Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование Фасгиев Тимур Анатольевич

Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование
<
Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фасгиев Тимур Анатольевич. Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Фасгиев Тимур Анатольевич; [Место защиты: Сарат. юрид. ин-т МВД РФ].- Саратов, 2009.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/327

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История России во многом есть история её государства. На протяжении длительного исторического пути оно порой распадалось и даже погибало, но всякий раз восстанавливалось и набирало силы. Давно замечено, что «одна из главных причин русской болезни имеет характер чисто идеологический». Поэтому «Россия вылечится только тогда, когда ... из самих недр народных возникнет идеология новая, живая и спасительная»1. В новых исторических условиях о неразрывной связи Государства Российского с духовными ценностями и идеалами нашего народа столь же ярко говорит президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Он отмечает, что без них «мы не можем себе представить нашу страну»2.

Подобная взаимосвязь особенно часто выявляется в исследованиях последних лет, когда в нашей стране активизировались поиски национальной идеи. Именно в национальной идее многие современные мыслители усматривают спасительное средство преодоления того системного кризиса, в котором ныне оказалась Россия3. Еще дальше идут отдельные ученые-юристы, которые развивают идею о государственной идеологии как обязательном признаке всякого государства .

Особую значимость исследования данной проблематики приобретают в свете преамбулы Конституции Российской Федерации, в которой обнаруживается уважительное отношение к историческому прошлому российского народа. В ней говорится о том, что Конституция была принята «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»5. Без углубленного изучения истории, в том числе средневековой, будут непонятны такие важнейшие элементы государственной символики как герб, гимн, флаг и др. В разные исторические эпохи они выражали разные идеи, составляющие государственную идеологию нашей страны. Нужны специальные научные исследования, чтобы раскрыть их смысл.

Налицо потребность и во всестороннем изучении русской средневековой государственной идеологии. Хотя она назрела давно, но пробелы вос-

1 Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М, 2000. С. 289,290. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации//Российская газета. 06.11.2008. №230.

Об этом подробнее см.: Хабибуллин А.Г., Рахимов Р.А. Государственность. Идеология. Общество. СПб., 1998. С. 114.

4 Там же. С. 83, 88-90.

5 Конституция Российской Федерации. М, 1998. С. 3.

полняются во многом за счет исследований гражданских историков. Они решают вопросы, так или иначе связанные с государственной идеологией Киевской и Московской Руси, рассматривая главным образом социокультурные аспекты данной проблематики. Особую актуальность приобретают специальные государствоведческие исследования, которые, основываясь на достижениях гражданской истории, сохраняют самую тесную связь с науками юридического профиля. Развивая многообразные контакты с чисто историческими дисциплинами, они концентрируются на тех проблемах, которые в истории учений о праве и государстве оставались на периферии познания. Так, явно недостаточно изучена сама русская средневековая государственная идеология, представшая собой совокупность различных идеологем, которые использовались политической элитой страны для обоснования государственных интересов.

Актуальность данного исследования определяется еще и тем, что целостной картины русской средневековой государственной идеологии в истории учений о праве и государстве пока нет. Нет в ней и комплексного анализа особенностей проявления в государственной идеологии Киевской и Московской Руси преемственности, повторяемости и вариативности. А ведь именно они рассматриваются в качестве всемирно-исторических закономерностей государственно-правового развития1. Особенности отдельных конкретно-исторических форм, особенности русской средневековой государственной идеологии в целом - вот те «белые пятна», которые до сих пор существуют в историко-юридическом знании.

Степень научной разработанности темы. Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с развитием русской средневековой государственной идеологии, давно приковывает к себе внимание отечественных ученых самых разных специальностей. В дореволюционной науке данная проблематика частично исследовалась Н.М. Карамзиным, СМ. Соловьевым, В.О. Ключевским, М.А. Дьяконовым, И.Н. Ждановым, Н.Ф. Каптеревым, В.И. Саввой, В.Е. Вальденбергом и многими другими. Основное внимание большинства из них было сконцентрировано на вопросе о влиянии Византии, её религиозно-политических традиций на государственную идеологию Киевской и Московской Руси. Объем работ, посвященных русской средневековой государственной идеологии, уже тогда был довольно значительным. Не меньше внимания уделялось русской средневековой государственной идеологии и в советское время. Ученые-историки этого периода сконцентрировали свое внимание на изучении отдельных памятников русской политической и правовой мысли. Можно отметить работы Н.Н. Масленниковой, Р.П. Дмитриевой, А.А. Зимина, Я.С. Лурье. Важный вклад в изучение поли-

Об этом подробнее см.: Косарев AM. Поступательное движение в истории досоциалистических типов права. Автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. М., 1989. С. 13-21.

тико-правовых концепций русских книжников внесли А.Л. Гольдберг, Р.Г. Скрынников, А.Л. Хорошкевич. Политико-правовые аспекты славянского язычества и древнерусского летописания активно разрабатывались Б.А. Рыбаковым, А.Г. Кузьминым, Б.А. Романовым, Д.С. Лихачевым, И.Я. Фрояновым. Общественно-политической идеологии Киевской и Московской Руси посвятил свои монографии И.У. Будовниц. Новые методологические подходы к изучению русской средневековой идеологии успешно развивали Ю.М. Лотман, A.M. Панченко, Б.А. Успенский, В.Л. Живов, М.Б. Плюханова.

Идеологическая основа Московского государства периода правления первых Романовых получила освещение в работах А.П. Богданова, В.Г. Вдо-виной, И.В. Поздеевой, П.Н. Пушкарева. Среди монографических работ новейшего времени особого внимания заслуживает фундаментальная монография Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции». Её опубликование в 1998 г. стало заметным событием не только в исторической, но и в историко-юридической науке. Н.В. Синицына вновь подтвердила вывод о том, что концепция «Третьего Рима» имела церковное происхождение и преимущественно религиозное предназначение. Религиозные аспекты русской средневековой политической культуры нашли отражение в трудах Л.А. Андреевой.

Таким образом, в отечественной исторической науке была проделана огромная работа по изучению русской средневековой идеологии. Отечественными учеными-историками был проанализирован широкий круг вопросов. Но в центре их внимания по-прежнему находятся те или иные средневековые религиозно-политические концепции русских книжников.

Казалось бы, примерно так же должно обстоять дело и в историко-юридической науке. Однако библиографический анализ показал, что труды историков-юристов, посвященные рассматриваемой здесь проблематике, встречаются довольно редко. Роль историков-юристов в этой области, как правило, ограничивается написанием соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Определенным исключением в этом плане является монография Н.М. Золотухиной, в которой прослеживается стремление изучить развитие русской средневековой политико-правовой мысли. Автор верно отмечает, что «остается наименее изученной политическая и правовая мысль периода раннего и позднего средневековья». Она, безусловно, права и тогда, когда пишет об отставании исследований в этой области от «исследования социально-политической истории средневековой России». Следует согласиться с ней и в том, что «наиболее заметно это отставание именно в историко-правовой науке»1. Но и в её работе данная проблематика рассмотрена в соответствии с доктринальным принципом: от

1 Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. С. 4.

Илариона Киевского до Ивана Тимофеева. При таком подходе фрагментация политико-правового знания неизбежна. Кроме того, «в пределах данной работы» Н.М. Золотухиной «ставилась задача показать формирование основных направлений политической мысли, в русле которых происходило развитие классовой борьбы в её идеологической форме» . Налицо стремление к сохранению постулатов классовой теории при изучении политико-правовой истории России. В результате весь комплекс вопросов, связанных с государственной идеологией Руси и России, остается на периферии исследовательского процесса. Подобный подход в значительной мере обесценил результаты работы Н.М. Золотухиной. Её содержание сегодня нуждается в пересмотре.

Анализ современных работ показал, что мысль о государственной идеологии как обязательном признаке государства постепенно пробивает себе дорогу и в теории государства и права . Аналогичной точки зрения придерживаются отдельные конституционалисты. Так, Н.А. Боброва утверждает: «Деидеологизированное государство - такой же абсурд, как деидео-логизированная политика... Государство без идеологии все равно, что человек без мыслей» . Весьма показательно, что только отдельные теоретики государства не замыкаются в рамках общетеоретического знания, стремясь подкрепить теоретические положения многочисленными примерами из всеобщей и отечественной истории. Но даже они связаны дисциплинарной ориентацией. Поэтому их труды не способны заменить собой специальных исследований, направленных на развитие отечественного исторического государствоведения. Они немыслимы без учета уже имеющихся в отечественной юридико-теоретической науке определений государственной идеологии. Одно из них принимается нами за исходное: «государственная власть всегда предполагает наличие неких идеологем, обосновывающих ценности и цели общества, доказывающих адекватность сущностных интересов социума и индивида»4.

Несмотря на огромный массив научной литературы, прямо или косвенно посвященной русской средневековой государственной идеологии, це-

1 Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 194.

2 Хабибуплин А.Г., Рахимов Р.А. Указ. соч.; Еременко ЮЛ., Рудковский В.А. О государст
венной идеологии // Юристь-Правоведъ. 2000. № 1. С. 76; Сальников В.П., Степашин СВ., Ха-
бибуллин А.Г.
Государственная идеология и язык закона. СПб., 2001; Буховец А.Н. Идеологиче
ская функция государства. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 57, 87; Мацко СВ.
Государственная идеология и право современной России (теоретико-правовое исследование).
Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2003. С. 9-Ю; Бутусова Н.В. Идеологическая функция государ
ства: к постановке проблемы // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и пер
спективы. Мат. международн. научн.-практ. конф. (22-23 апреля 2004 г.). Екатеринбург, 2005.
С.31,34; Затонский В.А. Эффективная государственность. М., 2006. С. 77 - 78.

3 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России (Проблемы мето
дологии, теории, практики). Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004. С. 28; См. также: Бел
кин А.А.
Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб.,
1995.

4Хабибуллин А.Г., Рахимов Р.А. Указ. соч. С. 115.

лый ряд проблем так и остался незатронутым или недостаточно освещенным. Богатейший эмпирический материал, представленный в трудах отечественных и зарубежных историков, нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций истории учений о праве и государстве. Таким образом, высокая научная значимость и слабая разработанность проблемы русской средневековой государственной идеологии обусловили выбор данной темы диссертации.

Объектом исследования является русская средневековая государственная идеология, проявившаяся в деятельности Киевской и Московской Руси и отразившаяся в соответствующих правовых и литературных памятниках.

Предметом исследования являются особенности русской средневековой государственной идеологии в целом, специфика её макроформ (Киевской и Московской), своеобразие конкретно-исторических форм данной идеологии.

Хронологические рамки исследования. Решение исследовательской задачи, когда рассматриваются не только конкретно-исторические формы, но и макроформы государственной идеологии, присущие целым субцивилизациям и совершенно самостоятельным государственным образованиям (Киевской и Московской Руси), оказалось возможным только на материале, отражающем длительный исторический отрезок. Поэтому в диссертации рассматривается период конец IX в. - конец XVII в. Исключением служит этап татаро-монгольского ига (с конца 30-х гг. XIII в. по 1480 г.), когда на Руси не было ни своего государства, ни своей государственной идеологии. Хронологическая последовательность событий и процессов в диссертации освещается на основе научной традиции, идущей от дореволюционных ученых, в соответствии с которой «историки права в основу своей периодизации клали расположение столицы Русского государства и отсюда различали периоды: Киевский, Московский и Петербургский»1. Этой же традиции следовал и Н.М. Азаркин, расматривавший Древнюю Русь и Киевскую Русь как синонимы, и выделявший в истории юриспруденции России, следующие периоды: «1. Юриспруденция Киевской Руси (IX-XIII века). 2. Юриспруденция Московской Руси (XIV-XVII века). 3. Юриспруденция России XVII века»2. В структуре курса последний период, выделенный им в особый раздел, оказывается в составе первой части его труда. Она получила название «Юридическая мысль Киевской и Московской Руси»3. Соответственно, в истории русской средневековой государственной идеологии мы выделяем два крупных периода: Киевский (государственная идеология Киевской Руси) и Московский (государственная идеология Московской Руси). При этом

' Юшков СВ. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 11.

1 Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М., 1999. С. 20. 3 Там же. С. 21,23.

первый период подразделен на три этапа: IX - конец X вв.; конец X - начало XI вв.; XI — первая четверть XIII вв. В рамках же второго периода выделяются четыре этапа: конец XV - первая треть XVI вв.; первая треть XVI - конец XVI вв.; конец XVI - начало XVII вв., начало XVII - конец XVII вв.

Цели и задачи исследования. Главной целью настоящего исследования является комплексный историко-правовои анализ особенностей русской средневековой государственно-правовой идеологии.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть особенности проявления преемственности, повторяемости и вариативности в государственной идеологии Киевской и Московской Руси;

установить общее и особенное в государственной идеологии Киевской и Московской Руси;

выявить конкретно-исторические формы русской средневековой государственной идеологии, их взаимосвязи и взаимовлияние;

проанализировать воздействие государственной идеологии Киевского государства на его политический режим и отдельные функции данного государства;

проанализировать воздействие государственной идеологии Московского государства на его политический режим и отдельные функции данного государства;

установить особенности процесса трансляции империи в Московской Руси;

установить особенности имитации империи в Киевской и Московской Руси;

выделить и рассмотреть цезуры - разрывы культурно-исторической преемственности, исследовать их значение для русской средневековой государственной идеологии.

определить степень развития публично-правового сознания в Московской Руси.

Методологическая основа исследования. При написании диссертации автор руководствовался принципами материалистической диалектики, историзма и объективности. В работе были использованы общенаучные и частнонаучные методы: исторический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, портретно-индивидуализирующий, формально-юридический.

Теоретические основы исследования. Изучение специфики развития русской средневековой государственной идеологии высветило ряд проблем, находящихся на стыке истории и теории государства и права. Попытка их разрешения обусловила необходимость изучения работ теоретиков государства и права: Н.Н. Алексеева, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, Н.М Коркуно-ва, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, А.С. Мордовца, B.C. Нер-

сесянца, А.В. Полякова, Р.А. Рахимова, В.Н. Синюкова, А.Г. Хабибуллина, В.Е. Чиркина и др.

Тесная взаимосвязь изучаемой темы с историей политических и правовых учений побудила автора исследовать труды В.Г. Графского, Н.А. Золотухиной, И.А. Исаева, В.М. Карпеца, И.Ю. Козлихина, Д.И. Луковской, Е.В. Тимошиной и др.

При подготовке диссертации использовались труды отечественных ученых-философов: Н.А. Бердяева, А.В. Гулыги, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, Л.А. Тихомирова, В.В. Розанова, И.А. Ильина и др.

Привлечены труды специалистов в области истории государства и права зарубежных стран: В.Г. Графского, А.И. Косарева, Н.И. Крашенниковой и др.

Изучены работы историков-юристов, специализирующихся в сфере истории отечественного государства и права: Г.Б. Гальперина, А.И. Королева, И.А. Исаева, В.М. Карпеца, А.Н. Тимонина, Е.В. Тимошиной и др.

Источниковая база исследования включает нормативные правовые акты: законы, указы, утвержденные грамоты, княжеские и царские грамоты, междугосударственные договоры и грамоты, княжеские уставы, чины венчания на царство, а также политико-правовые трактаты, летописи и хроники, памятники литературы, былины, дневники и др.

Научная новизна диссертационного исследования. Предлагаемая работа представляет собой первое комплексное исследование основных особенностей русской средневековой государственной идеологии. В диссертации впервые в юридической науке на монографическом уровне исследуется историческое соотношение государственной идеологии Киевской и Московской Руси, выявлены основные формы русской средневековой государственной идеологии, определено её значение для формирования политических режимов Киевского и Московского государств, установлено её влияние на эволюцию отдельных функций данных государств на различных этапах их развития.

Положения, выносимые на защиту:

- В период IX-X вв. в роли государственной идеологии Руси выступала преимущественно воинская идеология. Под её влиянием война стала самоцелью политики первых Рюриковичей. В результате политический режим Руси становится военно-авторитарным, а одна из внешних функций государства - функция военных захватов чужих территорий - перерастает в почти непрерывную военную экспансию.

-Харизма монарха-завоевателя, свойственная Святославу Игоревичу, во многом исчерпала себя при его сыне Владимире. Поэтому крестителю Руси пришлось демонстрировать свое могущество в иных сферах. Одной из них явилась активная социальная политика, благодаря которой Владимир стал олицетворением культа добра и правды. При нем заметно активизировалась не только социальная, но и идеологическая функция государства.

В результате он приобрел двойную харизму: монарха-благодетеля и монарха-миссионера.

- Одна из важнейших особенностей государственной идеологии Киев
ской и Московской Руси состоит в глубокой исторической преемственности.
Она проявилась в поразительной живучести политических идеалов и кон
цепций, сложившихся как в раннем, так и в зрелом средневековье.

-Особенностью русской средневековой государственной идеологии является дискретность развития. Разрывы культурно-исторической преемственности сопровождали эволюцию русской государственной идеологии начиная с крещения Руси. Не менее значимой оказалась цезура XIII в. В результате монгольского вторжения русские земли надолго утратили суверенитет и лишились многих элементов политической культуры. В ходе длительного взаимодействия с Золотой Ордой они повторно испытали на себе воздействие государственной идеологии степной империи. С новой цезурой русское государство и его идеология столкнулись в XVII в., когда реформы патриарха Никона открыли возможности для новых иноземных влияний. Дискретность развития - одна из главных причин, обусловивших отсутствие системности государственной идеологии Киевской и Московской Руси.

-В истории русской средневековой государственной идеологии обнаруживает себя и особого рода повторяемость. На протяжении «московского периода» государство приходилось воссоздавать дважды: первый раз в 1480 г., когда русские земли освободились из-под власти Золотой Орды, и в 1612 г, когда покончили с засильем поляков в Москве. В обоих случаях легитимность государственной власти и государства нужно было обеспечивать заново. Обновление русского царства и русского самодержавия обеспечивалось за счет традиционных, главным образом этико-религиозных средств.

-Публично-правовое и политическое сознание в Московской Руси оставалось неразвитым. В общественно-политическое сознание широко внедрялись религиозно-этические начала. Поэтому в Московской Руси процесс сакрализации охватил все государство. Святая Русь, в «киевский период» выступая только в качестве желанной цели, возможной модели развития, в «московский период» утрачивает интерлокальные признаки, окончательно укореняется на «русской почве», определяется территориально и становится одним из образов уникального «священного царства» - православной империи.

- Первые признаки процесса трансляции империи - переноса сувере
нитета во времени от византийцев к русским - наметились еще при Ива
не III. Развернутое обоснование этот процесс получил в трудах Спиридона-
Саввы и Филофея Псковского. При этом в качестве источников суверените
та использовались два имперских центра - собственно Рим и Рим второй
(Константинополь). При Иване IV средневековая концепция трансляции им-

перии дополняется третьим источником русской царственности - царственным градом Казанью.

- Обнаруживает себя на Руси и вариативность идеологического развития. Тюркские титулатуры правителя и высшей аристократии Киевского государства - каган и бояре свидетельствуют: самый ранний вариант имитации империи сформировался в Киеве. Он возникает в IX-X вв. под влиянием идеологии кочевых имперских государств. Хотя титул кагана перестал использоваться на Руси еще в XIII в., многие московиты воспринимали собственного правителя в образе татарского хана. Сохраняются в Московии и бояре. В Москве формируется поздний вариант имитации империи.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Представленные в диссертации теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в последующем изучении русской средневековой государственной идеологии, способствовать приращению знаний о средневековых политических и правовых учениях русских книжников. Они позволят глубже разобраться в истории России, развить и дополнить соответствующие разделы истории политических и правовых учений, истории государства и права Российской Федерации. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебников, учебных пособий и методических материалов для студентов вузов.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных научных статьях, получили апробацию в выступлениях диссертанта на всероссийских и международных научно-практических конференциях. Результаты проведенного исследования используются в учебном процессе при преподавании курса «История политических и правовых учений» в институте права Башкирского государственного университета.

Структура работы.

Структура диссертационной работы отражает логику диссертационного исследования и состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.

Похожие диссертации на Русская средневековая государственная идеология : историко-правовое исследование