Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Исторические и идейные предпосылки формирования
политико-правовой доктрины и реформаторских предложений И.С.
Пересветова 12
1. Русское государство в конце XV- и середине XVI в 12
2. Сведения о биографии И.С. Пересветова, составе и литературном
жанре его произведений 29
3. Идейные предпосылки формирования политико-правового
мировоззрения И.С. Пересветова 38
4. Историографический обзор современного состояния темы 47
5. Исследование исторического и современного значения терминов:
«самодержавие» и «абсолютизм» 61
ГЛАВА 2. Предложения по устройству центральной и местной властей
России в политической доктрине и программе реформ И.С.
Пересветова 78
1. Пересветов о форме правления 78
2. Царская «гроза» как способ реализации верховной власти 89
3. Проекты реорганизации местной власти и совершенствования
налоговой системы 95
4. Предложения Пересветова по ликвидации холопства и кабальной
зависимости 100
5. Проекты военных преобразований 106
6. Внешнеполитическая концепция Пересветова 125
ГЛАВА 3. Правопонимание И.С. Пересветова 133
1. Эволюционные изменения содержания терминов «правда» и «закон»
в период с XI по XVII вв 133
2. Единство «истины», «правды», «справедливости» и веры в
правопонимании Пересветова 148
3. Принципы судебной реформы И. С. Пересветова 157
4. Реализация предложений Пересветова по реорганизации местных
органов власти, судоустройства, судопроизводства и воинского устроения в
нормативных актах и практике государственного
строительства 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 188
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 210
4 і-
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
История политических правовых учений, история государства и права и теория государства и права являются базовыми и основополагающими
' дисциплинами в системе юридического знания. В них воплощен мировой
опыт человечества по таким важным для организации его жизни вопросам как происхождение и сущность государства, форма правления, государственное устройство и способы реализации власти в обществе. Мыслители и законодатели на протяжении веков разрабатывали проблемы правопонимания и правоприменения, которые остаются актуальными и для настоящего времени.
Прошлое всегда связано с настоящим, особенно в такой традиционной
{ стране как Россия. Знание минувшего помогает понять и осознать
v современность и способно подсказать пути разрешения стоящих перед
обществом задач в будущем. Процесс преемственности, неизменно сохраняющийся в наследовании традиций и идейного богатства накопленного за многие века, составляет одну из тайн в истории человечества.
В силу этого, непременным условием дальнейшего развития и совершенствования государственно-правового строительства в нашей стране, является освоение политико-правовой мысли, получившей свое воплощение в преобразовательных проектах прошлого, затрагивающих разнообразные сферы государственной деятельности. При этом необходимо учитывать, что перед каждым мыслителем и реформатором стоят проблемы, выдвинутые
^ конкретной исторической реальностью, которые он пытается разрешить.
Мыслитель обладает редким даром политического предвидения, позволяющего ему предусмотреть политическое развитие на десятилетия, столетия, а иногда и много веков вперед. Чаще всего, такие люди появляются
1 в переломную эпоху, которую принято характеризовать как «век реформ».
* Это время обычно бывает трудным и часто даже трагическим для
современников, да и судьба самого провидца редко бывает счастливой. В такой период отечественной истории и появился один из интереснейших и, пожалуй, самый спорный мыслитель и «блестящий реформатор» (Б. Сыромятников) середины XVI в. - Иван Семенович Пересветов.
Большое количество острых дебатов вызывает сама фигура мыслителя-реформатора, так как ему удалось не только сформулировать свое отношение к наиболее острым проблемам современности, но и предложить пути и средства их разрешения.
Конкретно-историческая реальность, в которой он жил, давно канула в лету, но разработанные им политические и, особенно, правовые категории не утратили своего значения и для других эпох.
Многое из теоретического и практического наследия И.С. Пересветова не утратило интереса и для современности в качестве исторического опыта, тем более что он жил и творил в век, в который по характеристике современных историков произошел «взрыв в политических отношениях» (В.Б. Кобрин).
Этими соображениями и объясняется выбор темы диссертационного исследования.
Объект — процесс формирования реформаторских предложений и проектов, а также обосновывающих их содержание, политических и правовых взглядов И.С. Пересветова на фоне тех исторических, социальных, политических, правовых и религиозно-философских реалий, в которых он жил, с учетом состояния общего уровня развития политической и правовой мысли, сложившегося в России на протяжении XI-XVI вв.
Предмет - преобразовательные проекты Пересветова, касающиеся различных сфер политической и юридической деятельности государства, а также политические и правовые взгляды и представления мыслителя относительно таких правообразующих категорий средневековья, как справедливость, правда и вера, представляющих в их единстве его правопонимание, базирующееся на религиозно-этической основе православного христианского мировоззрения, но включающих в свое
содержание и представления о правовой организации общественной жизни в государстве.
Предмет исследования включает и реализацию проектов Пересветова в законодательстве и практике государственно-правового строительства XVI-XVII вв., а также влияние его идей на последующее развитие политико-правовой мысли в России.
Цели и задачи диссертационного исследования.
Цель настоящего исследования состоит в проведении комплексного и системного анализа политико-правовых взглядов И.С. Пересветова, являющихся теоретическим обоснованием, предлагаемых им проектов преобразований в Московском государстве в период завершения процесса объединения земель русского государства под властью московского Великого князя, а с 1547 г. - царя «всей Великой Руси».
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- изучение исторической, социальной и политико-правовой обстановки в
Русском государстве и выяснение тех насущных проблем, которые стояли
перед верховной властью и нуждались в своевременном разрешении в
середине XVI в.;
выяснение идейно-теоретических и философско-религиозных предпосылок, оказавших влияние на формирование политико-правового мировоззрения Пересветова;
изучение сведений о биографии мыслителя, составе и жанре его произведений, а также определение круга политико-правовых проблем, затронутых в его политико-правовой теории и реализующих ее проектах реформ;
- анализ терминологии, посредством которой русские средневековые
мыслители (в том числе и Пересветов), характеризовали форму государства
(форму правления) и выяснение тех семантических изменений, которым она
подверглась в процессе своей эволюции (Х1-ХХ вв.); установление, на
основе этого анализа, исторического и современного употребления таких терминов как самодержавие и абсолютизм;
выяснение представлений И.С. Пересветова о форме правления, образе верховного властителя, необходимых преобразованиях в системе местных органов власти, усовершенствовании налоговой системы, техники сбора налогов и предложений по ликвидации различных форм закабаления людей (ликвидация холопства);
анализ проектов военных преобразований, с учетом теоретических обоснований его внешнеполитической концепции;
- исследование семантической эволюции терминов «закон» и «правда» в
правовых документах, политических трактатах и публицистических
произведениях русских средневековых мыслителей XI - XVI вв. с учетом их
религиозно-этического и политико-юридического содержания и определение
на основе этого анализа правопонимания Пересветова;
критика Пересветовым современной ему правоприменительной практики государства и анализ теоретических принципов его проектов по усовершенствованию законодательства и судоустройства;
изучение форм реализации реформаторских предложений И.С. Пересветова по реорганизации местной власти, судоустройству, судопроизводству и военной организации, получивших воплощение в законодательстве и правоприменительной практике России.
Источниковая база исследования представлена всеми опубликованными на настоящее время произведениями И.С. Пересветова, сочинениями русских средневековых мыслителей и публицистов, а также записками иностранцев, посещавших нашу страну с различными целями: военными (служба), дипломатическими, торговыми, религиозными и др., а также соответствующими летописными сводам за период XI-XVII вв.
Нормативной базой исследования служат Судебники 1497 и 1550 гг., 1589 г., 1606 г., а также царские Указы и Приговоры (XVI-XVII вв.) и Соборное Уложение 1649 г.
Исследование проводилось с учетом монографических трудов и статей в научных журналах дореволюционного и современного периодов, в той или иной степени, освещающих избранную тему.
Методология диссертационного исследования. Исследование проводится на стыке таких юридических дисциплин как теория государства и права, история государства и права России и история правовых учений, с привлечением научных данных других гуманитарных наук: истории, истории религии, истории философии, филологии, лингвистки и др.
Соответственно при проведении исследования, применялись общенаучные, специальные и частно-научные (юридические) методики.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном, системном, исследовании всех произведений, атрибутируемых в настоящее время И.С. Пересветову. Проекты преобразовательных реформ, изучены в единстве с его политико-правовыми взглядами и в соответствии с историко-правовым опытом государственного строительства России и других стран, а также уровня политико-юридического мышления, которое сложилось к середине XVI в. в России.
Новизна настоящей работы заключается также в выяснении семантики ключевой терминологии, при помощи которой формулировался понятийный аппарат средневековых реформаторов и мыслителей с учетом тех изменений, которые произошли в семантических явлениях лексики на протяжении XI-XX вв. В отношении политической лексики такими трудными для толкования терминами являются «самодержавие» и «абсолютизм»; а в юридической - «правда» и «закон».
При анализе текстов мыслителя учитываются традиции в политико-правовом мышлении и нравственном восприятии религиозно-этических категорий, средневековыми политическими писателями и публицистами, заложенные еще киевским митрополитом Илларионом, и продолженные выдающимися мыслителями XIV-XVI вв.
Определение исторического и современного значения ключевой терминологии, привело к наиболее полному и всестороннему выяснению содержания всего идейного наследия Пересветова и получению адекватного знания о его политических идеалах и правопонимании. Анализ правопонимания Пересветова позволил установить, что оно основано с одной стороны на религиозно-этических представлениях о правде и справедливости, а с другой - восприятии дозволений и запретов, диктуемых, правовыми нормами государства.
Полученные результаты предоставили возможность преодоления противоречивых оценок политических и правовых взглядов Пересветова и содержания проектов его реформ, сохраняющихся в историографии до настоящего времени.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Большой жизненный опыт, знание отечественной и зарубежной
литературы и западноевропейской политической практики, позволили И.С.
Пересветову сформулировать практическую программу политических,
социальных, правовых и военных преобразований, для изложения которых
мыслитель выбрал, распространенный в середине века литературный жанр:
исторические параллели и политические аллюзии, построенные по принципу
антитезы.
2. Политико-правовой идеал Пересветова — «сословно-представительная
монархия» — обоснован в результате семасиологического изучения ключевых
терминов, и обозначаемых ими понятий, таких как самодержавие,
самоволие, абсолютизм, соотнесении их с понятием «централизованное
государство» и в сопоставлении с современным толкованием и
употреблением этих терминов.
3. Преобразование местных органов власти предполагало отмену
кормлений и создание единой централизованной властно-управленческой
системы, назначаемой центром, а также введение порядка сбора налогов «царскими сборщиками» в «государеву казну».
4. Холопство как форма порабощения людей, рассматривалось
Пересветовым, как явление несовместимое с евангельскими заповедями.
Внешнеполитическая концепция Пересветова находилась в полном соответствии с общественным мнением, воспринимающим Казанское ханство как «проклятую дщерь Золотой Орды», угрожавшую России, многочисленными набегами, разорением городов Поволжья и угоном в плен российских народов. Обеспечения дворянства поместьями за счет покоренной территории, Пересветов не предполагал, так как проектировал содержание воинства из средств государственной казны. «Имперских планов» его позиция также не содержала; они впоследствии ему были приписаны исследователями.
Термины «правда» и «закон» на протяжении своего существования, меняли объем своего содержания, иногда за счет его ограничения, а иногда, напротив - расширения, при этом изменялась семантика термина при сохранении его внешней лексемы. Эта особенность употребления юридической терминологии во многом определяет содержание правопонимания Пересветова.
7. Составляющими правопонимания Пересветова являются такие
понятия, как правда, справедливость и вера, вполне традиционные для
мыслителей русского средневековья так как само понятие права (условно
применим этот термин) включало в свое содержание высшую справедливость
и постижение истины, заложенной в Заповедях Христа и, одновременно,
правило поведения людей в обществе, установленное государством в
качестве предела, в реализации свободной воли каждого индивида.
8. Согласно рассуждениям Пересветова государство, вступившее на путь
отрицания «правды», погрязшее в «лихоиманиях» и «неправедных судах»,
также может быть лишено Божественного покровительства, поскольку его
вера не действенна (ложна) и не реализуется в системе справедливых и
добрых дел, то есть доброделание, необходимое для сохранения, дарованной Богом Благодати, отсутствует.
9. Судебная система, предусмотренная Пересветовым, предполагала
отделение суда от администрации и создание особого централизованного
судебного аппарата, контролируемого непосредственной центральной
властью, а также выделение военного суда в отдельное производство.
10. Реализация проектов Пересветова получила воплощение в
законодательных актах русского государства и государственно-правовом
строительстве в исторически кратчайшее время.
Практическая значимость диссертации. Положения и выводы диссертации призваны восполнить пробел, который образовался в изучении русской средневековой отечественной истории государства и права и, особенно, истории правовых учений.
Основные результаты диссертации могут быть использованы в дальнейшем при исследованиях по истории государства и права России, истории правовых учений, особенно, при подготовке специальных курсов по русской средневековой политико-правовой мысли, проведении углубленных семинарских занятий, написании курсовых и дипломных работ, а также проведении монографических исследований, посвященных изучению данной тематики.