Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Исупова Ирина Викторовна

Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект
<
Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исупова Ирина Викторовна. Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Исупова Ирина Викторовна; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний].- Невинномысск, 2008.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/169

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы диссертационного исследования

1.1. Степень разработанности темы исследования 17

1.2. Источниковая база предмета исследования 31

1.3. Понятийный аппарат предмета исследования 40

ГЛАВА II. История морального права автора в Германии

2.1. Эволюция моральных прав автора в Германии 58

2.2. Всеобщее право личности и моральное право автора: историко- и сравнительно-правовой аспекты 83

2.3. Развитие системы и содержания моральных прав автора 93

2.4. Плагиат как нарушение морального права автора 114

ГЛАВА III. Моральное право автора в судебной практике

3.1. Моральное право автора в судопроизводстве до 1908 г 133

3.2. Моральное право автора в судопроизводстве после первой мировой войны 151

Заключение 161

Библиографический список 168

Приложения 180

Введение к работе

Авторское право начиналось как право сугубо литературное: соответствующий закон позволял писателю напечатать и продать экземпляры его произведения или же перепоручить это дело другому человеку - издателю. Со временем, сфера действия авторского права расширилась. Сегодня, авторское право — очень емкий правовой институт, включающий в поле своего внимания все возможные результаты творческой деятельности и все возможные способы их использования1.

В авторско-правовом законодательстве западных стран преобладают два основных подхода . Концепция англосаксонского, или общего, права как имущественного права, позволяющего первому владельцу права (обычно автору) свободно и по собственному усмотрению вести переговоры с потенциальными пользователями своего произведения с целью уступки или полной передачи им прав пользования. Эта концепция авторского права лежит в основе авторско-правового законодательства в Соединенном Королевстве и США. Другая концепция авторского права, названная французским термином droit d'auteur («право автора»), широко применяется в законодательстве континентальной Европы. Эта концепция права ориентирована на право автора как создателя произведения и включает понятие «моральных прав автора». Это, прежде всего, право создателя, творца произведения быть признанным автором своего произведения и право неприкосновенности произведения. В основе авторско-правового законодательства Российской Федерации также лежит эта концепция, однако российский законодатель использует термин «личные неимущественные права автора», который тождественен термину

1 Бакунцев А.В. Авторское право на произведения литературы в Российской империи. - М., 2005. - С. 3.

2 Оуен Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. — М.: Аспект Пресс,
2000.-С. 8-9.

«моральное право автора», используемому в немецком законодательстве.

Данная концепция нашла отражение и в ныне действующем Законе ФРГ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 сентября 1965 г. в частности в 11: «Авторское право охраняет автора в его интеллектуальных и личных отношениях к произведению и в использовании произведения», исходя из этого можно сделать вывод, что авторское право защищает автора произведения литературы, науки или искусства от неправомочного экономического использования его творческого результата и от нарушений его идеальных интересов на это произведение3.

Авторское право Германии прошло довольно долгий путь развития, начиная с института монополии и заканчивая закреплением мнения, что авторское право является единым правом, в котором неразрывно соединяются лично-правовые и имущественно-правовые интересы . Авторское право охватывает сумму отдельных полномочий, которые отчасти служат охране имущественных полномочий автора (имущественные права), а отчасти охране интеллектуальных и личных отношений автора к своему произведению (личное право автора или droit moral)5.

В литературе часто цитируется проведенная Ulmer аналогия авторско-правовой охраны и вытекающих из авторского права полномочий с деревом. Группы материальных и идеальных интересов являются корнями этого дерева, единое авторское право образует ствол дерева, а отдельные полномочия автора сравниваются с ветками и ветвями дерева, которые черпают свою силу из корней6. Идеальные и материальные интересы настолько переплетены, что их нельзя рассматривать отдельно друг от

3 Robert, Michaelis. Personlichkeitsrechtliche Befugnisse im deutschen Urheberrccht und droit moral des

franzosischen Rechts. - Berlin: Buchdruckerei Goedecke und Gallinek, 1926 - S. 14.

4Там же. - S. 27.

5 Regienmgsentwiirfe zum Urheberrechtsreform. - Bonn, 1962 — S. 28.

6Dreier Thomas, Schulze Gemot. Urheberrechtsgesetz, Urheberwahrnehmungsgesetz, Kunsturhebergesetz:

Kommentar. - Muenchen: Verlag C.H. Beck, 2006. - S. 185.

друга. Так, например, невозможно использование необнародованного произведения без одновременной реализации права на его обнародование, а в случае отчуждения права на использование в пользу третьих лиц, за автором сохраняются личные права7. В одинаковой степени как материальные права могут охранять идеальные интересы автора, так и личные права могут служить материальным интересам8.

Современные проблемы авторского права Германии и России нуждаются в осмыслении исторического опыта развития законодательства об авторском праве в Германии.

Выбор темы настоящего исследования обусловлен рядом факторов:

Во-первых, не разработанностью темы в российской юридической науке. Практически отсутствуют монографии и диссертации, посвященные анализу становления и развития авторского права Германии. В этом отношении следует выделить лишь работы Канторовича Я.А.9, Шершеневича Г.Ф.10, Табашникова И.Г.11, Якушевой Т.А.12 и ряда других авторов.

Во-вторых, высокой степенью теоретической значимости темы исследования в юридической науке. Исследование в основной своей массе обновляет существующие теоретические представления по вопросам авторского права европейских стран. Выводы, полученные в результате выявления, анализа и осмысления большого количества нормативных правовых актов Германии в области авторского права, позволяют с одной стороны ознакомится с историческим опытом становления и развития норм об авторском праве в Германии, а с другой стороны увидеть

7Regierungsentwurfe zum Urheberrechtsreform - Bonn, 1962. - S. 43.

8Welser Markus. Die Wahrnehmung urheberpersonlichkeitsrechtlicher Befugnisse durch Dritte. - Berlin: Berlin

Verl. A. Spitz, 2000. - S. 18.

9 Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические

произведения. — С.-Петербург: Издание Юридического книжного склада «Право», 1911.-424 с.

1 Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891. — 313 с.

" Табашников И.Г. Литературная, музыкальная, художественная собственность с точки зрения науки

гражданского права и по постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции,

Англии и России. - СПб., 1878. - 568 с.

12 Якушева Т.А. Личные неимущественные (моральные) права автора в России и Германии.

- Ставрополь: Сервисшкола, 2007. - 304 с.

преимущества и недостатки правового регулирования отношений, которые могут возникнуть в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства в России.

В-третьих, наличием проблем в реализации действующего отечественного законодательства в области авторского права. С 1 января 2008 г. была введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса

1 "?

РФ , которая заменила действовавший до этого Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Принятие четвертой части Гражданского кодекса сопровождалось бурными обсуждения среди ученых и в прессе. Большинство ученых едины во мнении, что принятая четвертая часть Гражданского кодекса РФ по ряду моментов закрепила нормы, улучшающие правовое положение в области правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, но в общем характеризуется как документ, который не только не учел уже наработанный теорий и практикой опыт, но отодвинул Россию на шаг назад в сфере регулирования отношений в области интеллектуальной собственности и не приблизил перспективу присоединения России к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS)14. С этой точки зрения представляется интересным и необходимым учесть опыт европейских стран и в частности Германии в области правового регулирования объектов интеллектуальной собственности и в частности в области авторского права.

Современный уровень законодательного регулирования личных неимущественных (моральных) прав автора в Российской Федерации

13 Федеральный Закон «О введение в действие части четвертой гражданского кодекса Российской
Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 231 - ФЗ // Собрание законодательства РФ 25.12.2006. N 52 (1 ч.).
ст. 5496.

14 Якушева T.A. Личные неимущественные (моральные) права автора с России и Германии.

- Ставрополь: Сервисшкола, 2007. — С. 18; Сергеев А.П. Заключение на проект части четвертой
Гражданского кодекса РФ // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2006.

— № 7. - С. 4; Рыбников А., Погуляев В. Проект части четвертой Гражданского кодекса РФ: мнение
общества по коллективному управлению // Интеллектуальная собственность. Авторское право и
смежные права. - 2006. - № 7. - С. 22; Калятин В. Авторское право в проекте части четвертой
Гражданского кодекса РФ // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2006.
-№9.-С. 5.

показывает по ряду аспектов несовершенство законодательного конструирования. Предпринятое нами исследование даст возможность российскому законодателю учитывая опыт европейского законодателя усовершенствовать законодательное конструирование и закрепление положений, касающихся в частности права обнародования, права авторства и права на неприкосновенность произведение, что наиболее актуально в связи с введением в действие четвертой части Гражданского Кодекса РФ.

Цель исследования: проанализировать становление и развитие правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства по авторскому праву Германии в период с 1870 по 1963 г.

Объект исследования: нормативные правовые акты Германии по авторскому праву (1870-1963), материалы судебной практики.

Предмет исследования: регулирование личные неимущественных (моральных) прав автора в Германии (далее по тексту: моральные права автора в Германии) по авторскому праву Германии (1870-1963), историко-и сравнительно-правовой аспекты всеобщего права личности и морального права автора в Германии, развитие системы и содержания моральных прав автора а также судебное толкование законодательства об авторском праве (1870-1963).

Цель, объект и предмет исследования обусловили выдвижение следующих задач, решение которых составило содержание данной диссертации:

1. Дать характеристику степени научной разработанности темы
диссертационного исследования в опубликованной научной литературе.

  1. Определить источниковую базу предмета исследования.

  2. Определить лингвистическое происхождение, сущность и историю понятий, различия в их толковании и определении, составляющих предмет

исследования.

4. Проследить развитие законодательства, регулировавшего
отношения в области авторского права в Германии с XV по XX век.

  1. Проследить эволюцию морального права автора в Германии

  2. Выявить и проанализировать научные подходы к определению и соотношению понятий «всеобщее право личности» и «моральное право автора».

  3. Проанализировать развитие системы и содержания моральных прав автора в Германии (1870-1963).

  4. Проанализировать истоки происхождения и сущность плагиата как наиболее часто встречающегося нарушения морального права автора.

9. Выявить и проанализировать судебную практику к
законодательству об авторском праве Германии в отношении моральных
прав автора (1870-1963).

Источниковая база. В основу исследования положены разнообразные источники и литература: Законы Германии в области авторского права, немецкие диссертации и монографическая литература, материалы судебной практики.

В процессе работы над диссертацией были изучены основные законодательные акты в области авторского права Германии в период с 1870 г. по 1963 г., а именно Закон от 11 июня 1870 г., касающийся авторского права на произведения литературы, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения15; Закон от 9 января 1876 г., касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства ; Закон, касающийся защиты фотографий от неправомочного воспроизведения от 10 января 1876 г. ; Закон, касающийся авторского

Marcel Schulze. Materialien zum Urheberrechtsgesetz: Texte-Begriffe-Begriindungen. - Weinheim; New York; Basel; Cambridge; Tokyo: VCH, 1997. - S.5.

16 Там же. - С. 23.

17 Там же. - S. 29.

права на произведения литературы и музыки от 19 июня 1901 г. (далее Закон LUG от 1901 г.); Закон, касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г.1 (далее Закон KUG от 1907 г.); Закон, касающийся авторского права на произведения литературы и музыки от 19 июня 1901 г. в его последней, действовавшей редакции от 30 сентября 1963 г. ; Закон, касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г. в его последней, перед принятием Закона об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г., действовавшей редакции от 30 сентября 1963 г.21

Необходимо отметить, что отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства в Германии регулировались и регулируются только на уровне законов.

Законодательные положения во многом подкрепляются и дополняются судебной практикой. Судебная практика в области авторского права постоянно отражается в нескольких специализированных изданиях, в частности в GRUR (Gewerblicher Rechtsschutz und Urheberrecht) - правовая охрана промышленной собственности и авторское право; NJW (Neue Juristische Wochenschrift) - новый юридический еженедельник и др.

Наиболее полные сведения о законодательстве и судебной практике в области авторского права Германии представлены в нескольких сборниках: «Urheber- und Verlagsrecht: Urheberrechtsgesetz. Verlagsgesetz. Recht der urheberrechtlichen Verwertungsgesellschaften. Internationales Urheberrecht. Textausgabe mit einer ausfuhrlichen Einfuhrang und einem Sachverzeichnis (Mimchen: C.H. Beck, 2001); Materialien zum Urheberrechtsgesetz: Texte-Begriffe-Begriindungen (Weinheim: VCH, 1997);

Marcel Schulze. Materialien zum Urheberrechtsgesetz: Texte-Begriffe-Begriindungen. - Weinheim; New York; Basel; Cambridge; Tokyo: VCH, 1997. - С 169.

19 Там же. - С. 229.

20 Там же.-С. 316.

21 Там же. - С. 335.

Die Reichsgerichtspraxis im deutschen Rechtsleben (Berlin und Leipzig, 1929);
Matenalien zur Gesetzgebung. Urheberrechtsgesetz (1929); Rechtsprechung
zum Urheberrecht. Entscheidungssammlung mit Anmerkungen.
Bundesgerichtshof in Zivilsachen - Судебная практика к авторскому праву.
Собрание решений с примечаниями. Федеральная Судебная палата по
гражданским делам; Rechtsprechung zum Urheberrecht.

Entscheidungssammlung. Landgerichte in Zivilsachen - Судебная практика к авторскому праву. Собрание решений. Суды земель по гражданским делам; Rechtsprechung zum Urheberrecht (Mtinchen: C.H. Beck, 1995).

В основу исследования были положены диссертации по авторскому праву и монографические труды, касающиеся предмета исследования. Среди этой группы научной литературы необходимо выделить работы Ulmer Eugen22, Robert Michaelis23, H.O. De Boor24, A. M. Golbaum25, Peter Krober , Zsofia Lendvai , Jtirgen Simon , Elster Alexander , Gerhard Schricker30, Adolf Dietz31, Schack Haimo32, Altenburg Dorothee33, Marcel

22 Ulmer Eugen. Urheber- und Verlagsrecht. - Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 1951.

23 Robert Michaelis. Personluchkeitsrechtliche Befugnisse im deutschen Urheberrecht und driot moral des
franzosischen Rechts. — Berlin: Buchdruckerei Goedecke und Gallinek, 1926.

24 H.O. De Boor. Urheberrecht und Verlagsrecht. - Stuttgart: Verlag von W. Kohlhammer, 1917 - 402 c; H.O.
Boor. Die Ubertragbarkcit des droit moral des Urhebers an Werken der Literatur, Tonkunst oder bildenden
Kiinste. — Berlin-Tubingen, 1950.

25 Goldbaum A.M. Gewerblicher Rechtsschutz und Urheberrecht, 1923.

26 Krober Peter. Deutsches Urheberpersonlichkeitsrecht in Vergangenheit, Gegenwart, Zukunft. - Leipzig:
Weihnachten, 1993.

27 Zsofia Lendvai. Die Realisierung der Urheberpersonlichkeitsrechte in Deutschland und England. - Miinchen:
VVF-Verlag, 2003.

28 Jiirgen Simon. Das allgemeine Personlichkeitsrecht und seine gewerblichen Erscheinungsformen. — Berlin,
Miinchen, 1981.

29 Elster Alexander. Das Urheberpersonlichkeitsrecht in der Rechtsprechung des Reichsgcrichts. — Berlin, 1929;
Elster Alexander. Urheber- und Erfinder-, Warenzeichen- und Wettbewerbsrecht. — Berlin; Leipzig, 1928.

30 Gerhard Schricker. Urheberrecht: Kommentar. - Miinchen: C.H. Beck, 1987.

31 Adolf Dietz. Das droit moral des Urheberrechts im neuen franzosischen und deutschen Urheberrecht.
-Miinchen, 1968.

32 Schack Haimo. Urheber- und Urhebervertragsrecht. - Tubingen: Mohr Siebeck, 1997.

33 Altenburg Dorothee. Die neuere Entwicklung des Urheberpersonlichkeitsrechts in Deutschland und
Frankreich. - Mtinchen: WF, 1994.

Schulze34, Hans Rudoph35, Jochen Dieselhorst36, Matias Dietz37, Hitzig Julius Eduard38, Vogel39, Marwitz-Mohring40, Schilcher Theresia41, Fischer Florian42, Hubman Heinrich43, Becker-Bender Walter44, Huth Friebrich45, Reinhard Rudolf46, Hans Hugo Ritter47, Fritz Hansen48, Wihelm von Grolman49, A. Ebner50, Heinz Kleine51, Kahn Ferdinand52, Hilde Willmund53 и другие.

Обоснованная необходимость критического подхода к получаемой информации, учету и степени ее научной достоверности вынудила автора тщательно отбирать материал, опираясь на те конкретные факты, которые подтверждаются несколькими независимыми друг от друга источниками. В целом проанализированные выше источники и научная литература позволили раскрыть исследуемую тему и все ее аспекты глубже, чем другими учеными, что обеспечило достаточно полное решение задач, сформулированных в диссертации.

34 Marcel Schulze. Materialien zum Urheberrechtsgesetz: Texte-Begriffe-Begriindungen. - Welnheim; New
York; Basel; Cmbridge; Tokyo: Wiley-VCH, 1997.

35 Hans Rudolph. Das Pseudonym im literarischen und kiinstlerischen Urheberrecht. - Munchen, 1952.

36 Jochen, Dieselhorst. Was bringt das Urheberpersonlichkeitsrecht? Urheberpersonlichkeitsschutz im Vergleich:
Deutschland - USA. - Frankfurt am Main: Peter Lang, 1995.

37 Dietz Matias. Musikwerk und Musikplagiat im deutschen Urheberrecht. - Baden-Baden: Nomos
Verlagsgesellschaft, 2000.

38 Hitzig Julius Eduard. Das Koniglich Preu)3ische Gesetz vom 11. Juni 1837 zum Schutze des Eigentums an
Werken der Wissenschaft und Kunst gegen Nachdruck und Nachbildung. 1988.

39 Vogel. Urheberpersonlichkeitsrecht und Verlagsrecht im 19. Jahrhundert. - Berlin, 1993.

40 Marwitz Mohring. Das Urheberrecht an Werken der Literatur und Tonkunst in Deutschland. - Berlin, 1929.

41 Schilcher Theresia. Der Schutz des Urhebers gegen Werkanderungen. — Munchen: Florenz, 1989.

42 Fischer Florian. Das Literaturplagiat: Tatbestand und Rechtsfolgen. - Frankfurt am Main: Peter Lang, 1996.

43 Hubman Heinrich. Das Recht des schopferischen Gcistes.- Berlin: Walter de Gruyter & Co, 1954.

44 Becker-Bender Walter. Das Urheberpersonlichkeitsrecht im musikalischen Urheberrecht. - Heidelberg: Carl
Winter's Universitatsbuchhandlung, 1940.

45 Huht Fridrich. Das Recht des Autors. - Charlottenburg: Verlag „Geistiges Eigcntum", 1909.

46 Reinhardt Rudolf. Das Personlichkeitsrecht in der geltenden Rechtsordnung. - Mannheim; Berlin; Leipzig:
Verlag J. Bensheimer, 1931; Reinhardt Rudolf. Urheberrecht und Grundgesetz. Eine Untersuchung zu 27
LUG. - Berlin: Verlag Musik und Dichtung, 1957.

47 Ritter Hugo Hans. Das musikalische Urheberrecht und Schutz von Werkteilen. - Heidelberg, 1954.

48 Hansen Fritz. Urheber-, Verlags- und PreBrecht fur das gesamte Druckgewerbe. Erster Teil: Das Urheberrecht
an Werken der Literatur, der Tonkunst, der bildenden Kttnste und der Photographic Die internationalen
Betichungen des Urheberrechts. - Halle a.S., 1911.

49 Wilhelm von Grolman. System und Entwicklung der urheberrechtlichen Befugnisse im deutschen Recht unter
besonderer Beriicksichtigung des Rundfunks. - Kiel, 1928.

50 A. Ebner. Das Urheber- und Verlagsrecht. - Hannover: Verein Deutscher Zeitungsverleger, 1910.

51 Kleine Heinz, Voigtliinder-Elster. Die Gesetze, betreffend das Urheberrecht an Werken der Literatur und der
Tonkunst sowie an Werken der bildenden Kunst und der Photographic. Kommentar. — Berlin, 1952.

52 Kahn Ferdinand. Entlehnungen im Sinne des Gesetzes betreffend das Urheberrecht an Werken der Literatur
und der Tonkunst vom 19. Juni 1901 mit Beriicksichtigung des Gesetzes vom 22. Mai 1910. — Munchen:
Aschersleben, 1911.

53 Hilde Willmund. Das allgemeine Personlichkeitsrecht mit besonderer Beriicksichtigung des Urheberrechts. -
Koln, 1938.

Хронологические рамки исследования. Хронология нашего исследования берет начало с принятия Закон от 11 июня 1870 г., касающегося авторского права на произведения литературы, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения и завершается принятием последней действовавшей редакции от 30 сентября 1963 г. Закона, касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным научным направлениям и школам и отражающих:

Теорию и историю авторского права Германии (Adolf Dietz, Н.О. Boor, Gerhard Schricker, Eugen Ulmer, Э.П. Гаврилов, И.Г. Табашников, Г.Ф. Шершеневич);

эволюцию моральных прав автора в Германии (Kant, Peter Krober, Josef Kohler, Eugen Ulmer, Max Rintelen);

соотношение всеобщего права личности с моральным правом автора (Ulmer Eugen, Ludwig Mitteis, Peter Wilhelm, Musse Hans-Gabriel, Peter Krober);

систему моральных прав автора в Германии (1870-1963) (Peter Krober, Heckmann, Robert Mihaelis, Smoschewer Fritz, Elster Alexander, Wilhelm von Grolman);

содержание моральных прав автора в Германии (Adolf Dietz, Ulmer Eugen, Smoschewer Fritz, Georg Mtiller, Robert Michaelis, Elster Alexander, A. Ebner, Hansen Fritz).

Методологической основой исследования являются

гуманистические и демократические ценности российской и зарубежной правовой мысли; реалистический и всесторонний подход к анализу правовой мысли и законодательства о регулировании отношений в области авторского права; принципы историзма, научной объективности и

системности; рассмотрение общественных явлений в динамике, учитывая всю совокупность юридических и исторических фактов; отказ от монополии на юридическую истину.

Для решения поставленных задач автор использовал следующие методы исследования: формально-догматический (логический), историко-правовой, системный, логический и др.

Новизна и теоретическая значимость исследования. Нами в результате исследования:

  1. Выявлены нормативные правовые акты предмета исследования, являющиеся источниками немецкого права. Ряд нормативных правовых актов впервые вводятся в российский научный оборот.

  2. Определены лингвистическое происхождение, сущность и история понятий, различия в их толковании и определении, составляющих предмет исследования.

4. Прослежено развитие законодательства, регулировавшего
отношения в области авторского права в Германии с XV по XX век.

  1. Прослежена эволюция морального права автора в Германии.

  2. Выявлены и проанализированы научные подходы к определению и соотношению понятий «всеобщее право личности» и «моральное право автора».

  3. Проанализировано развитие системы и содержания моральных прав автора в Германии (1870-1963).

  4. Выявлены истоки происхождения и основные признаки плагиата как нарушения морального права автора признаваться автором произведения.

9. Выявлена и проанализирована судебная практика к
законодательству об авторском праве Германии в отношении моральных
прав автора (1870-1963).

Таким образом, нами осуществлено решение научной проблемы,

имеющей важное значение для развития научного направления в области авторского права. Сформулированные автором выводы и предложения относятся к среднему уровню новизны исследования - дополнению и конкретизации. Полученные исследования могут послужить основой для проведения прикладных исследований в рамках авторского права Германии, но уже по другим аспектам, в частности: реализация моральных прав автора, развитие системы и содержания имущественных полномочий автора, свободное использование произведения, защита моральных прав автора, эволюция законодательного закрепления права на обнародования произведения и др.

Практическая значимость исследования. В использовании полученных результатов заинтересованы ученые, аспиранты, преподаватели вузов и др.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы:

- в научных исследованиях проблем авторского права России;

в законотворческом процессе при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства;

при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по гражданскому праву зарубежных стран, праву интеллектуальной собственности;

- при подготовке спецкурсов по проблемам авторского права России.
Основные положения, выносимые на защиту.

1. Авторское право Германии прошло несколько этапов развития от так называемой теории монополии до представления об авторском праве как едином праве, в котором неразрывно соединены лично-правовые и имущественно-правовые интересы, которые отчасти служат охране имущественных интересов автора (имущественные права), а отчасти

охране интеллектуальных и личных отношений автора к своему произведению (моральные права автора).

  1. Моральное право автора представляет собой особенную форму выражения всеобщего права личности, сравнимую с правом на имя или правом на собственное изображение. Моральное право автора является частью единого авторского права.

  2. Действовавшее на период с 1870 по 1963 г. законодательство об авторском праве не признавало морального права автора, однако из содержания данных законов можно вывести положения, касавшиеся моральных прав автора, которые можно соединить в несколько групп: группа положений, касающихся права обнародования, обозначения автора и права на неприкосновенность произведения.

  1. Плагиат, как одно из наиболее распространенных нарушений морального права автора, связан не с присвоением произведения, а с нарушением прав в отношении этого произведения, носящих в первую очередь неимущественный характер, так как нарушается право автора именоваться автором произведения. Плагиату отводят место между свободным использованием и переработкой.

  2. Проблематичным остается вопрос разграничения свободного и несвободного использования. При этом следует: во-первых, осуществить сравнение использованного и вновь созданного произведения. Представляется верным за основу разграничения брать совпадения между двумя произведениями. Во-вторых, учитывать объем заимствования. При этом важно, чтобы заимствованной части как таковой было достаточно для авторско-правовых условий охраны.

6. Анализ судебной практики к Законам LUG от 1901 г. и KUG 1907 г.
проявляет тенденцию по возможности расширить содержание моральных
прав автора, закрепленных законодателем.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

на протяжении всего периода работы над кандидатской диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научных поисков. Приведем лишь основные формы апробации и внедрения в практику полученных результатов:

  1. Теоретические результаты, полученные в процессе исследования, легли в основу постановлений и распоряжений Пятигорского государственного технологического, Ставропольского государственного университета и Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.

  2. По результатам исследования опубликованы научные статьи, две из которых в реферируемом журнале ВАК Министерства образования России.

3. Научная общественность была ознакомлена с результатами
исследования на межвузовских и региональных научных конференциях.

4. Результаты исследования легли в основу научно-информационной
литературы, используемой студентами юридических факультетов вузов
Юга России в базовых, элективных и факультативных курсах студентов,
магистрантов и спирантов.

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, 3 глав 9 параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Степень разработанности темы исследования

Аналитический обзор научной литературы предполагает анализ и оценку развития научной мысли, а также выводы по существу исследуемых вопросов . Оценка результатов проведенных исследований в области становления и развития авторского права Германии основывается на глубоком анализе того вклада, который внесен по сравнению с предшествующими научными знаниями, насколько он способствует дальнейшему развитию концепции исследуемой темы.

Для определения степени разработанности темы исследования мы выявили и проанализировали научную литературу (диссертации, монографии, сборники научных трудов (статей) и научные статьи), которая дала обоснованное и объективное представление о проделанной предыдущими и нынешними поколениями ученых-юристов и ученых-историков исследовательской работе.

Учитывая тот факт, что практически отсутствует переводная научная литература по вопросам авторского права Германии, данное исследование основывается на первоисточниках, то есть на немецкой научной литературе, официальных комментариях к законам и законопроектам в области авторского права, а также многочисленных судебных решениях, которые по многим вопросам давали толкование, а по ряду вопросов дополнения норм законодательства в области авторского права Германии.

В немецкой научной литературе уже с середины XVII века дискуссионным является вопрос о предмете авторского права, законодательное решение которого нашло отражение в 11 современного Закона ФРГ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 сентября 1965 г.: «Авторское право защищает автора в его интеллектуальных и личных отношениях к произведению и в использовании этого произведения»55. То есть в центре охраны стоит автор произведения. Еще больше вопросов, а потому больший интерес для исследования представляет «личное отношение автора к произведению», поэтому в нашем исследовании мы ограничимся вопросами правого регулирования морального права автора в Германии.

1. Обзор нормативных правовых актов, используемых в опубликованных научных работах

Анализ библиографии научных работ Adolf Dietz, Ulmer Eugen, Tolke Giinter, Robert Michaelis, Max Rintelen, Jahn Beatrix, A.M. Goldbaum, H.O. de Boor, Josef Kohler, Otto Gierke, Markus Welser, Ludwig Mitteis, Hans-Gabriel Mtisse, Peter Krober, Zsofia Lendvai, Alexander Elster, Gerhard Schricker, Schack Haimo, Hock Martin, Dreier Schulze, Michael Burian, Marcel Schulze, Jochen Dieselhorst, Matias Dietz, Marwitz Mohring, Florian Fischer убедительно свидетельствует о том, что при написании своих произведений ученые в большей степени опирались на положения действовавшего на период с 1870 по 1963 г. законодательства об авторском праве, представленного четырьмя законами: Закон касающийся авторского права на литературные произведения, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения от 11 июня 1870 г., Закон от 9 января 1876 г. касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства, Закон касающийся авторского права на произведения литературы и музыки от 19 июня 1901 г. (Закон LUG от 1901 г.), Закон касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г. (Закон KUG от 1907 г.) Положения данных законов дополнялись официальными обоснованиями, а также анализом законопроектов к ним.

2. Обзор судебной практики, используемой в опубликованных научных работах Анализ научной литературы в исследуемой области показал, что огромное значение уделяется исследованию судебной практики поскольку по ряду аспектов законодательного закрепления и регулирования моральных прав автора судопроизводство было на шаг вперед и предвосхищало, а во многом и определяло ту или иную законодательную формулировку. Освещение проблемы морального права автора в Германии было бы не полным и односторонним без дополнения ее анализом судебной практики, который дает наглядное представление о решенных и требующих решения спорных моментов правового регулирования отдельных прав автора.

Обзор и анализ судебной практики построен по проблемно и тематико-хронологическому принципам.

Теперь непосредственно перейдем к обзору научной литературы по теме исследования, который, по нашему глубокому убеждению, должен отражать вопросы настоящей диссертации.

3. Обзор научных работ по вопросу эволюции моральных прав автора в Германии и соотношения всеобщего права личности с моральным правом автора

Наиболее значимыми в вопросе становления и развития авторского права Германии и в частности моральных прав автора являются научные труды Kant, Ulmer Eugen, Tolke Giinter, Michaelis Robert, Peter Krober, Reinhardt Rudolf, Boden Rudolf, Becker-Bender Walter, Hubman Heinrich и др., которые анализировали теорию привилегий и с которой связывается историческое становление и развитие авторского права Германии. Они указывали, что природа этих привилегий в противоположность к авторскому праву в современном его понимании — это, прежде всего, признание факта, что автор был привилегирован как самоиздатель, но не как автор. Указывалось также, что наряду с имущественно-правовой охраной автора признавалась и необходимость лично-правовой охраны автора.

Источниковая база предмета исследования

Объективность и достоверность полученных в ходе и итоге исследования результатов во многом обусловлены полным выявлением, правильным библиографическим описанием и глубоким анализом нормативных правовых актов, составляющих в одном случае предмет исследования, а в другом - один из важнейших видов источников права.

Авторско-правовая охрана обеспечивается, прежде всего, во всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г. В соответствии с абзацем 2 ст. 27 данной декларации каждый человек имеет право на защиту его идеальных и материальных интересов, которые вытекают из научного, литературного и художественного результата, чьим автором он является.

В Германии авторско-правовая охрана гарантирована также и на конституционно-правовом уровне. Так, благодаря статье 1 (Защита человеческого достоинства) и 2 (право на свободное выражение личности) Основного закона Германии охраняются идеальные, а также материальные интересы автора благодаря статье 14 (Гарантия собственности). В судебной практике Федерального Конституционного суда выражается, прежде всего, созданное автором произведение в имущественно-правовом отношении собственности в смысле предложения 1 абзаца 1 статьи 14 Основного Закона ФРГ. К конституционным отличительным чертам авторского права как права собственности в смысле Конституции принадлежит отнесение экономического достоинства охраняемого произведения к автору. Однако не каждое возможное использование обеспечено конституционно, в частности дело законодателя, в рамках содержательного выражения авторского права по предложению 2 абзаца 1 статьи 14 Основного закона установить квалифицированные масштабы, которые обеспечивают, исходя из природы и социального значения авторского права, соответствующее использование и соразмерную реализацию.

В исследуемый нами период авторское право было урегулировано, как уже отмечалось, в ряде нормативных правовых актов, а в частности, в Законе от 11 июня 1870 г. касающегося авторского права на произведения литературы, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения; Законе от 9 января 1876 г. касающегося авторского права на произведения изобразительного искусства; Законе касающегося охраны фотографий от неправомочного воспроизведения от 10 января 1876 г.; Законе касающегося авторского права на произведения литературы и музыки от 19 июня 1901 г. с последующими изменениями и дополнения; Законе касающегося авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г. с последующими изменениями и дополнениями.

В рамках исследуемого вопроса и по характеру построения и содержания норм следует отдельно охарактеризовать Законы от 11 июня 1870 г. и 9 января 1876 г. и Законы LUG от 1901 г. и KUG от 1907 г.

Если говорить о характере содержания Законов от 11 июня 1870 г и 9 января 1876 г., то они определяют: 1) в отношении письменных экземпляров: - исключительное право автора; - запрет перепечатки; - что не рассматривается как перепечатка; - продолжительность исключительного права автора; - компенсация за нанесенный ущерб и меры наказания; - процесс; - срок исковой давности; 2) применение положений закона в отношении географических, топографических, естественно-научных, технических, архитектурных и подобных им изображений; 3) применение положений закона в отношении музыкальных композиций; 4) основные положения авторско-правовой охраны публичных постановок драматических, музыкальных или музыкально-драматических произведений; 5) общие положения.

Основой Закона от 1870 г. была Конституция Бисмарка, которая оговаривает охрану интеллектуальной собственности законодательства империи. Данный Закон, касающийся авторского права на произведения литературы, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения, был близок в своих регламентациях все еще законодательству о перепечатке, хотя в названии закона уже встречается слово «авторское право»93. Закон оставил в центре запрет перепечатки и выводил из этого права автора. Систематика закона принудила законодателя изобрести мнимые составы перепечатки, которые представляли исключительные права автора. Исключения к запретам перепечатки образовывали вместе с тем границы авторского права. Единственно специально названным правом авторы было названо право воспроизведения механическим путем. Лишь вскользь упоминаются два личных права автора, это право обнародования ( 5) и право на авторское обозначение ( 7а).

Эволюция моральных прав автора в Германии

Древние времена и средневековье не знали авторского права, правда в античность, в особенности в период римской империи, неоднократно встречаются договоры между писателем и издателем. Размножение произведение осуществляется через копирование . Развитие книгопечатания в XV веке создало возможность интенсивного экономического использования произведений литературы и искусства, так как появилась возможность изготовления большого количества экземпляров произведения173. Вместе с этим на передний план выступают другие интересы автора, и в частности гарантировать себе экономическое использование своего произведения Теория привилегий Историческое развитие авторского права связывается с институтом монополии . К старым теориям науки причисляют так называемую теорию привилегий, которая характеризовалась тем, что автору не принадлежало самостоятельное субъективное право, а только законодательно установленный запрет перепечатки. Не автор имеет право, а перепечатка является уголовно наказуемым преступлением . Государство предоставляет собой монополию и устанавливает всеобщий запрет на перепечатку.

Подобные привилегии были своего рода особыми законами , которые создавали на ограниченный срок субъективные права в пользу определенного лица. Это право не было в высшей степени личным, но являлось передаваемым. Природа этих привилегий в противоположность к авторскому праву в современном его понимании - это, прежде всего признание того, что привилегированный автор был привилегирован только как самоиздатель, но не как автор. Речь шла только о совокупности правовых норм, регулирующих издательскую деятельность. Привилегии защищали издателя и автора против перепечатки, прежде всего с имущественно-правовой точки зрения. Наряду с этим в ряде случаев упоминается необходимость лично-правовой охраны автора . То есть была признана также необходимость юридической охраны идеальных интересов автора.

В 16 и 17 столетиях авторы новых произведений, переводчики, а также переработчики старых произведений получили большое количество привилегий . По окончании 17-го столетия наблюдается уменьшение количества привилегий. Решающим в этом процессе стала идея интеллектуальной собственности.

Теория права личности и права интеллектуальной собственности Решающее значение для развития морального права автора имели учения права личности и учения интеллектуальной собственности . Понимание лично-правового характера авторского права берет свое начало с работы Канта . Он высказывается против учения об интеллектуальной собственности: "Те, кто рассматривает издание книги как использование права собственности на экземпляр, ...никогда не сможет прийти к их интересам, так как собственность автора, по их мнению, оставляет без внимания переиздание" . В отношении произведений он проводит различие между материальным предметом, на которое существует вещное право, и его содержанием. В качестве содержания он рассматривает высказывание автора. На это высказывание его автор обладает личным правом. Это право соответственно нарушается, если благодаря переизданию, его речь без его согласия публично произносится. Кант представляет мнение, что авторское право по своей сути является личным правом или правом личности и его нарушение наносит ущерб личности

Сегодняшнее учение об авторском праве как праве интеллектуальной собственности возникло из осознания того, что авторское право не представляет собой ни чистого имущественного права, ни чистого личного права. Предметом интеллектуальной собственности является литературное произведение, произведение изобразительного искусства или музыки. В основе каждого из перечисленных произведений лежит мысль, которая находит свое выражение средствами языка, живописи и т.п., и благодаря этому становится доступной для других людей18 . Эта мысль, которая сама по себя является содержанием произведения, не пользуется охраной авторского права . Подтверждение того, что содержание само по себе не является объектом авторского права, можно найти в сравнении авторского права с патентным правом.

Моральное право автора в судопроизводстве до 1908 г

Законодатель с первыми законами 19 столетия начал защищать автора и издателя от перепечатки и других посягательств на использование литературной работы. Данные законы создали позитивное основание для того, чтобы продукт работы действовал как наличествующее имущественное благо, которое, как и другие имущественные ценности, могло передаваться . Законодатель ограничивает авторско-правовую охрану отдельными полномочиями издательства и авторов и уклоняется от выражений (оборотов), которые несмотря на содержание, носящее лично-правовой характер, может указывать на всеобщее право личности. Этот принцип сохраняет также Закон от 1870 г. Автору в соответствии с 1 принадлежало исключительное право размножения механическим путем. Это предписание охраняло материальные интересы автора не только в том, чтобы отсрочить или отказаться от обнародования. Право размножения было дополнено 4 благодаря запрету перепечатки без разрешения уполномоченного лица. Авторское право могло согласно предложению 1 3, 8 и 12 передаваться по наследству как полностью так и в ограниченном объеме на время жизни, а также в случае смерти. Кроме этого данное положение содержало лично-правовые моменты, как те, которые предоставляли наследникам право охраны интересов автора. Имперский Верховный Суд подтвердил это в 1884 г.

Согласно 3 была закреплена возможность передачи авторского права. Это положение стало предметом частых дискуссий в науке. Kohler рассматривал авторское право как «неотчуждаемое личное право» автора. Это утверждение поддерживает Gierke, которой доказательно разъяснил: «Авторское право в своей основе не передаваемо...» .

В Законе от 1870 г. была введена только добровольная передача, но не принудительное взыскание. Исходя из этого спорным оставался объект права. Gierke и Kohler разделяли мнение, что автору должно принадлежать неограниченное право обнародования произведения; рукопись получала имущественно-правовое содержание только тогда, если она отчуждается.

Дискуссионным оставался также момент, мог ли автор быть принужден после первого обнародования к дальнейшему изданию, переводу или уступке права на перепечатку. Изменившиеся жизненные обстоятельства автора или меняющиеся политические, экономические взгляды, могли бы запретить дальнейшее издание. Проблема не могла быть однозначно решена. В период национал-социализма вновь были подхвачены аргументы, выдвигаемые Kohler. Так, Gierke приветствовал закон и везде искал подтверждение лично-правовой теории, которая нашла отражение в 5а и 24 Закона в особенности в защите литературной чести автора против плагиата или против бесстыдного обнародования доверительно сообщенной рукописи39 . Практическое значение закона виделось преимущественно и по праву в имущественно-правовой направленности: авторское право поэтому считалось имущественным правом с лично-правовой зависимостью397.

В центре закона находится запрет перепечатки, из которого выводятся права автора. Единственным особо упомянутым правом автора было право на воспроизведение механическим путем. Не напрямую упоминались два личных права автора: право на обнародование ( 5) и право на авторское обозначение ( 7а).

Законные средства защиты, нашедшие отражение в Законе были, кроме компенсации вреда, уголовно-правовой природы. Однако осуществление права на авторское обозначение нашло важное ограничение, в котором определялось, что в случае нарушения этого права может требоваться только денежный штраф в размере до 20 тайлеров. Кроме этого указывается, что если общий срок давности средств защиты составляет 3 года, то право на авторское обозначение исчерпывается тремя месяцами.

С решения имперского суда от 11 июля 1884 г. начинается законодательно оформленная деятельность судов в области моральных прав автора.

Обстоятельства дела просты: St. заключил с владельцем книжного магазина издательский договор, согласно которому он в полном объеме передал право на издание своего произведения «Handbuch der grsamten Finanzverwaltung im Konigreiche Bayern einschlie/31ich der Pfalz». После смерти St. издательство осуществило без согласия наследников новое издание книги. Основываясь на данном факте, наследники St. подали иск против владельца книжного магазина, в котором указывалось, что книга была выпущена с изменениями и что он (владелец магазина) должен был за это выплатить гонорар.

Похожие диссертации на Личные неимущественные (моральные) права автора в Германии : историко-правовой аспект