Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Эволюция теории и практики социального государства
1. Предпосылки формирования концепции социального государства 18
2. Закономерности развития социального государства 29
3. Эволюция соотношения правового и социального государства: теория и практика 60
4. Зарождение идеи и становление институтов социального государства в Таджикистане 89
Глава II. Теоретические вопросы социального государства
1. Понятие и признаки социального государства в условиях Таджикистана 112
2. Модели реализации концепции социального государства в мировой практике и возможности их творческого использования в Таджикистане 137
3. Специфика модели социального государства в Таджикистане 153
4. Государства социалистическое и социальное: сходство и различия 179
Глава III. Функции социального государства в Таджикистане
1. Содержание и роль функций социального государства 192
2. Методы реализации функций социального государства в Республике Таджикистан 209
3. Функция государства по обеспечению и развитию образования в Республике Таджикистан 228
Глава IV. Социальная защита как институт социального государства в Таджикистане
1. Теоретические проблемы понимания социальной защиты, ее соотношение с социальным обеспечением 254
2. Правовые формы реализации социальной защиты в Таджикистане 265
3. Основные направления нормативно регулируемой деятельности государства по социальной защите в Таджикистане 289
Заключение 327
Список использованных источников и литературы
- Эволюция соотношения правового и социального государства: теория и практика
- Модели реализации концепции социального государства в мировой практике и возможности их творческого использования в Таджикистане
- Методы реализации функций социального государства в Республике Таджикистан
- Правовые формы реализации социальной защиты в Таджикистане
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В юридической науке непрерывно возникают и получают развитие различные идеи и концепции государства и права, в том числе и такая сравнительно новая концепция государственности, как социальное государство. Необходимость его формирования и становления не вызывают сомнений, так как деятельность социального государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития всех людей. В свою очередь, каждый человек всегда заинтересован в том, чтобы эта деятельность не просто осуществлялась, а постоянно обогащалась, совершенствовалась. Поэтому актуальность концепции социального государства в мире возрастает, и мы солидарны с теми учеными-правоведами, которые утверждают, что в настоящий момент альтернативы формированию цивилизованной страны как социального государства нет. При этом следует отметить, что реализация концепции социального государства весьма затруднительна. Что же касается Республики Таджикистан, то здесь сложности этой реализации обусловлены тремя основными причинами.
Во-первых, как известно, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Между тем, в Таджикистане нет как специальных научных статей, так и фундаментальных работ, посвященных формированию социального государства, не считая нескольких публикаций, затрагивающих отдельные аспекты социальной политики республики. В целом «научный потенциал страны пока еще не ориентирован на решение приоритетных проблем социально-экономического развития страны». Таджикистан пытается реализовать реформы во всех отраслях социальной сферы - в трудовых отношениях, занятости, социальном страховании, пенсионном обеспечении, социальной защите граждан и др. Однако вполне очевидно, что эти попытки без комплексной научно-теоретической разработки не дадут ожидаемого результата.
Во-вторых, в стране почти отсутствуют государственная социальная политика, слаба законодательная база, ориентированная на воплощение идей социального государства именно в Республике Таджикистан. В государственных программах, национальном законодательстве недостаточно обозначены основные параметры формирования и развития социального государства, провозглашенные в ст. 1 Конституции Таджикистана от 6 ноября 1994 г. и в ратифицированных республикой международно-правовых актах. Успешное удовлетворение социальных потребностей людей возможно только через принятие и реализацию комплекса законодательных актов, которые служат основным средством достижения того уровня жизни, который отвечает общепринятым мировым стандартам. Четкое законодательное определение роли государственных органов в формировании социального государства, в свою очередь, позволит разработать и утвердить общественно согласованную модель действий всех субъектов социальной политики Республики Таджикистан по реализации принятого сценария социального развития страны. Все вышесказанное подтверждает крайнюю желательность научных разработок для принятия комплекса законов в социальной сфере с точным определением механизма их реализации. Научный анализ законодательной деятельности - это непременное условие повышения качества принимаемых законов и важная предпосылка эффективности содержащихся в них норм.
В-третьих: у граждан Таджикистана самый низкий уровень жизни среди стран СНГ; по данным ВОЗ, республика входит в число беднейших стран (122 место из 177 стран). Прямо сказывается отсутствие эффективной практической деятельности государства по решению социальных проблем в республике. «Переходный период, характеризующийся серьезными политическими и экономическими проблемами, привел к резкому ухудшению состояния социального блока (здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, водоснабжения, санитарии и жилищно- коммунального хозяйства, экологии и гендерных отношений), сокращению доступа населения к качественным социальным услугам, ухудшению условий жизни».
Следует добавить, что без эффективного социального законодательства, активной и грамотной социальной политики государства практическое решение проблем в политической и экономической сферах невозможно. Вместе с тем, недооценка предпосылок и мирового опыта формирования социальной государственности, отсутствие теоретических разработок по национальной модели реализации концепции социального государства могут влиять на возникновение таких негативных явлений, как ухудшение здоровья, генофонда нации, снижение уровня образования и профессиональной подготовки, обнищание масс и т.д. и т.п.
Указанные обстоятельства остро актуализируют потребность научного исследования проблем формирования социального государства в Таджикистане.
Степень научной разработанности проблемы. В работах отечественных исследователей можно проследить зарождение социальной помощи на территории нынешнего Таджикистана в дореволюционный период. Заслуживают внимания научные труды таджикских философов, социологов, экономистов, культурологов, посвященные ряду современных проблем республики в социальной сфере.
Вопросы формирования государственной социальной деятельности в досоветский период истории Таджикистана затронуты отечественными учеными-юристами, среди которых следует особо отметить монографии и
учебные пособия И.Б.Буриева , Р.Ш.Сативалдыева , А.Г.Халикова . Развитие отдельных аспектов социальной сферы в Таджикистане в советский и постсоветский периоды было рассмотрено в трудах Ф.Т.Тахирова. Следует также отметить исследование З.А.Икрами, посвященное трудовой миграции- одной из насущных социально-экономических проблем на современном этапе развития Таджикистана.
Названные сочинения содержат определенный материал о формировании предыстории идей социальной государственности, о развитии и компетенции государственных органов, осуществляющих социальную защиту. Эти работы охватывают также другие смежные вопросы, связанные с формированием социального государства в Таджикистане. Однако специальных статей, а тем более комплексной научной работы по проблемам формирования социального государства в Таджикистане в отечественной науке права и государства до сих пор нет; отсутствуют здесь фундаментальные научные исследования, которые содержали бы и разрешали в целом и историко-правовые, и теоретические, и практические вопросы развития республики как государства социального.
Учитывая все вышесказанное, нами и была избрана тема настоящего диссертационного исследования, а также опубликованы статьи и монографии, посвященные проблемам формирования социального государства в Таджикистане. Эти работы являются одними из первых в таджикской юридической науке, в которых исследуются названные проблемы.
Теоретическая основа диссертации. При разработке концепции социального государства в Республике Таджикистан использовались труды зарубежных специалистов. Так, видными теоретиками концепции социального государства, его функций, направленных на достижение государством высокого уровня своего развития, являются Л.фон Штейн - создатель первой научной концепции социального государства, Ф.Науман,
-
Вагнер, Ю.Офнер, Л.Джордж, Г.Геллер - автор термина «социально- правовое государство», К.Хессе, К.Хогг, Р.Дарендорф, Г.Люббе-Вольф, Х.Ю.Урбан и др. Негативные моменты в деятельности социального государства отмечали Г.Рормозер, М.Фридман, Ф.фон Хайек и др. Т.Маршалл, Т.Тилтон, Н.Фернис, К.Эспин-Андерсон предприняли попытку уточнить смысл понятия социально-правового государства. В результате ими выделено три его модели. Л.Эрхард, известный теоретик и практик, разработчик феномена социально ориентированное рыночное хозяйство, являющегося одной из основных характеристик современной стадии эволюции социального государства. При обозначении этапов развития социального государства в Западной Европе соискатель основывалась на периодизациях, разработанных Й.Амбером и С.Завадским.
При рассмотрении вопроса о развитии социального государства исследованы дореволюционные работы выдающихся мыслителей России:
-
С.Соловьева - первым раскрывшего содержание права человека на «достойное существование»; П.И.Новгородцева, Б.А.Кистяковского,
-
А.Котляревского и др., чьи идеи правового государства вылились в политико-правовую теорию защиты слабых и обездоленных; Б.Н.Чичерина, считавшего, что деятельность социального государства «столь мало оправдывается экономически, как и юридически».
Обосновать основные положения настоящего исследования позволили труды современных российских ученых-юристов, например: о причинах появления концепции социального государства - работы Е.А.Лукашевой, Л.С.Мамута, В.А.Сапуна и др.; о взаимосвязи правового и социального государств, об определении социального государства в современных условиях - В.В.Лазарева, В.А.Туманова и др.; о важности формирования национальной концепции социального государства - В.С.Нерсесянца; о зависимости развития социального государства от уровня зрелости собственности, отношения к ней власти и населения - С.С.Алексеева, В.Е.Гулиева; о роли социальной политики СССР в реализации концепции социального государства в Западной Европе - В.М.Курицына, В.М.Сырых; об ограничении прав человека в современных исламских государствах - Г.И.Муромцева, Л.Р.Сюкияйнена; о развитии социального законодательства - В.Г.Графского, С.В.Полениной; о декларативной роли конституции и значении методов воздействия на функционирование государства по реализации конституционных положений - М.Н.Марченко и др.; о классификации функций современного государства - В.Е.Чиркина и др.; о функциях социального государства, методах их осуществления - А.В.Малько, Н.И.Матузова, Л.А.Морозовой, О.В.Родионовой. Вызвали интерес и труды А.А.Мишина, Б.А.Страшуна, В.А.Четвернина, отмечающие сомнительную роль функции социального государства, которая может негативно отражаться на осуществление личных (гражданских) и политических прав граждан. В настоящем диссертационном исследовании использовались научные работы других российских, а также отечественных (таджикских) правоведов.
Методологической основой исследования являются:
-
всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них можно выделить диалектику, феноменологический (описательный) метод;
-
общенаучные методы. Среди них особую роль играют методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание и измерение. Не менее важны теоретические и общелогические методы: дедукция, индукция, системный подход, методы анализа и синтеза, статистический метод, применение которого позволило получить количественные, а вместе с тем и качественные оценки состояния зарождающейся социальной государственности в Республике Таджикистан;
-
частнонаучные методы исследования. Так, при изучении истории формирования социального государства использовался хронологический метод, а также сравнительно-правовой, который расчленяют на синхронический и диахронический методы.
Хронологические рамки исследования. Исследование темы диссертации, безусловно, должно включать анализ совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе возникновения и развития социальной государственности в идеях, источниках права, государственной деятельности, что стало объектом изучения. Хронологические же рамки данной работы охватывают время от возникновения первых государственных образований на территории Таджикистана и вплоть до современного периода развития Республики Таджикистан (до 2011 г.). Только на основе изучения и сопоставления различных периодов истории зарождения и развития социальной государственности как идеи, научной концепции, правовой и практической деятельности государства и общества Таджикистана, России, других стран СНГ, а также государств Европы, возможна выработка Концепции социального государства в Таджикистане, основанной на мировом опыте и учитывающей национальные особенности республики.
Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы формирования социального государства, а также содержание и методы реализации его функций.
Исходя из этого были поставлены цели и задачи, которые мы реализовали в своей диссертационной работе.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы - принятие национальной Концепции социального государства, совершенствование социального законодательства, эффективное применение методов по осуществлению функций социального государства в Республике Таджикистан и со временем признание Республики Таджикистан государством социальным.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
-
определить обстоятельства зарождения и развития идеи социального государства как такового;
-
проанализировать историю формирования и развития идей социального государства, практику их воплощения в жизнь, обозначить специфику этого процесса;
-
проследить эволюцию теории и практики правового и социального государств, установить их соотношение в мировом историческом развитии;
-
изучить предысторию идеи социального государства, особенности формирования его концепции в Таджикистане с научно-теоретической, нормативной и эмпирической позиций, обозначить этапы этой эволюции;
-
дать понятие и определить признаки социального государства;
-
наметить Концепцию социального государства в Таджикистане с учетом его национальных особенностей и на основе мирового опыта;
-
провести сравнительный анализ социалистической государственности в марксистко-ленинской интерпретации и концепции социального государства по Л.фон Штейну;
-
объяснить содержание функций социального государства;
-
выявить методы реализации функций социального государства;
-
обосновать значение функции государства по обеспечению образования в формировании социального государства в Таджикистане;
-
определить соотношение социальной защиты с социальным обеспечением;
-
рассмотреть законодательные формы реализации социальной защиты в Таджикистане;
-
раскрыть основные направления деятельности государства по социальной защите в Таджикистане, в частности по материальному обеспечению и охране здоровья;
-
сформулировать аргументированные выводы, научно обоснованные предложения по принятию новых и совершенствованию действующих законодательных актов, государственных программ, стратегий, концепций и других документов в социальной сфере Республики Таджикистан.
Основные положения, выносимые на защиту и определяющие научную новизну диссертации, сводятся к следующему:
1. С появлением на политической карте мира в 1991 г. новых постсоветских суверенных государств, в том числе Республики Таджикистан, созданы условия для развития и реализации концепции социального государства в Таджикистане. Так, в ст. 1 Конституции Республики
Таджикистан таджикская государственность впервые была определена как социальное государство. В связи с чем, появилась возможность и необходимость концептуального, нормативного и практического формирования социального государства.
-
-
Республика Таджикистан пока ни юридически, ни фактически социальным государством не является, поскольку конституционное провозглашение какого-либо государства социальным еще не дает основания для юридического факта признания его таковым. Без принятия должного набора нормативно-правовых актов, направленных на реализацию конституционного положения, нельзя признать государство социальным с законодательной, юридической точки зрения, опираясь на декларативную норму. Признание Таджикистана социальным государством фактически так же невозможно: по данным ВОЗ, республика входит в число беднейших стран мира.
-
Национальные особенности Республики Таджикистан заключаются в несовершенной правовой базе, неразвитой экономике (что обусловлено также пятилетней гражданской войной и невыгодным экономико- географическим положением: Таджикистан - самая высокогорная страна СНГ, 93 % территории республики занимают горы; основная часть населения и хозяйственная деятельность сосредоточены в межгорных котловинах и долинах, для сельского хозяйства пригодны лишь 6 % земель), неустойчивом праве частной собственности (в виду отсутствия, в том числе, права частной собственности на землю), неуклонном количественном росте населения, отсутствии должного числа рабочих мест, религиозности общества, возрастанию которой способствует не только внутренняя деятельность государства (в стране легально действует религиозная Партия исламского возрождения Таджикистана), но и внешние силы, использующие географическое месторасположение республики (протяженность границы между Таджикистаном и Афганистаном составляет почти третью часть всей границы страны).
-
Недопустимо становление Республики Таджикистан в качестве исламского государства. В исламском государстве на современном этапе невозможно свободное политическое, идеологическое, культурное, интеллектуальное и другое развитие личности; антидемократические режимы парализуют это.
-
Советский Таджикистан не может быть признан социальным государством. Социализм (как он понимается в марксистско-ленинской доктрине) отрицает социальное государство. Несмотря на существующую между социализмом и социальным государством общность, состоящую в цели реализации этих концепций, а именно в достижении каждым в государстве свободного развития и достойной жизни, названные две формы государственности противоположны друг другу. Роль личности, функции государственной власти, методы их реализации в социалистическом государстве не позволяют осуществить эту цель в полной мере.
-
Формирование социального государства носит непрерывный, закономерный и конкретно-исторический характер. Для каждого государства присущи свои задачи по реализации идеи социального государства, приемлемы собственные методы его реализации, требуется национальная его концепция, которая дополняется, совершенствуется с учетом меняющейся обстановки в данном государстве. Копирование концепции социального государства какого-либо другого государства в специфических условиях Таджикистана не только малоэффективны, но и необоснованны.
-
В условиях Республики Таджикистан наиболее актуальным толкование социального государства представляется такое: это правовое, демократическое, светское государство с социально ориентированной политикой, создающей условия и обеспечивающей возможности каждому занятости, доступности образования, здравоохранения, современного жилья, неприкосновенность частной собственности, получения надлежащей заработной платы и пенсии для достойной жизни и свободного развития.
-
Республике Таджикистан в большей мере соответствует социал- демократическая модель социального государства с обязательным учетом национальных особенностей страны в процессе реализации. Как показывает эволюция социального государства в рамках различных его моделей, государства, выбравшие социал-демократическую модель, которая наиболее близка штейновской концепции социального государства, в итоге оказались самыми высокоразвитыми в мире.
-
К основным функциям государства, способствующим становлению Таджикистана как государства социального, относятся:
перераспределение доходов и социальных расходов путем внедрения прогрессивного налогообложения;
гарантирование занятости населения;
предоставление системы социального страхования и социального обеспечения;
обеспечение доступности образования и здравоохранения, развития науки;
регулирование демографической политики;
защита всех реально существующих форм собственности;
совершенствование социального законодательства;
четкая юридическая регламентация ответственности государственной власти перед каждым гражданином и обществом в целом за исполнение законодательно определенных целей социального государства.
Возможность получения образования имеет приоритетное значение в современном Таджикистане. Эта возможность способствует свободному развитию каждого в государстве, достижению им собственного физического и материального благополучия, осуществлению своих прав и высоких экономических темпов развития государства в целом. Поэтому необходимо, в первую очередь, улучшать государственную систему светского образования в стране.
Теоретическое и практическое значение исследования. Материалы исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования правовой и социальной политики Республики Таджикистан. Они полезны для дальнейших научных исследований данной проблемы. В учебном процессе пригодны для всестороннего изучения теоретических, исторических и практических основ социального государства. Методически обеспечивают государственные органы, осуществляющие социальную деятельность. Позитивно влияют на пропаганду значимости реализации идеи социального государства - реализации, являющейся одним из обязательных условий сохранения и прогрессивного развития Таджикистана.
Обоснованность и достоверность результатов исследования заключаются: в избранных методах исследования, обширном теоретико- правовом материале, национальных государственных программах, стратегиях, концепциях, официальной статистике; они также гарантируются строгой аргументированностью научных положений и выводов.
Апробация результатов исследования. Диссертация была подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите в отделах теоретических проблем современного права, а также сравнительного правоведения Института государства и права Академии наук Республики Таджикистан.
Основные положения и выводы исследования отражены в опубликованных монографиях, научных статьях, учебных пособиях.
Научные результаты были апробированы при подготовке законопроектов Республики Таджикистан: «О страховых и государственных пенсиях», «О прожиточном минимуме», «О государственных социальных стандартах», «О государственном социальном заказе» и др. В Маджлиси намояндагон (нижнюю палату) Маджлиси Оли (Парламента) Республики Таджикистан направлены предложения по совершенствованию социального законодательства, которые были так или иначе учтены при изменении и дополнении существующих и принятии новых законодательных актов в стране.
Проблемы, анализируемые в диссертации, неоднократно обсуждались на семинарах и конференциях, проводимых Институтом государства и права Академии наук Республики Таджикистан, юридическим факультетом Российско-Таджикского (Славянского) университета, а также на «круглых столах» и других республиканских и международных конференциях. Материалы исследования используются при преподавании общих и специальных курсов: «История государства и права Таджикистана», «Теория и практика социального государства», а также других дисциплин, преподаваемых на юридических факультетах вузов страны.
Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования и состоит из: введения, четырех глав, включающих четырнадцать параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Эволюция соотношения правового и социального государства: теория и практика
При втором подходе концепция социального государства Л.фон Штейна рассматривается как некий компромисс между либеральной теорией «государства - ночного сторожа»1 и теорией социализма К.Маркса. В концепции «государства - ночного сторожа» за исходное принимается теория экономического автоматизма, где вмешательство государства в экономическую жизнь сводится до минимума. В данном случае государство выступает как обладатель лишь минимальных функций (обеспечение безопасности, защита собственности и т.п.). Его вмешательство означало бы создание препятствий рыночным отношениям и приносило бы вред.
В противоположность концепции «государства - ночного сторожа» социалистические идеи К.Маркса были отражением глубочайших тенденций современного мира, которые доминировали в сознании эпохи, а именно: достижение такого состояния, при котором была бы преодолена материальная нужда и людям не нужно было бы заботиться ни о чем другом, кроме распределения имеющегося материального богатства. Марксизм не ставил на повестку дня решение так называемого социального вопроса. Целью для него было создание такого общества, в котором указанный вопрос вообще не мог возникнуть, поскольку все люди получали бы все по потребностям. При этом осуществилась бы и другая тенденция, которая является особенностью марксистского представления о государстве и праве, -упразднение господства человека над человеком, и, следовательно, государство в результате естественного процесса прекратило бы свое существование, так как в наличии государственно-правовых институтов больше не было бы необходимости . Однако социализм предполагал отмену частной собственности на средства производства и их обобществление, и достижение данной цели планировалось путем социалистической революции1.
Нарастающая напряженность в обществе, возможность революции привели к тому, что государству (в рамках штейновской теории социального государства) для смягчения возникших противоречий была предоставлена возможность регулировать эти разногласия мирным путем за счет социальных реформ, социального обеспечения, установив тем самым относительный баланс интересов между различными слоями общества. В итоге ученые, придерживающиеся второго подхода, приходят к выводу, что вновь появившееся учение - это некая модернизация либерального государства, чтобы избежать социализма2.
Для того чтобы опровергнуть данное предположение о появлении концепции социального государства, А.Э.Евстратов выделяет общее и отличное между социализмом К.Маркса и концепцией социального государства Л.фон Штейна и в результате сравнительного анализа приходит к выводу, что концепция социального государства не может быть компромиссом между концепцией либерального «государства - ночного сторожа» и социализмом К.Маркса, так как для первой требуется минимум государственного вмешательства в общественную, прежде всего, экономическую жизнь, а для второй - государство необходимо в основном для обеспечения господства труда над капиталом. Теория же социального государства Л.фон Штейна скорее нечто третье, так как провозглашает некую равноценность государства и общества.
Выделяемый А.Э.Евстратовым третий подход, объясняющий причины появления концепции социального государства, связан с развитием идеи и практики правового государства. Сторонники третьего подхода, по мнению автора, считают, что если в основе теории и практики правовой государственности лежат идеи верховенства права, демократии, торжества индивидуальной свободы, гражданских и политических прав, то в основу концепции социальной государственности ее идеологами и практиками были положены идеи гуманности, социальной справедливости, верховенства общей солидарности всех социальных групп общества, неприятия неравенства и торжества социального равенства, а также признания государственно-гарантированной защиты социально-экономических прав.
Однако данный подход, по мнению А.Э.Евстратова, приводит к нескольким различным заключениям: либо правовое государство - это стадия на пути к государству социальному, либо обе эти концепции объединяются в одну, что находит свое выражение в понятии «социальное правовое государство», либо социальное государство, которое отождествляется с социалистическим, противопоставляется правовому, а его теория (теория социального государства) отрицается вовсе .
Указав на недостатки всех трех подходов, объясняющих причины появления теории социального государства, А.Э.Евстратов при этом, к сожалению, не предлагает собственное мнение по данному вопросу.
Среди факторов, порождающих феномен социального государства, российскими исследователями называются также индустриализация, бюрократизация, демократизация общества, социалистические идеи и развитие капитализма .
Модели реализации концепции социального государства в мировой практике и возможности их творческого использования в Таджикистане
Эволюция социального государства в Западной Европе показывает, что от уровня развития социальной политики зависят эффективность, успех экономической политики. Даже в том случае, если главной целью политики государства выбран экономический рост, а инвестиции в человеческий капитал, социальную защиту граждан игнорируются, то в итоге неизбежны отрицательные экономические последствия. Нерешенность социальных проблем сдерживает переход к рынку, ассоциирующийся в сознании людей с падением уровня жизни, ростом безработицы, дальнейшим увеличением имущественной дифференциации. Поэтому тезис о снижении роли современного государства в социальной сфере не имеет достаточных оснований. Свидетельством этому служит тенденция увеличения расходов на социальные нужды в развитых странах . Опыт этих стран показывает, что более полное использование возможностей современного общества осуществимо лишь на пути реализации целостной, сильной социальной политики государства, которая является залогом успеха развития экономической политики. В связи с этим, социальные проблемы, социальная политика должны стать первоочередными в иерархии важнейших задач государства. Только вмешательство государства способно решить проблемы в области организации процесса перераспределения доходов, бедности и занятости, получения всеобщего образования и здравоохранения, их дальнейшего совершенствования и т.д., о чем свидетельствует опыт развития большинства стран Западной Европы. Эти страны, реализуя модель социального государства, в которой целью выбран человек и повышение его благосостояния, свыше 1/3 части государственного бюджета тратят на социальное обеспечение. Обратной стороной этих высоких расходов являются последующий экономический рост и политическая стабильность названных государств.
Безусловно, нынешние высокие социальные достижения, например Швеции, стали возможными благодаря ее дальнейшему экономическому развитию. Но до создания в 30-х годах XX в. концепции экономического развития, в основе которой лежала теория о необходимости взаимодействия экономики и социальной сферы, поддержания высокого уровня занятости, Швеция была еще аграрной страной. Благодаря активной социальной государственной политике уже через 30 лет она стала одним из самых высокоразвитых государств в мире, где обеспечивается самый высокий уровень жизни1. Следовательно, если государство стремится стать одним из самых развитых государств мира, то приоритетными его функциями должны являться социальные.
Как видим, продуманная социальная политика соответствующих правительств, позволили государствам Европейского союза достигнуть высокого экономического роста, стабилизации политической обстановки, наивысшего на сегодняшний день уровня жизни и свободного развития своих граждан. В связи с чем, отождествлять социальное государство только с чрезвычайно высоким уровнем жизни не следует. Хотя даже в
Энциклопедическом словаре по политологии утверждается, что понятие социального государства возникло «для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики» . Такое определение явно не соответствует фактическому понятию социального государства. Подчеркнем еще раз, что именно сознательная установка правящих кругов на социальную ориентацию в развитии права, на внедрение элементов социальной справедливости и солидарности позволяет признать государство социальным.
Представленная нами периодизация истории развития социального государства в западноевропейских странах, конечно, не претендует на окончательное решение указанной проблемы. Но она позволила выявить влияние реализации социальных функций государства на материальное и духовное развитие его граждан, экономическое производство, стабильность общества и государства в целом. Чем эффективнее осуществляются идеи социального государства, тем выше уровень его развития по всем параметрам. Вместе с тем, высокоразвитая экономика способствует увеличению в распоряжении индивида различных социальных благ, созданию условий его финансовой независимости и свободного развития. Взаимозависимость социального и экономического развития государства очевидна. Дальнейшая реализация принципов социального государства на современном этапе уже не может вызывать никаких сомнений.
Лоренц фон Штейн в своих работах неоднократно подчеркивал, что для формирования социального государства необходимы: первоначально, их теоретическая обоснованность; затем, разработка и принятие соответствующих законов; и только потом «правительство со своей стороны обязано установленным законодательством общие правила доводить до равномерности в осуществлении» . «Основные законы государства вообще имеют своим содержанием высшее, неизмеримое развитие идеи государства.»1 Как показало наше исследование опыта формирования социального государства в странах Западной Европы, благодаря применению этой закономерности названные государства сегодня признаются социальными и высокоразвитыми. Таким образом, успех формирования социального государства заключается во многом в его обязательном научном обосновании, грамотной теоретической разработке, которые необходимо умело законодательно закрепить. Творческое применение данной закономерности очень важно для эффективной реализации концепции социального государства, в том числе в условиях Таджикистана. Ведь, научная полемика по социальному государству, обогащающееся социальное законодательство, непрекращающаяся социальная деятельность в государствах Западной Европы, относящихся на сегодня к самым высокоразвитым государствам мира, свидетельствуют о достаточной убедительности, жизнеспособности, необходимости реализации концепции социального государства и в Республике Таджикистан.
Методы реализации функций социального государства в Республике Таджикистан
Таким образом, третий аспект сущности социального государства охватывает два первых и в результате дает более полное представление о нем; - во-вторых: феномен социальное государство носит характер непрерывно развивающейся, постоянно-совершенствующейся, конкретно-исторической величины.
Понимание социального государства, например в странах Запада и государствах Содружества, находится на различных уровнях зрелости (продвинутости), что обусловлено правовым, нравственным, экономическим состоянием общества и государства. Среда, в которой реализовывается концепция социального государства, оказывает свое сильное воздействие на эффективность его формирования. «У каждой страны - как справедливо заметил В.С.Нерсесянц, - свой путь к правовому государству, своя конструкция и свои формы правовой организации государства. Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического развития каждой страны, национальными и духовными традициями, опытом государственной жизни, достигнутым уровнем политической и правовой культуры, геополитическими обстоятельствами и т.д.»1. Эти слова справедливы и в отношении формирования социального государства.
Таким образом, для каждого конкретного государства присущи свои задачи по реализации идеи социального государства, приемлемы собственные методы реализации социального государства. Разработанная национальная конструкция социального государства дополняется, совершенствуется с учетом меняющейся обстановки в отдельном государстве. Такое обогащение существующей концепции социального государства необходимо для поэтапной, успешной реализации его идеи, т.е. для развития государства как социального.
В условиях Республики Таджикистан наиболее актуальным толкование социального государства представляется такое: социальное государство — это правовое, демократическое, светское государство с социально ориентированной политикой, создающей условия и обеспечивающей возможности каждому занятости, доступности образования, здравоохранения, современного жилья, неприкосновенности частной собственности, получения заработной платы и пенсии, способствующие достойной жизни и свободному развитию.
В предлагаемом определении мы выделили такой критерий социальности государства в Таджикистане, как неприкосновенность частной собственности. Еще мыслители прошлого отмечали, что именно из-за собственности возникают все беспорядки1. Соблюдение права на собственность в Таджикистане имеет немаловажное значение для формирования социального государства в республике в условиях мира и стабильности. Выделение нами этого критерия обусловлено следующим обстоятельством.
Администрация г. Душанбе в 2007 году приступила к реализации генерального плана по застройке столицы. Так же перестройки начались и в других регионах Таджикистана. В связи с этим, в последнее время в отдельных регионах Таджикистана (в частности, в Душанбе и в некоторых районах Согдийской области) по причине перестройки улиц, площадей, зданий, расширения дорог, изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд, обострилась проблема выселений граждан (как правило, принудительных) из их жилых помещений. Многие из этих помещений принадлежат гражданам на праве личной собственности. Старые и не очень старые дома, многие из которых достаточно крепкие и имеют свой архитектурный стиль, внешний вид которых вполне приличный, сносятся, и на их месте начинается строительство новых высотных объектов, в том числе жилых, но недоступных для большей части населения по причине их дороговизны. Граждане выселяются из своих домов, находящихся в центре столицы, и переселяются в другие дома, квартиры или им выдаются просто земельные участки, зачастую находящиеся в отдаленной от предыдущего места проживания местности и не всегда соответствующие по условиям проживания прежнему жилью.
Следует отметить, что за это время резко возросло число обращений граждан республики в юридические консультации по вопросам законности их выселений из жилых помещений. В целом, ситуация с выселением граждан из жилых помещений остается весьма неблагоприятной, здесь имеют место нарушения основных прав граждан, таких, как право на собственность, защиту, право на обжалование решений должностных лиц, получение информации, доступ к правосудию1.
Таким образом, граждане республики, имеющие собственные дома, квартиры и другие строения, а также многолетние насаждения обладают в настоящий момент очень неустойчивым и сомнительным правом частной собственности. Ведь, как известно, земля в нашей стране полностью находится в ведении государства, право частной собственности на нее отсутствует, что является одной из национальных особенностей Таджикистана. И хотя в ст.32 Конституции Республики Таджикистан указано: «Никто не вправе лишать и ограничивать право гражданина на собственность. Изъятие личного имущества для общественных нужд государством допускается только на основании закона и с согласия собственника при полном возмещении его стоимости. Материальный и моральный ущерб, нанесенный личности в результате незаконных действий государственных органов, общественных объединений, политических партий или отдельных лиц, возмещается в соответствии с законом за их счет». Однако то, что сейчас происходит в г. Душанбе и других регионах страны, свидетельствует, мягко говоря, о наличии проблемы с обеспечением, реализацией данного положения Основного Закона в нашей республике.
Правовые формы реализации социальной защиты в Таджикистане
Заслуживает внимание классификация функций социального государства, предложенная все той же Л.Н.Кочетковой, которая обобщив представления об основных функциях социального государства, подразделяет их на следующие три основные группы:
1) ограничительная функция (по отношению к господствующим классам), которая решает задачи ограничения монополизации, регулирования трудовых отношений, регулирования экономики, концентрации средств на социальные нужды;
2) обеспечительная функция, задачами которой являются социальное страхование и социальное обеспечение;
3) гарантирующая функция. Взяв на себя социальные обязательства и давая гарантии по их выполнению, закрепленные в конституционных нормах, государство, по сути, становится должником гражданина. Гражданин обладает правом на получение определенных благ не по милости государства, а гарантированно, по своей собственной инициативе, а может и не воспользоваться этим правом, удовлетворившись сознанием того, что оно у него есть. В этом смысле гарантии социальных прав можно сравнить с государственными долговыми бумагами .
По поводу содержания и сути третьей группы функций -гарантирующей, хочется добавить следующее. Автор здесь говорит о социальном государстве как о должнике, обязанном выполнить регламентированные социальные гарантии своих граждан. Данное положение нуждается в уточнении. Так как существует и такая точка зрения, согласно которой социальные права даются человеку даром и являются обременением для государства. В отличие, например, от политических прав, которые «не подарок, который по доброте душевной государство вручает субъекту за то, что он является гражданином данного государства. Думать так, будто субъект может нормально обладать и пользоваться политическими правами, одновременно не выполняя свои обязанности перед государством, строго не соблюдая их, большое и опасное заблуждение»1. Далее автор добавляет, что существование «вечных», «естественных» прав ведет к нарушению субъектом баланса имеющихся у него прав и обязанностей, злоупотреблению правами, что должно влечь их ограничение или аннулирование
В свою очередь отметим, что, как показала практика капиталистических западных государств конца XIX - начала XX вв., в несоциальном государстве осуществление полного объема провозглашенных политических прав и свобод всеми гражданами, хотя и неукоснительно выполняющими и соблюдающими по отношению к государству свои обязанности, равные по социальной ценности заполучаемым политическим правам, невозможно. Оно возможно там для узкого круга материально обеспеченных людей. Политические права здесь становятся привилегией для наиболее обеспеченных групп общества. Только в социальном государстве можно наблюдать достаточно высокий уровень общей политической культуры, активизацию всех форм народного волеизъявления, приобретение гражданином всего комплекса прав, в том числе политических. При социальной же необеспеченности граждан, при необеспеченности достойного уровня их жизни, что ведет к резкой поляризации общества, равный доступ к политической власти отсутствует. Как верно замечает И.Ю.Козлихин, деятельность социального государства, «кроме всего прочего, направлена на обеспечение политической стабильности, на уменьшение числа маргиналов и т.п.»1 Следовательно, социальные права, реализация которых, действительно, явно обременительна для государства, вместе с тем, безусловно, являются средством прогресса всего государства, направленным на самосохранение и развитие государственного образования. Таким образом, государство само заинтересовано в своих социальных обязательствах перед каждым гражданином и гарантиях по их выполнению.
В то же время следует согласиться с мнением профессора Л.С.Мамута в части его высказывания о злоупотреблении гражданами своими «естественными» правами, которые в результате должны влечь их ограничение или даже аннулирование. Это касается, например, права на рождение, которое в нынешних условиях Таджикистана действительно необходимо отрегулировать, причем на официальном уровне, ибо «социально-демографическая политика, сколь бы совершенной ни была бы ее разработка демографами, социологами, экономистами, экологами, не может дать должного эффекта без закрепления ее в соответствующих правовых нормах. Как показывает мировой опыт, действенность управления демографическими процессами прямо зависит от наличия адекватных юридических нормативов» . Как было отмечено ранее, одной из национальных особенностей развития социального государства в Республике Таджикистан является его формирование в условиях непомерно высокого уровня бедности, связанного, прежде всего, с большой рождаемостью, причем характерной для самых бедных слоев населения. Так, в сельской местности Таджикистана традиции многодетной семьи более устойчивы, чем в городской местности, хотя условия жизни здесь лучше. По данным переписи населения 2000 г., около 30 % женщин-таджичек имели 5 и более детей .
Похожие диссертации на Проблемы формирования социального государства в Таджикистане
-