Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Конституционно-правовая мысль как элемент конституционализма и составляющая правовой идеологии 16
1 Понятия конституционализма 16
2 Истоки конституционализма и периодизация его развития 33
3 Идеологический аспект конституционализма. Основные направления конституционно-правовой мысли дореволюционной России 40
Глава 2 Конституционно-правовая мысль дореволюционной российской интеллигенции 52
1 Консервативно-националистическое течение 53
2 Конституционно-правовые идеи просветителей 56
3 Революционно-демократическое течение 66
Глава 3 Российский либеральный конституционализм: правительственные конституционно-правовые проекты 112
1 Дворянский конституционализм 113
2 Проекты первой половины XIX века 123
3 Проекты 50-70-х голов XIX века 134
4 Влияние дореволюционной российской конституционно-правовой мысли па развитие государственности в зарубежных странах 147
Заключение 162
Библиография 165
Приложения
Приложение № 1 Конституция мира
Приложение № 2 Биография мыслителей
Приложение № 3 Хроника становления и развития Конституционно-правовая мысль дореволюционной России. (1730-1883гг.)
- Понятия конституционализма
- Истоки конституционализма и периодизация его развития
- Консервативно-националистическое течение
- Дворянский конституционализм
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В юриспруденции советского периода тема конституционализма освещалась недостаточно и при этом крайне односторонне. Это обусловлено тем, что официальная правовая доктрина, сориентированная на классовый подход, была сильно политизирована и идеологизирована. Считалось, что идея полновластия Советов несовместима с конституционализмом, разделением властей, парламентаризмом и т. д. В постсоветский период ситуация изменилась. Распад Союза ССР, тоталитаризма в странах социалистического лагеря, обновление всех сторон социальной жизни вследствие смены системы ценностей и принципов привели к тому, что многие идеологемы стали пересматриваться; появились работы (статьи, монографии), в которых отношение к конституционализму уже иное, чем прежде.
Однако под флагом деидеологизацни и деполитизации всех сторон социальной жизни наметились две крайности; с одной стороны, стало отметаться все, что было наработано в отечественной юриспруденции, включая советский период ее истории, с другой стороны, стала формироваться новая идеология, которая, порой мимикрируя под науку, в какой-то своей части начала воспроизводить старые ошибки. Эти две чрезвычайно опасные для науки тенденции стали особо опасными в отношении к конституционализму, поскольку при кажущейся абстрактности вопросов, охватываемых конституционно-правовой проблематикой, они глубоко жизненны и исклкэчительно остры. Отсюда
4 - теоретическая и практическая актуальность темы исследования.
С теоретической стороны актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что на протяжении длительного времени конституционно-правовая проблематика остается в центре внимания широкой общественности, политических и государственных деятелей, государственных и муниципальных служащих, молодежи, особенно студенческой. При этом на сегодня нет достаточных оснований для того, чтобы считать, что эта проблематика в ближайшем и обозримом будущем будет оттеснена на периферию общественного, в частности, правового сознания. Более того, в современных условиях достаточно много данных, говорящих в пользу того, что конституционно-правовая проблематика, компенсируя беспомощность обществоведения, основанного на стереотипных представлениях о социальном и правовом развитии, выдвигается на передний план, приобретая общетеоретическое звучание и мировоззренческое значение. Между тем, политико-правовая дискуссия конца 1980 - начала 1990-х годов о конституции показала, что граждане России слабо осведомлены о состоянии и развитии отечественной конституционно-правовой мысли. А это затрудняет выбор верных ориентиров, социальных ценностей в сложном хитросплетении событий, фактов, идей, концепций, доктрин, что, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на качестве и уровне жизни. Кроме того, развитие отечественной конституционно-правовой мысли на рубеже XVIII-XIX веков было сопряжено с расколами и разновскторным идеалотворчеством. В последующем, особен-
5 но в советский период, получили развитие произведения либо
памфлетно-фельетонного, критического характера, либо откровенно апологетические. Все это ведет, если прочно стоять на позиции научной объективности, к необходимости переосмысления генезиса отечественной конституционно-правовой мысли XVIII-XIX веков, рассматривая его как важную общетеоретическую научную проблему,
С практической же стороны актуальность темы обусловлена тем, что на основе освоения содержания, характера конституционно-правовых учений дореволюционной России, знания судьбы различных конституционно-правовых идей, проектов и действующих актов, возникает понимание необходимости бережного отношения ко всему положительному в этой области. Вместе с тем полученные знания позволяют избежать идеализации положения вещей в области конституционно-правовой мысли дореволюционной России, а в более широком плане - в сфере государственно-правовой мысли в целом. Становится ясным; нужен не возврат к прошлому, а необходимо двигаться вперед, учитывая опыт прошлого и современные реалии во всей их сложности и противоречивости.
Рассматриваемая тема актуализируется также, если принять во внимание состояние и развитие юридического образования в стране. Его качество и эффективность пока еще оставляют желать лучшего. Но совершенно очевидно то, что улучшить качество юридического образования и повысить его эффективность, невозможно без учета имеющегося исторического опыта. Исторический подход при его верной реализации позво-
6 ляет до некоторой степени восстановить прошлое, что дает возможность яснее увидеть и лучше осознать «плюсьп> и «минусы», достижения и упущения в области юридического образования. Прошлое российского юридического образования таково, что современному исследователю есть чему учиться у своих предшественников. Их идеи, взгляды, прогнозы во многом сохраняют свое значение и сегодня. Как писал известный русский юрист Н.МКоркунов (1853-1904), «.„русскому юристу стыдно не знать своих предшественников. Много или мало они сделали, мы должны это знать».
Вместе с тем нельзя игнорировать и те процессы, которые имеют место в мире б целом. Должно ли современное юридическое образование в России развиваться в «болонском формате» или путем, характеризующим самобытность России? Чтобы дать правильный ответ на этот непростой вопрос, думается, необходимо изучение развития идеи конституционализма как важного компонента правовой мысли России.
Объект и предмет диссертационного исследования, В исследовании рассматривается лишь конституционно-правовая мысль дореволюционной России периода XVIII-XIX веков как важнейшая составляющая конституционализма как такового. Отсюда ее объектом является правосознание в части ее правовой идеологии, взятое применительно к XVI1I-XTX векам Российской империи. Предметом же настояшего диссертационного исследования являются соответствующие конституционно-правовые идеи, их соотношение друг с другом, полу-
1 KopicvjtQB Н М История философии правц - СПб., ГШ - С. 232.
7 чившие письменное выражение в тех или иных источниках,
включая литературные произведения, нормативно-правовые акты, а также проекты, как реализованные, так и не реализованные.
Цель и задачи диссертационного исследования. Главная цель исследования - это систематизация взглядов ученых-юристов, политических и государственных деятелей XVIII-XIX веков на предмет содержания конституции, ее роли в обустройстве государства и общества. Это создает благоприятные условия для более углубленного изучения особенностей отдельных направлений и течений, а также представителей политико-правового мировоззрения в этой части применительно к указанному периоду.
Отсюда - задачи, на решение которых нацелена данная работа:
- воссоздание становления и развития конституционно-
правовой мысли в России XVIII-XIX веков;
- выявление наиболее характерных направлений и тенден
ций в этом интеллектуально-духовном и политико-правовом
процессе;
- установление наиболее полно представляющих эпоху
личностей, чьи идеи и проекты оказали наибольшее влияние на
становление отечественной конституционно-правовой мысли
указанного периода;
- анализ этих идей и проектов.
Степень разработанности темы. Различные аспекты дореволюционной отечественной конституционно-правовой мысли
8 рассматривались многими исследователями, в частности:
С.Л. Лвакьяном, А.С. Автономовым, Ш.И, Алиевым,
Н.А. Богдановой., А.В. Борисовым, В.М, Геесеным,
СИ. Глушковой, А,В, Гоглевским, В.Г, Графским,
В.Я. Гроеулом, Н.А, Катаевым, Б.Н. Ковалевым, А.В, Корневым, И.А, Кравецом, Н.Я. Куприцом, М.К. Маликовым, А.В.Мицкевичем, А,Н. Мсдушевским, С,В, Мотиным, Б.Э. Нольде, Н,Б. Пахоленко, Т.М. Пряхиной, Ю.В. Пуздрачом? Р,А, Рахимовым, В,К. Самигуллиным, Л.В Сониной, И,М. Степановым, И,А. Треушниковым О.А. Филипповым, А.Г, Хабибули-ньтм, В.Е. Якунткиным и др.
Отдельные аспекты темы получили освещение в учебниках и учебных пособиях по истории учений о праве и государстве (истории правовых и политических учений), по истории философии, социологии, политологии, в ряде диссертаций, относящихся к разряду исторических, социальных и гуманитарных на-
ук-
Тем не менее, на сегодня в постсоветской юридической
литературе практически отсутствуют систематизированные, комплексные исследования исторического и теоретико-правового характера, посвященные становлению и развитию дореволюционной конституционно-правовой мысли России XVIII-XTX веков. Данное исследование в определенной мере восполняет этот пробел.
Теоретико-методологическая и информационная основа исследования. Конституционно-правовые учения могут изучаться в хронологическом, проблемно-теоретическом, портрет-
9 ном, страноведческом порядке. При этом могут применяться
контекстный метод, системный и ценностный подходы. Контекстный метод подразумевает рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждого учения и направления мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития. При системном подходе реализуется более широкий взгляд. Ценностный подход предполагает оценку учения на предмет его отношения к праву и к государству.
Однако наиболее общими, часто используемыми в научных исследованиях методами являются четыре метода: материалистический и идеалистический; метафизический и диалектический- Об особенностях этих методов написано достаточно много, что свидетельствует о высокой степени их популярности в ученом мире. Вместе с тем, надо сказать, роль и значение их оценивается по-разному. Так, в советское время правоведы и государствоведы активно использовали материалистический и диалектический методы познания, считая их всеобщими и непогрешимыми. Ныне достаточно активно используются дискретный и релятивистский подходы. Дискретный подход исходит из того, что одни и те же учения в разнос время по-разному воспринимаются. Релятивизм исходит из того, что всякая истина относительна.
Учитывая все это, данное диссертационное исследование выполнено с использованием общих (основных) и частно-научных (специальных) методов в контексте философского, исторического, социологического, специально-юридического под-
10 ходов. Исследование творческого наследия российских ученых-юристов (правоведов и государствоведов) и крупных политических и государственных деятелей проводится на базе опубликованных работ. В диссертационном исследовании проанализированы более 250 различных источников, включая данные Интернет-ресурсов.
Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы, теоретико-методологическим подходом к ее разрешению в результате систематизации уже известных материалов, сведений и фактов и их переосмысления с учетом наработок теории и практики последних лет.
В диссертации отстаивается концепция, суть которой заключается в следующем. Нельзя сводить конституционное развитие в пашей стране лишь к появлению актов, формально именуемых конституциями: следует также учитывать и акты конституционного уровня и значения. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства: «Основные государственные законы» (раздел 1) и «Учреждение об императорской фамилии» (раздел 2).
В период с первой трети XVIII века до конца XIX века конституционно-правовая мысль в России развивалось сложно и противоречиво. Эти сложности и противоречия не были преодолены и в начале XX века. В целом же дореволюционный конституционализм предстает в виде многомерного явления государственной и общественно-политической жизни, принимавшего различные формы и содержание в зависимости от кон-
кретно-исторических условий. Российский конституционализм указанного периода вполне может быть истолкован как внутрисистемный реформизм, который, ориентируясь на эволюционное развитие общества, имел целью преобразование самодержавия в правовое государство. Но по его ведомству нетрудно записать и внесистемную, радикальную оппозицию 9 усматривавшую в революции единственное средство перехода от самодержавия к конституционно-демократическому строю. Под влиянием различных факторов в дореволюционной конституционно-правовой мысли сформировалось несколько течений, которые развиваются относительно самостоятельно, противоречиво, нередко мешая друг лругу, хотя и исходя при их целостной оценке из благородных намерений, в основе которых лежат, в частности, интересы прогресса, патриотизма.
Отсюда - положения, выносимые на защиту, \. Конституционализм - это все то, что направлено на оптимальное устройство и функционирование структур легитимной власти в целях безопасности и благополучия гражданского общества, развивающегося на основе органического сочетания частных и публичных начал.
2. Термин «конституционализм» производен от слова «конституция», но не равнозначен ему. Конституционализм -сложный, полиструктурный, многосоставной феномен- С точки зрения теории и практики важен анализ всех его компонентов, что даст возможность выявить закономерное и случайное в зарождении, становлении и развитии конституционализма в масштабе не только отдельной страны, но и мира в целом.
3. В конституционализме вычленяется идеологический
срез, который представляет собой теоретическую, интеллекту
ально-духовную деятельность, посвященную конституционно-
правовому обустройству общества и государства.
4. В развитии отечественного конституционализма, вклю
чая его идеологическую составляющую, т.е. конституционно-
правовую мысль, выделяются три основных этапа: досоветский
(дореволюционный), советский и постсоветский периоды.
Для становления и развития дореволюционной отечественной конституционно-правовой мысли (XVITI-XIX вв.) характерно то, что в этом интеллектуально-духовном процессе достаточно ясно просматриваются два основных направления: конституционно-правовая мысль дореволюционной российской интеллигенции и либеральный российский конституционализм.
Указанные направления конституционно-правовой мысли отличаются друг от друга по ряду признаков, относящихся к источнику формирования, глубине разработки проблемы, конституционно-правовым целям и средствам их достижения, широте распространения и т, д. Во многом они конкурируют друг с другом: наблюдается постоянное столкновение двух противодействующих потоков (сил). При этом то или иное направление, однажды возникнув, не исчезает из орбиты действия правовой идеологии и права, а вновь и вновь появляется, если тому благоприятствуют обстоятельства.
Вместе с тем приведенным направлениям конституционно-правовой мысли свойственны и общие черты; стремление к утверждению прав свободного человека; возвышение правового
13 начала и роли закона, ограничение самодержавия, развитие самоуправления.
Кроме того, указанные направления и развивающиеся в их рамках течения (поднаправления) обладают известной преемственностью в том смысле, что они, с одной стороны, воспроизводят западные конституционно-правовые идеи, с другой -служат один для другого источником вдохновения и развития, с третьей - намечают контуры для последующего развития конституционно-правовой мысли.
7. Несмотря на активность российской интеллигенции,
особенно в радикально-демократической ее части, па протяже
нии XVIII- XIX веков российская конституционно-правовая
мысль в ее либеральном варианте преобладала. К концу XIX ве
ка наметилась тенденция сближения российской либерально-
правовой мысли с западной. Вместе с тем сохранились и неко
торые различия. Если исходной позицией западного либерализ
ма было создание гражданского обшества, то пределом россий
ского либерализма того периода оставалось провозглашение
гражданских свобод.
Дореволюционная конституционно-правовая мысль проявляла себя как достаточно жизнеспособная сила, но в большей степени реализовалась за пределами Российской империи, чем в ее пределах.
Современный российский конституционализм по целому ряду моментов (в частности, по вопросам права и свобод личности, разделения властей, местного самоуправления) сохраняет преемственность по отношению к дореволюционной коисти-
14 туционно-правовои мысли. При этом по ряду позиций взгляды
консерваторов и либералов сходятся. Вместе с тем современный российский конституционализм, во всяком случае в его официальной ипостаси, не приемлет крайне радикальных взглядов демократов, в частности социал-демократов и коммунистов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы, прежде всего, в ходе преподавания учебных дисциплин и курсов; теории государства и права, истории государства и права России, истории учений о праве и государстве, истории политических учений, философии права, конституционного права. Вместе с тем выводы и положения диссертации могут быть отнюдь не безынтересны для законодателей, депутатов представительных учреждений регионов и муниципалитетов.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена Башкирском государственном университете, прошла обсуждение и рецензирование на кафедре политологии, а также на кафедре теории и истории государства и права указанного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Отдельные положения диссертационного исследования изложены в докладах автора на региональных научно-практических конференциях, а также нашли отражение в его научных публикациях. Кроме того, диссертационное исследование в форме материалов включено в разработанный и Уфимском юридическом институте МВД РФ Учебно-методический ком-
15 [ілекс по дисциплине «История политических и правовых учений».
Структура работы, отражая логику диссертационного исследования, состоит из введения; трех глав (10 параграфов), заключения и библиографии. Общий объем текста - 184 страницы, не включая трех приложении объемом в 45 страниц.
Понятия конституционализма
Наука - сложное явление, но ведущая роль мысли в ней - неоспорима. Мысль быстра, свободна, способна исследовать самые разные стороны бытия и небытия. По Бертрану Расселу, мысль - свет мира и важнейший источник красоты человека.
Ученый сомневается, не принимая на веру ни одного утверждения. Этим он отличается от теолога. Отличается on и от неученого, дилетанта, но уже тем, что его мышление организованное. Оно «отлито» в понятия и категории, которые наряду с суждениями образуют первооснову гипотез, теоретических конструкций, концепций, доктрин.
Для юриспруденции, политологии, социологии и тесно связанных с ними ряда других дисциплин существенно понятие «конституционализм». Это, пожалуй, одно из фундаментальных понятий в системе научных дисциплин, объектом и предметом которых является публичная власть и различные аспекты ее организации и функционирования. Конституционализм во многом выступает как некое интегральное понятие, которое выполняет в юриспруденции в целом роль высокозначимого сис-темаобразующего фактора. Так, А.С. Автономов, рассматривает конституционализм в качестве не понятия, а категории конституционного права, выработанного в рамках данной науки. При зтом под категорией он понимает «совокупность мыслей, отражающих в обобщенном виде некоторый способ существования в постоянном взаимодействии и развитии явлений бытия, что дает возможность познания таких явлений»3 Это обусловлено тем, что позиция этого ученого несколько расходится с пониманием категории, принятом, в частности, в логике. Здесь, как известно, категория - это понятия с предельно широким объемом. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.
Каково же его содержание? Классический конституционализм уходит своими корнями в уникальную историю правовой культуры Запада, в западную традицию права,3 В силу этого он зиждется на частной собственности, ограничении (самоограничении) государственной власти в пользу гражданского общества и индивидуальной свободы, приобретающей юридическую форму субъективного публичного нрава как «права против общества в лице государства и его должностных лиц» с последующим включением в его содержание составных третьего поколения прав - прав коллективных. Европейская культура - это, прежде всего, личностная культура, и в этом ее универсализм.
По Г,Дж. Берману, термин «конституционализм» был введен в научный оборот на рубеже XVIII-XIX веков для обозначения, главным образом, американской доктрины верховенства писаной конституции над законами. Однако реальность этого феномена впервые проявилась еще в городских правовых системах Западной Европы в XI—XII столетиях.6
В современной юридической литературе конституционализм обычно рассматривается в неразрывной связи с ограничением власти государства как «вера в существование конституционных способов относительно установления государственных ограничений», «юридическое ограничение государства и полная противоположность своевольному правлению», совокупность принципов, порядка деятельности и институциональных механизмов, которые традиционно используются с целью ограничения государственной власти/ Это, однако, не исключает разнообразия мнений на этот счет.
Так, ЮЛ. Еременко рассматривает конституционализм как единство конституционного строя, конституционной идеологии и конституционной практики,8
По Л. Фридмэну, конституционализм есть а) живой, верховный закон, проведенный в жизнь страны; б) отношение общества к Конституции; в) демократические образы поведения и институты, взращенные вокруг Конституции; г) Конституция, которая в конечном итоге представляет собой то? что о ней говорят судьи; д) совокупность гражданских прав, свобода слова и гарантии прав меньшинства от подавляющего больший-ства.
С точки зрения Н.А. Богдановой, «конституционализм - это система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, их конституционное оформление, а равно политико-правовая практика реализации таких идей и закрепляющих их норм».
Истоки конституционализма и периодизация его развития
ГІД. Баренбойм, считая, что у конституции имеются божественные основания приходит к выводу о том, что конституционно-правовая идея своими корнями уходит в глубокую древность, По его мнению, «старейшая из известных миру писаных конституций была составлена судьей Самуилом 3000 лет тому назад, о чем в тексте Ветхого Завета имеется четкая запись; «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» (Первая книга Царств, гл. 10, п. 25)».31 Из Библии, - считает он, - берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимость суда, разделение властей и т,д. Им предпринята попытка реконструировать книгу Самуила - первую писанную конституцию Ми-ра."
В сокращенном варианте, по мнения П. Баренбойма, эш конституция включала 13 статей. Но в развернутом виде, если включать в его структуру еще и в современном смысле Билль о правах, то текст Конституции выходит сложнее - в него включаются еще 21 статья.
По мнению Ш.И. Алиева, родоначальницей конституционализма является Древняя Греция.33 Если приверженцев идеи П. Баренбойма пока немного, то исследователей, разделяющих точку зрения Ш.И. Алиева или схожих с ним взглядов достаточно много. Но немало и тех, кто придерживается иных взглядов, В отличие от государства, государственности, конституционализм - понятие и явление более современное, пришедшее в Россию не с Востока, а с Запада, приблизительно в XVII1-XIX веках. Рож-дение идеи конституционализма связывается с эпохой великих буржуазных революций, которые основательно перетряхнули старое, доиндустри-альное, общество- Наиболее принципиальные и последовательные конституционалисты ставили задачей обеспечение правильных, справедливых отношений между человеком и властью, формирование и развитие структур гражданского общества и правового государства {das Geselschaft und das Staatrecht). Явления, характеризующие интеллектуальную и социальную жизнь античности, если их оценивать, используя современную философскую и научную терминологию, при сильно развитом воображении могут быть, конечно, обозначены как конституционализм. Однако, думается, что все это не конституционализм в современном значении, а нечто другое. Следовательно, едва ли правильно сильно удревнять понятие «конституционализм». Представляется, что более верной является та точка зрения, согласно которой конституционализм восходит к буржуазным революциям XVIH-XIX веков. Достаточно много фактов, говорящих в пользу того, что родина конституционализма - Англия,
Так, М.Ф, Орзих и А.Р. Крусян справедливо пишут, что конституционализм ведет начало от древнегреческих конституций, действовавших за несколько столетий до нашей эры, о которых известно лишь по трудам Аристотеля. В период принципата Древнего Рима появляются наряду с актами римского сената (senatusconsultus) императорские предписания различных видов, которые получили наименование конституций (constitutioediktum, mandatum, decretum, rescriptum). Их содержание и место в развитии правовой системы Рима представляет интерес, прежде всего, как экскурс в этимологию понятия. Ближе к современному представлению о конституционных актах Великая Хартия Вольностей (Англия, 1215 г.}, «Форма правления государства Англии, Шотландии, Ирландии и владениями, которые к ним относятся. Орудие управления» (1653 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.)т в которых уже прослеживаются идеи, отраженные в первых конституционных актах Северной Америки 70-80-х гг. XVIII вв. и прежде всего в Конституции США (1787 г.).
Исторический путь конституционализма в этой стране имеет свои особенности. Но особенное присуще становлению и развитию конституционализма и в других странах, для которых конституционализм - ценность, причем ценность объективная, которую сложно уложить в рамки ограниченных методологий представителей отдельных религиозных конфессий, каких-то классов, этнических общностей.
Консервативно-националистическое течение
Основоположником консервативно-националистического движения являлся НЖ Новиков (1744-1818).
Его взгляды отражены в следующих работах: Опыт исторического словаря о российских писателях. М, 1772; Древняя российская идрография. М, 1773; Древняя российская вивлиофика. М., 1773-1775, В 10 т.; М.? 1788-1791. В 20 т.; Избр. соч. М, 195І; Избр. дед, соч. M.t 1959; Н.И. Новиков и его современники: Избр. соч. М., 1961; Смеющийся Демокрит. М, 1985, В разное время личность и взгляды Н,И. Новикова привлекали внимание исследователей.
Конституционно-правовые взгляды Н.И. Новикова формировались в полемике с Екатериной II, в какой-то степени ею же организованной. Новиков объектом своей критики делает «порок». Он отождествляет его с такими «аристократическими» качествами, как праздность, страсть к показному, равнодушие к страданиям бедноты, безнравственность, карьеризм, льстивость, невежество и презренье к науке. Противоположностью порока является «добродетель»: предприимчивость, скромность, правдивость, сострадание, неподкупность, прилежание. Национализм Н.И. Новикова в том, что он печется о благе России («без пользы в свете жизнь, тягчить лишь только землю») и хотел бы улучшить человечество через улучшение самого человека. Но он консерватор в том смысле, что выступает за сохранение самодержавной формы правления, не является противником крепостного права. Н.И. Новиков - внутрисистемный критик режима.
Однако, судя по сохранившимся документам и высказываниям его современников, взгляды Н.И. Новикова не были достаточно устойчивыми. Он рассуждал то в духе просвещенного абсолютизма, то критиковал эту теорию, то говорил о необходимости ограничения власти монарха властью представительного органа и основными законами, то писал о достоинствах монархии, имея в виду абсолютную монархию.
Вместе с тем ряд идей выдвигался им весьма настойчиво и последовательно. Так, на страницах новиковских изданий постоянно появлялись материалы, в которвіх осуждался деспотизм государей. В 1781 г. в журнале «Московское ежемесячное издание» утверждалось право народа на насильственное свержение тирана, «Если-ж ... вместо пастыря народа ,,, сделается монарх расхитителем оного, - читаем мы в журнале, - то покорность сему тирану учинится изменою против рода человеческого». В некоторых публикациях восхвалялась республиканская форма правления, но, как правило, фигурировали примеры из древности. Примечательна публикация в «Прибавлениях к Московским ведомостям» за 1784 г. Здесь, на наш взгляд, достаточно четко отразились конституционные идеи Н,И. Новикова: «Власть давать самим себе законы, намечать подати и брать участие во всех советах об общем благе суть преимущества, которыми наслаждаются граждане демократических областей».
Позднее консервативная политико-правовая мысль получила развитие в трудах КЖ Победоносцева (1827 - 1907),60
В частности известностью пользуется такой его труд, как «К реформе гражданского судопроизводства». Его наследие изучено достаточно хорошо
В пику либерализму КЛХ Победоносцев разрабатывал концепцию охранительного конституционализма. Так, исходя из особенностей российской действительности, он полагал, что российская государственность должна придерживаться следующих принципов: а) единство верховной власти (отрицая доктрину разделения властей); б) непосредственного развития монархом системы управления (отрицая разделения функций верховной власти и функций управления); в) предоставления о недопустимости и институционализации законодательной компетенции монарха. В целом же для русской конституционно политико-правовой идеологии характерна приверженность трем началам: божественный разум, народный дух и бытие.
Дворянский конституционализм
Дворянский конституционализм - движение, возникшее среди представите]ЇЄЙ высшей бюрократии, которая, опасаясь произвола монарха, боролась за укрепление своих позиций, используя филантропические и просветительские идеи западной правовой традиции XVIII века в ответ на вызовы объективного порядка.
Первые конституционные проекты в России связаны с событиями 1730 г. После смерти Петра II Верховный тайный совет, которому фактически принадлежала вся полнота власти в стране, принял решение о приглашении на русский престол племянницы Петра I курляпдской герцогини Анны, Обращаясь к будущей императрице Анне Иоанновне, члены Верховного тайного совета писали 19 января 1730 г.: «...А каим образом вашему величеству правительство иметь, тому сочинили кондиции, которые к вашему величеству отправили из собрания своего... и всепо-корно просим оные собственною своею рукою пожаловать подписать и не умедляя сюды, в Москву, ехать и российский престол и правительство восприять».
Кондиции , которые должна была подписать Анна, сводились к следующему;
«Через сие наикрепчайшее обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не токмо о содержании, но и крайнем и всевозможным распространении православным нашея веры греческого исповедания; токожде по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять; еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы нынче уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содерлшть и без оного согласия; 1) ни с кем войны не вечинать; 2) миру не заключать; 3) верных наших подданных никакими податями не отягощать; 4) в знат ные чины, как в стацкие, так и военные сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, а гвардии и прочим войскам быть под ведением Верховного тайного совета; 5) у шляхетства живота, имения и чести без суда не отнимать; 6) вотчины и деревни не жаловать; 7) в придворные чины как русских, так и иноземцев не производить; 8) государственные доходы в расход не употреблять, и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать; а буде чего по сему обещанию не исполню, то лишена буду короны российской».
Таким образом, в «Кондициях» речь шла о передаче всей полноты власти в руки Верховного тайного совета, который в то время включал в себя канцлера Г.И. Головкина, вице-канцлера А.И. Остермана, Д.М. Голицына, М.М. Голицына, князей Л.Г. Долгорукова, В.А. Долгорукова, В.В. Долгорукова, М.В. Долгорукова. По существу, два боярских рода захотели воспользоваться смертью Петра II для обеспечения себе решающего влияния на ход дел в стране.
А.П. Волынский, бывший в то время казанским губернатором, писал в Москву: «Слышно здесь, что делается у вас или уже и сделано, чтобы быть у пас республике. Я зело в том сумнителен. Боже сохрани, чтобы не сделалось вместо одного самодержавного государя десять смовластных и сильных фамилий: и так мы, шляхетство, совсем пропадем и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, да еще сыскать будет трудно... понеже ныне между главными как бы согласно не было, однако ж впредь, конечно, у них без разборов не будег, и так один будет миловать, а другие на того яряся, вредить и губить ста-нуг». Письмо Волынского в копиях ходило по рукам и, видимо, весьма точно отражало настроения некоторой части дворянства. Во всяком случае, в сообщении своему правительству польско-саксонский посол в Мо
скве У,Л. Лефорт воспроизвел некоторые положения этого письма. Верховникам пришлось считаться с мнением дворянства. Когда они предложили Преображенскому полку присягнуть царице и Верховному тайному совету, то полк не присягнул. Это заставило изменить форму присяги, ГТодготовлеыная верховниками новая «Присяга», или «Проект формы правления», содержала 16 пунктов. Стремясь парировать обвинение в узурпации власти, верховники писали в этом документе, что «.,.Верховный тайный совет состоит ни для какой собственной того собрания власти, точию для лучей государственной пользы и управления в помощь их императорских величеств». Вакансии, открывавшиеся в Совете, предполагалось замещать путем выборов, которые проводили члены Совета совместно с Сенатом. В Совет не должно было входить более двух представителей одной «фамилии», а это в данном случае явная уступка дворянству, отказ от первоначальных намерений верховников, которые одновременно с принятиями кондиций ввели в состав Совета, где уже было два князя Долгоруких, еще двух представителей этой фамилии.
«Присяга» устанавливает, что для решения «нового и важного государственного дела» в Совет будут приглашаться «для совета и рассуждения» члены Сената, генералитет, члены коллегий и знатное шляхетство.
Сенат в документе определяется как орган, оказывающий «вспоможение» Совету. Присяга разрешила предлагать «для государственной и народной общей пользы» новые законы «без всякие страсти и боязни».