Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. РУССКИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ АНАЛИЗ... 12
§ 1. Теоретико-методологические и историографические основы исследования взаимоотношений этноса, религии и государства 12
§ 2. Роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности 22
§ 3. Этатизм и соборность в политико-правовом сознании русского народа 59
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РУССКИХ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ РОССИИ 74
§ 1. Этнорелигиозные отношения русских и народов, исповедующих ислам и другие конфессии, за пределами церковного права 74
§ 2. Вероисповедная правовая политика Российского государства: конфессиональные и этнические ограничения 90
Глава 3. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО И КОНФЕССИОНАЛЬНОГО КРИТЕРИЕВ 102
Заключение 127
Литература 138
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Россия была и остается многонациональной и поликонфессиональной страной. На ее территории проживают более 150 национальностей, а ее население исповедует свыше 70 самостоятельных направлений религии.
Россия во множестве смысловых оттенков понимания ее содержания, в первую очередь, как государства, как многонационального народа; как сообщества людей, объединенных единой историей, культурой и территорий; как особая цивилизация продолжает поиск не только путей сохранения собственной самобытности, но и гармоничного развития своей целостности, благополучия и процветания в изменяющемся мире.
Среди факторов, оказывающих заметное влияние на этот процесс, особо выделяются этнический и религиозный, о конфликтогенности которых предупреждает С. Хантингтон, подчеркивающий, что основным источником конфликтов в XXI веке станут уже не идеология и экономика, а наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и социальными группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Главное, чем различаются цивилизации - это религиозные ценности. Облик мира будет формироваться за счет этнорелигиозного взаимодействия нескольких крупных цивилизаций западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской [103, с. 33].
В постсоветской России впервые обозначилась проблема русского народа, который стал самым крупным разделенным народом в Европе - 25 млн человек проживают в настоящее время за пределами Российской Федерации. Сохранится ли он как единый народ? И если да, то, какие социальные институты, в том числе политические и правовые, могут выступить в качестве его консолидирующей детерминанты? Какую роль в этом может сыграть религиозный фактор в лице Русской православной церкви?
Не стоит сбрасывать со счетов и проблему национальных движений в Российской Федерации, которые часто используют и религиозную составляющую в борьбе за этнонациональное самоопределение. Яркий пример тому - роль ислама и одного из его направлений в виде ваххабизма на Северном Кавказе, буддизма в Калмыкии, традиционных религий в Якутии и т.д.
Констатируя относительную самостоятельность этнических и религиозных социальных институтов в истории российской государственности, следует признать, что политико-правовая реконструкция русских этнорелигиозных отношений в исследовательских проектах представлена фрагментарно и в основном в контексте государственно-церковных отношений.
В связи с этим необходимость использования имеющегося в наличии исторического опыта для разработки современных политико-правовых основ этнорелигиозных отношений, способствующих не только формированию их толерантных форм, но и этнорелигиозной солидарности в контексте законодательного обеспечения культуры этнорелигиозного мира, профилактики терроризма, экстремизма, опирающихся на этнорелигиозные идеи и учения, становится очевидной и требующей соответствующего исследовательского внимания.
Степень научной разработанности темы исследования. Предметное поле заявленной темы диссертации формируется в различных направлениях ее осмысления, среди которых выделяются следующие:
а) историко-правовые и философско-религиозные работы, касающиеся взаимоотношений государства и церкви в различные временные периоды, в которых косвенно затрагиваются вопросы становления русского этноса и российской государственности под воздействием религиозного фактора (Борисов Н.С., Бердяев НА., Гараджа В.И., Сухов А.Д., Замалеев А.Ф., Ильин И.А., Карташев А.В., Куроедов В.А., Мчедлов М.П., Николин А., Рапов О.М., Соловьев B.C., Тихомиров Л.А., Щапов Я.Н. и др.);
б) теоретико-правовые исследования государственно-церковных отношений в контексте их правового регулирования, законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания, церковного права (Грекулов Е.Ф., Розенбаум Ю.М., Васильев О.Ю., Дозорцев П., Одинцов М.И., Бабинов Ю.А., Владимирский-Буданов М.Ф., Володина Н.В., Гаевая Н.П., Гуденица Н.А., митрополит Иоанн (Снычев), игумен Иннокентий (Павлов), Таранова Е.П., Левина А.А., Митрохина Н. и др.);
в) концептуально-правовые обобщения различных тенденций развития правовой политики современной России в сфере вероисповедания и противодействия этнорелигиозному экстремизму (Пчелинцев А.В., Ряховский В.В., Варьяс М.Ю., Величко A.M., Крылова Г.А., Кудрявцев А.И., Куницын И.А., Кураев А., Лупарев Г.П., Новиков Д.В., Добаев И.П., Малашенко А.В., Ярлы- капов А.А. и др.).
Вместе с тем в прямой постановке проблема трансформации правового статуса русских этногелигиозных отношений истории государства и права России не ставилась и не обсуждалась как в историко-правовом, так и в теоретико-правовом аспектах, что позволяет обсуждать ее в контексте обозначенной научной специальности.
Объектом диссертационного исследования являются взаимоотношения этноса, религии и государства в их юридическом оформлении и правовой трансформации.
Предметом диссертационного исследования выступает государственно-правовое регулирование этнорелигиозных отношений в условиях по-ликонфессональности.
Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-правовом и историко-правовом анализе вероисоведнои правовой политики российской государственности в рамках конфессиональных и этнических ограничений.
При этом решаются следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические и историографические ре-гулятивы исследования взаимоотношений этноса, религии и государства.
2. Обосновать ведущую роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности.
3. Выявить системообразующие признаки политико-правового сознания русского народа с позиций конфессональности.
4. Концептуализировать историко-правовой опыт России в государственно-правовом регулировании русских этнорелигиозных отношений.
5. Систематизировать конфессиональные и этнические ограничения вероисповедной правовой политики российской государственности.
6. Интерпретировать правовую политику современной России в сфере вероисповедания на основе этнонационального и конфессионального критериев.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных классиков по теории государства и права, философии и методологии юридической науки, истории правовых учений, правовой этнологии и религиоведению. Наряду с общенаучными методами исследования: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, структурно-функционального, эмпирического и рационального, применены и специальные правовые методы: историко-правовой, сравнительного правоведения, юридической конкретизации и другие.
Нормативно-правовая основа диссертации. Диссертационное исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале: церковных уставах Киевских князей Владимира, Ярослава Мудрого, правовых актах московских князей, Своде законов Российской империи; нормативно-правовых актах СССР и Российской Федерации, касающихся этнорелигиозных, государственно-церковных отношений и вероисповедания.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России определены в рамках взаимодействия этноса, церкви и государства как автономный общественный институт, юридически оформленный и подверженный нормативному регулированию;
- обоснована ведущая роль Русской православной церкви в становлении русского этноса и российской государственности, системообразующими признаками которых являются этатизм и соборность;
- обобщен историко-правовой опыт России в государственно-правовом регулировании русских этнорелигиозных отношений, юридическое положение которых трансформировалось от государственного статуса к светской государственности и традиционной конфессиональное™;
- систематизированы конфессиональные и этнические ограничения российской вероисповедной правовой политики за пределами церковного права;
- предложены национально-конфессиональные критерии совершенствования политики современного российского государства в сфере вероисповедания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этнорелигиозные отношения как относительно автономный общественный институт отличаются рядом признаков, которые получают юридическое оформление и регулируются нормами права: это взаимодействие этнических и религиозных субъектов права, государственно-церковные отношения в условиях поликонфессиональности; экономические, политические, языковые, культурные и иные формы взаимодействия этноса, религии и государства, что закономерно проявляется в государственно-правовом развитии России.
2. Правовой аспект становления отношений между древнерусским этносом в виде социально-территориальной организации государственного типа и православной церковью с момента возникновения и до начала феодальной раздробленности Древнерусского государства характеризуется процессом адаптации церковного института к жизни древнерусского народа, который обеспечивался политической и правой деятельностью государственной власти, выраженной в том, что новая религия получила правовой статус государственной религии, а христианская церковь, первоначально полностью, а потом частично содержалась на государственные средства, привлекалась к решению важнейших государственных вопросов, была наделена правом законотворчества, на нее были возложены некоторые государственные функции, она пользовалась определенным набором привилегий и силовой поддержкой государства в борьбе церкви с носителями языческих верований. Этот период завершается формированием русской этнорелигиозной целостности, определяемой синонимичными самоназваниями - "русские" есть "христиане".
3. Русские этнорелигиозные отношения эволюционировали в рамках совокупности признаков, объединявших русский народ в единое целое, имевших правовую форму выражения и скреплявших русский народ в единый этнос - это государственность, народность и православие. В определенные исторические периоды некоторые из них выходили на первый план, начинали доминировать, занимали главенствующее положение:
- во времена формирования древнерусского народа до феодальной раздробленности наибольшую политико-правовую активность в консолидации русских проявляло государство, и оно же занимало главенствующее положение в упомянутой триаде благодаря объединительной политике русских территорий в условиях политико-правовой, социально-экономической зависимости от государства православной церкви;
- в периоды феодальной раздробленности в условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества и монголо-татарского ига доминирующая роль в консолидации русских перешла к Русской православной церкви, которая в тех политико-правовых условиях смогла сохранить свое организационное единство на русских (великорусских) территориях и была ведущим консолидирующим социальным институтом, объединявшим в единое целое весь русский народ; - в XIV веке и в первой половине XV века в период "собирания русских земель" в этноконсолидирующей роли Русской православной церкви возникает два вектора. Церковная правовая форма организации в лице митрополичьей кафедры начинает играть собственную политическую роль, иногда параллельную, а иногда весьма далекую от объединительного этно-политического курса московских князей, тогда как другая, дозволенная правом, монашеская форма церковной организации в лице монастырей, созданных при материальной поддержке московской великокняжеской власти, становится идейным и организационным вдохновителем ее объединительной политики; этот период знаменуется окончательным формированием к середине XVI века этнической общности "русский народ"; - со второй половины XVII века до начала XIX века идет процесс становления русской православной нации. Русское национальное самосознание, православие, русское державное народное самосознание слились в единое целое; - в эпоху советской власти в условиях политических гонений и правового бесправия Русской православной церкви, в системе государственной политики, основанной не на национальных, а на классовых принципах, направленной на формирование новой социальной общности "советский народ", в совокупности этноконсолидирующих факторов русской нации доминировал этнический компонент, выраженный по преимуществу в форме национального самосознания, в русском искусстве, в правовом положении русского языка как официального языка и языка межнационального общения, в различных организационно-правовых формах учреждений, созданных по национальному признаку.
4. Целенаправленная вероисповедная политика российского государства, основанного русскими, в отношении присоединенных народов, исповедовавших иные, чем православие религии, начинается с середины XVI века и продолжается до 1917 года. Ее правовая специфика выражена в характерном сочетании конфессиональных и этнических ограничений:
- узаконении русского православия в качестве государственной религии;
- установлении религиозной принадлежности в качестве обязательного правообразующего признака подданного;
- неравном правовом статусе этнорелигиозных сообществ, основанном на признании русского православия "первенствующей" и "господствующей" религией, а религий других народов "терпимыми вероисповеданиями";
- возложении на религиозные сообщества государственных функций регистрации брака и гражданского состояния;
- вмешательстве в определение подданным своего отношения к религии через запрет менять свое исповедание под угрозой уголовного наказания, за исключением перехода в православие, и предписании воспитывать детей, родившихся в смешанных браках с православным в православии;
- в сочетании методов христианизации иноверческих народов и свободы их вероисповедания: в период после завоевания Казанского ханства и последующего присоединения других территорий проводится политика активной, по преимуществу насильственной христианизации нерусских народов. С 1776 года в соответствии с "Наказом" Екатерины Второй в Уложенную комиссию провозглашается и реализуется принцип свободы вероисповедания. При этом за Русской православной церковью сохраняется исключительное право на миссионерскую деятельность среди других народов.
5. Историко-правовой опыт России в государственном регулировании русских этнорелигиозных отношений позволяет в целях совершенствования законодательных основ современной российской вероисповедной политики конкретизировать ее основные задачи: сохранение и поддержка сложившегося исторического единства вероисповеданий народов России, обеспечения условий для развития их традиционных верований; создание правовых, организационных и материальных условий реализации религиозных интересов народов; выработка государственных мер по раннему предупреждению конфликтов на этнорелигиозной почве; решение возможных споров и этнорелигиозных конфликтов путем согласительных процедур на основе закона; противодействие этнорелигиозному экстремизму и т.д.
Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть применены: при дальнейшем изучении взаимоотношений социальных институтов этноса, религии и государства, их государственно-правового регулирования в Российской Федерации или других странах; в законотворческой работе по совершенствованию законодательства по вероисповедной политике, особенно в субъектах Федерации, в которых население исповедует разные религии; в судебной практике при рассмотрении дел, включающих соответствующие теме вопросы. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного цикла высших учебных заведений: истории государства и права, истории политических и правовых учений, отечественной истории, политологии, конфликтологии.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в трех публикациях автора. Результаты исследования докладывались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы.