Введение к работе
Актуальность теми. Вопрос о государственной власти является одним из вэянейсих вопросов, вызывавгах и продолтаяцнх вызывать интерес в шроких кругах научной общественности, у самих различных политических, религиозных и светских сил и варти!! ке только в мусульманском регионе, но и во всем мире. МЬяко говорить О ТОМ, что такой интерес имеет давнюю история. В арабских странах вопрос об "исламском правлении" или "исламском правительств" занимает особое место в силу тесной связанности общества с идеологией и наследием ислама.
Кроме того, проявившиеся здесь во второй половике XX в. религиозные движения поставили достижение власти своей центрально.'! задачей, которая и предусматривается в программе их деятельности в качестве основополагающего пункта.
Исследование проблемы власти з исламе, особенно в рамках щ*.-итского направления, обладает исключительной значимостью, поскольку движение за обновление шштской религиозной и политико-правовой мысли выдвинуло комплекс новых вопросов, связанных, в частности, с построением аппарата государства на правовых основах, спирающихся в свою очередь на езриат, на традиция иипзма и его идейно-правовое наследие.
Несмотря на общность осноеы современна исламских движения, говорить о гармонии между ними не приходится. Гри всем единстве их идейного наследия имеет место глубокая дилере нциация по док-триальным и политическим вопросам, в том числе по вопросу государственной власти. Если одни теоретики и богословы выступает за отделение религии от политики и государственной власти, утверждая, что религия представляет собой духовіг/ю нить, связывающую человека с Богом, то другие, напротив, усматривали в исламе не только религию, но и своеобразное государство, имеющее свои конституцию (Коран) и своего руководителя (Мухаммеда); при этом лозунг возвращения к первоначальному исламу ставится последними во главу их конституционных и иных проектов и планов. Вместе с тем существуют и такие движения,- которые содействовали модернизации ислама, приспособлению его учения и наследия к задачам борь-
бн против современных секуляристских идеологий. Это, в частности, хороню прослеживается на примере иранского опыта.
В севере шиитской идеологии и практики были предприняты многочисленнее попытки выдвинуть идейно-правовые альтернативы в вопросе о власти. Во многих сеоих аспектах эти попытки отражают особенности преломления старых традиций в современном сознании. На кь'кеигием этапе ответом "государства ислама", построенного на спе-цк^кческо'! политической, правовой и культурной основе, на опыте "секуляристов", стали теории "руководства факиха".и соответствуйте им j'не ти туты v. фор.\;ы власти.
Победа исламской революции в Ираке, связанный с нею рост активности исламских движений в разных странах мусульманского Во- стока настоятельно требуют исследования этого феномена и рассмотрения "правовой" програм;» этих движений. Иначе говоря, исследование исламской идеи власти вообще и шиитской идеи государственной власти в частности перестало быть вопросом чистой науки и культуры, а встало в один ряд с важнейшими вопросами практической политики. Этик в первую очередь предопределяется значимость и актуальность данной темы.
Научная новизна диссертации. Проблематика нашего исследования рассматривалась, как правило, в работах, посвященных шиизму вооб-ие, глзх-иым образом с точки зрения истории и ее наследия (политического и идеологического); при этом ставилась цель показать историю возникновения и становления шиизма, эволюцию его общественно-политической и философской мкели . Кроме того, изучению под-
г См.: ас-Садр К.С. Ияиты-имамити. - Каир: "Матбуат ан-Наджах", 2-е изд., IS82; аз-Зейк U.X. ILwitu в истории. - Сайда "Кактабат ан-Кадлах", 1938; йугния М.Дяс. Іііиитн и правители. - Бейрут: "Аль-ійктаба аль-Ахлийя", 1961; Аммара М. Ислам и революция. -Бейрут, б/л; Амин А. Еолдепь ислама. - Каир: "ійктабаг ан-Нахда аяъ-ййсрыйя", 3-е изд., 1964; Бахр аль-Улам М. Источник законодательства в исламской системе власти. - Бейрут: "Дар аз-Захра", б/д; tana A.M. Исламское государство - Бейрут: "Аль-Дар аль-
ксламийя"^ 1987, и др.
взргались разного рода аспекты шиизма как богословско-юридической доктрины, связанные о международным противоборством; гоэто?.!у в таких работах вопросу о государственной власти не уделялось должного внимания, если не считать некоторых произзедешій светских мыслителей, мимоходом затрагивавших вопрос о власти у пиитов -. Нельзя не отметить также, что ряд исследователей подвергали научному анализу отдельные аспекты шиитской мысли, изучая не конкретно шиитское наследие, а жизнь главных персонажей шиизма . Наряду с этим следует иметь в виду и то обстоятельство, что многие работы, в которых сделана попытка исследовать политическую мысль шиизма, обычно отличаются той или иной степенью предвзятости, т.е. носят идеологический характер; им недостает объективности в подходе к выявлению специфики шиитской политической мысли, взятой в ее многовековой эволюции.
Настоящая диссертация посвяиена в основном вопросу о государственной власти у шиитов, взятом в его историческом развитии. Этим в значительной степени предопределяются структура и логика работы: автор стремится проанализировать специфику традиций и практику шиизма в вопросе о государственной власти; исследовать современные шиитские политические концепции в рамках системы исламской идеологии и их общие традиции в подходе к политической власти. При этом предпринята попытка сопоставить шиитскую политико-правовую мысль с ее суннитским аналогом с целью выявления специфики современной шиитской обновленческой идеологии. Трудность исследования состояла в том, что шиитские концепции нельзя рассматривать как чисто политические или как чисто юридические. 3 самом своем начале шиитская идея возникла как религиозко-лолити-
См.,напр.: Мруэ X. Материалистические тенденции в арабо-мусуль-манской философии. - Бейрут, 1979; ат-Туати М. Религиозное отражение социального противоборства в исламе.- Бейрут: "Матбуат аль-Фараби", IS86; аль-Азиз Х.К. Краткая история арабов и ислама. - Багдад: "Мактабат ан-Нахда", 1971; аль-Джанаби Ы. Исторические предпосылки современных исламских политических движений.-Аль-Фикр ад-Димулсратый, 1986, й 6.
аль-Джанаби М. Али ибн Аби Талиб. Политическая трагедия революционного утопизма. - Дамаск: "Катабаат аль-Ахали", 1989.
ческое движение, ставившеє перед собой вопрос о власти в качестве центрального, в творцы ее современных моделей (в частности концепции "руководства факпха") не смогли избавиться от груза "политического духа" пинте кой идеологии. Вместе с тем км удалось одновременно сформулировать «овне редакции того, что можно назвать правом!: альтернативой. Вследствие всего этого диссертация отличается стремлением отыскать реальную взаимосвязь места а веса политика и права б еййтской кисла применительно к вопросу о государственной БЛПСТИ.
Настоящая диссертация не имеет аналогов в том отношении, что в ней рассмотрено движет:є за обновление, получившее развитие в cut тс кой мисли, и добавившеся к ней ковке элементы.
і-.а га'-лту выносятся следуш'.е положения:
1. Проблема власти в мекканскиП период бнла лииь одним из
компонентов религиозной доктрини Мухаммеда, а поэтому нельзя го
ворить о наличии у него заранее намеченного плана формирования
властных структур. Политическая тенденция в исламе явственно про
явилась лиігь в мединский период в процессе создания предпосылок
к основ халифата. '
-
После смерти /.ухаммеда проблема власти (халифата, кмама-та) заняла центральное место среди мусульман, приобрела политически іі характер, хотя выступала под религиозной оболочкой. Как мусульмане в целом разделились в вопросе о власти, так и сииты раскололись на несколько сект и течения, главные расхождения между которыми стали концентрироваться Бокруг института имамата.
-
В Османской империи в XIX - начале XX в. попытки властей осукастить ряд административно-правовых реформ, и обновить уста-рсв:::н;і политический строй вызвали к »изки целый спектр реформистских политических идей. Новые политические подходы к власти аль-Кавакибц к других реформаторов стали питательной средой для националистических движений за создание на месте Османской империи национальных государств, революционизировали исламское политическое и правовое сознание. ,
4. Послі, распада Османской кмлетзпи халифат потерял свод бы-
луіо ценность в политическом и правовом сознании арабов и мусульман в целом, хотя упразднение халифата было неоднозначно воспри-
нято различными политический! силами. Ко при этом многочисленнее модели новой государственности не подорвали основ традиционного исламского политического мышления.
5. Становление политической концепции "современного псламско-го фундаментализма,'осущестзилось в рамках суннитского направления, в частности в работах египетского реформатора Али Абд ар-Разика, но оно во многих отношениях било сходной с теки аналогами, которые сложились в шиитской политической мысли. Современное откосе-кие обоих течений к государственной власти стало одним из стимулов и основ для их сближения.
-
Особенности шиитской концепции власти во многом определялись тем, что в течение длительного времени она служила теоретической базой оппозиции по отношению к существующей власти и официально не признавалась последней.
-
Если суннитское фундаменталистское течение отреагировало на упразднение халифата путем формирования проекта "исламского правления", то у шиитского наследия в подходе к данному вопросу имеется своя специфика. Идея "руководства факиха" составляет одну из важнейгжх проблем шиитского исламского правоведения. Эта идея подвергалась обновлению путем добавления к ней новых политических компонентов.
-
Конституция Исламской Республики Кран при всех ее недо-" статках и отходах от "столбовой дороги" современной политико-правовой цивилизации воплощает в себе одну из моделей исламского политико-правового и национально-культурного самосознания. Эта конституция воспроизводит многие древние традиции, но при этом разрабатывает и канонизирует законодательные представления шиизма в современной форме.
Методологическая основа исследования. 3 своем исследовании автор опирается на общеметодологические положения и выводы теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, использует различные общенаучные и частнонаучные приемы анализа (сравнительно-исторический, хронологический и др.). В диссертации нашел свое отранение историко-материалистическкй принцип анализа изучаемых вопросов, в частности проблем возникновения и эволюции ислама и исламского государства, становления л созревания исламской правовой шсли. Вместе с тем автор учити-
і - 6 -
вал достижения современной политико-юридической мысли, не придерживаясь яри этом целиком ее постулатов.
Теоретически.! основой диссертации являются труды ученых-арабистов Х.мруэ, Х.К. аль-Азизз, М. ат-Туати, А.Аннаита, М. аль-Джа-кабк, .У.Аммара, А.Х. ор-Рахпмк, М.Исмаила, С.А.Агаева, З.А.Арабад-жяка, П.А.Грязневнча, М.Б.Пиотровского, Ю.А.Петросяка, М.Т.Баджо-дяня, Н.Л.Дулпкой, а также публикации в советской литературе, в которьтс рассматриваются различные проблемы истории государства -и права и правово;! мысли в странах Арабского Востока (Л.Р.Сюкияй-нсна, У.Ф..\5єлпхобоК, О.Э.Лсйста, Э.Л.Розина, В.С.Керсесянца, Г. ІІ. Муромцева, З.Е.Чирккна, К.С.Хайдаровой, А.К.Юлдашевой, СБ. Чпркнка, О.А.Епдкова, К.1'.Батыра, С. А. Камине кого, М.И.Садагдара, А.Х.Сапдоза, І.'.А.Суг.отаева и др.). Кроме того, ери определении исходных позиций своего исследования автор использовал общие крндико-пожтологпческке суждения о власти и праве, содержащиеся в работах З.Е.Гулпева, Г.И.І'-анова, Ю.А.Юдина, В.А.Туманова, »':Л:.:.йрчйкко, Ю.А.Тихомирова, А.И.Ковлера и др. ученых - юристов к политологов.
"сточняковедческуи базу диссертации составили Корак, Сукна, г.ро/.зьеденпя средневековых историков исламской мысли (ибн Хадду-на, ибн Кутейба, зль-Якуби), труды пионеров арабского Возрождения, в том числе М.Абдс, їх. аль-Афганя, А.Р. аль-Кавакиби, а также произведения Али ибн Аби Талиба, материалы, содержащиеся в работах современных историков Арабского Востока (М.Х. аз-3ейна, М.С. ас-Садра, М.Ксмаила, ?,;.Бахра, адь-Улюма, аль-.'.узай|ари), доксс-гргфов (ибн Хазма, Аслана Г.бк Абдаллах, аш-Шихрастаки, аль-Ашари, Кбн аль-Кайпма аль-Дгозия), конституция Исламской Республики Иран, работы Хомейки,
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы вы
явить специфику пактекой мысли в отношении проблемы государствен
ной власти, взятой на фоне развития политической доктрины ислама
в целом; вскрыть особенности преломления старых шиитских традиций
в современной концепции "руководства факиха", проанализировать
образец их правового воплощения (Конституция Исламской Республи-
-ки-Иран^—Соэ^ому мн поставили перед_собой следувсие задачи:
- раскрыть предпосылки возникновения и развития виитской политической мысли а становления ее теоретических принципов приліє-
нительно к имамату;
определить общие рамки скитских политико-юридических представлений о власти и моделі их воплощения в концепции "руководства факиха";
проанализировать шиитские взгляды ка составляйте компонеї;-тн государства и власти, выявить практические властные альтернативы в шиитском исламе;
рассмотреть особенности конституции исламской республики Иран как специфического образца единства исламе ко-сиитских традиций в отношении власти и практического правового воплощения этих традиций в рамках концепции "руководства факиха".
Теоретическое и практическое значение диссертации, f-'лтериалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнеііізх исследованиях проблем государственной власти в пппзме и исламе вообще, а также в преподавании курсов теории и истории государства и права.
Апробация результатов исследования.'Диссертация обсуядалгеь 3 июля І&92 года на заседании кафедры теории, и истории государства и права факультета экономики и права. Российского Университета Дружбы народов и была рекомендована к защите.
Структура работы.- Диссертация состоит из введения, трех глаз, заключения и списка литературы по исследуемой проблематике.