Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Баев Валерий Григорьевич

Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в.
<
Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баев Валерий Григорьевич. Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в. : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01 / Баев Валерий Григорьевич; [Место защиты: Академия экономической безопасности].- Москва, 2009.- 460 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис германского конституционализма: конституционный дискурс конца XVIII -начала XIX вв .

1. Конституционализм как понятие и научная проблема 33

2. Зарождение германского конституционализма в конце XVIII в.:просвещенный абсолютизм, немецкий гуманизм и Французская революция конца XVIII в 54

3. Теория конституционного государства в трудах И. Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегеля 97

4. Конституционная монархия в политико-правовой мысли Германии в первой половине XIX в.: государственно-правовые теории и их политические интерпретаторы '. 133

Глава 2. Освободительная война и создание единого национального государства: германский конституционализм в 1815-1847 гг .

1. Освободительная война против Наполеона и конституционное учреждение Германии на Венском конгрессе 176

2. Государственно-правовые основы деятельности Германского союза 201

3. Конституционное законодательство в межреволюционный период 1830-1848 гг.: северогерманские государства и Пруссия 223

Глава 3. Революция 1848 года: германский конституционализм середины XIX в .

1. Конституция Германской империи 1848 г 245

2. Деятельность конституционных учреждений Пруссии в ходе и после революции 1848 г 262

3. Конституционно-правовые основы «малогерманского» варианта объединения Германии 293

Глава 4. Конституционное развитие германии в 1871-1918 гг .

1. Конституция объединенной Германии 304

2. Политический режим в Германии после объединения 327

3. Модернизация государственного строя Германии на рубеже XIX-XX вв 347

Глава 5. От веймарского конституционного строя к гитлеровской диктатуре: конституционные проблемы веймарской республики

1. Веймарская конституция 1919 г 357

2. Веймарская конституция и правящая элита Веймарской республики: проблемы противостояния 376

3. Политико-правовые идеи в веймарской Германии: Карл Шмитт и Конституция Веймарской республики 400

Заключение 420

Библиография 427

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный период в истории России, последовавший за распадом СССР, во многом определен изменением государственного строя Советского Союза. Проблема государственного устройства для сегодняшней России чрезвычайно актуальна. Важно представлять, в каком правовом поле найдет решение эта проблема и какие философ-ско-правовые предпосылки станут основой для конституционного закрепления новой политической системы.

Принятие российской Конституции 1993 г. и провозглашение в ней российского государства правовым отразило лишь идеал, достижение которого в короткий исторический срок невозможно. Время, прошедшее после референдума по конституции, только укрепило убежденность в трудностях становления правового государства, хотя для потребностей и логики социально-экономического развития его желательность сомнений не вызывает.

Более глубокое и полное постижение проблем российского конституционализма может быть обеспечено через обращение к германскому опыту конституционного строительства. Если рождение российского конституционализма датируется началом XX в., то в Германии сомнения в «конституционности» прусско-германской «ограниченной монархии» исчезли уже после революции 1848 г.1 Германский опыт корректен для российской правовой среды, поскольку обе страны принадлежат к государствам «позднего старта» и вступили в «модернизаторскую гонку» с опозданием.

Исходя из этого, в центр внимания настоящего диссертационного исследования поставлены проблемы зарождения, становления и развития германского конституционализма как правления, ограниченного конституцией. Конституционализм можно представить в виде идеала, к которому должно стремиться общество, идущее по пути свободы и социального прогресса. В конституционном государстве сущность суверенной власти заключается в

1 Вгиппег О. (Hrsg.) Grandbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 5. Stuttgart, 1984. S. 543.

верховенстве права, власть перестает быть фактическим господством людей и становится господством правовых норм. Подзаконность государственной власти является общепризнанным достоинством такого государственного строя. Современное государство есть по преимуществу государство конституционное, а конституционное государство - «законническое» государство, в котором единственной формой его вмешательства в сферу свободы индивида является вмешательство, основанное на законах .

Представление о том, что германское государство уже в эпоху Просвещения приобрело черты конституционности, разделяется многими учеными. Так, Д. Гримм отмечает, что «взятые на себя обязательства самоограничения исключали право монархов отказаться от них по своему усмотрению» . М. Штольейс делает упор на то, что при всей1 скромности парламентского обрамления* прусской и общегерманской монархии государственный, строй эволюционировал в сторону большей парламентаризации. Имперская конституция, оставаясь организационным уставом, подправлялась и модифицировалась. В.- Рейнгард выстраивает следующую схему поэтапного развития конституционализма:, в 1830-е гг. в германских землях возникли 15 октроированных конституций с основными каталогами прав, составивших правовую базу для функционирования парламентов; в 1848-1866 гг., несмотря на поражения демократических революций, немецкие государства оставались конституционными и постепенно парламентаризировались. В-1918 г. продолжилась та же тенденция4. Другими словами, историческое движение Германии к овладению принципами конституционной! жизни было устойчивым, поэтому его изучение представляет научную и политико-правовую ценность.

Степень научной разработанности темы. При возрастающем в России интересе (особенно после 1993 г.) к исследованию проблем российского

2 Пивоваров Ю.С. «Между казачеством и кнутом! К столетию русской Конституции и русского парламента
// Парламентаризм в России и Германии: История и современность / Отв. ред. Я.А, Пляйс, О.В. Гаман-
Голутвина.
- М.: РОССПЭН, 2006. С. 20.

3 Grimm D. Deutsche Verfassungsgeschichte. Frankfurt am Main, 1988. S. 112.

4 Stolleis M. Geschichte des offentlichen Rechts in Deutschland. Bd. II. Munchen, 1992. S. 456; Reinhard W. Ge-
schichte der Staatsgewalt. Miinchen, 1999. S. 420-422; Kycmapee A.C. Макс Вебер о модернизации русского
самодержавия // Политические исследования. - М., 2006. - № 2. - С. 69.

конституционализма изучение зарубежного конституционного опыта остается без серьезного внимания. В отечественной правовой науке нет специальных комплексных исследований германского конституционализма и истории его развития. Четверть века назад вышел в свет двухтомник по истории буржуазного конституционализма XVIII-XIX вв. под редакцией B.C. Нерсесян-ца. Однако, во-первых, германский конституционализм рассмотрен в нем под углом зрения господствовавшей тогда «марксистско-ленинской науки», а, во-вторых, лишь как составная часть общеевропейского конституционного движения. В 1981 г. появилась интересная диссертационная работа В.В. Кизя-ковского, охватывающая становление (1815-1849 гг.) конституционного строя в Германии. Привлеченные автором многочисленные историко-юридические источники помогли осмыслить генезис германского конституционализма. Заслуживает внимания аналогичное по методам (но относящееся к более позднему периоду исследуемой нами темы) диссертационное исследование М.М. Оманидзе5. Отдельный, но необходимый аспект конституционализма (формирование избирательных прав немцев) затронут в диссертации Ю.А. Бокова. Общетеоретические аспекты конституционализма рассматриваются в кандидатской диссертации Р.Л. Ульянова, а также в вышедшем под эгидой Института государства и права РАН сборнике статей немецких авторов «Современный немецкий конституционализм», который содержит отсылку в историю проблемы6.

Другие диссертации и монографии, рассматривающие отдельные фрагменты системы конституционализма, представляют собой как историко-правовые, так и чисто исторические изыскания. Хотя в исторических трудах отсутствуют методы правового анализа и правовая среда как предмет иссле-

5 История буржуазного конституционализма XVn-XVIII вв. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1983;
История буржуазного конституционализма. XIX в. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1986; Кшяковский
В.В
Становление конституционализма в Германии 1815-1849 гг. Автореф. дисс... к.ю.н. М., 1981; Оманидзе
М.М.
Конституирование Веймарской республики. Автореф. дисс... к.ю.н. Харьков, 1985.

6 Боков Ю.А. Формирование избирательных прав германских граждан (1815-1918 гг.) Дисс... к.ю.н. Волго
град, 2003; Ульянов Р.Л. Конституционализм: Сравнительный анализ западной и российской моделей. Авто
реф. дисс... к.ю.н. М., 2000; Гаранов Е.Н. Государственно-правовая теория К. Шмитта: Автореф. дисс...
канд. юрид. наук. Краснодар, 2007; Современный немецкий конституционализм: [Сборник статей] /Сост. Т
Швайсфурт.
Пер. с нем. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1994.

дования, они помогли сформировать общий взгляд на процесс исторического развития германских государственных институтов7.

Для нашего диссертационного исследования представили интерес публикации ряда российских ученых, обращавшихся к германским историко-политическим сюжетам для сравнительного изучения схожих явлений в России и Германии. Так, политолог Г.И. Мусихин, изучавший преобразующую деятельность институтов государственной власти в России, и Германии, предпринял сравнительный анализ германской и российской государственно-властной модернизации конца XVIII-начала XX веков. Полезным оказалось коллективное исследование российских и немецких историков и политологов, посвященное важнейшему институту конституционного государства в России и Германии - парламентаризму. Однако германская конституционно-правовая проблематика заняла в указанных монографиях незначительное ме-

Необходимо заметить, что в современной исторической и историко-правовой литературе аспекты становления и развития государственности в Германии нового времени (эпохи модерна) почти не затрагиваются: их изу-чение отошло на задний план, уступив место исследованиям острых'проблем современности. Поэтому мы обратились к произведениям современников изучаемых событий, историков рубежа XIX-XX вв., отличающимся как широким привлечением оригинальных источников, так и блестящим стилем изложения-. Методическую поддержку при изучении германского конститу-

/ЬіяеваЛ.А. Германский Союз в 1815-1822 гг. (проблемы становления германской государственности): Ав-тореф. дисс... к.и.н. М.: МГПУ, 1998; Бабапцев Н.Ф. Значение конституции в германской истории. Л., 1987; он же. Германская империя 1871-1918. Историко-правовое исследование. Красноярск, 1984; Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. М., 1978; Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986; Давлетов А.Р. Государственно-конституционная система Веймарской республики: особенности и противоречия. Днепропетровск, 1990; Кастель Е.Р. Германский федерализм: историко-правовое исследование. Дисс...д.ю.н. Екатеринбург, 1994; Прокопъев В.П. История германской государственности ХІХ-ХХ вв. Калининград, 1982; Субботина О.Г. Становление основ федерализма в Веймарской республике (1919-1923 гг.) Автореф. дисс... к.и.н. Минск, 2000; ГшщбергЛ.И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. М., 2005;.

8 Мусихин Г.И. Власть перед вызовом современности: Сравнительный анализ российского и немецкого опы
та конца XVII-начала XX веков. Спб.: Алетейя, 2004; Парламентаризм в России и Германии: История и со
временность / Отв. ред. Я.А. Пляйс, О.В. Гаман-Голутвшш. - М.: РОССПЭН, 2006.

9 Виппер Р Общественные учения. Исторические теории XVIII- XIX вв. в связи с общественным движением
на Западе. 2-е изд. М, 1908; Горенберг М.Б. Теория союзного государства в трудах современных публици
стов Германии. Спб., 1891; Джше.іегов А.К. История современной Германии. Спб., 1908; он Dice. Очерки по

ционализма оказали и труды известных российских правоведов, посвященные общим проблемам права10.

Наконец, важное место в диссертации заняли изыскания современных российских исследователей права. Специальные разделы по германскому конституционализму в их научных работах явление редкое, но многие теоретические труды содержат ссылки на германскую правовую проблематику и потому были использованы в нашем исследовании''..

В Германии изучение конституционализма уже давно представляет со
бой особое и устоявшееся направление правовой науки. Первыми исследова
телями и критиками германского конституционализма в его начальной ста
дии стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Их произведения привлекались нами, пре
жде всего как свидетельства очевидцев, наблюдавших и изучавших станов
ление немецкой государственности12. с.

Методически автор опирался на труды известных немецких ученых-правоведов, М. Вебера, Р. Гнейста, Л. Гумпловича, Г. Еллинека, Р% Йеринга, Ф. Лассаля, Ф. Меринга, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, жизнь и деятельность которых, выпавшая на вторую половину Х1Х-начало XX вв., была на-

истории Германии 1806-1871. Спб., 1905; Кареев Н.И. Общий курс истории XIX века. Спб., 1910; Кшевет-тер А.А. Исторические очерки. Из истории политических идей в XIX столетии. М., 1912; Модестов В.И. О Германии. Наука, школа, парламент, люди, стремления. Спб., 1888; Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы. Эволюция партий и политических учреждений. 1814-1896. Ч. 2. Пер. с франц. Спб., 1897.

10 Гессен В.М. Теория конституционного государства. Спб., 1914; он же. Основы конституционного права.
Пг., 1918; Градовский А. Государственное право важнейших европейских государств. Том первый. Часть
историческая. Спб., 1886; Ковалевский М. Происхождение современной демократии. Т. 1.4. 3-4. М., 1899;
Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских основных законов;
Новгородцев П И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области
философии права. М., 1901.

11 Кершюв Д.А. Философские проблемы права. М., 1972; Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М., 1998;
он оке. История идей правовой государственности (Институт государства и права). М., 1993; Величко А М.
Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. Спб., 1999; Жалинский А., Рерихт
А.
Введение в немецкое право (ФРГ). М., 2001; Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и со
временность. СПб., 1999; Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая сис
тема. СПб., 2002; Кравец И.А. Конституционализм: Устойчивость власти и общего развития. Новосибирск,
1994; Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций.
М., 2002; он же. Теория конституционных циклов. М., 2005; Омелъченко О.А. Всеобщая история государст
ва и права: В 2 томах. М., 2006; Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Том 3. Современ
ное правопонимание. М.: РАП, 2007.

12 Назовем наиболее крупные работы, косвенно затрагивавшие исследуемую нами проблему: Маркс К. К
критике философии права Гегеля // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1; он же. Положение в Пруссии //
Марк К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 12; Энгельс Ф. Прусская конституция // Маркс К и Энгельс Ф. Соч. Т. 4; он лее.
Роль насилия в истории // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

полнена идейно-политической борьбой вокруг выбора пути развития германского государства13.

Германская историко-правовая литература по проблемам конституционного государства чрезвычайно обширна. Наиболее значительное многотомное исследование истории германской конституции принадлежит известному государствоведу Германии Э.Р. Хуберу. Автор детально, на основе всестороннего изучения архивных данных, исследует генезис немецкого конституционализма. Его отличает тщательный анализ того, «что было в действительности». Помимо Хубера мы активно использовали другие историко-юридические публикации, затрагивающие отдельные фрагменты конституционной истории. Основное внимание в них уделяется изучению или чисто исторических, или историко-политических сюжетов правового характера. В целом они помогли сформировать представление о развитии государственно-правовой мысли в Германии14.

При всем многообразии материалов по истории германского конституционализма они могут быть сведены в три большие группы.

Первая группа публикаций отражает начальный этап зарождения конституционных форм государственной жизни; в них детально выделены признаки конституционализма, ставшие особо заметными после Венского конгресса 1815 г.; проанализированы особенности перехода от монархического конституционализма к парламентарной демократии; дана всесторонняя оценка конституции 1848 г. и ее значимости для конституционного развития Гер-

13 Вебер М. Политические работы (1895-1919). М., 2003; Гнейст Р. Правовое государство и административ
ные суды в Германии. 2-е изд. Спб., 1896; Гумтович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910; Еллннек Г.
Право современного государства. Спб., 1908; Йеринг Р. Борьба за право. Спб., 1895; Лассалъ Ф. Сущность
конституции. Спб., б.г.; Меринг Ф. Просвещенный абсолютизм Фридриха Великого (к истории Германии).
Спб., 1896; Шопенгауэр А. Размышления о государстве, политике и праве. Фрагменты сочинений / Сост. А.
Куракин. М., 1997; Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

14 Huber E.R. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789. Bande 1-7. Stuttgart, 1974; Huber E.R. Bewahrung und
Wandlung. Studien zur deutschen Staatstheorie und Verfassunggeschichte. Berlin, 1978; Waldrich H.-P. Der Staat.
Das deutsche Staatsdenken seit dem XVIII. Jahrhundert. Wien, 1973; Grimm D. Deutsche Verfassungsgeschichte.
Frankfurt am Main, 1988; Reinhard W. Geschichte der Staatsgewalt. Miinchen, 1999; Dobner P. Konstitutionalis-
mus als Politikform. Baden-Baden, 2002.

мании; большой интерес представляют материалы, повествующие о специфике конституционного строительства в Пруссии после революции 1848 г.15

Вторая группа работ посвящена германскому национальному государству в эпоху Бисмарка. В ней всесторонне исследуется роль Бисмарка в становлении немецкой государственности. Поскольку эта роль противоречива, авторы пытаются понять причины живучести германской модели конституционализма, для которой было характерно сочетание признаков национально-авторитарного и конституционно-парламентарного государства16.

Третья группа представлена обширной историко-правовой литературой
о Веймарской республике. В основе своей эта литература анализирует дефек
ты и пробелы Веймарской конституции и пытается ответить на вопросы о
том, почему эта конституция не нашла поддержки у населения и у правящей
элиты17. ?,

Исходя из вышесказанного, ясно, что при всем обилии публикаций по проблемам, затрагивающим в той или иной мере различные аспекты интересующей нас темы, в российской и германской юридической историографии конституционализма нет аналога настоящему диссертационному исследованию. Развитие конституционализма и его интерпретация до сих пор не были представлены в виде целостной картины, в которой отражалась бы как исто-

15 См , напр.: Die Anfange des Konstitutionalismus in Deutschland. Frankfurt am Main, 1991; Bockenforde E.-W.
Probleme des Konstitutionalismus im 19. Jahrhundert. Berlin, 1975; Grosser D Vom monarchischen Konstitutio
nalismus zur parlamentarischen Demokratie. Den Haag, 1970; Hildebrandt G. die Paulskirche: Parlament in der
Revolution 1848/49. Berlin, 1986; Kuhne J.D. Die Reichsverfassung der Paulskirche. Frankfurt am Main, 1985;
Ranke L. Die Erhebung Preupens im Jahre 1813 und die Rekonsruktion des Staates. Leipzig, o.J.

16 Вот К E Staat und So/dalpolitik seit Bismarcks Sturz. Ein Beitrag zur Geschichte der innenpolitischen Entwick-
lung des Deutschen Reiches 1890 bis 1914. Wiesbaden, 1957; Deutsche Verfassungsgeschichte, 1848-1919-1949.
Bonn, 1990; Engelberg E. Bismarck: UrpreuPe und Reichsgriinder. 5. Aufl. Berlin, 1989; Fehrenbach E. Verfas-
sungsstaat und Nationsbildung, 1815-1871. MUnchen, 1992; Mommsen W. Der autoritare Nationalstaat. Verfassung,
Gesellschaft und Kultur im deutschen Kaiserreich. Frankfurt am Main, 1990; Stunner \f. Regierung und Reichstag
im Bismarckstaat 1871-1880. Ciisarismus oder Parlamentarismus. DUsseldorf, 1974.

17 Приведем наиболее востребованные в нашей работе публикации: Biesemann J. Das Ermachtigungsgesetz als
Grundlage der Gesetzgebung im nationalsozialistischen Staat. 3. Aufl. Milnster, 1988; Bracher К D. Zeit der Ideo-
logien. Eine Geschichte politischen Denkens im XX. Jahrhundert. Stuttgart, 1982; Ecke F. Die braunen Gesetze.
Berlin, 1990; 80 Jahre Reichsverfassung (1919-1999). Erfurt, 1998; Ruge W. Deutschland 1917-1933. 2. Aufl. Ber
lin, 197'4; Schmitt C. Verfassungslehre. Berlin, 1931; Schulz G. Zwischen Demokratie und Diktatur: Verfassungspo-
litik und Reichsreform in der Weimarer Republik. Berlin, 1987; Stapel W. Die Fiktionen der Weimarer Verfassung.
Versuch einer Unterscheidung der formalen und der funktionalen Demokratie. Hamburg, 1928; Vestring S Die
Mehrheitssozialdemokratie und die Entstehung der Reichsverfassung von Weimar. Miinster, 1987.

рия конституционных идей и конституционных учреждений, так и практика реализации конституционных норм.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственно-правового развития германских государств, а также единой Германии в начале XIX - первой трети XX веков.

Предметом исследования выступают государственно-правовые институты и конституционные идеи Германии на стадиях возникновения, развития и практики их реализации (1815-1933 гг.).

Цель исследования — комплексный анализ генезиса и развития германского конституционализма и его институтов, описание германской модели конституционного государства. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

раскрыть теоретическое содержание категории «конституционализм» как понятия и научной проблемы;

, выявить условия формирования зачатков конституционализма на базе принципов, выработанных германским Просвещением;

рассмотреть концептуальные основы конституционного государства, сформулированные в философско-правовой и политико-правовой мысли Германии первой трети XIX в.;

изучить воздействие Французской буржуазной революции и наполеоновских войн на зарождение германского национального государства;

показать место и значение конституции 1848 г. для государственного строительства Германии;

оценить роль Отто фон Бисмарка в создании особой германской модели конституционализма;

выявить проблемы и дефекты Веймарской конституции 1919 г., причины противостояния конституции и государственной исполнительной власти, повлекшего крушение веймарского демократического режима.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1815 по 1933 г. Освободительные войны против Наполеона открыли фазу активного

конституционного движения в Германии . Однако в отдельных случаях анализ генезиса конституционализма потребовал привлечения материалов, относящихся к более раннему периоду, эпохе германского Просвещения. Эта эпоха породила идеи ограничения монархической власти и заложила основы конституционной монархии. Революции 30-х и 40-х годов XIX в. вынудили германских монархов пойти на новые шаги по созданию представительной формы правления.

Следующий этап становления германской государственности был свя
зан с деятельностью Отто фон Бисмарка: созданные при его участии консти
туции Северогерманского Союза и Германской империи объективно пред
ставляли собой новую ступень государственно-общественного саморазвития
(например, Конституция 1871 г. воспринималась современниками крупным
прогрессом, по сравнению с актами 1815 г.19). ,:.

г "

Веймарская конституции 1919 г., хотя и оценивается как предтеча фашизма, представляла собой значительный конституционный документ эпохи,

закрепивший ставшие привычными (с революции 1848 г.) политические и гражданские свободы. Все это укладывалось в конституционно-теоретические представления начала XX в. Завершением конституционного процесса в Германии стал приход к власти 30 января 1933 г. Гитлера, который в рамках политики «унификации» в течение двух лет превратил страну из конституционной буржуазной демократии в «государство одного вождя»20. Находящийся между этими пограничными точками (1815 и 1933 гг.) этап германской истории протяженностью более чем в столетие обладает всеми признаками цельности и преемственности в процессе развития конституционализма.

Методологической базой диссертационного исследования послужила совокупность принципов и методов общенаучного и историко-правового

18 По мнению известного философа XX в. Э. Кассирера, сама идея республиканский конституции взросла на
почве германской истории и была вскормлена ее исконными силами, силами идеалистической философии //
Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время: Пер. с нем. М.: Молодая гвардия, 2005. С. 258.

19 Huber E.R. Bewahrung und Wandlung. Studien zur deutschen Staatstheorie und Verfassungsgeschichte. Berlin,
1975. S. 64.

20 Баев В. Г. «Конституция» третьего рейха // Юридическая мысль. - СПб., 2004.- № 3. - С. 22-23.

познания. Принцип научной объективности потребовал всестороннего изучения широкого круга правовых источников с использованием сравнительно-правового и диалектико-материалистического подходов. Принцип историзма позволил обратиться к идее конституционализма и конституционных учреждений, к самим конституционным институтам Германии с учетом конкретно-исторических условий, в которых они формировались. Применение принципа системности помогло не только проследить взаимозависимость отдельных структурных компонентов системы государственной власти в Германии, но и выявить специфику германской конституционной модели. Институциональный и структурно-функциональный подходы были использованы для воссоздания механизма взаимодействия ветвей власти в рамках политического режима, созданного канцлером Бисмарком. Биографический метод применялся при комплексном анализе мышления носителей конституционно-правовых идей: политических деятелей и правовых мыслителей. Многоаспектность исследуемой проблемы обусловила выбор проблемно-хронологического принципа при изложении материала в представленной диссертационной работе. Немаловажное значение для исследования имел междисциплинарный подход, предусматривающий использование как правовых, так и политологических, социологических, психологических категорий и моделей. Формально-юридический метод использовался при анализе законодательных актов, текстов конституций и обсуждавшихся конституционных проектов, а также других нормативно-правовых документов, имевших отношение к государственно-правовому становлению Германии.

Источниками исследования явились различные по своему характеру документы и материалы, прежде всего, сами конституции как основное законодательство страны в тот или иной период. Поэтому наиболее важной для нас стала недавно изданная в ФРГ книга «Немецкие конституции», содержащая тексты всех значимых законодательных актов германских государств и

централизованной Германии и снабженная развернутым комментарием к ним видного германского правоведа-конституционалиста Г.-Й. Бланке-1.

Наряду с этим первостепенный интерес для диссертанта представила совокупность германских архивных материалов, включающая большой массив законодательных актов XIX-XX вв. по различным аспектам конституционно-правового развития. Все документы сведены в три большие рубрики: а) рубрика «XIX век» содержит нормативные акты Священной Римской империи германской нации, Рейнского союза, Германского союза, Северогерманского союза, а также отдельных немецких государств во временном периоде с 1800 до 1870 г. »; б) рубрика «Кайзеровская Германия» 1870-1918 гг. включает документы, отражающие становление и государственное развитие Германии эпохи Бисмарка, а также акты, раскрывающие процесс «ползучей парламентаризации» на рубеже XIX-XX вв.; в) раздел «Веймарская республика» 1919-1933 гг. насыщен нормативно-правовыми актами, дающими представление об особенностях трансформации веймарского государственного строя в фашистский тоталитарный режим. Документы расположены в хронологическом порядке, снабжены комментариями и отсылками к нормативным актам одного тематического ряда. Переведенные на цифровой носитель, они доступны российскому исследователю на сайте в Интернете"".

Ценный для диссертанта материал содержит «Антология правовой мысли». Третий том пятитомного издания философско-правовых сочинений крупнейших мыслителей Европы и Америки (XVII-XX вв.) был востребован нами в первую очередь"3. К основным источникам настоящего диссертационного исследования были отнесены дискуссии о конституционном строе, конституционных поправках* И'изменениях, как получивших, так и не получивших утверждение; программы политических партий в той их части, которая касалась конституции и государственного устройства; труды крупнейших

21 Конституции и законодательные акты буржуазных государств в XVII-XIX вв. Англия, Франция, Италия,
Германия. Сб. документов под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957; Deutsche Verfassungen. Dokumente zu Vergangen-
heit und Gegenwart. Hrsg. von H.-J. Blanke. Padeborn-Munchen-Wien-Zurich, 2003.

23 Антология правовой мысли: в 5 томах. Т. 3. Европа и Америка 17-20 вв. М.: Мысль, 1999.

теоретиков права (изучавших кризисные эпохи с позиций современников) — Канта, Фихте, Гегеля; юридическая публицистика и записки участников конституционного процесса, прежде всего - государственных деятелей, оказавших первостепенное влияние на ход конституционных процессов24.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые представлена системная характеристика германской модели конституционализма, ее становления и утверждения на протяжении более чем векового периода 1815-1933 гг. В работе предпринята попытка комплексного исследования германского конституционализма на уровнях эволюции конституционных идей, их воплощения в политическую практику, а также развития конституционных учреждений.

Научная новизна диссертации заключается также в следующем:

с привлечением значительного массива новых источников^ и истори-ко-юридических публикаций выявлены и проанализированы условия и обстоятельства происхождения и развития идей, ориентированных на ограничение монархической власти в Германии; сформировано четкое представление о трансформации идеи ограниченной монархии в концепцию германско-го конституционализма;

дана комплексная оценка вкладу философов права (Кант, Гегель, Фихте) в развитие конституционно-правового фундамента германского государства; впервые в науке исследована деятельность правоведов второго ряда - политиков, журналистов, университетских профессоров Дальмана, Роттека, Велькера и других, расширявших число приверженцев конституционного строя;

установлена эволюционная линия развития конституционного строя германского государства; впервые утверждается, что конституции - октрои-

24 См., напр.: Die Mainzner Republik. Protokolle des Jakobiner Klubs. Berlin, 1975; Deutsche Juristen im Vormarz: Briefe von Savigny, Hugo und andere. Кбіп, 1999; ForsterJ.G. Mensch und Staat. Eine Auswahl aus seinen Schrif-ten in 2 BSnden. Berlin, 1948; Die deutschen Parlamentsschriften von Beginn des 19. Jahrhundert bis 1945. Bd. 1. Berlin, 1986; Bismarck O. Die gropen Reden. Hrsg. von L. Gall. Frankfurt am Main, 1984; Bismarck O. Dokumente seines Lebens 1815-1898. Leipzig, 1986; Deutsche Reichsgeschichte in Dokumenten 1849-1934. 2. Aufl Leipzig, 1934; Meinecke F. Staat und Personlichkeit. Berlin, 1933; Немецко-национальная партия и разработка Веймарской конституции. Челябинск, 1993; Schmitt С. Verfassungslehre. Berlin, 1970 и др.

рованные и принятые конституционными собраниями — представляли собой поэтапный процесс формирования правового государства в современной ФРГ, который не поколебали революции середины XIX и начала XX вв.;

проанализировано и рассмотрено в динамике содержание конституций и других конституционных актов, принятых в разные периоды германской конституционной истории, и указано на их преемственный характер;

сформулирована сущностная характеристика германской модели конституционализма с выраженным монархическим наполнением, отмечена ее родовая близость к российской конституционной модели;

исследован политико-правовой фон принятия Веймарской конституции, появления в ней пробелов и дефектов, противостояния защитников конституции и ее противников в органах государственной власти, отдельно рассмотрены причины отсутствия в конституции механизмов самозащиты; ^

новизна исследования связана также с введением в научный оборот

оригинальных архивных материалов, относящихся к государственному

& строительству Германии XIX-XX в.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В диссертации устанавливается, что в ходе исторически закономер-'
ного процесса государственно-правовой модернизации, которая осуществля
лась в Германии с конца XVIII до начала XIX в., происходило обновление
всей сферы государственной жизни, включая изменения в формах государст
венного правления, степени участия масс в политическом процессе. В сфере
права новации выразились в интенсивной систематизации правовых норм и
создании кодифицированного законодательства на основе уважения свободы

и собственности индивида. Это нашло яркое выражение в деятельности прусского короля Фридриха II, самого известного в Германии представителя идеологии Просвещенного абсолютизма.

2. В советской исторической науке утверждалось, что доктрина огра
ниченной власти, порожденная эпохой Просвещения, была объективной по
требностью развивавшейся буржуазии, требовавшей участия в политической

жизни государства. В целом разделяя мысль о Просвещенном абсолютизме как предтече и естественной предпосылке конституционного строя в Германии, диссертант выдвигает тезис о том, что идея самоограничения власти стала внутренней потребностью в политике властвующих монархов крупных немецких государств юго-западной Германии и Пруссии.

  1. Историки философии и права сформировали четкое представление о ключевой роли выдающихся философов Канта, Гегеля и Фихте при формировании концепции конституционной монархии в Германии. В диссертации впервые рассмотрен и оценен вклад в развитие конституционной доктрины представителей политико-правовой мысли второго эшелона: общественных деятелей и университетских профессоров Дальмана, Роттека, Велькера и других, говоря словами К.Маркса, «приучавших немецкое ухо к языку конституционализма» (К. Маркс) и расширявших число его приверженцев. g,

  2. Диссертант доказывает, что первые признаки государства с формой правления в виде ограниченной монархии проявились уже в конце XVIII в., хотя исходным пунктом формирования германской государственности стало создание в 1815 г. Германского союза, прообраза германского федеративного государства.

  3. В диссертации отстаивается идея о том, что революции 1830-х и 1848-49 гг. явились ответом на попытки реакции заморозить естественное развитие конституционного процесса в Германии. Революционный процесс придал дополнительный стимул конституционному законодательству, вынудил правительства юго-западных германских государств и Пруссии ввести парламентскую форму правления.

  4. Изучение роли Пруссии в конституционном процессе привело к выводу, что «феодальная» (Ф. Энгельс) Пруссия, в силу ее экономического и военного притяжения, оказалась единственной страной, способной возглавить борьбу за единую Германию. Чтобы привлечь под свои знамена армии конституционно-монархических государств юго-запада, она, вопреки жела-

нию юнкерской элиты, ввела конституцию и фактически стала флагманом борьбы за единое национальное государство.

  1. Предпринятый анализ показал, что глава прусского правительства Бисмарк последовательно выстраивал в Германии модель конституционной монархии, несмотря на явные феодально-монархические убеждения. При этом диссертант развивает гипотезу, что деятельность Бисмарка была продиктована не только намерением крепнувшей буржуазии разделить с юнкерами полномочия по управлению государством, но и господствовавшими в Европе и Германии идеями представительного правления.

  2. На основе исследования различных источников делается вывод, что в 80-е годы XIX в. деятельность канцлера объединенной Германии перестала соответствовать требованиям исторического прогресса, была в большей степени направлена на укрепление режима личной власти. Как следствие этого движение Германии по конституционному пути замедлилось, контроль общества над властью был потерян, что привело Германию к трагедии мировой войны.

  3. В ходе войны и на стадии поражения Германии в стране ускорился процесс «тихой (ползучей) парламентаризации». Диссертант объясняет его военным поражением страны, потребностями выхода из военного и политического кризиса с наименьшими для правящей элиты потерями. При этом комплекс обстоятельств дополняется выводом о влиянии европейской конституционной традиции.

  4. Политическим фоном рождения Веймарской конституции стало военно-политическое поражение Германии, сопряженное с экономическими трудностями. Основной закон республики не смог стать объединяющей силой германского общества. Не поддержанная широкими массами населения, испытывавшая давление со стороны перешедших из кайзеровской Германии институтов исполнительной и судебной власти, конституция оказалась не способной противостоять своим противникам. В диссертационном исследовании анализируется комплекс причин, приведших к ослаблению конститу-

ционного строя. Особо отмечается, что процесс ослабления инициировали и поддерживали влиятельные германские правоведы (К. Шмитт).

  1. Используя сложившийся в российском конституционном праве инструментарий, автор диссертации доказывает, что пробелы и дефекты Веймарской конституции, а также отсутствие в ней механизмов самозащиты связаны с неблагоприятной военной и внешнеполитической обстановкой (поражение в войне и репарации), а также нежеланием правящей элиты воспринять назревшие перемены в конституционном строе. Кроме этого причины появления пробелов и дефектов объясняются намерением составителей конституции таким образом сформулировать отдельные ее положения, чтобы иметь возможность демонтажа конституционного режима без явного нарушения конституционного текста.

  2. Автором диссертации раскрыт механизм антиконституционной деятельности, который использовался правящей элитой для постепенного разрушения конституционного фундамента. В частности, исполнительная власть делала ставку (с приходом Гинденбурга) на расширение президентских прерогатив, чтобы облегчить трансформацию демократии в конституционную монархию. Таким образом, против конституции выступили те, кто должен был гарантировать ее неприкосновенность.

  3. Впервые в отечественной историко-правовой науке формулируется вывод о том, что фактическое разрушение конституционного режима нацистами произошло без формальной отмены конституции. Путем принятия противоречивших конституции законодательных актов нацистская партия сумела выхолостить демократическое содержание Веймарской конституции и установить фашистский диктат.

  4. Проанализированные и рассмотренные в динамике тексты конституций и других конституционных актов, принятых в разные периоды германской конституционной истории, обнаружили преемственную линию развития конституционного строя, которую не смогли поколебать революции середины XIX и начала XX вв.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенный анализ генезиса и развития германского конституционализма представляется полезным для современной теории и истории государства и права, истории учений о праве и государстве, других отраслевых наук, прежде всего, для науки конституционного права. Теоретические схемы формирования конституционализма в России отражают интерес не только к либеральным моделям Англии, Франции, США, но и к конституционным режимам, характерным для авторитарных государств; в этом направлении плодотворным будет рассмотрение германской конституционной модели в ее исторической ретроспективе.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы при написании обобщающих научных трудов историко-правового характера, в учебном процессе высших учебных заведений в ходе преподавания курсов по истории государства и права зарубежных стран, истории политико-правовой мысли, истории европейских конституций, при разработке общих и специальных курсов истории европейского и германского конституционализма.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в опубликованных автором монографиях, учебных пособиях, статьях, включая 43 публикации в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобразования России.

Результаты исследования освещались в сообщениях и докладах на международных, всероссийских и межрегиональных научных конференциях и семинарах: «Гражданско-правовое образование» (Тамбов, 2001); «Формирование личности посредством юридического образования» (Тамбов, 2003); «Государство, право, общество» (Тамбов, 2004); «Конституция как символ эпохи» (Москва, 2004); «Государство и общество» (Москва, 2005); «Проблемы российского законодательства» (Тольятти-Самара, 2005); «К 100-летию Государственной Думы» (Москва, 2005); «Модернизация государства и права России в XX-XXI вв.» (Тамбов, 2006); «Государство, право, лич-

ность» (Санкт-Петербург, 2006); «Конституция. Выборы. Государство» (Тамбов, 2006); «Проблемы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения» (Москва, 2007); «Запад - Россия - Восток: параллели правовых культур» (Елец, 2007); «Партии. Парламентаризм. Общество» (Тамбов, 2007); «Политика. Власть. Право» (Москва, 2007); «Актуальные проблемы конституционного права и государственного строительства» (Тамбов, 2007).

На монографию «Германский конституционализм (конец XVIIT-первая треть XX вв.). Историко-правовое исследование» получены следующие рецензии: Семьянинов В.П. К вопросу об истоках современного конституционализма в ФРГ. Историко-правовое исследование // Право и политика. - М., 2007. - № 7. - С. 150-151; он же. // История государства и права. - М., 2007.-№ 13. - С. 38; Бернацкий Г.Г. // Юридическая мысль. - М., 2007.- № 4. - С. 94-102; Исаева Н.В., Смирнов Д.А., Черноперов В.Л. Рец. на кн: Баев-В.Г. Германский конституционализм (конец XVIII-первая треть XX в.): Историко-правовое исследование: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - 422 с. // Вестник Ивановского государственного университета, 2007. Вып. 4. Серия «Право. Экономика. Социология». - С. 118-121; Трофимов В.В. Рец. на кн.: Баев В.Г. Германский конституционализм (конец XVIII-первая треть XX в.): Историко-правовое исследование: Монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - 422 с. // Изв. вузов. Правоведение. - С.-Петербург, 2007. - № 5. - С. 243-245.

Монография «Германский конституционализм (конец XVIII-первая треть XX вв.). Историко-правовое исследование» включена в немецкую национальную библиографию (Немецкая национальная библиотека, г. Лейпциг (ФРГ).

Результаты диссертационного исследования использованы в рамках курсов «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право зарубежных стран», в спецкурсе «История европейского конституционализма» в учебном процессе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Формирование конституционализма как научно-теоретической доктрины, идейно-политического движения и государственно-правовой практики исторически связано с эпохой перехода от феодализма к капитализму, с борьбой буржуазного третьего сословия за политическую власть и новый политико-правовой порядок, с возникновением и развитием начал буржуазной государственности.

В борьбе за власть буржуазия - в противоположность господствующему классу феодалов с его теологически ориентированной идеологией - обращалась большей частью к светским представлениям о справедливости, свободе, праве и государстве, к рационалистическим концепциям естественного права, к идеям всеобщего равенства людей перед законом. И ирландские католики, и французские гугеноты на заре нового времени не апеллировали к религии, поскольку их религия не была государственной религией; они апеллировали к «правам человека», а истолкованием этих прав занимается философия, которая требовала, чтобы «государство было государством, соответствующим природе человека» (К. Маркс).

В истории политико-правовой мысли «соответствующее природе человека государство» виделось в виде различных вариантов конституционно оформленного государства. Конституционализм, требование господства права в социально-политических отношениях, идея разделения властей в государстве выражали государственно-правовые идеалы «юридического мировоззрения», которое было характерно для буржуазии в эпоху ее подъема и расцвета.

Борьба буржуазных мыслителей против религиозной идеологии и феодального строя сопровождалась разработкой основ светской доктрины государства и права, формированием буржуазно-рационалистических концепций соотношения личности и государства, прав и свобод человека, разделения властей, господства права - всего того, что сыграло важную роль в идейно-теоретическом обосновании необходимости преобразований политико-правовой практики в духе буржуазного конституционализма и утверждения

основ правового государства. Причем буржуазные мыслители в своей критике теологических политико-правовых воззрений широко использовали авторитет и идеи античных авторов, продолжали в новых исторических условиях развивать целый ряд их положений. «Но уже Макиавелли, Кампанелла, а впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Гроций, вплоть до Руссо, Фихте, Гегеля, - писал внимательный исследователь этого времени К. Маркс, - стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Они следовали примеру Коперника... Новейшая философия только продолжала ту работу, которая уже была начата Гераклитом и Аристотелем»25.

В современном государственно-правовом дискурсе конституционализм рассматривается как многогранное явление. Прежде всего, оно свидетельствует о наличии конституции и ее активном влиянии на политическую жизнь страны. Конституционализм означает верховенство и определяющую роль конституции (писаной или неписаной) как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства. Другими словами, конституционализм представлялся в виде системы, определяющей границы активности государства и его органов, возможности его воздействия на общественные отношения. Это схема, построенная на приоритете прав и свобод личности, устанавливает абсолютные границы правового регулирования, за которые не может выйти государство .

Конституционализм в таком целостном содержании и смысле не был известен ни античности, ни средневековью. Но буржуазные представления о конституционализме возникли и развивались не в теоретическом и практико-

25 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 11!.

26 См.: Мамитова Н. В. Теория российского конституционализма: история и современность. М.: Изд-во Рос
сийского торгово-экономического ун-та, 2005.

политическом вакууме. Значительное влияние на формирование теории и практики конституционализма оказали предшествующие, в том числе античные (древнегреческие и древнеримские), политико-правовые идеи и институты27. Но усматривать в античной государственно-правовой практике или в политических учениях тех или иных древних мыслителей наличие концепций конституционализма, правового государства, разделения властей - явное преувеличение.

Теоретическое обоснование конституционализма эпохи модерна происходило и развивалось в обстановке борьбы против королевского абсолютизма за утверждение конституционной монархии или демократической республики. Требование юридико-организационных (институциональных) форм ограничения монархической власти и гарантий публичных прав «третьего сословия» совпало по своей политической тенденции с притязанием развитых городов-республик на административную автономию, а также с возникновением протестантских сект и реформаторских движений.

Идеи конституционной монархии, то есть, определенным образом ограниченной в своем произволе королевской власти, нередко подкреплялись ссылками на положительный (в глазах мыслителей XVII в.) опыт устройства античных городов-государств. На первых порах античная концепция республиканизма, изображавшая государство сообществом, созданным ради достижения «общего блага» (Аристотель, Цицерон и др.), использовалась в обоснование своего рода «республиканской монархии», или «монархической республики»28.

Другой источник раннего конституционализма образовали идеи и практика средневекового республиканизма, имевшего свои собственные памятные вехи в отстаивании феодальных «вольностей», удержании местной административной автономии и конкретных привилегий; классический

- Новгородцев П. И. Политические идеалы древнего и нового времени. М., 1919. С. 26-27, 116, 210.

* См.: Политико-правовые ценности: история и современностью / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Эдитори-

ал, 2000.

пример - положения Великой хартии вольностей 1215 г. и система самоуправления отдельных городов29.

Тяжесть гнета и произвол королевского деспотизма были столь ощутимы накануне ранних буржуазных революций, что идея ограниченной (конституционной) монархии становилась потребностью и лозунгом первостепенной важности. Поначалу буржуазно-демократические революции проходили как бы стадию «антиабсолютистского конституционализма», предполагающего такое политическое устройство, при котором власть монарха ограничивается и сдерживается рядом «уравновешивающих», «контролирующих» и «процедурно упорядочивающих» учреждений, подкрепленных авторитетом и силой закона. «Конституционалистский» этап в указанном смысле предшествовал установлению военно-республиканской диктатуры О. Кромвеля в Англии и якобинскому республиканизму во Франции. «Конституционно-монархические» идеи в гораздо меньшей степени, но все же сопутствовали и буржуазно-демократическому республиканизму североамериканских колоний Англии в период, предшествующий принятию Декларации независимости 1776 г., и даже при разработке проекта федеральной Конституции США 1787 г.

Становление буржуазного конституционализма сопровождалось пересмотром взаимоотношений между церковью и государством, светской и религиозной сферами властных отношений. В силу того обстоятельства, что духовный диктат церкви поддерживался многовековой традицией, а религиозное мировоззрение было господствующим, любое оппозиционное государству движение и порождаемые им конфликты с неизбежностью становились конфликтами на религиозной почве.

Это одинаковым образом было присуще и конфликтам, связанным с первыми буржуазными политическими революциями. Так, нидерландская революция XVI в. приняла форму освободительной борьбы испанских колоний в

29 См., напр.: Левинсон К. А. Чиновники в городах Южной Германии XV1-XVII вв.: опыт исторической антропологии бюрократии. М.: ИВИ РАН, 2000.

Европе под руководством революционной части буржуазии и народных масс под знаменем кальвинизма против феодально-монархического деспотизма испанских католиков-завоевателей. Иерархи «высокой» церкви Англии, тесно сросшиеся со светскими проводниками королевской абсолютистской политики, стали одной из главных мишеней критики во время английской буржуазной революции. При этом сугубо политические программы пресвитериан, индепендентов, левеллеров и других группировок основывались на пересмотре самой христианском доктрины, в частности (у пресвитериан) в духе теократического республиканизма Жана Кальвина. В Германии же, где протестантское движение было «длительной борьбой европейской буржуазии против феодализма»30, христианство интерпретировалось на основе концепции пробуржуазного индивидуализма Мартина Лютера3'.

Но история буржуазного конституционализма - это в первую очередь история возникновения и юридико-политического оформления представительного правления, сменяющего собой деспотизм абсолютной монархии. Представительное начало в формировании высших законодательных и исполнительных органов власти, постепенное или революционно провозглашаемое признание права граждан государства на юридическое равенство и защиту собственности (как гарантии безопасности, независимости и достижения счастья) со временем становятся у литературных выразителей интересов и правовых притязаний буржуазного класса высшей потребностью политического образа жизни. С другой стороны, идея представительного правления порождается буржуазными отношениями производства, и тогда конституционализм выступает в качестве политико-правового аспекта этого производства. Когда капитализм перерастает рамки покровительства феодальных монархов, обретает самостоятельную силу и жаждет свободы и самовыражения, конституционный строй становится объективной необходимостью.

30 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 307.

31 См.: Смирин М. М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации // Вопросы научно
го атеизма. Вып. 5. - М., 1968.

Принципиальное значение в ранних буржуазных революциях имело движение за политическую свободу; как известно, политическая свобода буржуазии идет рука об руку со свободой экономической. Свобода рассматривалась как достояние частных лиц и представительных учреждений народа, обретаемое в борьбе против своеволия королевской власти, правительственной бюрократии, против духовного диктата церкви, иноземного гнета. Требования гарантии свободы совести и убеждений, неприкосновенности личности стали программными положениями публицистов и политиков революционной поры. К этой же группе требований и притязаний примыкало право на свободу печати, собраний и ассоциаций. Достаточно сказать о революционизирующем влиянии памфлетов Дж. Мильтона и Т. Пейна, ставших памятниками раннему буржуазному свободомыслию и свободолюбию. Однако наиболее глубокое для той эпохи философское обоснование политической свободы встречается в трудах таких представителей политической мысли, как Локк и Монтескье. Они связали идею свободы с самими принципами государственного строя, прежде всего с принципами распределения законодательной и исполнительной власти, а также (у Локка) с верховным контролем народа над своими представителями в парламенте32.

Конституционализм как совокупность принципов, норм и институтов повсюду представлял собой систему ограничения власти. Однако исторический контекст его возникновения, формирования и развития в разных странах существенно менял масштаб, формы проявления и трактовки этого понятия. Такова общая закономерность, но она проявлялась с разной последовательностью и степенью чистоты, со значительным историческим и национальным своеобразием.

Классические формы генезиса буржуазных политико-правовых порядков дает Франция. Здесь конституционализм возникает как отрицание феодального абсолютизма, как программа глубоких буржуазных преобразова-

32 В политической и исторической литературе XJX века значение конституционных учреждений понималось именно как офаничение всевластия государства. В конституционных теориях видно стремление офаничить государство как таковое и противопоставить ему известные права личности // Градовский А. Государственное право важнейших европейских государств. Том первый. Часть историческая. СПб., 1886. С. 7-8.

ний. Не везде рубеж появления конституционализма был столь резко очер
чен и связан с социальными потрясениями такого масштаба, как француз
ская буржуазная революция конца XVIII в. Для большинства континенталь
ных стран Европы характерно, что идеи и практика конституционализма
возникают здесь в противовес феодально-монархическому строю, отбро
сившему элементы представительства и связанности законами и обычаями,
которые были свойственны сословно-представительной монархии. На кон
тиненте Европы феодальная государственность заканчивала свое существо
вание в форме абсолютизма. И именно против нее выступали сторонники
конституционализма, апеллируя к естественным правам человека. Истори
ческий и идейный рубежи между абсолютизмом и конституционализмом
были здесь весьма четкими. Иная картина противостояния абсолютизма и
конституционализма наблюдалась в Германии.

Историки утверждают, что XVIII в. переживал обмен мыслями и материальное сближение между европейскими нациями. Стремление создать но-вые формы жизни стало характерным и для Германии. В ряде ее южных государств был рецепирован Кодекс Наполеона, который «в принципе признавал равенство» (Ф. Энгельс). Государственно-правовые новации революционной Франции нашли отражение в многочисленных конституциях мелких и средних немецких государств - пусть они и передают лишь то, что было сказано во французской «Декларации прав человека и гражданина». Конституционные взгляды были такой силы, что заставили государей Баварии, Ба-дена, Вюртемберга, Гессена и прочих мелких властителей октроировать своим народам писаные конституции и ввести конституционное правле-

33 НИЄ .

Вместе с тем развитие германского конституционализма имело свою особенность — он был тесно связан с национальным движением. А аксиомой является то, что национализм - не только борьба за коллективную незави-

33 Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы. Эволюция партий и политических учреждений. 1814-1896. Ч. 2: Пер. с франц. СПб., 1897. С. 371; Исследователь жизни и творчества Гегеля Э. Вейль считает, что «почти все достижения» Французской революции в ходе реформ Штейна и Гарденберга были октроированы народу Пруссии. Цит. по: Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. С. 292.

симость от «чужеземного ига», но и утверждение свободы личности от власти, самоутверждение индивидуальности перед собственным правительством, избавление человека от гнета рабства и предрассудков34. Нация рождалась в общей борьбе за политические права, личную свободу и терпимость. Если национализм Запада рассматривал общество как производное политических факторов, то в германском национализме юридическая и рационалистическая концепция гражданства (по немецки, Biirgerschaft) сменилась более размытой концепцией «народа» (Volk). Предполагалось, что корни народа уходят в почву отдаленного прошлого и формируются в процессе длительной неосознанной эволюции. И. Г. Гердер, немецкий ученик Руссо, стал основателем теории народной души или национального духа (Volksgeist) и его корней, развивавшихся по длинной цепи национальных традиций от древности до наших дней. Этим объясняется и отличное от англичан и французов представление немцев о государстве: оно (государство) не было общественной организацией, основанной на человеческих законах и имеющей целью обеспечение свободы, безопасности и счастья человека, а органической личностью, Божьим созданием, как и сама личность, лишь бесконечно большим и могучим источником жизни личности. У Гегеля, например, государство - божественная идея в ее земном воплощении. В вышед-шей в 1820 г. «Философии права», «вылитой из единого металла свободы» , Гегель конкретизирует буржуазную идею свободы и объективирует ее в институты общества и государства. В основе этой конкретизации свободы у Гегеля лежат свобода буржуазного субъекта и автономия отдельного инди-вида . Указанная автономия закреплялась в конституции, которая, в свою очередь, служила юридическим основанием такого государственного уст-ройства, в котором гарантируются способы обеспечения права . Последнее особенно важно, потому как органы государственной власти только тогда

34 См.: Кон Г. Национализм: его смысл и история. Дайджест книги Кона // Проблемы Восточной Европы. №
41-42. - Вашингтон, 1994. - С. 88-169.

35 Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в облас
ти философии права. М., 1901. С. 30.

36 НерсесянцВ. С. Философия права Гегеля. М.: Юристь, 1998. С. 295.

37 Кареев Н. И. Общий курс XIX века. СПб., 1910. С. 22.

бывают действительно связаны законами, когда им противостоят граждане, наделенные субъективными публичными правами и потому могущие предъ-

являть правовые претензии к самому государству .

Таким образом, позднее (в сравнении с Англией и Францией) конституционное созревание Германии объяснялось нерешенностью национального вопроса, связанного с объединением Германии; а, как известно, только через призму конституции воспринимается правовой образ государства как целостного явления39. Тем не менее, принципы для «новой Германии» были уже даны; «их оставалось распространить на все до сих пор существовавшее знание»40. Утверждая это, Гегель имел в виду, что образование конституционного режима суть не столько принятие основного закона конституционного содержания, сколько привитие навыков, формирование определенного образа жизни. Современные исследователи признают: говоря об осмысленном и даже патологическом поведении людей, необходимо видеть, что прямым и непосредственным регулятором их поступков выступают не тысячи норм и положений, а волевые акты, эмоциональные комплексы, верования,

идеи и представления41. Ни в одном государстве мира название «основной

закон» не употребляется с формулой «конституция». Конституция — это нечто большее, значительнее, чем даже основной закон42. Представляя собой единство правового текста и реального строя жизни, конституция - продукт конституционного развития. В широком смысле она обозначает весь порядок вещей в обществе.

Специфическим признаком германского конституционализма являлся его антилиберальный характер. Это легко прослеживается на примере гегелевского творчества и его отношения к прусскому государству, ставшему во

38 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарною
института, 1998. С. 329.

39 Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право.- М., 1998. - № 7. - С. 9.

40 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в облас
ти философии права. М., 1901. С. 164.

41 См.: Арановский К. В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в рос
сийской правовой среде // Изв. вузов. Правоведение. - СПб., 2002. - № 1.

42 См.: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе //
Общественные науки и современность. - М., 1993. - № 6.

главе малогерманского варианта объединения. Вопреки мнению многих ге-гелеведов, нет оснований характеризовать Гегеля как либерала, а его учение как либеральное. Либерализм предполагает индивидуализм, определяющее значение прав и свобод личности. У Гегеля же таковым значением обладает только целое, государство43. Даже свобода совести индивида не выводит его из-под безусловной власти государства и не делает его автономным от государства. Объединитель Германии О. фон Бисмарк презирал западный либерализм и парламентский конституционализм. После побед Бисмарка в трех коротких войнах либеральная оппозиция Бисмарку полностью утратила свое влияние. А ведущие историки протестантской Германии (например, Г. фон Трейчке), помогали мобилизовать национальный энтузиазм в поддержку Пруссии и популяризировать идею Гегеля о национальном государстве как сверхличностном источнике права и этики, сущность которого есть власть (Macht). Таким образом, единство и мощь Германии были достигнуты за счет отказа от либерального конституционализма и политических свобод.

Третьим специфическим элементом германского конституционализма можно считать ведущую роль в создании единой Германии не либеральных немецких государств юго-запада, подаривших своим народам конституции уже в начале XIX в., а полуфеодальной протестантской Пруссии. Последняя приблизилась к понятию современного буржуазного государства только с реформами Гарденберга и Штейна. Деятельность этих личностей расценивается как важнейшая составная часть так называемой «Великой реформы» в Пруссии, которая включает в себя комплекс политических, военных и социальных мероприятий, создавших предпосылки для перехода от государства абсолютистского и аграрного типов к гражданской конституции и национальному государству. Именно в Пруссии движение за реформы приняло наиболее радикальный характер4 . В силу сложившихся исторических обстоятельств Пруссия была вынуждена стать конституционным государст-

43 Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М.: Юристь, 1998. С. 297.

44 Исдейл Ч. Дж. Наполеоновские войны. Ростов-на-Дону, 1997. С. 274. См. также: Новиков С. Г. Общест
венно-политические взгляды Генриха Фридриха Карла Штейна и «Оборонительная модернизация» в Прус
сии в начале XIX в. // Историю пишут аспиранты. - Смоленск, 2004. Вып. 4. - С. 30-37.

вом, чтобы возглавить процесс объединения Германии и создания национального государства. Это вовсе не означает, что Пруссия, благодаря реформам Гарденберга и Штейна, превратилась во вполне современное (т. е., буржуазное) государство - реформы создали лишь ситуацию перехода к гражданской конституции. Да и реальные последствия буржуазных реформ в Пруссии были не столь значительными. После крушения Наполеона реставрационные заморозки сковали результаты прежней оттепели. Другими словами, прусский конституционализм имел вынужденный характер.

Данное обстоятельство предопределило характер всей правовой системы объединенной германской империи, породив сильную интервенцию государственного права в сферу частного права. Это имело свои причины: в стране остро стояла проблема концентрации политической воли для преодоления центробежных тенденций и реализации общенациональных .интересов (объединение страны)45. Германия второй половины XIX в. напоминала Италию эпохи Возрождения, позицию Макиавелли в которой Гегель рас-

сматривает так: в «Государе» речь шла о борьбе государственного начала против всякого рода анархии, которая включала в себя все остальные анти-государственные преступления; такая борьба — высший долг государства .

Таким образом, французская буржуазная революция конца XVIII в. продолжила в масштабах Европы реформы английской революции середины XVII в. Обозначились контуры будущего конституционного государства, главным признаком которого явилось ограничение власти дворянской монархии представительным собранием. Порожденные Францией конституционно-правовые идеи проникли в германские государства, завладели умами не только рядовых просветителей, но и коронованных особ. Последние попытались осуществить назревшую модернизацию государства путем «революции сверху», что определило консервативный характер германской модели конституционализма.

45 Капицын В. М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и
муниципальное право. - М., 2006. - № 3. - С. 3.

46 Гегель. Политические произведения. М., 1978. С. 21.

Конституционализм как понятие и научная проблема

Определение юридических критериев оценки тех или иных понятий относится к «вечным», до конца не решаемым проблемам права. В их толковании нередко присутствует больше субъективной воли законодателя или ученого, чем юридической логики. Хотя справедливо и другое: даже самое полное определение не может отразить всего многообразия правоотношений, быть применимым ко всем однотипным случаям. Столь же сложно формулировать «жесткие» понятия и определения в конституционном праве: теория и практика отечественного и зарубежного конституционализма находятся на этапе становления, их категориальный аппарат еще не сформировался. Хотя термины «конституционализм» и «конституция» происходят от одного корня, они, тем не менее, не равнозначны и имеют множество интерпретационных значений в современных юридической, политической и исторической науках. Несмотря на различные подходы к проблеме возникновения конституционализма, преобладающим следует признать взгляд, что сам термин «конституционализм» появился впервые в американской политико-правовой мысли в конце XVIII - начале XIX века. Деятели американской революции и основатели Конституции США 1787 г. выделяли им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами . Однако в дальнейшем в юридических, политических и исторических исследованиях термин получил более широкое значение и стал применяться для характеристики процессов перехода к демократии и установления конституционного строя в государствах сначала Западной, а потом Центральной, Восточной и Южной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки.

Настоящее время испытывает потребность в глубинном анализе теории и практики конституционализма. Конституционализм прочно вошел в повседневную общественно-политическую жизнь зарубежных стран, однако в российской науке конституционного права ему (конституционализму) стало уделяться активное внимание лишь в последнее десятилетие". Универсально сформулированного понятия конституционализма нет даже в учебниках кон-ституционного права . Видимо, вследствие емкости понятия его теоретическое содержание рассматривается разрозненно по многочисленным темам курса конституционного права.

Понятие конституционализма, тесно связанное с понятием правового конституционного государства, возникло на Западе в XVIII в. и отражало «конституционное движение в Европе». В России это понятие появилось в XIX в. В начале XX в. оно было в целом теоретически обосновано и сформулировано в трудах известных российских ученых-юристов и признано интеллектуальным сообществом .

Тем не менее, понятие конституционализма не раскрывается простой, немногосложной формулировкой ни в отечественных, ни в зарубежных док-тринальных источниках. Конституционализм как научная категория в боль-шей мере описывается, чем определяется. Например, если конституцию, по мнению М.В. Баглая, можно рассматривать как сумму лучших идей, положенных на бумагу, то конституционализм - это жизнь конституции, реальность, которая может быть и не лучше самой конституции3. Н.В. Мамитова делает вывод, что конституционализм - это система, определяющая границы активности государства и его органов, возможности его воздействия на общественные отношения. Это механизм, построенный на приоритете прав и свобод личности, устанавливающий абсолютные границы правового регулирования, за которые не может выйти само государство, регулируя различные сферы общественной жизни . Конституционализм рассматривается ею как саморазвивающаяся система, представленная на трех уровнях: теории конституционных идей, истории становления конституционных учреждений и практики реализации конституционных норм7. Японские конституционалисты видят в конституционализме защиту фундаментальных прав посредством писаной конституции . Политико-правовая теория США увязывает конституционализм с концепцией верховенства или господства права и переплетается с ней . Общим местом германской государственно-правоведческой доктрины является утверждение о совпадении понятий правового и конституционного государства (по мысли Б.А. Кистяковского, правовым может считаться только вполне развитое конституционное государство ).

Освободительная война против Наполеона и конституционное учреждение Германии на Венском конгрессе

По творчеству великих поэтов Шиллера и Гете трудно судить об их государственно-правовых воззрениях (хотя первый читал лекций по истории, а второй имел юридическое образование). Они опосредованы их литературным трудом. Гете прошел длинный и мучительный путь со своим «Фаустом». С ним он познал цель существования - это активная жизнь для общества, в котором нет места сословиям, создание наилучших условий для всех людей, всех наций.

Шиллер восторженно отнесся к революционным событиям во Франции и резко негативно отзывался о якобинском терроре. Но мечты о свободном государстве его не оставляли, и он не отказался от присужденного ему, автору «Разбойников», звания «почетного гражданина Французской республики» .

Об уровне политического сознания немецкой просвещенной буржуазии (Bildungsbiirgertum) можно судить по произведениям так называемых «имперских публицистов», лиц свободных профессий, в число которых входили уче-ные-государствоведы, издатели, передовые представители чиновничества. Их деятельность протекала в крайне неблагоприятных условиях, ибо не только служебное положение, но и личная безопасность политических писателей зависела от отношения к ним самодержавных монархов немецких государств.

Основы представления о необходимости ограничения государственной власти, кратко и противоречиво сформулированные просвещенными монархами, получили более глубокую разработку в политической мысли Германии XVIII в. В рамках политических дискуссий речь шла не о политическом строе, опирающемся на бессословные органы правления и обеспечивающем гражданам определенную сферу политических и гражданских свобод; такое можно было говорить лишь по отношению к Англии, США, Франции. Представители германской философии Просвещения (в том числе философии права) склонялись к компромиссу с феодальным абсолютизмом. По выражению Г. Гейне, их «затронул внутренний цензор, которого носит в душе каждый немецкий филистер».

Крупнейшим представителем «буржуазии просвещения» был Фридрих Карл фон Мозер (1723 - 1798). В течение ряда лет он состоял на государственной службе ряда немецких княжеств, но более известен как политический писатель, автор более полусотни трудов, многие из которых были опубликованы анонимно. В развращенном XVIII в., считал он, нельзя иначе, чем на бумаге, отважиться сказать правду государю с надеждой быть услышанным и понятым.

Среди наиболее известных его публикаций - книга «Государь и его слуга, изображенные с патриотической свободой» (1759). Это произведение отличается острой критической направленностью против государственно-политической действительности немецких княжеств. Оно построено в форме обращения подданного к своему государю, но предмет обращения объемлет действительность всей германской империи.

Мозер указывает на отвратительное состояние дел в немецких землях, в частности на отсутствие должного порядка в управлении. Монархи ответственны только перед Всевышним, но государство, по убеждению автора, может процветать, если управление ведется посредством законов, связывающих руки произволу. От неограниченной же власти государя берут начало произвол, бесправие и обнищание народа.

Мозер считал, что положение дел зависит главным образом от личности монарха, его качеств, образованности, знания положения дел в стране и нужд подданных, экономических потребностей, от умения подобрать умных помощников. Последнее особенно важно, ибо бесполезны самые хорошие законы, если плохи люди, их применяющие и исполняющие, — министры и советники.

В более поздних произведениях Мозер начал оперировать понятиями «свобода», «равенство» и «сопротивление деспотии». Равенство выступало у него как равноправие сословий, равное положение подданных по отношению к верховной власти; свободу он разделял на «философскую», «естественную» и «политическую». Первая охватывала внутреннюю, духовную сферу человека, под второй подразумевалось независимое «господство человека над своей персоной», третья, важнейшая, означала, что «свобода думать, гово-рить и писать необходимо принадлежит к политической свободе народа» .

Под «сопротивлением деспотии» (последняя представляла, по убеждению Мозера, любое движение к абсолютной монархии, а также злоупотребление властью, пренебрежение правами сословий), считает У. Бехер, он понимал открытую критику существующих порядков. В творческом наследии Мозера, указывает исследователь его политических взглядов, имеется собрание материалов к работе «О публичности», где он защищал абсолютную свободу прессы: «Дозволять ли свободу печати - такой же ненужный вопрос, как и вопрос о том, может ли видеть человек, имеющий глаза, и что он может видеть?», И далее: «Препятствовать нужно только прессе, которая в состоянии безответственно соблазнять некритически мыслящих, политически незрелых граждан, или публикациям, которые неоправданно затрагивают честь лиц» .

Конституция Германской империи 1848 г

Великая французская революция конца XVIII в. радикально изменила политико-правовую ситуацию в Европе, привела к появлению новых национальных государств. Ветер конституционных реформ затронул и политическую систему Германии - породил целую плеяду либеральных политиков, университетских профессоров истории и государственного права, которые, следуя за Гегелем («цель философии - не критиковать государство, а понять его» ), отличались особым - теоретическим и практическим - интересом к конституционным проблемам в рассматриваемый период. Не следует забывать также важного, знакового явления конца 40-х гг. - появления в 1847 г. «Манифеста Коммунистической партии» - первого программного документа «научного коммунизма», провозгласившего, в преддверии социальной революции 1948-49 гг., рождение государства «нового типа»"

Таким образом, середина XIX в. является для германского конституционализма «осевой» эпохой. Она активно изучалась историками в бывших СССР и ГДР - прежде всего, как революция нереализованных возможно-стей , в ФРГ — как революция, в которой был заключен конструктивный элемент парламентского представительства . Бесспорно, что современная ФРГ унаследовала от мартовской революции 1848 г. гораздо больше, чем на первый взгляд может показаться. «Конституционное творчество» германской революции продемонстрировало его соответствие уровню развития конституционной мысли в Европе.

К концу 40-х годов во всей Европе и в Германии в частности, сложилась революционная ситуация. Неурожай и торгово-промышленный кризис привели к общеевропейской революции, ее частью стала германская революция. Новый строй, в котором наиболее ярко воплощался в то время общественный прогресс, не мог утвердиться в Германии без уничтожения остатков феодализма, без преодоления национальной раздробленности. К середине XIX в., писал Ф. Энгельс, «буржуазия почувствовала свою силу и решила не терпеть больше оков, которыми феодальный и бюрократический деспотизм сковывал ее торговые дела, ее промышленную деятельность, ее совместные действия как класса»5.

Стремление немецких государств к национальному объединению обl-ретало институционализированные формы. Не только партии, но и правительства понимали: путь национально-государственного развития Германии . проходил через союзную реформу. Об этом говорили в окружении Фридриха-Вильгельма IV. Идеи озвучивал Иосиф Мария фон Радовиц, военный уполномоченный Пруссии во Франкфурте. Он уговаривал короля произвести объединение сверху, потому что путь объединения снизу означал революцию . Во многих городах Германии создавались оппозиционные политические и просветительские общества, руководимые представителями либеральной и демократической буржуазии. На стихийных народных собраниях выдвигались требования провозглашения свободы печати и других гражданских свобод, уважения прав представительных учреждений (там, где они формально были созданы ранее), введения конституционного правления (там, где оно, как в Пруссии, не существовало), раздавались призывы к национальному единству. Франкфуртский парламент, или, как он себя официально назвал, «Немецкое учредительное национальное собрание», как раз и вырос из частных, устраивавшихся без официального разрешения и не имевших официальных полномочий, собраний и их постановлений.

Одно такое собрание видных политических деятелей, состоявшееся 5 марта 1848 г. в Гейдельберге, приняло решение о практических шагах к созыву во Франкфурте-на-Майне всегерманского учредительного собрания. Образованный 12 марта 1848 г. комитет из семи представителей пригласил всех именитых деятелей немецких сословно-представительных собраний (ландтагов), а также других «доверенных людей немецкого народа» на своеобразный предварительный парламент (Vorparlament) для обсуждения основ немецко-национальной парламентской конституции. Предпарламент не по-лучал полномочий от официальных органов Германского союза . Да и способ формирования (в обход демократических выборов) не создавал ему легитимности. Свою задачу предпарламент видел лишь «в установлении вида и способа, какими должно быть образовано конституирующее Национальное соб о рание», которому и надлежало решить вопрос о конституции Германии . Решение о созыве Национального собрания содержало признание монархического принципа и призыв к князьям и правительствам работать совместно. Для исполнения принятых решений предпарламент сформировал комитет из семи членов, на тот момент - ведущий орган революции Германии. Его костяк составляли умеренные либералы Гагерн, Ремер, Велькер.

Конституция объединенной Германии

Преобладающая (во всяком случае, в теории) политическая форма жизни начала 19 века - национальное либеральное или демократическое государство, возведенное на фундаменте конституционного правления. Первый опыт практического воплощения конституционализма в Европе продемонстрировала Великая французская революция конца 18 века. Парижский мирный договор (подписанный после разгрома наполеоновской армии) закрепил право германских государств на создание единого национального государства. Однако застарелая раздробленность Германии не позволяла одним прыжком достичь заветной цели. Первым шагом на этом пути стало образование Германского союза. Его юридическая основа, Союзный акт, содержал положение, согласно которому в государствах Союза будет введена конституция с сословным представительством, или что будет введено просто сословно-представительное устройство. Двоякое толкование нормы привело к тому, что главы германских государств реализовали статью по-разному.

В западных и юго-западных землях Германии (Баден, Бавария и Вюртемберг) правовая система была в корне изменена под воздействием французской буржуазной революции: введены конституции, созданы двухпалатные ландтаги, появились иные представительные учреждения. В центральных и восточных землях каких-либо изменений государственного строя вообще не произошло. Поэтому вплоть до 1848 г. в Германии существовали государства, в которых был установлен конституционный строй, введено народное представительство с законодательной властью, и государства, в которых движение к конституционному строю только намечалось или даже не началось. При этом и в конституционных государствах конституционное право этого времени обладало целым рядом феодальных черт (представительство рыцарства и т.п.) . Конституционализм находился еще в зародышевом состоянии. Надо признать, и при создании германской империи конституционализм европейского вида не получился. Причины этого некоторые исследователи немецкой государственности усматривают в деятельности Бисмарка, который исторически прогрессивное дело объединения страны осуществил консервативными методами; его «революция сверху» создала базу для авторитарного правления в будущем. Например, Себастьян Хаффнер (юрист по образованию) самим названием своего труда «От Бисмарка до Гитлера» показывает, кто стоял у истоков гитлеровской диктатуры". Трудности для Германии, объединившейся по-бисмарковски, «железом и кровью», предвидел Ф. Энгельс3.

Адепты Бисмарка не признают за ним исторической вины. Бисмарк выступил на политическую авансцену, когда стала очевидной неспособность демократических сил возглавить процесс объединения Германии,. Кроме этого, демократический вариант объединения не устраивал и внешние силы. Хотя лорд Пальмерстон и его сторонники говорили о поддержке ими конституционного движения в Европе, Великобритания фактически препятствовала появлению демократически объединенной Германии .

Западная литература о Бисмарке и его государственной деятельности необычайно обширна: библиографический справочник, вышедший в ФРГ, содержит около десяти тысяч названий книг и статей на пятнадцати языках. В Советском Союзе и в России крупные монографические исследования государственной деятельности Бисмарка - редкость: в 50-60 годы - это труды знаменитого историка, специалиста по германскому империализму А.С. Ерусалимского. На излете советского времени появилась вторая и на сегодняшний день последняя монография о Бисмарке — В.В. Чубинского6. Какие-либо российские публикации о государственно-правовых воззрениях Бисмарка нам не известны.

Между тем Бисмарк - юрист, учился праву в знаменитых гейдельберг-ском и берлинском университетах. Его деятельность нельзя отделять от эпохи, ознаменованной идеями формального равенства и национальной государственности. Вопреки господствовавшим тогда партикуляристским настроениям, он поставил себя на службу общегерманскому буржуазному национализму. Бисмарк не был ни диктатором, ни конституционным правителем. Он был прусским министр-президентом и германским канцлером, которого можно было в любой момент уволить. И если период его правления называют эпохой Бисмарка, то это конституционная аномалия, объясняемая долголетием Вильгельма I, которого Бисмарку удавалось долгое время держать на своей стороне.

Создавая единое национальное государство, Бисмарк объективно не избежал воздействия идей европейского конституционализма, он «обшивал германскую империю парламентскими формами» в ущерб своим специфическим прусским пристрастиям. Чтобы пробудить немецкий национальный дух, он вызвал детище «безумного 1848 г.» - всеобщее избирательное право. Введение всеобщего избирательного права перебрасывало мост между бисмарковской революцией «сверху» и революцией 1848 г. «снизу» .

Похожие диссертации на Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX в.