Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ Сейдеметова, Роза Есеновна

Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ
<
Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сейдеметова, Роза Есеновна. Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сейдеметова Роза Есеновна; [Место защиты: Сарат. гос. юрид. акад.].- Саратов, 2011.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/1223

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Формирование либеральных государственно-правовых идей в западной европе к началу XIX века ... 17

1.1. Социально-исторические факторы становления либеральных государственно-правовых идей в англии, франции, германии 17

1.2. Особенности развития либеральной государственно-правовой идеологии 35

ГЛАВА 2. Проблема государства в либеральных правовых учениях И. Бентама, Б. Констана, Л. Фон Штейна 68

2.1. Представления иеремии бентама о государственном устроении 68

2.2. «Идеальное государство» в учении бенжаменаконстана 78

2.3. Теория «надклассовой» монархии Лоренца Фон Штейна. («органическая модель государства» Лоренца Фон Штейна) 90

ГЛАВА 3. Проблема права в учениях И. Бентама, Б. Констана, Л. Фон Штейна 101

3.1. Представления иеремии бентама о содержании права 101

3.2.Право в учении бенжаменаконстана 109

3.3. Юридическая теория Лоренца Фон Штейна 119

ГЛАВА 4. Сравнительно-правовой анализ учений И. Бентама, Б. Констана, Л. Фон Штейна и их влияние на дальнейшее развитие либеральных государственно-правовых идей второй половины ХIХ века 136

Заключение 159

Библиографический список 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к изучению государственно-правовых идей объясняется их значимостью как в конкретно-историческом ракурсе рассматриваемого нами периода, так и ценностью в современных условиях, и прежде всего, для России. Идеи известных мыслителей И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна лежат в основе развития государственной и правовой мысли Европы, имеющей безусловное мировое значение. Особенно актуален, с точки зрения диссертанта, анализ государственных и правовых идей каждого из названных мыслителей в сравнительном аспекте по основным позициям созданных ими учений. Такой анализ поможет раскрыть не только центральные положения либеральных государственно-правовых идей, их самоценность, но и выявить ключевые элементы рассматриваемых учений, их значение для дальнейшего развития правовой теории.

Современное российское общество, постоянно изменяющееся, значительно отличается от европейского. Вместе с тем опыт прошлого играет важную роль в законодательной политике, в прогнозировании возможных последствий принятия тех или иных законов. К тому же характер и особенности социально-экономического и политического обновления нынешней России во многом созвучны тому курсу, который проводился в Западной Европе XIX в.

Актуальность выбранной темы вызывает необходимость глубокого изучения неразработанных аспектов истории правовых и политических учений, суть которой сводится к тому, что при попытке выстроить общую логическую цепочку развития либеральной правовой мысли возникают трудности, связанные с отсутствием комплексного сравнительного анализа идей европейских мыслителей.

Либерализм в современной России представляет интерес как для общественных и политических движений, так и для исследователей данной проблематики. Такой интерес иногда сопровождался подменой понятий и ценностей истинного либерализма. Наше исследование призвано показать трудный путь становления и развития либерализма на основе известных, но в совокупности и в сравнении малоизученнных государственно-правовых идей И.Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна. Важно отметить, что либерализм — это не только политическое направление, но и процесс становления значимости индивида в историческом развитии, определение его роли и само ценностно го начала в обществе и государстве. Это путь одновременно индивида и общества, осуществляющих поиск гармоничного соразвития и самоопределения как на конкретно-историческом этапе, так и в перспективе благополучного и взаимоприемлемого прогресса.

Понимание значимости индивидуальных прав, добровольное их самоограничение и учет прав иных субъектов общественных отношений — одна из основ рассматриваемых учений представителей либеральной мысли. Такой подход в его критическом и позитивном восприятии позволяет по-новому оценить процесс эволюции либеральной мысли, провозглашаемые нормы и ценности, в связи с чем представляется особенно актуальным анализ учений И.Бентама, Б.Констана и Л. фон Штейна — ярких представителей либерализма XIX в.

Исследование взглядов И.Бентама, Б.Констана и Л. фон Штейна, известных государствоведов, правоведов, публицистов, творчество которых приходится на XIX в., вызывает научный интерес в плане переосмысления доминирующей роли государства в жизни личности и общества. В центре внимания мыслителей стояла проблема государственно-правовых реформ, затрагивавших все сферы жизни общества.

Хронологические рамки исследования охватывают период жизни и творчества И. Бентама (1748-1832), Б. Констана (1767-1830) и Л. фон Штейна (1815-1890). Однако автор диссертационного исследования вскрывает факторы, предшествующие расцвету либерализма в его «классической» форме, показывает социально-политическую атмосферу XVII-

XVIII вв. Кроме того, развитие либеральной идеологии XIX в., по мнению диссертанта, связано с его дальнейшим влиянием на правовую мысль и процесс перерождения в иные течения (например, «социальный» либерализм) в конце XIX в.

Объектом исследования являются либеральные государственно-правовые идеи Западной Европы XIX в.

Предметом исследования выступают государственно-правовые проблемы, получившие отражение в либеральных учениях И.Бентама, Б.Констана и Л. фон Штейна.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в проведении историко-правового анализа государственно-правовых идей И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна по вопросам эволюции государства, права, соотношения личности и государства.

Исходя из поставленной цели решались следующие задачи:

рассмотреть процесс формирования государственно-правовых взглядов в Западной Европе с учетом социально-экономической и политической обстановки рассматриваемого периода и их развитие в учениях И.Бентама, Б.Констана, Л. фон Штейна;

выявить особенности развития либерализма в Западной Европе XIX в., изучить специфику интерпретации основных норм и ценностей либерализма, имеющих государственно-правовое значение;

раскрыть содержание категории «либерализм», его влияние на проводимые государственно-правовые реформы;

исследовать предложения европейских мыслителей относительно государственно-правового развития; провести анализ их взглядов на взаимоотношение государства и личности, выбор оптимальной формы государственного устройства, на систему представительства, идею разделения властей, на реформы в области законодательства с последующим выявлением общего и особенного в понимании личности, свободы, государства и права;

определить актуальность дальнейшего изучения идей европейского либерализма в свете распространения и трансформации либеральных идей и установок в современной России.

Методологическая база исследования основывается на использовании общенаучных и частных методов познания общественных явлений: логического, диалектического, исторического, системного, формально-юридического, сравнительно-правового, метода контент-анализа и обобщения фактов и выявления закономерностей.

Степень разработанности темы и теоретическая основа исследования. Труды о праве и государстве И. Бентама, Б. Констана и Л. фон Штейна считаются либеральными. Либерализм — явление многоплановое, имеющее богатое историческое прошлое, рассматривающееся в работах отечественных и зарубежных авторов всех отраслей гуманитарного знания, в особенности юристов, политологов, историков, обществоведов, социологов.

К изучению таких исторических феноменов, как «государство», «власть», «личность», «свобода» обращались еще античные мыслители. Значительный интерес в их работах вызывали взаимоотношения личности и государства, понятия права, морали, справедливости. Постепенно зарождались учения о невмешательстве государства в отношения по защите права собственности, права на свободу личности, вероисповедания и пр. В трудах, посвященных проблемам права и государства XVIII в., можно встретить факты, подтверждающие завершение процесса формирования идеологии либерализма в Европе.

На рубеже XVIII-XIX вв. И. Бентам, Б. Констан, Л. фон Штейн являлись «переходными фигурами», мыслящими более широко и прогрессивно, оказавшимися у истоков нового, социального либерализма XIX-XX вв., внесшими неоценимый вклад в развитие европейской правовой мысли.

Изучение западной государственно-правовой теории связано с определенными трудностями, например, с почти полным отсутствием переводных изданий ведущих и известнейших западных государствоведов и правоведов, занимавшихся изучением жизни и творчества названных ученых.

В дореволюционной России проблемы либерализма остаются малоизученными. Специфика работ того периода заключалась в стремлении к освещению происходящих в стране перемен, отсюда и явное пренебрежение

к исследованию западной литературы. Среди немногих ученых, посвятивших свои сочинения либеральной проблематике, рассмотрению влияния идей западных мыслителей на российскую действительность, необходимо выделить А.Л. Блока, С.Н. Булгакова, П.А. Гейдена, А.И. Гучкова, М.М. Ковалевского, П.Я. Левенсона, Н.Н. Львова, В.А. Маклакова, П.Н. Милюкова, С.А. Муромцева, М.А. Стаховича, А.Н. Фатеева, Б.Н. Чичерина.

Советский этап политико-правового развития России представил классическую западную трактовку феномена «либерализм» в духе идеологии того периода. Так, В.И. Приленский в своей работе «Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов» указывал на недостаточное внимание к изучению проблем либерализма. А.Я. Аврех, В.Ф. Пустарна-ков, В.В. Шелохаев рассматривали либерализм сквозь призму критики буржуазных течений политической мысли, доказывая невысокий уровень ее потенциала в развитии страны. Воззрения И.Бентама, Б. Констана и Л. фон Штейна в этот период представляются малоизученными; в основном дается анализ отдельных положений их трудов. Ценным вкладом в изучение наследия западноевропейских либеральных мыслителей XVII-XIX вв. является коллективная монография Института философии РАН, изданная под редакцией профессора А.А.Кара-Мурзы «Очерки истории западноевропейского либерализма», которая все же носит не правовой, а философский и политологический характер.

К концу XX в. увеличивается число исследований, посвященных идеям либерализма. Среди ученых того периода следует выделить таких авторов, как Б.Г. Капустин, И.М. Клямкин, Т.И. Зайцев, которые отмечали недостаточную степень освещения либеральных идей применительно к российским условиям.

На современном этапе значительный вклад в разработку государственно-правовых проблем власти, свободы личности, ее взаимодействия с государством внесли С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, Н.А. Власенко, В.Г. Графский, В.Д. Зорькин, И.А. Иванников, И.А. Исаев, В.Т. Кабышев, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов,

В.Н. Кудрявцев, И.Ю. Козлихин, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст,
В.А. Летяев, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, М.Ф. Орзих, В.Б. Романовская,
О.Ю. Рыбаков, А.Ю. Саломатин, В.А. Сапун, А.П. Семитко, И.Н. Сенякин,
В.М. Сырых, Н.Н. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева,

А.С. Шабуров, В.М. Шафиров, А.И. Экимов.

И.Н. Сиземская, Б.Г. Капустин рассматривали самобытность становления русского либерализма и его отличия от «классического» западного. И.М. Клямкин, К.С. Гаджиев, В.В. Согрин уделяли внимание изучению природы и особенностям развития либерализма, специфике его отечественных форм, практике внедрения западных либеральных идеалов и ценностей в российскую действительность.

Изучением западного, в частности английского, либерализма XIX в. занимались такие ученые, как М.М.Антонович, В.Н. Борисенко, Н.Н. Деев, А.В. Валюженич, А.Н. Загородников и многие другие. Отсюда разнообразие подходов к анализу либеральной мысли: либерализм как политико-юридическая концепция (К.С. Гаджиев, В.В. Кузин, B.C. Нерсесянц), как философское направление и социальная теория (М.М. Антонович, А.Б. Гофман). Ряд исследований посвящен более детальному изучению творчества рассматриваемых нами мыслителей (Н.Н. Деев, В.В. Кузин, В.Н. Борисенко, Г.Н. Леонова, Е.В. Осипова и др.).

Проблемы эволюции западноевропейского либерализма нашли свое отражение в диссертационных исследованиях по юридическим, политологическим, историческим специальностям. Эти работы были использованы нами при характеристике либерализма в целом. Однако основной акцент был сделан на историко-правовых подходах к исследованию наследия западноевропейских мыслителей — И.Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна. В частности, рассмотрены диссертационные работы: А.Н. Остроух «Учение Бентама о праве», СЕ. Жичкиной «Личность, общество, государство и право в политико-правовых воззрениях Лоренца фон Штейна», А.Э. Евстратова «Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы».

При написании диссертации автор опирался на работы наиболее характерных представителей американской, английской, французской и немец-

кой политико-правовой науки, таких как А. Арбластер, Дж. Карбонье, Дж. Корн, Дж. — Л. Халперин, Р. Овертон, К. Бринтон, А. Дайси, Д. Дункан, Г. Самуэль, У. Беджгот, А. Гофман и др.

Изучение литературы позволило сделать вывод о том, что, несмотря на достаточную изученность соотношения и взаимообусловленности таких понятий, как «государство», «власть», «личность», «свобода», отсутствуют специальные комплексные историко-правовые исследования,содержащие сравнительный анализ идей И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна, а также посвященные проблемам эволюции либерализма как одного из ведущих направлений европейской правовой мысли XIX в.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

впервые комплексно проанализированы либерально-правовые учения И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна, что способствует полноценному представлению о западной либеральной государственно-правовой мысли;

установлены социально-экономические, политические условия формирования государственно-правовых идей, сложившихся к XIX в., нашедших отражение в учениях И.Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна;

показан генезис взглядов И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна на проблему соотношения понятий «государство», «власть», «личность», «свобода»;

определены основные черты сходства и различия в воззрениях обозначенных ученых по проблемам основных либерально-правовых ценностей, во взглядах на взаимоотношения государства, личности, права;

исследованы ключевые направления правовой трансформации либеральной идеологии в Англии, Франции и Германии, показаны этапы ее развития, специфика реализации;

установлена преемственность между мировоззренческими позициями представителей западно-европейского либерализма с момента его зарождения вплоть до трансформации в иные течения;

обосновано, что И. Бентам, Б. Констан, Л. фон Штейн являлись разработчиками прогрессивной либерально-правовой идеологии. Их предложения по совершенствованию государственного и правового устройства ста-

ли фундаментом коренных изменений мировоззрения европейцев, реализовавшихся в процессе государственно-правового развития.

Научная новизна находит непосредственное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Условия формирования европейских либеральных идей при всей их
схожести, с точки зрения эволюции индивидуальных ценностей, имели
определенное отличие. Оно состояло в бурном прорыве к идеалам приори
тета прав и свобод личности в буржуазных революциях Франции. Торже
ство личности над давлением французского государства в отношении ее
свободы нашло яркое отражение во взглядах Б. Констана.

Англия символизирует опыт постепенного, восходящего и неуклонного, хотя и ограничиваемого консерватизмом, процесса становления нового понимания места и роли личности в соотношении с государством. Утилитаризм И. Бентама — одна из закономерностей этого процесса.

Поиск национального единства, идеи правопорядка в гражданском обществе максимально воплощен в немецкой философии рассматриваемого периода. В частности, Л. фон Штейн смог по-новому, в отличие от признанных философов, отразить проблему государственности и правопони-мания сквозь призму либеральной идеологии.

  1. Возникновение прогрессивных идей всеобщего равенства, возможностей предоставления социальных благ для всех членов общества, развитие избирательного права, переход от абсолютизма к конституционным монархиям и, следовательно, ограничение государственной власти, зарождение свободного рынка и принципов конкуренции как гарантов неприкосновенности собственности в государстве, навеянных духом революций и реформ XVI-XVIII вв., стали необходимой социально-исторической базой для формирования и развития либеральной мысли, достигшей своего апогея в XIX в. и нашедшей отражение в трудах И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна.

  2. Либерализм — образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности, нетерпимости. Это одновременно мировоззрение, теория, доктрина, политическая практика, представляющая собой гибкую

и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реалиями.

4. Основные характеристики названных учений, имеющих либерально-правовое значение, конституируются в следующих положениях:

а) власть государства, по мнению И. Бентама и Б. Констана, должна
быть ограничена индивидуальными правами граждан, что, по сути, опре
деляет приоритет прав индивида над правами государства. В свою оче
редь, Л. фон Штейн утверждает, что государство выполняет сервильную
функцию, служит всему обществу, предупреждает столкновение интересов
различных индивидов. Государственная власть должна отвечать интересам
отдельных лиц, подчинять частную волю всеобщим целям. Интересы всего
общества, таким образом, имеют зависимость от интересов и соответст
венно прав отдельного лица;

б) идея народного представительства по-разному воплощена в учениях
названных мыслителей. И.Бентам и Б.Констан придерживались мнения о
возможности реализации двухпалатного парламента; Л. фон Штейн вы
ступал против наличия самой идеи выборного представительства, полагая,
что наследственная, конституционная монархия в большей степени отра
жает интересы отдельных индивидов;

в) Б.Констан и Л. фон Штейн признавали самостоятельность местного
самоуправления, а Л. фон Штейн подчинял его государству, рассматривал
его как элемент государства, Б.Констан, в свою очередь, считал муници
пальное управление одним из проявлений свободы личности, желая огра
ничить централизацию государства;

г) принципиально отличны взгляды И.Бентама и взгляды Б.Констана
и Л. фон Штейна, касающиеся целесообразности института войны. Так,
И.Бентам считал, что война допустима лишь при возникновении непо
средственной угрозы существования государства, что отражало идею
буржуазного пацифизма. Б.Констан и Л. фон Штейн признавали армию в
качестве необходимого элемента государства и не отрицали необходи
мость ведения войны;

д) И.Бентам и Б.Констан считали частную собственность неприкосно
венной. В противоположность им Л. фон Штейн — ярый сторонник обоб
ществления собственности; государство, по его мнению, должно выступать
гарантом собственности как основы индивидуальной свободы граждан;

е) И.Бентам полагал, что право — это всегда выражение воли государ
ства, закон — форма выражения права. В то же время он не признавал за
кона, который мог бы ограничить принцип личной пользы. Для Б.Констана
закон — это гарантия личной свободы. Он должен исходить из легитимно
го источника и иметь справедливые границы. Л. фон Штейн относил зако
нодательство к неотъемлемым органам государства. Сущность закона,
считал он, состоит в том, что граждане участвуют в определении государ
ственной воли;

ж) И.Бентам выступал за проведение кодификации международного
права и создание единого международного органа, поддерживал принцип
равенства государств и их полную независимость во внутренних делах. По
Л. фон Штейну, международное право отлично от интернационального;
международное право, с его точки зрения, — это совокупность юридиче
ских принципов и положений, определяющих отношение самостоятельных
государств и вытекающих из понятия «государственный суверенитет».

5. Эволюция либеральных идей И.Бентама, Б.Констана, Л. фон Штейна во второй половине XIX в. связана с социализацией либерализма, обращением к истокам демократии. Наиболее полно идеи социального либерализма нашли свое отражение в Англии, став государственной идеологией на долгие годы. Во Франции особенности исторического развития привели к конфронтации различных его форм (орлеанизма и демократического либерализма). В Германии судьба либерализма сложилась трагично. Он не смог противостоять национал-социалистическим воззрениям конца XIX в., что в дальнейшем привело к трагическим последствиям не только для самой Германии, но и для всего мира.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы, содержащиеся в работе, могут быть полезными в процессе совершенствования основ государственно-

правовой политики, выработки путей оптимизации прогрессивной координации политической и социальной жизни общества. Положения диссертационного исследования дополняют представления о либерализме как одном из основных идейно-политических учений современности; проведенный автором анализ трактовки проблем власти И. Бентамом, Б. Констаном и Л. фон Штейном позволяет определить степень влияния их идей на становление и развитие науки о праве и государстве, в том числе и в России.

Авторские выводы могут послужить источником для дальнейших специально-юридических исследований как непосредственно научного наследия И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна, так и других работ авторов на темы, связанные с исследуемой.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы при подготовке учебной, методической и научной литературы по специальным курсам истории политических и правовых учений.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре истории государства и права Саратовской государственной юридической академии.

Основные положения диссертационной работы отражены в публикациях автора. Результаты исследования получили апробацию в докладах на следующих международных и всероссийских научно-практических конференциях: Третьей международной научно-практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (г. Калуга, 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции III Саратовские правовые чтения «Современная наука и правоприменение» (г. Саратов, 2010 г.); II Международной научной конференции студентов и аспирантов «Ответственность в праве и ее реализация» (г. Саратов,

  1. г.); X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (г. Пенза,

  2. г.); Международной научно-практической конференции IV Саратовские правовые чтения «Современная наука и правоприменение» (г. Саратов, 2011 г.); Международном молодежном научном форуме «Ломоносов-2011» (г. Москва, 2011 г.). Кроме того, некоторые положения диссертаци-

онного исследования нашли отражение в материалах ежегодных круглых столов «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений», проводимых в Саратовской государственной академии права в 2010 и 2011 гг., а также апробированы на методических семинарах для аспирантов.

Структура диссертации определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

Особенности развития либеральной государственно-правовой идеологии

Общим для всех направлений политико-правовой» мысли XIX века является стремление к решению накопившихся проблем в политической и социально-экономической жизни европейцев. Ведущие мыслители, основатели значимых политико-правовых направлений, черпали свои идеи из исторической действительности, выражая, так или иначе, свое отношение к Французской буржуазной революции.

Как известно, результат познания окружающей действительности в систематизированной форме выражается в различного рода учениях, концепциях, доктринах. Доктрина определяется как «система теоретических идей, руководящих принципов и практических установок, отражающих мировоззрение определенной социальной группы и направленных на разрешение актуальной проблемы современности»61. По мнению профессора О.Ю. Рыбакова, правовая концепция — «определенный способ понимания права и государства, их содержания, оснований, назначения, взаимоотношения с акцентом на избранные автором или авторами ценности», а правовое учение — «совокупность теоретических положений в понимании государства и права, эффективность, истинность которых проверена эмпирическим путем»62. Применительно к теме нашего исследования либерализм в мировоззрении рассматриваемых ученых может упоминаться с каждым из представленных терминов.

В современный период Россия находится на пути поиска наиболее приемлемых и эффективных механизмов развития государственности. Отмечается необходимость переосмысления основных принципов ведущих политико-правовых учений, в частности либеральной идеологии. Следует исходить из того, что «в действительности эта концепция является метаполитической, превосходит формальную теорию этики, и совпадает с тотальной концепцией мира и реальности»63.

Важной проблемой политико-правовой науки является анализ фактической роли идеологии в обществе, государства и различных политических институтах, формировании гражданского сознания, формировании и сохранении баланса социально-политических интересов, поддержании национальной безопасности64.

Следует отметить, что политическая идеология представляет собой влиятельную форму политического сознания, воздействующую на сущность властных отношений. Термин «идеология» был введен в XVIII- веке французским ученым А. де Треси, с того времени в науке сложились различные взгляды на данное явление. Правовая идеология концентрированно отражает основные достижения в области права и фиксированные формы желаемого правового будущего. Правовая идеология это ценностно фиксированная модель правовой жизни и основных тенденций ее развития. Правовая идеология, концентрирующая юридические гуманистические ценности, служит в конечном итоге развитию институтов цивилизованной демократии65. Она изменяется, как справедливо отмечает Р. Хебер, но не перестает существовать66. Идеология является необходимым способом выражения и осознания групповых и общественных интересов, социально-политических идеалов и ценностей, является важным средством общественной организации, а также управления поведением индивидов и различных социально-политических общностей. Не случайно, в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит, в конечном счете, по выводу известного ученого П.Сорокина, идеологический кризис. Но и любое общественное возрождение начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новой системы ценностей67.

С момента зарождения политико-правовых течений формируется их достаточно большое количество. Но основными, по мнению политологов и обществоведов, в современном мире можно считать следующие: - либерализм, сформированный в конце XVII—XVIII вв., уделяющий внимание свободе личности и уважению основополагающих прав человека, системе частной собственности и идеологии свободной конкуренции. Основными постулатами либерализма являлись критическое отношение к государству, высокая политическая ответственность граждан, религиозная толерантность и плюрализм, идея конституционализма; - консерватизм, основными постулатами которого являлся приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности; -социализм, направленный на построение более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся» людей. Основные постулаты это: материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм. Иммануэль Валлерстайн так охарактеризовал каждое из этих течений: «Очевидно, каждое идеологическое течение прибегало к разным уловкам для объяснения своих несколько странных симпатий к государственности. Социалисты утверждали, что государство воплощает в себе всеобщую волю. Консерваторы полагали, что государство защищает от всеобщей воли традиционные права. Либералы считали, что государство создает условия, позволяющие личности оптимально использовать свои права. Но в каждом случае результат был один и тот же - государство продолжало укреплять свои позиции по отношению к обществу, несмотря на риторические призывы к прямо противоположному»68. Необходимо подчеркнуть, что свою значимость и востребованность политико-правовые идеологии приобретают в период революционных потрясений, кризисов, когда в массовое политическое действие вовлекаются огромные слои населения. Одной из целей данного параграфа является рассмотрение этапов развития либеральной политико-правовой мысли, начиная с момента зарождения идеологии свободы. «Идейно-политическая традиция, которая обрела свое название только в XIX в., зародилась на много веков раньше, а свою зрелую, завершенную форму приобрела уже в XVII-XVIII вв. Идейные истоки либерализма, прообразы ряда его классических концепций уходят корнями еще в античность»69. Основные постулаты либерализма относятся к определению базовых принципов устройства политической, экономической, социальной, культурной, религиозной жизни общества.

«Идеальное государство» в учении бенжаменаконстана

Бенжамен Констан считал себя республиканцем и всю жизнь выказывал особенную любовь к Афинам и Риму, осознавая, что их учреждения не соответствовали современному строю обществ, базирующихся на факторах труда и производства.

Государство у Констана - хранитель справедливости и мира, это его законная область, в случае выхода за эти пределы, оно наносит вред обществу и самому себе, ослабляя значение личности.

В «идеальном» государстве Констана нет места превышению пределов власти и ущемлению гарантий индивидуальной свободы, а именно свободы мнений, разделения властей и т.п. Кроме того, Констан отстаивал необходимость существования народного представительства. По его мнению, в конституционной монархии монарх является своего рода арбитром, обеспечивающим согласованную деятельность ветвей власти. В его компетенции находится управление внешней и внутренней политикой государства.

Свобода у Констана, в отличии от Руссо, в независимости индивида от государственной власти, а не в не в том, чтобы власть находилась в руках народа, иначе произойдет перенесение античных понятий на соврем:енную ситуацию. Мыслитель был убежден, что свобода личности может быть реализована только благодаря праву. Права гражданина, по его мнению, вытекающие из свободы, неподвластны государству. Отсюда вытекает требование ограничения властей, их разделения и равновесия.

В своих рассуждениях о свободе древних и новых отражает эти взгляды. Б. Констан различал свободу гражданскую (личную) и политическую. Политическая свобода была присуща только народам Древних Греции и Рима, проявляясь в праве участия в коллективном осуществлении, политической власти: в образовании законов, в отправлении правосудия, в избрании должностных лиц, в разрешении: вопросов4 войны и мира. Этим свобода, древних народов исчерпывалась.. Свобода новых народов есть по преимуществу свобода личная, гражданская свобода,(la liberte civile); Онасостойт в известной независимости личности от государственной власти, и наличие таких прав, как свобода слова совести; собраний и печати, выбора места жительства; свобода предпринимательства- и частной- собственности, неприкосновенность от произвольных арестов; право свободного передвижения;, И только в, последнюю очередь Констан, указывает, что свобода: включает право воздействовать на- правительственные дела путем избрания всех или некоторых должностных лиц или путем; выдачи, петиций. Констан показывает что;у древних народов индивид являлся сувереном-при разрешении общественных.дел и рабом; в отношении частных дел. У новых народов;; наоборот, индивид, будучи свободен в своей частной жизни, ограничен в качестве суверена и даже в самых свободных государствах только кажется сувереном. В. своих, сочинениях Бенжамен Констан, подобно Иеремии Бентаму, отстаивает идею; «невмешательства» государства, в хозяйственную жизнь общества, что создаст условия; для свободной конкуренции предпринимателей. Он не отделяет от предоставления свободы личности того, что называл неприкосновенностью собственности. Он; писал:: «В. политической экономии по отношению к собственности будут господствовать уважение и охранение, потому что собственность есть законный договор, необходимый; по требованиям; времени; но все,, что касается распоряжения собственностью, ее разделения; раздробления; и перехода в другие руки - не встретит никаких преград И: никакого ограничения»145. Собственность —. не прирожденное; а приобретенное право, по мнению Констана. Она не предшествует обществу, а создается в. нем. Подчеркивая значение частной собственности, ее «священный и неприкосновенный» характер, Бенжамен Констан: отказывается считать ее естественным правом.. В сложившихся исторических условиях признание собственности! в качестве «прирожденного» права считалось бы;, призывом к сохранению феодальной земельной собственности. . По мнению; автора, наблюдается существенное противоречие в учении Констана относительно свободы и собственности - неотъемлемых атрибутов всякой государственности. Как пишет Констан, собственность не: есть прирожденное неотчуждаемое право: Свобода же в ее непосредственном осуществлении и охране государством есть свобода имущих, потому что «богатство неминуемо овладевает властью». Свобода, печати ставится им, на;; первое: место. Каждому известно, что свобода печати представляет собой: не что иное, как гарантию-гласности,, что вне гласности-является:произвол:и что ограничить свободу печати значило бы предоставить жизнь, собственность, личность каждого; из французов в . распоряжение нескольких министров: , Принципами, обеспечивающими личную свободу, являются свободно избираемое национальное представительство, действительное годичное. вотирование налогов и расходов, строгий контроль над общественными расходами, существенное влияние на дела, свобода печати, и трибуны, суд присяжных.

Теория «надклассовой» монархии Лоренца Фон Штейна. («органическая модель государства» Лоренца Фон Штейна)

Как и в других государствах Западной Европы, либеральное движение охватило Германию в первые десятилетия XIX в. в преддверии буржуазной революции 1848 - 1849 гг. В рамках немецкого либерализма разрабатывались и предлагались различные модели желательных для германских государств политико-юридических порядков. Подобно английским и французским либералам, их немецкие единомышленники искали социальную опору в буржуазных средних слоях, а также возлагали надежду на способность монархов подстроиться под происходящие изменения и выражать интересы не отдельных слоев населения, а всего общества. В свою очередь, немецкий либерализм несколько отличается от французского и английского либерализма своей ярко социальной направленностью.

Немецкий либерализм первой половины XIX в. представлял Лоренц фон Штейн (1815-1890), немецкий философ, государствовед, историк, экономист, родом из Шлезвига. Изучал философию и юриспруденцию в Кильском и Йенском университетах. Заинтересовавшись учениями французских социалистов, Штейн в начале 1840-х гг. отправился в Париж для изучения социалистического движения и здесь познакомился с Виктором

Консидераном, Этьеном Кабе и Луи Бланом . Особое влияние на формирование взглядов Штейна оказал более ранний либералист - Гегель. Штейном опубликованы, помимо многочисленных кратких лекций-писем, несколько комплексных работ по политологии, публичным финансам, теории общественного управления и т.п153. На воззрения Лоренца Штейна оказывали влияние и другие факторы. Например, его родословная - фон Штейн — потомок имперских рыцарей; исторические события — наступила эпоха укрепления Пруссии как государства, ставшего затем ведущим звеном единой Германии, задачи национально-государственного строительства коррелируют с проблемами социально-классовых противоборств в ходе европейских революций 1848 г. Сложившаяся историческая обстановка в стране требовала в качестве «ответа» предложение новой идеологии интеграции немецкого общества (и европейских обществ в целом), поскольку традиционалистский консерватизм Ж. де Местра и Л. де Бональда, изначальный либерализм «laisser-fair» и радикальный социализм в духе О. Бланки уже не справлялись с этой ролью.

Личность и политическая деятельность его отца, Генриха-Фридриха фон Штейна также оказала существенное влияние на политические взгляды мыслителя. Тот был убежденным консерватором, не приемлющим революционные настроения, идеи равенства, монархический и бюрократический произвол. Генрих фон Штейн защищал сохранение местных вольностей, старых земских чинов, полагая, что в них и есть защита индивидуальной свободы. При Штейне-старшем на посту министра были уничтожены сословные преимущества, отменена личная зависимость крестьян от помещиков, был узаконен свободный переход земли к новым собственникам, были созданы выборные советы, а раскладка налогов и попечение о благоустройстве были вверены местным выборным лицам вместо чиновников. Нереализованной в связи с его отставкой осталась лишь попытка установления государственного собрания народных представителей с правом совещательного голоса при короле и его министрах.

На либеральное мировоззрение Лоренца Штейна повлияли и идеи одного из виднейших представителей южно-германского либерального движения, историка, правоведа и политика Карла фон Роттека, опиравшегося на идеологию Просвещения. Одну из основополагающих целей государства он видел в обеспечении гражданских свобод: «Государство должно быть... учреждением, охраняющим все права своих граждан, так как человек требует внешней свободы, личной безопасности и возможности достижения своих целей. Государство должно быть гарантом собственности как основы индивидуальной свободы граждан»154. Несмотря на то, что первоначально Роттек склонялся в своих учениях к республике как идеальной форме государственной власти, в дальнейшем он осознал, что в сложившейся политической ситуации для Германии более выгодна конституционная монархия 55. Эти идеи к середине XIX века раскрыл в своих учениях Лоренц фон Штейн.

Лоренцу фон Штейну принадлежит научное первенство в разработке первой теоретической концепции, содержащей новаторские для своего времени идеи о возможностях и средствах государственной политики156. Ряд российских авторов полагает, что родоначальником термина «социальное государство» является Лоренц фон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти . Основные сочинения: «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842), «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней» (в трех томах), «Учение об управлении» (второй том издан после смерти Штейна), «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» (третий том издан посмертно) и др.

Либерализм Штейна ярко проявляется в том, что основной идеей его социально-политической доктрины является вопрос об индивиде, его правах, его собственности. По его мнению, индивидом движет, в первую очередь, стремление к самореализации, а именно к добыванию, переработке, изготовлению и приумножению благ. Все, что производится личностью -принадлежит ей, и соответственно неприкосновенно как и сама личность. Благо, соединенное с личностью посредством права, становится собственностью личности.

Штейна называли противником коммунизма, тонким и последовательным критиком работ Маркса. Его учение о «надклассовой монархии» можно считать своеобразной альтернативой марксизма, которая может предотвратить грядущие социальные революции.

Следуя либеральной традиции, Штейн настаивает на эволюционном развитии буржуазного общества, полагая, что личная свобода человека станет его достижением . Подобно Гегелю, он различал общество и государство.

В своем определении общества он придавал универсальное значение буржуазному гражданскому обществу, в котором господствует частая собственность и разделение имущества. Штейн отмечает присущее капиталистическому обществу деление на классы, по его мнению, всегда есть класс господствующий и класс зависимый, между которыми постоянно происходят столкновения. Так Штейн пытается объяснить возникновение и характер эксплуатации и образование государственной власти. Характеризуя соотношение классов в современном ему обществе, Штейн указывает, что пролетарии, лишенные собственности, осознали себя как единое целое и стали требовать не только уравнения их в политических правах, но и общественного равенства, стали добиваться уничтожения частной собственности.

Юридическая теория Лоренца Фон Штейна

Начиная изучение взглядов на роль права в обществе, прежде всего, необходимо охарактеризовать те условия, в которых формировались данные воззрения. К расцвету научной деятельности немецкого правоведа XIX века Лоренца фон Штейна в Западной Европе, и в частности в Германии;, все ярче проявляется факт перехода в науке права от исследования субъективного фактора общественной жизни, как основы права, к изучению социальной среды, как сферы образования права. В работах ученых все меньше внимания уделяется значению личности, ее свободам и участию в процессе образования права. Кроме того, современные немецкие правоведы в своих работах раскрывали сущность права как результат необходимости регулировать взаимоотношения с целью поддержания совместной жизни людей в обществе. В праве, начали говорить, выражается не свобода, а нормы фактических отношений. Таким образом, цель права - не расширение, а ограничение свободы, поскольку достижение как можно большего блага для всех осуществимо лишь посредством ограничения интересов одного в пользу другого. Ограничение личного интереса в пользу общественного существенно влияет на определение понятия права. Понять сущность права возможно с помощью изучения общества и условий его существования. Господствующее значение приобрели точки зрения, в которых подтверждались тезисы о праве как выражении могущества общества над индивидом; праве как силе и власти большинства над индивидами, оберегающей общественные интересы. В целом, право выступает продуктом общественной власти, наделенной полномочиями издавать юридические нормы в целях поддержания общежития.

Как известно, прогресс в развитии государства состоит в постоянном возвышении требований, обращаемых им к индивиду. Анализ реалий XIX столетия показал, что наука права восстала против государствоведов, стремившихся акцентировать внимание на роли личности. Стала преобладать точка зрения, ставившая общественное над частным, а право, и частное, и публичное, служило общественному интересу.

Смена эпох, трансформация правовых взглядов оставили заметный след на формирующейся юридической теории Штейна, долгое время остающейся относительно нейтральной к существовавшим мнениям субъективистов и объективистов. Уникальность его учения состоит в попытках применить базовые начала в изучении права к существовавшим реалиям. В своих трудах он старается использовать выводы как рационалистов, так и реалистов, в отличии от других юристов-писателей, и кроме того, более других дает широкое применение позитивному методу. Около десятка его научных трудов посвящены политико-юридическим аспектам жизни общества, в частности разработке правил управления и содержанию права как такового. Штейн полагает, что все юридическое образование, преподаваемое в немецких университетах, не соответствует уровню того времени. Нет ни одной отдельной отрасли науки, которая была бы в таком застое, и вообще сделал бы так мало успехов, как наука права. Причину же он видит в том, что все юридическое образование базируется на Corpus juris и Пандектах, составляющих главный предмет изучения, а мерой образованности служит знание римского права.

Немецкому же государственному праву Штейн не придавал особого значения, поскольку «положительное право изменяется и принципы его стоят нетвердо»198. В своей юридической теории Штейн выделяет науку о праве и философию права. По его мнению, наука о праве это составная часть науки о жизни (государствоведения). Предметом выступает рассмотрение права как результата производящих сил личности и объективной природы. Наука права закрепляет систему подлинного права в сопоставлении с системой явлений жизни личности (личное, хозяйственное, общественное и публичное право). В то же время, философия права устанавливает систему общего равного права, вытекающую из основных отношений между индивидами и состоящую из неправа, оборота и совместной жизнь людей. Так, неправо возникает при отношении одной личности как к факту, оборот происходит, когда одна личность является средством для другой, а совместная жизнь людей образуется при осознании индивидом необходимости взаимодействия с себе подобными. Таким образом, Штейн выделяет из неправа - уголовное право, из оборота - гражданское, из совместной жизни — публичное право. Наука права, как уже отмечалось, устанавливает систему действительного права, элементами которой выступают, по Штейну: 1) общественное право, (право классов и общественных форм); 2) публичное право, охватывающее как степень участия отдельного лица в выражении общей воли государства, так и границы деятельности органов власти (главы государства, исполнительных органов управления) друг к другу и к отдельным гражданам; 3) гражданское право, возникающее при условии становления хозяйственной жизни одной личности предметом деятельной воли другой. Для Штейна гражданское право — это завуалированная в юридические термины политическая экономия. Каждая из областей гражданского права (напр. частное право, торговое право, право товарищеских обществ) имеет свое понятие о лице, собственности, договоре. Штейн представляет жизненные явления совместной жизни людей как средство осознания ее юридической природы. По его словам, «как ни ясны сами по себе элементы общества (а значит, и государства), но целое становится понятным только сотьлавшись системою права ».

Похожие диссертации на Государственно-правовые идеи И. Бентама, Б. Констана, Л. фон Штейна : историко-правовой анализ