Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта Калинина Ирина Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинина Ирина Анатольевна. Проблема свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Калинина Ирина Анатольевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/1250

Введение к работе

Актуальность. Категория «свобода личности» является фундаментальной для теории государства и права, поскольку свобода выступает неотъемлемым свойством личности, а государство и право призваны соблюдать, гарантировать и защищать эту свободу. Поэтому свобода личности составляла и составляет предмет исследований для многих философов, политических мыслителей, правоведов. Актуальность обращения к творчеству Иммануила Канта заключается в том, что в своем учении о праве и государстве он раскрывает природу и сущность свободы личности, опираясь на этический фундамент. Актуальность изучения проблемы свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта в связи с этим объясняется тем, что в юридической литературе отсутствует общепризнанное определение свободы личности, а для российского правосознания исторически характерен формальный подход к ее пониманию: «свобода для…», «свобода от…», который лишает ее правового содержания, этического смысла и не раскрывает основания признания личности, неотъемлемым свойством которой является свобода, в качестве высшей ценности. Поэтому, на наш взгляд, представляется необходимым действительно задуматься о том, что такое свобода личности, что позволяет нам говорить о свободе личности как о несущей конструкции демократического строя, гражданского общества и правового государства. Именно это и объясняет необходимость исследования категории свободы личности. Огромный вклад в разработку этой проблемы был внесен выдающимся кенигсбергским мыслителем Кантом.

Для юридической теории свобода является отправной точкой для изучения правового статуса индивида, поскольку действующее в государстве право, с одной стороны, предназначено для создания условий гражданам для реализации ими своей свободы, но, с другой стороны, ограничивает свободу индивидов в целях обеспечения и защиты прав и свобод в государстве. В результате происходит и обеспечение свободы индивида, и ее ограничение. Здесь очевидно, что речь в первом и во втором случаях идет о различных проявлениях свободы человека. И не каждое деяние индивида, совершенное свободно, рассматривается в качестве допустимого правом. Поэтому так важно иметь четкое представление о возможных способах раскрытия и понимания категории «свобода личности» в теории государства и права и выделять среди них такую свободу, которая признается высшей ценностью и обеспечивается правовым принуждением, а также свободу, проявления которой должны ограничиваться и даже запрещаться правом. Именно в учении Канта наиболее последовательно проводится и обосновывается данное положение, раскрывается понятие свободы личности, ее автономии воли, достоинства, определяются границы правомерного ограничения свободы индивидов в государстве.

Степень теоретической разработанности темы исследования. Выбранная для диссертационного исследования тема еще не получила должной теоретической разработки в юридической литературе. Подавляющее большинство исследований творческого наследия Канта проводится в области философской мысли. Они посвящены, главным образом, описанию его жизни, общей характеристике его учения, теории познания, этике, эстетике, философии истории. Проблема свободы (антиномия свободы) исследуется в рамках теории познания, а «свобода личности» – в рамках этического учения мыслителя.

Философская мысль Канта, в том числе и в отношении проблем свободы и права, анализировалась в творчестве различных философов и политических мыслителей, в частности В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Гейне,
Б. А. Кистяковского, Дж. Мура, Н. Ф. Федорова, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра и др.

Изучением теории познания, этики, эстетики, философии истории Канта, занимались также Т. В. Адорно, В. Ф. Асмус, М. Н. Афасижев, Й. Берковский, М. Бур, Р. А. Бурханов, В. А. Васильев, В. В. Васильев, Д. М. Гринишин,
А. В. Гулыга, Г. Иррлиц, Л. А. Калинников, А. А. Карапетян, Э. Кассирер,
М. А. Киссель, М. Кроненберг, А. Н. Круглов, Дж. Лолер, М. Мамардашвили, Н. С. Мудрагей, А. Г. Мясников, И. С. Нарский, Е. А. Овчинникова,
Т. И. Ойзерман, Ф. Паульсен, С. И. Попов, И. А. Протопопов, А. В. Разин,
В. И. Синютин, Э. Ю. Соловьев, А. К. Судаков, Л. А. Суслова,
А. Н. Троепольский, М. М. Филиппов, Н. Хинске, Г. Д. Чесноков,
Т. В. Чумакова, П. Д. Шашкевич, Н. И. Шашков и др.

Социально-политические и правовые взгляды Канта исследовали такие авторы, как М. И. Абдулаев, С. С. Алексеев, В. Ф. Асмус, Ю. Я. Баскин,
Г. Гайзман, П. Н. Галанза, А. В. Гулыга, В. А. Гуторов, Е. В. Ислентьева,
А. А. Карапетян, В. Н. Кузнецов, К. И. Лукоянов, Л. С. Мамут,
А. А. Миголатьев, И. С. Нарский, В. С. Нерсесянц, П. И. Новгородцев,
Т. И. Ойзерман, Ф. Паульсен, А. А. Пионтковский, Н. В. Полякова,
Л. В. Сморгунов, Э. Ю. Соловьев, А. А. Туманов, М. М. Федорова, А. Хеллер и др.

Несмотря на довольно широкий интерес к интеллектуальному наследию Канта, его государственно-правовые взгляды подвергались анализу редко. В основном они рассматриваются в рамках либо общего анализа его философии, либо в рамках философии права и истории политических и правовых учений. Монографий, специально посвященных исследованию государственно-правовых взглядов Канта, крайне мало. При этом поднятая в теории познания, этике, философии истории проблема свободы личности применительно к государственно-правовым взглядам Канта, а также свобода личности непосредственно в самом его учении о праве и государстве полному и обстоятельному исследованию не подвергалась.

Объектом диссертационного исследования являются государственно-правовые взгляды Канта и его учение о личности. Предмет исследования составляет проблема свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта, взаимоотношения личности с государственно-правовыми институтами.

Целью исследования является анализ и обобщение имеющихся положений о свободе личности в творчестве Канта и объединение их в единую концепцию свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта.

Постановка данной цели обусловливает следующие задачи исследования:

определить наиболее важные аспекты понимания свободы личности в трудах Канта;

рассмотреть этические основания свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта, автономию личности как основание признания человека в качестве высшей ценности;

проанализировать свободу личности как основание учения о праве;

установить роль свободы личности в становлении и развитии гражданского правового устройства и союза государств;

рассмотреть свободу личности как основание правового положения человека, основные виды прав и свобод личности, а также условия их ограничения в государстве;

определить проблему реализации и обеспечения свободы личности в государственном устройстве.

Теоретическая и нормативная основа исследования. Для определения степени разработанности проблемы свободы личности, ее достоинства, прав и свобод человека в современной социологической и правовой мысли и для формирования собственных научных положений и выводов по проблеме свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта использовались научные исследования, в частности, М. П. Авдеенковой,
Д. М. Азми, С. С. Алексеева, Т. В. Антоновой, Г. Д. Бандзеладзе,
Н. А. Бусовой, Ю. А. Дмитриева, А. Ф. Закомлистова, Р. Б. Калмыкова,
Ю. Г. Клименко, А. И. Ковлер, В. П. Малахова, М. Н. Малеиной,
О. В. Мартышина, О. В. Орловой, А. М. Плешакова, А. Сен, О. Т. Сланова,
А. Токвиля, Д. А. Толченкина, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, А. Хеллер,
М. Д. Черкашина, М. А. Шабановой, Я. Шапп, Г. С. Шкабина, В. И. Якунина и др.

Проблема свободы личности является связующим звеном всего интеллектуального наследия Канта. Поэтому для ее исследования в государственно-правовых взглядах мыслителя автор изучал не только учение о праве и государстве, но и теорию познания, этику, философию истории. Использовались как непосредственно труды мыслителя, так и исследования его творчества. Автор обращался к истории философии, философии права, истории политических и правовых учений, теории государства и права. При изучении проблемы свободы личности в творчестве Канта в целом и в учении о государстве и праве в частности автор использовал работы различных философов и политических мыслителей, изучавших философскую мысль Канта, работы исследователей творчества мыслителя.

Для установления степени отражения идей свободы личности, ее достоинства, уважения прав и свобод в правовых актах автор использовал международно-правовые документы, а также Конституцию Российской Федерации (1993 г.).

Методологическая основа исследования. При исследовании проблемы свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта автором применялись всеобщие методы (метафизика, диалектика), общенаучные методы (анализ, синтез, системный, функциональный методы, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение), а также частнонаучные методы (например, исторический метод). Использование указанных методов позволило изучить объект и предмет диссертационного исследования всесторонне и полно во взаимосвязи и целостности с основными категориями и установками кантовского учения.

Диалектический и исторический методы использовались при рассмотрении процесса формирования категории свободы личности в трудах Канта. На основе метафизики осуществлялось изучение свободы личности как ценностной категории и таких ее свойств, как воля, автономия воли (личности), обязанность, вменение, ответственность, достоинство личности. Анализ, синтез, системный метод, функциональный метод, индукция, дедукция, абстрагирование использовались при работе с трудами Канта для установления понятия и сущности свободы личности, определения основных аспектов ее представления мыслителем, при исследовании проблемы свободы личности в учении о праве и государстве. Системный метод использовался также при выявлении особенности постановки и решения проблемы свободы личности в государственно-правовых взглядах мыслителя. Метод сравнения применялся при выявлении прогрессивных идей Канта, сыгравших важную роль в развитии учения о свободе личности, о правах и свободах человека и гражданина, в том числе при сопоставлении взглядов мыслителя с философией Просвещения, идейными течениями – гуманизмом и либерализмом, а также с достижениями современной теории государства и права.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором проанализированы и обобщены имеющиеся в творчестве Канта разрозненные положения о свободе личности, праве и государстве и объединены в единую концепцию свободы личности в его государственно-правовых взглядах.

Определена единая целостная концепция свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта на основе проведения исследования его творчества в двух направлениях: во-первых, автором были проанализированы государственно-правовые взгляды мыслителя на основе его трудов, относящихся к различным элементам его учения, а именно теории познания, этике, философии истории, учению о праве и государстве; во-вторых, были подвергнуты изучению понятие, природа и сущность свободы личности, основываясь также не только на учении о праве и государстве, но и на остальных элементах системы философии мыслителя.

Выявлены основные аспекты представления Кантом свободы личности, значимые для его государственно-правовых взглядов, определены сущность и основные характеристики свободы личности в них, установлены место проблемы свободы личности в учении мыслителя о праве и государстве и ее значение для этого учения.

Раскрывается наследие мыслителя через призму проблем общей теории права и государства. Устанавливается значимость его философско-правовых взглядов на проблему свободы личности для современной политической и правовой мысли.

Сформулировано на основе проведенного исследования природы, сущности и выявленных характеристик свободы личности в учении Канта определение свободы личности, которое может использоваться при раскрытии понятия свободы личности, ее соотношения с правами и свободами в общей теории государства и права.

Положения, выносимые на защиту:

1. Свобода личности в государственно-правовых взглядах Канта представлена в самых различных, но взаимосвязанных, аспектах. Наличие столь сложного и многогранного понимания категории «свобода личности» свидетельствует о том, что сама проблема свободы личности трактуется очень широко и охватывает все стороны бытия как отдельного индивида, так и общества, государства в целом.

2. Кант считает, что идея свободы личности непознаваема, а потому имеет чисто практическое значение, которое заключается в реализации идеи свободы личности на практике становления, функционирования и развития общества и государства, а также в обеспечении, соблюдении и гарантии свободы каждого члена общества. При этом сущностными характеристиками свободы личности являются воля, автономия воли (личности), обязанности, возможность вменения, ответственность, достоинство личности. Соответственно, через понятие «свобода личности» Кант выводит дух и содержание самых важных для теории государства и права категорий, таких как личность, автономия, право, обязанность, вменение, ответственность.

Утверждение идеи о самоценности индивида составляет основную установку государственно-правовой теории Канта.

3. В учении Канта право выступает средством и гарантией свободы каждого члена общества. Регулируя общественные отношения, оно обеспечивает совместимость свободы каждого индивида, предусматривая возможность государственного принуждения и наказания в случае нарушения правомерных проявлений свободы. Следовательно, регулируя лишь внешнюю сторону поступков, право направлено, с одной стороны, на обеспечение свободы в понимании ее как основания автономии, достоинства и признания личности в качестве высшей ценности, с другой – на недопущение негативных последствий действия физической свободы (свободы, обусловленной инстинктами, природными склонностями, пороками и т.д.).

Рассматривая право как частный случай всеобщих правил поведения в обществе, а права и свободы человека как следствие свободы личности, мыслитель преодолел замкнутый круг строго юридических понятий и конструкций, обосновав первоосновы права и государства, а также их сущность и предназначение через идеи о свободе личности, ее автономии, достоинстве и самоценности.

4. История развития и утверждения свободы личности – это история становления всеобщего правового гражданского общества. Кант устанавливает первичность идеи свободы личности по отношению к праву, права по отношению к идее государственного устройства общества, а также первичность идеи государственного устройства общества по отношению к самим государствам. По мнению Канта, наш долг заключается не в построении совершенного правового гражданского общества, где господствует свобода, долг – в том, чтобы поступать в соответствии с идеей этой цели.

5. В государстве свобода индивида наполняется новым содержанием и представляет собой уже не только свойство личности и естественное право, но и совокупность правомочий, направленных на воплощение личностью своей автономии, на развитие своих задатков и талантов, а в конечном итоге на достижение состояния всеобщей свободы в условиях государственного устройства общества.

По мнению Канта, права и свободы человека должны быть священными для государственной власти и для всех членов общества, а любое, даже единичное, нарушение их противоречит принципу справедливости и способно разрушить все гражданское устройство. При этом правомерные ограничения имеют место, по Канту, только в отношении гражданской свободы; свобода личности (автономия) не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах.

6. Толкование концепции свободы личности, сформулированной Кантом, будет способствовать уточнению современного понимания свободы личности, придавая ее ценностному содержанию соответствующее обоснование.

На основании проведенного исследования учения мыслителя предлагаем следующие определения свободы личности, которые могут использоваться в теории государства и права:

Свобода личности как ценностная категория (в контексте
ст. 2 Конституции Российской Федерации) – это высшее ограничивающее условие свободы действия членов общества и государственной власти, основанное на идее автономии воли, достоинстве личности, на признании личности в качестве высшей ценности для всего человечества.

Свобода личности (внешняя или правовая) – возможность человека действовать свободно, при условии ненарушения свободы остальных членов общества, реализуемая в рамках права.

В связи со сложностью и многогранностью понятия свободы личности, на наш взгляд, всегда следует четко определять контекст его употребления.
С учетом вышеизложенных определений можно выделить два основных подхода к определению свободы личности: ценностный и формальный. Важно учитывать и возможность использования понятия свободы в значении права или правомочия.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования будут способствовать более точному пониманию и уяснению содержания учения о свободе личности и его значения для государственно-правовых взглядов Канта, а также содержания самого учения мыслителя о праве и государстве. Автором определены достижения этического учения мыслителя, актуальные для современной правовой мысли и перспективные для дальнейшего изучения его творчества.

Работа содержит материал для более глубокого и всестороннего исследования проблемы свободы личности на современном этапе развития юридической науки. Учет проведенного разграничения понятия свободы личности в соответствии с ценностным и формальным подходами скорректирует в каждом конкретном случае смысл и содержание соответствующего употребления указанного понятия. Теоретические положения, полученные в процессе исследования, позволят уточнить понятие свободы личности в рамках современной теории государства и права, а также будут способствовать усилению ценностной составляющей в понимании свободы личности как на законодательном и правоприменительном уровне, так и в процессе правового воспитания населения.

Практическая значимость состоит в том, что положения диссертации и выводы могут представлять интерес для работников органов законодательной и исполнительной власти, судебных органов, прокуратуры, местного самоуправления. Так, использование положений и выводов исследования позволит повысить эффективность работы органов прокуратуры и судей, содействовать формированию уважительного отношения к личности, ее достоинству, правам и свободам, закону и суду, а также укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений.

Положения диссертационного исследования могут быть применены при преподавании дисциплин «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «Философия права», рекомендованы для использования при подготовке к различным формам занятий по указанным дисциплинам, могут использоваться при разработке спецкурсов по проблемам свободы личности, нравственной природе права, прав и свобод человека и гражданина, ответственности, а также для проведения научно-исследовательской и методической работы преподавателей и студентов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры теории государства и права в Институте права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, нашли отражение в
8 научных статьях. Основные положения докладывались, в частности, на таких общероссийских научно-практических конференциях, как «Актуальные вопросы государственного права» (Тамбов, 2007), «Власть и право в меняющейся России» (Тамбов, 2008), «Современные вопросы юридической науки и практики» (Тамбов, 2008), а также на общероссийской научно-практической Интернет-конференции «Современные вопросы государства, права, юридического образования» (Тамбов, 2008) и общероссийской научной юридической Интернет-конференции «Развитие молодежной юридической науки в современном мире» (Тамбов, 2009).

Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертации на Проблема свободы личности в государственно-правовых взглядах Канта