Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Обидов Дилшод Солиджонович

Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение
<
Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Обидов Дилшод Солиджонович. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Обидов Дилшод Солиджонович; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2008.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/80

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Происхождение и формирование ханафитской школы права 16

1. Формирование Абуханифы как знатока фикха и основателя ханафитской школы права 18

2. Последователи Абуханифы и их роль в формировании правовой школы ханафизма 32

3. Особенности правового регулирования общественных отношений по ханафитской школе права 40

4. Система источников исламского права и особенности их признания в учениях ханафитской школы права 58

Глава 2. Мавераннахрское течение ханафитской школы права 82

1. Ханафизм и Средняя Азия: формирование мавераннахрского течения права 82

2. Факихи мавераннахрского течения права и их вклад в развитие ханафитской школы права 97

3. Методы и источники деятельности мавераннахрского течения ханафитской школы права 109

4. Отрасли правового регулирования в учениях ханафитов и ханафитских факихов мавераннахрского течения 115

5. Проблемы практического применения казийскими судами Мавераннахра системы юридических норм, разработанных ханафитской школой права 185

Заключение 199

Список использованных источников и литературы 204

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе Таджикистан и
другие страны среднеазиатского региона на конституционно установленных
началах продвигаются по пути построения правового государства. При этом
для правильной оценки уровня общности и специфики становления правового
государства в каждой из этих стран большое значение имеет объективное
исследование культурно-правового наследия народов этого региона. Причём
исследование правовых памятников, наиболее общих для всех народов Средней
Азии, особенно актуально с точки зрения объективной оценки
интеллектуального восприятия этими народами идеалов правового,

демократического государства. В этом смысле приоритетная роль здесь принадлежит учениям ханафитской школы права суннитского направления исламской религии.

Правовая школа ханафизма, сформированная в VIII в., стала своеобразным ответом на кризис праворегламентирующей функции классического ислама. Она смогла не только объединить обособленные культурно-правовые памятники народов Средней Азии, но и универсализировать их многовековой юридический опыт на основе трансформации и совершенствования классических исламских правовых идеалов и принципов. Достижения ханафитской школы правовой мысли во многом определялись традицией её лояльности к рациональным, демократическим и гуманным принципам правопонимания. Традиция же эта была заложена ещё самим основателем школы - Абуханифой (699-767 гг.), «оказавшим, - по справедливому замечанию главы таджикского государства Эмомали Рахмона, - большое влияние на развитие ислама»2.

Представленная Абуханифой научно-правовая доктрина, сохраняясь в течение веков, сопутствовала как совершенствованию либеральных основ

'См.: Конституция Республики Таджикистан. Принята Об. 11.1994г. путём всенародного референдума. -

Душанбе, 2003. - Гл. 1. - Ст. 1. - С.34.

2Ра\монов Эмомали. О религии /Отв. ред. С.Фаттоев. - Душанбе, 2006. - С.151(на тадж.яз.).

классического ислама через деятельность других исламских школ права, так и твёрдому сохранению местной культуры народов, по своей сущности гармонизирующей с гуманистическими идеями и принципами. Поэтому, как отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «история ислама свидетельствует, что изучение и познание исламского фикха невозможны без учения Абуханифы. Следует сказать, что благодаря самоотверженным усилиям этого великого богослова и мыслителя были сохранены и получили дальнейшее развитие национальные самобытность и ценности» .

В свете сказанного и учитывая то, что «учение Абуханифы и исторически и на практике является важным фактором общечеловеческого единства, сохранения стабильности и безопасности общественной системы» , представляется достаточно актуальным глубокое исследование его жизни и деятельности, профессиональных основ созданной им правовой школы. Поэтому принятый Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном Указ «Об объявлении 2009 года - Годом памяти Великого Имама» (от 15. 09. 2008 г., № 538) служит необходимым и своевременным фактором в деле объективного понимания заслуг Абуханифы как великого учёного-правоведа, развития исламско-правовой культуры населения и справедливой оценки эффективной роли ханафитской правовой школы в совершенствовании и защите идей о правах человека на всём центральноазиатском пространстве.

Ханафитская школа права с её идейными и концептуальными началами о законности, правопорядке и гуманизме уже в первые века своего распространения на территории Средней Азии активно способствовала, наряду, конечно, с другими факторами, становлению независимых государств в регионе, в частности первого таджикского государства, созданного Саманидами (819-1005 гг.). Поэтому изучение процесса становления и распространения ханафитской школы права применительно к среднеазиатскому

'Период создания нового Таджикистана /Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по случаю 17-й годовщины государственной независимости //Народная газета. - 2008. - 10 сент. (№ 37). 2Там же.

региону, в частности к Таджикистану актуально именно в силу того, что такое исследование может содействовать выявлению особенностей процесса образования независимых государств таджикского и иных народов эпохи средневековья. Последнее же, в первую очередь, свидетельствует об уровне рациональности их отношения к новым социально-правовым явлениям. В этом русле также представляется возможным выявление специфики автономности их правовых систем, что немаловажно для обогащения опыта законодательств этих стран на современном этапе и их совершенствования.

Ханафитская школа права возникла в иракской части Арабского халифата (VII-XIII вв.), но своё наиболее полное обоснование и популяризацию она получила в Мавераннахре. Мавераннахрским учёным-факихам (правоведам) принадлежит большая заслуга в совершенствовании рациональных и гуманистических основ учений правовой школы ханафизма и в целом классического исламского права. Примечательны в этом отношении слова Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, сказанные о деятельности таджикских учёных и богословов прошлого: «Наши предки были в авангарде исламской цивилизации не только в области науки, литературы, истории и философии, но и в исследовании и развитии различных отраслей богословия, в особенности в комментировании священного Корана и хадисов, в теологии и мусульманском законоведении (фикхе)»1.

Глубоко исследовав труды основателя школы Абуханифы, его учеников и других виднейших представителей правовой школы ханафизма, мавераннахрские учёные-факихи смогли сформировать своеобразное мавераннахрское течение ханафитской школы права, обогатив её новым содержанием и толкованием. Поэтому изучение их идейно-правовых достижений в этом направлении актуально тем, что оно, с одной стороны, способствует объективной оценке уровня интеллектуально-правового состояния мышления народов Средней Азии, и, прежде всего, таджикского народа эпохи средневековья как до, так и после распространения ханафитской

'Выступление Президента на встрече с общественностью страны //Народная газета. - 2007. - 30 мая (№22).

школы права, а с другой, выявляет состояние готовности народов этого региона к принятию прогрессивных рационалистических идей.

Исследование учений ханафитской школы права и обоснование необходимости их изучения, в первую очередь, должно основываться на анализе сущности правовых идеалов, принципов и норм исламского права. Последнее объясняется тем, что в постсоветских республиках Средней Азии с получением ими независимости исламский фактор стал одним из преобладающих в мышлении народов. Этому особенно способствовала активная деятельность как официально зарегистрированных исламских политических организаций и объединений, так и антиконституционных фундаменталистских и экстремистски настроенных исламских политических сил, к примеру деятельность «Хизб-ут-Тахрир» в Республике Таджикистан. В сложившейся ситуации стало достаточно сложно понять и осознать истинную сущность идеалов и принципов исламской религии. В то же время в последние годы появилось большое количество научно-публистической литературы, освещающей лишь, теологические аспекты ислама, исследование же его правовых ценностей отошло на второй план, а порой об этих ценностях вообще забывают. Между тем познание истинной сущности исламской религии во многом возможно именно через её правовые идеи и постулаты, положения и нормы, которые вполне способны защитить ислам от не обоснованных в его адрес обвинений в пропаганде терроризма и экстремизма.

«Знания мусульманско-правовой культуры, - как справедливо отмечает Л.Р.Сюкияйнен, - могут помочь разобраться в истинных причинах так называемого исламского терроризма, нетерпимости, насилия и неуступчивости, которые не только угрожают социальной, национальной и конфессиональной стабильности, но и наносят вред престижу самого ислама»1.

Ещё сам пророк Мухаммад (570-632 гг.) высоко оценивал людей, ищущих правовые знания в исламе: «Кому Аллах желает добра, того Он сделает факихом в религии» . Поэтому столь актуально исследование учений исламских правовых школ, в частности ханафитской. Благодаря последней до нас дошли практически все рациональные, демократические и гуманистические принципы и нормы исламского классического права.

'Сюкпяйнсн Л.Р. Шарпати мусульманско-правовая культура. - М.,І997.-С.44.

2См.: Ал-Имом Абехомид Мухаммад ибн Мухаммад ал-Газзоли. Ал-эхсу улум уд-дин. В 5-ти томах. - Кохира:

Мактабатул Фаёз. Дорулманор, (б. г. п.). - Т. I. - С.43./ -M^ . j^1 jb.,^11 jiil -^^=^ о> ±*^* ±=- ^J f4*5.ojJi j-jb. *Ь*.уІ

Состояние разработанности проблемы. Проблемы ханафитской правовой школы суннитского направления исламского права в зависимости от тех или иных аспектов их разработки уже были предметом исследования зарубежных и отечественных учёных.

Среди зарубежных учёных здесь наиболее известны работы А.Ф. Кремера, Л.В.С. Ван ден Берга, А. Меца, А. Массэ, Р. Шарля, Р. Давида, Н. Лапидаса, А.А.Б. Филипса, Г.Э. Грюнебаума, В. Мейдланга, Р. Максуда и др.1 В их трудах попутно с основополагающими идеями их исследования рассматриваются и некоторые вопросы деятельности ханафитской школы права. При этом этот аспект изучения ограничивается чаще всего деятельностью основателя школы и его первых учеников. Несколько больше внимания изучению сущности отдельных сторон деятельности правовой школы ханафизма уделено в работах Л.В.С. Ван ден Берга, А.Ф. Кремера и А.А.Б. Филипса.

Российские и советские учёные также предприняли попытки исследования

отдельных сторон деятельности ханафитской школы права. Так, труды. П. Цветкова, Н. Гродекова, В.В. Бартольда, Г.М. Керимова, Л.Р. Сюкияйнена, С.А. Беляева, М.И. Садагдара, Ф.Ш. Шабанова, Р.Я. Алиева, В.П. Корякова, С.А. Старостиной, М.А. Родионова, Галяутдина Идриса, Р. Батыра и других были посвящены вопросам становления и развития, специфике, а также выявлению

'См.: Кремер А.Ф. Мусульманское право /Пер. с нем. Р. Эйхгорна. - Ташкент, 1888. - С. 17-62; Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права, согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии /Пер. с гол. / Л.В.С. Ван ден Берг ; Предисл. Л.Р. Сюкияйнена. - М., 2006. - 240с; Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1966. - С. 176-179; Массэ А. Ислам Очерк истории /Пер. с фр. Изд. 3-е. - М., 1982. - С.75-79; Шарль Р. Мусульманское право /Пер. с фр. СИ. Волка. - М., 1959. - 142с; Давид Р., Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. В.А. Туманова. - М., 1998. - С.310-311; Lapidas М.А. A History of Islamic Societies. -N.Y., 1988. - P. 414; Абу Амина Биляль Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. - M., 2002. - 281с; Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258) /Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. B.B. Наумкина. - M., 1986. - С.79; Madelung W. The early Murjia in Khurasan and Transoxiania and the Spread ofHanafism. - in "Der Islam". - Band LIX, 1982. - P. 32-39; Рукайя Максуд. Ислам /Пер. с англ. В.Новикова. - М., 2003. - С.163 -165.

2См.: Цветков П. Исламизм. Мухаммед и Коран- Асхабад, 1912. - T.I. - С.311-317; Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 4-х томах /Пер. с англ., под ред. Н.И. Гродекова. - Ташкент, 1893. -T.1. - 513с, T.2. -462с, T.3. -423с, T.4. - 319с; Бартольд В.В. Сочинения. Работы по истории ислама и Арабского халифата. - М., 1966. - T.6. - 784с; Бартольд В.В. Сочинения. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - M., 1963. - Т.1. -760с; Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. - СПб., 2007. - С. 17-20; Он же. Шариат и его социальная сущность. - М., 1978. - С. 14-20; Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. 2-е изд. - M., 1966. - С.206-207; Садагдар М.И. Основы мусульманского права. - M., 1968. - 154с; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -M., 1986. - С.65-89; Шабанов Ф.Ш., Алиев Р.Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции //Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - M., 1985. - СЛ 60-171; Коряков В.П., Старостина С.А. История мусульманского государства и права. Учебное пособие. - Калининград, 2002. - 4.1. - С.55; 58-59; Родионов М.А. Ислам классический. - СПб., 2003. - С.110-111; Галяутдин Идрис. Принципы правильного понимания в исламе- Набережные Челны, 2003/1423. - С.27,30; Рустам Батыр. Абу-Ханифа: жизнь и наследие /Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - Нижний Новгород, 2007. - Ч. 1. - 288с

источниковой базы деятельности ханафитской школы права, хотя и в этих публикациях их авторы ограничились лишь отдельными аспектами деятельности классиков школы. Следует отметить, что среди российских учёных наиболее плодотворная работа в этом направлении была проведена ещё в досоветскую эпоху. Здесь особого внимания заслуживает работа П. Цветкова, однако и в ней в основном освещаются жизнь и деятельность основателя ханафитской школы права - Абуханифы.

Проблемы истории становления и развития ханафитской школы права исследовались и учёными среднеазиатских стран СНГ. Здесь, прежде всего, следует назвать А.А. Али-заде, Г.Г. Гиздатова, М.А. Сарсембаева, Ж. Баишева, В.Г. Байкенову, 3. Мукимова, А.Х. Саидова, Ф. Мухетдинову, С. Саоданбекова, Ш.А. Ишанову, Д. Каримова, А.Ш. Жузжони, А. Муминова, О. Кориева, М. Хасани, Ш. Зиёева1 и др. В их трудах исследованы некоторые постулаты этой школы, жизнь и деятельность основателя школы и его учеников, выявлена специфика юридических правил функционирования правовой школы ханафизма, проанализированы некоторые вопросы практики -применения ханафитскими судами исламско-правовых норм. Параллельно с изучением этих вопросов 3. Мукимов, А.Х. Саидов, Д. Каримов, А. Муминов и О. Кориев пришли к выводу о возникновении в тот период своеобразной мавераннахрской школы исламского фикха. Между тем комплексного исследования ханафитской школы как отдельного течения в рамках правовой школы мы до сих пор не

'См.: Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь /А.Али-заде. - М., 2007. - С.348-349; Гиздатов Г.Г. Мир ислама в лицах. - Алматы, 2001. - С. 14-18; Мусульманское право (внутренние и международно-правовые нормы): Учебник /Под ред. М.А. Сарсембаева. - Алматы, 1999. - 256с.; Мукимов 3. Основные исторические источники права в Узбекистане (VIII-XIX вв.): Автореф. дисс. ...д.ю.н. - Ташкент, 1997. - 34с; Саидов А.Х. Жизнь и творчество Бурханиддина Маргинани /Хидоя. - Ташкент, 2000. - Т.1. - С.4-37; Мухетдинова Ф.А. История политических и правовых учений Узбекистана. - Ташкент, 2006. - С.25-29; Саоданбеков С. Общественный и государственный строй Кокандского ханства (конец XVIII-XIX вв.): Автореф. дисс. ... к. ю. и. - М., 1978. - С.17-20; Ишанова Ш.А. Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии до 1924года: Автореф. дисс. ...к. ю. н. - Ташкент, 1992. - 26с; Каримов Д.А. Становление и развитие основных институтов мусульманского права в Мавероуннахре(УШ-ХП1вв.) (историко-правовое исследование): Автореф. дисс. ...к. ю. н. -Ташкент, 1997. - 19с; Жузжоний А.Ш. Развитие шариата в Афганистане (историко-правовое исследование): Автореф. дисс. ...к. ю. н. - Ташкент, 1997. - С.11-12,14-15; Муминов А.К. Мавераннахрская школа фикха (ІХ-ХИІ века) //Общественные науки в Узбекистане. - Ташкент, 1990. - №10 (1990). - С.38-42; Кориев О. Ал-Маргилани - известный факих /Отв. ред. M.M. Хайруллаев. - Ташкент, 2000. - 48с; Кариев О. Место стихов Корана в произведении Бурханиддина Ал-Маргинани «Ал-хндоя» //Материалы международной конференции «Бурханидднн Маргинани и его место в мировой науке и культуре». Риштан, ноябрь, 2000г. -Ташкент, 2000. - С.111-112; Хасани М. Произведение «Хидоя» Ал-Маргинани и написанные по нему комментарии /Отв. ред. Б.Назаров. - Ташкент, 2000. - 48с. (на узб.яз.); Зиёев Ш. Жизнь и творчество Ал-Мотуриди /Отв. ред. М.М. Хайруллаев. - Ташкент, 2000. - 28с. (на узб.яз.).

имеем.

Из таджикских учёных отдельные вопросы формирования и специфики деятельности правовых школ суннитского течения, в частности, ханафитской школы права исследовались М.М. Муллаевым, Ф.Т. Тахировым, М.С. Хайдаровой, А.Г. Халиковым, Р.Ш. Сативалдыевым, III. Азимовым, И.Б. Буриевым, Г.С. Азизкуловой, Н. Хакимовым, И. Сафаровым, Э. Насурдиновым, Б. Рустамзода, А. Кушматовым, А. Бокизода1 и др. В их работах освещаются роль и значение рационального правопонпмания и правоприменения в формировании правовой школы ханафизма и иных исламских школ права, вопросы становления ханафитской школы права и её распространения на территории Средней Азии, анализируется источниковая база её учений, выявляется специфика ханафитской школы права в регулировании некоторых отраслевых вопросов и вопросов судебного правоприменения. Однако и в работах этих учёных, комплексного исследования ханафитской школы права не имеется.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что проблемы ханафитской

См.: Муллаев М. Происхождение и реакционная сущность шариата /Под ред. акад. АН Тадж ССР Раджабова С.А. - Душанбе, 1967. - С.40-52; Тохиров Ф.Т. Развитие права в Таджикистане. - Душанбе, 1994. - С.30-46. (на тадж.яз.); Он же. Правовая система дореволюционного Таджикистана.- Душанбе, 1998. - С.44-50; Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. Шариат: правовая регламентация брачно-семейных и наследственных отношений. - Душанбе, 2001. - 105с; Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права //Мусульманское право (структура и основные институты). - М., 1984. - С.38-48; Холиков А.Г. Исламское право. Учебное пособие. -Душанбе, 2003. - Ч. 1. - С.11,138-148 (на тадж. яз.); Сотиволдиев Р.Ш. Теория права и государства. - Душанбе, 2000. - С.421-422 (на тадж. яз.); Азимов Ш. Государство и право Саманидов. - Душанбе, 1999. - 168с; Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII - начало XX вв.) /Отв. ред. чл-корреспондент АН PT Тахиров Ф.Т. - Душанбе, 1999. - 199с; Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. - Душанбе, 1995. - С.42-43; Хакимов Н., Азизкулова Г.С. История государства и права таджикского народа. - Душанбе, 2002. - 4.1 - СЛ37-138; 151 (на тадж.яз.); Хакимов Н., Азизкулова Г.С. История государства и права таджикского народа. Средневековая и колониальная эпоха. - Душанбе, 2003. - С.74-77 (на тадж. яз.); Сафаров И. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.). - Душанбе, 1999. - 198с; Насурдинов Э.С. Правовая система и некоторые аспекты исламской правовой культуры //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. - Душанбе, 2007. - №4. - С.112-113; Рустамзода Б. Кто есть Имам Аъзам (Абу Ханифа)? - Душанбе, 1999. - 4бс. (на тадж.яз.); Кушматов А. Вакф. — Душанбе, 1990. - 192с (на тадж. яз.); Бокизода А. Исламский фикх. - Душанбе, 2006. - 496с (на тадж. яз.).

школы права требуют глубокого и всеобъемлющего исследования в контексте современного подхода к изучению такого её своеобразного правового явления, каким стало мавераннахрское течение ханафизма, что и предопределило научную новизну настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы заключается в исследовании правовых ценностей и идеалов ханафитской школы права в контексте специального анализа её мавераннахрского течения, что предполагает выявление степени прогрессивного влияния этих идеалов на совершенствование суннитского направления исламского права, на значимость фундаментальных положений учений школы и их соответствия современным стандартам правопонимания и правоприменения. Наряду с этим, доказывается превалирование системы юридических учений ханафитской школы права и её мавераннахрского течения в объективном понимании сущности исламской религиозно-правовой системы.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:

исследовать историю становления и развития ханафитской школы права, при этом особое внимание уделить основным причинам и процессу её популяризации на территории Мавераннахра;

выявить условия и факторы, способствовавшие образованию своеобразного мавераннахрского течения ханафитской правовой школы;

проанализировать систему методических основ функционирования правовой школы ханафизма и её мавераннахрского течения, опираясь на академические научные труды известнейших правоведов-ханафитов, в частности мавераннахрских;

исследовать источниковую базу деятельности ханафитской школы права, параллельно определив специфический подход к праву мавераннахрского течения ханафизма;

- на основе комплексного подхода исследовать и изучить принципы и
нормы отраслевого значения ханафитской правовой школы в контексте её
мавераннахрского течения с тем, чтобы выявить в них идеалы, созвучные

требованиям современности, целям правового, демократического государства;

проанализировать состояние практического применения разработанной ханафитами системы юридических норм в контексте права Мавераннахра;

исследовать и обосновать превалирование юридических учений ханафитской школы права в объективном познании истинной сущности ислама и на этой основе показать общность и взаимодействие системы правовых ценностей ханафитской правовой школы с требованиями существующих законодательств современных стран, в частности законодательства Таджикистана.

Объект исследования. Объектом исследования являются отношения, определяющие специфику деятельности ханафитской правовой школы с момента её становления до популяризации и совершенствования на территории Мавераннахра в форме отдельного своеобразного мавераннахрского течения.

Предмет исследования. Основным и непосредственным предметом исследования стали вопросы исторического становления и развития ханафитской школы права и образования её мавераннахрского течения, отдельные отрасли ханафитского правового регулирования и их гуманистическое отражение в сочинениях ханафитских учёных-факихов Мавераннахра, ханафитское судебное правоприменение мавераннахрского толка.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Научно-теоретическую основу диссертационного исследования составили работы зарубежных, советских, российских учёных, учёных других стран СНГ, а также таджикских учёных, их взгляды, концептуальные положения и выводы по проблемам истории становления и развития, специфики деятельности и системы учений ханафитской школы права и её мавераннахрского течения. В ходе диссертационного исследования наиболее часто мы обращались к работам А.Ф. Кремера, Л.В.С. Ван ден Берга, П. Цветкова, Н. Гродекова, Р. Шарля, Г.М. Керимова, М.И. Садагдара, А. Массэ, Е.А. Беляева, В.П. Корякова, С.А. Старостиной, А.А.Б. Филипса, М.А. Сарсембаева, А. Меца, 3. Мукимова, А.Х. Саидова, Д. Каримова, Ш.А. Ишановой, А.Ш. Жузжони, А. Муминова, О.

Кориева, М. Муллаева, Ф.Т. Тахирова, А.Г. Халикова, М.С. Хайдаровой, И.Б. Буриева и др.

В диссертации применены общенаучные методы исследования, в частности методы эмпирического исследования, методы исторического, историко-сравнительного, системно-структурного, сравнительно-правового подхода, а также методы анализа и синтеза.

Научная новизна. Диссертация являет собой первую в истории юридической науки Республики Таджикистан попытку детального и комплексного исследования деятельности и системы учений ханафитской школы права в контексте изучения её мавераннахрского течения на базе особого внимания к учениям ханафитских учёных-факихов Мавераннахра.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Абуханифа, как основатель первой в истории ислама правовой школы,
посредством своих рационалистических методик правопонимания и
првоприменения смог показать, сохранить и передать последующим
поколениям истинные рационалистические принципы исламского
классического права, соединившего в себе наиболее гуманные и справедливые
нравственные человеческие постулаты. Исходя из этого, необходимость
современного объективного осмысления гуманистической и демократической
сущности исламского классического права связана именно с осознанием и
пониманием идей этой правовой школы.

2. Живучесть исламского классического права в условиях новых
общественных отношений является результатом эффективного применения
системы методик правопонимания, правообразоваиия и правоприменения
именно ханафитской школы права. Её прогрессивному влиянию подверглись в
итоге и другие исламско-правовые школы суннитского направления.
Соответственно этому, в ханафитском правовом мышлении главенствующие
начала модернизации доказывают отсутствие в ней консервативных,
фундаменталистических и экстремистских основ.

3. Ханафитская правовая школа - это неотъемлемая часть культурно-

правового наследия таджикского народа. Деятельность и заслуги основателя школы - Абуханифы, его мавераннахрских последователей, известнейших представителей ханафитской научно-правовой мысли мавераннахрского течения последующих веков, во многом обогатили сокровищницу духовной и правовой мысли таджикского народа. В этом процессе, бесспорно, основная заслуга принадлежит государству Саманидов, эпоха правления которых ознаменовала собой начало наиболее глубокого, профессионального научно-исследовательского подхода мавераннахрских учёных-факихов к учениям правовой школы ханафизма.

  1. Процесс становления своеобразного мавераннахрского течения ханафитской школы права был связан с политическими факторами государствообразования в регионе, деятельностью таджикских феодалов-дехкан саманидской эпохи - как активных носителей и распространителей местного культа и высоким уровнем научно-интеллектуального состояния мышления мавераннахрских учёных-факихов, порой превосходивших своим талантом и сочинениями по фикху1 известнейших ханафитских учёных-факихов иных регионов Арабского халифата.

  2. Принципы и нормы отдельных "отраслей исламского права ханафит-ского направления наиболее полно в своем гуманном содержании представлены и усовершенствованы в работах мавераннахрских учёных-факихов. Их идеи и положения созвучны требованиям построения правового, демократического государства и гражданского общества, что предполагает необходимость их всестороннего и тщательного научно-исследовательского изучения.

  3. Созвучность научно-правовых идей и концепций ханафитских учёных-факихов, и, в частности, учёных-факихов Мавераннахра с современными стандартами гуманистичное правопонимания и правоприменения предполагает необходимость их трансформации в различные отрасли законодательства современных стран с целью обогащения и упрочения их

'Фикх (от арабе, «факаха» - знать что-либо) в самом общем смысле является наукой исламского права.

научно-фундаментальной базы и эффективности практического воплощения.

7. В понимании истинной сущности идеалов, принципов и норм исламской религии первостепенную и определяющую роль играют её правовые нормы, впервые на научно-академических систематизированных началах прогрессивно интерпретированные ханафитской школой права. Ханафитская правовая школа, как самая ранняя классическая школа исламского правового мышления, вобрала в себя все истинные традиции правопонимания эпохи жизни пророка Мухаммада, столь необходимые для правильной оценки системы учений данной религии. Исходя из этого, понимание действительно гуманистических начал исламской религиозно-правовой системы возможно через исследование положений и концепций ханафитской школы права и её мавераннахрского течения. Это способствует предотвращению неправильного истолкования и применения положений исламской религии, доказывает общность гуманистических основ ислама с историко-правовыми достижениями мировой практики в этом направлении и в целом содействует объективному пониманию её действительной сущности.

Теоретическая значимость и прикладная ценность работы. Диссертация имеет научно-теоретическое и практическое значение. Изложенные в ней теоретические изыскания способствуют объективному пониманию хода развития идеи о правах человека в исламском праве, осознанию прогрессивности исламских правовых норм как продукта средневекового общества, способствуют дальнейшему исследованию этих проблем отечественными юристами. Выводы и предложения диссертации могут иметь практическое применение в процессе совершенствования законодательства в области прав человека и гражданина. Работа также может быть использована в учебно-познавательных целях - в преподавании основных дисциплин и специальных курсов, связанных с изучением исламско-правовой системы.

Апробация результатов исследования. Представленные положения и выводы, рекомендации и предложения диссертации были использованы в

процессе преподавания таких дисциплин, как: «Мусульманское право», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права Республики Таджикистан», «История права человека», а также специальных курсов: «Источники мусульманского права», «Правовая система государства Саманидов». Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора, его выступлениях и докладах на университетских (2004-2006 гг.), республиканских (2006 г.), международных (2004 г.; 2007 г.) научно-практических конференциях, а также диспутах и беседах по проблемам ислама (2007 г.; 2008 г.).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Формирование Абуханифы как знатока фикха и основателя ханафитской школы права

Основателем ханафитской школы права является Абуханифа ан-Нуъман ибн Сабит. Согласно сведениям исламских научно-исторических и правовых источников, Абуханифа родился в иракском городе Куфа в период правления пятого омейядского халифа Абд ал-Малика (правил в период с 685 по 705 гг.).1 Исламские исследователи отстаивают мнение о том, что Абуханифа по своему происхождению от своего деда Зути по отцовской линии являлся персом и был родом из Кабула. Мы не можем согласиться с мнением Г.М. Керимова, считающим, что Абуханифа по своему происхождению был тюрок. В своих рассуждениях Г.М. Керимов основывается на мнениях тюрецкого идеолога Хамди Аксеки, аргументирующим свою позицию тем, что якобы в силу того, что все тюркские народы придерживаются мазхаба Абуханифы, он по происхождению скорее тюрок. На основе сведений, приведённых исламскими учёными-богословами, историками и правоведами можно обоснованно говорить о том, что Абуханифа по своему происхождению являлся кабулийским персом. Исходя из этого и учитывая тот факт, что образование таджикского народа произошло в результате взаимодеятельности и смешения древних местных народностей Согда, Тохаристана и Хорасана1, род Абуханифы следует возводить к предкам таджиков, а его самого считать одним из авторитетнейших представителей таджикской научно-правовой мысли эпохи раннего средневековья. Отец Абуханифы - Сабит ибн Зути, согласно преданиям, ещё с юношества был человеком законопослушным и добропорядочным. По сведению известного ханафитского учёного Мавераннахра Мавлоно Шейх Масъуда Самарканди, именно богобоязненность и закопопослушание Сабита становятся причиной его счастливого брака, в результате которого рождается Абуханифа. Вскоре оставшись сиротой (потерял отца) и унаследовав его профессию -торговлю шёлковыми тканями и одеждами3, Абуханифа немного позже приступает к серьёзному освоению исламских наук. По мнению некоторых учёных, причиной, побудившей Абуханифу к серьёзному изучению наук, стала его встреча по дороге на работу на рынок с известным учёным-мухаддисом и факихом Куфы и Ирака - Имамом аш-Шаъби. Имам аш-Шаъби ибн Амир ибн Шарахиль (ум. в 104 г.х./722 г.н.э.), по одной из версий, был тобеином и наставником будущих величайших учёных-факихов, в том числе Хаммада ибн Абусулеймана4 - будущего наставника Абуханифы в освоении фикха. Он был сторонником широкого применения хадисов в фикхе. Именно поэтому имам аш-Шаъби не симпатизировал факихам рациональных правовых рассуждений.5 По сведениям исламских исследователей Рустама Батыра, Мухаммада Али ал-Кутба и М. Химматзода, имам аш-Шаъби порекомендовал молодому Абуханифе посвятить большую часть своего времени содержательному освоению наук.6 Скорее всего, имам аш-Шаъби посоветовал Абуханифе уделять больше внимания именно фикху, ибо он сам был учёным-факихом. Большинство учёных едино во мнении, что Абуханифа начал с изучения науки калам . В частности, Вахби Сулейман Гавиджи считает, что «постижение наук началось для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в заблуждение»". Однако по вопросу о том, когда Абуханифа начал изучать фикх, существуют различные сведения. Так, по мнению Абуюсуфа - самого близкого ученика Абуханифы, находя недуги в изучении каждой науки, Абуханифа переходил от изучения одной к изучению другой, пока не приступил к освоению фикха . Другой же ученик Абуханифы - Зуфар, считает, что причиной, побудившей Абуханифу серьёзно заняться фикхом, стало его восхищение ответом известного учёиого-факиха Куфы - Хаммада ибн Абусулеймана - на вопрос некой женщины относительно правил правильного развода: «Он должен дать ей развод один раз после завершения месячных и не вступать с ней в половую связь. Затем ему следует подождать завершения ещё двух менструальных циклов так, чтобы вместе с первым циклом всего прошло три, и после того, как она совершит полное омовение, ей можно будет выходить замуж за другого».

Последователи Абуханифы и их роль в формировании правовой школы ханафизма

В формировании и развитии ханафитской школы права основную роль сыграли ученики и последователи Абуханифы. Исламские учёные-факихи как ханафитского, так и иных направлений едины во мнении, что Абуханифа, по сравнению с другими известнейшими учёными своей и последующих эпох, имел самое большое число учеников и последователей. По свидетельству видного ханафитского учёного Ибн Баззози (ум. в 827 г.х./1433 г.н.э.), у Абуханифы было много учеников, некоторые из них приезжали из дальних городов, обучившись у него, они возвращались к себе на родину, а некоторые, обучившись фикху, оставались с ним на всю жизнь.1 Количество учеников Абуханифы определяется учёными по-разному. Как пишет известный ханафитский учёный-исследователь Шейх Ахмад аль-Макки аль-Хорезми, «передатчиков слов имама из числа крупных улемов насчитывалось семьсот тридцать человек, каждый из которых являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы, передававшиеся имамом, в разных краях земли». Другие учёные доводят количество учеников до 800 человек.

По свидетельству достоверных ханафитских научных источников, сам Абуханифа по поводу своих наиболее одарённых учеников неоднократно повторял: «Они составляют тридцать шесть человек, двадцать восемь из которых обладают полномочиями по исполнению казийских функций, шесть из них полномочны давать фетвы, а два оставшиеся, Абуюсуф и Зуфар, компетентны воспитывать казиев и тех, которые дают фетвы».

Самыми авторитетными учениками-последователями Абуханифы были Зуфар ибн Хузайл, Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан Шайбани, Офия ибн Язидил Кози. Их формирование как известных факихов требует основательного рассмотрения.

Зуфар ибн Хузайл (110 г.х./727 г.н.э. - 158 г.х./775 г.н.э.). Как передают источники, Зуфар начал обучатся фикху у Абуханифы гораздо раньше, чем другие его последователи. Как самый старший ученик, он пользовался наибольшим уважением среди всех его последователей. Вероятно, он выполнял функцию старосты учебной группы на проводимых Абуханифой занятиях. Зуфар жил в Куфе. По одной из версий, он «первоначально был представителем ахл-ал-хадис, но затем в нём победил раъй».1 Возможно, поэтому его достижения по ханафитскому фикху связываются с применением кияса. По сообщению виднейших исламских учёных эпохи средневековья, Зуфар выделялся талантом по применению кияса (сравнения по аналогии). Как свидетельствует Музани - известный ученик основателя шафиитской правовой школы - Идриса Шафии (150 г.х./767 г.н.э.- 204 г.х./821 г.н.э.), Зуфар был самым остроумным и сильнейшим среди последователей Абуханифы в применении кияса. Можно предположить, что именно Зуфару принадлежит важная заслуга в совершенствовании применения кияса ханафитами уже после времени Абуханифы. Зуфар, как и его наставник, категорически отказывался от принятия должности казия, «несмотря на то, что ему делалось много привлекательных и заманчивых предложений»3. Каких-либо капитальных научных трудов Зуфар не оставил.

Абу Юсуф Якуб бин Ибрахим (113 г.х./730 г.н.э. - 187 г.х./804 г.н.э.). Абу Юсуф являлся авторитетнейшим учеником Абуханифы и известным хадисоведом его школы.4 Как считают многие авторы, именно Абу Юсуф активно практически применял и распространял учения правовой школы ханафизма.5 По мнению М.И. Садагдара, именно влияние Абу Юсуфа способствовало распространению ханафитского учения.6 П. Цветков также пишет о том, что «возможно, что без его (Абу Юсуфа. - Д. О.) сильного влияния школа ханефитов и не заняла бы так быстро своего господствующего положения, которое она сумела удержать до наших дней» .

Из биографических данных Абу Юсуфа известно, что он по своему происхождению был арабом, родился и вырос в Куфе в бедной семье. Первым его наставником по изучению фикха был известный факих Ибн Абулейла, который обучал его фикху в течение 9-ти лет. Но после того, как Ибн Абулейла занял должность казия, Абу Юсуф ушёл от него. Абу Юсуф стремился к более современному пониманию исламского фикха, и это его желание вскоре приводит его к Абуханифе, при котором, начиная с 751 г., в течение 15-ти лет он обучается фикху. Абуханифа достаточно рано обнаруживает в Абу Юсуфе способности будущего великого факиха и казия. В связи с этим, он часто говорил: «Придёт время, когда Абу Юсуф будет есть фаллузич».

Абуханифа всячески стремился помочь Абу Юсуфу и его семье материально. Так, Ибн Баззози Мухаммад Ал-Кардари в своём сочинении «Манокиб-ул-Имом-ил-Аъзам» приводит следующие слова Абу Юсуфа: «Не приходилось мне встречать никого щедрее Абу Ханифы, которому я часто говорил: «Не видел я никого щедрее тебя», на что он ответил: «А что бы ты сказал, если бы увидел Хаммада?». Абуханифа кормил меня самого и всю мою семью в течение десяти лет, и не встречал я никого, в ком соединилось бы столько достойных качеств».

Вскоре после смерти Абуханифы Абу Юсуф был назначен на пост главного казия в халифате с правом выбора и назначения нижестоящих казиев. Источники сообщают3, что он занимал данную должность в периоды правления халифов ал-Махди (775-785 гг.), ал-Хади (775-776 гг.), Харун-ар-Рашида 1 (786 4

809 гг.) . Во время правления последнего Абу Юсуф пользовался особым авторитетом и популярностью, «так что халиф в важнейших государственных делах советовался с ним...» . Занимая должность верховного судьи, Абу Юсуф создал своеобразную команду судей во всём халифате из числа ханафитов, и таким образом, смог практически применить, распространить и развить теоретический фикх Абуханифы. По этому поводу исламский исследователь Уалиаллах ад-Дахлауи отмечает, что будучи главным судьёй, он назначал судей в различные города, и все его протеже были последователями мазхаба ханафитов. Это явилось одним из факторов содействия распространению этой школы права по всей мусульманской империи.1 Таким образом, Абу Юсуф взял на себя большую ответственность в деле практического применения фикха своего наставника. Здесь вполне уместно привести высказывание казахского учёного Г.Г. Гиздатова о том, что «па протяжении всей своей жизни Абу Иусуфу пришлось выступать во всех трёх возможных «ролях»: муджтахида (знатока шариата), факиха (правоведа) и кадия (судьи)» .

Ханафизм и Средняя Азия: формирование мавераннахрского течения права

Ханафитская школа права формировалась и действовала на основе исламской религии. При этом, везде, куда проникал ислам, он «вбирал в себя местные верования, сливался с ними». Гибкость ислама, его способность быстро приспосабливаться к местным обычаям, верованиям, податливость его отмечаются многими исследователями. Все эти качества ислама были унаследованы ханафитской школой права.

Как известно, VIII в. был временем покорения арабами практически всей территории Средней Азии, где в последующем прочно укрепилась исламская религия. В «Истории Бухары» Наршахи (X в.) и в сочинении арабского географа Якута (XIII в.) приводится сказание арабов о том, будто сам пророк Мухаммад говорил о том, что покорение Мавераннахра является священной и почётной обязанностью последователей его веры. Поэтому распространение и утверждение ислама в Мавераннахре стали вопросом времени.

Как считают многие исследователи, арабские завоеватели Средней Азии, начиная от их командного состава и заканчивая рядовыми солдатами, относились к ортодоксальному суннитскому течению ислама. Думается, именно их единство и строгость в приверженности к ортодоксальному суннизму сыграли ключевую роль в деле восприятия народами Мавераннахра этого течения исламского религиозного мышления. Но следует заметить, что процесс такого восприятия протекал достаточно медленно и был коренным

образом связан с усложнявшейся военной компанией арабов на территории Средней Азии.

Таким образом, мнения учёных относительно приверженности арабских захватчиков Средней Азии к ортодоксальному суннитскому исламу полностью совпадают. Однако по вопросу о времени и причинах распространения ханафитского крыла ортодоксального суннизма на территориях Мавераннахра единства научных позиций мы не имеем. Например, профессор Ф.Т. Тахиров считает, что «...мусульманские завоеватели Средней Азии в основном были суннитами, принадлежавшими к ханифитам...» . Отсюда можно сделать вывод о том, что ханафизм на территорию Средней Азии проник ещё в начале VIII в. вместе с арабскими захватчиками. С точки же зрения И.Б. Буриева, правовая школа ханафизма сформировалась несколько позже появления арабов в Центральной Азии. На наш взгляд, мнение И.Б. Буриева, более оправданно, ибо в течение своей жизни (699-767 гг.) Абуханифа сформировался лишь как авторитетный факих и законовед, он не успел сам, непосредственно создать свою правовую школу. В последнем процессе решающую роль сыграли ученики Абуханифы, школа была создана лишь к концу VIII и в течение первой половины IX вв.

Вопрос о причинах распространения именно правовой школы ханафизма на территориях Средней Азии также решается неодинаково. По мнению одной группы учёных, склонность ханафизма к местным обычаям и традициям покоренных неарабских народов стала главным фактором в распространении ханафитской правовой школы на территориях Средней Азии. И.Б. Буриев основную причину популяризации правовой школы ханафизма на территориях Средней Азии видит в том, что «она больше, чем другие школы, вобрала в себя путём переработки, изменений и дополнений действовавшие ранее правовые нормы и институты доисламского права территорий, ранее входивших в

Сасанидскую империю» . Здесь И.Б. Буриев дополняет положение о склонности ханафитской правовой школы к местным обычаям, положением её склонности к доисламским правовым источникам, действовавшим ранее на территориях Средней Азии.

По нашему мнению, основные причины распространения и основные причины популяризации правовой школы ханафизма на территориях Средней Азии следует анализировать отдельно. Мы считаем, что причины распространения именно ханафитской, и никакой другой правовой школы на территориях Средней Азии непосредственно были связаны с политикой аббасидских халифов по поддержанию на официальном высшем государственном уровне ханафитского направления исламского фикха. Начало такой политики связывается с эпохой правления первого аббасидского халифа ас-Саффаха (750-754 гг.). Однако традицию всемерной поддержки правовой школы ханафизма, по нашему мнению, заложил второй аббасидский халиф Абу Джафар ал-Мансур (754-775 гг.). Он, с одной стороны, «как и все халифы этой династии, покровительствовал учёным...»2, а с другой, был лично знаком с Абуханифой, симпатизировал ему и особо выделял среди других авторитетных факихов и богословов. Позже эту традицию халифа ал-Мансура продолжили уже последующие его преемники, предоставившие в большей мере ханафитским факихам, в том числе мавераннахрским, полномочия по возглавлению казийской власти в пределах огромных территорий халифата (в Мавераннахре, например, казий Абеали Хусайн Насафи (IX-X вв.), Мухаммад ибн Мухаммад Баздави (421 г.х./1027 г.н.э. - 493 г.х./1099 г.н.э.)4 и др.). Именно последнее, на наш взгляд, и стало основной причиной, благодаря которой правовая школа ханафизма уверенно, на официальном уровне проникла, закрепилась и обособилась во всех уголках Средней Азии. Как отмечает А.А. Али-заде, «ханафитский мазхаб поощрялся Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства»1. По мнению известного исламского учёного Ибн Халдуна, ханафитский мазхаб распространился именно по причине его формирования в Ираке - в центре халифата.2 Эту мысль поддерживают и другие авторы.3

К вышесказанному, добавим, что в целом эпоха Аббасидов, в частности её первые века, отличается процветанием исламской цивилизации. Вгсвязи с этим, К.Э. Босворт верно замечает, что «первые три столетия правления Аббасидов отмечены всесторонним развитием средневековой мусульманской цивилизации»4.

Популярность же ханафитской правовой школы на территориях Средней Азии, как мы думаем, в основном была обусловлена тем, что данная школа, по сравнению с другими, активно приняла не противоречащие исламу обычаи и традиции покоренных арабами народов. Причём основное внимание уделялось тем не противоречащим исламу обычаям, которые одновременно сопутствовали благополучному экономическому и культурному развитию местных народов (например, обычаи, связанные с заключением гражданско-правовых договоров).

Факихи мавераннахрского течения права и их вклад в развитие ханафитской школы права

Мавераннахрское течение ханафитской школы права дало исламскому миру самых авторитетных и прогрессивных учёных-факихов. Поэтому представляется целесообразным ознакомиться с деятельностью известнейших из них, тех, труды которых легли в основу формирования и развития мавераннахрского крыла правовой школы ханафизма. уже писали, он был первооснователем мавераннахрской школы ханафитского фикха. Это положение доказывается тем, что Абу Хафс ал-Бухари являлся одним из первых непосредственных учеников самого Мухаммада Шайбани по изучению фикха. В пользу данного утверждения говорят и историко-археологические данные, полученные в результате исследования надписей на гробнице Абу Хафса ал-Бухари, в которых он признаётся наставником всех учёных-факихов Мавераннахра. По дошедшим до нас сведениям, Абу Хафс ал-Бухари был удостоен в мазхабе степени муджтахида. Он является автором сочинений: 1) «Китоб ул-ихтилоф» («Книга противоречий»); 2) «Ар-Радд ала-л-лафзия» («О противоречивости позиций в произношениях» и др.2 Так как Абу Хафс ал-Бухари был непосредственным учеником самого Мухаммада Шайбани и впоследствии стал наставником всех ханафитских учёных-факихов Мавераннахра, можно предположить, что в Мавераннахре был принят и в последующем развит теоретический фикх Мухаммада Шайбани наряду с прикладным фикхом известного ученика Абуханифы - Абу Юсуфа, распространившимся благодаря деятельности казийских судов ханафитского толка. Он являлся одним из известнейших представителей ханафитской школы права мавераннахрского течения, внёс весомый вклад в интеллектуальное совершенствование научно-правовой базы ханафитов. Абу Мансур Мотуриди был уроженцем села Мотурид под Самаркандом.1 Известно, что Мотуриди получил образование в одном из медресе г. Самарканда, построенном в IX-X вв. Наилучших успехов достиг в области калама и фикха. К самым известным сочинениям Мотуриди относятся: 1) «Китобул-Маохиз иш-шариа («Книга об источниках шариата»); 2) «Китобул-джадал» («Книга спора»); 3) «Таъвилотул - Куръон» («Разъяснения Корана»); 4) «Китобул-усул» («Книга основ»); 5) «Шарху китобил «Фикх-ул-акбар» («Толкование книги «Фикх-ул-акбар»»); 6) «Китобу радди ваидил-фуссок» («Книга противодействия угрозе нарушителей законов»).3 Научное наследие Мотуриди, в сфере наук фикха и калама имеет важное теоретико-прикладное значение в деле укрепления идеологической основы правовой школы ханафизма.4 Следует заметить, что применительно к Мавераннахру богословско-правовые концепции Мотуриди разработаны с учётом обычаев народов этого региона.5 Вероятно, поэтому в IX в. в Самарканде в рамках мавераннахрского течения ханафитской школы права им основывается специфическое идейное течение - мотуридия, на местном уровне занимающееся богословско-правовой защитой основ классического шариата.6 Факехул Ханафи (ум. в 344 г.х./957 г.н.э.). Уроженец Шаша (Ташкента), один из известнейших представителей мавераннахрского крыла ханафитской школы права эпохи Саманидов. В освоении фикха его наставником был Абулхасан Кархи (ум. в 340 г.х./953 г.н.э.). Есть сведения, что Абу Али Ахмад Шаши обладал лучшей памятью в осмыслении положений фикха, после него подобных ему не было. В фикхе после своего наставника он достигает степени муджтахида-факиха и становится предводителем мусульманской общины своей местности. В становлении своеобразности мавераннахрского течения правовой школы ханафизма важное место занимает его сочинение «Усул-уш-Шоши» («Основы права по Шоши»), посвященное научно-теоретическому объяснению принципиальных положений и правил исламского фикха.1 4. Ал-Факих Абу Лайс ас-Самарканди (301-310 гг.х./908-917 гг.н.э. -373-374 гг.х./983-984 гг.н.э.). Мавераннахрское течение ханафитской школы права в своём изначальном формировании, как мы считаем, в большей степени обязано также известнейшему учёному-факиху Абулайсу ас-Самарканди. Его полное имя - Наср ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Иброхим Абу Лайс ас-Самарканди. Абу Лайс ас-Самарканди получил первичное образование у своего отца - Мухаммада ибн Ахмада ибн Ибрахима Туей. В изучении фикха наставником Абу Лайса был виднейший ханафитский учёный-факих его эпохи Халил ибн Ахмад казн Сиджзи.2 Как авторитетный и особо талантливый учёный-факих, Абулайс ас-Самарканди был удостоен титула «ал-Факих» («исламский правовед») . Его эпоха не знала других факихов такой степени авторитетности. Вскоре он получил и другие титулы: «Имомул-худа» («предводитель праведного пути»), «шейхулислам» («богослов-предводитель ислама»).4 Абу Лайс ас-Самарканди оставил очень ценное научное наследие, которое позитивно повлияло на формирование мавераннахрского течения ханафитской школы права. До нас дошли следующие его сочинения по исламскому фикху: 1) «Хизонатул-фикх» («Сокровища фикха»); 2) «Танбехул-гофилин» («Преду- преждения невеждам»); 3) «Фатовои Абу Лайс» («Фетвы Абу Лайса»); 4) «Шарху Джомеъ ус-сагийр» («Толкование свода малых правовых вопросов»); 5) «Ан-навозилу фил-фатово» («Трудности в фетвах»); 6) «Рисолату фил-хукм» («Трактат о приговоре»); 7) «Бустонул-орифийн» («Сад знающих»); 8) «Ал-Мабсут» («Пространный»).1 5. Шамс-ул-аимматил акбар Абу Мухаммад Абд-ул-Азиз ибн Ахмад ибн Наср ибн Солех Бухари ал-Халвои (ум. в 456 г.х./1057 г.н.э.). Одна из ключевых фигур мавераннахрского течения ханафитской школы права. Он внес бесценный вклад в совершенствование исламского права ханафитского направления, воспитав выдающихся учеников и оставив важное научное наследие в этой области. Он родился в Бухаре, в местечке Халво. Его положение в обществе учёных-факихов и богословов той эпохи было столь почитаемо, что ему были присвоены самые почётные титулы: «шамс-ул- аимматил акбар» («солнце великих имамов»), «раис-ул-ханафия» («предводитель ханафитов»), «шейх-ул-аллома» («наставник самых учёных людей»).

Похожие диссертации на Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права : мавераннахрское течение