Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Права личности в истории Армении Бадирян Григор Микаелович

Права личности в истории Армении
<
Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении Права личности в истории Армении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадирян Григор Микаелович. Права личности в истории Армении: исследование идей и институтов : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Ин-т государства и права РАН. - Москва, 2006. - 369 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История идей защиты прав личности в древней, средневековой и современной Армении

1. Права личности в истории армянской политико-правовой мысли и законодательства . 24-31

2. Права личности в зеркале памятников армянского законодательного искусства древности и средних веков 31-74

3. Права личности в конституционных проектах нового времени. 4. Новое регулирование правового статуса личности в условиях 74-91 Первой Армянской республики. Вопросы правового положения личности в советский период 91-118

Глава 2. Теоретические аспекты регулирования прав личности

1. Постановка темы о формировании прав личности в истории политической мысли и антропологии 119-142

2. К истории постановки темы о правах личности в современной философии права. 142-157

2. Система прав личности по Конституции Республики Армения 1995 года (опыт истолкования). 157-194

Глава 3. Проблематика прав личности в современном армянском законодательстве - вопросы теории и практики

1. Классификация основных личных прав и свобод и меняющееся армянское законодательство . 194-232

2. Общие начала государственной и негосударственной защиты пользования личными правами и свободами и ее гарантии. 232-257

3. Судебная и публично - административная защита личных прав человека. 258-311

4. Сравнительный анализ конституционных прав личности в Республике Армения и в зарубежных странах. 311-326

5. Проблемы и пути совершенствования законодательства о правах личности и практики его применения. 326-341

Заключение. 341-345

Список литературы 345-368

Введение к работе

Права человека как личности, наделенной духовными и материальными помыслами и практическими навыками, приверженностью определенным целям и задачам повседневной жизни образуют большую социально-практическую и одновременно научную проблему для многих областей знания, в том числе для юридической науки. Современная постановка и обсуждение проблемы прав человека опирается на богатейший опыт предшествующих поколений и социально-политических общностей, в которых получило воплощение правовое регулирование человеческого общения и социального поведения - индивидуального (личного) и группового (коллективного). Права человека как совокупность принципов и норм, регулирующих определенный круг отношений, возникли и видоизменялись исторически, под воздействием природной биологической и социальной сущности человека и под влиянием меняющихся условий человеческого бытия.

В данной работе главным предметом исследования является институт прав личности как определенный комплекс прав человека и гражданина и как важнейший компонент современного демократического общества. В этой связи предполагается осуществление научного анализа правовой природы и характера института прав личности, его исторической обусловленности, эволюции и динамики как универсального фактора гуманизации и демократизации общества и государства, включая их современное состояние и перспективы на будущее.

Политическая история общества и государства может рассматриваться отчасти и как продолжающаяся активность по реализации и защите того, что именуется гражданскими частными или публичными правами. В этом смысле главными историческими событиями следует считать те усилия, которые воплотились в законодательно оформленные документы и определенную социально-политическую практику реализации этих прав и которые известны из всеобщей истории права и государства. Особенно памятными в этом плане стали Миланский эдикт 313 г. римского императора Константина, дозволяющий христианам беспрепятственно осуществлять свои религиозные обряды; Великая хартия вольностей 1215г., ограничившая незаконные налоговые поборы и создавшая формулировки и процедуры по обеспечению прав на личную и имущественную неприкосновенность подданного короля. В современной истории наиболее памятны своим благотворным влиянием американская Декларация независимости и Конституция Соединенных Штатов Америки, французская Декларация прав человека и гражданина 1789г. и Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций 1948г. и др. В российской истории важную роль в приобщении к проблеме личных и коллективных (групповых) прав выполнили Основные законы 1906г., советские революционные декреты и узаконения, в особенности Конституция РСФР 1918г., а также ныне действующая Конституция России 1993 года. В Республике Армения такой важной вехой стала Конституция 1995г. с уточнениями 2005 г.

Прослеживая историю формирования и распространения представлений о правах человека и гражданина, следует признать наличие взаимозависимости между степенью социального прогресса на пути от примитивных и традиционных до современных социальных общностей и степенью распространенности пользования правами человека, а также гражданина в их индивидуальной и групповой употребимости. Конституция Республики Армения, принятая 5 июля 1995 года, характеризует армянское государство как демократическое, социальное и правовое. Но специфика конституционного регулирования подразумевает существование в основном законе таких юридических конструкций, которые провозглашают общую цель и конечную фазу юридического воздействия государства на область регулирования общественных отношений, а также индивидуальное существование человека.

Достижение идеала демократического и правового государства становится невозможным без обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство - это государство, связанное законом, правовыми правилами и принципами. Связанность государства правом следует понимать как его обязанность обеспечивать нормальное правовое общение во всех важнейших областях жизнедеятельности общества и государства, включая гарантированное пользование конституционными правами человека и гражданина. Формирование правового государства представляет собой сложный процесс совершенствования всей правовой системы Республики Армения, включающий в себя процесс создания фундаментальных основ и юридических конструкций с целью реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; несовершенство действующего законодательства и, следовательно, неэффективность регулирования многих общественных отношений, оказывают негативное воздействие на реализацию и защиту прав человека и тем самым прав также прав личности.

Распад СССР оставил после себя тяжелейшие проблемы в области прав человека (нескончаемый поток беженцев, вынужденных переселенцев и лиц без гражданства, рост преступности на всем постсоветском пространстве, спад производства и политическая нестабильность, возобновленные претензии на спорные территории), которые необходимо последовательно разрешать как в рамках международных отношений суверенных государств - членов СНГ. Накоплено огромное количество пока неразрешимых гуманитарных проблем, а международное сотрудничество в области защиты прав человека становится нерегулярным, эпизодическим, заметно снижена роль ООН и ее структур в этом деле: в рамках СНГ сотрудничество в сфере прав человека пребывает пока на низком уровне, отсутствуют отлаженный механизм и соглашения по вопросам разрешения проблем гражданства, оказания правовой помощи и т.п.

Вышеизложенное определило выбор темы диссертационного исследования охватывающего многие актуальные государственно-правовые проблемы защиты комплекса прав и свобод человека и гражданина, связанного с правами личности, имеющими важное научно-теоретическое и практическое значение.

Степень научно-практической разработанности темы исследования.

По проблемам теории и истории прав человека и гражданина существует обширная литература.

Диссертант отмечает значительный вклад в разработку проблем гражданских и политических прав человека таких российских ученых правоведов и философов права, как А.С. Алексеев, Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И.Новгородцев, Н.И. Палиенко, B.C. Соловьев, П.Б. Струве, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, А.С. Ященко, а также армянских мыслителей и правоведов, таких как Ш.Шаамирян, Н. Русинян, М. Налбандян и др., Из европейских исследователей проблематики прав человека и гражданина в новое и новейшее время достойное место занимают Дж.Локк, С. Пуфендорф, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон, Т.Пейн, Г.Еллинек, Л. Дюги.

Общим для них было то, что они выступали за создание такого общественного и государственного строя, который гарантировал бы признание и реальное обеспечение конституционных прав и свобод человека, личных и коллективных.

Признание и регламентация личных прав человека внутригосударственной и международно-правовой доктриной во многом определяет сегодня процесс пользования такими правами, их практическую гарантированность в деле реализации и защищенности. Демократизм государства, равно как и свобода сограждан, во многом определяются не одним только провозглашением приверженности идеалу прав и свобод человека, но прежде всего надежностью и эффективностью их реализации, включающей в себя выполнение властными органами необходимых правообеспечительных обязанностей и соблюдение запретов.

Еще сравнительно недавно права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Общепринятым было мнение о том, что взаимоотношения между государством и его гражданами есть дело внутреннее для каждого государства. Положение о том, что каждый человек вне зависимости от его принадлежности тому или иному государству имеет определенные права и свободы, было зафиксировано только в работах теоретического плана. В области международного права это положение имелось в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625), где он оправдывал так называемые справедливые войны, ведомые ради защиты не только своих, но и чужих подданных, в тех случаях, когда над этими подданными вытворяется «явное беззаконие». В конце XIX века уже считалось общепризнанным среди просвещенных государств, что такая защита чужих подданных оправдана авторитетом теории естественных прав человека. Ф. Мартене, профессор Санкт-Петербургского университета, отмечал в связи с этим, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью» (курсив наш - Г.Б.)\ Здесь существенно подчеркнуть, что определенная совокупность основных прав обозначалась не в связи с гражданской принадлежностью человека, а с его человеческой личностной характеристикой как субъекта социального общения, которое включает его индивидуальные человеческие характеристики, а также такие его свойства и потребности, которые связаны с его религиозной принадлежностью и существующими моральными воззрениями и обыкновениями.

Существенно, что определенный набор основных прав человека имеет в данном случае двойственное назначение и практическое осуществление -в плане внутригосударственном и международном (межгосударственном) одновременно. К числу таких прав относятся, вне всякого сомнения, право на жизнь, свободу, личную и имущественную неприкосновенность, защиту человеческого достоинства.

История прав личности - это одновременно история выработки и упрочения их гарантий с помощью определенных норм, институтов и процедур, с ее успехами, сложностями, противоречиями. Некоторые конструкции и термины до сих представляют определенные трудности для объяснения и употребления. Среди них такой, как достоинство личности.

Достоинство в обыденном словоупотреблении подразумевает наличие у человека положительных качеств и свойств, именуемых честностью, благородством, великодушием, иногда яркая индивидуальность человека, которая обладает единственными, неповторимыми и впечатляющими воображение свойствами.. В самом узком своем значении достоинство иногда трактовалось в истории как личное достояние (включая и собственность, и ум, и другие материальные и духовные приобретения человека в ходе его взросления и самосовершенствования). Большинство авторитетных мыслителей и философов склоняются к тому, чтобы увязывать достоинство человека с его способностью мыслить, быть существом духовным и нравственным. Паскаль связывал достоинство человека с его способностью мыслить; Вл. Соловьев толковал достоинство как «способность хранить пределы вечные, одинаково священные для прошедшего и будущего». Н.А. Бердяев трактовал ее как способность к творчеству и духовности.

В советское время сама идея прав человека не стояла на первом плане при разработке их различными отраслями общественных наук, в первую очередь, юридической науки. В реальной жизни права человека лишь провозглашались, оказываясь, фактически, в тени прав коллективных, общественных. Однако, несмотря на определенное идеологическое и политическое давление со стороны командно-административного и партийного аппарата, многие советские ученые-юристы основательно разработали различные содержательные и концептуальные аспекты изучаемой темы. Их труды внесли ценный вклад в изучение исследуемой диссертантом проблемы. Они являются теми научными источниками и ориентирами, без знания которых нельзя понять и добротно освоить изучаемый нами предмет. Преемственность указанных идей и взглядов в сфере прав и свобод человека и гражданина так же неоспорима, как и наследственность в природе.

В период так называемой «хрущевской оттепели» и второго раунда кодификации советского права эту тему удачно развил И.Е. Фарбер, который уточнил ее таким образом, что субъективное право есть не просто гарантированная законом мера поведения, но вместе с тем мера обладания социальным благом. «Социальное назначение субъективного права состоит в координации человеческого поведения в связи с обладанием теми или иными благами - материальными культурными, личными...Субъективное право служит средством создания юридической (но не фактической) возможности пользоваться и распоряжаться определенными ценностями в соответствии с законом» .

В литературе советского периода принятия конституции 1978г. и последовавших затем конституционных комментариев впервые появляются термины «права личности» и уточненные комментарии термина «конституционный статус личности». Права личности в этот период рассматриваются и комментируются как проявление правового статуса личности как индивида, под которым в данном случае подразумевается некая совокупность прав и обязанностей. В этой характеристике некоторые комментаторы усматривали самую главную особенность правового регулирования и связанных с этим проблем2.

Что касается самой темы правового статуса личности (индивида), то в него в этот период включают общую правоспособность, вытекающую из гражданства, а также различные гарантии признания и соблюдения, законные интересы, юридическую ответственность и др.3

Одной из плодотворных постановок этой проблемы в советский период следует считать положение о том, что субъективные права образуют не просто составной элемент правомочий в правовом общении, но что все права субъекта правового общения - вне зависимости от их возникновения, формы фиксации или реализации - являются достоянием такого субъекта (при всем их чрезвычайном разнообразии субъективных прав по их содержанию, объему и способам реализации). По более позднему итоговому определению Е.А. Лукашевой, «субъективное право как юридическая категория означает выраженные в норме права и закрепленные в ней: а) свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права; б) возможность для индивида пользования определенным социальным благом; в) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других; г) возможность обратиться в суд для защиты нарушенного права»1

Обозревая состояние изученности этой темы в целом в постсоветский период, Н.И. Матузов привлекает внимание к следующим важным особенностям назначения и применения субъективного права2. Во-первых, в зависимости от стадии реализации субъективное право может выполнять функции обеспечения определенного положительного поведения управомоченного субъекта (обеспечение личной правовой возможности); обеспечения возможности требовать соответствующего поведения правообязанного лица; возможности прибегнуть к мерам государственно-принудительного воздействия в случае неисполнения правообязанности; возможности пользоваться на основе данного правомочия определенным социальным благом.

Во-вторых, субъективное право пребывает в определенной взаимосвязи и взаимной зависимости от права объективного (общего, абстрактного, положительно зафиксированного в нормативно-правовом источнике). Право в объективном и субъективном смысле призваны выполнять в юридической науке и юридической практике следующие важные функции - аналитические, познавательные, прикладные, социально-регулятивные и др.

По своему смысловому значению термин «субъективное право» - в силу своего многообразия проявлений - более всего сближается, по нашему мнению, с объемом смыслов и значений термина «права личности», нежели с объемом взятого в отдельности термина «права человека» или термина «права гражданина». Таким образом, к моменту выработки и принятия конституций постсоветского периода проблематика прав личности обсуждалась под самыми различными названиями - права человека и гражданина, личные права, субъективные права. Например, с принятием Конституции России в наборе сводных характеристик пользователей прав и свобод появился термин «основы правового статуса личности» (ст.64), под которым, согласно тексту конституции, подразумеваются прежде всего права человека и гражданина.

Рассматривая права и свободы в рамках правового статуса субъекта правового общения, мы включаем в него не только основные (конституционные) права, но и весь комплекс прав, вытекающих из других внутригосударственных узаконений, а также из тех международно-правовых документов, которые получили государственно-правовое признание и одобрение. Таким образом, можно считать новым и существенным обстоятельством современной истории влияние международных правовых норм о правах человека на изменение и, как правило, расширение правового статуса личности в современном правовом общении. Происходит это вследствие того, что международное право становится все более универсальным, а его нормы и принципы обязательными для все большего числа государств - участников международно-правового общения1.

Термин «права личности» использован в собрании документов Уполномоченного по правам человека в РФ за период с 1998 по 2003год, отражающих деятельность правозащитного института в России2. Должность уполномоченного по правам человека был создана в соответствии с конституцией 1993г. в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления. Должностными лицами и государственными служащими. Как говорится во вступительной статье уполномоченного О.О. Миронова, этот институт должен стать одним из центральных звеньев государственной внесудебной правозащитной системы и тем самым дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан. Институт должен «влиять на формирование правового поля», побуждать суды к непосредственному применению норм международного права.

В принятом в 2003 году и вступившем в силу с 1 января 2004 г. «Законе Республики Армения о защитнике прав человека» о предназначении и функциях его сказано следующее: « Защитник прав человека -самостоятельное независимое должностное лицо, которое, согласно Конституции и законам Республики Армения, а также общепризнанным принципам и норма международного права осуществляет защиту основных прав им свобод человека, нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами»3.

Ныне в Армении, России и других государствах бывшего Советского Союза складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и утверждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим появляются новые исследования по проблемам прав человека и гражданина, которые базируются не только на принятых новых Конституциях и других законодательных актах, но и на общепризнанных международно-правовых документах. В правовой науке теоретическое исследование изучаемой проблемы нашло свое отражение также в работах, посвященных общей теории права 1 и конституционному праву2 и общей теории прав человека .

Проведенному анализу и оформлению научных выводов способствовали труды ученых, исследующих проблемы личных прав с позиций истории и теории права, теории и практики социального государства, международного права. Среди них - труды М.И. Абдулаева, М.В. Баглая, Ю. Я. Баскина, Н. В. Витрука, Л.И.Глухаревой, В.Г. Графского, В.Е. Гулиева, А.Г. Ерицяна, Н.М. Золотухиной, И.А. Исаева, В.А. Карташкина, Б.А. Куркина, В.В. Лапаевой, Е.А. Лукашевой, Н.С. Малеина, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, В.С.Нерсесянца, В.А. Патюлина, И.Л. Петрухина, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, О.Ю. Рыбакова, М.С. Строговича, В.А. Четвернина, Б.С.Эбзеева и др.

В последнее десятилетие появились отдельные работы (их авторы - известные армянские ученые-юристы) по общим проблемам конституционного права и конституционному праву Республики Армения, в которых в общих чертах рассматривается также институт прав человека \

Предмет, объект, методы и цели исследования. В работе в связи с разработкой концепции прав личности дается авторское истолкование их соотношения с правами человека и гражданина и на этой основе исследуется их состояние в условиях досоветского, советского и постсоветского периода развития в Республике Армения. Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы признания, регулирования и защиты личных прав и свобод человека и гражданина в истории Армении.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научная теория и практически апробированные концепции прав и свобод человека.

Работа базируется также на позитивном и критическом анализе обширного социально-экономического и политического материала, юридической, исторической, политологической, социально- психологической и иной литературы, нормативно-правовых актов, на обобщении конкретного правоприменительного опыта. При рассмотрении конкретных вопросов использованы общенаучные и частные методы исследования: системного и конкретно-исторического анализа, сравнительного правоведения, а также формально-логический и социологические методы, анализ специальной литературы на иностранных языках и др.

Обоснованность выводов, содержащихся в диссертации, достигнута за счет комплексного применения общенаучных и частнонаучных методов в изучении истории идей и институтов прав личности.

Цель и основные задачи диссертационного исследования состоят в изучении истории становления и развития идей и институтов прав личности, а также их отображения в Конституции и законодательных актах Республики Армения, в их сопоставлении с опытом ряда демократических зарубежных государств и стран членов СНГ.

Достижение поставленных целей осуществляется на основе научного решения комплекса исследовательских задач:

- высветить идейные и социально-политические истоки проблем прав и свобод человека в Армении, основные исторические этапы их развития от древности и средних веков до нового времени;

- выявить особенности исторического признания, регулирования и научного комментирования прав личности в современных конституционных узаконениях, в международных правовых актах, декларациях и хартиях;

-проанализировать конституционные и другие нормативно-правовые акты Республики Армения, а также основные акты внутригосударственного законодательства либерально-демократических государств Западной Европы и стран - членов СНГ, касающиеся основных прав человека как составной части прав личности, выявить их сущность и содержание;

-раскрыть конституционные, судебные и административно -правовые способы защиты прав личности (на примере Республики Армения).

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В данной работе впервые проделан комплексный историко-теоретический, а также историко-правовой анализ формирования и развития идей, а также институтов прав личности в Армении. С этой целью проведен анализ древних и средневековых произведений религиозно-философской и общественной мысли, законодательных актов и установлений канонического права, начиная с 1У века н.э.

Обобщение законодательного и политико-идейного опыта Армении предстает в виде трех крупных частей диссертационного исследования, посвященных соответственно историческом опыту, теоретическим конструкциям и современному состоянию признания и практического регулирования прав личности в Армении и некоторых зарубежных государствах.

На основе комплексного исследования института прав личности как важнейшего элемента демократического общежития в диссертации разработана фундаментальная по своей теоретической и практической важности проблема, связанная с формированием путей, средств и гарантий защиты прав личности как совокупного проявления индивидуальных и групповых правомочий человека, а также правомочий гражданина, пребывающих в стадии становления, затем стадии оформления человеческой личности как существа социального и политического с надлежащим обретением и использованием личной и групповой (коллективной) правовой дееспособности.

Диссертантом осуществлен научный анализ правовой природы и характера института прав личности, его исторической обусловленности, его эволюции и динамики как универсального фактора гуманизации и демократизации общества и государства, включая его современное состояние, философско-правовое осмысление и перспективы. В работе комплексно проанализирован значительный историко-правовой и теоретический материал и представлен к защите ряд самостоятельных обобщений, положений и рекомендаций, которые несут в себе научную новизну, состоящую в следующем:

1. История идей и институтов защиты прав личности представлена в исследовании как история прав на уважение и защиту личного достоинства и других взаимосвязанных личных прав и интересов, включающих в себя в качестве основных социально-общежительных притязаний право на жизнь, свободу, собственность, безопасность, стремление к счастью (достойному существованию).

2. Концепция прав личности (как некой единой социальной, природной и политической субъектной индивидуальности), в отличие от концепции прав человека и гражданина подразумевает в авторском толковании весь комплекс правомочий, которые принадлежат человеку как существу социальному и признаются таковыми на основе доктрины естественного и позитивного права. На практике они снабжены возможностью правовой защиты в качестве субъективных прав, пребывающих в стадии становления юридической дееспособности и ее разнообразного оформления под воздействием интеллектуальных, моральных, возрастных и других обстоятельств.

3. Законодательный опыт древней и средневековой Армении формировался под значительным влиянием библейских норм и принципов, в которых армянские законодатели находили самые разнообразные общеустроительные (конституционные) и дисциплинарные требования - принципы справедливости, воздержания, истины, равенства, благотворительности и др. В этом смысле религиозное христианское учение выполняло для морально и нравственно совершенствующейся личности ничем не заменимую в это время роль путеводного ориентира в наборе преобладающих социальных ценностей и одновременно роль интегрированного собрания нравственно возвышающих мыслей и добродетельно воздействующих правил. В деле формирования гармоничной (в духовном и телесном отношении) и сознательно действующей личности главными ориентирами отныне и на многие века становилось избавление от пороков и предрассудков мира временного и приобщения к вечным ценностям христианской любви к ближнему и почтения к Богу.

4. Область прав личности, рассмотренная исторически, демонстрирует известную повторяемость и преемственность не только в виде субъектного правомочия (в виде переменчивого личного правового статуса), но и как повторяющаяся, с известными оговорками, предметная область философско-правового обсуждения и регулирования, которая испытывает на себе меняющееся воздействие политических (партийно-групповых, законодательных, политико-властных) и социо-культурных тенденций и обстоятельств.

5. В последнее время в юридической и политологической литературе интенсивно обсуждается вопрос о так называемом суверенитете личности, под которым понимается зафиксированный в конституции перечень основных прав человека и гражданина, пребывающих в состоянии гарантированной реализуемости1. Соглашаясь с проблемной постановкой этой темы, диссертант считает возможным обсуждать проблему исторического формирования и регулирования прав суверенной (самостоятельной и саморазвивающейся) личности главным образом как обладательницы определенной совокупности индивидуальных и групповых прав, имеющих их носителями (субъектами) также человека и гражданина. С учетом сказанного следует в этом случае обсуждать не столько суверенитет, сколько специфически обособленный и автономный (самостоятельный) статус субъекта человеческих и гражданских прав и свобод в современном конституционном государстве и в его исторических предшественниках. В частности, относительно автономный статус прав человека в тех государствах, которые в своих узаконениях отличались вполне определенной приверженностью определенным образом истолкованным началам законности и справедливости. Эти начала упоминаются в тексте Законов вавилонского царя Хаммурапи, в Законе Моисея и др.1 О пользе законности в «Судебнике» Мхитара Гоша говорится следующее: «...Выгодней и полезней следовать законам, ибо все войны и возмущения черни есть следствие их отсутствия» (Глава 3).

6. Принципы и нормы конституционного права, фиксирующие особенности назначения и пользования правами и свободами человека и гражданина, можно отнести к разряду такого регулирования, которое является особым приемом законодательного гарантирования реализации прав личности и одновременно воплощенной в конституционном законе государственной функцией по охране и поддержке пользования правами. Это регулирование отличается тем, что законодатель признает, формулирует и закрепляет в Конституции и законах, а также гарантированно обеспечивает правопользование с помощью его судебной и иной публично-правовой защиты.

7. Все функциональные цели и задачи государства в области пользования определенным набором прав личности подразумевают наличие в обществе и государстве общепризнанных форм и циклических процедур упорядоченных отношений, которые связывают государство в лице его служителей с личностью правообладателя. Эти отношения простираются от признания и формулирования определенного перечня прав и свобод человека и гражданина до создания условий для их полной и эффективной реализации. В работе подробно охарактеризованы механизмы конституционного регулирования, включающие в себя специфические и взаимосвязанные процессы признания, закрепления, соблюдения, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. 8. Признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью (см., например, ст. 3 Конституции Республики Армения), современный законодатель возлагает на государство обязанность соблюдать их в некой целостности, включающей в себя и права становящейся личности, а также обязанность поощрять действия по соблюдению прав человека коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями, другими учреждениями гражданского общества. В этой связи особая роль принадлежит правовым гарантиям обеспечения свобод человека и гражданина, под которыми следует понимать установленные законом или обычаем средства и способы осуществления личных прав и свобод, либо защиты их от возможных нарушений.

9. Права личности выполняют свое упорядочивающее и организующее воздействие вместе с личными обязанностями, которые превращают человека в «личность, радеющую о благе своего государственно-организованного народа»1 и тем самым содействующую материальному и духовному прогрессу общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проблемы разработки новой концепции, системы и механизма эффективного конституционного регулирования, защиты и гарантий прав и свобод личности составляют основу не только конституционно-правовой, но также и не в последнюю очередь задачу общей теории права и государства. Комплексная разработка историко-теоретических и законодательных аспектов прав личности представляет собой новое перспективное фундаментальное направление научных исследований, возникшее на стыке философии права, общей теории права и государства, конституционного и международного права.

Содержащиеся в диссертационном исследовании анализ, выводы и рекомендации имеют непосредственную связь с общественной и государственной практикой, с проводимыми в Республике Армения демократическими преобразованиями.

Дана общая характеристика системы защиты прав и свобод человека и гражданина на материалах Республики Армения, включающей в себя приемы и средства конституционной, судебной и административно-правовой защиты прав человека, рассматриваются вопросы деятельности правоохранительных органов в данной сфере.

Теоретическое значение проведенного исследования состоит в разработке и формулировании концепции прав личности как обособленного комплекса личных прав и свобод, пребывающих во взаимосвязи и взаимозависимости с правами человека и гражданина и с определенными разновидностями субъективных прав, содействующих признанию и пользованию жизненно важными личными правомочиями, связанными с правом на жизнь, свободу, собственность, безопасность и стремление к счастью (достойному человека существованию).

Прикладное значение результатов диссертационного исследования состоит в том, что они ориентированы на совершенствование конституционного и соответствующего отраслевого законодательного регулирования юридических прав и свобод человека и гражданина, на повышение эффективности осуществления деятельности судебных и правоохранительных органов, правозащитных неправительственных организаций, которые призваны непосредственно и повседневно обеспечивать защиту прав личности как нравственно развитого человека и добродетельного гражданина.

Права личности в истории армянской политико-правовой мысли и законодательства

Обращение к накопленным в прошлом опыту и знаниям, концепциям, критериям мысли, традициям и авторитетам во все времена являлось одной из важнейших форм бытия, самопознания и самоутверждения как всего человечества, так и конкретных наций.

В этом смысле научное исследование средневековых армянских памятников литературы и правовой мысли с точки зрения прав человека имеет как познавательно-теоретическое, так и практическое, прикладное значение.

Средневековые армянские памятники литературы и права содержат в себе весьма примечательные идеи, мысли, нормы относительно социального и правового положения личности, касающиеся безопасности, чести и достоинства личности, его статуса в сословном феодальном обществе и т. д.1

Некоторые фундаментальные идеи армянской политико-правовой мысли сформировались еще в древнейшие времена, когда армянской письменности еще даже не существовало. Такие сведения сохранились в различных мифах, сказаниях, эпосе, в которых осмысливались и отража лись социально-правовые явления, в том числе и вопросы правового и нравственного облика личности.

С точки зрения истории правовой статус личности обретает наибольшую значимость в контексте становления национального государства (царства), борьбы против иноземных захватчиков, свободы и независимости, права жить самостоятельно, преданности родной земле и народу и других сопутствующих идей и представлений, которые составляют краеугольный камень политического и правового сознания нации. Так, например, в сказании о Гайке и Бэле вавилонский властитель Бэл, узнав о храбрости Гайка, обращается к нему со следующими словами: "Подчинись мне и живи мирно в моем доме, обучая моих юных сыновей" . Однако прародитель армян Гайк отвергает это унизительное для свободного человека предложение - гордый и свободолюбивый воин и вождь не пожелал обменять свою свободу и свободу своего рода (народа) на прозябание в чужой милости. С патриарха Гайка начинается генеалогия армянского государства и его политико-правовая философия.

Армянский царь Артавазд II, один из авторов эпохи эллинизма, находил, что мораль является важным средством урегулирования многих общественных явлений, избавления "от злословия и зависти" и даже освобождения от суда Божьего. "Несчастью, ниспосланному страданием и Богом, не поддадутся только те, кто прислушается к божеству", - говорит Артавазд. Его богиня осуждает Персея, обманом завладевшего имуществом Гесиода, и обещает путем утверждения истины положить конец практике хищения чужого имущества.

Переломными для армянской истории стали принятие христианства (301 г.) и создание армянской письменности (405-406 гг.), благодаря чему сформировалась мощная система национальной культуры. Основополагающие идеи христианства - гуманизм, равенство людей, свобода воли, праведная жизнь и другие - предопределили главные направления развития национальной политико-правовой мысли. Эти положения нашли свое отражение как в литературных трудах, так и в памятниках правовой мысли.

Еще создатель армянского алфавита и основоположник армянской литературы Месроп Маштоц, говоря о добродетелях, которыми Бог наделил людей, подчеркивает: "И самовластной волей возвеличил людей"1. Согласно Маштоцу, естественным и неотъемлемым признаком личности является свободная ("самовластная") воля.

Месроп Маштоц пытается доказать, что с точки зрения свободы воли и воздаяния бедные и богатые одинаково равны. И хотя бедность естественным образом подразумевает безгрешность и добродетель, благочестивый богач в этом отношении также равен бедняку. Разница между людьми, их неравенство не богоданны, а приобретены. Поэтому если бедный, избавившись от нужды, возгордится, а богач, позабыв о благочестии, погрязнет в беспутстве, то им обоим будет уготована вечная погибель.

Одним из фундаментальных вопросов философии права на исходе античности стал вопрос о соотношении свободы и предопределения (судьбы) в жизни отдельного человека. И здесь обращает на себя внимание позиция Езника Кохбаци (ок. 380-450 гг.), епископа из Багревандской области, активного церковного публициста первой половины V века.

Права личности в зеркале памятников армянского законодательного искусства древности и средних веков

Как уже отмечалось, тема прав личности в древней армянской политико-философской и религиозной литературе получает двустороннее освещение в виде анализа конкретно-исторических воплощений института и идейной основы, своего рода прообраза доктрины прав личности. Основным источником этой доктрины и своеобразного социального института древней и средневековой армянской социально-политической истории является христианская религиозно-философская доктрина, нормоустанови-тельная и в особенности судебная практика учреждений государства и аналогичная практика христианской церкви.

Так, например, в армянском царстве династии Аршакидов начала V века правосудие осуществлялось главным образом азатами. Судья (азат) именовался словом, означавшим происхождение от знатных родителей. Судейские обязанности выполняли царь и нахарары (губернаторы провинций). При царе было два "напоминателя", из коих один должен был в письменной форме подсказывать ему добрые решения, а другой - осуждающие.

Судейские функции исполняли также и духовные лица. В языческую эпоху это были жрецы, с приходом же христианства они уступили место служителям церкви - епископам, а также клирикам более низкого ранга. В особых случаях вмешивался сам католикос. Наиболее активным был епископ, который осуществлял судопроизводство в собственной епархии. Были также суды сельской общины, которые опирались на обычное право, не закрепленное письменно, но поддержанное давней традицией.

Много позднее о различии и соотношении канонического права и светского, именуемого судебным правом, выскажется Смбат Спарапет. В ст. 190 своего "Судебника" он даст такое разъяснение:

Каноны и суды (светские) отличаются следующим образом: Каноны - это крепость, и как только грешник своими устами признает свой грех, они налагают на него искупление покаянием, и как только он войдет в крепость, он избавляется от смерти.

Суд же не дает грешнику ни искупления, ни прощения". Таким образом, светский суд лишает грешника перспективы искупления (то есть не только должного осознания своего прегрешения, но такого же сознательного претерпевания соответствующего осуждения и наказания). Светский суд не практикует и милосердия как меры во избавление дальнейших переживаний вследствие обнаруженной и осужденной греховности. Некоторые пояснения на сей счет содержатся в последующих частях статьи 190 судебника. "Дело в том, что грешить по своей воле присуще человеку, презирающему закон Божий и судейский и забывающему страх перед законом, который он выкинул из головы; вследствие этого нарушитель обманывает своего ближнего, наносит убыток, грабит и вредит ему, отчего затем возникает еще большее зло: подкуп, лжесвидетельство и еще многие другие преступления.

А если нарушитель, раскаявшись, ищет убежища в церкви и канонах, то они милосердно обязуют его возвратить краденое и искупить свою ви ну. В противном случае, если нарушитель попадет в суд, закон потребует от него возвратить то, что захвачено, и к тому же лично испить ту чашу, которую он дал выпить своему ближнему; закон спросит с него столько же, сколько этого заслуживает совершенное им насилие".

Весьма примечательно, что к числу пострадавших может быть причислено даже бессловесное существо в виде домашнего животного. Об этом в судебнике говорится вполне определенно: "Так, например, закон повелевает, если кто бьет животное, узнать действительные причины избиения: если это делалось из ненависти и мстительности, причем животное не причинило никакого вреда, то нужно нанести истязателю те же удары, какие он нанес невинному животному, но если животное причинило ему ущерб, то при оценке нанесенных им животному ударов судебным порядком должно быть вычтено вознаграждение за понесенный им ущерб; но если он его не бил, а терпел и подает жалобу, то должен получить вознаграждение от хозяина животного за причиненный ему ущерб полностью"1. Весьма своеобразным источником сведений по нашей теме являются исторические повествования и обобщения. Поясним это на примере трактата-эпопеи Елишэ "Слово о войне армянской", повествующего о битве между персидской армией и войском армян 26 мая 451 г.. Эта война надолго лишила армян национально-государственной независимости, однако изменившейся ситуации они сумели сохранить институты самоуправления и христианскую веру. Повествование является памятником армянской письменности и отличается большими художественными и фактографическими достоинствами.

Постановка темы о формировании прав личности в истории политической мысли и антропологии

Если взглянуть на словосочетание «права личности» исторически, то мы сразу же обнаружим, что в юридическом словаре для обозначения человеческой личности прочно укоренилось латинское слово persona -маска. Трагическая маска. Ритуальная маска и маска предка. Это словоупотребление появилось еще на начальных стадиях римской правовой культуры и цивилизации. Это понятие тесно связано с понятием «я» и относится к категории, проясняющих природу человеческого самосознания, природу человеческого духа. А это уже не только достояние одной латинской культуры, но достояние многих древних цивилизаций. Размышляя над тем, как понятие личности стало привычным понятием выдающийся социальный антрополог и историк М. Мосс писал работе 1938г., что эта категория как одна из категорий человеческого духа, как одна из идей, которые мы считаем «врожденными», на самом деле «рождалась весьма медленно и росла на протяжении веков, претерпевая множество превратностей, так что еще и сегодня она неустойчива, хрупка, драгоценна и нуждается в дальнейшей разработке. Это идея «личности», идея «я». В глубине души все находят ее естественной, ясной для понимания, основательно укорененной в морали, которая из нее выводится. Речь идет о том, чтобы заменить этот наивный взгляд на историю этого понятия и теперешнюю его ценность взглядом более точным»

Обозревая историческую эволюцию этого понятия, Мосс обращает внимание на его конкретные формы и воплощения в различных религиозных, моральных и правовых системах, в обычаях, в социальных структурах и умонастроениях. Он полагает при этом, что сама категория «я», а также культ «я», уважение к «я» - сравнительно недавнего происхождения. В первобытном обществе - он это демонстрирует на примере обществ индейцев тихоокеанского побережья Северной Америки и австралийских аборигенов - что в дописьменных обществах еще нет понимания «я» как чего-то отличного от ощущений телесной и духовной индивидуальности (это ощущение существовало всегда и везде), но здесь бытует только понятие персонажа, роли, функции, выполняемой индивидом в социальной жизни .

Среди очень больших и древних обществ первыми идею личности осознали, так сказать «изобрели, но лишь затем, чтобы окончательно разрушить, и все это происходило начиная с последних веков до нашей эры. Это поучительный пример представляют нам брахманическая и буддийская индия и древний Китай»

Индия представляется Моссу самой древней цивилизацией, обладавшей понятием индивида, его сознания, сознания «я». Это понятие звучит в переводе как «выработка «я»- ахамкара. Оно обозначает индивидуальное сознание (ахам+я, это то же, что и индоевропейское ego). Слово ахамкара, по предположениям Мосса, представляло собой технический термин, выработанный какой-нибудь школой мудрых провидцев, считающих себя выше всяких психологических иллюзий. Так, одна из школ, предшествовавших буддизму, - самкхъя - утверждает о составном характере всех вещей и духов (само название школы самкхъя буквально означает «состав») и считает, что «я» есть нечто иллюзорное. Буддизм же с самого начала своей истории постановил, что «я» - лишь некое соединение, делимое, рассекаемое.

В древнем Китае порядок рождений, ранг и игра социальных классов обуславливали и фиксировали форму жизни индивида как «лица» таким образом, что эту форму воспринимали в виде фиксированного имени. Таким образом индивидуальность человека - это его мин, его имя. Сохраняя столь архаические приемы фиксации индивидуальности, китайская культура тем не менее «отобрала у индивидуальности все признаки постоянства и неразложимости. Имя, мин - это коллектив, это нечто, доставшееся от других: это имя носил соответствующий предок, и оно перейдет к потомку нынешнего носителя»1. Даосизм и буддизм также прошли через это.

Многие другие народы и нации воспринимали идеи подобного рода. Однако очень редки те из них, которые «сделали из человеческой личности целостную сущность, независимую от всякой другой, кроме Бога...». К таким в первую очередь относится римская нация. Именно у древних римлян понятие личности («персона»)выступает в новой форме - она «больше чем факт организации, больше чем имя или право на персонаж или ритуальную маску; она - фундаментальный факт права»

Классификация основных личных прав и свобод и меняющееся армянское законодательство

Понятийные особенности признания и регламентации личностных прав человека внутригосударственной, как впрочем, и международно-правовой доктриной во многом определяет процесс пользования такими правами, их гарантированность в реализации и защищенности. Демократизм государства, равно как и свобода сограждан, во многом определяются не одним только провозглашением приверженности идеалу прав и свобод человека, но более всего надежностью и эффективностью их реализации, включающей в себя выполнение властными органами необходимых правообеспечительных обязанностей и соблюдение запретов.

Еще сравнительно недавно права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Общепринятым было мнение о том, что взаимоотношения между государством и его гражданами есть дело внутреннее для каждого государства. Положение о том, что каждый человек вне зависимости от его принадлежности тому или иному государству имеет определенные права и свободы, было зафиксировано только в работах теоретического плана. В области международного права это положение имелось в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625), где он оправдывал так называемые справедливые войны, ведомые ради защиты не только своих, но и чужих подданных, в тех случаях, когда над этими подданными вытворяется «явное беззаконие». В конце XIX века уже считалось общепризнанным среди просвещенных государств, что такая защита чужих подданных оправдана авторитетом теории естественных прав человека. Ф. Мартене, профессор Санкт-Петербургского университета отмечал в связи с этим, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью»(курсив наш-Г.Б.)1.Здесь существенно подчеркнуть, что определенная совокупность основных прав обозначалась не в связи с гражданской принадлежностью человека, а с его человеческой личностной характеристикой как субъекта социального общения, которое включает его индивидуальные человеческие характеристики, а также такие его свойства и потребности, которые связаны с его религиозной принадлежностью и существующими моральными воззрениями и обыкновениями.

Существенно также, что определенный набор основных прав человека имеет в данном случае двойственное назначение и практическое осуществление - в плане внутригосударственном и международном (межгосударственном) одновременно. К числу таких прав относятся, вне всякого сомнения, право на жизнь, свободу, личную и имущественную неприкосновенность, защиту человеческого достоинства. История прав личности - это одновременно история выработки и упрочения их гарантий с помощью определенных норм, институтов и процедур, с ее успехами, сложностями, противоречиями. Некоторые конструкции и термины до сих представляют определенные трудности для объяснения и употребления. Среди них такой, как достоинство личности.

Достоинство в обыденном словоупотреблении подразумевает наличие у человека положительных качеств и свойств, именуемых честностью, благородством, великодушием, иногда яркая индивидуальность человека, которая обладает единственными, неповторимыми и впечатляющими воображение свойствами.. В самом узком своем значении достоинство иногда трактовалось в истории как личное достояние (включая и собственность, и ум, и другие материальные и духовные приобретения человека в ходе его взросления и самосовершенствования). Большинство авторитетных мыслителей и философов склоняются к тому, чтобы увязывать достоинство человека с его способностью мыслить, быть существом духовным и нравственным. Паскаль связывал достоинство человека с его способностью мыслить; В л. Соловьев толковал достоинство как «способность хранить пределы вечные, одинаково священные для прошедшего и будущего». Н.А. Бердяев трактовал ее как «способность к творчеству и духовности».

При всей непривычности своего обозначения так называемые соматические права(от греческого сома - тело) приобрели особенную актуальность в связи с новым этапом развития и употребления биомедицинских технологий. Употребление их действительно имеет непосредственное отношение к основным правам человека и гражданина и к защите достоинства личности.. Это связано в первую очередь с новыми возможностями трансплантации органов и тканей человеческого тела, клонирования людей и животных, в особенности новых возможностей воздействия на протекание таких биологических процессов, как размножение, рождение и смерть, поддержание уровня здоровья, продолжительность жизни и др.

Похожие диссертации на Права личности в истории Армении