Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Единство права и свободы на основе их общей обусловленности. стр.10
1 Идеалистическое понимание связи свободы и права . стр.11
2 Двуаспектное понимание свободы. Социальная свобода как объективно - субъективное состояние личности. стр. 15
3 Объективная обусловленность свободы стр. 32
4 Объективная обусловленность права стр. 42
Глава 2.Правовое регулирование как средство достижения свободы субъектом общественных отношений. стр.62
1 Формы воплощения свободы в общественные отношения в качестве основного принципа посредством права. стр. 63
2 Система законодательного регулирования как нормативный способ воплощения свободы в общественные отношения. Правовая свобода как фрагмент социальной свободы. стр. 73
3 Два пути правового воздействия на личность как две формы достижения свободы посредством права. стр. 85
Глава 3. Свобода личности и юридическая ответственность. стр.111
1 Взаимоопределяющая связь свободы и правовой ответственности. стр. 113
2 Два аспекта правовой ответственности. стр. 124
3 Привнесение обоих аспектов свободы в общественные отношения с помощью юридической ответственности. Особенности этого процесса. стр. 139
Заключение стр. 150
Литература стр. 153
- Идеалистическое понимание связи свободы и права
- Формы воплощения свободы в общественные отношения в качестве основного принципа посредством права.
- Взаимоопределяющая связь свободы и правовой ответственности.
Введение к работе
Актуальность темы: проблема взаимоотношений права как социального регулятора и свободы как состояния личности, социальных групп и общества в целом является одной из важнейших, сложнейших и актуальнейших проблем в правовой науке уже несколько веков.
Право так или иначе вторгается в жизнь индивида. Свободу же люди считают главной ценностью. И сосуществование права и свободы неизбежно.
Эта тема приковывает к себе внимание не только юристов, но и ученых, ведущих исследования в других науках: философии, политологии, социологии, психологии, то есть в любой науке, так или иначе занимающейся проблемой взаимоотношений общества и человека, изучающей способы воздействия общества на человека и человека на общество, а так же последствия такого воздействия. Она включает в себя множество аспектов (относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных), каждый из которых сам по себе имеет огромное значение для познания.
Особенно актуальной тема взаимодействия свободы и права становится в условиях провозглашения свободы личности главной ценностью государства, приоритета прав и свобод человека среди других принципов конституционной и государственной деятельности. Свобода из чисто философского понятия перетекает в плоскость политико-правовых проблем и становится уже понятием юридическим, как определенный комплекс правомочий личности, как определяющая величина его правового статуса, как главная характеристика человека - субъекта правоотношений. Нет такой правовой системы или правовой идеологии, которая отрицала бы свободу личности или открыто пренебрегала бы ею. В связи с этим, существует необходимость теоретического исследования принципиальных моментов, определяющих связь и взаимодействия свободы и права.
Несмотря на то, что тема взаимоотношений права и свободы достаточно давно привлекает к себе внимание исследователей, она до сих пор не утратила своей актуальности. Большинство исследователей, разрабатывавших эту тему, основное внимание уделяли связи свободы и конкретных правовых явлений, не останавливаясь подробно на принципах, лежащих в основе взаимодействия категорий права и свободы.
Огромное влияние на работы исследователей по этой теме оказало учение Гегеля, включающее положения о связи понятий права и свободы. Гегелем была создана философско - правовая система, в которой был теоретически обоснован постулат о единой природе права и свободы, являющейся основой их взаимосвязи.
Учение Гегеля идеалистическое. Главным постулатом его философии права является положение о субъективном характере и права и свободы. Гегель, исходя из своих идеалистическо -философских принципов, так и не показал, каким образом в историческом процессе необходимость превращается в свободу.
Степень научно - практической разработанности темы исследования. По проблеме взаимоотношений права и свободы существует обширная, в том числе и российская юридическая литература. Этой теме посвящено значительное количество трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам.
Определяющее влияние на диссертационную работу оказали труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Значительное внимание уделено трудам Г. Гегеля и некоторых его последователей.
Из русских дореволюционных исследователей использовались труды Б. Н. Чичерина, Л. И. Петражицкого, Н. А. Бердяева, П. М. Новогородцева.
Основной упор в ходе работы был сделан на труды советских правоведов: Д. А. Керимова, М. С. Строговича, П.И. Стучки, В. С. Нерсесянца, В. Н. Кудрявцева, С. С. Алексеева, Г.В. Мальцева, П.Е. Недбайло, Б.Л. Назарова, Е.Л. Лукашевой, Р.И. Косолапова, B.C. Маркова, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукпшна, Л.Д. Воеводина, С.Н. Братуся, И. С. Яценко, Л. С. Явича и других учёных.
Объектом исследования являются вопросы, связанные с характером правового воздействия на человека и с ролью права в жизни личности и общества.
Предметом диссертационного исследования являются проблемы воздействия правовых институтов на волю личности, ее поведение, степени и методов правового влияния на субъективный мир личности и характера правового регулирования поведения человека. Значительное внимание уделяется анализу факторов, определяющих связь между правом и свободой.
Методологическую основу работы составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов, базирующихся на диалектико - материалистическом принципе познания.
С их помощью были установлены основы взаимосвязи права и свободы.
Основные понятия и определения вырабатывались, прежде всего, на основе системно - структурного метода, что выразилось в изучении принципиальных вопросов, связанных со взаимодействием права и свободы как философских и социальных категорий (в выявлении общих черт в сущностных характеристиках свободы и права, их общей обусловленности и форм взаимодействия). Использование этого метода, в частности, позволило сформулировать тезис: Социальный институт права - средство (инструмент) достижения свободы членами общества и внедрения свободы в общественные отношения в качестве основного принципа.
В работе использовались так же логический, исторический и другие научные методы, что позволило проанализировать особенности и закономерности развития философско-правового учения о связи права и свободы.
Целью диссертационного исследования является попытка дать теоретико - правовую характеристику связи права и свободы с позиций диалектико - материалистического мировоззрения и «широкого» правопонимания.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе научного решения комплекса задач:
• изучить существующие теории о связи права и свободы, сделать вьюод о возможности применения их положений с точки зрения материалистической философии и «широкого» правопонимания;
• сформулировать необходимые уточнения существующего понятия свободы;
• выявить особенности понятия социальной свободы;
• рассмотреть связь охраняемых правом общественных интересов и интересов личности;
• выделить главный связующий принцип философского понятия свободы и права в «широком» понимании;
• определить характер взаимодействия права и свободы;
• очертить основные формы взаимодействия права и свободы;
• исследовать роль института правовой ответственности в достижении свободы в процессе правоотношений;
• уяснить особенности процесса достижения свободы личностью с учётом правовой ответственности.
Новизна настоящей работы, заключается в том, что в ней предпринята попытка комплексного изучения основополагающей связи между правом и свободой с материалистических позиций и исходя из «широкого» правопонимания. Только основываясь на понимании права как специфического социального регулятивного института, включающего в себя помимо нормативно -законодательных актов весь комплекс правовых регуляторов (основные правовые принципы, правосознание, процесс реализации права, и т. д.) можно продемонстрировать связь между свободой как состоянием субъекта общественных отношений и правом как инструментом регулирования этих отношений и найти объединяющий их принцип.
В работе предпринята попытка познания права и свободы как диалектически единых комплексов, имеющих как объективное, так и субъективное начала. Свобода в работе понимается как характеристика состояния члена общества, включающее в себя объективный и субъективный момент; право - как комплекс регуляторов объективного и субъективного характера. Диалектичность обоих этих понятий используется в работе как еще одно подтверждение неразрывности их связи, их единства.
Новизна диссертационного исследования выражается так же в попытке разработки темы связи свободы и правовой ответственности. Отмечается особая роль, которую играет в придании поведению участников общественных отношений свободного характера посредством права институт правовой ответственности, завершающий этот процесс и закрепляющий его результаты. Это исключительное место обусловлено особой ролью, которую играет в философской проблеме свободы понятие ответственности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
• главным принципом, определяющим связь права и свободы члена общества, является их общая обусловленность объективными закономерностями общественного развития, а так же комплексом объективных интересов общества в целом и каждой отдельной личности;
• право является средством обеспечения достижения свободы членами общества в ходе общественных отношений;
• для придания свободного характера поведению субъектов правоотношений, право содержит целый комплекс институтов, воздействующих как на внешнее поведение личности, так и на ее ценностно - мотивационную систему. Законодательство - только один из таких инструментов, действие которого ограничено внешним поведением человека;
• правовая ответственность призвана превращать свободу выбора личности как потенциальную возможность достижения социальной свободы в истинную свободу члена общества;
• правовая ответственность занимает особое место среди правовых механизмов в ходе привнесения правом свободы в общественные отношения в качестве основной характеристики их участников и является универсальным средством придания свободного характера поведению участников общественных отношений. Его действие способствует достижению субъектами правоотношений как объективного, так и субъективного начала свободы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические выводы имеют важное научно - познавательное значение. Они углубляют и расширяют знания о характере, целях и способах воздействия права на общество, создают представление о возможностях правового регулирования, его значении для жизни каждой отдельной личности и жизнедеятельности всего общества и делают их более целостными и систематизированными. Доказывается совпадение правоохраняемых интересов с объективными интересами каждой конкретной личности.
Содержащиеся в диссертации теоретические обобщения и выводы могут использоваться для развития российской правовой доктрины, учтены в учебном процессе и при проведении правовой пропаганды. Основные положения работы могут быть использованы в правоприменительной практике как теоретические обоснования правового убеждения, а так же в законотворчестве, в процессе совершенствования системы правового воздействия на поведение людей.
Положения и выводы диссертации могут так же t использоваться преподавателями курсов теории права и государства, философии права.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации получили одобрение и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории государства и права Московской Государственной юридической академии, отражены в авторских публикациях.
Материалы работы использовались автором при проведении семинарских занятий по теории государства и права в Московской государственной юридической академии.
Структура и содержание работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Идеалистическое понимание связи свободы и права
Многие из исследователей в своих взглядах на единство свободы и права в качестве основы используют философско -правовое учение Гегеля. Ему принадлежит исторически первое полное и блестяще проработанное учение о связи права и свободы. С идеалистических позиций связь между этими двумя понятиями была им четко сформулирована и убедительно доказана.
В рамках гегелевской системы философии философия права (ее неотъемлемая составная часть) представляет собой ни что иное, как философию объективного духа. Объективный дух, согласно Гегелю, есть вторая ступень развития духа (которой предшествует дух субъективный, а последователем которой является дух абсолютный), а так же развития всемирного исторического процесса, когда свобода впервые приобретает форму наличного бытия в виде государственно - правовых явлений. Свобода как определяющее начало и конечная цель всего хода развития духа получает возможность выйти из формы своей субъективности и быть объективизированной, получить наличное бытие в форме государственно - правовых институтов.
Единственным определением духа является его свобода, «...в которой и содержатся все остальные его определения. Она служит и формой, и содержанием его закона.». В своей философии права Гегель наиболее полно раскрывает формы обнаружения объективно свободного духа. Так или иначе, все эти формы сводятся к воплощению в действительность понятия права, а так же понятий нравственности и государства.
Всемирный исторический процесс по Гегелю «... есть ни что иное, как развитие понятия свободы».2 Именно в этом, согласно учению Гегеля, проявляется господство разума в истории. Всемирная история в качестве своей основы имеет прогресс в сознании свободы, «... прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и объективации достигнутых ступеней свободы в правовых и государственных формах наличного бытия»3. Смысл этого прогресса - дисцишіинирование естественной неразумной воли, ее перерождение до подлинно свободной воли -свободы общества в целом и одновременно свободы сскггавляющих его индивидов.
Отношения права и свободы опосредуются в гегелевской философии объективного духа через понятие свободной воли, которая представляет собой свободу во всех перипетиях диалектики идеи права. Субстанцию и основное определение воли составляет именно свобода - воля несвободной быть не может, свободное и есть воля. Свобода обретает действительность как воля, как субъект. Ведь, согласно учению Гегеля, мышление и воля - не две взаимосвязанные, но самостоятельные способности индивида, а два аспекта (теоретический и практический) одной и той же способности мышления. «Свобода состоит в том, чтобы хотеть определенное, но в этой определенности быть у себя и вновь возвращаться во всеобщее»
Подлинно свободной, а, следовательно, истинной воля становится тогда, когда ее содержание тождественно с нею, «...когда, следовательно, свобода волит свободу». Свобода воли есть необходимый инструмент в реализации самой идеи права как разума в отношениях людей. В отличие от, например, критической философии Канта, в гегелевской философии свобода воли человека выступает не как предмет веры, а как необходимое звено в общей цепи развития абсолютного духа.
Таким образом, философию права Гегеля пронизывает идея о совершенно специфичном характере связи права и свободы. До Гегеля понятие «право» не употреблялось философами в широком значении, охватывающем всю ту область, которая обозначается им как сфера объективного духа. У Гегеля каждая ступень развития объективного духа (абстрактное право, мораль, нравственность) есть право и обладает «...своим собственным правом, так - как оно есть наличное бытие свободы в одном из ее определений»6.
Формы воплощения свободы в общественные отношения в качестве основного принципа посредством права
Именно эта возможность регулировать общественные отношения и направлять общественное развитие по объективно необходимому пути позволяет рассматривать право как механизм, способствующий достижению свободы участниками правоотношений. Защита жизненно важных интересов общества на данном этапе общественного развития, способствование поступательному прогрессу в общественных отношениях - эти основные задачи правового регулирования могут рассматриваться и как проведение в жизнь объективной социальной необходимости, стимулирование участников общественных отношений к поведению (причем, что немаловажно, к сознательному поведению, а не механическому подчинению), отвечающему этой необходимости.
По меньшей мере, три функции права могут рассматриваться как имеющие целью воплощение свободы в качестве основного принципа в общественные отношения.
Право, во - первых, является своего рода способом выражения, формулирования объективной необходимости в наиболее доступном для понимания, познания и воплощения в жизнь индивидом. Потенциальная возможность действовать свободно превращается в действительность лишь тогда, когда человек знает основные законы общественной жизни и развития, умеет их использовать, следует им. Следовательно, не только существование права, но и знание его, понимание сути его требований - необходимая предпосылка для достижения свободы. Право представляет собой одну из разновидностей социальной информации, под которой понимаются «... знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни.»89. При этом право как информативная система, носящая нормативный характер, представляет собой средство ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением.90 Эта информативная функция права имеет множество назначений (воспитание, прогнозирование, способствование научным исследованиям), и одним из них является доведение до сведения субъектов правоотношений требований объективной необходимости применительно к конкретным жизненным обстоятельствам.
«Правовая осведомленность повышает активность граждан в использовании тех больших возможностей, и благ, которые заключены в нормах права, для удовлетворения своих потребностей» . Члены общества как субъекты правоотношений получают в виде правовых предписаний точные и краткие формулировки своего поведения, объективно необходимые в данных условиях. Для овладения и использования закономерностей общественной жизни и общественного развития люди должны получить представление об этих закономерностях (прямо или опосредовано - через нормы права), дабы подчинение движения своих собственных сил целесообразному, разумному использованию на научной основе этих закономерностей как в собственных интересах, так и в интересах общества носило систематический и упорядоченный характер. Правовые нормы содержат насыщенную общественно важную информацию, адресованную сознанию личности, социальной группы, класса, общества о должном поведении. Содержащиеся в них требования, концентрирующие социально - значимую информацию о должном поведении участников правоотношений, обладают большей весомостью, нежели простое уяснение индивидами объективной необходимости, поскольку правовые нормы имеют, как правило, формальное выражение, облачены в определенные юридические формы, отражаются в законодательных актах92.
Взаимоопределяющая связь свободы и правовой ответственности
Рассмотрим механизм реализации свободы через правовую ответственность.
Традиционно любая социальная ответственность (ответственность члена общества) рассматривается исследователями в двух аспектах: позитивном (перспективная ответственность) и негативном (ретроспективная ответственность)182. При этом ответственность в позитивном аспекте рассматривается как осознание личностью своего места в обществе, своего долга перед социумом, членом которого он является, перед обществом в целом, перед другими людьми, осознание смысла и значения собственных поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека. То есть, этот аспект ответственности носит скорее субъективный, внутренний характер, это ответственность человека перед самим собой. Основанием этой ответственности является сам факт урегулированности поведения субъекта общественных отношений системой общеобязательных норм.
Под ответственностью в негативном (ретроспективном) смысле понимается ответственность, которую личность несет за прошлое свое поведение, которое выражается в поступках, нарушающих определенные социальные нормы . Этот вид ответственности является скорее объективным, так - как основанием для ее наложения является акт поведения субъекта общественных отношений, предусмотренный социальными нормами как запрещенный.
Правовая ответственность как и всякая социальная ответственность может рассматриваться в двух аспектах. Негативный аспект юридической ответственности предполагает ответственность за уже совершенные противоправные действия. Этот аспект юридической ответственности достаточно хорошо исследован отечественными правоведами. Ретроспективная юридическая ответственность является объективной формой реагирования государства и общества на противоправный (то есть антиобщественный) поступок личности, которая выражается в принудительном лишении человека определенных благ