Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Этапы развития католического учения о государстве и праве и его основные источники .
1. Понятие социальной доктрины католической церкви и место в ней вопросов государства и права 13
2. Эволюция социальной доктрины католицизма 22
3. Процесс модернизации католической церкви 42
4. Источники, закрепляющие позицию католической церкви по вопросам государства и права 52
Глава II. Проблемы государства и права в католической доктрине до конца XIX века .
1. Происхождение и сущность государства 67
2. Власть в государстве и проблема неповиновения 85
3. Взаимоотношения государства и церкви 121
4. Законы 147
Глава III. Анализ важнейших проблем госудаственно-правовой доктрины католицизма на современном этапе .
1. Государство и его формы в папских посланиях 162
2. Проблемы классовой борьбы, социализма и революции в папских энцикликах 170
3. Вопрос взаимоотношений церкви и государства в документах римских пап 180
4. Светская католическая литература о проблемах политического общества и государства 186
5.Социализм, капитализм и революция в трудах католических идеологов XX века 197
6. Суверенитет 205
7. Представления католических идеологов о взаимных отношениях церкви и современного государства 212
8. Идеал государственного устройства 216
Заключение 222
Библиография 225
- Понятие социальной доктрины католической церкви и место в ней вопросов государства и права
- Эволюция социальной доктрины католицизма
- Происхождение и сущность государства
- Государство и его формы в папских посланиях
Введение к работе
Актуальность темы диссертации обусловливается несколькими взаимосвязанными факторами.
За последние десятилетия в связи со сменой государственной идеологии в нашей стране резко возрос интерес общественности к религии. Многие жители России, ранее бывшие воинствующими атеистами или занимавшие равнодушную позицию в отношении веры, стали отождествлять себя с той или иной религиозной конфессией.
Религия играла и играет важную роль в жизни общества. За последние годы в некоторых странах бывшего СССР, Восточной и Центральной Европы ее значение явно возросло по сравнению с предшествующим периодом. Безусловно, на данном историческом этапе, религия, в развитых демократических странах, не является, столь мощным регулятором общественной жизни, как в Средневековой Европе или даже в конце позапрошлого века в России. Однако и по сей день религиозное сознание играет определенную роль при выборе вариантов общественно значимого поведения, как отдельными лицами, так и различными группами людей.
Внимание населения и властей к религии, в том числе и к ее социальному учению, служит веским доводом для исследования учения церкви о государстве и праве. В этом плане представляют особый интерес взгляды официальных и неофициальных представителей той или иной религии на природу власти и права, на взаимоотношения церкви с государством, на роль, которую церковь должна играть в жизни общества.
Представления о государстве и праве именно римско-католической церкви были выбраны объектом диссертационного исследования по причине того, что они представляют собой наиболее детально проработанное социальное учение. Католическая религия на протяжении очень долгого исторического периода была представлена на территории России. Также важно то, что, несмотря на многие догматические и идеологические расхождения католицизм, в том числе его социальная доктрина, наиболее близок православию, что дает возможность проводить сравнительный анализ, выявляющий не только различие, но и сходство.
Имеет значение тот факт, что римско-католическая церковь играет достаточно важную роль в жизни некоторых европейских и большинства южноамериканских государств, и представлена в той или иной-мере во многих странах мира.
Католицизм имеет длительную историю, поэтому представляет интерес исследование исторического развития и изменений в представлениях римско-католической церкви о государстве и праве.
Помимо самостоятельной ценности государственно-правовых взглядов католических мыслителей, валено отметить, что они оказывали определенное влияние на политико-правовую мысль в целом. Католические мыслители внесли существенный вклад в разработку отдельных теорий происхождения государства, категории естественного закона, а также некоторых других концепций.
В современной теории государства и права, а также в истории политических и правовых учений существует достаточно- серьезный пробел в изучении католической государственно-правовой мысли. Внимание уделяется лишь двум мыслителям - Блаженному Августину и Фоме Аквинскому. Вклад же многих других католических авторов недооценивается или вовсе игнорируется. Так, в литературе, посвященной договорной теории происхождения государства не упоминаются имена иезуитов Беллармина и Суареса, которые разрабатывали эту теорию уже в конце XVI века, то есть до основных представителей этого направления - Рроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо и др.
Помимо пробела в изучении, имеет зачастую место также определенное искажение понимания религиозных взглядов на государство и право. В частности, интерпретация религиозного принципа «вся власть от Бога» далека от его исконного понимания в католической доктрине. Также небезупречной является трактовка теологической теории происхождения государства, поскольку она не отражает в полной мере всего многообразия и специфики мнений по этому вопросу, выражаемых католическими авторами.
Указанные факторы обусловливают необходимость детального и объективного исследования представлений католической церкви о государстве и праве. Предмет диссертационного исследования - наиболее существенные аспекты учения римско-католической церкви о государстве и праве: происхождение и сущность государства, категория закона и его виды, взаимоотношения римско-католической церкви и государства, проблемы власти и неповиновения, социально-экономические проблемы современного общества, в частности, отношение к социалистической идеологии и революции, модель идеального государственного устройства.
Объектом исследования служит динамика взглядов католической церкви на государство и право, взаимосвязь их с исторической и политической обстановкой в мире, обусловленность этих взглядов взаимоотношениями церкви и государства.
Целью исследования является анализ, освещение и оценка учения римско-католической церкви о государстве и праве, его развитие и изменение на протяжении всей истории христианства (с первых веков нашей эры по сей день).
Состояние научной разработанности темы. Представления римско-католической Церкви о государстве и праве являются частью ее социальной доктрины. Исследованию социальной доктрины католицизма было посвящено, особенно в прошлом веке, немало работ. Но подавляющее большинство из них написаны в странах Европы. Социальная проблематика встречалась в трудах католических богословов уже с начала нашей эры. Апогей влияния католицизма пришелся на Средневековье, когда церковь наиболее активно вмешивалась во все сферы общественной жизни, что не могло не найти отражение в трудах католических теологов. Именно в этот период Фомой Аквинским была разработана теологически-философская система, которая и поныне считается официальной идеологией католицизма. На протяжении последующих столетий государственно-правовые идеи в лоне католической церкви продолжали развиваться. В конце XIX появляются специальные папские документы, первоначально посвященные вопросам труда и собственности, а затем более широкому спектру общественных проблем. Кроме того, государственно-правовыми вопросами активно занимались также так называемые «светские писатели». Это авторы - католики, которые независимо от того принадлежат или они к клиру или являются мирянами, высказывают в своих произведениях позиции по тем или иным социальным вопросам в тесной связи с религиозным мировоззрением. Высказывания светских писателей не имеют официальной силы. В XX столетии социальные темы с позиций католицизма разрабатывали во Франции: Армель Л., Бюро ПІ, Демолен Э., Д Эстен Ж., Жильсон Э., Журне III., де Лобье П., Любак А., Маритен Ж., Мунье Э., де Турвиль-Ш., Пеги Ш., Шеню Ж. и др.; в Германии: Бусс Ф:Й., фон Кеттелер В., Муфанг Ф.К., Пеш Г., Хеффнер Й., Хитце Ф. и др.; в Австрии: фон Блюме Г., фон Левенштейн К., Люгер К., фон Фогельзанг К., Ф. Шиндлер и др.; в Италии: д Ацельо Л., Либераторе М., Тониоло Д. и др.; в Польше: Гергей Е., Майка Ю., Стояловский С, Ягодзиньски Я. и др.
В России до революции вопросами католицизма и, в частности, его государственной и правой проблематикой занимались Булгаков С. Н., Герье Н., Котляревский М. С, Родников Н., Трубецкой Е. Н., Чичерин Б. Н. и другие.
В советский период исследования католической религии вводились в рамки атеистической классовой идеологии и рассматривались, в первую очередь, в контексте непримиримой идеологической борьбы с мировым империализмом и другими врагами марксизма-ленинизма. Однако тенденциозный подход не лишает труды советских ученых научной ценности, поскольку социальная доктрина католицизма, как феномен (пусть негативный) исследовалась ими довольно подробно. Католической социальной проблематике посвящали свои труды такие авторы как Гараджа В. И., Крывелев И.А., Ковальский Н.А., Коровин Е. А., Овсиенко Ф.Г., Фомиченко В.В., Ястребов И.Б и ряд других. Общую критическую направленность такого рода сочинений можно проиллюстрировать цитатой из монографии Коровина Е. А.: «Можно сказать почти априорно, что выполняемый церковью империалистический «заказ» должен в первую очередь коснуться именно тех вопросов и проблем, которые для монополистического капитала на данной стадии его развития являются наиболее актуальными».
Резкий сдвиг в общественном сознании в постсоветский период, как уже указывалось выше, вызвал повышение интереса к религии. Интерес этот подогревался уже исключительно стремлением исследовать религию как явление, исторически присущее любому обществу, а также церковь, как общественный институт, без идеологической подоплеки. Изменился лишь подход к изучаемым проблемам и оценка учения церкви. Это вызвано большей терпимостью во-первых к западным странам в целом, во-вторых к идеологическим учениям, прежде огульно объявлявшимся «буржуазными», в-третьих к самой религии и церкви. При снятии требований обязательной идеологической критики, гораздо выше стала степень объективности научных работ, посвященных католицизму.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют, как общенаучные, так и иные методы познания, в том числе, социологический, логико-юридический, структурно-системный, сравнительный, исторический и другие.
Научная новизна исследования и положения выносимые на защиту. Научная новизна работы состоит в том, что это первое в российской юридической науке исследование католического социального учения, в части касающейся государства и права на протяжении всешего истории.
Работа идеологически нейтральна, свободна как от атеистически-социалистических установок советских ученых, так и от религиозной апологетики католических исследователей. Тема исследуется исключительно с научных позиций.
Новизна исследования заключается и в том, что в ней пересмотрен и дополнен общепринятый подход к теологической теории происхождения государства, а также автором разработана собственная периодизация этапов католического социального учения.
По итогам проведенного научного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. В работе предлагается- новая периодизация этапов католического учения о государстве и праве, критерием которой выбраны отношения церкви и государства, характерные для конкретных исторических периодов, служившие, в свою очередь, катализатором изменения представлений церкви о государстве и праве.
2. В диссертации уточняется и конкретизируется, теологическая теория-происхождения государства, господствующая- в отечественной науке теории государства и права. Современный подход к теологической теории представляется слишком общим и не учитывающим специфику теорий, выдвигаемых различными религиозными мыслителями. Кроме того, само противопоставление теологической теории происхождения государства-иным теориям представляется необоснованным, так как теологическая теория не исключает некоторых прочих, таких как патриархальная теория, теория насилия, теория общественного договора, а напротив содержит их элементы.
3. Взгляды католической церкви на сущность государства подвергались определенной динамике вследствие постепенного усиления позиций государства в Западной Европе. Первоначально государство объявлялось учреждением, необходимым лишь вследствие человеческой греховности, а ценности, им обеспечиваемые и охраняемые, считались условными. Со временем государство стало признаваться самостоятельным институтом, обладающим высокой значимостью, имеющим собственное, не связанное напрямую со спасением душ, предназначение.
4. В католической доктрине разграничивается сам принцип власти, являющийся божественным установлением и конкретные способы ее осуществления, зависящие от людского произвола. Именно в этом ключе следует трактовать знаменитую формулу: «Всякая власть от Бога». Таким образом, сам институт власти должен неукоснительно почитаться, но это не означает божественности каждого отдельного владыки. Это же разделение принципа власти и способов ее проявления лежит в основе католических теорий права на сопротивление тирании. Независимо от различий взглядов на пределы подчинения подданных властям, католические мыслители единогласно сходятся в том, что противоречие властных распоряжений Божьим заповедям является абсолютным основанием для неподчинения.
5. На протяжении истории католицизма менялись взгляды на взаимные отношения церкви и государства. Первоначально оба эти" института признавались относительно независимыми в своих сферах. В Средние века провозглашалось подчиненное положение государства по отношению к церкви. Однако, в конце концов, католицизм снова вернулся к идее автономии светской и церковной властей.
6. Католическая социальная доктрина, несмотря на явные монархические симпатии, особенно сильные до середины XIX столетия, не объявляет какую-либо из форм правления единственно приемлемой для христианского государства. Основным критерием «правильного» осуществления власти служит стремление правителей к общему благу.
7. Официальная социальная доктрина католицизма отвергает идеи социализма и революционной борьбы. Иерархическое строение общества, социальное разделение и общественное неравенство признаются установленными Богом. Против революции выдвигается аргумент эволюционного развития, резко критикуются насильственные методы осуществления революций, несовместимые с христианской идеологией. Однако, несмотря на принципиальное отрицание социалистических идей, на протяжении двадцатого века были выработаны пути относительно мирного сосуществования с социализмом.
8. II Ватиканский собор стал важнейшей вехой в переосмыслении католической церковью политической и социальной действительности, явился открыл путь к кардинальной переоценке отдельных установок, до того характеризовавших католицизм как достаточно консервативное учение. Резко негативное отношение к идеологическим противникам (атеистам, иноверцам, социалистам) сменилось лояльностью и даже призывами к сотрудничеству. Католическое социальное учение со времени II Ватиканского собора не вступает в противоречие с демократическими ценностями и идеалами современного общества, а напротив разделяет их и пропагандирует в среде верующих. Однако в последнее время, в связи со сменой понтифика, наметилась тенденция контрреформ. Новый папа Бенедикт XVI проводит консервативную линию, отвергая отдельные прогрессивные достижения II Ватиканского собора.
9. На современном этапе, когда церковь официально отделена от большинства государств, она в своем социальном учении не действует ни против государства, ни исключительно в его интересах. Она не ставит своей непосредственной целью политическое или экономическое влияние в обществе, не посягает на исключительные сферы ведения государственной власти. Ошибочно было бы также утверждать, что основной целью церкви является воспитание в верующих лояльности к государству. Католическая церковь, прежде всего, борется за нравственный образ жизни верующих, соответствующий требованиям религии. Одним из наиболее значимых принципов, на которых базируется современная социальная доктрина католицизма, является признание взаимной автономии церкви и государства, что отнюдь не исключает их плодотворного сотрудничества.
10. Социальная доктрина католицизма одновременно базируется на принципах преемственности и обновления. Отмена, полная или частичная, учения высказанного в пастырских посланиях для католической церкви совершенно невозможна, учитывая ту глубочайшую степень уважения, которая подобает высокому сану Папы римского. Однако, в силу изменения исторической и политической обстановки в мире, зачастую у католической церкви возникает необходимость высказывания принципиально новой позиции по определенным вопросам. Такая возможность возникает благодаря поощрению римским престолом постоянного обновления социального учения католицизма. Католическая церковь специально не акцентирует внимание на противоречиях между позициями пап, а предоставляет каждому из них возможность высказывать взгляды наиболее соответствующие духу времени без опасности, что после они будут объявлены ошибочными.
11. В настоящее время позиция католической церкви по социальным проблемам - одна из наиболее прогрессивных среди других религиозных учений. Современная социальная доктрина католицизма не вступает в противоречие с демократическими политическими ценностями, провозглашает основной ценностью высокое достоинство личности, предполагает активное сотрудничество с государством, при соблюдении принципов взаимной автономии. Католическая церковь разработала эффективные способы донесения постулатов своего социального учения до каждого верующего. Важнейшую роль в этом играют папские энциклики (окружные послания) по социальным вопросам, наиболее значимые положения которых в обязательном порядке оглашаются на мессах (литургических службах) в конкретных приходах.
Научно-практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о взглядах римско-католической церкви, на государственно-правовые явления и проблемы. Положения и выводы диссертационного исследования призваны восполнить пробелы в исследовании католической доктрины. Также целью работы является преодоление идеологических искажений в освещении данных проблем в отечественной литературе. Теоретические результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, проводимых в рамках науки истории политических и правовых учений, а также теории государства и права. Кроме того, диссертация может представлять интерес в плане сравнительного анализа православной и католической церкви.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена кафедрой теории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные теоретические выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, использованы в выступлениях на конференциях. Материалы диссертации используются в процессе преподавания истории политических и правовых учений и теории государства и права.
Структура диссертации. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой изучения данной проблематики и состоит из введения, трех глав, объединяющих шестнадцать параграфов, заключения и библиографии.
Понятие социальной доктрины католической церкви и место в ней вопросов государства и права
Для выяснения сущности представлений католической церкви о государстве и праве необходимо обратиться к той части вероучения, которая называется «социальной доктриной католической церкви».
В широком понимании католическое социальное учение существует столько же, сколько существует и сама церковь. Несмотря на незыблемость основных догматов, отдельные составляющие религиозного учения подвержены динамике. Социальное учение церкви не должно рассматриваться вне исторического, культурного и политического контекста эпохи, в которую оно проповедуется. Важно проследить эволюцию социального католического учения.
Определение социального учения, дается в Катехизисе (своде основных догматов и правил поведения для верующих) католической церкви. «Социальное учение Церкви является сводом доктринальных принципов, развивающихся по мере того, как Церковь толкует события в ходе истории в свете совокупности учения, явленного через Христа Иисуса и с помощью Святого Духа. Это учение становится тем более приемлемым для людей доброй воли, чем более оно руководит поведением верующих»1. Также можно привести дефиницию, принадлежащую Иозефу Хеффнеру: «...можно определить Христианское социальное учение как совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».
Исследованию данного феномена посвящают себя не только теологи и даже не только католики. Вот определение католической социальной доктрины, данное советским ученым - Н. А. Ковальским: «Социальная доктрина католицизма — сумма взглядов идеологов католической церкви на общество и происходящие в нем процессы».2 Как можно заметить последнее-определение является более лаконичным и претендует на большую степень «научности», что обусловлено более нейтральным, не апологетическим подходом к исследуемому явлению.
В тексте диссертационного исследования термины «социальная доктрина» и «социальное учение» будут употребляться как синонимы, однако не все авторы, занимавшиеся данной проблематикой, придерживаются такой-позиции. Так, в работе Ф.Г. Овсиенко данные понятия разграничиваются: «Социальное учение католической церкви составляют, с одной стороны, официальные документы Ватикана, а с другой — полуофициальные сочинения церковных и околоцерковных интерпретаторов этих документов. Социальную доктрину в узком смысле слова образуют только официальные документы, в первую очередь папские энциклики». Автор вышеуказанной работы также выделяет понятия, «социальная этика», «социальная философия католицизма», «социальная теология». Под социальной этикой понимается «этизированная» социальная доктрина. Имеется в виду, что и социальная доктрина, и социальная этика занимаются одним и тем же кругом вопросов, с той лишь разницей, что во втором случае идеологи церкви из тактических соображений растворяют в этике всю общественную проблематику. С точки; зрения диссертанта, не представляется необходимым специальное выделение такого понятия как социальная этика, поскольку социальная доктрина католической церкви невозможна в отрыве от религиозно-этических норм, которые составляют ее основу. Социальная философия католицизма, по мнению Овсиенко, - это лежащий в основе социальной доктрины философско-теологический метод рассмотрения человека и общества. В связи с этим нужно отметить, что официально современная католическая церковь утверждает о своем нейтралитете в сфере философии. «Церковь не провозглашает собственную философию и официально не поддерживает ни одно- из философских направлений в противовес всем остальным. Такая-, сдержанная позиция вызвана тем, что философия, даже если она соотносится с богословием, должна использовать собственные методы и подчиняться собственным правилам; в противном случае нельзя гарантировать, что она будет направлена к истине и стремиться к ней таким образом, чтобы это мог контролировать разум»1. Что же касается социальной теологии, то ее понятие и происхождение объясняются в работе «Эволюция социального учения-католицизма» следующим образом: «Выработка для социально неоднородной паствы учения о человеке и обществе в рамках официальной социальной доктрины, вынужденной обращаться к определенным «моделям» общественного устройства становится все более трудной. По этой причине... часть католических философов и теологов для объяснения деятельности человека и функционирования общества обращается к христианской антропологии, а также пытается трансформировать социальную философию католицизма в своеобразную социальную теологию, или «теологию земных реальностей». В отличие от традиционной теологии последняя концентрирует внимание не на боге, а на «божьих вещах», объявляя основной своей целью выявление неких религиозных аспектов во всех явлениях видимого мира. Результатом такого подхода явилось- появление новых теологических дисциплин - теология труда, теология культуры, теология политики, теология освобождения и т.д.».
Детальное рассмотрение понятий, соотносимых с социальным учением католической церкви, представляет определенный интерес, однако, и социальная философия, и социальная теология представляют собой неотъемлемые составляющие католического социального учения, не говоря уже о социальной этике, на которой данное учение базируется.
Социально-этическое учение церкви представляет собой соотношение следующих дисциплин: 1) теологических, раскрывающих основу взаимоотношений Бога с миром и человеком; 2) философских, которые занимаются тем же самым кругом вопросов, но с позиции их рационального обоснования; 3) эмпирических, представляющих собой результаты исследования социологии, экономики, психологии и т.д.; 4) исторических, с помощью которых можно лучше понять и оценить процессы, происходящие в обществе, сопоставляя их на различных исторических этапах.
Эволюция социальной доктрины католицизма
После исследования сущности феномена социального- учения католической церкви следует перейти к его истории.
В развитии социально-политической доктрины католицизма обычно выделяют три основных этапа. Данная периодизация предложена самими католическими теологами и наиболее детально разработана в книге Пі Лобье «Три града».
Первый этап, именуемый «пастырским» относится к эпохе первых Вселенских соборов и связан с деятельностью Отцов церкви. Отцами церкви называют наиболее значительных епископов ранней христианской церкви.
Второй этап именуется «научным», он связан с расцветом в XIII столетии схоластики, значительный вклад в развитие которой внесли Альберт Великий, Бонавентура, Дуне Скотт, и, особенно Фома Аквинский. Для этого периода, было характерно то, что философия была поставлена на службу богословию.
Третий, «синтетический» этап начался с выхода в свет в 1891 году энциклики «Rerum novarum», автором которой был папа Лев XIII, и, по мнению католических авторов, длится до сих пор.
Такова католическая периодизация этапов социального учения католицизма. Предложенная классификация не лишена определенных недостатков. В частности, в ней упущен и не освещен весьма значительный промежуток времени - от средневековья до конца девятнадцатого века. Несмотря на определенную консервативность католической церкви, нельзя сказать, чтобы в ней, а, следовательно, и в ее социальном учении не происходило никаких перемен в течение целых эпох. Кроме того, основным критерием приведенной классификации выбраны исторические периоды, на которые приходилась деятельность отдельных личностей, значимых для церкви.
Представляется целесообразной разработка несколько иной классификации основных этапов развития социального учения католицизма. Критерием классификации послужит отношение католической» церкви к государству, нашедшее отражение в ее социальном учении.
Отношение церкви к государству не может не быть обусловленным отношениями церкви с государством в тот или иной исторический период. Поэтому этапы развития социального учения католицизма будут представлены в свете исторических перемен во взаимоотношениях церкви и государства. Следует оговориться, что в каждом конкретном государстве эти отношения имели свою специфику, но исследоваться будут общие тенденции, характерные для конкретной исторической-эпохи.
Исходя из этого, можно выделить следующие этапы развития социального учения римско-католической церкви: I этап (христианство -гонимая религия) приходится на эпоху зарождения христианства - первые века нашей эры (до 313 года); II этап (постепенное превращение христианства в государственную религию) длится приблизительно с 313 года (издание Константином и Лицинием Миланского эдикта, узаконившего исповедание христианской религии в Римской империи) до начала средневековья; III этап (средневековый расцвет христианства) занимает весьма длительный период Средних веков, вплоть до Эпохи Возрождения (XIV век); IV этап (Реннесанс и Реформация) связан с Эпохой Возрождения (начиная с XIV века) и зарождением протестантизма (XVI век); V этап (эпоха буржуазных преобразованиий) приходится- на период буржуазных революций (XVII-XVIII века); VI этап (обновление католицизма) начинается в 1891 году, в связи с выходом в свет энциклики Льва XIII «Rerum novarum» и длится до II
Ватиканского; VII этап начинается в 60-х годах XX века (II Ватиканский собор) и длится по сей день.
Первый этап развития католического социального учения можно условно назвать апологетическим. Апологеты (от греч. apologeormai - защищаю), собирательное название раннехристианских писателей, главным образом П-Ш веков, защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и "язычников"). Для этого периода важно не столько то, что он представлен творчеством апологетов (в таком контексте он не отличался бы от упомянутого выше «пастырского» этапа), сколько то, что на этом этапе христианство нуждается в защите от враждебно настроенной государственной власти.
Обоснованием права христианства на существование занимались христианские мыслители, наиболее значимые из которых получили название Отцов Церкви. После кончины апостолов управление церковью переходит к их ученикам, из которых наиболее заслуженные именованы Апостольскими Отцами. Первый Апостольский Отец — Климент, епископ Рима, именовавшийся Папой. Среди известных Отцов церкви можно назвать такие имена как св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, епископ Поликарп, ученик св. апостола Иоанна, ученик Поликарпа - Ириней, ставший впоследствии епископом в Лионе, Иустин Философ и другие.
Самым значимым государством в эпоху зарождения христианства была Римская империя. Соответственно, это было первое государство, с которым столкнулось христианство. Для римской империи было характерно тесное слияние гражданской и религиозной сферы. Религия там не являлась самостоятельной областью общественных отношений, она была делом всецело подлежащим ведению государства. Естественно, что христианская религия, которая, будучи «не от мира сего», сосредотачивала внимание на внутреннем мире человека, а не на его гражданских обязанностях, не могла быть одобрена римским государством. Оно сразу же заняло враждебную позицию по отношению к христианству, несмотря на свою известную лояльность к другим религиям, исповедуемым в его многочисленных провинциях, да и в самом Риме. Христиане, в отличие от подданных империи, исповедующих другие «неофициальные» религии, неоднократно подвергались жестоким гонениям со стороны государства. Гонения не в последнюю очередь были обусловлены отношением христиан к государству. Их позиция была неоднозначной: христиане признавали государство как политическую власть, обеспечивающую порядок в обществе, но отвергали некоторые обязательные стороны государственной жизни, в частности, активно практикуемое идолослужение. Государство же со своей стороны не разграничивало две разные стороны позиции христиан, что вызывало сомнение в их лояльности. «До признания их религии империей христиане, действительно, пользовались миром сим как бы им и не пользуясь (1 Кор. 7:31). Очень многие стороны жизни античного общества вызывали у них резкое неприятие, и они либо молча мирились с ними, как с неизбежным злом, либо просто оставляли без внимания, что являлось проявлением своего рода общественного нонконформизма».
Происхождение и сущность государства
Вопросы о сущности и происхождении государства теснейшим образом связаны между собой. Само разделение этих понятий в трудах католических писателей достаточно трудно провести, настолько тесно они переплетены.
В трудах церковных писателей первых четырех веков нашей эры (Иоанн Златоуст, Амбросий Медиоланский, Григорий Богослов, Афанасий Великий и другие) крайне сложно найти конкретные высказывания касающиеся сущности или происхождения государства. «Правда, мы не находим у церковных писателей первых четырех веков нарочито высказанного точного определения государства — его сферы и задачи, но что господствующее понятие он нем действительно было у них очень узкое об этом достаточно свидетельствуют и отрывочные, случайные суждения их». До Блаженного Августина апологеты христианства не уделяли специального внимания сущности государства, сосредотачиваясь скорее на практических проблемах взаимоотношений христиан и государственной власти. Анализируя произведения раннехристианских писателей, можно лишь косвенно сделать определенные выводы в отношении происхождения и сущности государства. По их мнению, причиной происхождения государства послужило грехопадение первых людей. Если бы не было грехопадения, то люди жили бы в мире, во всех своих каком внешнем принуждении. Все были бы равны в пользовании естественными благами для удовлетворения своих потребностей. Грех же, лишив людей равенства и совершенной любви, породил среди них пороки, для сдерживания которых и были учреждены власти и законы, являющиеся атрибутами государства. «Человек дошел до такого зверства, что даже: единокровного своего стал считать для себя врагом и предаваться? всякого рода беспокойству, человекоубийству и жадности. Тогда дляї ограничения; последствий греха во взаимных отношениях или для" сохранения; порядка в жизни; люди должны- были призвать на: помощь законы,, власти И;властителей; одним словом - государство» .
Однако с точки зрения ранних христианских писателей: государство не есть явление; греховное: по своей сути; хотя; и явилось после и вследствие первородного греха;. И: хотя без грехопадения1 государство; бы не возникло;, поскольку в; нем; не было бы необходимости, тем не менее, первородный грех есть лишь повод к появлению государства, а не:его: непосредственная; причина; Следовательно, государство относится, к сфере ведения Бога,, а не дьявола: «Бог, говорит Св.Ириней; наложил на дошедших до зверствам людей страх человеческий;- подчинение власти, и, таким, установил земное царство. Он; а: не дьявол ... Дьявол сам: никогда не знает покоя и тем1 более-не желает, чтобы народы жили в покое»?.. Єв. Иоанн Златоуст также подчеркивает, что государство благо; дарованное: Богом: «Нет такого неустройства чтобы что-нибудь происходило по случаю и без порядка, чтобы народы носились туда сюда, подобно волнам— все: сие я; называю делом премудрости Божией».
С другой стороны, признавая; существование государства не противоречащим Божественной воле, христианские писатели первых веков нашей эры, не могли: считать,, что каждое отдельное государство есть непосредственно дело Бога: В отличие от Церкви; основанной самим Иисусом Христом, государство не обладало; благодатным способом происхождения; то есть не было установлено непосредственно Богом. «Как: плод тех задатков добра, которые остались в падшем человеке после грехопадения в виде естественных сил и способностей, его [государство] можно считать. Богом установленным в том же смысле в каком вообще все доброе в природе ли всего мира или в природе человека»1. Богом установлен лишь принцип государства, создание же и функционирование конкретных государств зависит от людей, которых Бог наделил свободой воли. Обладающие этой свободой люди не чужды греха и он накладывает отпечаток, на все что связано с деятельностью человека. Естественно, и государство не избежало этого греховного отпечатка. Поэтому, несмотря на то, что идея государства исходит от Бога, отдельные государства часто имеют своим истоком войны и преступления.
Как уже упоминалось, по мнению Отцов церкви, главная цель государства, оправдывающая его существование - поддержание порядка в человеческом обществе, мира между людьми. «Оно дает возможность говорит, например, апологет Афиногор, вести жизнь тихую и безмятежную, без страха ходить по дорогам и плавать, где угодно. Точно также, по мнению церковных писателей четвертого века, оно охраняет мир и порядок во взаимных отношениях людей и заботится вообще о земном, временном благоустроєний жизни человека».
Позиция Блаженного Августина относительно возникновения государства неоригинальна, оно есть результат греха. Это объясняется тем, что никакое государство не может существовать без рабства, а рабство является следствием первородного греха, ибо Господь создал людей свободными. Причем в данном контексте рабство рассматривается не столько как институт лишения свободы отдельных граждан государства, сколько как необходимость подчинения верховной власти для граждан вообще. Ссылаясь на Книгу Бытия, Августин утверждает, что Бог повелел человеку господствовать лишь над неразумными тварями, а не над себе подобными. И первое упоминание в Библии рабства связано с наказанием Ноем его согрешившего сына. Рабское положение - удел грешника, следовательно, рабство есть наказание за грех. Таким образом, всякая власть человека над человеком — следствие грехопадения.
Правда, такая мрачная критика исторических государств, не приводит Блаженного Августина, также как и его предшественников, к выводу, что государство есть зло само по себе. Он признавал за государством посредственно Божественное установление. Но поскольку государство, подобно всем земным благам есть благо временное, то ценность его обусловливается- лишь отношением к высшему благу - Богу. Bf ходе истории человечества сложилось так, что граждане и правители конкретных государств не знали или не помнили об этом и придавали государству, забывая об его условности, самостоятельное значение. Именно так государство получило в истории характер зла и сделалось градом-дьявола. «В... широком смысле государству можно, по воззрениям блаженного Августина; приписать. Божественное установление, так как творец и источник всякого добра только Бог. Но оно добро естественное, а не благодатное. Оно относится к числу даров, необходимых в настоящей жизни... Поэтому непосредственным виновником того или другого отдельного государства в частности, является воля человеческая. Государства создаются...людьми. Итак как после райского падения грех накладывает свою печать на всю деятельность человека, то не без влияния его возникли и возникают в истории человеческие государства».
Государство и его формы в папских посланиях
Из предыдущей главы видно, что католическая церковь на всем протяжении своего существования не игнорировала мирских, социальных проблем, высказывала свою позицию относительно них, давала верующим предписания. Но наиболее активно и систематизировано заниматься социальными вопросами Ватикан стал в конце XIX века. Поворотным моментом явилась знаменитая, не раз уже упоминавшаяся энциклика «Rerum no varum». Теоретики социального учения католицизма рассматривают выход данной энциклики, как начало нового этапа в развитии социальной доктрины, который, по их мнению, длится и по сей день1. Данный этап характеризует высокий уровень систематизации социальной доктрины. Основными источниками социального учения становятся папские энциклики. В них папы пытаются охватить предельно широкий круг социальных вопросов и дать в отношении их авторитетные указания и рекомендации. Католический мир, подобно миру в целом, становится все более единым, послания папы за короткие сроки доводятся не только до духовенства, но и до верующих — католиков всего мира. Связь верховных иерархов католицизма с мирянами становится теснее, значимость мнения последних возрастает. В указанный период в мире происходят грандиозные изменения, две мировых войны, ужасы фашизма, расцвет и закат социалистических режимов, невиданные ранее темпы научно-технического прогресса и многое другое. Католицизм должен был встретиться лицом к лицу с многочисленными проблемами и ответить на них. Далеко не всегда Ватикан, встречаясь с трудностями двадцатого века, делал правильные выводы и давал своим верующим наставления, безупречные в этическом и христианском плане. Впрочем, к концу столетия католическая социальная доктрина «очистилась» от многих спорных (небезупречных) в этическом плане взглядов, которые были продиктованы спецификой того или иного исторического момента. Что касается раскрытия в социальной доктрине рассматриваемого периода такой базовой категории как государство, то ему уделяется относительно немного внимания, меньше, чем в предыдущие периоды. Это можно объяснить, во-первых, тем, что взгляды на сущность и предназначение государства не претерпели в двадцатом веке кардинальных изменений. Во-вторых, государство не то чтобы исчезает из поля зрения пап, оно, скорее, рассматривается в ином смысле, не как явление само по себе, а в связи с конкретными социальными проблемами, целями и задачами. Энцикликой «Reram novarum» католическая церковь заявила о своем небезразличии к земным заботам и тревогам верующих. Данная энциклика является «узко специализированной». В первую очередь, она посвящена «рабочему вопросу» - наиболее болезненному и актуальному для того времени. Все остальные социальные проблемы рассматриваются именно в этом ключе, в связи с «рабочим вопросом», взаимными правами и обязанностями богатых и бедных, правомерностью частной собственности. Даже в главах «Церковь» и «Государство»- компетенция указанных институтов разбирается в свете того, что они могут сделать для улучшения положения рабочих и для предотвращения их противостояния с имущими классами. После эпохальной «Reram novarum» ее положения с небольшими изменениями в духе времени повторялись в документах последующих пап. Однако по сравнению с «Reram novarum» был расширен круг социальных вопросов, затрагиваемых в энцикликах. Это вопросы сущности государства, оптимальной формы государственного устройства, демократии, соотношения личности и государства. Однако, как будет показано ниже, четким научным дефинициям папы предпочитали многословные рассуждения, что существенно затрудняет систематизацию их высказываний по указанным проблемам. С середины XX века Ватикан, рассуждая о государстве, все чаще затрагивает проблему демократии. Наиболее детально попытка осмысления сущности демократии в социальной католической доктрине была предпринята Пием XII в Рождественском послании 1944 года. Это послание в некоторых изданиях даже получило название «Условия демократии». Основная идея, пронизывающая послание заключается в, доказательстве отсутствия прямой связи между сущностью демократии и ее организационно-политическими формами, «...настоятельная забота церкви касается не столько ее [демократии] структуры и внешней организации - они зависят от чаяний, свойственных каждому народу — сколько самого человека, который вместо того, чтобы быть объектом и пассивным элементом социальной жизни, наоборот, является и должен быть субъектом, фундаментом и целью общественно-политической жизни...»1. В указанном послании римского понтифика разграничиваются понятия, «народ» и «масса». «Государство... не содержит в себе и не объединяет механически на определенной территории аморфное скопление индивидов. Оно1 является и должно быть в действительности органическим и организующим единством настоящего народа. А народ - это- такая совокупность граждан, в которой каждый имеет собственное мнение и возможность его выразить,...которая живет полнотой жизни людей, его составляющих, каждый из которых...является личностью, осознающей свои обязанности. Подлинная и разумная- демократия - это государство именно такого народа»2. Масса же в понимании Пия XII «сама по себе инертна и может быть приведена в движение лишь извне...,буду чи послушной игрушкой в руках всякого, кто пользуется ее инстинктами и впечатлениями. А потому и государство, опираясь на массу, может стать простой машиной». Позже, в рождественском послании 1953 года, тот же Пий XII подчеркивал: «...демократия хочет реализовать идеал свободы, но идеальной является только та свобода, которая основана на уважении достоинства человеческой личности» . Не может не привлекать внимания тот факт, что в вышеназванных посланиях за демократию ратовал понтифик, обвинявшийся в крайнем консерватизме, монархических симпатиях и сотрудничестве с фашизмом. Папа Пий XII действительно не выражал открытого протеста фашистским правительствам Италии, Германии и Испании и занимал во время Второй мировой войны позицию нейтралитета. «Когда 1 сентября 1939 года началась вторая мировая война, правительства Франции и Англии обратились с просьбой к папе объявить.Германию1 агрессором. Пий XII отказался, сказав; что Ватикан не может непосредственно вмешиваться в международную политику. Когда вспыхнула война, папа объявил о своем нейтралитете, и ватиканская дипломатия официально до самого конца войны не сделала никакого заявления в поддержку той или иной стороны.