Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Алиев Якуб Ломалиевич

Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование)
<
Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиев Якуб Ломалиевич. Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование) : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 295 c. РГБ ОД, 71:03-12/85-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сущность и место корпоративного традиционализма полиции системе государственности 16

1. Понятие традиций и традиционализма полиции 16

2. Государственно-правовая сущность традиций полиции 34

3. Место полицейского традиционализма системе государственности 53

4. Особенности традиций полиции 66

ГЛАВА II. Источники традиций полиции 81

1. Традиции полиции как связь и преемственность истории российской государственности 81

2. Роль права в формировании традиций полиции 102

3. Международная правоохранительная деятельность полицейские традиции России 124

ГЛАВА III. Традиции полиции укрепление законности 149

1. Традиции МВД как фактор укрепления государственности и законности 149

2. Кумулятивная и прогностическая функции традиций в развитии органов внутренних дел 169

3. Предметно-деятельная и организующая роль традиций в подготовке кадров полиции и развитии юридической науки 190

ГЛАВА IV. Основные тенденции и проблемы формирования традиций полиции 213

1. Основные противоречия в формировании современных традиций полиции 213

2. Демократизация и укрепление связи с народом -

ведущая традиция в развитии полиции 233

Заключение 249

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Научное исследование корпоративного традиционализма полиции представляется существенным и необходимым в силу ряда факторов. В первую очередь это важно по мировоз-ренчески-методологическим причинам. Традиционализм, традиции - существенный элемент и социальной психологии, и идеологии, составляющих содержательную основу любого мировоззрения. Мировоззрение является решающим фактором, определяющим индивидуальное и общественное сознание каждого человека и всех социальных общностей. И в силу этого оно является основой их поведения и деятельности.

Мировоззрение является основополагающим элементом любой методологии, поскольку методология предполагает, прежде всего, применение принципов мировоззрения к процессу познания и социальной практики. Традиции являются органической составной частью и мировоззрения, и методологии.

Традиционализм и традиции выражают связь и преемственность разных поколений, эпох, прошлого и настоящего. Они охватывают лучшие мировоззренческие и познавательные модели сознания и социальной практики. Составляют духовный и предметно-деятельный стержень культуры любого индивида, любой социальной общности, социального слоя и данной социальной системы. Вне традиций не может быть стабильности, прочности и развития человека, человечества, социального образования.

Социально-политический аспект актуальности научного исследования традиций полиции характеризует социально-политическую и государственно-правовую сущность этих традиций, их связь, обусловленность и зависимость от социально-экономических и политических основ общественного строя, политической и правовой систем, исторического типа государства, его политики.

Социальная роль традиций полиции обусловлена сущностью органов внутренних дел (ОВД) как одного из основополагающих элементов российской

государственности, существенного органа государственного механизма, обеспечивающего суверенитет, целостность, стабильность, независимость государства и гарантирующего законные права, свободы и интересы личности, надежно защищающего общественную безопасность и общественный порядок.

Традиции ОВД являются составной частью государственных и национально-культурных традиций России как единого и одновременно множественного государственно-национального образования. В своем происхождении, формировании и развитии, а также в формах проявления и реализации в общественном сознании и социальной практике народов России они вбирают в себя все элементы и аспекты как их духовного мира и социальной практики, так и всю гамму социально-политических норм, правил и государственно-правовых установлений. В них отражаются все социальные противоречия, характеризующие эти нормы, правила и установления.

Для современной России характерны острые социальные противоречия. Сложной является проблема отношений между обществом и государством, гражданином и государством, органами государства, органами ОВД и гражданами.

В известной мере можно говорить и о кризисе национально-государственных традиций России. Этот кризис состоит в том, что, во-первых, глобализация в ее проамериканской тенденции прямо направлена на разрушение национально-государственных традиций России и, прежде всего, ее ведущей традиции - державности. Во-вторых, кризисные процессы, обусловленные коренной сменой общественного строя, всей системы общественных отношений в России, в значительной мере означают и тенденцию разрушения прежних государственно-политических и правовых традиций. Забываются и лучшие традиции органов внутренних дел дореволюционной России. Национально-государственные традиции России подменяются их зарубежными моделями.

Ломка национально-государственных традиций неизбежно оборачивается утратой связи органов ОВД с народом, падением их авторитета, скачкообразным ростом преступности и антисоциальных проявлений.

Причины резкого увеличения преступности обусловлены самой сущностью переходного периода развития России. Нельзя не принимать во внимание и ломку политико-государственных традиций, в своей основе направленных на предупреждение преступности, укрепление связи государства с народом, на реальную защиту законных прав, свобод и интересов человека и гражданина.

Важным фактором актуальности темы диссертационного исследования является ее нравственно-психологический аспект, состоящий в органической связи традиций полиции с общественной моралью, нравственностью, социальной психологией российского общества, со всеми его духовными состояниями и процессами. Кризис российской духовности характеризуется обострением противоречий в общественном сознании, деградацией социальных ценностей и идеалов, снижением социальной роли идеологии, разгулом аморализма. Идеология более не является цементирующей основой духовной жизни.

Традиционализм полиции, будучи органической частью национальных традиций России, составляет непосредственный элемент социальной психологии, морали и идеологии. И, как таковой, он является духовным и предметно-чувственным стержнем общей и профессиональной, особенно правовой культуры самого важного достояния органов ОВД - их личного состава. Традиционные модели и стереотипы сознания, поведения и деятельности сотрудников ОВД предопределяют сущность, состояние, социальную направленность и эффективность их повседневного поведения и деятельности. Они отражают закономерности функционирования и развития общественного сознания на всех его уровнях, видах и формах.

Все структурные элементы общественного сознания являются определяющими факторами организации, функционирования и деятельности органов ОВД. Они оказывают решающее воздействие на подготовку и профессио-

нальную пригодность и эффективность этих органов, на теорию и практику их организационной структуры и развития1.

Фактором, определяющим актуальность темы диссертации, является также состояние ее научной разработки.

Степень разработанности темы исследования. Разработка темы характеризуется следующими ее основными моментами.

Во-первых, создана общая методология и теория формирования, функционирования и развития традиций. Определено их место и социальная роль в развитии социальной теории и социальной практики. Ключевую роль по этим вопросам имеют работы основоположников диалектико-материалистического и субъективно-идеалистического понимания истории.

Во-вторых, исследованы важные моменты и стороны сущности, процесса формирования, функционирования и развития традиций, вместе взятые, составляющие общее учение о традициях, их отдельных видах. Этому посвящены работы Ю.Е.Аврутина, Х.М.Ахметшина, П.Базикина, П.И.Батова, К.Батыра, В.П.Бокарева, Н.В.Витрука, А.Гарри, С.А.Голубова, А.Г.Горного, А.А.Гришина, П.П.Глущенко, С.Джабарова, В.М.Егоршина, В.Н.Еремина, Г.П.Ермо-ловича, Г.К.Жуксва, С.П.Звягина, С.Ф.Зыбина, П.В.Иванова, А.Г.Калашникова, Д.П.Калистова, Л.Ф.Кваши, Б.А.Кистяковского, Н.Д.Козлова, А.Б.Коновалова, А.Ф.Козьмина, Л.А.Кремена, В.О.Ключевского, Х.Х.Лойта, В.В.Лу-неева, В.В.Луцкина, Н.С.Мареева, С.В.Макарчука, Дж.Макэвана, М.А.Мей-ера, А.С.Миловидова, К.Набулси, Д.Д.Невирко, С.Х.Неспа, Р.А.Нисбета, Д.М.Позднеева, Е.В.Прокоповича, С.А.Робилльярда, К.Т.Ростова, В.П.Саль-

Сальников В.П. Правовая культура сотрудников правоохранительных органов. СПб, 1998; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М.: Юридическая литература, 1983; Ростов К.Т. Методология регионального анализа преступности в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия академия МВД РФ, 1998.

никова, Р.Д.Свона, В.С.Соловьева, В.В.Струве, Г.Файкса, В.М.Шамарова, С.М.Штеменко, В.П.Шупленкова, М.В.Щелкуновой, Н.Г.Янгола и др.

Однако, научных исследований традиционализма и традиций полиции в их системном монографическом виде нет. Вне поля зрения ученых до сих пор остаются такие вопросы, как сущность, источники, место в системе государственности, формирование традиций вообще и традиционализма полиции в частности, их связь с политикой и идеологией государства, с правом, их социальные функции.

Объект исследования составляют нравственно-этические, правовые нормы и правила, а также правоотношения в сфере возникновения, формирования, функционирования и развития традиций полиции как составной части национально-государственных традиций России и государственно-правовых традиций мирового сообщества.

Предмет исследования составляют проблемы, характеризующие традиции полиции, их социальную роль в развитии государственности и укреплении законности, основные проблемы и тенденции их формирования в современных условиях России.

Несмотря на то, что объект и предмет исследования преимущественно анализируют традиции ОВД России, по своему характеру, содержанию, источникам и результатам в своих принципиальных положениях характеризуют полицейские традиции любого государства.

Цель исследования состоит в системном теоретико-правовом и историко-правовом анализе традиционализма и традиций ОВД современной России как фактора развития и укрепления государственности и законности; в выявлении на этой основе противоречий в функционировании и формировании этих традиций и в разработке возможных путей их разрешения. Для достижения цели диссертационного исследования ставятся следующие задачи:

определить понятие традиций и традиционализма полиции, их государственно-правовую сущность, место в системе российской государственности и особенности;

показать связь и преемственность традиций полиции с историей государственности, основные закономерности и тенденции их возникновения, становления и развития; роль политики, права и государственно-правовых институтов в их формировании и их связь с международной правоохранительной деятельностью;

обосновать социальную роль этих традиций в развитии государственности и укреплении законности посредством характеристики традиции как духовной ценности и источника мощи государства;

раскрыть кумулятивную, прогностическую, предметно-деятельную и организующую роль традиций в развитии ОВД, подготовке кадров и развитии юридической науки;

выявить основные противоречия в формировании современных традиций ОВД РФ и разработать предложения по их разрешению;

доказать, что демократизация и укрепление связи с народом есть определяющая традиция в развитии и полиции, и ОВД России.

Методологической основой исследования являются диалектико-мате-риалистический, общенаучные и некоторые прикладные методы познания социально-политических и правовых явлений. Принципы связи, развития историзма, внутренней противоречивости понятий и социальных явлений, их предметности и конкретности, единства и противоречивости общего, особенного и единичного в социально-правовых понятиях и формах их проявления являются определяющими в исследовании. Широко использованы логический, исторический, системный, сравнительно-правовой методы научного познания.

Теоретической основой явились труды вышеназванных авторов, а также специальные работы отечественных и зарубежных авторов, в той или иной мере относящиеся к предмету исследования (Б.Адамс, С.Бжезинский и другие).

Эмпирическую основу исследования составляют: личный опыт службы диссертанта в органах ОВД на оперативных, преподавательских и руководящих должностях, в том числе в университете МВД России. Она включает также многочисленные нормативно-правовые акты, служебные обзоры и информационные материалы по вопросам, относящимся к объекту и предмету исследования; статистические данные и факты, характеризующие различные стороны теории и практики традиций полиции, ОВД.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

сформулирована авторская концепция традиций полиции как фактора укрепления государственности и законности; дано авторское определение понятий традиций и традиционализма полиции, выявлены их социально-политическая и государственно-правовая сущность, место в системе государственности и особенности;

определены закономерности (тенденции) возникновения, формирования и развития традиций полиции, их диалектическая связь и преемственность с российской государственностью, с внутренней и внешней политикой государства;

раскрыта социальная роль традиций полиции в развитии государственности и укреплении законности посредством анализа традиций как духовной ценности и источника мощи государства, а также характеристики важнейших социальных функций этих традиций: кумулятивной, прогностической, предметно-деятельной, организующей;

показаны основные проблемы и тенденции в их формировании, особенно основные противоречия развития этих традиций;

дана характеристика ведущей традиции в развитии органов полиции -их демократизация и укрепление связи с народом;

- содержатся предложения по разрешению имеющихся противоречий.
Теоретическая значимость исследования выражается в постановке ак
туальной малоразработанной историко-правовой и теоретико-правовой науч-

ной проблемы, разработке ее авторской концепции, методологии, концептуально-понятийного аппарата, выявлении социально-политической и государственно-правовой сущности традиций и традиционализма полиции, закономерностей их связи с политикой и идеологией государства, их социальных функций и основных проблем и тенденций в их формировании и развитии. Обоснование на этой основе предложений по разрешению имеющихся противоречий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в законодательно-нормотворческой деятельности Федерального Собрания, Правительства РФ и ее субъектов, в планово-прогностической, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности соответствующих структурных подразделений ОВД, культурно-идейно-воспитательной работе с личным составом органов ОВД.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Традиции - это исторически сложившиеся, повторяющиеся и сохраняю
щиеся модели сознания, отношений, поведения и деятельности социальных
общностей, формирующиеся на основе их совокупного опыта и социальной
практики и передающиеся последующим поколениям. Они являются относи
тельно самостоятельным структурным элементом социальной психологии дан
ного общества, предметно-чувственной и теоретико-практической деятельной
формами отражения и проявления их истории и всех сторон жизнедеятель
ности.

2. Традиции полиции - это государственно-правовые устойчивые модели,
эталоны и формы сознания, отношений и деятельности органов внутренних дел
государства, исторически сложившиеся на основе совокупного опыта, культу
ры и социально-политической практики данного общества, передаваемые пре
дыдущими и воспринимаемые последующими поколениями органов внутрен
них дел.

3. Как форма отражения и проявления истории и функционирования го
сударства традиции полиции в отличие от трудовых и иных общих традиций
имеют свои особенности. Важнейшими из них являются:

государственно-правовая и морально-политическая сущность этих традиций;

их нормативно-обязательный характер;

прямая связь с политикой и всем общественным строем общества, историческим типом социальной системы и историческим типом государства, их зависимость от общественно-политических атрибутов;

- специфическая (государственно-политическая и правоохранительная)
сфера проявления;

достаточно жесткие, устойчивые и предписывающие правила, нормы и модели поведения, деятельности и общественных отношений, составляющие их сущность и содержание;

их особо значимая социальная роль и социальные функции;

юридически значимые последствия их несоблюдения;

преимущественно писаная, нормативнозакрепленная форма их проявления;

их определённое несоответствие и противоречие с другими видами традиций (политическими, национальными, трудовыми, боевыми, семейными и

ДР-)-

4. Основой авторской концепции традиций полиции является вывод о их

непосредственной связи с политикой, всем общественным строем, историческим типом социальной системы и историческим типом государства и права, их зависимость и обусловленность общественно-политическими и государственно-политическими и правовыми атрибутами, а также историей, культурой, правовой культурой, общественным сознанием, прежде всего, политико-правовым и нравственным сознанием, социальной психологией и идеологией общества и государства.

5. Приоритетной и знаковой является социальная роль традиций полиции.
Будучи составной частью общих национально-государственных традиций Рос
сии, диалектически взаимосвязанные с фундаментальными социальными, по
литическими, государственно-правовыми, идейно-теоретическими и духовно-
нравственными атрибутами общества, государства и права, традиции полиции
реализуют приоритетные социальные функции:

- являются элементом связи и преемственности в истории российской го
сударственности;

служат духовным, идейно-теоретическим и предметно-чувственным стержнем в формировании национально-государственной психологии, идеологии и государственно-правовой практики; исключительно значимой является их роль в формировании общественного сознания, социально-правовой психологии и идеологии, нравственного и правого сознания; в подготовке и воспитании не только кадров ОВД, но и кадров государственного аппарата, а также во внутригосударственной и международной правоохранительной деятельности государства;

выполняют онтологическую, кумулятивную, прогностическую, предметно-деятельную и организующую роль в формировании общественного сознания, государственно-правовой практики, правоохранительной деятельности, подготовке кадров и в развитии юридической науки.

6. Благодаря своей связи со всеми социальными атрибутами общества, го
сударства и права, традиции и традиционализм полиции как составная часть
национально-государственных традиций и традиционализма России занимают
особое место в системе государственности, являясь ее системным, относитель
но самостоятельным элементом. Они имеют объективно-субъективное ком
плексное идеальное и предметно-чувственное содержание и формы проявле
ния.

7. Противоречия в формировании современных традиций полиции обу
словлены кризисными явлениями в функционировании и развитии экономиче-

ской, политической и правовой систем российского общества, в политике и идеологии государства. Основным противоречием процесса формирования традиций полиции является определённое отчуждение между обществом и государством, государством и личностью, а также явное несоответствие функционально-целевого предназначения органов ОВД результатам их повседневной правоохранительной деятельности по обеспечению законных интересов, прав и свобод человека и гражданина, целостности, безопасности и социальной стабильности государства, сохранению общественного порядка.

8. Ведущей традицией в развитии полиции и фундаментальным способом разрешения имеющихся противоречий в функционировании, формировании и развитии традиций ОВД является демократизация их организационной структуры, форм и, особенно, средств и способов деятельности, укрепление и совершенствование механизма их связи с народом.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждено на заседаниях кафедр теории права и государства, истории права и государства, истории права и государства зарубежных стран. Его основные положения представлены и обсуждены на объединенном заседании ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России, на заседании законодательной комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также на ряде международных и российских научно-практических конференций: межвузовском научно-практическом семинаре «Демократия и тоталитаризм: проблемы противостояния (политические режимы в современном мире)» (Санкт-Петербург, ноябрь 1999 г.); межвузовском научно-практическом семинаре «Государство и право на рубеже веков» (Санкт-Петербург, июнь 2000 г.); межвузовском научно-теоретическом семинаре «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (Санкт-Петербург, февраль 2001 г.); межрегиональном научно-практическом семинаре «Государственно-правовая политика России: история и современность» (Москва, сентябрь 2001 г.); межвузовской научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы теории и истории

государства и права» (Санкт-Петербург, декабрь 2001 г.); международной научно-практической конференции «МВД России - 200 лет: история и перспективы развития» (Санкт-Петербург, сентябрь 2002 г.); международной научной конференции «Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России)» (Санкт-Петербург, октябрь 2002 г.) международной научно-практической конференции «Социально-правовое государство: вопросы теории и практики» (Санкт-Петербург, июнь 2003 г.) и др.

Структура работы. Диссертация включает введение, четыре главы, объединяющие 12 параграфов, заключение и список литературы, изученной автором.

Место полицейского традиционализма системе государственности

Любая социальная система включает множество разнообразных социальных элементов и институтов, диалектически сочетающих в себе материальное и духовное. Ее основу составляют исторически определенные типы и формы общественных отношений, образующих конкретную социальную систему или общество определенного исторического типа. Общество не существует вне конкретных социальных слагаемых, каковыми являются люди, народонаселение, отношения и связи между людьми, жизнедеятельность человечества. Обязательным фактором этой жизнедеятельности является внешняя природная среда, служащая не только средой обитания человека и человечества, но и необходимым фактором жизнедеятельности людей, производства и воспроизводства поколений. Органическими элементами общества являются также определенные социальные механизмы и формы реализации общественных отношений и человеческой жизнедеятельности, механизмы и формы социального управления. Вместе взятые указанные элементы образуют социальную систему.

Социальная система является относительно самостоятельной частью системы мироздания, понимаемого как диалектическое единство природы и общества, то есть как комплекс процессов и явлений, а также связи между ними, существующие объективно, независимо от субъекта познания. Социальную систему нельзя рассматривать лишь как простую множественность составляющих ее элементов, как комбинацию предметов или частей, образующих комплексное единое целое. Вряд ли следует сравнивать ее с естественно-природными системами, например, с горными системами, системами рек и солнечной системой1. Такое сравнение возможно лишь в ее количественной стороне, характеризующей систему как множественность совокупных элементов. Но эта множественность - не простое механическое сочетание составляющих системы. Оно есть, прежде всего, строго определенное качество связей и отношений между ее элементами. Существенной отличительной особенностью социальной системы являются сложные диалектические взаимосвязи и отношения между людьми - общественные отношения, основу которых составляют экономические, производственные отношения. Социальные отношения сочетают в себе диалектическое единство и противоречие между их материальными носителями (сами люди, их жизнедеятельность, ее способы

и формы) и их духовными элементами (психика, психические процессы, психические образования и состояния, духовные отношения, общественное сознание, его уровни, формы)1.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие на социальную систему в интересах ее оптимального функционирования и удовлетворения изменяющихся потребностей и интересов людей, объединенных в исторически определенные социальные общности (классы, нации, социальные слои и группы населения и их социально-политические образования). Оно, социальное управление, включает элементы не только сознательного целенаправленного волевого воздействия на общественные процессы, но и случайные, стихийные факторы, в том числе природные, воздействующие на эти процессы помимо воли субъектов социального управления .

В случае сознательного управления общественными процессами их протекание существенно зависит от идеального фактора, который способен заметно влиять на них, осуществлять их реализацию с точки зрения интересов и целей человека. В зависимости от методов формирования целей и программ их достижения социальное управление подразделяется на традиционное, то есть управление, осуществляемое преимущественно на основе сложившихся в обществе обычаев и традиций; эмпирическое - управление посредством познания и использования отдельных эмпирических закономерностей общественного развития и научное - управление, осуществляемое в соответствии с познаваемыми законами развития общества .

Важнейшими слагаемыми системы социального управления являются политическая и правовая системы, политическая и государственно-правовая организация общества, политические и правовые отношения и нормы, государство, государственные образования, их учреждения, общественные организации, государственные и общественные институты, а также политическое и правовое сознание. Политическая и правовая системы, государственные и общественные учреждения и институты, политико-правовые отношения и политико-правовое сознание, вместе взятые, образуют механизм социального управления.

Государство, государственные учреждения, государственный аппарат, их деятельность по управлению социальными процессами, политико-правовые нормы, теория и практика их применения образуют сложное социальное понятие государственности. Государственность, как и общество в целом, а также формы, способы и средства социального управления существуют лишь в конкретно-исторических типах и формах. Они конкретны в пределах каждой общественно-экономической формации1. Они сугубо конкретны и действительны только в рамках исторически определенного типа государства, формы правления и политического режима.

Государство, государственные учреждения, политика государства, то есть его деятельность по управлению делами общества в интересах господствующих социальных сил, политические отношения, нормы и институты, политические учреждения, а также право, правовые нормы и институты, формы, методы, способы и средства социального управления в целом образуют систему государственности.

Применительно к Российской Федерации система ее государственности включает следующие основные элементы:

- конституционные органы государственной власти - законодательные, исполнительные, судебные, основой которых являются Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный и Верховный Суд Российской Федерации, а также органы власти ее субъектов и система органов местного самоуправления1;

- территориально-федеративное устройство Российской Федерации, его государственно-правовой механизм, включающий помимо органов государственной власти Федерации и ее 89 субъектов, права и свободы человека и гражданина2, их правовой статус3, территорию РФ и территории ее субъектов, государственный язык, принципы государственного устройства4, пределы и предметы ведения РФ и ее субъектов5, финансовую, налоговую, бюджетную системы РФ и ее субъектов6, систему федерального законодательства и законо-дательства субъектов Федерации ;

- система социального управления РФ и ее субъектов, основой которой являются политико-правовые отношения, нормы и институты, общие основы и принципы общественного устройства РФ , политическое и правовое сознание, социальная психология и идеология российского общества9, внутренняя и внешняя политика РФ10.

Традиции полиции как связь и преемственность истории российской государственности

Возникновение традиций полиции, в том числе традиций ОВД РФ неразрывно связано с историей государства, права, с процессом становления и развития конкретной политической и правовой, а также правоохранительной систем. Их становление и формирование имеют свои корни и в истории многих стран и народов Европы, Азии, Средней Азии, Америки и даже Африки. Более того, история традиций полиции неотделима от общей истории всех народов мира, от процесса развития человека и человечества, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Возникновение человека, процесс его определенного отчуждения от природы, возникновение цивилизации есть, прежде всего, процесс эволюции, формирования сознания от его низших ступеней и форм до теоретического уровня мышления, науки, культуры и искусства. Основой этого процесса является развитие общественного бытия, прежде всего, общественного производства, орудий труда, освоения человеком сил и возможностей природы. От первого древнего человека ведет свое начало современное человечество. Человек осваивал окружающий его мир в процессе приспособления, познания природы. Он постоянно сталкивался с враждебностью и стихией сил природы. В упорном труде и постоянной борьбе расширял и углублял как пространство своего обитания и жизнедеятельности, так и масштабы, характер, уровень и формы своего сознания.

Процесс становления традиций полиции относительно условно можно разделить на следующие основные этапы.

Первый этап - социальное расслоение первобытного общества на основе продолжающегося разделения труда, появления новых орудий труда и новых способов производства, обеспечивающих объективную возможность создания некоторых излишков продуктов питания и предметов быта, необходимых для удовлетворения насущных потребностей людей, и, что более важно, для присвоения этих излишков вождями племени, рода и их приближенными. На этом этапе племя и род не представляют собой единую социальную общность. Они разделены на вождей, их приближенных и остальных членов, обязанных подчиняться воле вождей. Однако и на этой стадии воля вождей отражает волю и интересы всех членов племени. Этот этап относится, по данным ученых, к периоду, насчитывающему 700-800 тыс. лет тому назад1.

Эта так называемая неандертальская стадия антропогенеза, на которой закладываются биологические основы многих видов человеческой деятельности: пантомимы, театра, скульптуры, живописи, воинского искусства, разработки операций, прогнозирования ситуации и т.д. Интенсивно развивается абстрактное мышление. Так же, как и на предыдущих стадиях, происходят аналогичные процессы. Сохраняются самоуправление, парная семья, коллектив парных семей. Усиливается общественное воспитание подрастающего поколения. В очередной раз подскакивает возраст полового созревания. Сохраняется интимность семейных половых отношений. Происходит дальнейшая деградация репродуктивной системы в соответствующих фазах онтогенеза и подтягивание ее к новому сроку полового созревания. Наблюдаются две подстадии: поисковая и стабильная, но с очень размытыми границами в виду того, что способы охоты, формы обучения и жизнедеятельности находились в постоянном развитии, т.е. как бы шел непрерывный процесс перехода биологического в социальное и социального в биологическое, необходимости в потребность. Расширяется ойкумена (демо- и география расселения), растет численность населения. Отражение неандертальской стадии антропогенеза в современном чело- еке наиболее ярко находит в возрасте от 12 до 16- 17 лет: кучкование, выбор идеала для подражания, как правило, не из родителей, испытание себя в критических ситуациях, как правило, искусственно создаваемых, и т.д.

Уже на этой стадии складываются определенные, апробированные практикой формы деятельности, поведения и мышления. Тем самым создаются принципиальные основы формирования традиций.

Второй этап - возникновение частной собственности в ее первичных рабовладельческих формах, классов (рабов и рабовладельцев), государства и права, первоначальных атрибутов политической и правовой системы, возникновение войны как способа разрешения противоречий между государствами для завоевания новых жизненных территорий, богатства и, главное, рабов как основной производительной силы. Этот этап относится к периоду, приблизительно отстоящему на 14-12 тыс. лет до н. э. Этому периоду предшествовали более ранние формы вооруженного противостояния между племенами и родами. Человек, в конце концов, вынужден был освоить войну, вооруженную борьбу как для защиты своей кормовой территории, так и для проникновения на чужую территорию при истощении своей кормовой территории1.

На этом этапе традиции существуют уже в их развитом виде и формах, соответствующих основным формам производства, общественных отношений и жизнедеятельности. Тогда уже существовали и полицейские традиции, поскольку функция подавления сопротивления рабов, поддержания их повиновения, а также функция охраны существующего общественного строя была одной из ключевых. В общественных отношениях они выражались в виде определенной структуры, содержания, форм и социальной направленности законодательства, способов и форм ведения вооруженной борьбы, подавления выступлений рабов и недовольства со стороны всех элементов, противостоявших существующим политическим режимам.

В общественном сознании традиции проявлялись как определенная социальная психология, характерные обычаи, обряды и ритуалы, как модели и стили мышления, понятия, а также как определенные формы и способы поддержания общественной безопасности и общественного порядка, как стереотипы взаимоотношений между государством, его социальными силами и обществом, государством и гражданином или рабом.

Например, в Древней Спарте всячески насаждались военные традиции, приверженность населения к военному делу, военной службе и применению вооруженного насилия. Жизнь каждого спартиата с момента рождения находилась под неослабным наблюдением государства. До 8 - летнего возраста мальчики жили в семье. Далее они объединялись в группы - агелы («стада»), находившиеся в ведении высокоответственных должностных лиц — государственных воспитателей, которые стремились путем суровой муштры сделать из мальчиков первоклассных воинов. Помимо военно-гимнастической тренировки их подвергали лишениям (голод, холод) и поощряли их попытки любыми средствами добывать себе пищу, не нарушая формальной дисциплины. С 12 лет суровость воспитания усиливалась. Развивалось умение кратчайшим образом излагать свои мысли. Мальчиков подвергали разного рода истязаниям, чтобы приучить легко переносить физически страдания. В 18 лет воспитание спартиатов заканчивалось. В 21 год юноша становился воином-спартиатом и сам должен был участвовать в тренировке младшего поколения. Все спартиаты в возрасте от 20 до 60 лет находились на военной службе. Войско подразделялось на пять основных боевых соединений - лохов, по одному от каждой из пяти «деревень», на которые был разделен центр спартанского государства. Лох составлялся из «сплоченных клятвой дружин» (курсив - А.Я.Л.). Клятва была основной формой проявления верности спартанским устоям и приверженности военным традициям .

Традиции МВД как фактор укрепления государственности и законности

Существенной относительно самостоятельной составляющей сущности традиций является их духовная субъективно-идеальная сторона. Выше было показано, что эта сторона является производной от ее объективной предметно-деятельной стороны. Однако производный зависимый характер идеально-субъективной стороны традиции не означает умаление ее места и социальной роли. Наоборот, этот характер подчеркивает, во-первых, относительную самостоятельность, определенную независимость этой стороны. Во-вторых, он указывает на ее многогранность характера и содержания, а также на присущую только этой стороне социальную ценность. В-третьих, производность объективно-субъективной стороны традиции предполагает ее активное обратное воздействие на их предметно-деятельную сторону. Это позволяет сделать вывод о том, что субъективно-идеальная сторона традиций есть ее необходимый составляющий элемент, который имеет свою сущность, свои формы проявления и выполняет самостоятельные социальные функции.

Классики диалектического материализма, раскрывая основной вопрос философии, показывали не только первичность материи, общественного бытия, вторичность сознания и производность общественного сознания, но и указывали на активную самостоятельную преобразующую роль сознания вообще и общественного сознания в частности. По Ленину, вторичность сознания означает лишь соотношение материи и сознания в рамках основного вопроса философии. За пределами этих рамок сознание представляет собой необходимый идеальный элемент и продукт человеческого мозга, обладающий определенной автономностью от своего материального носителя, сложной структурой и способностью активно воздействовать как на своего носителя, так и на все социальные процессы .

Из указанной посылки следуют отправные методологические принципы исследования традиций как совокупности, преемственности и взаимной связи духовных социальных ценностей, передаваемых от одного поколения к другому.

Как совокупность социальных ценностей традиции выражают собой эталоны, образцы, концентрированные формы знания, мышления, мировоззрения, морали, духовных потребностей, интересов, социального чувства в их количественном пространственно-временном проявлении. Духовные ценности представляют собой нравственные и эстетические идеалы, социальные чувства, нормы и образцы сознания. Они характеризуют особенности языка, диалектов, говоров, исторических, профессиональных топонимов2.

Духовные ценности сотрудников МВД являются идеальным воплощением их творческой, правоохранительной деятельности. Нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы сознания олицетворяют собой национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований в сфере борьбы с преступностью, культурно-воспитательной работы.

Духовность, эстетика, национальная самобытность, верования, обычаи, нравы, традиции, праздники и им подобные формы социальной психологии составляют важнейшие социальные ценности того уровня и вида общественного сознания, которые непосредственно определяют повседневную жизнедеятельность любой социальной общности, любого народа и всех его слоев.

Духовные ценности, высшие достижения культуры, будучи сущностью общественных отношений, сочетают в себе множественные функции, характеризующие эту сущность. Они, эти ценности, одновременно являются: - объектом общественных отношений, предметом воздействия со стороны и закона, норм права, выступая в качестве предмета правового регулирования; - целью такого регулирования; - его средством, поскольку духовная, внутренняя культура составляет и специально созданное орудие воздействия; - источником воздействия на все материальные, то есть объективные стороны и элементы бытия субъектов правоотношений - их поведение, жизнедеятельность, её способы и формы.

Вместе с тем они, эти ценности, составляют и самый важный элемент содержания общественных и правоохранительных отношений.

Определяющими основаниями правоохранительной деятельности являются объективные общественно-необходимые духовные потребности и интересы носителей этих отношений. Условия правоохранительной деятельности составляют разнообразные материальные, научно-технические, духовные и формально-юридические факторы, обеспечивающие их возникновение, функционирование и развитие. К ним относятся все факторы, вызывающие к жизни духовные потребности, интересы и правоотношения, в том числе их реальный уровень культуры, включая правовую культуру. Определяющими из них являются достигнутый уровень экономического и социального развития, а также характер и формы производственных отношений, а решающими - политика и идеология государства.

Только множественность, длительность, повторяемость, накопляемость, количественная определенность создает традицию как духовную социальную ценность, обретающую способность передаваться последующим поколениям или, по крайней мере, получать признание знаковой модели данного поколения, конкретной исторической эпохи. Количественные атрибуты - первичные и необходимые признаки традиции.

Указанное положение является отправным для организации и проведения работы по формированию профессионального правосознания сотрудников ОВД. Оно требует упорной, достаточно длительной работы по овладению профессиональными знаниями, их накоплению и превращению в сложившиеся стереотипы духовных потребностей, интересов, мировоззрения, морали, мышления.

Существенным моментом количественной стороны традиций сотрудников ОВД являются заложенные природой их способности, тип нервной системы, психики и психологии. При этом решающую роль в формировании указанных традиций играет характер и количественные показатели их общения в рамках определенного профессионального коллектива. Чем больше образованных, подготовленных специалистов-профессионалов в данном коллективе, чем выше его социальный статус, тем скорее формируются соответствующие профессиональные знания, умения, навыки, формы и стереотипы профессионального мышления. И тем больше предпосылок, чтобы эти формы и стереотипы заимствовались другими сотрудниками и коллективами ОВД. Без профессиональной относительно длительной систематической учебы и подготовки в рамках специальных учебных (средних и высших) заведений ОВД РФ это невозможно.

Примером ответственного подхода к подготовке кадров может быть Постановление Комитета обороны Союза ССР «Об организации и численности Красной Армии»1, утвержденное Политбюро ЦК ВКП(б) 21 мая 1940 г., то есть накануне войны. Согласно этому постановлению численность Красной Армии на май сорокового года утверждалась в количестве 163 дивизии, общей массой 3 990 993 чел. Для усиления мобилизационной готовности в течение 1940 года предписывалось провести учебные сборы приписного состава сроком: для младшего начсостава в 45 дней и рядового состава в 30 дней. На учебные сборы привлечь: а) во всех дивизиях шеститысячного состава по 5 000 человек, всего в 43 дивизиях - 215 000 человек; б) в дивизиях двенадцатитысячного состава Киевского, Белорусского, Одесского, Харьковского, Северо-Кавказского и Закавказского военных округов по 2 000 человек, а в ЗабВО по 1000 человек; всего 83000 человек; в) во всех запасных полках 156 000 человек; г) в прочих частях (артиллерия РГК, ПВО, Уры и переподготовка начсостава запаса) - 297 000 человек. Всего на сборы привлечь - 766 000 человек. Для обеспечения учебных сборов отпустить НКО 145 600 продовольственных годовых пайков.

Преемственность социальных духовных ценностей - существенный самостоятельный признак идеально-субъективной стороны традиции. Она, преемственность, характеризует единство количественных и качественных показателей общения между людьми, переход духовного багажа предыдущих поколений людей к последующим поколениям.

Основные противоречия в формировании современных традиций полиции

Противоречия - это любое взаимодействие различных сторон явления или предмета . Противоречия могут быть внутренними, то есть отношениями внутренних сторон явления (понятия или предмета), внешними (отношения внешних сторон явления или понятия), основными, то есть определяющими его развитие, или неосновными, то есть второстепенными, не определяющими развитие, но влияющими на него. По характеру они могут быть неантагонистическими, то есть не требующими устранения одной из взаимодействующих сторон, и антагонистическими, то есть требующими такого устранения .

Основные противоречия в формировании традиций полиции или милиции представляют собой такое взаимодействие различных внутренних сторон и факторов возникновения, функционирования и изменения этих традиций, при котором изменяется их сущность и социальная роль. Внешне противоречия в формировании традиций проявляют себя как различные проблемы, то есть задачи, для разрешения которых требуются новые знания, способы и средства их получения. Основные противоречия - это всегда внутренние противоречия. Внутренние противоречия в традициях - это различные или противоположные тенденции в их изменении, обусловливающие появление качественно новых традиций с иной социальной сущностью и направленностью. Внутренними являются также противоречия между различными или противоположными по характеру, сущности и направленности традициями, принадлежащими к единой системе традиций.

Внутренние противоречия выражают главный источник развития - самодвижение, самоотрицание. Самодвижение не ограничивается взаимодействием внутренних элементов предмета. Источником его совокупного изменения является взаимодействие как внутренних, так и внешних детерминант. Определяющая роль принадлежит внутренним детерминантам. Неантагонистические противоречия - это противоречия, разрешение которых не предполагает устранение одной из противоположностей. Антагонистические противоречия - это непримиримые противоречия. Их разрешение предполагает устранение одного из противоположных элементов1.

Противоречия в традициях и между традициями характерны для любого исторического периода развития той или иной социальной системы, ее составляющих, включая правоохранительную деятельность и деятельность полиции или милиции. Но особенно четко и остро они проявляются в переходный для данной социальной системы период. Противоречия социальной системы неизбежно порождают и противоречия ее традиций.

В реальных социальных процессах противоречия государственно-правовых традиций проявляются как различие и борьба мировоззрения, взглядов, точек зрения, подходов, концепций на роль права и государства в общественном развитии, на принципы, пределы, формы и способы использования государственного принуждения в обеспечении законности и общественного правопорядка.

Показательным в этом плане является борьба во Франции о суде присяжных, развернувшаяся в связи с делом А. Дрейфуса. Дело А. Дрейфуса и Э. Золя, хотя и слушались в разное время (первое - в 1894 г., второе - в 1898 г.) и разными судебными учреждениями, нельзя рассматривать в отрыве одно от другого. Больше того, есть все основания говорить о том, что оба эти дела представляют собой органическое целое, единый процесс, длившийся в общей сложности в течение 12 лет. Оба эти дела сфабрикованы реакционными кругами французской буржуазии конца XIX века. Некоторая разница между ними состоит в том, что процесс Дрейфуса возник по инициативе реакционной французской военщины и консервативных кругов монархо-клерикальной буржуазии, тогда как дело Золя возникло по инициативе его самого, выступившего в защиту Дрейфуса и стремившегося использовать суд для разоблачения махинаций французских правящих кругов. Объединяет эти дела то, что если дело Дрейфуса вошло в историю как провокация антисемитизма, то дело Золя выражает собой протест передовых людей общества против этой провокационной возни, против попрания элементарных прав человека, за свободу и справедливость.

Суть дела Дрейфуса состоит в том, что в 1894 г. военный министр Франции генерал Мерсье получил секретный документ, случайно перехваченный у одного из представителей иностранных государств. Сведения, которые сообщались в документе, видимо исходили от лица, близко стоящего к генеральному штабу французской армии. Установленный в связи с эти тайный надзор за группой лиц дал якобы возможность полагать, что виновником выдачи этого документа иностранному государству был офицер генерального штаба капитан Дрейфус. Проведенное расследование подтвердило это подозрение, а графическая экспертиза, отметившая, что этот секретный документ (бордеро) исполнен якобы рукой Дрейфуса, послужило еще одной важной уликой его виновности. Дрейфус был предан суду, который после 4-х дневного заседания признал его виновным в государственной измене, приговорив его к лишению чина и пожизненному заключению в крепости. При этом в приговоре совершенно не упоминалось, какому именно государству переданы секретные сведения, что это были за документы и каково их содержание. Не фигурировали эти доку менты и на процессе: они были признаны строго секретными, не подлежащими предъявлению не только подсудимому и его защитнику, но и даже составу суда. 24 декабря 1894 г. (по новому стилю 5 января 1895 г.) была приведена в исполнение первая часть приговора Дрейфусу - церемония лишения его воинского чина и воинской чести. Она проходила при большом стечении публики на площади перед военной школой, в которой в свое время Дрейфус получил военное образование, после этого Дрейфус был отправлен в парижскую тюрьму Де ля Сант, а затем был водворен на вечное заточение в специально выстроенном для этой цели домике на Чертовом острове (архипелаг Спасения). На этом кончается первая стадия процесса.

Вторая его стадия начинается в 1897 г. В конце этого года военный министр генерал Билье, сменивший генерала Мерсье, получил письмо от брата А. Дрейфуса - Матье Дрейфуса. В письме М. Дрейфус сообщает, что автором бордеро, за передачу которого иностранной державе был осужден его брат, фактически является не он, а совершенно другое лицо - офицер пехоты граф Эстергази, уволившийся в отставку. Опасаясь, что сторонники Дрейфуса могут использовать полученную информацию в свою пользу, военный министр поручил провести срочное дознание по поводу этого письма. Дознание шло в основном в связи с бордеро. Но экспертиза дала заключение, что хотя почерк Эстергази и похож на почерк, которым исполнено бордеро, все же признать его почерком Эстергази нельзя. В это же время выступает французская газета «Фигаро», которая публикует переписку Эстергази с его личными друзьями, содержащую целый ряд выпадов против Франции, французов как нации, и автор которой явно симпатизирует иностранцам. В письмах Эстергази содержались пренебрежительные высказывания против французов. Например: «... Немцы скоро покажут всем эти господам (французам) их настоящее место». Через три дня после опубликования этих писем «Фигаро» публикует первую статью Э. Золя, в которой он прямо оценивает дело Дрейфуса как процесс, спровоцированный французскими военными кругами. И отмечает, что цель этого процесса развитие антисемитских настроений, возбуждение национальной розни в интересах самих реакционных группировок. Золя пишет, что он и многие французы верят в невиновность Дрейфуса и в торжество справедливости.

Тем временем расследование дела Эстергази подходило к концу. 31 декабря 1897 г. его материалы были переданы в суд. Эстергази сам настаивал на передаче его дела в суд, исходя из того, во-первых, что ему явно покровительствовали в высших сферах, которые, как он надеялся, не допустят его осуждения. Во-вторых, оправдательный приговор, в котором он не сомневался, даст ему возможность сразу избавиться от возможных обвинений в последующем. Его надежды полностью оправдались: не успел он предстать перед судом, как тут же, при закрытых дверях, был объявлен приговор о его невиновности.

Похожие диссертации на Корпоративный традиционализм полиции и режим законности (Историко-правовое и сравнительно-правовое исследование)