Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки и теоретико-правовые основы транс формации правового статуса Русской православной церкви в СССР 15
1. Исторические типы взаимоотношений Русской православной церкви и государственной власти и их организационно-правовые формы -
2. Трансформация взаимоотношений государства и Русской право славной церкви в связи с разработкой российского законодательства о свободе совести 37
3. Формирование концептуальных подходов к проблеме взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР 60
Глава 2. Организационно-правовое обеспечение взаимоотношений государства и Русской православной церкви в СССР 77
1. Советское законодательство о правовом положении Русской православной церкви и его реализация в период становления тоталитаризма
2. Особенности развития правоотношений государства и Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гт 104
3. Государственное регулирование деятельности Русской православной церкви в период либерализации общественных отношений в СССР 121
4. Эволюция правового статуса Русской православной церкви в условиях кризиса советской государственности 137
Заключение 155
Список использованной литературы
- Трансформация взаимоотношений государства и Русской право славной церкви в связи с разработкой российского законодательства о свободе совести
- Формирование концептуальных подходов к проблеме взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР
- Особенности развития правоотношений государства и Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гт
- Государственное регулирование деятельности Русской православной церкви в период либерализации общественных отношений в СССР
Введение к работе
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества взаимоотношения между государством и Русской православной церковью выходят на качественно новый уровень. Одним из важных аспектов формирования гражданского общества и правового государства является совершенствование законодательного обеспечения взаимодействия государства и РПЦ. Начало реформирования правового регулирования этого процесса положил Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.
Государство, вырабатывая национальную идею и современную идеологию, обращается к традиционным православным ценностям и использует церковь как инструмент воздействия на общественное сознание. В свою очередь РПЦ активно участвует в социальном партнерстве с государством, а оно в свою очередь законодательно поддерживает РПЦ. Однако, существующая нормативная правовая база, регулирующая государственно-церковные взаимоотношения, далека от совершенства. Примером может служить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ определяющий весьма спорные условия возвращения собственности церкви.
Практика реализации формирующегося в данной сфере законодательства требует изучения опыта государственно-церковного соработничества на различных этапах отечественной истории. В этой связи особый исследовательский интерес представляет советский период, когда были заложены конституционно-правовые основы светского характера отечественной государственности, реализован принцип отделения церкви от государства и школы от церкви.
Изучение советского опыта правового регулирования государственно-церковных отношений может стать основой для формирования эффективного законодательства, которое способно гарантировать сохранение светского ха-
рактера государства, закрепленного в ст.14 Конституции РФ, и поможет сформировать тип отношений, основанный на равноправном партнерстве.
При этом, историко-правовой анализ позволит избежать определенных ошибок прошлого как во взаимодействии государства и РПЦ в целом, так и в отношениях церкви с отдельными государственными органами, в том числе -МВД.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на актуальность исследуемой темы, она изучена еще недостаточно. Некоторые се аспекты были затронуты в исторических, философских, религиоведческих работах. Например, А.В. Карташев рассматривает проблему формирования традиции зависимости церкви от государства'. М.И. Одинцов, М.В. Шкаровскии анализируют репрессивную политику советского государства по отношению к РПЦ2. Ю.Н. Бакаев исследует особенности становления и развития антирелигиозной пропаганды3.
Фрагментарно проблема правового регулирования государственно-церковных отношений рассматривается в работах теоретиков и историков права. Так, например, В.М. Курицын, анализирует эволюцию конституционного статуса церкви в связи с разработкой и принятия конституций СССР 1924 и 1936 гг. . Н.В. Михайлова касается данной сферы правового регулирования в контексте охраны российского историко-культурного наследия5. Ю.А. Розенба-ум рассматривал принципы взаимоотношений церкви и государства в СССР на основе советского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, не выходя за рамки атеистического мировоззрения6. Отдельные аспек-
1 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 2009.
См.: Одинцов М.И. Государство и церковь. История взаимоотношений 1917-1938 гг. М, 1991; Шкаровскии М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М, 2000. 3 Бакаев Ю.Н. Власть и религия. История отношений 1917-1941 гг. Хабаровск, 2002.
Курицын В.М. История отечественного государства и права (1929 г. - 22 июня 1941 г.). М., 2009.
Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века. М, 2001.
Розепбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985.
ты взаимоотношений государства и РПЦ изучены С.А. Лукьяновым и Н.В. Шингаревой в контексте участия МВД в обеспечении реализации политики свободы вероисповедания в Российской империи1.
Таким образом, историко-правовые аспекты правового регулирования взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви не стали предметом специального исследования, отсутствует комплексный анализ реализации законодательства в данной сфере. Эти обстоятельства не только определили выбор темы диссертации, но и объект, предмет, цели и задачи работы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере взаимодействия государства с Русской православной церковью в СССР.
Предметом исследования являются особенности правового и организационного обеспечения взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви.
Цель исследования состоит в выявлении закономерностей правового регулирования взаимоотношений советского государства и РПЦ, обобщении ис-торико-правового опыта и определении возможности его использования на современном этапе.
Достижение обозначенной цели требует решения следующих исследовательских задач:
проанализировать идеологическую роль Русской православной церкви в становлении российской государственности;
выявить и систематизировать основные организационные формы и типы взаимодействия институтов государства и Русской православной церкви;
1 Лукьянов С.А. Роль Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи в реализации государственной вероисповедной политики (1832-1917 гг.). М, 2008; Шингарева Н.В. Роль МВД Российской империи в разработке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине ХГХ - феврале 1917 г. (ис-торико-правовое исследование). Дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2006.
- рассмотреть концептуальные воззрения в отечественной историко-
правовой науке на взаимоотношения Русской православной церкви и государ
ства в СССР;
изучить особенности правового регулирования конфликтных взаимоотношений РПЦ и государственной власти в период становления тоталитаризма в СССР;
проследить тенденции законодательных изменений в отношениях советского государства и РПЦ в годы Великой Отечественной войны;
изучить особенности государственного регулирования деятельности РПЦ в условиях либерализации общественных отношений в СССР;
проанализировать эволюцию правового статуса Русской православной церкви в условиях кризиса советской государственности.
Решение поставленных задач определило выбор методологии исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы системности, историзма и объективности. При решении конкретных задач использованы методы познания, уже апробированные историко-правовой наукой; статистический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический. В ходе исследования был применен сравнительно-исторический метод, который позволил изучить становление и развитие отечественного законодательства и правоприменительной деятельности по регулированию взаимоотношений советского государства и Русской православной церкви.
Теоретической базой диссертации составили труды отечественных и зарубежных авторов, специальная юридическая литература как теоретического, таки и историко-правового характера. В основу диссертационного исследования легли идеи классиков российской юриспруденции: И.Д. Беляева, Н.М. Кор-кунова, И.В. Михайловского, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича и др. В процессе исследования использовались теоретико-правовые и историко-правовые концепции советских и современных исследователей: В.М. Курицына, В.П. Малахова, А.Я. Малыгина, Н.В. Михайловой, Р.С. Мулукаева, B.C. Нерсе-сянца, А.Н. Никитина и др.
Источннковую базу исследования составляет обширный комплекс материалов, который условно может быть разделен на четыре группы. Первую группу источников составили законодательные и иные нормативные правовые акты государственных органов России, деятельность которых была связана с регулированием взаимоотношений государства и РПЦ. К ним относятся опубликованные акты Российской империи, циркулярные распоряжения МВД, установлений и определений Синода и др. В эту же группу входит законодательство Советского государства и современной России.
Вторая группа источников включает в себя материалы архивов Российской Федерации. Государственный архив РФ (ГАРФ): Ф.393. - Наркомат Внутренних Дел РСФСР; Ф.А-461. - Прокуратура РСФСР; Ф.1235. - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет; Ф.3316. - Центральный Исполнительный Комитет; Ф.5263. - Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР; Ф.6343. - Архиерейский Синод Русской православной церкви за границей; Ф.6991. - Совет по делам Русской православной церкви.
Российский государственный исторический архив (РГИА): Ф.821. — Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий МВД.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ): Ф. 17. -Центральный КомитетВКП (б).
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ): Ф.5. -Аппарат Центрального Комитета КПСС; Ф.13. - Бюро Центрального Комитета КПСС.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА): Ф.168. -Сношения русских государей с правительственными местами и должностными лицами.
Архив президента Российской Федерации (АПРФ): Ф.З. - Политбюро Центрального Комитета КПСС.
Третью группу источников составили опубликованные документы научных комиссий, институтов, общественных организаций: материалы официального делопроизводства РПЦ и епархиального начальства, законодательные
проекты, официальная переписка, постановления и резолюции съездов, научных конференций, семинаров по вопросам взаимодействия органов государственной власти и Русской православной церкви.
В четвертую группу источников вошли материалы периодической печати («Правда», «Известия», «Церковные ведомости», «Журнал Московской Патриархии» и др.), отражающие специфику государственно-церковных взаимоотношений в СССР.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что проблема правового регулирования взаимоотношений государства и РПЦ в СССР стала предметом историко-правового анализа всего периода существования советского государства. Исследование не ограничивается узкими рамками конкретного этапа в истории советской государственности, проблема рассматривается в ее развитии.
На основе проведенного анализа впервые выявлены, исследованы и аргументировано типологизированы организационные формы взаимоотношений РПЦ и государственной власти.
Определенную новизну содержат представленные в диссертации архивные материалы, впервые введенные в научный оборот, отражающие особенности правового регулирования взаимоотношений советского государства и РПЦ.
Новизна исследования состоит также в проведении комплексного анализа участия органов внутренних дел во взаимоотношениях советского государства и РПЦ.
В работе сформулированы рекомендации по совершенствованию современного законодательства в сфере правового регулирования взаимоотношений отечественного государства и РПЦ.
Проведенное исследование позволило сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Становление и развитие правового статуса РПЦ в процессе развития российской государственности выражается в эволюционной смене типов государственно-церковных отношений, изначально формировавшихся на основе
самоопределения РПЦ по отношению к государству, затем на основе зависимости РПЦ от государства, и в последствии - на комбинационном типе отношений.
-
Трансформация взаимоотношений государства и РПЦ в Российской империи привела к правовому оформлению идей веротерпимости и свободы совести, которые впоследствии легли в основу советского законодательства об отделении церкви от государства и школы от церкви.
-
Основными задачами правового регулирования взаимоотношений государства и церкви в период становления и развития советской государственности являлись лишение РПЦ возможностей официального идеологического воздействия на общество и ликвидация ее статуса юридического лица, которые были реализованы на основании декрета от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
-
Спецификой регулирования взаимоотношений советского государства и РПЦ в процессе становления тоталитарного политического режима являлся приоритет решений правящей политической партии, основанных на атеистической идеологии, над нормами права.
-
Органы внутренних дел советского государства осуществляли общий надзор за деятельностью РПЦ, проводили регистрацию православных религиозных общин, участвовали в развитии законодательства о религиозных культах и правоприменительной практики в данной сфере.
-
В период Великой Отечественной войны происходит определенная нормализация взаимоотношений государства и РПЦ, обусловленная необходимостью укрепления единства советского народа. Государственная власть признает православную церковь в качестве иерархической централизованной религиозной организации, а за церковными приходами частично закрепляется статус юридического лица.
-
Во второй половине XX в. взаимоотношения советского государства и РПЦ характеризуются противоречивыми тенденциями. В этот период нашел отражение принцип декларативности права, выражающийся в видимом сохра-
нении предыдущего правового статуса церкви при фактическом отсутствии ее юридической защиты.
8. В период кризиса советской государственности и последующего распада СССР определился новый вектор развития взаимоотношений между государством и РПЦ. В рамках либерализации идеологической системы начинается формирование правовых основ соработничества государства и церкви.
Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что сформулированные в ней положения и выводы развивают и дополняют разделы истории отечественного государства и права, посвященные взаимоотношениям советского государства и РПЦ. Обобщения, содержащиеся в диссертационной работе, способствуют развитию существующих концепций и подходов в данной сфере.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании следующих учебных дисциплин: «Теория государства и права», «История государства и права России», «История ОВД».
Основные выводы и положения исследования могут способствовать совершенствованию практической деятельности правоохранительных структур в этой сфере.
Опираясь на историко-правовой опыт правового регулирования взаимоотношений государства и РПЦ можно внести следующие предложения по совершенствованию современного законодательства и правоприменительной деятельности:
1. Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» целесообразно исключить, в силу того, что понятие «имущества, не имеющего религиозного назначения, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения» носит чрезмерно широкий характер, что может привести к возникновению имущественных конфликтов.
2. Внести изменения в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 ноября
2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религи
озного назначения, находящегося в государственной или муниципальной соб
ственности» следующего содержания: увеличить срок рассмотрения уполномо
ченным органом заявления религиозной организации со дня его поступления с
одного месяца до шести месяцев, т.к. в случае возникновения претензий на
данное имущество третьих лиц, для проверки их обоснованности месячного
срока может оказаться недостаточно.
3. Создать надведомственный коллегиальный орган, координирующий
взаимодействие государственной власти и Русской православной церкви в ре
шении общих задач.
Апробация диссертации и внедрение результатов исследования в практику. Диссертационная работа подготовлена и обсуждена на кафедре истории государства и права Московского университета МВД России. Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях (научных статьях и тезисах научных докладов), в выступлениях на научных и практических конференциях и семинарах. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс. Основные положения диссертационного исследования обсуждались в рамках проведения XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» (Московский университет МВД России, 25 января 2011 г.).
Структура диссертации подчинена логике исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и научной литературы.
Трансформация взаимоотношений государства и Русской право славной церкви в связи с разработкой российского законодательства о свободе совести
Формирование правовых основ взаимодействия государства и РПЦ по решению вопроса о свободе совести началось с середины XIX в., когда процесс слияния православной церкви с государственным аппаратом достиг своего апогея, подорвав доверие общества к духовенству. Идея веротерпимости и свободы совести, прослеживающаяся в нормативных правовых актах ХГХ в., стали основой принятия декрета об отделении церкви от государства.
В ХГХ в. православная церковь, как и прежде, рассматривалась как часть государственной системы. Александр I усиливает процесс слияния православной церкви с государственным аппаратом, при этом в среде самого духовенства на государя смотрели как на своего покровителя, относясь к нему с большой симпатией. Таким образом, государство использовало церковь как рычаг идеологической поддержки. Для ее реализации была проведена реорганизация государственного аппарата, в результате которой в 1817 г. были
соединены Департамент просвещения и Департамент духовных дел, образовавшие Министерство народного просвещения и духовных дел. По отношению к делам православной церкви министр имел такую же власть, как и всякий другой министр к делам, подведомственным его министерству, а обер-прокурор Синода был подчинен министру. Министр же считал, что проведение христианских начал в жизнь должно идти не через церковь, а через библейское общество, что не надолго привело к зависимости церкви от него: позже митрополит Серафим был назначен президентом Библейского Общества, которое впоследствии оказалось под контролем Синода.
При Николае I православная вера являлась связующим звеном сакрализации самодержавия и формирования верноподданичества. В последствии бюрократизация церкви становилась еще более отчетливой. Жесткое администрирование прослеживается в Уставе духовных консисторий1, опубликованном в 1841 г., систематизирующим нормативные правовые акты правительства и Синода. Канцеляриям Синода подчинялись епархиальные архиереи, которым в свою очередь - духовные консистории, местные епархиальные церковные административно-судебные учреждения. Благочинные контролировали примерно 20 церковных приходов, а низшим звеном являлся приходской клир. Каноническая власть являлась в церкви основной, но и консисторские секретари обладали в епархиях значительной властью. Они не только не подчинялись архиерейской власти, но и согласно пунктам 286 - 290 и 344 Устава духовных консисторий, противопоставлялись ей2. Властные полномочия секретарей консисторий были схожи с правами обер-прокурора Синода, только секретари консисторий, в отличие от него, действовали на епархиальном уровне.
Однако все же государственной воздействие на церковь полностью не сводилось к бюрократизации. Сама бюрократизация была лишь средством повышения профессионального уровня российского духовенства и развития культовой деятельности. В XIX в. при всех епархиях существовали семинарии. Требование обязательного обучения священнослужителей стало выполняться, и если не все ставленники заканчивали курс семинарии, то, по крайней мере, получали начальное образование1. Вопросы регулирования взаимоотношений государства и православной церкви и укрепления авторитета церкви в обществе стали неотложными. Неудивительно, что все вопросы регулирования взаимоотношений между государством и церковью решались с авторитарной позиции властей, а церкви оставалось только исполнять указания. «Церкви, лишенной всех функций, в том числе и главной — «нравственно-религиозной», оставалось только исполнять идущие «сверху» указания. Учитывая мнение правящих кругов, что религия и церковь ничто без государственной поддержки, можно было сразу прогнозировать результаты предпринятых мер, как малоэффективные и насильственные»2. В 70-80-е годы XIX в. государственный аппарат снова вернулся к вопросу о повышении авторитета церкви. Сохранение своей идейной защиты как никогда было необходимо в условиях общего экономического кризиса того времени. В этом смысле обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев придерживался достаточно консервативных взглядов, однако, в тоже время пытался устранить негативные явленияв обществе по отношению к церкви. Так, для укрепления религиозного чувства и повышения уважения к церкви среди населения было увеличено число церковно-приходских школ. Однако при их росте качество образования было довольно низким, что не могло нести только положительное влияние. Главной задачей таких школ было обучение крестьянских детей чтению соответствующей церковной литературы, реальные же знания оставались недоступными. Интересным примером такого «просвещения» могут быть слова самого Победоносцева: «Безусловно вредно распространять народное образование, ибо оно дает лишь знание и привычку мыслить»1.
В среде политических движений и партий состояние вероисповедного вопроса в стране становится непременным атрибутом критики царизма и православной церкви. Но взаимоисключающие внутрицерковные факторы, такие как зависимость от государства и атрофия внутриорганизационного потенциала задерживали осуществление идеи о повышении авторитета церкви в полном объеме.
С середины ХЕХ в. в направлении веротерпимости начались некоторые перемены. Инициатором этих мер выступало государство, однако, такая веротерпимость была обусловлена политическими условиями. Юрист М.А. Рейснер в конце ХЕХ - начале XX в. справедливо писал об этом так: «...наша веротерпимость в своих основаниях, не современная, правовая западная и не христианская вероисповедная. Наше право не знает разделения государства и духовных обществ, ни свободы этих последних, ни свободы личной веры и совести; но также ему чуждо и начало христианской нетерпимости, того гнета во имя вероисповедного фанатизма, который лишает права на существование и на соответственное признание все исповедания, за исключением христианского или даже одного правоверного; но, с другой стороны, если наше право с покорением каждого нового народа вводит в состав русского государственного организма и новые исповедания, в качестве признанных терпимых религий, то оно это делает отнюдь не по мотивам нравственного свойства и не в силу своего культурного правосознания, а в силу чисто-политической необходимости: привязать к составу громадной империи новые нации и народы и захватить их национальные религии в рамки общего государственного управления»2. Кроме того, пользуясь поддержкой государства, православная церковь была обязана выполнять и некоторые несвойственные ей функции, адресуемые ей государством.
Формирование концептуальных подходов к проблеме взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР
Для понимания сущности проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и церкви в советский период нам представляется важным исследование мировоззренческих систем, так как наряду с преобладающими подходами к изученгао комплекса проблем взаимоотношений РПЦ и государства, поощряемыми государственной идеологией, параллельно существовали и иные подходы.
Необходимо отметить, что специальные работы, посвященные комплексному теоретическому и историко-правовому изучению данной проблемы в юридической науке отсутствуют, хотя отдельные ее аспекты затрагивались в исследованиях отечественных и зарубежных юристов, начиная еще с 1920-х гг.1
Тема взаимоотношений между Русской православной церковью и государственной властью возникла в отечественной науке вскоре после утверждения советского государственного строя в России. Следует отметить, в работах правоведов этого периода указанная проблема рассматривается сугубо в рамках определенной антицерковной концепции, формируемой на базе атеистического мировоззрения. Уже во время гражданской войны появились первые публикации П.А. Красикова, Н.М. Лукина, М. Горева, в которых позиция РПЦ по отношению к власти характеризовалась как контрреволюци-онная организация. В работах данных авторов отмечалось, что в организации антисоветской деятельности духовенства важная роль принадлежала высшему управлению РПЦ, а конкретно - Поместному Собору и Священному Синоду. Эти органы церковного управления при помощи агитации провоцировали верующих на путь открытой политической борьбы против советской власти, В других работах делаются попытки критического рассмотрения послания патриарха Тихона 1919 г.1 с призывом к духовенству о невмешательстве в политическую борьбу2. Таким образом, на основе атеистического мировоззрения в антицерковной политике формируется концепция, что РПЦ является врагом революционной власти.
Разработка проблемы отношения РПЦ к сложившейся ситуации в стране, обусловленной голодом 1921-1922 гг. и к кампании по изъятию церковных ценностей, началась в 1922 г. государственными деятелями, а также идеологами обновленчества, В публикациях на первый план выдвигался факт отказа патриарха Тихона в послании 1922 г. одобрить изъятие ценностей, имеющих богослужебное значение, так как по их мнению это явилось для духовенства неким стимулом для оппозиции по отношению к советской власти. Вместе с тем, П.А. Красиков признает, что патриарх выступил с предложением помочь голодающим, но лишь для того, чтобы завуалировать политические мотивы церкви. В ряде публикаций (В. Красницкий, А.И. Введенский) проводилась мысль, что патриарх Тихон, как и другие деятели церкви, организовывая антисоветские выступления на почве изъятия церковных ценностей, следовал решениям Карловацкого собора 1921 г. требовавшим (намерения требуют или собор?) от Московской Патриархии покаяния за сотрудничество с безбожниками и отставки высшего духовенства РПЦ4.
Таким образом, в первое послеоктябрьское десятилетие главной задачей большевистской партии была проблема удержания и укрепления власти. Именно поэтому объектом пристального научного интереса стала именно РПЦ, которая в то время открыто осудила приход к власти лево-радикалов и жесткость нового политического режима. Авторами предпринималась попытка доказать изначальную предрасположенность РПЦ к контрреволюционности, чем было обусловлено применение репрессивных мер в отношении священнослужителей1. Такой подход атеистического прагматизма в советской литературе сохранился и после того, как в 1927 г. РПЦ заявила о своей политической лояльности. Так в исследованиях 1920-х гг. переход части духовенства на позиции обновленчества и лояльное отношение к советской власти интерпретировался как продуманный тактический ход представителей духовенства с целью удержания церковной власти и прикрытия своей контрреволюционной сущности новой формой. В этих условиях иной подход к научному осмыслению взаимоотношений церкви и государства не мог возник-нуть в силу доминирования новой государственной идеологии.
К концу 1920-х гг. установившееся монопольное влияние государственной идеологии на организацию взаимоотношений с РПЦ привело к тому, что в отечественной науке сформировался определенный набор представлений о роли и месте РПЦ в СССР. В него входили представление о РПЦ исключительно как об одной из опор свергнутой монархии, о ее контрреволюционных настроениях и т.д. То есть РПЦ уже воспринимается как отжившее явление. Подобные взгляды стали идейной основой практически всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений РПЦ и государства. Так, в работе Д.В. Дягилева «Церковники и сектанты на службе контрреволюции» круг изучаемых проблем сводился только к антигосударственной деятельности РПЦ . Авторы того времени придерживались одностороннего подхода, что, по сути, блокировало объективизацию научных исследований взаимоотношений государства и церкви, тем самым, формируя узкое понимание сущности проблемы. Все это сформировало антицерковную концепцию враждебности РПЦ революционной власти и советскому народу.
Особенности развития правоотношений государства и Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гт
В предвоенные годы советская власть начинала постепенно осознавать невозможность проведения прежней политики по отношению к РПЦ. Остатки религиозного присутствия, верность советскому режиму и любовь к Родине коммунистические идеологи соединили в новом понятии «советский патриотизм». Таким образом, религиозная идеология в борьбе за выживание обнаружила свою приспосабливаемость к проводимой атеистической политике, а в годы войны оказалась достаточно гибкой в отношении государственной власти.
О повороте в политике государства по отношению к РПЦ накануне Великой Отечественной. Войны свидетельствует решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г. «Вопросы религии»1. Рассмотрев вопрос в отношении религии и служителей РПЦ, ЦК постановил признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей РПЦ. Этим же решением было отменено указание Ленина от 1 мая 1919 г. № 13666-2 «О борьбе с попами и религией» . НКВД было поручено произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью. Было решено освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти. Эти решения на высшем уровне предшествовали решительному повороту в правовом оформлении взаимоотношений церкви и государства во время войны.
Изменение отношений правительства в РПЦ в первые годы войны было предпосылкой для еще более решительных действий со стороны властей. Предстояло освобождение оккупированных советских территорий, на кото- рых были открыты сотни храмов. Требовалась их правовая легализация, адаптация священников к условиям советской действительности. Вместе с тем, оставлять РПЦ такой, какой она была до войны, было нельзя. Со стороны государственной власти необходимо было придать ей, по крайней мере внешне, достойный вид. А для этого неизбежны были уступки со стороны власти.
И хотя уступки верующим были минимальными, от курса на массовую атеизацию населения государственная власть отказываться не собиралась. Еще в 1938 г. накал противостояния с религиозными организациями дошел до такой степени, что Комиссия по культовым вопросам была упразднена, а все ее функции были переданы местным органам власти, которые были в основном гораздо более радикально настроены по отношению к РПЦ, чем комиссия. Основная проблема РПЦ в предвоенные годы состоит в том, что в это время происходит атеизация деятельного трудоспособного большинства населения, ввиду чего государство перестает считаться с церковью Е. Ярославский говорил на совещании руководства Союза воинствующих безбожников: «Мы, несомненно, имеем очень большие перегибы в смысле увлечения административными мероприятиями. Когда мы знакомились с последними данными относительно ликвидации церковных помещений, то мы приходим к единодушному мнению, что тут были допущены административные перегибы, которые объясняются тем, что не вели систематической антирелигиозной пропаганды, а шли по линии наименьшего сопротивления. Закрыть церковь легче всего, это наиболее короткий путь. Люди говорили, что незачем тут заниматься систематической антирелигиозной пропагандой, что можно закрыть оставшиеся церкви и этим дело будет исчерпано»1. Несмотря на то, что значительная часть высшего клира не выражала особых симпатий к СССР, она все же понимала, что роль религии недостаточно высока, настроения верующих в основном просоветские, а контрреволюционные настроения неспособны выступить реальной силой. Таким образом, выбор был сделан в пользу СССР и РПЦ сделала шаги в сторону сотрудничества с государством.
22 июня 1941 г., в день начала Великой Отечественной войны, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к верующим с посланием в духе национальной и религиозной традиции русского православия, благословляя народ на предстоящий подвиг в борьбе с нацистской Германией: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Благословляет она небесным благословением предстоящий всенародный подвиг... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу»1. Призывая к защите Отечества, глава РШД тем самым призывал и к защите советской власти. Но он полагал, что долг церкви «вразумить тех, кто надеялся на близкий конец коммунистической власти, не разобравшись, что война началась не с коммунистами, а с Россией»2.
Русская православная церковь с первых же дней войны начала достаточно активную патриотическую деятельность. В обращениях, проповедях, посланиях церковных иерархов выражалась моральная помощь и поддержка государству со стороны РПЦ. И со стороньи государственной власти определилась некая взаимность, когда в своих речах 3 и 7 ноября 1941 г. И.В: Сталин говорил о том, что «ни его социальная система, ни власть не удержатся под ударами немецких армий, если не обратиться к исконным стремлениям и самобытности русского народа»3. Теперь для многих верующих партийно-советская структура, организующая страну в борьбе с врагом, по сути не противоречила православным патриотическим чувствам.
Государственное регулирование деятельности Русской православной церкви в период либерализации общественных отношений в СССР
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Положение РПЦ ухудшилось в последние годы правления Сталина, когда его политическое влияние все больше ослаблялось. В церковных кругах существовало опасение, что после смерти Сталина, заключившего негласное соглашение с РПЦ еще в 1943 г., наступит череда новых гонений на церковь. Перемены не заставили долго ждать: в результате переворота в Кремле ближайшее окружение Сталина было отстранено от управления коммунистической партией и страной, а преемник Сталина - Л. Берия - расстрелян. При помощи маршала Г. Жукова и других советских военачальников власть в свои руки захватил член Политбюро и секретарь ЦК Н.С. Хрущев, которого в сентябре 1953 г. пленум ЦК КПСС провозгласил первым секретарем ЦК.
Существует мнение, что Московская патриархия просто не сумела воспользоваться временным положением относительной свободы и занять в обществе первенствующие позиции. Но это мнение представляется маловероятным. Дело в том, что большая часть населения страны не увидела в церкви той реальной силы, которая смогла бы объединить всех и привести к духовному обновлению. В этом смысле РПЦ воспринималась бесполезным институтом, который можно было упразднить в течение одной пятилетки Поэтому Хрущев, осудивший Сталина за отклонение от ленинских принципов, объявил возросший в послевоенный период уровень религиозности советских людей серьезным препятствием на пути построения коммунистического общества. Такой курс внутренней политики Хрущева частично объясняется тем, что будучи в 30-е годы первым секретарем ЦК КП(б) Украины, а позже МК и МГТС ВКП(б), он был инициатором массового закрытия церквей и атеистической пропаганды. По мнению Хрущева неэффективность церковной политики была связана с предпринятыми ранее попытками пересмотра взаимоотношений государства и церкви, в связи с чем, он объявил о возвращении к ленинским принципам и возобновлении массовых антирелигиозных кампаний. В публичных выступлениях Н.С. Хрущева обычно звучала тема религии как «дурмана религиозного опиума», затмившего большую часть советского народа, как явление, противоречащее народному просвещению и распространению научных знаний, изучению законов природы1. Стали распространяться идеи, что с уничтожением религиозных убеждений общество освободится от «старого хлама - морали рабов» и быстро выработает новую, в корне отличную от прежней, «классовую мораль победителей старого мира»2.
В целях быстрого правового закрепления политических намерений в отношении церкви, 7 июля 1954 г. было принято постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистический пропаганде и мерах ее улучшения»1. Документ обязывал партийные организации «решительно покончить с пассивностью в отношении религии, разоблачать ее реакционную сущность и тот вред, который она приносит, отвлекая часть граждан страны от сознательного и активного участия в коммунистическом строительстве»2. Из содержания постановления ясно, что власть подвергла жесткой критике ту линию в отношениях с церковью, которую проводил Сталин с 1943 г. Критикуя такую политику как «примиренческую», не соответствующая идеологическим заветам Ленина, Хрущев заявил о том, что атеистическая пропаганда запущена, и это в то время, когда РПЦ мобилизовала свою деятельность и адаптировалась к современным условиям. Таким образом, данное постановление явилось правовым основанием для развертывания в стране масштабной атеистической пропаганды. Но, необходимо отметить, для выполнения постановления не было квалифицированных людей; ведь для того, чтобы организовать и провести научную атеистическую пропаганду, надо знать сам предмет идеологического воздействия. В.М. Еремина указывает, что такие люди, как секретарь ЦК ВЛКСМ В.Е. Семичастный, главный редактор газеты «Комсомольская Правда» А.И. Аджубей и заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС Л.Ф. Ильичов в силу указанных причин не могли справиться с поставленной задачей. Информация о постановлении от 7 июля постепенно становилась известной более широкой публике.
Помимо идеологических и социально-психологических существовали и другие причины начала нового антирелигиозного натиска. К середине 50-х годов религиозная жизнь в СССР достигла небывалого расцвета. По своим количественным и качественным показателям она не могла конкурировать с дореволюционным состоянием религиозных организаций. Тем не менее, статистика тех лет свидетельствовала о количественном росте церковных структур в послевоенный период. При этом увеличение численности приходов и монастырей РПЦ закономерно сопровождалось ростом религиозности населения1. Причины начала гонений обусловлены экономическими расчетами государства. «В конце 1950-х, гг. власти активно искали источники пополнения государственного бюджета; продажа колхозам техники МТС, сокращение оборонных расходов... Не смогло руководство страны, как когда-то в 1922 г. удержаться от искушения «запустить руку в церковный карман»2. Однако «главной целью экономических антицерковных санкций было ограничение материальных ресурсов РПЦ для пресечения их дальнейшего роста и сужения сферы религиозной жизни» . Следует с этим согласиться, ведь подобные мероприятия носили, прежде всего, экономический расчет и не имели первостепенного политического значения.
Очередное изменение взаимоотношений Советского государства и РПЦ получило широкую огласку на Западе, сопровождаясь критическими комментариями в зарубежной печати. Это, безусловно, подрывало авторитет СССР, предпринимавшего большие усилия по выводу страны из изоляции. «Аргументы противников ленинских принципов борьбы с РПЦ дошли до Хрущева, и он полностью согласился с ними»4. Это подтверждает намерения высшей власти снизить давление на религиозное общество, сделав его оптимальным.