Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края) Литвякова Александра Борисовна

Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края)
<
Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края) Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края) Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края) Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края) Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Литвякова Александра Борисовна. Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Красноярск, 2004 213 c. РГБ ОД, 61:05-12/689

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовое положение коренных малочисленных народов России: теоретические и историко-правовые аспекты 8

1. Коренные малочисленные народы: общие подходы в понимании их правового статуса 8

2. Историко-правовые аспекты в регулировании правового статуса коренных малочисленных народов Севера Красноярского края 20

3. Правовое положение современных коренных малочисленных народов 52

Глава 2. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов 84

1. Особенности правосубъектности коренных малочисленных народов 84

2. Право на землю и природные ресурсы коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края 108

3. Правовое регулирование традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края 143

Заключение 170

Библиографический список использованной литературы 174

Приложение № 1 198

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проводимые в стране реформы направлены на преобразование российского общества. Российский народ объединяет в себе свыше ста различных наций, народностей, национальных меньшинств, этнических групп. Специфичной социальной группой российского народа являются коренные малочисленные народы, обладающие особым правовым статусом.

В российской юридической литературе вопросы специфики правового статуса коренных малочисленных народов изучены недостаточно полно. Подтверждением этого является то, что федеральная законодательная база по вопросам регулирования правового положения малочисленных народов насчитывает всего три закона - Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленньж народов Российской Федерации» от 16 апреля 1999 года, Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренньж малочисленньж народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 6 июля 2000 года, Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренньж малочисленньж народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 4 апреля 2001 года. Напротив, в субъектах Российской Федерации - законодательство обширно, но характеризуется высокой степенью коллизионности.

Проделанная работа позволит внести в законодательство ряд существенных предложений, направленных на улучшение качества механизма правового регулирования статуса коренньж малочисленньж

народов. _____

Актуальность исследования проблем регулирования правового статуса коренных малочисленных народов при их недостаточной теоретической разработанности и обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы

Первые попытки практического определения правового статуса коренных малочисленных народов в России были связаны с принятием в 1822 году Учреждения для управления Сибирских Губерний и Устава Об управлении инородцев, реализация которого была связанна с начавшимся освоением северных и восточных территорий России.

В советский период развития нашего государства данная научная проблема в отечественной литературе оставалась малоизучена. Это было обусловлено тем, что, во-первых, законодательно не были определены категории «коренные малочисленные народы» и « национальные меньшинства», во-вторых, существовавшая советская государственная система общества не давала свободного развития коренным малочисленным народам.

Кардинальные перемены стали возможны с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, которая в ст. 69 закрепила гарантии реализации прав коренных малочисленных народов. Это способствовало ускорению проводимых научных исследований по данному направлению. Названная тема находится на стыке нескольких наук (теории и истории государства и права, антропологии права, социологии, и т.д.) и направлений научного исследования.

Изучением проблемы реализации статуса коренных малочисленных народов занимались отечественные и зарубежные учёные правоведы, этнографы, социологи, политолога, историки, такие как: А.И. Ковлер,

Норбер Рулан, Ю.В. Бромлей, О.Н. Журек, В.А. Зибарев, А.Н. Кокотов, В.П. Кривоногое, ВА Кряжков, А.И. Кузнецов, Н.Т. Онищукидр.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является исследование проблемы реализации прав коренными малочисленными народами Красноярского края и разработка на этой основе предложений организационно-правового характера по формированию и дальнейшему развитию механизма правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Красноярского края.

Для достижения названных целей исследования диссертант поставил следующие задачи:

  1. определить место коренных малочисленных народов в составе коренных народов;

  2. проанализировать историко-правовые аспекты развития правового статуса коренных малочисленных народов Красноярского края;

3) изучить правовое положение современных коренных
малочисленных народов;

4) проанализировать особенности реализации прав коренными
малочисленными народами;

5) выявить специфику правового регулирования традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Красноярского края;

6) сформулировать предложения по реализации коренными
малочисленными народами Красноярского края права на земли и
природные ресурсы.

Объектом диссертационного исследования является

совокупность общественньж отношений, сложившихся в сфере

правового регулирования жизнедеятельности коренньж малочисленньж народов Красноярского края.

Предметом диссертационного исследования выступают

правовые основания и процедура реализации механизма правового регулирования жизнедеятельности коренньж малочисленньж народов Крайнего Севера, его оптимизация и возможные пути совершенствования. Предметная направленность исследования определяется выделением и изучением теоретико-правового материала, нормативно-правовых источников, данньж статистики.

Методологической основой диссертационного исследования

является диалектический метод, частнонаучные методы, специальные
методы. К частнонаучным методам относятся статистический и
математический методы. К специальным методам изучения необходимо
отнести формально-юридический метод, метод сравнительного

правоведения, историко-правовой метод. Эти методы, в целом, позволили полно раскрыть как теоретические, так и практические правовые аспекты жизнедеятельности коренньж малочисленньж народов Крайнего Севера.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования

составили Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и её субъектов, международные пакты, конвенции, законодательство зарубежных стран (Канады, Норвегии, Китая, США, Боливии и др.), регулирующие правовые вопросы жизнедеятельности коренньж малочисленньж народов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор:

сформулировал понятия «коренные малочисленные народы», «традиционное природопользование», «традиционный образ жизни», «территории традиционного образа жизни», «старожильческое население», что позволит, во-первых, чётко выделить признаки вышеуказанных понятий, во-вторых, через совершенствование законодательства улучшить качество механизма правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов;

проанализировал историко-правовые аспекты развития правового статуса коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края и установил как негативные, так и позитивные тенденции развития коренных малочисленных народов в дореволюционный, советский и современный периоды. Это необходимо для того, чтобы избежать ошибок в последующей правотворческой деятельности;

разработал критерии классификации коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, что позволит детально разработать механизм правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов в современных условиях;

проанализировал современные проблемы реализации прав коренных малочисленных народов Красноярского края и пришел к выводу о том, что кризисное положение коренных малочисленных народов связано с отсутствием эффективной государственной политики в этой сфере, основанной на научных исследованиях жизнедеятельности коренных малочисленных народов;

обосновал основные пути и перспективы реализации коренными малочисленными народами Красноярского края прав на землю, природные ресурсы, местное самоуправление, социальное и

экономическое развитие, заключающиеся в возможности сочетания публично-правовых и частно-правовых интересов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Обосновывается вывод, в котором предлагается определение
понятия коренных малочисленных народов.

Коренными малочисленными народами следует считать исторически
сложившиеся социально-природные общности, которые в процессе своего
развития не смогли объединиться в рамках государства в крупные
социальные общности (народы) или потеряли свою государственность. К
числу основных признаков, характеризующих коренные малочисленные
народы, автор относит: а) проживание на своей этнической территории в
силу исторической или функциональной укорененности народа;
б) вхождение данного народа в состав территории государства,
гражданами которого они являются; в) реализация ими в пределах своей
этнической территории права на самоопределение, ведение
традиционного образа жизни и хозяйствования; г) наличие особых форм
социальной организации (семейные, родовые, территориально-соседские
общины), культуры, языка, верований, обычаев; д) объединение
малочисленного народа в форме административно-территориальной
автономии, национально-государственньж образований, национально-
культурных автономий, ассоциаций, общественных объединений; е)
полноправное участие в политической, экономической и культурной
жизни государства. Данное определение позволяет выделить признаки
коренных малочисленных народов, выработать подходы к
функционированию механизма правового регулирования

жизнедеятельности коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

2. Автор диссертационного исследования полагает, что передача
земель территорий традиционного природопользования в собственность

коренньж малочисленньж народов является нецелесообразной, так как, во-первьж, традиционное хозяйствование не может осуществляться в пределах одной и той же территории, во-вторьж, передача земель в собственность малочисленным народам может повлечь отчуждение земель.

3. Диссертант считает, что промышленное освоение земель
коренньж малочисленньж народов должно основываться на принципе
возмездности, с отчислением субъектом освоения земель денежньж
средств на развитие коренньж малочисленньж народов.

4. В целях эффективного развития традиционных отраслей
хозяйствования диссертант считает необходимым, во-первьж, создать
Министерство по делам коренньж малочисленньж народов Крайнего
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с
соответствующей системой департаментов по экономическому,
социальному и культурному развитию коренньж малочисленньж
народов, во-вторьж, определить, что основой развития отраслей
хозяйствования коренньж малочисленньж народов являются
традиционно сложившиеся формы хозяйственной деятельности
малочисленньж народов в области оленеводства, охотоводства, в-третьих,
учитывать принцип приоритетности прав коренньж малочисленньж
народов в развитии традиционных отраслей хозяйствования.

5. Необходимо учитывать, что традиционное воспитание и образование коренньж малочисленньж народов закладывается в семьях на основе родного языка. Поэтому принудительный отрыв детей от семьи и помещение их в учреждения, в которьж воспитание и образование осуществляется на не родном для них языке, является недопустимым. По мнению автора диссертационного исследования, целесообразно разработать две модели образования. Одна модель - для детей коренньж

малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни, вторая - для детей коренных малочисленных народов, ведущих оседлый образ жизни.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Выводы диссертации могут быть использованы в преподавании общей теории права, истории права и государства, а также способствовать развитию в рамках общей юриспруденции особой отрасли права, обращенной к правовому бытию человека, антропологии права. Кроме того, результаты исследования могут стать базой для проведения научных исследований, разработки рекомендаций, направленных на совершенствование учебного процесса, подготовки специального курса по антропологии права.

Положения диссертации возможно использовать для подготовки проектов законов как федерального, так и регионального уровня по вопросам жизнедеятельности коренных малочисленных народов.

Апробация результатов исследования

Работа прошла апробацию на кафедре истории государства и права Красноярского государственного университета. Основные идеи диссертации изложены в выступлениях регионального учебно-методического семинара по теме «Конституционное право: содержание и структура курса, проведенного Институтом «Открытое общество» Фонд Сороса) и юридическим факультетом Красноярского государственного университета в г. Красноярске, в 1998 г., в межвузовских конференциях студентов и аспирантов вузов и факультетов в г. Красноярске в 2001 -2004 гг., а также на заседании Координационного Совета Законодательного Собрания Красноярского края, Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Законодательного Собрания (Султана) Эвенкийского автономного округа, проходившего в г. Красноярске 10 апреля 2003 года.

Выводы и положения были учтены при авторской разработке проекта Закона Красноярского края «Основы правовых гарантий коренньж малочисленньж народов Севера Красноярского края», который был принят Законодательным Собранием Красноярского края 1 июля 2003 года (Красноярский рабочий.-2003.-30 июля). Автором подготовлено пять публикаций по теме диссертационного исследования и один проект Закона Красноярского края. В авторской разработке находится проект Закона Красноярского края «О предприятиях традиционньж отраслей хозяйствования коренньж малочисленньж народов Севера Красноярского края».

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, приложения и списка литературы.

Коренные малочисленные народы: общие подходы в понимании их правового статуса

Для России как многонационального государства огромное значение имеет вопрос регулирования федеративных отношений.

Согласно Конституции РФ, единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является её многонациональный народ, характеризующийся единой социально-экономической и политической общностью.

Российский народ объединяет в себе свыше ста различных наций, народностей, этнических групп, права которых гарантируются и защищаются Конституцией Российской Федерации.

Специфичной социальной группой в составе российского народа являются коренные малочисленные народы, обладающие особым социальным и правовым статусом, среди остальных этнических общностей.

Отметим, что на территории России в настоящее время проживает множество (самобытных) коренных малочисленных народов. В перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года включено 45 коренных и малочисленных народов. Девять из числа названных народов проживают на территории Красноярского края. К их числу относятся долганы, кеты, нганасаны, негидальцы, ненцы, селькупы, эвенки, энцы, чулымцы.

Конституция Российской Федерации, гарантируя и защищая права коренных малочисленных народов (ст. 69, п.м.ст.72), проживающих на территории Российской Федерации, тем самым, выделяет их в среде иных народов.

Что отличает коренные малочисленные народы от иных народов как своеобразных социальных общностей? Какое место занимают коренные малочисленные народы во множестве последних? Представляется логичным, решая названную задачу, предварительно определиться со своеобразием множества коренных народов, частью которых и являются и коренные малочисленные народы.

Прежде всего обратим внимание на то, что всю совокупность народов традиционно делят на многонациональные сообщества (россияне, югославы, испанцы) и на этносы (русские, сербы, галисийцы и т.д.). На наш взгляд, коренные народы - вид этноса. Поэтому представляется правильным первоначально уяснить смысл этого понятия.

По мнению Ю.В. Бромлея, термин «этнос» имеет двойственное значение.

Во-первых, под собственно этнической общностью (этникосом) понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих и не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психику, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме) .

Во-вторых, в тех случаях, когда собственно этническая общность целиком или своей значительной частью входит в социальный организм, т.е. территориально-потесторную (политическую единицу / племя в первобытном обществе, государство в классовом) возникает особое «синтетическое» образование именуемое «этносоциальным организмом» .

Ю.В. Бромлей исходит из социокультурной трактовки этноса, считая его продуктом социальных процессов.

В отечественной науке имеется и иная трактовка этноса. Согласно ей этнос рассматривается как природно-социальный организм. В частности, Л.Н. Гумилев пишет: «... в этносах осуществляется взаимодействие природной среды с производственной деятельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Поэтому... в процессе этногенеза соприсутствуют социальные и биологические компоненты, проявляющиеся в самой этнической истории» . По существу, этнос - динамические системы, включающие в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязь с соседями» 3.

Как видим, с одной стороны, подход к толкованию этноса как этносоциального организма у обоих авторов совпадает, но с другой стороны, Л.Н. Гумилев указывает на биологическую сущность этноса и определяет его как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени» . Говоря о стереотипе поведения, Л.Н. Гумилев отмечает его подсознательную природу происхождения «этническая принадлежность ... не есть продукт самого сознания ... она отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую по отношению к сознанию и психологии» 5. Напротив, у Ю.В. Бромлея природа стереотипа поведения обусловлена стереотипом сознания.

Справедливой, на наш взгляд, представляется позиция, согласно которой этнос должен рассматриваться как природно-социальный феномен, поскольку высшие формы материального не отменяют низшие, а только включают их в себя .

В экосистеме каждый природный компонент имеет собственную экологическую нишу, одной из которой является идентификация природного компонента на фоне других.

Идентифицирующими компонентами экологической ниши человека как существа биологического выступают строение тела, волосяной покров, сознание, способность к разговорному общению и т.д. Но человек порождение не только природы, но и социума, который, во-первых, способствует развитию его биологических компонентов, таких как речь, мышление и т.д., а во-вторых, содержит в себе социальную нишу человека, составляющими которой являются: цели, интересы, потребности, мировоззрение. Эти элементы входят в этническое самосознание базирующегося на ряде групповых и индивидуальных установок и, прежде всего: а) установка на выделение и обособление своей общности от внешнего мира и других общностей; б) установка на единство, на соединение с себе подобными; в) установка индивидов на самостоятельное отнесение себя в к конкретному этносу, на выделение массива культурных и прочих ценностей-атрибутов своего этноса; г) установка индивидов, групп на оценку «чужой» культуры через призму собственных этнических стереотипов2. При этом необходимо отметить, что менее развитое социальное, не про Ф сто сменяется новым, а входит в него.

Одним из элементов, соединяющих природное и социальное в этническом является культура. «В ней биологический пласт человеческого, опредмечиваясь (распредмечиваясь), как бы получает вторую прописку через консервацию (обрядность, традиции, символы), мотивационное закрепление в системе ценностей, бытовых стереотипов» . Данный аспект указывает на антропологическое понимание культуры. В связи с этим Э. Тайлор отмечал: «Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизбежно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни на определенных стадиях культуры» ".

Язык, ценности, религия, традиция сплачивают этническую общность, дают индивиду возможность причислить себя к ней, почувствовать себя её элементом.

Важная роль в процессе этногенеза принадлежит ландшафту, на базе которого рождаются и развиваются этносы.

Ландшафты делятся, с точки зрения Л.Н. Гумилева, на два вида: монотонные и разнородные 3.

Монотонный ландшафт, как правило, стабилизирует обитающие в нем этносы, процесс этногенеза протекает замедленно.

Подлинным местом развития этносов являются территории, сочетающие два и более ландшафта, так как эти ландшафты по своему характеру являются разнородными, а потому ведут к появлению новых этнических образований. При этом этническая территория оформляется в виде этнических символов («священная земля») вплоть до государства. Однако так бывает не всегда. Например, Якутский этнос сформировался на территории нынешнего Красноярского края, позднее он переместился на территорию современной Якутии.

Правовое положение современных коренных малочисленных народов

В соответствии со ст. 69 Конституции Российской Федерации, а также ч.1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 6 июля 2000 года под коренными малочисленными народами понимаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и сознающие себя самостоятельными этническими общностями» \ Аналогичное определение коренных малочисленных народов дано в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россииской Федерации» от 16 апреля 1999 года", с той лишь разницей, что в рассматриваемом законе не указываются географические места проживания коренных малочисленных народов. Действие федеральных законов, в отличие от Конвенции МОТ №169, распространяется только на те коренные народы, которые насчитывают менее 50 тыс. человек.

Важнейшее значение для развития коренных малочисленных народов имеет язык. Полагаем, что государство, наделяя один или несколько языков статусом государственного, должно заботиться об обеспечении функционирования и развития на его территории и иных языков - языков национальных, родных для определенного этноса3.

Каждый коренной малочисленный народ имеет свой язык. С развитием языка развивается и культура, как духовная, так и материальная.

Песни, сказания, ритуалы содержат в себе не только историю происхождения народа и его богатства, но и правила поведения социальной организации коренных малочисленных народов: взаимоотношения между старшими и младшими, мужем и женой, отношение к животным, порядок ведения традиционного хозяйства и т.д. Культурные особенности находят отражение в изготовлении орудий труда, одежды и их украшении. Для социальной организации коренных малочисленных народов характерна неформальная система связей. Другими словами, отношения между членами организации осуществляются на основе личных контактов.

Практика подтверждает, что территория проживания коренных малочисленных народов не всегда совпадает с территорией их формирования. Например, селькупы, проживающие на Севере Красноярского края, сформировались как этнос в ходе длительного воздействия аборигенного населения среднего течения реки Оби с самодийскими племенами, проникшими сюда из района Саян. Напротив, формирование ненецкого этноса происходило на Севере Красноярского края, в результате смешения племён, переселившихся на Север из таёжных и лесостепных районов Южной Сибири, с аборигенным охотничье-рыболовецким населением.

Язык, культура, самосознание этноним, специфичная система организационной структуры, исторический процесс формирования коренных малочисленных народов делает их различимыми на фоне иных аналогичных социальных общностей. Следовательно, коренные малочисленные народы являются этносами, но занимают, как отмечалось ранее, в системе этносов промежуточное положение.

Основным признаком племени являются кровно-родственные отношения. Социальная организация коренных малочисленных народов знает ячейки (общины), основанные на кровно-родственных (по сути -племенных) связях. И это учитывает российский законодатель, выделяя семейные (родовые) общины как одну из форм самоорганизации коренных малочисленных народов. Наряду с кровно-родственными отношениями у коренных малочисленных народов существуют и соседские отношения. Так, например, кроме больших семей кето, на одном стойбище объединялось несколько малых семей, связанных кровным родством или соседскими отношениями . Так же согласно Уставу об управлении инородцев 1822 года помимо кочевых инородцев, объединённых по признаку кровного родства, выделялись оседлые инородцы, которые жили в городах, селениях, то есть в основу их организации был положен территориальный критерий. Этот критерий так же нашел отражение в указанном Федеральном законе. Согласно 4.5 ст.1 коренные малочисленные народы могут организовывать территориально-соседские общины.

Коренные малочисленные народы обладают признаками народностей. У них также как и у народностей присутствует территориальная организация, кроме того, языки коренных малочисленных народов формировались на базе языков слившихся племен с сохранением диалектов. Народности в отличие от племен не имеют кровно-родственных отношений. Собственно по исходным признакам они в большей степени относятся к народностям. Называя коренные малочисленные народы не народностями, а народами, законодатель стремиться поднять их статус, показать равноценность больших и малых этнических культур.

В научной литературе встречается мнение, в основе которого коренные малочисленные народы по признаку, заложенному в содержании слова малочисленный, относят к национальным меньшинствам 3.

Как правильно отметил А.И. Кузнецов: «Под национальным меньшинством понимается часть народа, под малым народом понимается весь данный народ, часть которого ... может быть национальным меньшинством в другой стране» \ Этническая территория малых народов может быть расчленена государственными границами и одна и та же этническая общность может жить в двух или нескольких странах (например, саами), но в каждой из стран проживания эта этническая общность должна рассматриваться как часть малого народа, а не как национальное меньшинство ".

Для выделения коренных малочисленных народов в среде больших народов одного количественного критерия недостаточно, поскольку нижние пределы малочисленности коренных малочисленных народов бесспорны - это народы численностью в несколько сот человек, несколько тысяч или десятков тысяч. Трудности возникают при разграничении больших и малых народов, при определении абсолютного критерия. Как мы уже отмечали по законодательству Российской Федерации коренными малочисленными народами являются народы насчитывающие менее 50 тысяч человек. Вместе с тем следует отметить, что такой количественный критерий очень зыбок, поскольку простое увеличение численности переводит народ из одной категории в другую. Так, например, произошло с якутами, которые согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренными малочисленными народами не являются. Поэтому для того, чтобы конкретно определить признак малочисленности коренных народов очень важно выяснить механизм формирования крупных народов, по сравнению с которыми большинство других стали считаться малыми.

Распад родовых отношений и возникновение классового общества - привели к появлению нового типа этнической общности - народности, численность которой по сравнению с этническими общностями доклассового общества - племенами была в несколько раз больше. Народности интегрируя и ассимилируя различные компоненты в рамках государства, значительно увеличивали свою численность по сравнению с периферийными доклассовыми обществами. С этого времени, очевидно, и можно говорить о «больших народах», представляющих собой классовые общества и «малых народах» - племенах первобытной периферии .

Таким образом, только консолидация, интеграция и ассимиляция различных этнических компонентов в классовом обществе может привести к появлению больших народов. Сохранение же доклассовых отношений сохраняет и малую численность этнических общностей. Следовательно, коренные малочисленные народы — это народы, которые в своем естественном развитии на протяжении достаточно большого исторического отрезка времени не создали классового общества и не смогли объединиться в рамках государства в «большие» народы. Они жили на периферии мировых центров цивилизации, что и замедляло наряду с другими причинами их историческое развитие.

А.И. Кузнецов отмечает еще один путь образования коренных малочисленных народов. «Это потеря развитым народом своей государственности, которая в итоге приводит к утере материальной и духовной культуры, соответствующей прежнему уровню, застойности в развитии, иногда к регрессу» .

Особенности правосубъектности коренных малочисленных народов

Рассмотрение вопроса о правосубъектности коренных малочисленных народов необходимо начать с изучения мнения, подходов различных авторов.

Ряд авторов в том числе А.В. Мицкевич, B.C. Основин и др. в целом отрицают правосубъектность народов, коренных малочисленных народов и меньшинств .

По устоявшейся юридической практике, коренных малочисленных народов следует рассматривать как субъект права в том случае, если они организуют крестьянские (фермерские) хозяйства. Как социальные общности коренные этносы не могут обладать свойствами субъекта права, выданные С.С. Алексеевым . На наш взгляд решению данной проблемы должно предшествовать рассмотрение вопроса о социальной природе коренных малочисленных народов, о их возможности выступать самостоятельными субъектами социальной деятельности. Этим в конечном итоге определяется правосубъектность социальной общности. Что собой представляют социальные общности? К социальным общностям относятся народы, отличные от коренных малочисленных меньшинств, классы, сословия, профессиональные половозрастные группы.

Это природно-культурные целостности, реализующие себя в отрыве от внешнего мира, и в тоже время полагающие себя в нем, общности, которые удовлетворяют собственные интересы исключительно через активность составляющих их индивидов, организованных групп. Они не-персонифицированы в каком-то одном лице, обладающем сознанием, волей, способностью к целесообразной деятельности. Но проявляясь через активность индивидов, групп, общности не сводимы к индивидуальной и групповой активности. Важная сфера формирования и осуществления запросов общностей - надиндивидуальная (надгрупповая) активность индивидов, организованных групп, в рамках которой индивиды и группы действуют не от своего имени, а от имени общностей, за которыми они себя числят, не обязательно четко осознавая это.

Представляет интерес точка зрения А.Н. Кокотова, который полагает, что отправным критерием субъектности общности коренных малочисленных народов являются объективные потребности и интересы общностей, а не отдельных её представителей \ В целом запросы общности (охота, изготовление домашней утвари, орудий лова, оленеводство и т.д.) выражаются в деятельности её индивидов, их организаций, однако существуют независимо от субъектной активности последних. Таким образом, следует полагать, что общность этих народов замыкается в единое целое прежде всего на уровне объективных условий и оснований своего быта. Следует также учитывать, что наличная деятельность общности коренных малочисленных народов включает в себя как активность индивида и их организаций, так и внутриобщностную деятельности.

Факторы внутриобщностной деятельности проявляют себя во всех внутренних вопросах жизни данной общности субъектов. В результате образуется специфическая среда, которая из вне определяет деятельность индивидов или их организаций. Составляющими этой среды выступают состояния и позиция коренных малочисленных народов; идеи, идеалы, нормы, вещи, языковые системы и т.п.

Выше указанные факторы в итоге составляют сферу, в которую индивиды входят в качестве не самодовлеющих сущностей, а частью целого и более высокого по отношению к ним порядка. Индивид не может действовать по собственному произволу . Культура общности оказывается той средой, в которой родившийся человек проходит социализацию, усваивая формы, ценности, сложившиеся до него и независимо от него.

Таким образом, объективные потребности, интересы общности коренных малочисленных народов, наличные и объектированные факторы внутриобщностной со деятельности вместе с наборами повторяющихся индивидуальных качеств внутриобщностных субъектов, обеспечивают функционирование общности, как самостоятельного организма, у которого единство бытия дополняется единым общностным сознанием, выражаемым в разных формах (религии, обрядности, искусстве, поведенческих стереотипов и т.д.). В ходе становления общностей общностное сознание надстраивается над формами общностного бытия.

Полноценная социальная субъектность выражается не просто в самосознании собственного бытия и присутствия в социуме, в мире, а в ценностном восприятии и освоении комплекса «общностное бытиё» -общностном сознании. Решающее самоопределение общности как подлинного субъекта предполагает превращение этого комплекса в объект ценностного освоения. К.Н. Любутин о взаимодействии объекта и субъекта пишет: «... в этом взаимодействии помимо практического и познава-тельного аспекта имеется ещё один ... ценностный» . В результате общности не только формируются, но и превращаются из культурной среды в социальных субъектов. Необходимо отметить, что процессы генезиса общности коренных малочисленных народов: становление их бытия, сознания, ценностного самополагания идут параллельно.

Превращение общности из простых участников социального действия в субъектов социума происходит на этапе продвинутой рефлексии, когда члены общности общие для них формы надиндивидуального ценностного самосознания объединяют в психических феноменах «мы» и «они» \

Самооценку «мы» члены общности распространяют и на себя, и на любых других лиц, включенных в жизнь общности (например, старожилы, являющиеся членами семейной (родовой) или территориально-соседской общины коренных малочисленных народов). Отсюда «мы» объединяет незамкнутое множество субъектов. Этим общностное самоопределение отличается от самоопределения закрытых и полузакрытых социальных объединений, также формирующихся на базе конструкции «мы» - «они» (семья, трудовые коллективы, касты и т.п.). В целом социальная общность коренных малочисленных народов представляет собой объединение, не имеющее структуры. Даже при наличии в рамках рассматриваемой общности национально-государственного образования (Долгано-Ненецкий или Эвенкийский автономного округа), претендующего на статус выразителя интересов своей общности, всегда существует возможность культивирования внутриобщностных ценностей независимо от воли такой организации. Общностная принадлежность - принадлеж-ность к миру идей, культурных форм, а не организаций .

Конструкция «они» используется для обозначения внешней по отношению к общности среды. Обособление «мы» от «они» находит выражение в имени общества, то есть в этнониме. Так, например, у негидаль-цев, проживающих на территории Красноярского края, этноним - эль-нан, а у ненцев - ненец. Имя общности получает статус объектированно-го результата внутриобщностного взаимодействия, постоянно присутствующего в наличной деятельности общности, интегрирующего все иные институты общностного соединства.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, сложившаяся социальная общность коренных малочисленных народов -самостоятельный субъект социума. Субъектность общности - реальна1. Это самостоятельное духовно-практическое функционирование общности в единстве индивидуальных, групповых, общерезультирующих проявлений стремления индивидов и групп к его сохранению, упрочению, распространению на основе конструкции «мы» - «они».

Во-вторых, культура коренных малочисленных народов позволяет им отправлять их природные и социальные запросы, обеспечивая жизнедеятельность этой социальной общности.

В-третьих, самоопределенческая активность коренных малочисленных народов направленная на обретение и сохранение социальной субъективности, становится объектом юридического оформления и моделирования законодателя. Однако, если признать, что любая правосубъектность коренится в общедеятельной субъектности, то любое ли качественное состояние последней способно приобрести форму правосубъектности? С.С. Алексеев выделяет несколько свойств, которыми должны обладать социальные единицы, чтобы быть субъектом права: 1) персонификация (выступление вовне в виде единого лица персоны); 2) внешняя обособленность; 3) способность вырабатывать выражать и осуществлять единую волю; 4) наделение их нормами права совокупностью прав и обязанностей, т.е. правосубъектностью2.

Правовое регулирование традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края

Одной из наиболее важной сфер традиционной хозяйствовенной деятельности коренных малочисленных народов является оленеводство.

Разведением домашних оленей на территории Красноярского края исторически и традиционно занимаются коренные малочисленные народы.

По мнению ученых, северное оленеводство является своеобразной формой адаптации человека к экстремальным условиям жизни . От состояния оленеводства зависит не только существование коренных малочисленных народов как этнокультурных сообществ, но и без преувеличения существование, поскольку численность и воспроизводство народов Севера находится в прямой корреляционной зависимости от числа кочующих оленеводческих хозяйств и поголовья оленей 2.

Народы, сохраняющие стабильные показатели оленеводства обладают положительной динамикой естественного прироста, а народы, у которых поголовье оленей сокращается или утеряно, находятся в стадии стагнации или убыли населения.

Следует отметить, что оленеводство в Красноярском крае в настоящее время пришло в упадок. На наш взгляд, причины обусловившие ситуацию катастрофического уменьшения поголовья домашних оленей можно разделить на два блока:

1. правовой;

2. социально-экономический.

В правовом блоке можно выделить несколько уровней проблем. Во-первых, отсутствие закона, определяющего оленеводство как особую специфическую форму агрохозяйственного ресурсопользования. Во-вторых, требует решения вопрос о специфике правового режима оленьих пастбищ. В-третьих, не определено положение оленеводства в системе государственного контроля, как на уровне Российской Федерации, так и Красноярского края. В-четвертых, невозможность получения кредита на развитие оленеводства из-за высоких процентных ставок. В-пятых, полное отсутствие системы государственного страхования промышленного оленеводства.

Социально-экономический блок, на наш взгляд, складывается из таких проблем как: 1) отсутствие механизмов переработки продукции оленеводства; 2) ущербность хозяйствования коллективных предприятий в оленеводческой отрасли; 3) потеря престижа работы оленевода среди молодежи; 4) не восприятие государством социальной составляющей оленеводства как его основы; 5) разрушение экосистемы пастбищ в результате проведения изыскательских работ органами государственной власти, компаниями; 6) увод домашнего оленя диким поголовьем.

Однако нельзя забывать, что согласно «Проекту концепции восстановления и развития северного оленеводства до 2010 года» главным условием возрождения оленеводства и его развития является переработка и реализация продукции, а также проведение маркетинговой программы. О социальной и этнокультурной роли оленеводства говорится незначительно, и то относительно к тем районам, где оно не представляет для государства экономического интереса.

На сегодняшний день в Красноярском крае закон об оленеводстве отсутствует. В стадии проекта находится Федеральный Закон «О северном оленеводстве». В связи с этим интерес представляет Закон Норвегии «Об оленеводстве» от 9 июля 1978 года .

Основополагающая роль в регулировании вопросов оленеводства отводится Королю Норвегии. Он определяет области и районы оленьих пастбищ, устанавливает сроки выпаса и максимальное количество оленей, которые могут пастись в отдельно взятой области. Районные власти регулируют количество производственных единиц в отдельно взятой области, а также устанавливают наибольшее количество оленей на территории одной производственной единицы в соответствии с количеством жи вотных. Король может назначать не более 7 человек с персональными заместителями в качестве персональных советников в органы управления оленеводством для работы центральной оленеводческой администрации, для изучения оленей и руководящей работы (6).

В каждой области оленьих пастбищ должны быть областные власти, которые назначаются в совете начальников общин на 4 года.

В каждом районе оленьих пастбищ формируются комитеты уполномоченных, выбираемые среди активных оленеводов района во главе с председателем и заместителями. Основными функциями комитета являются 1) представление интересов данного района оленьих пастбищ, 2) заключение сделок и предъявление исков ради владельцев оленей по любым делам, 3) ведение списка владельцев оленей района и списка оленей, 4) контроль за ведением оленеводства в соответствии с законами, 5) предписание и проведение собраний, клеймение, разделение и пересчет оленей, 6) распределение налога.

Как видим, в системе управления оленеводством прослеживается принцип вертикали власти.

В системе управления оленеводством как в России, так и в Красноярском крае тоже должен реализовываться принцип вертикали власти: федерация - регион - местное самоуправление. Кроме того, необходимо определить круг органов государственной власти Российской Федерации Красноярского края и органов местного самоуправления края. К сожалению, в проекте Федерального закона «О северном оленеводстве» решение данного вопроса не прописано. Тоже самое характерно и для закона Республика САХА (Якутия) «Об оленеводстве» от 25 июня 1997 года . В обоих законах говорится только о необходимости государственного управления оленеводческой отраслью, но сама структура органов государственного управления не указана.

По смыслу законодательства Российской Федерации оленеводство - отрасль сельского хозяйства (ст. ст. 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации), следовательно, им должно заниматься только Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно федеральному законодательству вопросами развития коренных малочисленных народов Севера занимаются также Министерство региональной политики Российской Федерации , Министерства национальной политики Российской Федерации 2.

На уровне Красноярского края было создано управление администрации Красноярского края по взаимодействию с Северными территориями (на сегодняшний день управление упразднено), которое согласно «Положению об Управлении администрации Красноярского края по взаимодействию с Северными территориями» от 8 декабря 1997 г. 3 помимо вопросов социально-экономического развития малочисленных народов занималось вопросами развития в целом.

Такая разрозненная система управления в целом малоэффективна, поскольку вертикаль управления как оленеводства, так и других отраслей хозяйствования федерация — регион - местное самоуправление не работает.

Изменение системы управления возможно по двум направлениям -либо трансформации старой структуры, что, на наш взгляд, нецелесообразно, либо создания новой системы управления традиционными отраслями хозяйствования, в том числе и оленеводством.

Целесообразно создать такую структуру управления, которая занималась бы вопросами развития только коренных малочисленных народов как это было до 1935 года.

На федеральном уровне необходимо создать Министерство по делам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В рамках Министерства функционируют департаменты 1) по экономическому развитию традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов с соответствующими отделами, занимающимися вопросами оленеводства, охотоводства, рыболовства, побочного лесопользования; 2) по социальному и культурному развитию коренных малочисленных народов.

На краевом уровне создается структура, аналогичная федеральной. Управление Администрации Красноярского края по делам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края. В рамках Управления создаются комитеты: 1) по экономическому развитию традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов с отделами по оленеводству, охотоводству, рыболовству и побочному лесопользованию, 2) по социальному и культурному развитию коренных малочисленных народов.

Похожие диссертации на Правовое регулирование жизнедеятельности коренных малочисленных народов России (На примере Красноярского края)