Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Теоретические основы правового воспитания 13
1. Сущность и специфика правового воспитания 13
2. Структурная характеристика правового воспитания 52
3. Функциональная характеристика правового воспитания 69
Глава вторая. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе 85
1. Система правовой социализации в современном российском обществе . 87
2. Правовое воспитание в применении к различным социальным группам . .104
3. Правовое воспитание в системе профессиональной подготовки современного юриста 123
4. Содержание и формы правового перевоспитания 141
Заключение 157
Список используемой литературы 160
- Сущность и специфика правового воспитания
- Структурная характеристика правового воспитания
- Система правовой социализации в современном российском обществе
- Правовое воспитание в применении к различным социальным группам
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Правовоспитательная деятельность и ее различные виды играет значительную роль в воплощении права в жизнь. Правовое воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации целей построения правового государства в России.
В нашем обществе, в нашем государстве постепенно воссоздается атмосфера осуждения нарушений законности, разворачивается борьба за утверждение принципа социальной справедливости и возрождения нравственных норм. Это и понятно, ведь государство должно не только располагать эффективными средствами воздействия на антиобщественные элементы, их перевоспитания и включения в новую жизнь, но и само, своими • действиями должно демонстрировать положительный пример, пример правовой воспитанности, где утверждение и расширение личных прав и свобод должны идти рука об руку с укреплением законности и воспитанием безусловного уважения к закону.
Происходящая в Российской Федерации широкая правовая реформа призвана усилить механизмы поддержания правопорядка на основе развития рынка, самоуправления и народовластия, а также обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества. Роль правового воспитания в данном процессе весьма значительна. Государство, в лице государственных служащих, должно иметь здоровое, активное правосознание, способствующее созданию законов, отвечающих в первую очередь моральным, нравственным требованиям. Такого рода законы отождествляют государство с демократией, а это в свою очередь отражает специфику правового воспитания. Правовое воспитание должно заключаться во влиянии на правосознание не только гражданина-обывателя, но и юриста-профессионала. В силу сложившихся обстоятельств в настоящее время мы не можем говорить о России как об истинно-правовом государстве, так как, к сожалению, еще существует
традиция подмены правового воспитания юристов их профессиональной подготовкой и, прежде всего, правовым образованием, а это приводит к тому, что значительная часть юристов, располагая требуемым объемом юридических знаний, имеет, тем не менее, неразвитое правосознание. Правовая образованность не должна исчерпывать всего объема содержания правосознания и не может компенсировать недостаточную развитость и активность адекватных ценностных установок, ориентиров и привычек в профессиональной деятельности.
В настоящий период должно существенно возрасти требование к праву и юридическим наукам. Взаимоотношения права с текущей политической и экономической практикой остаются непростыми; не изжито грубое, нигилистическое отношение к праву, и среди граждан и среди государственных служащих.
Разрешение многочисленных проблем, стоящих перед нашим обществом, невозможно без совершенствования всей правовой системы, обновления действующего законодательства, повышения правосознания и правовой культуры должностных лиц, юристов, всего общества. Но одно лишь упорядочение и совершенствование правовой информации вряд ли перерастет в правовую культуру или стабильное правосознание граждан, ведь сама по себе правовая информированность не гарантирует реализацию данных знаний на практике в позитивном русле. Вследствие этого необходимо не только преобразовывать и усовершенствовать законодательство, но и возрождать нравственность, на основе которой будет строиться правовая культура нашего общества. Необходимо, как советовал еще И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретное™ и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».1
Правовое воспитание обусловлено усилением роли права, осознанием обществом его значения как самостоятельного фактора объективной действительности и отвечает возросшим потребностям совершенствования демократии, укрепления законности и правопорядка.
Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; выявление особенностей и основных тенденций их функционирования; концентрация усилий всех государственных органов, общественных организаций, направленных на обеспечение эффективности данной работы, в том числе координация деятельности субъектов воспитания.
Вследствие вышеизложенного, вытекает настоятельная необходимость в переосмыслении правовоспитательной деятельности. В тоже время требуется глубокая проработка проблемы правового воспитания как одной из важнейших категорий теории государства и права, с учетом достижений современной юриспруденции и практики. Осмысление этой проблематики позволит прояснить перспективы укрепления законности и правопорядка, правовых основ современного российского общества.
Актуальность настоящей работы и выбор данной темы исследования обосновывается недостаточной разработанностью практических механизмов привития правового мышления и правового воспитания граждан в настоящее время.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема правового воспитания, правового сознания и правовой культуры не новы. Еще в трудах древних философов можно обнаружить обращение к этой проблематике. Но, как и в те времена, данная тема остается актуальной, и для российских правоведов имеет немаловажное значение. В трудах И.А. Ильина,1 А.С. Муромцева,1 Б.А. Кистяковского,2 ЛИ. Петражицкого3 и
многих других освещены самые разные элементы правового воспитания и правовой культуры. А так как в настоящее время возрастает значимость основных институтов гражданского общества и правового государства в целом, это влечет за собой усиление интереса к проблемам правового воспитания, правовой культуры и правового сознания.
Сравнительный анализ источников по проблеме правового воспитания показывает возросший интерес не только правоведов и философов к данному вопросу, но также и ученых отраслевых наук, таких как психология, педагогика, социология, этика, культурология и т.д. И не стоит отграничивать проблему правового воспитания и правового сознания исключительно рамками теории государства и права, лишь такой всеобщий анализ проблемы даст объективную оценку сложившейся в нашей стране ситуации.
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Цель исследования. На основе использования имеющегося опыта, а так же системного анализа как общетеоретических правовых идей и концепций, так и выводов философии, социологии, педагогики, психологии и других наук, провести комплексное теоретическое исследование процесса правового воспитания в социальной среде и выработать практические рекомендации по совершенствованию этого процесса на этапе становления и развития гражданского общества и правового государства. Кроме этого, научной целью настоящей работы является исследование теоретических проблем формирования профессиональных деформаций, разработки научных основ
предупреждения преступного поведения и особенностей организации процесса правового перевоспитания.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- проанализировать сложившееся понимание воспитательного процесса и его возможностей;
-выяснить место правового воспитания в системе направлений и форм социализации личности;
- исследовать различия в значимости правового воспитания в контексте западной и российской культур;
-выявить сущность правового воспитания, его отличие от сущности других видов воспитания;
-определить правовое перевоспитание в контексте исполнения наказаний;
-рассмотреть правовое перевоспитание в органах внутренних дел и причины, обусловливающие необходимость его организации.
Методологическую основу составляет комплекс разнообразных методов научного исследования, позволяющие изучать предмет, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях в его взаимосвязях с другими явлениями действительности.
В качестве исследовательского инструментария применяются методы, обеспечивающие междисциплинарный подход к предмету, исторический и диалектический метод.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы ученых, занимающихся юриспруденцией, философией, психологией, социологией. Прежде всего, это работы специалистов в области общей теории права и отраслевых юридических наук по проблемам теории и методологии правосознания и правоприменительной деятельности: С.С. Алексеева,1 ПП.
Баранова,1 Н.В. Витрука, Н.Л. Гранат, В.П Сальникова, Н.Я. Соколова, И.Е. Фарбера,5 В.А. Щегорцева,6 Н.В. Щербаков.7
Западная и российская философско-правовая и теоретико-правовая классика, заложившая мировоззренческие и методологические основы научного анализа нравственного и правового сознания личности представлена такими персоналиями, как Г.В.Ф. Гегель,8 И. Кант,9 Д. Локк,10 И.А. Ильин,11 Б.А. Кистяковский,12 П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий,13 B.C. Соловьев, Г.Ф. Шершеневич.
Самостоятельная постановка вопроса о правовом воспитании нашла отражение в работах Л.Е. Балина,14 А.Д. Бойкова,15 М.М. Галимова,16 А.И. Долговой,17 В.М. Каминской,18 И.А. Крыгиной,19 А.В. Мицкевича,1 Е.А. Лукашевой,2 В.В. Оксамытного,3 И.Ф. Рябко.4
Вопросы правового воспитания государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел и иных лиц, занимающихся юридической практикой были освящены в работах Ю.В. Александрова,5 ШЪ Баранова,6 А.А. Бондарева,7 Н.Л Гранат, А.В. Грошева, Х.С. Гуцериева,8 Ю.И. Римаренко,9 В Л. Сальникова, Н.Я Соколова,10 В.П. Федорова.11
В работах СП. Безносова, Б.Д. Новикова нашли свое отражение вопросы деформации правового сознания, а так же формы и методы правового перевоспитания.
Научная новизна определяется тем, что, используя достижения современной общей теории права, предпринята попытка глубокого исследования ряда актуальных проблем правового воспитания в России. Большинство из этих проблем решались довольно давно и потому нуждаются в существенной корректировке. Их осмысление и решение должны составить новизну исследования.
В ходе и по результатам исследования выдвинуты предложения, рекомендации, необходимые для повышения его эффективности, а, следовательно, усиления воздействия права, правовой системы в целом на все сферы современного российского общества.
1. Принуждение не является методом правового воспитания; оно относится только к числу факторов, способствующих успешной реализации средств правового воспитания и достижения его целей. Воспитательный эффект имеет существующая и действующая система принуждения (например, система наказаний за правонарушения), а не применение мер принуждения к воспитуемому. Непосредственное применение мер принуждения к человеку способно побуждать к законопослушному (правомерному) поведению без формирования устойчивой социальной позитивной мотивации, что не согласуется в должной мере с задачами воспитательного процесса.
2. В системе воспитания человека, непосредственно связано с правовым воспитанием только нравственное воспитание, а все остальные виды воспитания носят фоновый характер, являются вторичными по отношению указанной связи. Поэтому целеустановки правового воспитания должны быть полностью согласованы с целеустановками нравственного воспитания, что возможно только при определенных общественных условиях, в обществах и государствах определенных типов. Оптимально эта связь действует в правовом государстве.
3. Специфику правового воспитания определяет природа действующего права и правосознания. Сообразно этой природе правовое воспитание представляет собой двуединство правового просвещения (образования) и правового перевоспитания. Необходимость организации правового воспитания в среде, в которой отсутствуют социально значимые отклонения, минимальна и может быть сведена к организации просвещения. Однако эта ситуация является скорее исключением, чем правилом.
4. Если в процессе обучения и образования центральная роль принадлежит субъективным факторам, то в процессе правового перевоспитания центральная роль принадлежит объективным факторам. Именно такими факторами являются развитые элементы гражданского общества и правового государства, способствующие эффективному
правовому воспитанию.
5. Отождествление правового воспитания с правовым просвещением (образованием) ведет к непониманию объема задач, которые ставятся перед правовым воспитанием. С правовым просвещением может быть связана только часть, притом, не определяющая, задач правового воспитания. Правовое просвещение затрагивает лишь некоторые слои общественного и индивидуального правосознания.
6. Правового воспитания «вообще» не существует не только в историко-культурном контексте, но и применительно к различным социальным группам. В применении к различным социальным, возрастным, профессиональным группам правовое воспитание имеет качественное различие и по целям, и по средствам, и по объему задач.
7. Существуют качественные различия и в характере правового воспитания и его востребованности в рамках разных правовых семей. В рамках англо-саксонской правовой семьи актуальность организации правового воспитания гораздо меньше, чем в странах с господством континентального права, поскольку в странах англо-саксонской правовой семьи культивируется «живое» право, а потому роль развитого правосознания выше, чем в странах, где культивируется писанное, узаконенное право.
8. Традиция подмены правового воспитания юристов их профессиональной подготовкой и, прежде всего, правовым образованием приводит к тому, что значительная часть юристов, располагая требуемым объемом юридических знаний, имеет, тем не менее, неразвитое правосознание. Правовое воспитание по отношению к юристам должно быть нацелено в первую очередь на формирование здорового, активного правосознания. Правовая образованность не должна исчерпывать всего объема содержания правосознания и не может компенсировать недостаточную развитость и активность адекватных ценностных установок, ориентиров, привычек в профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что
исследуемая проблема носит междисциплинарный характер, а потому ее рассмотрение окажет влияние не только на решение проблем теории права и правового воспитания, но и ряда тесно соприкасающихся с ними наук, таких как этика, политология, педагогика, социология, психология. Кроме того, рассмотрение комплекса указанных проблем может стать важной составной частью теории прав человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно непосредственно направлено на совершенствование правового воспитания граждан, независимо от социального статуса, а также для профилактики правонарушений в работе сотрудников органов внутренних дел и иных лиц, занимающихся юридической практикой.
Результаты исследования могут быть положены в основу организации подготовки высококвалифицированных кадров российской милиции. Кроме того, применение положений сформулированных в диссертационном исследовании может быть полезно при проведении учебных занятий по курсу «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Юридическая педагогика» и других отраслевых дисциплин в юридических учебных заведениях, на юридических факультетах учреждений высшего профессионального образования.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации нашли свое выражение в научных публикациях автора по теме проведенного исследования.
Материалы диссертационного исследования докладывались автором на методологическом семинаре и были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права Московского университета МВД России. Отдельные теоретические выводы проведенного исследования активно используются в учебном процессе в Академии права и управления.
Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Сущность и специфика правового воспитания
Воспитание - это вечный процесс, явление, возникшее на ранней ступени развития общества и присущее всем общественно-экономическим формациям. Оно обусловлено настоятельной необходимостью социализации личности, обеспечения преемственности поколений, передачи подрастающей смене трудовых умений, жизненного опыта и знаний об окружающем мире, а также является основой профессионализма.
Успех воспитания во многом зависит не только от осознания огромной важности воспитательного процесса в социализации личности и понимания высокой гражданской ответственности за выполняемую работу теми, кто осуществляет воспитательные функции, но также и от уяснения самими субъектами воспитания всей сложности этого процесса.
Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В образ всесторонне развитой личности обычно включается сбалансированное (гармоническое) сочетание всех аспектов воспитанности: умственной, физической, трудовой, нравственной, эмоциональной, также политической и правовой - что особенно стало популярно и актуально в последние десятилетия, когда наша страна (в связи с переходом к рыночной экономике и активной ориентации политического пути на демократическое развитие государства и общества) стала активно воспитывать в гражданах убеждения, что знание права, участие в праве, правовая воспитанность - это необходимые элементы успешной жизнедеятельности, экономического благосостояния нации вообще и отдельных лиц.
Еще в середине XIX века известный русский ученый Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ («О камеральном образовании», 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни1 - т.е. уже тогда в ученой среде признавалась необходимость наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В программе (содержании) полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом «воспитание в ребенке чувства права и справедливости», путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. Понятно, что не последнее место в этом процессе занимает влияние окружающей среды и общения людей между собой.
Правовое воспитание это уникальное явление, потому что, как уже замечено, в его изучении одновременно заинтересованы деятели различных наук, причем не только юридических. Это и история, и теория государства и права, и социология, и педагогика и др.
В юриспруденции, педагогике и психологии изучение правового воспитания признано необходимым, важным и перспективным и в этом направлении проводится большая научно-исследовательская работа. Аграновская Е.В.,3 Лукашева Е.А.,4 Павлов А.С., Оксамытный В.В.,5 Рябко И.Ф.,6 Бойков А.Д.,7 Давыдов ГЛ., Долгова А.И., Каминская В.М., Ратинов А.Р.,1 Кудрявцев B.H.,2 Козюбра Н.И.,3 Мицкевич А.В.4 И другие ученые посвятили данной проблематике свои труды Найбич В.И., Сухарев А.Я., Ерошенко А.А., Кинге X., Балин Л.Е., Максимов СВ., Татаринцева Е.В., Базаров Р.А., Семенов В.Е., Столяренко A.M. Эти исследования показали тесную связь правового воспитания с проблемой эффективности механизма правового регулирования, которой в теории уделяется недостаточное внимание.
Кроме того, Камышанченко Е.И., Лозова В.И. и Прокопенко И.Ф. рассматривали правовое воспитание как экономическое, а Харламов И.Ф. -как элемент морального, нравственного воспитания. Можно упомянуть еще множество авторов изучавших проблемы правового воспитания и дававших свои авторские определения данным процессам. Каждое из таких определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.
Структурная характеристика правового воспитания
Принимая во внимание содержательную сторону правового воспитания (изложенную в 1 Гл. I), необходимо проводить различие между правовым воспитанием как систематическим, целенаправленным процессом воздействия на правосознание воспитуемых и правовым воспитанием как неким состоянием, включающим в себя два смысла: как система целенаправленных действий субъекта воспитания для достижения должного уровня развития правосознания и правовой культуры индивида и как уже достигнутый (наличный) уровень воспитанности.
Практика применения системного подхода к воспитанию зачастую свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении его как системного (сложноорганизованного) объекта, с одной стороны, и системного исследования воспитания как объекта, с другой. На различных уровнях анализа и при решении различных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.
Таким образом, при методологическом анализе воспитания с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие позиции:
а) декларация намерения принять воспитание за нечто целое и выделить в нем составляющие его элементы: «...одни и те же элементы могут образовывать разнокачественные системы, высокоорганизованные и менее организованные, качественное различие между которыми, обусловливается различием связи между элементами, входящими в систему»;
б) признание системности за качественную характеристику воспитания: «...система - это характеристика упорядоченности объекта по отношению к одной из его функций. Упорядоченность следует понимать как тождественность каждого элемента своей «малой функции», подчиненной «большой функции» системы».
В зависимости от выбора той или иной позиции будет реализовываться та или иная стратегия познания и преобразования воспитания:
- описание воспитания как системы, т.е. последовательный анализ всех его элементов в нескольких типичных вариантах их взаимодействия (исследование одномоментного статического состояния или ситуации воспитания как объекта познания) и определение, каким образом, и в какой степени элементы (или ситуации - это зависит от выбора структуры) подчинены целям воспитания;
- описание качественных системных характеристик воспитания: его целостности, структурности, взаимозависимостей системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы и др.
Воспитание как система и воспитание как процесс имеют и другие различия. Структура процесса в отличие от структуры предметов представляет собой закономерный порядок связи его этапов, стадий, состояний. Структуру процесса нельзя изучить отдельно и независимо от структурных состояний объекта на отдельных этапах его развития.
Системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи: системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.
Воспитание само состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процессов воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Отметим, что далее воспитание будет рассмотрено как процесс в аспектах системно-структурного и системно-функционального подходов. В наиболее общем плане воспитание может быть представлено в широком диапазоне своих качественных состояний.
Воспитание как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения и нового состояния каждого из элементов системы воспитания и всей системы в целом в конкретном пространстве, которое не совпадает с понятием «воспитательного пространства».
В основе характеристики этого качественного состояния лежат философские категории пространства и времени. Применительно к воспитанию они отражают, во-первых, наличие данного явления, существование воспитания, его событие, сосуществование, а во-вторых, -процесс его смены и продолжительность существования (как в историческом плане, так и в рамках других единиц измерения времени) -экзистенциальный аспект.
Система правовой социализации в современном российском обществе
В основе исследования правовой социализации лежит представление о законе как о существенном элементе любой культуры.1 Сторонники изучения этого процесса утверждают, что уважение к закону и следование его нормам является итогом определенного направления развития человека.
В рамках этого подхода изучаются механизмы присвоения людьми правовых норм и представлений, а также возможность изменения уже сложившихся взглядов, виды и характер влияния, оказываемого институтами социализации.
Существуют две классификации правовой социализации: по степени понимания человеком отношения происходящего к области закона (эксплицитная - явная / имплицитная - подразумеваемая) и по результату, к которому она приводит (к девиантности / к конформности).
В процессе правовой социализации задачами правового воспитания должна стать выработка и привитие определенных качеств человека:
Основным является принятие человеком моральной ответственности за свое поведение и действия других людей. Возможности такого принятия определяются характером профессиональной деятельности человека.
Одной из профессий, благоприятствующих повышению уровня морального развития, является врачебная деятельность. При достижении поставленных целей в процессе правового воспитания, поведение человека будет выглядеть следующим образом: человек стремится воплотить в жизнь свое решение, так как невыполнение своих же решений вызывает у него чувство дискомфорта, препятствует достижению им «самосогласованности». В противном случае, люди, относящиеся к этой социальной группе, будут в большей степени подвергаться деформации правового сознания.
Во-вторых, выработать навык правильно интерпретировать конфликтную ситуацию. Поскольку моральные ситуации почти всегда имеют форму дилемм и включают несколько участников, результативность решения моральных проблем предполагает умение вести диалог и сближать противоположные точки зрения. Зачастую, в результате не умения правильно интерпретировать конфликтную ситуацию, люди приходят к ошибочным заключениям, воплощающимся в неадекватных действиях.
В-третьих, привить поведенческие навыки. Неумелое действие, выполненное из самых добрых побуждений, может вызвать последствия, противоположные задуманным.
В процессе правовой социализации человек развивается в правовом плане, и, так или иначе, находится на определенном уровне правового развития. В связи с этим можно выделить три уровня правового развития: уровни правопослушания, правоподдержания и правотворчества.
Человек, находящийся на уровне правопослушания, считает, что основной функцией законов является предотвращение преступлений путем их запрещения. Законы рассматриваются им как «данные свыше» и обнаруженные человеком, поэтому у него не возникает сомнений в их правильности. По его мнению, люди исполняют законы потому, что избегают наказания и подчиняются власти.
Человек, проходящий уровень правоподдержания, полагает, что правила необходимы для поддержания структуры того общества, частью которого он является. По его мнению, законы - это результат договора между людьми, которые подчиняются им из-за конформности и желания оправдать ожидания окружающих.
Человек, находящийся на уровне правотворчества, оправдывает свое поведение системой моральных норм, соотнося их с существующими законами. Его интересуют не сами законы, а общие принципы, лежащие в основе правовой системы. Несоответствие этих принципов моральным нормам приводит к его неподчинению законам и желанию изменить их.
Что же влияет на уровень правового развития? Ответ на этот вопрос можно найти в исследовании, проведенном в шести странах мира.1 Данное исследование показало, что на достижение людьми определенного уровня правового развития оказывает влияние культурный контекст. Примечательно, что общества различаются не только по вероятности и быстроте достижения их членами разных стадий правового развития, но и по содержанию этих стадий, что было показано в российском исследовании.
У российских респондентов закон изначально не слит с нравственностью. Социализация происходит стихийно, а не посредством законности. Роль законов выполняют нравственные нормы. В результате желание действовать в соответствии с моральными нормами, характерное для третьего уровня, является результатом неуважения к правовым нормам и сравнения их содержания с требованиями общечеловеческих моральных принципов, а принципиального отторжения закона.
Законы не воспринимаются российскими гражданами как рациональные и справедливые. Они рассматриваются как предписания авторитетного лица - государства и выполняются из-за уважения к нему. Подобные представления существуют наряду с представлениями о бездействии, неэффективности и коррумпированности государственного , аппарата, а также отсутствием страха перед негативными последствиями в случае нарушения закона. Все это приводит к нежеланию подчиняться требованию законов.
Правовое воспитание в применении к различным социальным группам
Общее впечатление о том, что механизм правового воспитания существенно неразличим в применении к различным социальным группам, обманчиво. Структура правового воспитания остается единой для всех социальных групп, но рассматривая данный механизм в содержательной плоскости явно видны различия.
Система правового воспитания это не только совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию, механизм правового воспитания, но и механика перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых (индивидов, общественных групп). .„.. ...:,. . В подсистеме правового воспитания, с содержательной точки зрения, трудно выделить какой-то один элемент, как наиболее существенный. В процессе правового воспитания необходимо учитывать все составляющие: цели, совокупность знаний, ценностные установки, тип правомерного поведения и т.д. Безусловно, необходимым считаю, учитывать специфику той или иной отдельно взятой социальной группы, ведь именно специфическое правосознание задает определенный тон воспитательному процессу.
Одним из важнейших показателей состояния правового сознания , является общественное мнение о праве, представляющее собой специфическую форму проявления массового правового сознания. Следует иметь в виду, что общественное мнение о праве среди широких слоев населения отражает существующее обыденное правосознание. Немало работ отечественных ученых посвящены проблемам правового воспитания разных категорий населения: В.Н. Кудрявцев,1 Н.И. Козюбра, А.Р. Ратинов, Ю.И. Новик, В.Д. Бабкин, Л.М. Корниенко, К.М. Левкивский, Е.В. Назаренко, В.В. Оксамытный,4 П.М. Рабинович,5 Е.И. Федик, О.В. Шмоткин, которые широко использовали понятия принципов, методов, форм, приемов и эффективности правового воспитания, а также критериев его измерения.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения -- которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.6
С точки зрения своеобразия правового сознания и, следовательно, правового воспитания можно отметить достаточное количество критериев выделения социальных групп: по возрастному, по половому, по социальному признаку и т.д. В науке зачастую исследуются два основных критерия, к ним относятся: возрастная социальная группа и профессиональная группа. Профессиональная группа наиболее интересна данного исследования, и в свою очередь, для более детального рассмотрения, автор разделил данную группу на две подгруппы: профессиональная группа, связанная с , юридической практикой и профессиональная группа, не связанная с юридической практикой.
Проблема определения человеком своего жизненного пути, выбора профессии является одной из сложных и все еще в полной мере, не разрешенной в социологии, психологии, педагогике и других науках. Установить четкий критерий выбора человеком своего, чаще всего пожизненного занятия трудно и сложно, ибо в этом деле слишком много личного, субъективного и даже подсознательного.
В связи с этим автор посчитал необходимым уделить в работе особое внимание профессии, почему она является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. Ведь культурным можно считать только такого человека, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и, в конечном счете, способствовать развитию общественного прогресса. Профессия и культура тесно и постоянно между собой
- взаимодействуют, и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется «профессиональная культура» и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что, в конечном счете, составляет сама культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и разделения культуры как «второй природы» человека. И разделение труда, и появление многочисленных и разнообразных профессий - это феномены, демонстрирующие закономерность общецивилизационной эволюции человечества и вызванные к жизни специфически - человеческим способом отношения к окружающей действительности - деятельностью.