Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Основные характеристики правовой культуры
1. Понятие и содержание правовой культуры 13-37
2. Структура и функции правовой культуры 38-64
3. Взаимосвязь правовой культуры с политической культурой 65-90
ГЛАВА II. Место и роль правовой культуры в реализации политических прав и свобод граждан
1. Понятие и содержание политических прав и свобод граждан 91-128
2. Правовая культура в реализации политических прав и свобод 129-148
3. Пути повышения правовой и политической культуры граждан 149-171
4. Государственно-правовые формы и методы обеспечения и защиты политических прав и свобод граждан 172-202
Заключение 203-208
Список литературы 209-241
Приложение 242-251
- Структура и функции правовой культуры
- Взаимосвязь правовой культуры с политической культурой
- Понятие и содержание политических прав и свобод граждан
- Правовая культура в реализации политических прав и свобод
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Происходящие в современной России коренные преобразования во всех сферах общественной жизни остро обозначают проблемы социально-правовой активности граждан. Должная реализация прав и свобод личности зависит не только от общества и государства, но и в значительной степени от самой личности, ее правовой развитости и активности.
Расширение свободы экономической деятельности, развитие политического и идеологического многообразия, возрастание инициативы и активности граждан требуют личной сопричастности каждого к проводимым в стране реформам, ход которых во многом зависит от юридически грамотного осуществления каждым гражданином своих политических прав и свобод, осознанного выбора позиции в период избирательных кампаний и референдумов, повышения ответственности за свои поступки.
Главной целью государства в современных условиях является создание такого правового климата, который мог бы гарантировать человеку реальную свободу поведения в единстве с ответственностью его перед обществом. В Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Реализация указанного конституционного требования в политической сфере осуществляется путем формирования у граждан
знаний законодательства, развивающего положения Конституции о политических правах и свободах, оказания им помощи в осмыслении практического применения действующих законов, повышения правовой активности граждан в реализации политических прав и свобод, что должно способствовать уменьшению элементов случайности в решении важнейших политических, государственных задач, ограничению проявления субъективизма и волюнтаризма.
Актуальность избранной темы объясняется и тем, что состояние правовой культуры общества и личности не соответствуют современным требованиям, что в значительной мере тормозит проведение реформ в государственно-правовой сфере.
Следует отметить, что степень разработанности данной проблематики в политической, социологической, юридической литературе явно недостаточна. Что касается вопроса о роли правовой культуры в реализации политических прав и свобод граждан, то она совершенно не исследована.
Поставленные в Конституции Российской Федерации задачи становления основ правового государства, обеспечения прав и свобод граждан значительно повысили интерес к проблемам правовой культуры и правосознания.
Надо учитывать и то, что в юридической науке существует много дискуссионных вопросов, к которым относятся: понятие, сущность и структура правовой культуры, закономерности ее развития, роль в укреплении правопорядка и законности. Особо стоит
проблема исследования правовой культуры в связи с реализацией политических прав и свобод граждан.
Недостаточность теоретической разработанности избранной темы, ее исключительная практическая значимость для граждан, общественных объединений, органов государственной власти и иных государственных структур определили выбор темы диссертационного исследования.
В качестве объекта исследования выступает правовая культура как специфическое, сложное и развивающееся явление, имеющее важнейшее значение для функционирования демократического правового общества и государства.
Предметом исследования является состояние правовой культуры в современном обществе и ее роль в реализации политических прав и свобод граждан, а также формы и методы их государственно-правового обеспечения и защиты.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное системное изучение сущности, структуры правовой культуры, анализ взаимосвязи ее с другими правовыми явлениями общества, выявление роли и значения правовой культуры как условия реализации политических прав и свобод граждан, определение основных путей повышения ее уровня.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
выделить и обосновать исходные теоретико-
методологические предпосылки исследования правовой культуры, рассмотреть ее сущность, содержание структуру и функции;
определить взаимосвязь и взаимодействие правовой культуры с политической и нравственной культурой;
выявить и проанализировать факторы, влияющие на состояние правовой культуры общества, социальной группы и личности;
рассмотреть систему политических прав и свобод граждан и механизм их реализации;
определить место и роль правовой культуры в механизме реализации политических прав и свобод граждан;
наметить основные пути повышения правовой и политической культуры граждан;
проанализировать государственно-правовые формы и методы обеспечения и защиты политических прав и свобод, показать роль органов внутренних дел в этой деятельности.
Методологическую основу исследования составляет материалистическая диалектика. В процессе диссертационного исследования использовались также логический, сравнительно-правовой, системный, социологический методы анализа правовых и социальных явлений.
При проведении исследования использовались научные работы авторов, непосредственно посвященные различным аспектам правовой культуры и правового статуса личности, а именно: Е.В.Аграновской, Ю.А. Агешина, С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева,
В.И. Баглая, П. П. Баранова, К. Т. Вельского, А.Г. Бережнова, В.В.Бойцовой, Н.И. Ветрова, Н.В.Витрука, Н.В. Воеводина, Н.Ф.Волкодаева, Б.Н. Габричидзе, В.И.Гоймана, М. С. Горшенева, Н. Л. Гранат, А.Ф.Гранина, Ю.А. Дмитриева, А.А. Златопольского, В. Д. Зорькина, Е. А. Зорченко, Л. Н. Карнаухова, В.А.Карташкина, Н.М.Кейзерова, С.Н. Кожевникова, В.Н. Кудрявцева, О.Е.Кутафина, В.М. Курицына, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Ю.И.Ляпунова, Н.И.Матузова, В.В. Оксамытного, М.Ф.Орзиха, Т.Н.Радько, И.В. Ростовщикова, В. П. Сальникова, Л. К. Суворова и других.
Правовую основу исследования составили международно-правовые акты по правам человека, законодательство Российской Федерации, закрепляющее политические права и свободы граждан, формы и способы государственно-правового их обеспечения и защиты.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы, содержащие сведения о правовой культуре определенных категорий граждан, полученные в результате анкетного опроса 500 граждан, а также общественное мнение о работе органов внутренних дел по обеспечению и защите прав и свобод граждан. Использовался также опыт непосредственной работы автора в окружной и территориальной (районной) избирательной комиссиях г. Брянска по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Главы администрации Брянской области,
депутатов Брянской областной Думы и представительных органов местного самоуправления.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое в теории права и государства комплексное монографическое исследование, посвященное роли правовой культуры в реализации политических прав и свобод граждан. В работе на основе исследования правовой культуры, как важнейшего условия правовой активности личности, рассматриваются вопросы ее влияния на реализацию гражданами, принадлежащих им политических прав и свобод.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
В научной литературе нет единого подхода к определению понятия "правовая культура", что обусловлено сложностью и содержательным богатством указанной категории. В связи с этим на основе анализа различных подходов к пониманию правовой культуры в работе предложено авторское определение понятия правовой культуры общества, социальной группы и личности.
В диссертации дана характеристика сущности, содержания и структуры правовой культуры, ее функций, что дает возможность обосновать ее место и роль в механизме реализации политических прав и свобод граждан.
Правовая культура находится в органической взаимосвязи с политической и нравственной культурой, которая находит своё яркое проявление не только в ходе реализации гражданами своих по-
литических прав и свобод, но и в процессе нравственного обоснования правотворчества. Она прослеживается в механизме взаимодействия нравственных и правовых норм при осуществлении власти.
4. Политические права и свободы граждан, как совокупность
фактических возможностей по реализации народовластия, как си-^
стема правомочий в политической сфере, представляют собой
сложное сочетание различных требований и действий, эффектив
ность реализации которых зависит от определенного уровня их
правовой культуры.
Посредством правомерного поведения граждане реализуют политические права и свободы. Формирование правовой культуры способствует созданию необходимых условий для массового правомерного поведения, чем обеспечивается реализация политических прав и свобод в соответствии с требованиями закона.
Для повышения политической и правовой культуры граждан необходим сложный комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных, пропагандистских мер, призванных привить уважение к праву, его нормам, к органам государственной власти и другим структурам политической системы.
Традиционные государственно-правовые формы и методы обеспечения и защиты политических прав и свобод граждан нуждаются в совершенствовании по следующим направлениям:
а) повышение эффективности деятельности в различных
сферах общественной жизни по развитию экономики, совершен
ствованию гражданского общества, политической системы, демо
кратии и др. Субъектами этого вида деятельности выступают не
только государство и его органы, но и другие звенья политической
системы (политические партии, движения и т.д.);
б) активизация законодательной деятельности парламента
по правовому обеспечению, созданию и совершенствованию юри
дических средств регулирования процесса реализации, а в необхо
димых случаях и охраны политических прав и свобод;
в) улучшение организационной деятельности иных субъектов
права (например, избирательных комиссий), направленной на эф
фективное использование общих и специальных гарантий в целях
создания благоприятных условий и организации самого процесса
реализации гражданами политических прав и свобод;
г) совершенствование деятельности компетентных государ
ственных органов, в том числе, органов внутренних дел, заклю
чающейся в принятии необходимых мер по обеспечению реализа
ции и охране (защите) политических прав и свобод граждан. !
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в процессе его проведения выводы имеют общетеоретическое значение, развивают соответствующие разделы теории права и государства, в первую очередь касающиеся проблем правосознания и правовой культуры, а также государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод
личности. Содержащиеся в диссертации выводы о деятельности государственных органов по обеспечению и охране (защите) политических прав и свобод граждан могут быть использованы для дальнейшего общетеоретического исследования этой деятельности в условиях формирования в России правового государства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке и совершенствовании текущего законодательства, регулирующего общественные отношения в политической сфере, совершенствовании государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод граждан, а также в процессе профессиональной подготовки кадров в учебных заведениях МВД РФ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы докладывались соискателем на научно-практических конференциях в Брянском Государственном педагогическом университете в 1996 и 1997 годах.
Материалы исследования используются на лекциях и семинарских занятиях по теории права и государства и конституционному праву Российской Федерации в Брянском филиале Юридического института МВД России, Брянской специальной средней школе милиции МВД РФ.
Реализация выводов и предложений диссертации подтверждается актами о внедрении.
Основные теоретические положения, практические выводы и рекомендации изложены автором в пяти опубликованных научных статьях.
Структура и содержание работы. Диссертация построена в соответствии с целями исследования и состоит из введения, двух глав (в первой главе содержится три параграфа, во второй - четыре), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Структура и функции правовой культуры
Для того, чтобы до конца понять сущность, специфику правовой культуры, и ее роль в реализации политических прав и свобод граждан необходимо провести исследование закономерностей ее формирования и развития не только со стороны ее динамики, но и со стороны ее структуры. Структура (от лат. structura - строение) есть строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами. 1 Структура является неотъемлемым атрибутом реально существующих объектов и систем.
В.Г. Афанасьев отмечает: "Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить прежде всего её внутреннее строение, то есть установить, из каких компонентов она образована, каковы её структура и функции". 2
Анализируя структуру правовой культуры с позиций системного подхода, необходимо не только установить и перечислить её компоненты, дать общую их характеристику, но и выяснить соотношение этих компонентов, их связи, их единство и систему.3 Среди элементов правовой культуры необходимо выделить ведущие, основополагающие, направляющие, ориентирующие. Причем рассматривать их необходимо применительно к обществу в целом, социальной группе и отдельной личности.
Ведущими, основополагающими структурными элементами правовой культуры общества выступают элементы правовой действительности, рассматриваемые под углом зрения эталонов поведения, а именно: характер, уровень, степень развития права и правовых учреждений, состояние законности и правопорядка, уровень развития правосознания и степень стабильности правомерного поведения.
В структуре правовой культуры общества определенное место занимают элементы правовой действительности прошлых эпох, имевших место в историческом развитии данного общества. Они также подлежат рассмотрению с позиции эталонов поведения современного общества, а именно: характер, уровень, степень развития права и правовых учреждений конкретной исторической эпохи, состояние законности и правопорядка, уровень развития правосознания и степень стабильности правомерного поведения.
Важнейшим компонентом правовой культуры общества является правосознание (как общества в целом, так и социальных групп и отдельных личностей).
Правосознание - это относительно самостоятельная сфера общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права,1 а также в виде социально-правовых установок и ориентации, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения. Как компонент правовой культуры, оно представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение индивида, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным, в том числе правовые чувства, установки, правовой опыт, правовые иллюзии соответствующих субъектов.1
Элементы структуры правосознания могут быть классифицированы по различным основаниям. С позиций внутреннего строения правосознания в нём выделяют знание права, правовые взгляды, правовые чувства.2
В зависимости от уровня, степени глубины и полноты отражения общественного бытия, осознания правовой действительности можно выделить в правосознании теоретический (научный), профессиональный и обыденный уровни. Учитывая социальные функции правосознания, следует выделить правовую идеологию и правовую психологию. В зависимости от субъекта отражения правосознание подразделяется на общественное, коллективное (групповое) и индивидуальное правосознание. По функциональному признаку оно рассматривается как органическое единство познавательных, оценочных и установочных элементов. Указанные обстоятельства обязывают при изучении структурных элементов правосознания строго придерживаться используемого основания их классификации. Для определения сущности правовой культуры важны все указанные аспекты.1
Ведущими элементами в структуре правосознания является комплекс правовых идей. Им принадлежит определяющее место в процессе выработки стратегии и реализации людьми на практике своего юридически значимого поведения. Правовая идеология выступает в данном контексте как строй проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему.
Специфические свойства правовой идеологии заключаются в том. что она имеет социальную направленность, носит ценностный (характер.2 Это связано с постановкой и решением социальных задач. Правовая идеология определяет общую линию правового регулирования общественных отношений, намечает его конкретные пути, имеет ярко выраженную социальную ориентацию . Правовая идеология представляет собой теоретически обоснованное выражение в юридических категориях явлений правовой жизни.3 Это система правовых ценностей, которые веками отстаивались и стали воплощением общечеловеческих ценностей. В данную систему входят представления о праве, законности, справедливости, правах, свободах, обязанностях и др.
Правовая психология представляет собой сумму массовидных правовых психических проявлений (эмоций, чувств, настроений), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни.
Анализируя структуру правовой культуры личности и социальной группы, можно вести речь: с одной стороны, о формах ее выражения, проявления; с другой стороны, о ее социальном уровне; с третьей, о ее содержании и т. д.
Правовая культура личности и социальной группы находит свое выражение, проявление в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации, а также в результатах реализации этих ориентации. Она проявляется во-первых, через способность, подготовленность членов социальной группы и личности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей, воплощенных в законах, через знания, умения и навыки пользоваться правом. Указанные свойства выступают в качестве прогрессивных правовых ориентации. Во-вторых, правовая культура здесь проявляется через определенный характер и уровень творческой деятельности индивида, в процессе которой он развивает свои правовые знания, умения, навыки, приобретает правовой опыт. В-третьих, индивидуальная правовая культура проявляется как внутренний потенциал личности, возникший в результате (как результат) творческой культурной деятельности в сфере права.1
Взаимосвязь правовой культуры с политической культурой
Теоретический и практический интерес в правоведении, философии и политологии представляет вопрос о взаимосвязи правовой и политической культуры, о сближении правового, политического и нравственного воспитания. Это объясняется тем. что в демократическом обществе люди сознательно принимают на себя ответственность за состояние экономики, политики, культуры.1
Актуальность исследования проблем взаимосвязи правовой и политической культуры обусловлена также тем, что решение назревших в результате противоречивого развития общества конфликтов возможно как цивилизованным, политико-правовым путем, так и путем насилия. Процесс реформирования экономической, политической, правовой и других сфер обострил социальные конфликты, вызвал ожесточенные дискуссии, поляризацию мнений, позиций в обществе, которые требуют не популистских решений, а глубоко продуманных, теоретически обоснованных шагов. Достижение общественного согласия может стать реальностью лишь при условии улучшения материального положения масс и целенаправленного формирования правовой и политической культуры граждан. Указанные обстоятельства порождают определённый общественный интерес, который состоит в том, чтобы побудить каждого человека в полной мере раскрыть и использовать свои задатки, реализовать свой человеческий потенциал. Этот интерес может быть обеспечен только реальностью политических прав и свобод граждан, созданием юридического механизма их реализации.1 Тезис о первичном, определяющем значении политических прав в формировании демократического типа личности, способного влиять на общественно-политические процессы, вновь был подтвержден академиком А.Д. Сахаровым. В Нобелевской лекции он назвал политические права и свободы "основой экономического и социального прогресса".2
Реальность политических прав и свобод зависит не только от позиции верховной власти, но и самого народа, его политической и правовой культуры. Должны произойти кардинальные перемены в социальной психологии широких слоев населения.3
Прежде чем раскрывать взаимосвязь правовой и политической культуры, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о понятии и сущности последней.
Всякая политика - это целенаправленная деятельность по управлению людьми, воздействию на них. Это воздействие, если оно осуществляется через государство, есть власть политическая, реализация которой есть политика.4 Она напрямую зависит от уровня правовой, политической и нравственной культуры граждан и государственных деятелей. Политическая, правовая и нравственная культура определяется содержанием национальной культуры.
Политика как деятельность, тем более как профессия,. предполагает определенную культуру. В современной политической науке наблюдается большой разброс мнений по поводу того, что представляет собой политическая культура, насчитывается более тридцати ее определений. Впервые термин "политическая культура" был введен в оборот немецким философом-просветителем И. Гердером (1744-1803).
В современной философской и политической мысли сложились разнообразные направления исследований онтологических корней политической культуры. Обобщая наиболее значимые в современной науке толкования родовых свойств политической культуры, можно говорить о трёх наиболее важных теоретических направлениях, интерпретирующих еб как явления внеземного, природного и социального происхождения.
Концепция внеземного происхождения политической культуры, основанная на принципах божественного управления миром и идеях провиденциализма, принадлежит Августину и Фоме Аквинскому. Они выделяют главенствующий, вечный закон, как вечный божественный разум, управляющий миром.2 Несмотря на ряд интересных суждений, сформулированных в рамках этой теологической парадигмы, ей все же не удалось доказать свою продуктивность для анализа политических реалий.
Достаточно односторонни и концепции, натуралистически истолковывающие природу культурных и политических (как родовых по отношению к политической культуре) явлений, ограничивающих их суть биологическими механизмами адаптации человека к окружающей среде или же представляющих их как форму ритуализированного поведения животных. В русле подобного рода подходов культурный смысл нередко приписывается действию климатических, географических, расовых и иных аналогичных факторов, выводя таким образом политическую культуру за рамки человеческих феноменов (К. Лоренц, Э. Уилсон, Р. Александер и др.).
Наиболее многочисленные и продуктивные способы интерпретации природы политической культуры связаны с представлениями, отдающими приоритет в объяснении данного явления факторам социального порядка.1
Данное направление, в свою очередь, имеет несколько подходов к пониманию политической культуры: одни ученые-правоведы трактуют политическую культуру как явление сферы сознания, как обусловленное экономическими условиями, общественным бытием политическое сознание,2 рассматривают её в ракурсе политического сознания, другие наряду с политическим сознанием, включают иные структурные элементы общественного сознания: культурные, нравственные, социально - психологические, правовые и т.д.1
Подобные подходы многое проясняют, но они, на наш взгляд, не учитывают главную задачу субъектов политической культуры -формирование способностей по преобразованию политической среды. Между тем именно обладание умениями, навыками, приёмами, определённым опытом политической деятельности способствует эффективному участию в политике.
Политическая культура представляет собой специфическое общественное явление, обладающее определенными признаками. По мнению Г.П. Артемова политическая культура как система показателей включает в себя четыре блока: 1. Мотивационный, состоящий из: потребностей участия в политической жизни; устойчивого интереса к политическим событиям, политическим знаниям и политической деятельности; 2.Познавательный, включающий в себя: усвоение политических знаний, норм политического поведения; понимание особенностей текущей политической ситуации и ее тенденций; 3.Поведенческий: повседневная политическая активность; овладение навыками политической деятельности; 4.Оценочный: положительное отношение к политическим институтам общества (нам представляется, что такое отношение должно быть только в отношении прогрессивных политических институтов); удовлетворенность результатами участия в политической жизни (на наш взгляд, удовлетворенность должна преобладать только в случае позитивных изменений в обществе и государстве, результатами которых явилась политическая деятельность).1
По мнению Н. М. Кейзерова. основные признаки политической культуры можно подразделить на следующие крупные группы.
Во-первых, общие признаки, присущие политике, культуре и идеологии как надстроечным явлениям, идеологическим отношениям. Это свидетельствует, по его мнению, о тесном взаимодействии различных форм общественного сознания, надстроечных элементов, взаимосвязи тех или иных отраслей общественных наук и преломлении понятий одних наук в других, например истории политических и правовых учений, социологии, философии, теории государства и права, социальной психологии.
Во-вторых, это - специфические признаки политической культуры как особого общественного явления, идеологического отношения, составного элемента надстройки, обеспечивающего отражение и реализацию общественных интересов.
В-третьих, это - особые признаки политической культуры, раскрывающие особенности этого явления на данном этапе развития общества и государства.
Понятие и содержание политических прав и свобод граждан
Рассмотрению правовой культуры в структуре механизма реализации политических прав и свобод граждан, на наш взгляд, должно предшествовать уяснение понятий "индивид", "человек", "личность", "гражданин" и его политические права, свободы, а также каков механизм их реализации.
Термин индивид (лат. individuum - неделимый) применяется в нескольких смыслах. Во-первых, как единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике - объект вне или внутри сознания, обладающий теми или иными качествами и находящийся в отношениях с другими объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. Во-вторых, как единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только "единицей" человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью 1.
Понятия "человек" и "личность" как научные абстракции отличаются друг от друга. По мнению А.Г. Бережнова грань между человеком и личностью исключительно условна 1 . На наш взгляд, личность характеризуется наличием у человека определенных социальных качеств, позволяющих ему участвовать в различных сферах жизнедеятельности, в том числе обеспечивать реализацию политических прав и свобод. Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. "...Сущность "особой личности", - писал Маркс, - составляет не ее борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.2 Хотя природную основу личности образуют её биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) является не её природные качества, а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.д.3
Человек - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившийся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.4
Гражданин - это человек, имеющий устойчивую правовую связь с государством, характеризующую его принадлежность к государству. Эта связь выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, служит предпосылкой и основой правового статуса гражданина. Предоставляя человеку гражданство, государство берёт на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его права и свободы, защиту и покровительство за пределами страны. 1
Субъективные права есть материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированньье возможности индивида обладать и пользоваться конкретными, социальными благами: социально-экономическими, духовно-культурными, политическими и личными. Иными словами, это - определенная нормами объективного права мера возможного поведения лиц в целях пользования социальными благами, это виды возможного правомерного поведения физических лиц в обществе.
Политические права и свободы представляют собой совокупность фактических возможностей по реализации народовластия.
Большинство ученых-правоведов в систему категории политических прав и свобод включают следующие субъективные права: на участие в управлении государственными и общественными делами; на объединение в общественные организации; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; свободу слова и печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций 1 .
Одни ученые в числе политических прав и свобод дополнительно выделяют право обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций 2 .
Другие учёные-правоведы относят к рассматриваемой категории прав и свобод активное и пассивное избирательное право. 3
Третьи, исследуя формы представительной и непосредственной демократии и признавая их важность, акцентируют своё внимание на отдельных из них и выделяют в числе политических прав и сво бод дополнительно право на референдум, свободу совести, 2 а также равноправие граждан 3 .
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. политическими правами и свободами признаны: право на участие в законодательном процессе и на занятие любых должностей (ст.6); свобода мнений (ст.10); свобода печати (ст.11); право требовать отчета у любых должностных лиц (ст.15).4
Дальнейшее развитие положений о правах и свободах человека и гражданина нашло во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Международном пакте о гражданских и политических правах и других международных документах.5
В отечественной правовой литературе в качестве оснований для классификации конституционных прав и свобод берутся важнейшие сферы человеческой деятельности, используя которые правовая наука выработала систему основных прав и свобод. В эту систему вошли: личные (гражданские) права и свободы; социально-экономические и культурные права и свободы; политические права и свободы граждан.1
На наш взгляд, справедливо утверждение ряда авторов о том, что политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
Правовая культура в реализации политических прав и свобод
Проблемы реализации политических прав и свобод граждан, укрепления законности и правопорядка в политической сфере неотделимы от формирования высокой правовой культуры граждан, основывающейся на уважении к праву и закону.
Вопрос о роли правовой культуры в структуре механизма реализации политических прав и свобод граждан - это вопрос о пове-l v \дении человека в политико-правовой сфере, о его правовой и по-/литической активности. Как было сказано выше, эффективность реализации политических прав и свобод зависит от уровня правовой культуры граждан и должностных лиц, степени их политической активности, обусловливаемых не только качеством действующих в государстве правовых норм, но и состоянием культуры населения, степенью социализации членов общества и т.д.
В процессе реализации политических прав и свобод граждане выступают не пассивно. От них требуется должная активность во всех стадиях реализации прав и свобод. 1
В зависимости от уровня правовой культуры поведение граждан может быть как правомерным, т. е. соответствующим предписаниям правовых норм, так и противоправным, т. е. отклоняющимся от требований правовых норм; социально-активным, связанным с наиболее эффективным осуществлением политических прав и свобод, и социально-пассивным, не связанным с участием в политической жизни страны. По характеру поведения граждан в политической сфере можно судить об уровне их правовой культуры, об эффективности реализации политических прав и свобод. Нас интересует роль правовой культуры личности в реализации политических прав и свобод в правомерном и социально-активном поведении граждан.
Следует отметить, что проблемы правомерного поведения подверглись изучению учеными-правоведами, философами, психологами и другими 1 .
Осмысление правомерного поведения позволяет выяснить условия и факторы сознательного соблюдения правовых норм в процессе реализации политических прав и свобод и тем самым дает возможность выявить формы стимулирования активности личности в политико-правовой сфере.
В юридической литературе выделяются в зависимости от уровня правовой культуры различные формы правомерного поведения: социально активное, привычное, маргинальное и конформистское (пассивное) поведение.
Социально активное правомерное поведение в политической сфере вызывается высоким уровнем правовой культуры личности. Применительно к участию в управлении делами государства (как непосредственно, так и через своих представителей) оно означает вид общественно-политической (полезной) деятельности, основанный на глубоком восприятии закрепленных в праве демократических идей и принципов, последовательном их выполнении посредством инициативной и творческой деятельности.
Высокий уровень правовой культуры обусловливает и высокую форму правомерного поведения - политико-правовую активность.
В юридической литературе довольно подробно освещены проблемы социально-правовой активности личности.
Правовая активность- это форма социальной активности, которой присущи все признаки, свойственные этому явлению. Это социально-правовое явление, охватывающее своим содержанием совокупность как социально-юридических, так и общих признаков, присущих любому виду активности личности Понятие "Социально-активная личность" охватывает творческое, инициативное, деятельное отношение личности к миру, внутреннюю направленность к социально-полезным действиям по осуществлению общественных интересов и т.д. Критерием уровня социальной активности служит характер ценностных ориентации в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере осуществления народовластия. Отмечается момент интенсивности в социально-активном поведении, поскольку активность-это деятельность, усиленная по сравнению с обычной. Правовая активность может быть рассмотрена в различных смыслах:
1) как компонент правового сознания, обеспечивающий законосообразность ее правового поведения;
2) как добровольная, общественно значимая, сознательная, творческая деятельность в правовой сфере, направленная на укрепление законности и правопорядка, совершенствовании государственности;
3) как субъективное отношение и психологическая готовность к деятельности в сфере правового регулирования политических отношений и сама эта деятельность субъектов правоотношений, усиленная элементами инициативности, творчества и т.д.
4) как реализующая способность личности и степень интенсивности правовой деятельности, как процесс формирования и проявления правовых свойств личности.2
Несмотря на определенные различия в понимании природы правовой активности, общим для них является то, что она понимается высшей формой правомерного поведения личности, и что носителем её признаются граждане.