетерпимости, что в свою

очередь ведет к возрастанию этнических конфликтов.

Однако органы государственной власти и управления, общественные объединения уделяют недостаточно внимания рассмотрению внутренних и внешних причин происходящего, что в значительной мере затрудняет процесс завершения конкретного этнического конфликта, делает малоэффективным применение государственно-правовых и иных технологий по его управлению и разрешению.

Этнический конфликт — сложное многоаспектное социальное явление, особенность которого заключается в способности трансформации в другие виды социальных конфликтов, а также в наличии иррационального, алогичного, эмоциогенного у субъектов и участников конфликта. Очень часто "этничность" конфликта относится на самом деле не к его сущности, а к форме проявления. Попытки определения сущности этнического конфликта, его структуры, функций, динамики с помощью использования познавательных (описательных) и разъяснительных моделей осуществлялись учёными многих областей обществоведческого знания: социологического, политологического, психологического, культурологического и других. Вместе с тем, как показывает анализ отечественных и зарубежных источников, практически не исследованными остаются юридические аспекты этнического конфликта, представляющиеся весьма актуальными.

Изучение этнического конфликта в рамках юридической конфликтологии предполагает, во-первых, выявление в российской социально-правовой действительности взаимосвязи между такими явлениями, как возникновение этнического конфликта и действие негативных правоустановительных, правореализационных и правоохранительных факторов; во-вторых, постановку вопроса о признании национально-этнических общностей, национально-культурных объединений и других субъектов этнического конфликта субъектами права, а следовательно, и объектами правового регулирования.

5 Последнее особенно важно, ибо введение этнического конфликта в

контролируемое пространство с помощью права как нормативного регулятора

общественных отношений позволит решить проблему возможной

институционализации этнического конфликта и государственно-правовой

технологической обеспеченности его завершения.

Глобальность поставленных в диссертации вопросов определяет изначальную гносеологическую, теоретическую, технологическую и практическую ориентации исследования. В работе в той или иной степени используются многие современные методы и методики познания этнического конфликта как вида юридического. Основной же акцент в рамках системной методологии сделан на юридическом, структурном, факторном, функциональном, детерминистическом, технологическом и управленческом подходах и направлениях исследования.

Рассмотрение этнического конфликта в рамках юридической конфликтологии диктуется необходимостью подготовки специалистов нового поколения для работы по управлению этническим конфликтом, его урегулированию, разрешению и предупреждению в государственных, правоохранительных и правоприменительных органах.

Нерешённость многих теоретических задач, а также большая практическая необходимость послужили предпосылками для выбора данной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В нашей стране этнический конфликт начинает активно исследоваться с середины 90-х годов XX века представителями политологии, социологии, психологии и этноконфликтологии. До этого времени некоторые аспекты этнического конфликта изучались в рамках теоретической конфликтологии, теории международных отношений и теории международного конфликта.

С начала 90-х годов в России был создан ряд центров, основная деятельность которых направлена на изучение этнических конфликтов: Центр

по изучению и предотвращению конфликтов при Институте этнологии и антропологии РАН (рук. В.А. Тишков), Центр социологического анализа межнациональных конфликтов (рук. А.Г. Здравомыслов) при Российском независимом институте социальных и национальных проблем. За рубежом исследованием этнических конфликтов, их сравнительным анализом и

разработкой превентивных мер по предотвращению активно занимаются учёные Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), а также национального демократического института (Вашингтон).

Российские исследователи в последние 5-7 лет осуществляют разработку общей теории, типологии, механизмов возникновения и протекания этнического конфликта, а также анализ конкретных этнических конфликтов в России и постсоветском пространстве. Эти проблемы нашли отражение в работах А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, А.Г. Здравомыслова, Г.И. Козырева, Г.И. Марченко, В.А. Михайлова, З.В. Сикевич, В.А. Тишкова и др.1

В целом отражение проблемы этнического конфликта в этноконфликтологической научной литературе последних лет носит фрагментарный характер, затрагивает лишь отдельные её теоретические и

См.: Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования.-1996.-№12.-С.43-49; Аклаев А. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент.-М:Дело, 2005; Здравомыслов А.Г. Варианты социологического мышления в современной России // Социология и современная Россия.- М.: ГУ ВШЭ, 2003; Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность и этническое насилие: противостояние теоретических парадигм // Социологический журнал. - 2003. - № 3; Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Академический проект.-М.,2004; Козырев Г.И. Основы социологии и политологии.-М: Форум, 2005; Марченко Г.И. Этнос как объект и субъект политики // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 1997. -№5. Марченко Г.И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки.-1995.- №1.- С.5-17; №2.- С.52-60; Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения.- Саратов, 1993; Сикевич 3. В. О соотношении этнического и социального // Журнал социологии и социальной антропологии.-М., 1999. - выпуск 2.-С.41-45; Сикевич З.В., Крокинская O.K., Посселъ Ю.А. Социальное бессознательное: социологический и социально-психологический аспекты.- СПб.:Питер, 2005; Тишков В.А.

7 практические аспекты. Правовой подход к изучению этнического конфликта в

последние годы не наблюдался.

Формирование юридического конфликтологического знания, начавшееся в нашей стране в конце XX века, открывает новые перспективы изучения этнического конфликта как вида юридического, выявления его правового наполнения и обоснования необходимости юридизации (т.е. применение специальных юридических средств для завершения конфликта). Однако в настоящее время в отечественной юриспруденции в рамках отдельных юридических наук рассматриваются, как правило, конституционные, криминальные, административные, гражданско-правовые, семейные, трудовые конфликты. Этнический конфликт не попадает в круг научных интересов учёных-юристов, за исключением некоторых нормативно-правовых аспектов разрешения этнического конфликта. Именно изучение проблемы с позиций юридической конфликтологии стоит в центре данной работы.

Объект исследования - этноконфликтные отношения в правовом пространстве.

Предмет исследования составляют историко-теоретические проблемы изучения этнических конфликтов в России, в странах СНГ, их моделирования в правовой системе общества, а также проблемы технологического предупреждения и завершения этнических конфликтов с помощью государственно-правовых средств.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении правового содержания этнического конфликта и создании на основе полученных теоретических положений государственно-правовых технологий управления этническим конфликтом, его урегулирования и предупреждения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи: рассмотреть основные методологические подходы к изучению этнического

конфликта;

сформулировать и обосновать значимость юридического подхода к проблеме;

раскрыть основные признаки этнического конфликта, дать его определение в рамках юридической конфликтологии;

построить структурную модель этнического конфликта и дать юридическую квалификацию её элементов;

выявить динамику и формы протекания этнического конфликта;

определить место и роль политико-правовых факторов в структуре механизма детерминации этнического конфликта;

разработать государственно-правовые технологии управления этническим конфликтом, его урегулирования, разрешения и предупреждения.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляет аксиологический и системный подходы, а так же специальные научные методы: нормативно-логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический и другие.

Только комплексное использование разных методов позволило решить поставленные задачи.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные и теоретические положения, представленные в классических и современных работах российских и зарубежных правоведов, социологов, этнологов, политологов и конфликтологов.

При исследовании этнического конфликта как вида юридического автор использовал работы представителей теории права и государства и других юридических наук: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.В. Витрука, B.C. Жеребина, В.Б. Исакова, В.П. Казимирчука, В.Н. Караташова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.С. Приголкина,

9 СВ. Полениной, Т.Н. Радько, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика,

В.А. Туманова, Т.В. Худойкиной и др.1

Для достижения целей диссертационного исследования были изучены

труды специалистов этнологов и этноконфликтологов: А.В. Авксентьева, В.А.

Авксентьева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилев, А.Г. Здравомыслова, К.Оффе, СЕ.

Рыбакова, В.А. Тишкова, В.Л. Хесли, У. Юри и др.2

См.: Аклаев А Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент.-М.: Дело, 2005; Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития: надежда и драма современной эпохи.-М: Статут, 2000; Алексеев С. С. Избранное: Наука права; Общесоциальные проблемы; Публицистика.- М: Статут, 2003.; Бабаев В.К. Теория государства и права.-М.: Юрист, 2005; Витрук КВ. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право.-1999.-№2.- С.23-33; Желдак Г.К. Социальные конфликты в современном российском обществе и проблемы управления ими. Автореф. дис.канд. полит. наук.-М„ 2002.; Жеребин B.C. Проблемы правовой конфликтологии. Дис. д-ра юрид. наук.- Н.Новгород, 2001; Казимирчук В.П., Кудрявцев В.К Современная социология права: Учеб. для вузов.- М, 1995.- Гл. VII.-С.212-245; Карташов В.К, Семёнова КВ. Введение в общую теорию правовой системы общества. 4.8. Конфликтная юридическая деятельность в правовой системе общества: Текст лекций.- Ярославль, 2002; Крылов М.П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России. Социологические исследования.-М, 2005.-N3.-C. 13-23.; Лазарев В.В. Действие права. Реализация права. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева.-М.: Юрист, 1999.-Гл.24.-С.443-456; Лившиц Р.З. Теория права.- М., 1994; Лукашева Е.А. Межнациональные конфликты и права человека.-М.,1994.-С.44-64; Марченко М.К Методология государства и права // Теория государства и права: Курс лекций.-М., 1996.-С. 17-22; Национальная политика в странах формирующегося советского блока. 1944 - 1948.-М., Наука, 2004г.; Москаленко КП. Этнополитическая история Тувы в XX веке.- М.: Наука, 2004г.; Нерсесянц B.C. Философия права: Учеб. для вузов.-М.: Норма, 2004; Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права.-Н. Новгород, 1995; Сырых В.М. Теория государства и права: Учеб.-М., 1998; Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие.- М., 2000; Трифонов ВТ., Караханян А.С. Геодинамика и история цивилизаций.-М.:Наука, 2004г.; Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология: от исходных позиций теории до практики разрешения и предупреждения конфликтов.-Саранск, 2001; Шнирельман В.А. Интеллектуальные лабиринты. Очерки идеологий в современной России.- М.: Academia, 2004.

2 Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: проблемы становления // Современная конфликтология в контексте культуры мира.-М.:УРСС, 2001; Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли.-Л.:ЛГУ, 1989; Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушкий конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации.-М., 1998; Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Политические исследования.-1996.-№2.-С.27-46; №3.-С.86-93; Рыбаков СЕ. Национализм и нация // Этнографическое обозрение.-1999.-№4.-С.З-17; «Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» / Под ред. В.А. Тишкова. —Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004; Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий // Политические исследования.-1996.-№6.-С.39-51; Юри У. Этнические конфликты: что можно сделать? // Национальная политика в РФ. Материалы междунар. научно-практич. конфер. (Липки, сентябрь 1992 г.). -М., 1993.-С.79-82.

10 Разрешение спорных и методологически важных вопросов этнического

конфликта стало возможно благодаря использованию трудов отечественных

философов, политологов, психологов и представителей других гуманитарных

наук: В.И. Андреева, А.И. Анцупова, Л.Ф. Болтенковой, Ф.Н. Бородкина, А.В.

Дмитриева, Ю.Г. Запрудского, М.С. Каган, СВ. Кудрявцева, З.В. Сикевич, В.А.

Соснина, А.Г. Спиркина, Н.Н. Трубникова, С.Ф. Фролова, А.И. Шипилова и

Нормативно-правовая и эмпирическая база исследования состоит из нескольких групп документов: 1) принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, конституции и конституционные Уставы субъектов РФ, законы, подзаконные акты федеральных и региональных органов власти, Федеративные договоры, Государственные программы, конституции зарубежных государств; 2) материалы правотворческой, правоприменительной и правосистематизирующей практики; 3) диссертационные исследования, материалы научных конференций, статистические материалы, результаты социологических исследований и опросов общественного мнения, публикации в периодических изданиях, авторефераты и другие документы.

См.: Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995; Анцупов А.Д., Шипилов Л.Я Конфликтология. 2-е изд Юнити., 2004; Богданов Е.Н Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. СПб.:Питер 2004; Болтенкова Л.Ф. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995; Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! 2-е изд. Новосибирск, 1989; Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев СВ. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993; Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политологический анализ. Ростов-н/Д., 1992; Каган М.С Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974; Кильмашкина Г.Я.Конфликтология: социальные конфликты. Юнити., 2004; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М., 1996; Сосник В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. Т.18. №1. С.50-60; Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2001; Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1967; Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты М., 2004.; Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. М, 1997; Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России /Ред. Наринский М.М.', Моск.ин-т междунар.отношений МИД РФ.-М.: Логос, 2003.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые этнический конфликт рассматривается как разновидность юридического конфликта со всеми вытекающими отсюда методологическими и теоретическими положениями, практическими разработками и рекомендациями. Создана целостная теоретическая модель зарождения и развертывания этнического конфликта в правовой системе общества. Разработаны государственно-правовые технологии его разрешения и предупреждения.

Личный вклад диссертанта заключается в предложении им не только теоретических, но и практических мер, направленных на предотвращение, регулирование и разрешение этнических конфликтов, заключающихся в научной разработке проблемы, а также выражающихся в правотворческой и правоприменительной деятельности компетентных субъектов.

Впервые в работе этнический конфликт рассматривается как разновидность юридического конфликта.

В работе выведено авторское определение этнического конфликта как сложного многоаспектного социального явления, характеризующегося способностью трансформироваться в другие виды конфликта, а также характеризующееся специальными признаками элементов его структуры.

Автором разработана структура специально-юридической

технологической деятельности по управлению и разрешению этнического конфликта; приведены рекомендации по созданию юридических технологий предупреждения данного вида конфликта в рамках российского государства.

В ходе прикладного исследования автором разработана комплексная единая государственно-правовая технология разрешения этнического конфликта.

На защиту выносятся следующие основные положения. 1. Проблематика этнического конфликта требует фундаментальных разработок со стороны юридической конфликтологии. Её предметом может быть

12 социальный конфликт в тех сферах общественных отношений, которые тем

или иным образом охватываются правовым регулированием.

  1. Этнический конфликт представляет собой разновидность юридического конфликта. Под последним следует понимать противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами; юридический конфликт непосредственно связан с правовыми отношениями и возможной юридизацией.

  2. Определение этнического конфликта как вида юридического. Это противоборство субъектов права, проходящее по линии этнической общности, элементам структуры которого имманентно присуще правовое наполнение. В силу этого этнический конфликт связан с правовыми отношениями и может прекращаться или разрешаться юридическими средствами.

  3. Структура этнического конфликта и юридическая квалификация её элементов. Структура этнического конфликта включает следующие элементы: внешние (субъект, объект, действия, средства) и внутренние (психологический механизм поведения субъектов).

Представлено исследование правового статуса субъектов этнического конфликта. К таковым может быть отнесён любой субъект права при условии, что противоборство между ними проходит по линии этнической общности. Субъектами этнического конфликта являются этнические группы, этнические общности, национальные меньшинства, народы и народности, вооружённые националистические группировки и бандформирования, национально-этнические объединения, национально-государственные образования, государство в лице правоохранительных органов и других государственных структур.

Объект этнического конфликта — это объекты права, либо их часть, то есть те общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование.

13 Юридически значимые действия субъектов этнического конфликта

подразделяются на правомерные и неправомерные, раскрываются трудности

юридической квалификации данных и других действий субъектов

конфликта.

При исследовании средств, используемых сторонами в этническом конфликте, особое внимание уделяется специально-юридическим средствам.

Психологическому механизму поведения субъектов этнического конфликта присуще правовое наполнение, которое может проявляться прямо или косвенно в следующих блоках: информационном, мотивационном, программно-целевом, энергетическом, оценочном и др.

  1. Структура механизма детерминации этнического конфликта, содержание и специфика каждого из её элементов в разрезе проблемы воздействия политико-правовых факторов на зарождение и развитие этнического конфликта. Рассматриваются негативные правоустановительные, правореализационные и правоохранительные факторы, их формы, уровни, сила и этапы детерминирующего воздействия. Анализируется результат политико-правовой детерминации этнического конфликта.

  2. Динамическая модель зарождения и развёртывания этнического конфликта в

правовой системе общества. Выделены четыре стадии динамики этнического конфликта (предконфликтная, собственно конфликт, стадия разрешения, послеконфликтная стадия), которые характеризуют социально-правовую ситуацию и этноконфликтный процесс в целом. Каждая из стадий этнического конфликта подразделяется на более мелкие фазы (стадии).

7. Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического
конфликта. Под преодолением понимается качественное изменение в
соотношении сил противоборствующих сторон конфликта на основе его
урегулирования. К государственно-правовым формам преодоления
этнического конфликта относятся управление, урегулирование и
разрешение.

8. Институциональный анализ элементов структуры этнического конфликта и

его результаты.

9. Государственно-правовая технологическая деятельность по преодолению
этнического конфликта имеет сложную структуру. В её состав включены:
формы разрешения этнического конфликта (среди мирных выделены
посредничество, переговоры, судопроизводство); компетентные субъекты;
процедурно-процессуальные формы разрешения; нормы, принципы,
правила, программы и прогнозы, составляющие содержательную сторону
согласительных процедур; система государственных и специально-
юридических средств; система приёмов и способов воздействия на субъектов
конфликта и др.

Ю.Содержание разработанных государственно-политических и специально-юридических процедур разрешения этнического конфликта. К первым отнесены различные варианты политического процесса; ко вторым — международные, региональные, внутригосударственные юридические процедуры.

11 .Содержание и специфика разработанных государственно-правовых принципов и норм разрешения этнического конфликта.

12.Правовая профилактика этноконфликтного поведения как специфический
вид государственно-правовой деятельности, направленный на выявление,
минимизацию или нейтрализацию причин и условий в правовой системе
общества, способствующих возникновению этнического конфликта с целью
их предупреждения. Основными юридическими технологиями
предупреждения этнического конфликта являются конституционные
процедуры, правовое обеспечение функционирования национально-
культурной автономии, совершенствование миграционного
законодательства.
Теоретическая значимость исследования. Проведённое в работе

изучение юридических аспектов этнического конфликта позволило по-новому

15 подойти к пониманию его природы, признаков, структуры, функций, механизму

детерминации и места в правовой системе российского общества. Проведён

анализ отдельных установлений действующего и проектируемого

законодательства на предмет их соответствия позитивным аспектам развития

этноконфликтной правовой реальности. Юридический подход к исследованию

этнического конфликта даёт возможность положительно решать теоретическую

проблему возможной институционализации конкретного этнического

конфликта.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы дополняют и углубляют ряд разделов общей теории права и государства, посвященных проблематике субъектов права, правовых отношений, правомерного поведения, правонарушения, правосознания, законности и др. Материалы диссертации могут быть использованы для развития некоторых направлений юридической конфликтологии и социологии права, затрагивающие проблемы изучения отдельных видов социальных конфликтов в рамках отдельных юридических наук.

Практическая значимость работы состоит в том, что она носит системно-прикладной характер, связанный с разработкой государственно-правовых технологий разрешения этнического конфликта.

Исследование этноконфликтных процессов в рамках юридической конфликтологии с использованием методологии, методов и методик данной дисциплины раскрывает возможность познания институционального аспекта этнического конфликта, выявления его юридической природы и соответственно повышения уровня управляемости конфликта.

В диссертации выработаны международные, межгосударственные и внутрироссийские юридические механизмы по разрешению и предупреждению этнических конфликтов в России и СНГ; представлены научно обоснованные практические рекомендации по стабилизации межэтнических отношений в

данных государствах, которые могут явиться правовой основой национального строительства и новой региональной политики.

Сделанные выводы относительно места и роли международных организаций в процессе преодоления этнических конфликтов, а также относительно соотношения региональных и универсальных систем безопасности, могут быть использованы как рекомендации в международно-правовой, дипломатической и политической деятельности.

Работа может быть использована при подготовке учебников, учебно-методических пособий по курсу "Юридическая конфликтология", "Этноконфликтология", "Теория и история государства и права".

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Костромского государственного технологического университета (КГТУ), профессорском семинаре КГТУ.

Выводы и рекомендации по теме апробированы на конференциях: Развитие правового пространства в национальных и международных отношениях (Москва, Международная конференция, 14.09.2005 г.); Политико-правовая система России (Всероссийская заочная научно-практическая конференция 24.09.2005 г.).

Результаты проведенного научного исследования поставлены на учет юридическим отделом Администрации г.Костромы, отдельные рекомендации внедрены в практическую деятельность подразделения (отдела) по делам миграции УВД Костромской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Исходные позиции теории и истории этнического конфликта в рамках юридической конфликтологии

На современном этапе отечественная юридическая конфликтология представляет собой развивающуюся научную, учебную и практическую дисциплину. Её формирование как самостоятельной науки началось только с середины 1990-х годов, в силу чего категориальный и понятийный аппарат данной дисциплины остаётся пока до конца не разработанным.

Долгое время конфликтологическая проблематика для общественных наук, в том числе и в отношении правовой сферы общественной жизни, оставалась запретной темой для научных кругов. Одна из догм союзного государства состояла в признании советского общества бесконфликтным, за исключением, пожалуй, сферы межличностных отношений, где допускалось конфликтное поведение.

Легализация проблематики конфликта произошла в ходе перестройки, когда ещё советское, а затем российское общество столкнулось с возникновением и развитием разнородных конфликтов. В этот период перед учёными возникают неотложные задачи познания закономерностей возникновения и развития, разрешения и предотвращения социальных конфликтов, что явилось предпосылкой для возникновения нового научного направления, называемого конфликтологией.

За рубежом теоретическая конфликтология начала формироваться достаточно давно как совокупность научных школ, имеющих различные философско-методологические основания.

Проблема конфликта привлекла к себе внимание ещё со времён древности. Попытки первого рационального осмысления социальной природы конфликта восходят к ранним периодам философской мысли. Так, древнегреческий философ Гераклит пытался обосновать позитивную роль борьбы и конфликтов в процессе общественного развития. В той или иной форме подобные мысли высказывали Сократ, Платон, Полибий, Эпикур и др.

В период эпохи Возрождения известные гуманисты (Т.Мор, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, Ф.Бэкон) выступили с резким осуждением социальных столкновений и вооружённых конфликтов. Наиболее сформированные теоретические положения возникают в период Нового времени. Они связаны с такими мыслителями, как Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс. Но вести речь о разработке собственно конфликтологических концепций можно с конца XIX - начала XX в. В это время теория конфликтов свое развитие получила в рамках социологии в работах Г. Спенсера, М. Вебера, Г.Зиммеля, В.Паретто и др. Конфликт рассматривался как нормальное социальное явление. Позднее социология оказалась под сильным влиянием функционализма, который отводил конфликтам негативную роль, в связи с чем теоретический интерес к конфликтологической проблематике был снижен.

Изменение теоретической ориентации начало осуществляться только в 1950-е гг. В противоположность теориям функционализма стали появляться специальные работы, посвященные социальным конфликтам как явлениям, присущим внутренней жизни общества. Эти работы представляют собой современные конфликтологические концепции. Наибольшую известность среди них получили концепции Л. Козера , Р.Дарендорфа и К.Боулдинга .

Итак, на Западе становление конфликтологии началось с конца 1950-х гг. И прошло в своём развитии два этапа. Первый этап (1950 - 1970-е гг.) связан со становлением социологии конфликта. В этот период основные исследования были связаны с изучением причин и функций данного феномена, его 19 структурно-динамических показателей (Л.Козер, Р.Дарендорф, Дж. Бернард, Д.Галтунг, А.Рапопорт и др.) и попытками построения общей теории конфликта (К.Боулдинг, Л. Крисберг, К.Финк и др.). Центральной проблемой второго этапа (1980-2000-е гг.) становится разработка вопросов разрешения и предотвращения конфликтов. Указанные ученые, а также Т.Боттомор, М.Дойч, М.Крозье, Р.Снайдер, Т.Шеллинг и др. уже далеко продвинулись в выработке понятийного аппарата исследования конфликта, основательно раскрыли природу и механизмы этого явления, условия его возникновения и причины, ход развития, контроль и регулирование, методы разрешения и последствия. То есть общая теория конфликтологии на Западе весьма развита. Анализ публикаций по проблеме социального конфликта позволяет сформировать обобщённое представление о становлении общей конфликтологии как предпосылке формирования юридического конфликтологического знания. С конца 1980-х - начала 1990-х гг. стали появляться исследования, непосредственно готовящие почву для формирования конфликтологии как самостоятельной науки в нашей стране1. Все они посвящены общим вопросам теории конфликтов. В настоящие время наряду с переводом зарубежной литературы выходит в свет значительное количество отечественных монографических и 20 учебных изданий1. Общая конфликтология преподается в вузах, защищаются кандидатские и докторские диссертации, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов, проводятся семинары, тренинги, конференции. Вместе с тем следует заметить, что отечественные конфликтологи, как, в принципе, и зарубежные, пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их генезису, структуре, функциям, классификации и т.д., т.е. до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, имеются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике этого явления.

Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического конфликта

В последние время российские и зарубежные учёные-социологи, юристы, политологи склоняются к признанию неизбежности социальных конфликтов вообще и этнических, в частности. Их существование связывается с рядом детерминирующих обстоятельств, которые были нами уже рассмотрены. Особое место среди них занимают деструктивные политико-правовые факторы детерминации этнического конфликта. Поэтому главная задача учёных и государственных деятелей заключается в выявлении конструктивных факторов преодоления этнической конфликтности в России. К таковым в первую очередь следует отнести государственно-правовые технологии управления этническим конфликтом, его урегулирования, разрешения и предупреждения.

Прежде чем мы подробно остановимся на рассмотрении содержания этих технологий и перспективах их применения в Российской Федерации (это будет сделано в следующих параграфах), необходимо раскрыть категорию преодоления конфликта, формы преодоления конфликта и содержание государственно-правовых форм преодоления этнического конфликта.

Под преодолением этнического конфликта следует понимать его снятие на основе качественного изменения взаимоотношений между его контрсубъектами и другими элементами, выделяемыми нами в структуре этнического конфликта (участниками, объектами и предметами, средствами, действиями, субъектной стороной). Впервые понятие "снятие" было использовано Гегелем в своих философских трудах1. 97 Детальную разработку и практическое применение категория "снятие конфликта" получила в трудах B.C. Жеребина, использующего ее для изучения механизмов снятия правовых конфликтов1. При истолковании сущности преодоления юридических конфликтов B.C. Жеребин выделяет четыре основных свойства, присущих категории "снятие": снятие должно сопровождаться тем, что один из контрсубъектов пересиливает противодействие второй стороны; снятие юридического конфликта должно сопровождаться его завершением; преодоление юридического конфликта не означает абсолютное уничтожение всех его составных элементов; снятие юридических конфликтов неразрывно сопряжено с количественными и качественными изменениями социальных признаков составляющих его структурных элементов2. Не будем здесь останавливаться на степени научной обоснованности данных свойств категории "снятие" относительно юридического конфликта. Нас интересует вопрос о возможности выявления подобных свойств в категории "снятие" применительно к этническому конфликту как виду юридического. Рассмотрим первое свойство. Утверждение о том, что снятие конфликта сопровождается пересиливанием одним контрсубъектом противодействия противоположной стороны, представляется не вполне отвечающим сущности и содержанию этноконфликтных процессов. Даже если мы не будем отождествлять категорию "сила" с наиболее острыми формами государственного принуждения, на чём справедливо заостряет внимание B.C. 98 Жеребин1, пересиливание одной стороны другой не есть неотъемлемое свойство снятия этнического конфликта. К примеру, при обострении этнических отношений в начале 90-х годов в Кабардино-Балкарии, связанных с территориальным спором, развитие ситуации пошло по мирному пути, без пересиливания в прямом и переносном значении одного контрсубъекта другим. Большая часть кабардинского и балкарского населения осознала практическую невозможность разрешения территориальных споров2. Трудно согласиться и с содержанием второго, выделяемого B.C. Жеребиным, свойства снятия юридического конфликта. Суть его состоит в том, что преодоление конфликта сопровождается его окончанием и завершением. Этнические конфликты, проходящие, как правило, на общесоциальном (не индивидуальном) уровне, захватывают сравнительно длинные временные отрезки, чему можно привести достаточно много примеров как в постсоветском пространстве (Чеченский конфликт, Осетино-Ингушский конфликт), так и в зарубежных странах (Британо-Ирландский конфликт, Югославский конфликт). Причины длительности протекания этнического конфликта состоят, по всей вероятности, в большой значимости психологических механизмов этнического конфликта (роль негативных гетеростереотипов в этносоциальной памяти, этноцентризм, национализм и др.), что обусловливает наличие дополнительных трудностей при завершении данного вида конфликта. Следовательно, лучше говорить не о "разрешении" этнического конфликта, а об его "урегулировании". Данное утверждение становится все более обоснованным, если учесть, что этнические конфликты могут локализоваться, преобразовываться в другие, более приемлемые формы для конкретного противоборства, тогда как термин "разрешение" 99 подразумевает их полную ликвидацию. Подобной позиции придерживается и зарубежный теоретик Р. Даренорф1.

Государственно-правовые принципы и цивилизационный аспект при разрешении этнического конфликта

Итак, рассмотрев варианты политического процесса, посредством которых можно добиться урегулирования этнического конфликта, и проблемы создания и применения юридических процедур этнического конфликта, мы переходим к изучению следующего основного элемента в структуре технологии разрешения этнического конфликта — к содержательной стороне использования названных процедур, т.е. к определению норм, принципов и правил разрешения этнических конфликтов.

Зарубежный ученый-социолог К. Оффе утверждает, что существующие институциональные средства разрешения конфликтов в современных обществах принимают форму, во-первых, введения неотчуждаемых правовых гарантий, во-вторых, наделения сторон правом соучастия в принятии решений и, в-третьих, установления границ, выделяющих функциональную или территориальную автономии (крайним вариантом такого решения является сецессия)1.

Остановимся подробнее на первом способе разрешения конфликтов. Согласно К. Оффе, подход к урегулированию этнических конфликтов путем апелляции к правам человека и этнических меньшинств не может разрешить проблему. Он ссылается на тот факт, что в обществах с сильными традиционалистскими связями, малой экономической производительностью и отсутствием демократической политической культуры (к которым волне можно отнести и Россию), правящие элиты крайне неохотно соглашаются на отказ от контроля над меньшинством 2. Однако мы считаем, что раз в России взят курс на построение правового государства, то политическое руководство ни в коей мере не должно отказываться от использования такого средства разрешения конфликтов, как введение необходимых правовых гарантий для этнических меньшинств.

В тех же западных странах межэтнический мир стал возможен благодаря функционированию разветвленной системы обеспечения прав этнических меньшинств и их законодательному закреплению. В этих странах существуют различные способы регламентации правового статуса этнических групп. Во-первых, это заключение договоров, предусматривающих взаимные обязательства государств по охране конкретных этнических групп. Во-вторых, акты внутреннего законодательства, регулирующие статус иноязычных групп. Это могут быть акты, закрепляющие особый статус тех территорий, где доминируют иноязычные группы (например, испанский Органический закон №3 от 18 дек. 1979 года о статуте автономии Страны Басков3), либо комплексные акты, определяющие положение тех этнических групп, которые рассеяны по территории страны (например, австрийский Закон о правовом положении национальных меньшинств ). Кроме того, распространены акты, закрепляющие отдельные элементы правового статуса меньшинств (например, права в области языка). Эта группа законодательства отличатся высокой степенью конкретности, четким механизмом реализации прав. В настоящее время в Западных странах большое внимание уделяется вопросам повышения роли этнических меньшинств в выработке общенациональных решений и представительству их интересов на центральном уровне. В целом же, тенденция развития западноевропейского законодательства такова, что законодатель довольно гибко реагирует и идет навстречу интересам иноязычного населения, даже когда для этого требуется изменение положений Основного закона страны (Финляндия, Норвегия), либо реорганизация государственного устройства (Испания, Италия).

Конечно, нельзя не учитывать того, что западноевропейская система прав этнических меньшинств работает в условиях модели демократического государства-нации, которая является каркасом для достижения межэтнического мира, и имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Для России содержательная реализация идеи государства-нации сегодня выступает как одна из возможных линий государственного национального строительства. О положительных моментах этой перспективы говорят такие отечественные ученые, как В.А. Тишков, С.Я. Матвеева . Даже если Россия не пойдет по пути оформления ее как государства-нации, то, в принципе, нормы о правах этнических меньшинств не должны выпадать из российского законодательства, т.к. Россия объявила себя правовым государством. На проблеме развития законодательства об этнических меньшинствах в Российской Федерации мы остановимся в самом конце работы, в разделе о технологиях предупреждения конфликтов.

Снижению уровня межэтнической напряженности в России и странах Содружества содействовал бы и такой процесс, как подписание данными странами договоров, предусматривающих взаимные обязательства государств по охране конкретных этнических групп.

Наделение этнических меньшинств рядом привилегий в области культуры, организации их жизнедеятельности, природопользования и т.д., и законодательное их закрепление вписываются в политику "аффирмативных действий", которая имеет место, например, в США. По сути эта политика есть не что иное, как подкуп меньшинства (агрессивного). Несмотря на свои издержки, политика "аффирмативных действий" достигает цели — помогает поддержать межэтнический и межобщинный мир.

Таким образом, первый способ разрешения этнических конфликтов, заключающийся в апелляции к правам человека и правам этнических меньшинств, будет эффективен в тех странах, где приверженность к демократической политической культуре достаточно высока, а главное — где имеет место развитое законодательство об этнических меньшинствах. На наш взгляд, Россия не может быть отнесена к таким странам, поэтому на сегодняшний день применение первого способа разрешения межэтнических конфликтов не будет эффективным в нашей стране.

Правовое обеспечение функционирования национально-культурной автономии

Межнациональная напряженность и непрекращающиеся конфликты в сегодняшней России все более актуализируют значимость учета специфики федеративных и национально-этнических отношений и выработки мер их регулирования. Успех предпринимаемых в стране реформ во многом зависит от того, станет ли вопрос национальных отношений одним из приоритетных в деятельности всех органов государственной власти в Центре и на местах.

В современных условиях назрела крайняя необходимость формирования правовых основ федеративных и национально-этнических отношений. Значимой составляющей этого процесса, как представляется, должна стать проработка вопроса о правовом обеспечении функционирования национально-культурной автономии в субъектах Федерации. Законодательной базой, обеспечивающей создание и развитие национально-культурной автономии, стали разработанные и принятые Федеральные законы «О национально-культурной автономии» (№74-ФЗ от 17 июня 1996г.), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (№82-ФЗ от 30 апреля 1999г.). Особо стоит отметить принятие «Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федераций».

Во исполнение положений Федерального закона «О национально-культурной автономии» в настоящее время в Российской Федерации созданы и зарегистрированы в странах юстиции 11 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально-культурных автономий1.

Согласно статье 1 данного закона под национально-культурной автономией в РФ понимается «форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры».

Исходя из смысла данной статьи, создание национально-культурной автономии должно явиться необходимым условием для решения национально-этническими общностями стоящих перед ним и задач.

В законе детально прописываются права национально-культурной автономии (статья 4). Среди них первостепенное значение отводится праву национально-культурной автономии получать поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие и другие права.

В положениях этой статьи (статья 4) особо подчеркивается, что право на национально- культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Законодатель делает акцент на том, что национально-культурная автономия в России является культурной и экстерриториальной, позволяющей удовлетворять интересы личности, нации и государства одновременно, не нарушая территориальной целостности государства. Подобный механизм национально-культурной (персональной) автономии используется в мировой практике уже без малого 100 лет 1. При таком подходе становится очевидным, что требования национальных движений о единстве нации и территории являются несостоятельными и деструктивными, хотя уже потому, что моноэтничных по составу населения территорий давно уже не существует.

Закон «О национально-культурной автономии», имея своей целью регулирование деятельности национально-культурной автономии и обеспечение ее прав, тем не менее, не предусматривает конкретного правового механизма и юридических процедур по созданию и функционированию национально-культурной автономии в субъектах Федерации2 В соответствии со статьей 3 данного закона «образование и деятельность национально-культурной автономии регулируется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, соответствующими положениями конституций (уставов), законами и иными правовыми актами субъектов РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина». Это положение указывает на необходимость развития регионального законодательства по образованию и обеспечению деятельности национально-культурных автономий в России.

Как идет процесс создания правовой базы национально-культурной автономии в субъектах РФ на современном этапе?

Главная проблема, нерешённость которой влияет на снижение эффективности правотворческого процесса в субъектах Федерации, - это неопределенность правотворческой компетенции как региональных законодательных органов, так и самой Федерации в области формирования правовых основ национально-культурной автономии.

Похожие диссертации на Теоретико-правовые основы разрешения этнического конфликта