Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Бондаренко Юлия Викторовна

Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества
<
Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондаренко Юлия Викторовна. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01.- Санкт-Петербург, 2001.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-12/165-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Право и религия в системе регулирования общественных отношений .

1. Право и религия у истоков социального регулирования 11 -23

2. Влияние православия на становленияе и развитие отечественного права 24-48

3. Церковное (каноническое) право в правовой системе Российского государства 49-70

Глава 2. Теоретические и философско-правовые аспекты соотношения права и православной религии .

1. Право и религия как ценностно-нормативные системы (опыт теоретико-правового исследования) 71-114

2. Религиозно-нравственные основания права (философско-правой аспект) 115-130

3. Христианство в правовом измерении. Феномен канонического права 131-143

4. Право и православие: проблемы взаимодействия (взаимодополнительность и конфликт) 144-166

Заключение 167-168

Библиографический список 160-180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие в России за последние десятилетия, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловили тенденции к возрождению исторических традиций и духовных основ российского общества, во многом определяемых православием.

«Уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии», государство, в то же время, на законодательном уровне признает «особую роль православия в истории России, в становление и развитие ее духовности и культуры»1. Восточное христианство составляло неотъемлемую часть основ российской государственности: церковь освящала институты власти и права, в свою очередь государство незыблемо охраняло христианскую веру. Каноническое и светское законодательство тесно переплетались, отождествляя греховное с противоправным. Таким образом, на протяжении многих веков религия являлась важным фактором, влияющим на правовую и политическую сферы общества.

Однако и в современном обществе религия не утратила своего значения. С принятием Закона «О свободе совести и вероисповедания» Русская Православная Церковь (РПЦ) вновь стала активным участником многих общественно-политических, культурных событий и процессов, происходящих в нашей стране. По данным социологических исследований РПЦ находится в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения. В настоящее время христианство объединяет свыше одного миллиарда верующих, из них - более ста шестидесяти миллионов последователей православия, значительная доля которых приходится на Россию. Значительная роль религиозного фактора в обществе предполагает необходимость всестороннего изучения, в том числе и правового анализа ее

' Преамбула к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997, 1 октября.

4 регулятивного потенциала, в большей степени в той части, что непосредственно соотносится с областью действия права.

Двадцатый век для правовой системы России прошел под эгидой процесса, который можно обозначить как секуляризация, закономерным результатом чего стало дистанцирование права и религии. В то же время эти явления и по сей день неизбежно соприкасаются. Особенно явственно их взаимодействие проявляется в сфере социального регулирования.

Право и религия являются важнейшими регуляторами общественных отношений. С юридической точки зрения право обладает приоритетом в социальном регулировании, так как в силу своей обязательности (императивности), формальной определенности и государственной защиты способен наиболее оптимально обеспечить нормальное функционирование общества, являющего собой сложный социальный организм. В то же время эффективность правового регулирования во многом зависит от его согласованного воздействия с иными не юридическими регулятивными системами, в том числе и с религией.

Христианство, как и любая другая религия, определяет не только мировоззрение, но и образ жизни многих людей, моделируя сообразно своему вероучению поведение человека как в церковной, так и в светской областях (общечеловеческие нормы поведения). Православие содержит многочисленные оценки должного и запрещаемого с позиции закона поведения, тем самым, пересекаясь со сферой правового регулирования.

Характер соотношения права и религии носит неоднозначный, а зачастую и противоречивый характер. Стремление к разрешению этого противоречия предполагает комплексное изучение права и христианской православной религии как важнейших социальных регуляторов, активно взаимодействующих в процессе воздействия на общественные отношения во всех основных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Необходимость установления оптимального соотношения во взаимодействии правовых и религиозных нормативов подчеркивает актуальность и значимость избранной тематики.

Степень разработанности проблемы. Постановка вопроса о соотношении права и христианской религии на глубочайшем - онтологическом - уровне получила свое освещение в трудах русских философов-правоведов: Вышеславцева Б.П., Ильина И.А., Неволина К.А., Новгородцева П.И., Соловьева B.C., Трубецкого Е.Н. и др.

Исторический аспект влияния христианской религии на становление и развитие отечественного права рассматривался в дореволюционной России такими виднейшими учеными как Бердников И.Н., Владимирский-Буданов М.Ф., Карамзин Н.М., Ключевский В.О., позднее - Зимин А.А., Клибанов А.И., Юшков СВ.

Возвращение к христианским традициям обусловило интерес к рассматриваемой теме и со стороны правоведов, и как следствие - появление работ, посвященных изучению религиозного феномена и в свете юридического анализа.

Большое внимание в отечественной правовой науке уделено рассмотрению проблемы свободы совести и вероисповедания, вопросам государственно-правового регламентирования деятельности религиозных объединений.

В то же время малоизученной остается область теоретического исследования взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных систем в силу того факта, что, признавая регулирующую функцию религии, многими учеными игнорируется нормативный аспект религиозного воздействия, следствием чего религиозные предписания вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм.

Наиболее полный анализ данной проблематики проводится в работе В.В. Клочкова «Государство. Право. Религия». Различные аспекты соотношения права и религии также рассматривались Алексеевым С.С,

Баскиным Ю.Я., Венгеровым А.Б., Мановым Г.Н., Нерсесянцом B.C., Никоновым В. А..

Немаловажная роль в изучении регулятивного воздействия религии принадлежит исследованиям виднейших представителей социологии - М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.

Новое видение исторической и социальной роли религии нашло свое отражение в работах П. Баренбойма «Первая Конституция мира. Библейские корни независимости суда», отца Вениамина (Новика) «Православие. Христианство. Демократия», Ю.В. Тихонравова «Судебное религиоведение».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является совокупность социально-правовых и религиозных отношений, возникающих в сфере соотношения права и православия как ценностно-нормативных систем российского общества.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются основные закономерности в формировании и развитии религии и права как ценностно-нормативных систем на примере отечественного права и православия: исторический генезис понимания природы юридических и религиозных норм; теоретические основы их соотношения и взаимовлияния; анализ и оценка современного состояния, основные тенденции развития отечественного права и православия.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение многоаспектной проблемы соотношения права и православной религии в процессе социального регулирования.

В соответствии с указанной целью автор определяет следующие задачи:

исследовать исторические предпосылки становления и генезиса права и религии как самостоятельных социальных регуляторов;

на основании анализа российского законодательства показать роль православия в формировании и развитии отечественного права;

определить теоретические основы соотношения религии и права на уровне их императивов;

раскрыть нормативный характер религиозного воздействия на общественные отношения;

провести сравнительный анализ и выявить особенности правовых и религиозных норм;

осветить процесс и характер взаимодействия и взаимовлияния права и православия;

сформулировать модель оптимального согласованного воздействия правовых и религиозных императивов на общественные отношения для достижения социально-значимых целей

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование; и специальных методов - исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

Источниковую базу диссертации составили международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской федерации, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельность религиозных объединений.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый нами вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения: С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева, В.В. Бородина, A.M. Величко, А.Б. Венгерова, И.А. Возгрина, В.И. Гараджи, Ю.И. Гревцова, А.А. Керимова, И.В. Киреевского, А.И. Королева, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.И. Марченко, Н.И. Матузова, П.Е. Недбайло, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, Ромашова Р.А., В.П.

8 Сальникова, Л.И. Спиридонова, Л.А. Тихомирова, P.O. Халфиной, В.В. Цыпина, И.Н. Яблокова, Л.С. Явича и др.

При написании диссертации автор также использовала документальные материалы по истории развития отечественного законодательства; акты, вошедшие в Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

Необходимо особо выделить источники церковного (канонического) права, особую роль среди которых имеет главный источник христианского вероучения - Библия.

Научная новизна диссертации. Состоит в том, что предпринята попытка комплексного историко-правового исследования содержания и процесса взаимодействия права и религии на уровне их нормативных установлений в процессе социального регулирования.

Впервые на диссертационном уровне рассматривается феномен канонического права в его соотношении с правом светским, что имеет научное и культурологическое значение, способствует более полному представлению обо всем многообразии правовой действительности.

Детально исследуется значение православия в становлении и генезисе отечественного права. На основе анализа обширной нормативно-правовой базы Российского государства с X по XX вв. прослеживается место и роль христианства в общей системе социального регулирования.

Впервые вводится в широкий современный научный оборот малоизвестные источники по исследованию канонического (церковного) права.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. На заре человечества для всех народов в целом характерно
представление о божественной основе мироздания. Соответственно, и
зарождающаяся правовая жизнь у своих истоков тесно смыкается с
религиозной, представляя в процессе социального регулирования
нерасторжимое единство. Самостоятельное юридическое значение право
получает в результате дифференциации этой прежде единой

соционормативной сферы культуры.

2. Православие сыграло значительную роль в процессе формирования и
развития отечественного права. Принятие христианства повлекло за собой
коренное изменение обычного русского права, отмену многих языческих норм;
вызвало частичную рецепцию византийского светского и канонического права;
предопределило дальнейшее развитие права в русле согласованного
воздействия с религиозными императивами православного христианства.

  1. Христианство, как любая религия, устанавливает свою систему ценностей и необходимо предъявляет определенные требования к поведению человека сообразно с особенностями вероучения. Таким образом, регулятивное воздействие религии имеет под собой нормативную основу. С этой точки зрения христианство являет собой специфическую ценностно-нормативную систему. Религиозные нормы представляют самостоятельный вид социальных норм.

  2. Нормативная регламентация религии простирается не только на внутрицерковную деятельность и сферу религиозного культа (выполнение религиозных обрядов). Как ценностно-нормативная система христианство охватывает своим вниманием все социально значимое поведение. Таким образом, религиозное измерение общественной жизни дает определенные принципы, ориентирующие людей и в юридической сфере, тем самым, предполагая непосредственное взаимодействие с правом.

  3. Эффективность права обусловлена рядом факторов, в том числе и согласованным взаимодействием с ценностно-нормативными положениями христианской религии как одной из важнейших составляющих ментальносте российского народа. Построить эффективный механизм правового регулирования без учета особенностей культурно-исторической цивилизации, в рамках которой действуют правовые нормы невозможно.

  4. Православие содержит в себе глобальный нравственный потенциал и способно выступить фактором стабилизации общественных отношений и оказать легитимирующую поддержку правовым установлениям в достижении социальнозначимых целей, а также в профилактике правонарушений.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что исследование способствует более глубокому пониманию таких сложных исторических процессов, как формирование права вообще и древнерусского права в частности, понять истоки российского права.

Практическая значимость состоит в том, что положения, содержащиеся в ней, могут быть использованы:

а) в научно-исследовательской деятельности при анализе проблем,
связанных с изучением права и религии и их ролью в системе социального
регулирования, различных аспектов соотношения права и христианской
религии в процессе регулирования общественных отношений;

б) разработке учебно-методических пособий по теории и истории права и
государства;

в) в процессе подготовки лекций, проведении семинарских и
практических занятий по теории и истории права и государства;

г) при подготовке специалистов в области юридического
религиоведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены при ее обсуждении на кафедре теории права и государства в Санкт-Петербургском университете МВД России; на научно-практических семинарах и конференциях; в процессе проведения семинарских занятий по теории права и государства.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Право и религия у истоков социального регулирования

Предпосылкой анализа права и религии как ценностно-нормативных систем является положение о том, что общество представляет собой сложную, непрерывно развивающуюся социальную систему, характеризующуюся наличием множества разнообразных специфичных общественных отношений. В этой связи профессор Корельский В.М. охарактеризовал социум как «более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества»1. Следовательно, необходимое условие его нормальной жизнедеятельности - это урегулированность, стабильность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей, возможность удовлетворения людей необходимыми условиями для реализации своих интересов и потребностей, при этом не нарушая интересов общества. Это требует наличия в обществе особых механизмов, призванных обеспечивать и поддерживать устойчивость и непрерывность его функционирования как целостной социальной системы - механизмов социального регулирования.

Социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс, направленный на упорядочение, налаживание, закрепление и развитие общественных отношений, достижение определенной направленности всей социальной деятельности людей. Главная цель регулирования - добиться соответствия между поведением личности и действиями общностей людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных закономерностей2. Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное: индивидуальное — это упорядочение поведения людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации; нормативное — это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, то есть общих, неперсонифицированных правил поведения.

Основным способом согласования противоречивых интересов людей и их объединений является нормативное регулирование. В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный - должный - вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствии с этими предписаниями, «заданными» стандартами - нормами1.

Социальные нормы как установления, модели, эталоны должного с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов поведения являются наиболее эффективными средствами социальной регуляции и социального контроля. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам, тем самым утверждает B.C. Нерсесянц, социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей .

В такой модели отражается заданность, желаемость, требовательность, преемственность к должному существованию человека в конкретном социуме3. Норма выступает формой фиксации и основанием реализации долженствования, посредством чего человек соотносит с требованиями общества каждый свой поступок, каждое свое намерение, соизмеряет свои представления с характером таких регуляторов, подвергая их анализу, как со стороны требований общества, так и со стороны своих собственных установок. Через призму нормативных установлений прослеживается степень сочетания общественного и личного. «В идеале, в качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью - не делай другому того, чего не желаешь себе»1.

В рассматриваемом аспекте Пеньков Е.М. представляет социальную норму в единстве трех ее сторон: «во-первых, они элементы общественного сознания, во-вторых, индивидуального, в третьих, они практический результат корреляции личностью своих «индивидуальных правил жизни» с правилами и нормами, царящими в данном обществе» . Таким образом социальная норма является результатом синтеза субъективных и объективных факторов, индивидуальных претензий и социальных возможностей (и наоборот), определяя наиболее оптимальную всеобщую модель поведения. При этом нормы отражают равно как объективные общественные отношения, так и ценностные представления людей о должном. Одновременно норма сама выступает критерием ценности поступков людей, а также общественно и лично значимых явлений во всем их многообразии3.

Одним словом, «целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа»4.

Церковное (каноническое) право в правовой системе Российского государства

Период с конца XIV до XVI века был временем образования Русского централизованного государства. Говоря о «централизации», указывает И.А. Исаев, следует иметь в виду два процесса - объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве1. Происходило преобразование всей политической системы. Важным фактором объединения русских земель и укрепления централизации государства являлась церковь, ставшая серьезной политической силой.

Именно христианство во многом в дальнейшем определяет идеологию формирующегося самодержавного государства: после падения Константинополя набирает силу идея «Москва - Третий Рим», согласно которой в великих князьях стали видеть правопреемников византийских василевсов. «У русских книжников, - пишет Н. Суворов, - еще прежде, чем за московскими князьями официально утвердился царский титул, составилось весьма определенное историческое мировоззрение о московском государе, как покровителе вселенской церкви, ставшем на место византийского царя, и о Москве, как третьем Риме, получившем историческую миссию быть единым христианским царством...» .

В 1448 г. Русская православная церковь объявляет себя автокефальной, то есть независимой от Константинопольского патриарха, а в 1589 г. в России учреждается патриаршество, что усиливает притязания церкви на политическую власть. Однако, сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, Собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному Уложению, патриарх после избрания на Поместном соборе, утверждался царем. Уже великий князь Василий Темный в послании Польскому королю писал: «Кто будет нам люб, тот и будет митрополитом всея Руси» .

Главным церковным законодательным органом оставались поместные Соборы, но влияние Московских государей и на состав, и на постановления Соборов было весьма велико. По словам А. С. Павлова, великие князья и цари «сами указывали предметы соборных рассуждений, и притом такие, которые относились не только к сфере внешнего, но и внутреннего права Церкви, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица»2.

Итак, в указанный период прослеживаются две тенденции: притязания церкви на руководящее влияние в государственных делах - с одной стороны, и стремление великокняжеской (царской) власти максимально сосредоточить всю полноту политической власти в своих руках - с другой, что неизбежно вылилось в противоречие между светской и духовной властью.

Соответственно, государственное законодательство отражает политику централизации, в том числе и судебной власти: принятый в 1497 г. Судебник ограничивает сферу церковного суда по кругу лиц - из компетенции церкви изымаются дела, совершенные лицами разной подсудности (ст.59); и по категориям дел - к ведению церковных судов относились преимущественно дела по личным искам (разбор брачных дел, отношения между родителями и детьми, дела о наследстве), наиболее же важные уголовные дела (душегубство и разбой с поличным), хотя бы и совершенные лицами, подсудными церковному суду, подлежали рассмотрению исключительно государственными органами3.

Судебник 1550 года вводит новое ограничение судебной юрисдикции церкви: закон запрещает торговым людям жить в монастырях, т.е. становиться их закладниками, и определяет подсудность торговых людей наместничьему управлению; монастырской подсудности подлежали только нищие, которые питаются от церкви божией1.

Нормы канонические права сохраняют свою неизменную силу главным образом в области внутрицерковных отношений. В остальной сфере социального регулирования область непосредственного воздействия законодательно закрепленных религиозных норм несколько сужается.

Попытка урегулировать взаимоотношения между государством и церковью была предпринята в 1551 г. при митрополите Макарии и Иване Грозном на церковно-земском соборе, историческое значение которого определяется принятым им Уложением, в котором были собраны и систематизированы все нормы действующего церковного права. Принятие такого документа было вызвано практической необходимостью: «Побуждением к законотворчеству послужила рознь обычаев, совершенно нетерпимая в сфере церковной жизни; царь заявляет, что «обычаи в прежние времена... поисшаталися..., предания законы порушены, или ослабно дело и небрегомо. Закон, напротив, стремится установить вечнообразные нормы...»1.

С конца XVI века за сборником постановлений церковно-земского собора утвердилось название «Стоглава»: сборник был разбит на 100 глав, вероятно, в подражание царскому судебнику. Почти все списки открываются оглавлением или «сказанием главам», где в качестве заглавия первой главы значатся слова, которые отражают содержание всего документа: «Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех»2.

Являясь детищем одновременно государственной и церковной властей, сборник тем самым вызвал различные мнения в литературе о роли и значении каждой из властей в его создании: одни авторы считали, что Стоглав «принадлежит царю более, нежели духовенству: он мыслил и советовал; оно только следовало его указаниям» (Н.М. Карамзин); другие полагали, что через царя действовали ближайшие советники Ивана, в особенности Сильвестр (И.Н. Жданов)1. Так или иначе, вопросы царя и его речи перед собором вошли в Стоглав целиком, либо во фрагментах. Однако решающую роль в работе собора, думается, сыграло духовенство, виднейшие представители которого названы в памятнике.

Интересным представляется вопрос об источниках Стоглава. Одним из них являлась Библия. Так, в ходе подробного текстологического анализа Уложения Д. Стефанович насчитал около ста «стихов» . Однако некоторые из них были приведены не полностью либо с неточностями, что вызвало в дальнейшем обвинения составителей Стоглава со стороны представителей официальной церкви в искажении текста священного писания.

Но больше всего заимствований было сделано из Кормчих. Так, в качестве источника 61 главы указываются законы и императорские «конституции», издававшиеся в пополнение и замену прежде действовавших постановлений византийского императора Мануила Комнина (1143-1180 гг.)3. К источникам Стоглава относят также церковные уставы, постановления Собора 1503 г., послания митрополитов, книги богослужебного и историко-нравоучительного содержания4.

Характеризуя круг вопросов, рассматриваемых в документе, следует сказать, что Стоглав - многоплановый памятник права: его постановления касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих.

Право и религия как ценностно-нормативные системы (опыт теоретико-правового исследования)

Возможность и необходимость комплексного исследования настолько самобытных явлений культуры становится возможным с силу того, что, не смотря на различие в преследуемых целях, право и религия как регуляторы общественных отношений в своих стремлениях, соответственно, к установлению правопорядка и достижения Царствия Божия в социальной действительности равно выступают как ценностно-нормативные системы.

Особую роль в системе социальной регуляции с момента его появления стало играть право. Именно оно, с рядом его уникальных свойств, выраженных главным образом во всеобщности, возможности строгой определенности по содержанию и высокой обеспеченности максимально соответствует запросам общества в наличии объективных нормативных начал, призванных обеспечивать надлежащий уровень организованности и упорядоченности общественных отношений, реальное претворение в жизнь заложенной в человеческом обществе устремленности человека к высокому совершенству его личности, реализации его индивидуальности.

Понимание права как регулятора общественных отношений в правовой науке является традиционным. Ф. Савиньи в своей работе «Система современного римского права» писал: «Если мы отвлечем право от всякого особенного содержания, - писал он, - то получим как общее существо всякого права нормирование определенным образом совместной жизни многих»1. В начале 20 века знаменитый русский правовед И.А. Покровский отмечал, что право «имеет своей общей целью регулирование междучеловеческих отношений»1. И по сей день принято считать, «основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований»2.

В этом качестве право как крупный элемент, блок (подсистема) общества представляет собой нормативно-ценностный регулятор3:

- нормативный, ибо право, состоящее из нормативно-унифицированных средств и механизмов регулирования общественных отношений, нацелено на то, чтобы ввести в жизнь людей начала всеобщей «нормальности», единой упорядоченности, общепризнанности;

- ценностный, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала, определяет оценку жизненным явлениям и процессам и потому является основой для того, чтобы действовать «по праву» и признавать те или иные поступки в качестве таких, которые совершены «не по праву».

Регулятивное назначение права решающим образом выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность в том ее высоком значении, которое сообразуется с нормальным существованием и развитием сообщества людей, что, помимо всего прочего, объясняет многозначность слова «норма», обозначающего и общее правило, и естественное, «здоровое», вполне удовлетворительное положение дел в людском сообществе.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества и само право предстает в виде нормативно регулирующей системы. По мнению С.С. Алексеева, нормативность, рассматриваемая в таком более глубоком смысле, выявляет одну из главных внутренних пружин, один из стержней правового регулирования в обществе и потому имеет значение закономерности - логики самой ее сущности, которая выражена в рассматриваемом свойстве .

Важный момент в рассмотрении нормативного аспекта права отмечает А.Б. Венгеров, акцентируя внимание на взаимозависимости в обществе, с одной стороны, социального поведения людей от наличия и действия определенных правил, предписаний, установлений, правил, норм, с другой - нормативных установлений от социального поведения, когда на изменение, развитие, уточнение этих правил, если они оказываются недостаточными, неэффективными, непригодными, влияет фактическое поведение адресатов. Таким образом, нормативность права отражает взаимозависимость причинно-следственных связей, при которых следствие корректирует причину, ее формы, ее действие2.

Данное положение необходимо вытекает уже из того, что право как регулятор не представляет собой явление «надмирного характера», но реально пребывает, функционирует в области фактических общественных отношений. И, как следствие, взаимодействуя с этими фактическими отношениями, право несет на себе отпечаток такого взаимодействия, испытывает его влияние. Однако при этом следует избегать крайности в суждениях, низводя право до «юридического отражения» практической действительности. Степень обусловленности права фактическими отношениями - вопрос сложный и неоднозначный, требующий самостоятельного рассмотрения.

Теоретическое осмысление права как ценностно-нормативной системы требует обозначить и аксиологический аспект - его социальную ценность.

С позиции права как регулятора общественных отношений его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности. Право как нормативное институционное образование, имеющее набор весьма эффективных регулятивных свойств.

Христианство в правовом измерении. Феномен канонического права

Взаимопроникновение правовых и религиозных начал в христианстве раскрывается наглядно на примере Священного писания Ветхого и Нового Заветов. Библия - основополагающая книга христианского вероучения, содержит не только нравственные наставления, но и законодательные постулаты. Изучение библейских текстов, сопоставление их с текстами современных законов позволит глубже понять и осмыслить существующие правовые установления.

Если мы обратимся к анализу текста Ветхого Завета, с очевидной ясностью пред нами предстанут религиозные правила, облеченные в форму закона. В XVI веке до новой эры на Синайской горе согласно Ветхому Завету Господь дал своему избраннику Моисею законы, неукоснительное соблюдение которых должно было привести к торжеству добра и справедливости: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете моим уделом из всех народов» (Исход, с.72). С этого момента появляется первое упоминание о законе как правовом документе, имеющем высшую юридическую силу и равным образом распространяющимся на всех членов общества. Народ дает обет Богу, заключая с ним договор и клянясь исполнить его законы.

Более того, в Ветхом Завете мы впервые находим и четкое различение трех основных властей: «Господь - судья наш, Господь - законодатель наш, господь - царь наш» (Ис. 33,22)1.

В первую очередь были регламентированы и поставлены под охрану правила, лежащие в основе мирного совместного существования людей в рамках единого общества - десять заповедей, провозглашавших: «Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего...».

Помимо этих основных заповедей Ветхий закон устанавливает и множество иных правил, охватывая своими предписаниями все сферы жизнедеятельности человека и общества. Фактически, как уже отмечалось, Ветхий Завет характеризуется принципом регламентирующей полноты, ибо таково было его функциональное назначение. Многие исследователи, обращаясь к анализу его текстов, утверждают, что в нормативных установлениях Священного писания берут начало уголовное, гражданское, международное, конституционное право1. В ряде случаев правовые нормы текстуально воспроизводят многие религиозные установления (о браке, разводе, семейных отношениях и др.).

Законы Моисея содержат не только правовые установления конкретного характера, но и общие правовые положения-принципы. В Ветхом Завете содержится важная норма о всеобщем равенстве перед судом: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца» (Левит, с. 121). Одновременно с принципом равенства всех перед судом цитируемое положение регулирует принцип действия закона в пространстве, а именно так называемый принцип гражданства. Согласно этому нормативному установлению все деяния, совершенные на территории действия данного закона представителями других народностей, подпадают пол юрисдикцию соответствующих законов.

Наиболее ярко прослеживается отражение в Ветхом завете уголовно-правовых начал. В Ветхом Завете правонарушения (применительно к преступлениям против жизни и здоровья) подразделены на умышленные и неумышленные (неосторожные преступления). Умысел в Ветхом Завете трактуется как намерение: «Кто с намерением умертвит ближнего своего коварно» (Исход, с. 74). Намерение представляет собой устоявшуюся решимость на совершение конкретного поведенческого акта. При этом субъект несомненно сознает всю социальную значимость действия, которое он намерен совершить, сознает также и возможную противозаконность своего поступка. Из Библии необходимость сознания противоправности совершаемых действий, как составной и неотъемлемой части умысла, вытекает их слов Господа, обращенных к Моисею: «И вот законы, которые ты объявишь им» (Исход, с.74). Намеренное нарушение известных нормативных установлений представляет как раз сознательное их попрание, т.е. умышленное деяние. Библейская трактовка умысла вошла без изменений практически во все кодексы европейских государств.

Неосторожность, согласно Ветхому Завету, есть такое психическое отношение к совершенному деянию, которое характеризуется как неумышленное или ненамеренное. Ветхий Завет устанавливает императив, согласно которому предусматривались специальные города для убежища, куда бы мог бы убежать убийца, убивший человека не умышленно» (Числа, с. 166), где они могли бы скрываться от мести и в которых преследование лиц, совершивших деяния по неосторожности, не допускается.

В Ветхом Завете также содержится норма, регулирующая вопросы соучастия: «Не следуй за большинством на зло» (Исход, с. 76). Регламентируется и институт деятельного раскаяния. Нравственная норма о раскаянии во грехе, которая воплощена в притчах о заблудшей овце и о блудном сыне, находит в Библии нормативное выражение: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. С.615).

Помимо общих положений, которые с позиций современного кодификатора можно отнести к Общей части уголовного законодательства, Ветхий Завет содержит ряд специальных положений, где предусмотрена ответственность за совершение конкретных правонарушений. Это прежде всего преступления против личности: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» (Левит, с. 121). Эта норма является общей нормой, предусматривающей ответственность за любые виды убийства.

Похожие диссертации на Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества