Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПРАВО МЕКСИКИ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ 7
1. Категория "правовой системы" в современной компаративистике 7
2. Мексиканская правовая система и ее место на юридической карте мира 19
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ МЕКСИКАНСКОГО ПРАВА 28
1. Источники кастильского права, действовавшие на территории Новой Испании 28
2. Испанское колониальное законодательство в Мексике и его структура 39
3. Формирование собственной системы права в период борьбы за независимость 57
ГЛАВА III. ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕКСИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 69
1. Эволюция мексиканской правовой мысли 69
2. Конституция как основной доктринальный документ Мексики 80
3. Законодательство как источник права Мексики 88
4. Международный договор и другие незаконодательные источники права 99
5. Отраслевая структура мексиканского права 111
6. Развитие системы юстиции в Мексике в XX в 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
- Категория "правовой системы" в современной компаративистике
- Источники кастильского права, действовавшие на территории Новой Испании
- Эволюция мексиканской правовой мысли
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
В современном мире в связи с информационной и научно-технической революцией, а также бурными социально-политическими изменениями, значительно усложнилось право, и увеличился сам объем правового регулирования. В этих условиях для законодателей и юристов-практиков различных государств становится все более необходимым использовать правовой опыт зарубежных стран, обращаться к приемам и методам сравнительного правоведения. Такая потребность использовать опыт других стран проявляется не только в рамках отдельных правовых семей, но и в глобальном масштабе. Это тем более актуально, что в XX веке значительно возросло число государств, и соответственно и сложившихся в них правовых систем.
Развитие права в современных условиях требует, с одной стороны, знания и использования зарубежного законодательства, а с другой стороны, разработки собственных юридических конструкций, которые отражают правовую действительность той или иной страны.
Глубокие политические преобразования, которые произошли в России, сделали необходимой и неизбежной реформу ее правовой системы. Стало целесообразным обращение к богатому юридическому опыту зарубежных стран Запада.
Правовая жизнь Мексики, которая мало известна юридической общественности нашей страны, открывает широкий простор для юридических исследований сравнительно-правового и историко-правового характера. Право Мексики представляет несомненный интерес для российских юристов, которые могут найти в мексиканском опыте целый ряд политико-правовых конструкций, полезных для разработки нового законодательства.
Правовая система Мексики является одной из самых разработанных в западном полушарии, и вместе с тем она представляет собой одну из самых «исторических» правовых систем, восходит к римским и средневековым юридическим памятникам. Заметный след в правовой системе Мексики оставили четыре столетия колониального правления, имевшие не только отрицательные, но и положительные последствия.
Относительная политическая стабильность независимой Мексики создала благоприятные условия для закрепления преемственности и устойчивости в праве. Огромное воздействие на правовую жизнь не только Мексики, но и значительную часть стран Латинской Америки оказала мексиканская Конституция 1917 года, которая создала политико-правовую основу, исключающую возможность военных переворотов и узурпации власти.
Либерально-демократический характер мексиканской Конституции определил прогрессивную направленность всей системы мексиканского законодательства, что особенно проявилось в области земельного и трудового права, а также системе юстиции.
Несмотря на всю значимость мексиканского опыта правового развития, правовая система Мексики остается практически не изученной в российской юридической литературе. Поэтому комплексное его исследование представляется весьма актуальным. Способствуя развитию сравнительно-правовых исследований, оно позволяет определить место этой правовой системы на правовой карте мира, глубже понять правовую культуру латиноамериканского континента.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в российской юридической литературе монографическим исследованием эволюции правовой системы Мексики, несмотря на то, что эта система сформировалась уже более 150 лет назад и прошла большой путь развития. Наша юридическая латиноамериканистика ограничивается исследованием либо отдельных аспектов мексиканской правовой системы (главным образом конституционных и государственно-правовых основ этой системы), либо рассматривает ее в контексте латиноамериканской правовой семьи.
Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы:
Показать наиболее общие черты и особенности исторических корней мексиканской правовой системы, определить роль колониального права в процессе формирования собственной национальной системы права.
Раскрыть глубокую противоречивость и сложность процессов формирования нормативной базы в период борьбы за независимость.
Определить основополагающие элементы современной правовой системы Мексики, их основные характеристики путем выделения общих и отличительных черт.
На защиту выносятся следующие положения:
Современное мексиканское право восходит к римскому, средневековому испанскому и в некоторой степени доколониальному индейскому праву.
Специфика правовой системы Мексики, как и других латиноамериканских стран, состоит в том, что эта система выросла на фундаменте колониального права. Это право испытало влияние двух нормативно-правовых блоков: законов Испании (право Метрополии) и собственно колониального права, разрабатывавшегося в Новой Испании в течение 300 лет исходя из потребностей самого колониального общества. Многие памятники испанского средневекового права были использованы в процессе формирования национальной правовой системы Мексики.
Характерной чертой мексиканского, как и вообще латиноамериканского права, было длительное использование (вплоть до II половины XIX века) таких средневековых сборников права, как Партиды, Фуэро Хузго, Новый свод законов и т. д.
Решающую роль в процессе создания мексиканской правовой системы сыграли передовые идеи XVIII и XIX веков: естественно-правовые теории, позитивизм, особенно нормативизм Г. Кельзена.
История права Мексики еще в колониальный период отразила чрезвычайную остроту земельного вопроса. В эволюции мексиканской правовой системы проявилась борьба консервативных и либеральных сил по поводу статуса эхидального и частного землевладения. В условиях аграрной страны, какой была Мексика, победа частного землевладения предопределила направленной развития права.
Становление правовой системы Мексики было особенно связано с разработкой и принятием конституций, которые в Мексике, в отличие от других латиноамериканских стран, отличались стабильностью.
В мексиканской правовой системе Конституция играет первостепенную роль. И в XX веке с принятием ныне действующей Конституции 1917 года, она стала для мексиканских юристов своего рода правовым фетишем.
Правовую доктрину и юридическую практику Мексики отличает доскональная разработка проблем соотношения конституционного и текущего законодательства, принципов его классификации.
Значительную роль в применении законодательства играют судебные органы, которые наделены в Мексике, как и в большинстве других
латиноамериканских стран, широкими полномочиями по защите конституционных прав частных лиц и государственных органов.
10. Мексиканская правовая доктрина, в отличие от стран континентальной
Европы, допускает использование в определенных пределах и в особых
обстоятельствах судебной практики в качестве источника права.
11. Под влиянием американского федерализма в Мексике сложилась
двухуровневая система: общефедеральная и правовая система штатов.
Методологической основой диссертации явились как общие, так и специальные методы исследования права: историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Историко-правовой метод применяется для выявления истоков мексиканского права, а также правовых традиций, которые придают особенность и индивидуальность правовой системе Мексики. Применение формально-юридического метода вызвано необходимостью "технического" анализа позитивного права. Сравнительно-правовой метод открывает возможности для выявления места мексиканской правовой системы на правовой карте мира и прежде всего используется для характеристики специфических черт мексиканского права.
Информационную базу диссертационной работы составили нормативные
акты Испании и Мексики колониального периода, новейшие мексиканские законодательные источники, в том числе Конституция 1917 года Мексики, монографические работы и научные статьи ученых России, стран Восточной и Западной Европы, а также латиноамериканского континента.
Научное и практическое значение диссертации заключается в следующем: содержащиеся в ней выводы и материалы могут быть использованы, во-первых, в дальнейшем исследовании государственно-правовых проблем латиноамериканских стран; во-вторых, в учебном процессе при преподавании курсов по теории и истории государства и права, а также конституционного права зарубежных стран, спецкурсов по сравнительному правоведению.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Категория "правовой системы" в современной компаративистике
Термин "правовая система" в юридической науке употребляется в нескольких значениях. Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач необходимо, прежде всего, рассмотреть следующие.
В самом узком - правовая система понимается как право определенного государства, и терминологически она обозначается как "национальная правовая система" .
И в самом широком своем значении - как совокупность национальных систем, которые объединяют общность происхождения, источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития . Правовая система во втором значении более тесно связана с компаративистикой, в которой используется самая разнообразная терминология. Одним из распространенных терминов является "правовая семья".
Термин "правовая система" в значении "национальной правовой системы" в литературе конца XIX - нач. ХХ-го столетия применялся сравнительно редко и скорее как синоним права или законодательства. Сегодня в зарубежной литературе, в том числе и мексиканской, категория "правовая система" в контексте национального права не исследуется. В этом значении применяются категории "право", "система права", "структура права", "схема права"3.
В отечественной литературе, начиная с середины XX века, данная категория интенсивно разрабатывается, и в настоящее время она прочно вошла в научный оборот4, закрепилась в юридической практике и в законодательных актах
Диапазон применения категории "правовая система" в теоретических исследованиях является еще более широким.
Так, А.Х. Саидов полагает, что для понимания правовой системы ключевыми являются категории "правопонимание", "правотворчество", и "правоприменение" .
В свою очередь Ю.А. Тихомиров в своей книге "Курс сравнительного правоведения" определяет содержание этой категории следующим образом: "Правовая система государства есть структурно организованный нормативный массив, ориентированный, формируемый и действующий на основе общих принципов" . По мнению Ю.А. Тихомирова, элементами, составляющими правовую систему, являются: 1) цели права; 2) принципы построения; 3) порядок правотворчества 4) законы; 5) подзаконные акты; о) акты местного самоуправления; 7) одобренные международно-правовые связи и соотношения.
Такое узкое нормативное понимание правовой системы, на наш взгляд, не дает полного представления об этом феномене. Оно фактически отождествляет понятие правовая система с понятием "система позитивного права" .
В современной отечественной литературе существует мнение об "условности" и "во многом случайности" словосочетания "правовая система", которым "пытаются подменить общее понятие права4.
Так, академик РАН B.C. Нерсесянц отмечает, что "... трактовки "правовой системы" в качестве какого-то нового правового понятия ... по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным словосочетанием "правовая система"5. Такая точка зрения, безусловно, имеет под собой основания, но она с неизбежностью влечет за собой упрощенное толкование многомерной правовой действительности. Точка зрения, высказанная B.C. Нерсесянцем, не является общепринятой. Так на наш взгляд, более убедительным представляется понимание "правовой системы" Г.И. Муромцевым. Правовую систему Г.И. Муромцев определяет как "научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях"1. Представляя право как многоуровневое системное образование, Г.И. Муромцев отмечает, что категория "правовая система" отражает наиболее высокий уровень абстракции" среди прочих категорий (таких как система права, система законодательства, система источников права и т.д.), характеризующих право как системное явление. По мнению Г.И. Муромцева, правовая система включает в себя следующие разнородные элементы: 1) доктринально-философский, или идеологический (правопонимание, понятия и категории права и т.д.); 2) нормативный, т.е. совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный, т.е. юридические учреждения - правотворческие и правоприменительные и 4) социологический, т.е. правоотношения, применение права, юридическая практика3.
Источники кастильского права, действовавшие на территории Новой Испании
Вопросу об источниках права колониального периода Испанской Америки посвящено немало работ испанских и латиноамериканских правоведов.1 Однако многие из них до сих пор стараются избегать использовать термин «колониальное право» применительно к колониальной эпохе. Они утверждают, что в колониях сложилась своеобразная «дочерняя система испанского права». А некоторые из испанских юристов заявляют, что у «Испании не было колоний в Латинской Америке, а были лишь провинции, пользующиеся равными правами и даже большими, чем в самой Испании»."
Несмотря на формирование права из нескольких сложившихся пластов и групп источников права, той фундаментальной базой, на основе которой оно сложилось, было средневековое испанское право. Для латиноамериканских юристов разных направлений и школ бесспорен тот факт, что «индийское» или колониальное право, выросло, прежде всего, из испанских правовых традиций и порядков. «Юридический порядок в Новой Испании, - пишет мексиканский историк права М. дель Рефухио Гонсалес, - составлял часть юридической системы испанской монархии»". Именно поэтому необходимо хотя бы краткое обращение к истории испанского, особенно кастильского права. По справедливому замечанию того же М. дель Рефухио Гонсалеса, система колониально права выросла из кастильского варианта испанского права.
Испанское феодальное право не было предметом специального изучения отечественных историков права советского периода1. В своих трудах они рассматривали, главным образом, политическую историю, а не становление своеобразной и сложной системы испанского права. Иная картина сложилась в зарубежной, особенно испанской историко-правовой литературе, где кастильскому, арагонскому и другим ветвям испанского права уделялось значительное внимание. В частности, испанскими юристами были предложены различные периодизации истории писаного права, которые обычно включают в себя и те периоды, которые нельзя считать собственно испанскими.
Так, испанский историк права Отс Капдеки делит историю испанского права на следующие периоды:
1) Античная эпоха (La Edad Antiqua). Она включает в себя период появления первых свидетельств историко-юридического характера до падения Западной Римской Империи (V в.).
2) Средние века (La Edad Media). Включает в себя времена падения Западной Римской Империи и до открытия Америки (1492 г).
Для последнего периода характерно существование на территории Испании двух государств: вестготов и испано-римлян, а в связи с этим - двух правовых систем: право вестготов (Codigo de Eurico) и право испано-римлян (Codigo de Alarico)3.
Для первой половины этого периода (La alta Edad Media)xapaKTepHO преимущественное применение германского права, что отражено в правовых источниках той эпохи; превосходство обычаев как источников права над законами и господство местного права (картас пуэблас и муниципальное фуэрос). Вторая половина этой эпохи (La baja Edad Media) характеризуется рецепцией римского классического права эпохи Юстиниана, что было характерно для всех стран Центральной и Западной Европы. Также в этот период происходит создание нового канонического права на базе декрета Грациана и декретов Грегория IX.
3) Современный период (La Edad Moderne) (XV-XVIII вв.), по мнению Оте Капдеки, может считаться периодом формирования собственно национального права. Для него характерна унификация правовой системы путем создания нового национального права, а также экспансия кастильского права.
Наиболее интересна в этот период проекция кастильского права на территории Индий и создание на этих территориях собственных систем права.
На момент открытия Америки в самой Испании еще не сложилась собственная национальная правовая система. Это объясняется отсутствием государственного единства. Объединенные королевства на ее территории располагали каждое своей собственной правовой системой. Так, на территории Кастилии действовали нормы кастильского права, Арагоны - арагонского права, Каталонии - каталонского, Валенсии - валенского и т.д.2
Эволюция мексиканской правовой мысли
Доколониальный период социальной истории народов современной Мексики отмечен значительным вкладом в мировую культуру (цивилизации майа, ацтеков и др.) и характеризуется преобладанием теократической политической идеологии над наивно-реалистическим восприятием окружающего мира основной массы общинников-землевладельцев и скотоводов.
Для колониального периода характерно искусственное прекращение естественноисторической эволюции народов этого региона, насильственным насаждением догматов христианской веры и культа. Этому периоду свойственно варварское уничтожение памятников древней религии и культуры и насильственное обращение индейцев в католическую веру. В духовной жизни господствовал католицизм и схоластика, которым в Европе уже противопоставлялись идеи веротерпимости и гуманизма. Со второй половины XVIII в. на континент наконец проникают протестантские, а также атеистические идеи, подготовившие почву для обновления философской и политической проблематики и выдвижения идеалов свободы и национальной независимости.
Значительное влияние на социальные и политические воззрения патриотов оказывали идеи европейских гуманистов и просветителей (Т. Мор, Эразм Роттердамский, Дж. Локк, Л. Вивес, французские и североамериканские мыслители предреволюционной и революционной поры). Известно, что XVII век стал заметной вехой в развитии правовой мысли Западной Европы. «В процессе преодоления теологического мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики, рационалистически ставились и решались проблемы соотношения личности и права, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении и задачах государства и права, об их роли в общественной жизни»1.
Ведущей правовой доктриной в XVII - XVIII вв. стала теория естественного права. Законодательство в это время становится основным источником права, которое все более последовательно воплощает общие принципы естественно-правовой идеологии. Возникает представление о конституции не только как о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и о документе, обладающем высшей юридической силой и обязательно устанавливающем права и свободы граждан. Труды французских просветителей проникали на континент вопреки официальным запретам, поскольку религиозные догматы все еще были сильны и ревниво оберегались как церковными, так и светскими властями. Сторонников философско-доктринальных обновлений объединяла борьба с догматизмом и тиранией схоластического, оторванного от потребностей жизни мышления и мировосприятия. В последней трети XVIII в. в общественной мысли Новой Испании возникло течение, виднейшими представителями которого были философы - просветители Хосе Игнасио Бартолаче, Хосе Антонио Альсате, Хуан Бенито Диас де Гамара-и-Давалос2. Их произведения, направленные против официальной схоластики и содержавшие критику колониального режима, отражали новые веяния, связанные с пробуждением национального самосознания. Они употребляли термины и выражения «нация», «родина», «наша нация», «наша Америка», «мы, американцы». А в 1788 г. на страницах издававшейся в Мехико «Гасета де литература» появилась даже формула «наша испано-американская нация» . Воззрения этих выдающихся ученых-гуманистов являлись идейным выражением стремления широких слоев мексиканского общества к освобождению от испанского владычества. Именно они подготовили переход мексиканской общественно-политической мысли от философских идей схоластики к философии нового времени - к идеям французского Просвещения, рационализма
В своих трудах они отстаивали право философии на самостоятельное по отношению к теологии существование.
Уже в период войны за независимость в Мексике начинают складываться традиции современной философии. Со времени получения независимости до 70-80-х гг. XIX в. мексиканскую философию определяла прогрессивная тогда теоретическая мысль Франции. Мексиканские мыслители обращались в тот период к правовой науке и других европейских стран (Испании, Италии), но влияние французской мысли преобладало. Конституционные идеи, идеи разделения властей, принципы правосудия, обновленные принципы права, прежде всего, естественного права, преобладают в мексиканской правовой литературе того времени. Это объясняется не только достижением юридической мысли во Франции, общностью романской культуры и близостью языка, но и, по выражению В. А. Туманова, необходимостью решения проблем «аккультурации» реципированных правовых форм, - прежде всего, наполеоновского Гражданского кодекса2.
По мнению мексиканских теоретиков того времени, в качестве средства процветания должно было выступить право, что обусловило значительный расцвет юридического мировоззрения во второй половине XIX в. Научная задача правоведения сводилась к отработке приемов и способов работы с позитивным правом, дабы придать ему большую эффективность. Обоснованию этой цели как нельзя лучше отвечала философия позитивизма.