Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Ментюкова Мария Алексеевна

Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина
<
Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ментюкова Мария Алексеевна. Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Ментюкова Мария Алексеевна; [Место защиты: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юридический институт" (Санкт-Петербург)].- Санкт-Петербург, 2010.- 190 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Идеи П.А. Сорокина о соотношении общества и государства

1. П.А.Сорокин о происхождении общества и государства 16

2. Понятие, признаки и сущность государства во взглядах П.А.Сорокина 26

3. Функции и форма государства во взглядах П.А.Сорокина 44

4. Национальный вопрос и демократическое устройство послереволюционной России во взглядах П.А.Сорокина 74

ГЛАВА II. П.А. Сорокин о происхождении, реальности и основных формах проявления права

1. Истоки происхождения права 87

2. Взгляды П.А. Сорокина и психологическая теория права 110

3. П.А. Сорокин о неофициальном и официальном праве 117

ГЛАВА III. П.А. Сорокин об исторических типах морально- правовых цивилизаций

1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы неправовых норм 127

2. Идеациональная, идеалистическая и чувственная система правовых норм 139

3. Динамика права и разрушение чувственных этики и права 146

Заключение 157

Список использованной литературы 168

Приложение 188

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена потребностями дальнейшего развития современных представлений о политико-правовом содержании идей в различные периоды бытия нашей государственности с целью не просто рассказывать о каких-либо исторических фактах, событиях, идеях, обобщать исторический опыт, а показать позитивные тенденции в развитии современной российской политико-правовой мысли, опирающиеся на достижения учёных-предшественников. Естественно, что не всегда критическое осмысление прошлого позволяет увидеть перспективы развития государственности, но опыт её бытия позволяет оценить с реалистических позиций особенности современного периода1.

Ещё в начале XX столетия М.В.Довнар-Запольский верно отмечал, что веру в силы русского общества, в великий и непреложный закон общественного развития, в силу мысли и слова нужно искать в величайшем, еще неисчерпанном культурном наследии, где зародились, вошли в плоть и кровь русского общества идеи, которые оно продолжило и продолжает разрабатывать, в направлении которых оно действует2.

Одним из ярких представителей русской политико-правовой мысли, незаслуженно обойденным вниманием теоретиков и историков правовой мысли является великий русский учёный — Питирим Александрович Сорокин, который внес значительный вклад в развитие не только социологической мысли, но и в теорию и историю государства и права, а его политико-правовые идеи стали востребованными в нынешний период развития российского государства и права.

Актуальность изучения его государственно-правовых, политико-социологических идей в современных исторических условиях состоит в вы-

1 См.: Харитонов Д.В. Государственно-правовые взгляды Т.Н.Грановского (историко-
правовое исследование). - М., 2006. С. 3.

2 Довнар-Запольский М.В. Из истории общественных течений в России. - Киев: Издание
АЛ. Сапунова. 1905. С. 260.

4 явлении ценностей национального государства, в соотнесении с ценностями европейского политико-правового опыта при осуществлении политико-правовых реформ, особенно в связи с объявленными в обществе целями построения правового и социального государства. Его идеи имеют важное методологическое и ценностно-ориентационное значение, так как полностью отвечают провозглашенным в обществе целям и опираются на обширный историко-социологический материал.

Значимость фигуры П.А.Сорокина, как это ни парадоксально, все еще не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы безусловно относят его к числу отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нём как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И всё же никто не станет отрицать то громадное воздействие, которое оказал П.А.Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за её пределами .

В сфере научных государственно-правовых воззрений П.А.Сорокина находились и проблемы, связанных с выявлением особенностей взаимоотношения личности, общества и государства в соответствующий период времени, а в аспекте построения российского правового государства, сложностью и многоплановостью процессов включения России в мировое сообщество, как уже отмечалось в юридической литературе , требует их

3 См.: Согомонов А.Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина// Предисловие к кни
ге: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер.с англ. М.: Политиздат, 1992.

4 См.: Ревнова М.Б. Учение о личности, обществе и государстве в русской философии
права (историко-правовое исследование). Дис. ... канд.юрид.наук. - Коломна: КГПИ,
2000. С. 3.

5 анализа и оценки. Следует вновь и вновь обращаться к классическим идеям в области государства и права, дать им новое прочтение в свете современных проблем правового строительства, опираясь на зарубежную и отечественную науку. В этой связи исследование политико-правовых аспектов включения личности в систему общественных процессов, её отношений с государством, предпосылок политико-правовой социализации, представляется весьма актуальным.

Социологический метод исследования общества, форм государства, собственности, представительства, проведённый П.А.Сорокиным во многом лёг в основу современных представлений различных наук.

Тема диссертационного исследования основана на анализе теории факторов развития общества во взглядах П.А.Сорокина на соотношение государства, личности, общества, права, которым соответствуют социальная, политическая, экономическая сферы. Важной составляющей исследования является поиск взаимосвязи между конкретно-историческими условиями существования государственно-правовых явлений в условиях бытия различных обществ, деятельности личности на основе сравнительного анализа с другими историческими формами общественных союзов.

Актуальность темы исследования определяется значением научных трудов П.А.Сорокина, стоявшего у истоков социологической юриспруденции. Кроме историко-социологических исследований, он много внимания уделил истории государства и права, изучению юридических условий свободы личности, а в историко-правовом аспекте показал, какие интересы и отношения влияют на изменение их содержания и приводят их в действие.

Заслуга П.А.Сорокина в истории политико-правовой мысли состоит в изучении идей государственно-правового развития европейских стран, а на их основе и России на базе историко-социологического анализа, показавшего, какие силы в обществе приводят в действие механизм социально-юридического регулирования. Его концепция по своим общим принципам близка научным положениям школы социологического позитивизма (Л.Дю-

ги, М.М.Ковалевский, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич и др.). Наряду с этим можно утверждать, что П.А.Сорокиным была выдвинута и обоснована разновидность юридического институционализма. Своеобразие ее заключалось в том, что данная институция в рамках плюрализма права не сама выступает главным и конституирующим элементом группы людей и права этой группы, а правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной группы или института. Таким образом, семья, государство, церковь, партия или профсоюз, а также школа, университет, даже организованная группа преступников представляют на практике всего лишь «объективацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающего большинства группы» .

Большое практическое значение имеет научная методология, построенная на соотношении гражданского общества и государства как модели горизонтально-вертикальных связей. Данный подход ориентирован на выявление динамики права, в соответствии с эволюцией его формы рассматривается динамика государства.

Цель диссертационной работы состоит в комплексном анализе государственно-правовых взглядов П.А.Сорокина и выявлении характерных принципов его научной методологии изучения социально-юридической реальности, что служит задаче исследования основ правового и социального государства на основе методологии сравнительного правоведения. Исторические факты являются доказательством прочности тех или иных юридических концепций. Поэтому, объявляя цель построения правового государства в России, необходимо рассмотреть, какие особенности государственно-правового развития требуют учёта и особого внимания, чтобы правовое государство являлось фактом реальной жизни, соответствовало идее национального суверенитета.

5 См.: Графский ВТ. История политических и правовых учений: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 532.

7 Для достижения данной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

- определить методологическое значение социологической школы
юристов в российской политико-правовой мысли и определить условия
возникновения социологического направления в американской юрсипру-
денции;

раскрыть связь государственных, общественно-политических и правовых взглядов П.А. Сорокина, подтвердить концептуальные положения социологической юриспруденции на основе его исторической схемы;

показать связь научной методологии П.А. Сорокина с изучением со-циолого-юридической проблематики, рассмотреть значение его идей для развития концепции и методологии социологической юриспруденции;

расширить теоретические представления о значении исторического подхода при исследовании эффективности права и социальной среды, которая непосредственно с ним связана;

- выявить особенности концепции социологической юриспруденции
П.А. Сорокина при рассмотрении проблемы формирования государства и
права, отметив элементы преемственности и новизны, показав их значение
для анализа эволюции формы государства в связи с изменениями в форме
права.

Объектом исследования являются общественные отношения и политико-правовая мысль начала XX века. В диссертации рассматривается комплекс факторов, оказавших влияние на взаимозависимость общества, государства, права, личности. Историко-правовое исследование позволяет рассмотреть роль факта в развитии тех или иных форм выражения права. Основным объектом изучения является анализ природы, личности и общества в соотношении с юридической практикой.

Предметом исследования являются формы теоретического познания, сравнительный анализ концепций развития государства и права данного периода с учетом современного состояния научной разработки темы. В каче-

8 стве предмета исследования выступают взгляды П.А.Сорокина на государство, право, положение общественных классов в связи с динамикой исторического процесса, изучаются различные точки зрения на экономические, социальные, политические и юридические аспекты его научного наследия.

Степень разработанности темы исследования. В разных аспектах правовая мысль дореволюционной России получила отражение в работах Н.М.Азаркина, М.В.Баглая, А.И.Байгушкина, С.В.Боботова, А.М.Величко, А.Б.Венгерова, А.А.Гольцблата, П.С.Грацианского, Н.М.Золотухиной, В.Д.Зорькина, И.А.Исаева, В.П.Казимирчука, НВ.Корнева, С.Ф.Кечекьяна, И.Ю.Козлихина, Э.В.Кузнецова, Н.Я.Куприца, Д.И.Луковской, Г.В.Мальцева, В.П.Малахова, Л.С.Мамута, О.В.Мартышина, В.С.Нерсесянца, В.В.Оксамытного, С.А.Покровского, А.В.Полякова, А.С.Пиголкина, С.А.Пяткиной, М.М.Рассолова, Е.А.Скрипилёва, Э.Ю.Соловьёва, В.А.Том-синова, А.С.Тумановой, А.И.Экимова и др.

В последнее время возрос интерес к политико-правовым взглядам многих представителей социологической юриспруденции, изучавших правовую составляющую государственности и права. Для исследования политико-правовых взглядов учёных того периода в связи с эволюцией историко-юридического направления от юридического позитивизма к социологической юриспруденции имеется необходимая методологическая база.

Большую практическую пользу при этом могут оказать труды по общей теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений. К ним следует отнести исследования современных ученых Н.В. Акчуриной, В.Г.Баева, Г.Г.Бернацкого, С.Л.Гайдука, В.Г.Графского, Н.В.Иллерицкой, С.А.Комарова, А.В.Корнева, О.Э.Лейста, А.А.Левандов-ского, М.Н.Марченко, Н.И.Матузова, А.В.Малько, В.С.Нерсесянца, С.А.Правкина, М.Б.Ревновой, Д.В.Харитонова и др., имеющие большое методологическое значение. Составной частью методологии данной работы являются результаты историографических, социологических и политологических исследований о государстве и праве.

Государственно-правовые взгляды П.А.Сорокина мало изучены в отечественной юридической, политической и социологической литературе, однако специальной монографической работы о нём как теоретике права нет. В значительной степени оценка его правовых взглядов имеется в отдельных работах социологов.

Идеи П.А.Сорокина во многом легли в основу социологической юриспруденции, основанной на анализе институтов публичного и частного права, на исследовании динамики социально-юридического процесса, на изучении проблем государства и права с практически-утилитарной точки зрения. Социология права стремится выявить степень заинтересованности тех или иных слоев, классов, групп в осуществлении реально достижимой модели взаимодействия личности, общества, государства.

Можно согласиться с утверждением Д.В. Харитонова о том, что школу предшественников русской социологической юриспруденции можно начинать еще с «проспект-проектов» Ю. Крижанича, но, несомненно, данное направление разрабатывалось в России под влиянием русской исторической школы, или государственной (юридической) школы (С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин). У истоков социологии государства и права стояли И.Ф.Эверс и Т.Н.Грановский, а С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин в последующем модифицировали свою концепцию от юридического позитивизма к социологической юриспруденции. Идеи социологии получили развитие в трудах последователей юридической школы А.Д.Градовского и В.О.Ключевского6.

Социологическая юриспруденция имела распространение во время реформ второй половины XIX в. Юридическая наука в тот период вбирает в себя многие элементы социальных наук - социальной истории, социальной статистики, этнографии и др. Непосредственными основателями направления социологии государства и права в первой половине ХГХ века являлся

6 См.: Харитонов Д.В. Государственно-правовые взгляды Т.Н.Грановского (историко-правовое исследование): Автреф. дне. ... канд.юрид.наук. - М., 2006. С. 9.

10 В.Майков, а во второй половине XIX века - П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский.

Проблемы социологии права не были предметом специального анализа в послереволюционный период, в настоящее время они занимают видное место в трудах Ю.И.Гревцова, В.П.Казимирчука, В.Н.Кудрявцева, А.Н.Ме-душевского и др.

Надо сказать, что идеи П.А.Сорокина привлечь социологический материал и использовать методологию социологической науки подчинялось задаче раскрыть природу и правовое положение общественных классов (стра-тов общества). П.А.Сорокин стремился прежде всего к объяснению сущности права и функций учреждений через изучение динамики соотношения частного и публичного права, через понятия «интересы» и «отношения», а также «сочетать институционализм с психологической теорией права Л.Петражицкого, в особенности с его трактовкой множественности источников права, которая во многом совпадает с идеями «правового плюрализма»7.

Методологической основой исследования являются как общенаучные, общелогические, так и специальные методы анализа, используемые в теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений. Из числа частных юридических методов в диссертации наибольшее применение получили сравнительно-исторический и формально-юридический методы.

Принцип историзма являлся одним из базовых в настоящем исследовании, так как всякая теория возникает, формируется и эволюционирует в зависимости от конкретных исторических условий. Использовался и «портретный» метод, как и в любой работе политико-правового направления.

См.: Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 532.

Теоретические обобщения и выводы объединены на основе метода реконструкции научных положений ряда учений и интерпретированы в соответствии с задачами данной работы.

Научная новизна диссертации. В диссертации впервые сделана попытка с юридических позиций путем обобщения и реконструкции идей П.А.Сорокина воссоздать целостное представление о его взглядах на государственно-правовое развитие общества с учётом становления идеи о государстве и праве. Признав его роль в развитии и становлении социологической юриспруденции, обосновании разновидности юридического институ-ционализма, можно говорить о существовании общих концептуальных подходов американских и российских юристов.

Элементы научной новизны состоят в ориентированности достижений отечественной теории государства и права на понимание закономерностей становления государственно-организованной, правовой формы общества, на использование отдельных идей П.А.Сорокина в современных условиях, а также рассмотрение проблем теории государства и права с позиций истори-ко-социологического анализа, обоснование решающей роли общества в образовании права с опорой на исторический материал, анализ соотношения природы, личности и общества в связи с динамикой государственно-правового процесса.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социология истории тесным образом связаны с социологией права. П.А.Сорокин видел в диалектике взаимодействия государства и общества изменение соотношения между частными публичными интересами, формированием определенного правопорядка, вбирающего в себя начало общественное и начало государственное. П.А.Сорокин отмечал взаимозависимость динамики права и смены формы государства, поэтому осуществление государственно-правовых преобразований требует соединения личной воли и историзма, что позволит преодолеть элементы радикализма в обществе.

  1. Заслугой социологического направления в юриспруденции является внесение элемента среды в изучение юридической проблематики. Соединение формально-юридического подхода и органически-социологического подхода в творчестве П.А.Сорокина актуально, так как позволяет правильно соотносить форму права и его содержание. Его социологической подход к изучению государства и права дает возможность преодолеть как жесткий юридический догматизм, так и радикальный социальный реформизм при осуществлении государственно-правовых преобразований.

  2. В основе политического идеала российской науки юридического направления было светское правовое государство, так как многие из них стажировались или обучались, а некоторые и преподавали в западноевропейских университетах, в их основе лежали естественно-правовые и социологические теории.

Создание правового государства требует учета социального опыта, так как сфера права отражает не только законы формальной логики, но также опыт и факты. В силу этого требуется анализ и классификация исторических фактов, которые в конкретно-социологическом и юридическом планах могут являться основой для изучения правоотношений. П.А.Сорокин указывал на связь идеи нации с общецивилизационным развитием, поэтому социальное назначение права определяется и степенью соотношения в нём интересов внутренней и международной политики.

4. Для П.А.Сорокина движение человечества вперед возможно только
при условии реализации цивилизационных идей о социальном и правовом-
государстве, отсюда необходимо создать программу общественного разви
тия и четко выразить цели этого развития в конституирующих общество за
конах. Только на этом пути достижима реализация государственного инте
реса в целях защиты личности на основе привлечения всего общества к уча
стию в управлении и законодательстве.

13 Правовое государство должно обеспечивать уравновешивающее развитие различных социальных объединений, так как основная цель правового государства — общенародная польза.

  1. Идея социальной солидарности общества в государстве в воззрениях П.А.Сорокина имеет глубокие российские корни и лучше всего выражена в правах отдельной личности, которые должны соответствовать общему интересу, выступающему основой правопорядка. Личные интересы участвуют в образовании общественного и правового порядка, но их сохранение в реальности обеспечивает законодательство. Значение государства в обеспечении равновесия личных интересов и общественных отношений не уменьшается, а возрастает. Сближение власти и общества возможно лишь на твердых основаниях права, на создании системы конституционализма, основным положением которого является равновесие прав и обязанностей.

  2. Идеи П.А.Сорокина о взаимосвязи правовых и неправовых норм во многом представляют собой образец цивилизационного восприятия всей системы нормативного регулирования общественных отношений с учётом исторической обусловленности становления государственно-организованного общества, попытки раскрыть объективные закономерности исторического процесса с учётом социологических потребностей общества, так как государственно-правовые явления «создается объективным процессом жизни народа, а не кабинетным теоретическим творчеством и не устанавлива-

ется каждым поколением людей всякий раз заново и произвольно». Индивидуальные особенности развития каждого народа, самобытность его культуры, по мысли П.А.Сорокина, способствуют исторической преемственности в государственно-правовом развитии каждого народа.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется широким использованием юридической, политологической, философской, социологической и иной литературы, нормативных источников.

8 Корнев А.В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России XIX -начало XX вв.: Дис. ... док.юрид.наук [Электронный ресурс] 12.00.01. Москва, 2004. С.25-26.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения исследования вводятся в научный оборот впервые и могут быть использованы для углубления сравнительно-исторического и юридического анализа современных проблем развития государства и права. Результаты исследования в ряде случаев дополняют положения общей теории государства и права, истории политических и правовых учений, а отдельные выводы работы помогут расширить рамки их предметов, так как исследуемая тема является продолжением социологической и психологической традиции в изучении государства и права.

В целом исследование расширяет рамки изучения социологического направления в истории юридической мысли России. Некоторые выводы работы могут быть использованы для углубления содержания общей теории государства и права, а также при реализации конкретных программ в области совершенствования законодательства и социальной политики.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что анализ и оценки политико-правовых идей П.А.Сорокина позволяют уточнить, скорректировать уже имеющиеся идеи и подходы в области дореволюционной правовой мысли применительно к перспективам экономического развития России, принятия конституции, признания естественных прав человека и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы излагались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург), в выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Политика. Власть. Право» (Санкт-Петербург - Коломна, 2002-2005 гг.), «Личность, право, государство: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, 2006 г.), «Оптимизация законодательного процесса: вопросы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2007-2009 г.), опубликованы в виде статей, апробированы в процессе преподавания курсов теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений.

15 Структура диссертационного исследования состоит из введения, трёх глав, которые включают десять параграфов, заключения, списка используемой литературы.

П.А.Сорокин о происхождении общества и государства

Историко-теоретический анализ становления и развития правовой науки — необходимое средство совершенствования её теории, а вместе с тем и юридической практики. Правовая жизнь многообразна и сложна, но в любом многообразии существуют связующие звенья или общие моменты, которые позволяют судить не только о частностях, но и о явлении в целом, справедливо отмечает Э.В.Кузнецов . Таким связующим звеном вполне можно считать государственно-правовые воззрения П.А.Сорокина.

П.А.Сорокин известен в первую очередь как один из патриархов современной социологии, которому удалось интегрировать достижения своих предшественников в одно целое и создать собственное учение об обществе и закономерностях его развития. Многие говорят о нем как о проповеднике возрождения человечества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, как о непримиримом критике тоталитаризма во всех его разновидностях, защитнике свободы личности и творчества, создателе влиятельнейшей научной школы, продолжающей оказывать воздействие на развитие общественной мысли и ныне, через четверть века после смерти своего духовного лидера .

Рассуждая как юрист, рассматривая проблему соотношения общества и государства, возникновения права, П.А.Сорокин вполне логично увязывает последнее с анализом основных формы общественной организации, даёт характеристику главных исторических форм общежития. Фактическая история права, с одной стороны, и история обществ, власти законодательства и суда, с другой, вполне подтверждают сказанное... История человеческих обществ есть в то же время и история права, ибо право каждого общества является продуктом его и в то же время наглядной схемой, показывающей организацию общества .

Наиболее древним видом общества, известным науке, является то-темическое общество. Под тотемическим обществом разумеется небольшая группа людей в 40—100 человек, (совместно живущих), объединенных единством религиозных верований и считающих себя потомками одного и того же обоготворяемого предка, каковым, обычно, считается животное или растение. Сообразно с этим предком члены тотема называются «людьми кенгуру», людьми - «личинки Уитчети» или «травяного семечка» и т. д. .

Средства существования такого общества — охота, рыболовство и собирание дико растущих семян и корней. Земледелия и пастушества оно не знает. Образ жизни кочевой, а не оседлый. Собственности еще нет. Нет и семьи в современном смысле слова. Место современного моногамического брака здесь занимает т.н. «коммунальный брак», регулируемый рядом правовых норм. Несмотря на всю примитивность такого общества, там мы уже находим, в форме обычая, вполне определенную систему правовых норм, регулирующую все важнейшие стороны общественной жизни и поведения членов тотема: список дозволенных, и недозволенных поступков, нормы, регулирующие верования и празднества, совокупную охоту и потребление, нормы, определяющие половые и семейные отношения, нормы, определяющие права различных возрастных групп тотема, нормы, устанавливающие «конституцию» тотема, органы власти и политическую организа 18 цию общества, и, наконец, нормы, регулирующие отправление суда и наказания. Короче, здесь уже дано право в его распределительной и организационной функциях, и даны вызванные им к жизни институты власти, суда и законодательства. Согласно распределительной функции права, женщины почти совершенно бесправны по сравнению с мужчинами. Сами мужчины пользуются неодинаковыми правами: максимум прав приходится на долю стариков, несколько меньшими правами обладает взрослое мужское население и еще меньшими - неполно возрастные члены группы.

Органом верховной власти является обычно общее собрание взрослых мужчин-членов тотема, в котором главную роль играют старики. Этот орган власти и законодательствует, и судит, и принимает все важнейшие решения, вроде объявления войны или мира другим группам и т. д. В периоды войны и религиозных церемоний особенно важную роль играет вожак или чародей. Постановления этих органов власти считаются законом, т.е. обязательными для всех членов тотема нормами. Кроме этой верховной власти существуют подчиненные властвования: мужчин над женщинами, старших над младшими, вожака над войском и т.д. .

При совершении кем-либо из членов тотема недозволенного деяния он судится своими сочленами. Итогом суда, в случае обвинения, является наказание, чаще всего в виде смертной казни, или же «поставление виновного вне закона», т.е. изгнание его из своей среды и лишение его защиты тотема.

Верховным органом суда обычно является общее собрание полноправных членов группы. Обвинителем - пострадавший или его заместитель. Ответчиком — виновный. Суд происходит согласно определенным правилам. Обычным видом доказательства вины или невинности служит ряд приёмов, основанных на магических и тотемических верованиях: обстановка преступления, клятва, испытание огнем и водой, поединок, суд Бо Там же. С. 124. жий и т. д. Так обстоит дело в случае совершения преступления кем-либо из сочленов группы. Рядом с этим судом существуют, так сказать, частные суды: сын судится и наказывается в порядке дисциплинарном - отцом, женщины - мужчинами и т.п.

Все это говорит, что судебная организация при внутри тотэмических правовых столкновениях уже существует. Кровная месть одного сочлена по адресу другого также существует. Но она начинает вымирать и регулироваться обычаем.

Представляется, что в данном случае П.А.Сорокин не в полной мере различает обычай и собственно правовую норму, ибо следует иметь в виду постепенность перерастания обычаев в нормы права, приобретение ими правового характера. Ведь справедливо утверждение о том, что «Основная масса норм первобытно-общинного строя утратила свою силу, так как они отражали естественно сложившуюся коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство.

Функции и форма государства во взглядах П.А.Сорокина

Раз государственная власть есть власть верховная и самостоятельная, то в каждом государстве может быть только одна верховная власть. Такая власть тем самым будет властью единой. Перед этой единой властью в каждом государстве стоит множество задач. Властвование требует выполнения самых разнообразных функций. Но все эти функции могут быть сведены к трем основным: к законодателъствованию, к суду и к управлению.

Первая состоит в издании официальных правовых норм — законов, регулирующих жизнь граждан и обязательных для всех членов государства. Вторая - в разрешении правовых споров, в защите и восстановлении нарушенного права. Третья - в исполнении закона и решений суда, т.е. в управлении государством, сообразно нормам его права.

К этим трем функциям сводится деятельность государственной власти. Здесь нетрудно заметить, что П.А.Сорокин рассматривает функции осуществления государственной власти применительно к теории разделения властей. Если исторически в прошлом они часто соединялись в руках одних и тех же носителей или органов власти, то опыт человечества показал, что такое соединение не всегда целесообразно, что оно ведет к произволу власти, к нарушению свободы и прав граждан, а тем самым - к нарушению законов.

Отсюда появилась теория разделения властей, впервые точно формулированная Ш.Монтескье в XVIII веке. Для того, чтобы свобода народа не подвергалась опасности, по его мнению, необходимо разделение властей друг от друга. «Если в одном и том же лице объединены законодательная и исполнительная власти, писал он, — нет свободы, ибо можно опасаться, что законодатель издаст жестокие законы для того, чтобы также безжалостно проводить их в жизнь. Нет также свободы, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если законодатель будет и судьей, то власть над жизнью и свободой граждан превратится в произвол, так как судья станет законодателем. То же получится, если судебная власть будет присоединена к исполнительной, ибо тогда судья может стать угнетателем» .

«Все погибло, восклицал Ш.Монтескье, если один человек или одна группа людей владеют всеми тремя властями: законодательной, исполни-тельной и судебной» . Чтобы этого не было, он рекомендовал отделить друг от друга эти власти, чтобы каждая из них сдерживала другую, а все вместе охраняли граждан. Мысли Ш.Монтескье по форме были ошибочны: в государстве не может быть разделения властей, ибо государственная власть едина. Но основное содержание их — необходимость разделения функций единой государственной власти и исполнения этих функгіий специальными органами власти — эта мысль была правильной и вошла в жизнь3 .

Такой подход поддерживается и современными учёными. Например, С.А.Комаров считает, что государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В механизме государства разделение властей ... есть не что иное, как прозаическое, деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля.

В качестве доказательства своего тезиса о разделении властей П.А.Сорокин ссылается на способ организации власти Североамериканских Соединенных Штатов (Соединенных Штатов Америки), где власть целиком построена на принципе «разделения властей». В большинстве цивилизованных государств в настоящее время эти функции обособлены и осуществляются специальными органами: законодательная функция выполняется законодательной палатой - парламентом, судебная - независимым судом, исполнительная - главой государства, министрами и другими органами верховного и подчиненного управления.

Взгляды П.А. Сорокина и психологическая теория права

Рассматривая правовые взгляды П.А.Сорокина, следует исходить из того, что в области социологии первым и самым влиятельным его наставником стал М.М.Ковалевский, а в области правоведения следует обратить внимание на бесспорное влияние философско-правовых идей Л.И.Петра-жицкого, всемирно признанного создателя психологической школы правоведения, которого «благодарный последователь однажды назовёт своим "вторым великим учителем"» 5.

Рассмотрев отличие правовой нормы от других норм поведения, П.А.Сорокин ставит вопрос: где и в каких формах проявляются правовые нормы в жизни?

Прежде всего, такие нормы даны, считает он, в сознании каждого из нас, в нашей психике. Здесь они существуют в виде правовых убеждений, известных всем людям (кроме моральных идиотов) по собственному опыту. Вдумчиво вглядевшись в наше сознание, мы видим, что наша психика буквально кишит такими правовыми убеждениями. Они руководят оценкой наших собственных и чужих поступков, они дают нам ответ, как должны мы поступить в том или ином случае и как должны относиться к различным поступкам других. Вольно или невольно, мы постоянно сообразуемся с ними в наших действиях. Когда мы действуем «с сознанием своего права», когда мы «выполняем свои обязанности» и «свой долг», когда мы негодуем и возмущаемся подлостью X и мерзостью У; когда мы говорим про правовой строй; когда мы критикуем те или иные общественные реформы и события, и т.д. и т.д., - мы делаем не что иное, как «обнаруживаем», «выявляем вовне» эти правовые убеждения или нормы, «написанные в нашем сознании». Эти убеждения даны в нашей психике и существуют в ней независимо от того, будем ли мы высказывать их вовне или нет. К таким убеждениям относятся все убеждения, состоящие в признании тех или иных прав за одними или тех или иных обязанностей за другими, короче -убеждения, указывающие нам дозволенно-должное поведение146.

Как и сторонники психологической теории права П.А.Сорокин считал, что право или правовая норма дана не только в виде объективного психического явления, правового убеждения, но она проявляется и во множестве других объективных форм, именно — во множестве поступков человека.

Правовое убеждение редко остается чисто психическим явлением, скрытым в душе человека. Напротив, оно почти всегда в гой или иной форме проявляется и выходит наружу. Основными формами его проявления служат поступки или поведение людей в широком смысле этого слова.

К первому основному способу выявления правового убеждения П.А.Сорокин относил речь человека, так как считал, что человек обычно не только думает про себя, что он имеет право или обязанность, но и постоянно высказывает эти убеждения. Выражения: «я имею на это право», «я обязан это сделать», «X поступил не по праву», «У не соблюдает своих "обязанностей", «рабы были бесправными», «бесправный народ», «вопиющая несправедливость» и т. д., - всё эти и подобные выражения мы употребляем на каждом шагу и постоянно слышим от других147.

Вторым основным способом выявления правового убеждения он считал символические жесты человека. Образцом может служить рукобитье, употребляемое до сих пор многими при заключении договоров. Обряд «ударить по рукам» есть символический обряд, говорящий о том, что лица, заключающие правовую сделку, взаимно договариваются об определенных правах и обязанностях. В старину эти символические жесты были гораздо распространеннее. Обряды «курения трубки мира», «обмена и смешения каплями крови», наложения повязки на обязанного, удара палкой по спине человека, попадающего в рабство, удара мечом по человеку, посвящаемому в рыцари, передача горсти земли человеку, покупающему землю, в знак того, что он становится хозяином последней и т.д. и т.д., всё это есть не что иное, как внешнее выражение внутренних правовых убеждений148.

Вместе с речью эти символические жесты, до появления писанных законов, составляли распространеннейшие способы выявления правовых убеждений первобытных народов. Немало таких правовых обрядов имеется и теперь.

Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы неправовых норм

Большой заслугой П.А.Сорокина является изложение трёх исторических типов морально-правовых цивилизаций: идеациональной (умозрительной или религиозной), чувственной (сугубо светской, атеистической) и идеалистической (занимающей промежуточное место между первыми двумя). История, в его представлении, имеет не прогрессирующий, а циклический характер попеременного господства каждого из трёх типов ценностно-нормативных систем1 5.

Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными нормами, которые определяют, какие формы поведения ожидаются, требуются и допускаются со стороны его членов, а какие запрещаются и наказываются. Этические идеалы и юридические нормы, однако, отличаются по своему характеру и содержанию в разных обществах, а зачастую и у отдельных людей. В обобщенном виде они создают идеациональную, идеалистическую и чувственную системы этики и права. Можно легко увидеть разницу между этими системами из следующих примеров высших этических идеалов ща на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут».

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, ни для тела вашего, во что одеться». «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его. И это все приложится вам». «...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас». «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный». «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небесах» . Иными словами, идеациональная морально-правовая цивилизация характеризуется тем, что её высшие ценности восходят к сверхчувственному миру и его абсолютной доминанте, каковой является Бог178. Разнятся по форме, но схожи по содержанию, этические системы индуизма, буддизма, даосизма, зороастризма, иудаизма и любых других идеациональных умонастроений. Все они видят высшую этическую ценность не в этом чувственном мире, а в сверхчувственном мире Бога или Абсолюта. Все они считают эмпирический мир чувств с его идеалами псевдоценностью или, в лучшем случае, малозначимой и второстепенной ценностью. Для идеационной этики характерно пренебрежительное отношение к социальным ценностям, власти, материальным благам, богатству, 129 телесным удовольствиям. Земная жизнь рассматривается ею как нечто второстепенное и малозначимое. В браке она видит не условие и возможность земного, полнокровного человеческого счастья, а в первую очередь священный союз. Главная цель и смысл жизни неотрывны здесь от идеи слу-жения Богу . В качестве примера можно привести следующие сентенции: Добро — это одно; удовольствие — совершенно иное; оба, обладая разными объектами, приковывают человека, Праведен тот, кто следует добру; тот Dice, кто выбирает удовольствие, не достигает if ели. Смотри на мир, как бы ты смотрел на мыльный пузырь (или мираж). Глупость растворена в нем, мудрость и не касается его. Все склонно к развалу, и нет в нем постоянства. Везде я нахожу старость, болезни, смерть. Поэтому я жцу такого счастья, которое не разрушается и никогда не исчезнет, которое никогда не знает начала и одинаково взирает на врага и на друга, которое не нуждается ни в богатстве, ни в красоте, некоем счастье... со всеми мыслями о мире порушенном. Мудрецов... ничто не заботит в этом мире. Нет удовлетворенных страстей, даже нескончаемым потоком золотых монет. Тот, кому известно, что страсти скоротечны и причиняют боль, тот — мудр. Он находит удовольствие только в разрушении всех страстей. Человек, свободный от желаний... видит величие своего собственного неэмпирического «Я», созданного милостью творца. Он величайший из всех. Разум, приближающийся в Вечному, достигает разрушения всех страстей. Так индусы и буддисты выражают свое негативное отношение ко всем чувственным ценностям — богатству, золоту, удовольствию, власти. Идеациональная этика направлена не на увеличение чувственного счастья и удовольствий этого мира, а на единение со сверхчувственным Абсолютом. Нормы такой этики рассматриваются как открытые или исходящие из Абсолюта, поэтому они абсолютны, безусловны, неизменны, вечны. Ими нельзя пренебречь ни при каких обстоятельствах или во имя какой-либо другой ценности. Если реализация таких норм и дает в качестве побочного продукта счастье и радость, то они суть всего лишь побочный продукт, а не цель такой этики. Если нравственные заповеди приводят к чувственной боли или горю, то и это тоже не имеет значения. Дело в том, что все идеациональные системы относятся к чувственным удовольствиям негативно: или как к чистой иллюзии, или как к источнику несчастья, или как к препятствию на пути достижения потустороннего — Бога.