Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Бобоева Низорамох Идиевна

Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.)
<
Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.) Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобоева Низорамох Идиевна. Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.): диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Бобоева Низорамох Идиевна;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2014.- 202 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности становления и эволюции государственной власти в период правления Тахиридов и Саффаридов

1. Понятие и сущность государственной власти 14

2. Особенности становления государственной власти при Тахиридах 32

3. Государственная власть и военный режим Саффаридов 50

Глава 2. Усовершенствование и развитие государственно-правовых институтов в период Саманидской державы

1. Факторы, способствующие развитию государственной власти Саманидов 77

2. Особенности государственной власти Саманидов .98

Глава 3. Проблема децентрализации и централизации государственной власти в историческом Таджикистане в XI – XIV вв .

1. Государственно-правовые обычаи и традиции власти и их влияние на государственное управление XI-XIV вв. (на примере постсаманидских государственных образований) 139

2. Особенности развития государственно-правовых институтов в период Сельджукидского и монгольского государств и проблемы преемственности в государственно-правовом развитии 158

Заключение 182

Список использованных источников и научной литературы

Особенности становления государственной власти при Тахиридах

Прежде чем исследовать проблемы сущности и содержания государственной власти, необходимо начать с анализа таких понятий, как "эволюция", "власть", "поли-тическая власть".

Эволюция власти (evolution of power, от лат. Evolutio - развертывание) - процесс диктуемого жизнью постепенного непрерывного развития власти, потребности в ее изменениях и их осуществлении, процесс спокойного приведения структур и содержа-ния деятельности власти в соответствие с меняющейся действительностью. Эволюция не предполагает ни коренных поворотов в судьбах власти, ни её крупных преобразова-ний, ни её ликвидации. Однако этого могут потребовать новая обстановка, качествен-ные изменения в самом обществе, которое в таком случае не останавливается не только перед радикальным реформированием власти, но и перед её сменой. Именно демокра-тические механизмы выборности, обновляемости, сменяемости властей выработаны опытом человечества как гарантия против грубых революционных потрясений и ка-таклизмов в общественно-политической жизни. Можно коротко определить, что поня-тие «эволюция» означает развитие, изменение, преобразование, метаморфозу, процесс формирования и изменения, переход из одного положения в другое кого-то или чего-то, что вполне относится и к проблеме государственной власти.

Возникновение власти и, особенно, государственной власти, является тем рубе-жом, который в большинстве случаев показывает огромный скачок человечества от существования хаотичных, беспорядочных связей к упорядоченности общественных отношений. Власть в любой форме и виде в противовес анархии положительно влияет на общественные отношения и придает определенную форму социальным структурам. Власть поддерживает определенные правила поведения и главное - устанавливает их. Правоустановительная функция государства одновременно считается государствоуста-новительной. Это означает, что возникновение власти одновременно означает закреп-ление правил общежития, правовых норм, которых необходимо было уважать, соблю-дать и жить согласно им. Поэтому власть в человечестком обществе уже на заре своего появления имела политическую и правовую социальную сущность, несмотря на наси-лие и подчинение одних другим.

Понятие "власть" в науке является одним из самых сложных, многогранных, дискуссионных, и определяется она по-разному. Власть (англ. - power, гр. - kratos, лат. - imperium, нем. – Macht, фр. - pouvoir, итал. – domino, арабо-перс. - хокимият) – это спо-собность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств - права, авторитета, воли, принуждения. Она - система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения, определяемых, как лица, облеченные соответствующими властными полномочиями, и комплекс социальных норм, обеспечивающих эту власть. Сущностной характеристи-кой власти является ее легитимность, т.е. признание ее законности и правомерности со стороны обьекта властных отношений. Источником легитимации могут быть мифы о божественном происхождении власти (царь - помазанник божий, тень Бога на земле, наместник бога). По источнику происхождения власть бывает традиционной (автори-тет традиций), законной (авторитет права), криминальной (авторитет силы).

Проблемам возникновения власти в обществе, формирования государственной власти отдельных обществ посвящено множество научных работ. Вопрос о сущно-сти власти, в том числе государственной власти исследуется с древнейших времен. На-пример, еще Аристотель, изучая данный феномен, характеризует его как имманентное, неотъемлемое свойство, атрибут любой сложносоставной системы, а любая система, состоящая из нескольких частей, по его мнению, имеет властвующий и подчиненный элемент. Данный тезис об имманентности власти в обществе подтверждается и под-держивается российским ученым М.М. Рассоловым. Власть, по его мнению, характе-ризуется как необходимая составляющая общественной жизни любой группы или об-щества. «Даже первобытное стадо нуждается в управлении», - пишет он. Можно до-бавить, что любая семья, рабочее место и даже властные органы нуждаются в управле-нии. В государстве порядок достигается путем управления, что в свою очередь являет-ся функцией власти.

Функциональная необходимость государственной власти в управлении общест-вом была подвергнута анализу П.В. Гармозой. По его мнению, власть есть необходи-мость выполнения определенных функций, задач, которых не в состоянии выполнить общество или отдельные личности.

В научных исследованиях представителей различных отраслей науки можно встретить самые различные определения власти, что свидетельствует о сложносостав-ном характере данного политико-правового явления общественной жизни. Слово "власть" в толковом словаре русского языка означает: 1) право и возможность распоря-жаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными административными полномочиями.

Власть и государственная власть являются предметом разных наук, поэтому, и в их содержание вкладываются разные смысловые нагрузки. По Максу Веберу, напри-мер, "власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных от-ношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана". Согласно иследованиям С.Б. Каверина, "потребность власти является обязательно и необходимо присущей каждому человеку без исключе-ния", и она заключается "в подавлении, в подчинении себе других людей, в особой приверженности к славе и лести, в стремлении к привилегиям и несправедливости".

Государственная власть и военный режим Саффаридов

Эти тахиридские правители использовали тот слаженный механизм государст-венной власти, которую создали их предки, и не внесли ничего нового в управление го-сударством, скорее, они использовали уже состоявшуюся систему органов государст-венной власти. Последний Тахирид Мухаммад был взят в плен Якубом ибн Лайсом из династии Саффаридов, и после освобождения в 876 г. был назначен наместником в Хо-расане, но не принимал фактического участия в событиях. Его брат Хусейн Тахирид удалился в Хорезм, откуда в 874 г., после неудачной попытки овладеть Бухарой, прибыл в Мерверруд, разбил Якуба в 876 г. и овладел Нишапуром, но уже в 877 г. должен был удалиться в Мерв, которым владел несколько лет и где воздвиг некоторые постройки. Другие братья Тахира II ещё некоторое время оставались военными начальниками Ба-гдада; из них Убайдулла до своей смерти в 913 г. считался главой племени Хузаъа.

Тахириды были первой мусульманской династией таджикского происхождения, и они положили начало фактической независимости восточных провинций от Багдада и открыли собой эпоху просвещенного абсолютизма в истории этой страны. По мне-нию иранского исследователя Мухаммада Ноджи, а также Ричарда Фрая, "Тахириды фактически были независимыми государями". Они правили самостоятельно, еже-годно отправляя харадж аббасидским халифам.

Несмотря на кратковременность истории государственности Тахиридов, это важнейший период истории Таджикистана. При правлении Тахиридов было начато возрождение культурных традиций и институтов государственной власти таджикского народа. В исторических работах таджикских исследователей значение государства Та-хиридов оценивается неоднозначно. Крупный знаток таджикской истории академик Б.Г. Гафуров считал, что в подъеме таджикской культуры после завоевания арабов важ-ную роль сыграли не Тахириды, а Саффариды. Конечно, завоевание Хорасана и Мавераннахра, присоединение их к Арабскому халифату означало распространение здесь не только ислама, но и арабского языка. Тогда в Мавераннахре арабский язык считался государственным языком. Местная аристократия, чтобы сблизиться с правящим режимом, старались изучить арабский язык. Не случайно, что тенденции отделения и политический курс на независимость Тахиридов начались с введения таджикского языка. Тогда как язык в государственном управлении играл большую роль, попытка введения таджикского языка в литературу и в официальное делопроизводство государства была вопросом политическим и демонстрацией своей воли. Этим шагом Тахириды еще раз подчеркивали свою независимость. Можно отметить, что Тахириды были для своего времени просвещенными правителями, многие из них писали научные труды, занимались богословием, сочиняли стихи, создавали разные об-щественные здания, строили дворцы, библиотеки, учебные заведения, караван-сараи, собирали и поощряли ученых и поэтов, проводили ученые дискуссии.

Укрепление государственной власти связывалось с образованностью государст-венных чиновников. Тахириды были образованными людьми и предпочитали назна-чить на должность образованных людей. Преследуя практические цели, Тахириды стремились к тому, чтобы образование было доступным широким кругам населения. Абдаллах, далеко опередив своих современников, говорил: "Науку следует предостав-лять достойным и недостойным, наука сама сумеет позаботиться о себе, чтобы не ос-таться у недостойного".

Тахиридская государственная власть занималась также развитием строительства дорог и городов. Так, градостроительство развивается при Тахиридах. Город Нишапур, являвшийся при Тахиридах и Саффаридах столицей всего Хорасана, стоял на глав-ном караванном пути, являлся складочным местом товаров, идущих из Фарса, Кермана, Рея, Гургана, Хорезма и других окрестных областей, что вместе с развитым производ-ством (большие мастерские, ремесленные цехи) имело большое значение в государст-венном и экономическом процветании города. Город состоял из трех частей: кухандиза (арк), шахристана и рабата. В то время когда шахристан имел только четверо ворот, в стенах рабата их было более пятидесяти, что указывает на колоссальные размеры по-следнего. В рабате располагался известный главный нишапурский базар, центром ко-торого была так называемая "Большая четырехугольная площадь".

Источники сообщают, что в IХ в. Мавераннахре и Хорасане число городов уве-личилось, и в это время в пределах Мавераннахра функционировало 278 городов. Строили много, особенно новых зданий, в которых размещалась местная власть. Это означало, что Тахириды не только заботились о правовой базе, реформе и укреплении государственной власти, но и создавали условия для нормальной работы государствен-ных чиновников, как в центре, так и на местах. К середине IХ в. Бухара, как большой город, территориально сильно выросла, и в 849-850 гг. её заново обнесли стеной, имевшей 11 ворот.

Здесь же необходимо отметить, что опорой государственной власти и господ-ствующим классом в Центральной Азии и Иране в IХ в. являлись крупнейшие земле-владельцы - светские и духовные феодалы, первыми среди которых были сами члены династии Тахиридов и представители местных аристократических фамилий. Круп-нейшим феодалом был Мухаммад Тахирид. Есть сведения Ибн Исфандияра в "Исто-рии Табаристана", что его земли только в Мазандаране приносили ему доходы в разме-ре около миллиона дирхемов, при общем доходе этой области в 13 млн. 630 тысяч дир-хемов . Многие землевладельцы состояли на гражданской и военной государствен-ной службе.

При этом Тахириды, и после них Саманиды в Х в. много сил потратили на укре-пление государственной власти с точки зрения её военной составляющей. Как извест-но, военные составляли опору власти в деле укрепления правопорядка, охраны границ и территории государства. Поэтому Тахириды вложили много сил и средств в развитие военных наук , снаряжения, военного имущества и обучение военному делу. О разви-тии военного дела и изысканиях того времени в этой отрасли говорят факты. Тахирид-ская армия широко использовала нефть: при осаде городов применялись зажигатель-ные смеси на основе нефти.

Особенности государственной власти Саманидов

Все это свидетельствует, что Саманиды, исходя из местных условий, создавали местные органы управления, юрисдикция которых распространялась на местную территорию, поэтому не правы те исследователи, которые пишут о существовании дивана об – воды, наряду с десятью другими диванами в центре государства. Одним из важнейших составляющих элементов возрождения государственно - правовых традиций было принятие в делопроизводстве таджикского языка. Таджикский язык начал отвоевывать себе позиции в литературе только в Х в. Истахри, составивший в 30-х годах Х в. свое географическое сочинение, упоминает, что в Бухаре, наряду с согдийским языком, был еще язык “дари”, под которым и нужно понимать литературный язык Саманидского времени.

Идеологические и культурные основы укрепления и легитимации государственной власти также были учтены Саманидами. "В противоположность Тахиридам, - пишет Е.Э. Бертельс, - Саманиды понимали, что без возрождения старых культурных традиций невозможно и обеспечение прочной независимости государства"1. Эти слова вполне уместны и в современном таджикском государстве в преддверии третьего тысячелетия, когда актуализировалось освоение и применение национально-культурных традиций. Они отражены в науке, литературе, искусстве, В народном эпосе предыдущих эпох, в частности, средневековья, были созданы уникальные труды, произведения и шедевры мировой классики. Табари отмечает, что еще в первой половине VIII в. во владениях Балха, а также Хуталляна, пользовались в качестве литературного - таджикским языком. Табари рассказывает, что когда известный арабский наместник Асад ибн Абдулла был разбит во время своего похода в Хутталян, местная, по-видимому, балхская молодёжь сочинила насмешливое четверостишие, посвященное бежавшему полководцу. Четверостишие это, включенное в текст Табари, написано на языке “дари”, который был распространен в Хорасане и других областях Ирана. Таджикский литературный язык перенял свой алфавит от арабской письменности, порвав с почти изжитой к тому времени согдийской и пехлевийской письменностью.

Среди замечательных, несомненно, гениальных поэтов, писавших на таджикском языке, был Дакики. Дакики, писавший в конце Х в., в царствование Нуха ибн Мансура (976-997 гг.), положил начало составлению “Шах - намэ” (“Книга царей”), где должна была найти отражение эпическая история Ирана до арабского завоевания. Дакики умер рано. Но дело Дакики завершил великий Абулькасим Фирдоуси в начале XI в., уже в царствование Махмуда Газневи (998-1030 гг.) Мировоззрение Фирдоуси целиком сложилось на культурных традициях саманидской эпохи. Абулькасим Фирдоуси родился в 934 г., а к написанию своей поэмы он приступил, когда ему было 37 лет, и закончил он её уже в глубокой старости (к своему 71-летию). “Шах - намэ” представляет собой поэтически изложенную героическую историю Таджикистана и Ирана от глубокой древности и до завоевания арабами Сасанидского государства в VII в. Работая над “Шах-намэ”, Фирдоуси использовал не только официальные хроники, составленные еще в сасанидское время, не только исторические повествования, но, в первую очередь, богатейший фольклорный материал, хранящийся в памяти народа, к которому постоянно возвращалась его творческая фантазия. Одной из замечательных особенностей великого творения Фирдоуси является почти полная свобода его от элементов арабизма. «Шахнаме» служила и служит развитию национального самосознания таджикского и целого ряда других народностей, которые воспеты этим великим поэтом. «Шахнаме» являлась настольной книгой правителей, на героев которой равнялись многие правители. При Саманидах культурные связи Мавераннахра простирались весьма далеко. Имеется известие, что, когда в Бухару в царствование Насра ибн Ахмеда (914-943 гг.) приехала в качестве невесты его сына Нуха ибн Насра китайская принцесса, она привезла с собой художника, который нарисовал иллюстрации к таджикскому переводу “Калилы и Димны”, сделанному Рудаки с арабского перевода Ибн Мукаффы.

Государственная власть на Востоке всегда поддерживала религию, которая при Сасанидах была провозглашена как государственная религия и идеология. Одной из характерных черт эпохи Саманидов является развитие в Мавераннахре мусульманской идеологии, в этом деле большая заслуга принадлежит ученым-теологам ислама. Благодаря им, столица государства Бухара превратилась в один из центров исламских наук на Востоке. Здесь был построен ряд выдающихся общественных и религиозных зданий - мечетей, в том числе соборная мечеть Бухары, ханака - приюты для странствующих суфиев, намазгох - специальная мечеть для приезжих. К тому времени относится и строительство первого духовного учебного заведения - медресе в Бухаре. Одна из самых ранних медресе Бухары располагалась в махалле Дарвазаи Мансур, недалеко от эмирских бань.

И наконец, государственная власть основывалась и на развитой экономике, которая в свою очередь опиралась на производство продуктов и товаров, собираемость налогов, внутреннюю и внешнюю торговлю. Саманиды покровительствовали развитию торговли. В Х веке во внешней торговле широко использовались обменные чеки. Чтобы не возить с собой большое количество денег, купцы сдавали их саррафу (меняле) и получали взамен соответствующий документ - чек. Прибыв в назначенный город, купец обменивал чек на указанную в нем сумму денег . Таким образом, факторы, приведшие к возвышению и распаду Саманидского государства многочисленны, и их учет сможет предостеречь нас от повторения ошибок в будущем.

Особенности развития государственно-правовых институтов в период Сельджукидского и монгольского государств и проблемы преемственности в государственно-правовом развитии

Одним из основоположников государства Гезневидов является Алптегин, кото-рый прошёл все карьерные ступени от простого воина до командующего армией (Си-пахсалар) Саманидов. Алптегин, поссорившийся с правителем Саманидов в 962 г., бе-жал в Газну и основал там независимое княжество. Название династия Газневидов по-лучила от г. Газны - столицы государства, в зените своей славы включавшего террито-рию современного Афганистана, Северо-Восточного Ирана и Северную Индию.

Его преемником, который внес более весомый вклад в формирование государст-ва Гезневидов, считается Сабуктегин. Преемник Алптегина, также тюркский раб (гу-лям) Себуктегин, был избран после него командующим армией, а не правителем. Са-буктегин, управляя Газной, также помогал Саманидам в трудные минуты в борьбе за власть. Отношение между Саманидами и Газневидами окончательно испортились, ко-гда умер Сабуктегин и на его место был выбран его сын Махмуд.

Смерть Сабуктегина изменила вектор политических симпатий Газневидов в на-правлении и в пользу Караханидов. Как известно, Караханиды дважды начинали войну против Саманидов (992, 999 гг.) и в 999 г. государство Саманидов пало под их ударами.

Что касается возникновения другого государства на соседних Саманидам территориях, то еще в конце Х в. на территориях Восточного Туркестана и Семиречья сложилось государство Караханидов. Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915-955гт.). В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным правителем. С этого времени началась история собственного государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую, наряду с карлуками, входили племена чигили и ягма. Опираясь на большую военную силу, состоявшую, в основном, из кочевников, Караханиды под предводительством Богра-хана начали набеги на Шаш, Фергану и Согд. К моменту своего вторжения в Мавераннахр Караханиды уже овладели долиной Семиречья и частью Восточного Туркестана - Кашгара. Саманиды не смогли объединить население Мавераннахра на борьбу против нашествия Караханидов под лозунгом религиозной войны лишь потому, что последние уже приняли ислам и являлись последователями и представителями исламской цивилизации.

Караханиды в 992 и 996 гг. совершают походы в Мавераннахр и в 999 г., оконча-тельно разгромив государство Саманидов, почти на 100 лет утверждаются в Маверан-нахре. Территория государства Караханидов протянулась от Китая до Амударьи. Сто-лицей был г. Баласагун, но ханы жили большей частью в г. Кашгаре. Прийдя к власти, Караханиды уничтожили систему централизованного управления, созданную Самани-дами. Караханидское государство считалось уделом ханской семьи.

Ставшие господствующей династией в Мавераннахре, Караханиды привили иную культуру, культуру кочевников с обыденными элементами родового строя в по-нимании и познании власти. Дальнейшее переплетение ценностей и культур оседлых народов с кочевыми народами, воинственных народов с мирными цивилизациями, объективно диктовало господство передового, жизнеспособного, что способствовало долгому сохранению культуры, языка и опыта правления последнего. Таджикский язык и механизм управления, созданный Саманидами, не только сохранились на протяже-нии правления всех тюркских племен, но они, как важный элемент развития и сочета-ния культур разных народностей, способствовали становлению и развитию множество новых империй и государств на этих территориях. Но наиболее важным являлось то, что этот опыт через Сельджукидов был распространен на Малую Азию и через Кон-стантинополь - второй Рим был перемешан с европейской культурой управления. И ес-ли Европа, начиная с ХVI века, знакомилась с культурой правления восточных госу-дарств, то с ХVII века постепенно подвергся трансформации опыт правления восточ-ных государств. Эпоха Ренессанса и начало Нового времени в этом деле сыграли важ-ную роль.

Что касается договоренностей между Газневидами и Караханидами, то согласно им, территория Саманидского государства была разделена между этими государствами. Махмуд Газневи (998-1030 гг.) захватил владения Саманидов к югу от Амударьи, включая Хорасан, Сиистан, территорию современного Афганистана. В состав самостоятельного Газневидского государства вошли также южные земли государства Саманидов.

По договору 1001 г. границей между Караханидским и Газневидским государст-вами была установлена река Амударья. С первых дней своего существования Газне-видское государство стало играть значимую роль в судьбе Центральной Азии, в том числе территорий Таджикистана. Высшей точки своего могущества государство Газне-видов достигло при Махмуде Газневи (998-1030 гг.), который в основу своей политики положил грабительские походы. Всю свою жизнь Махмуд провел в войнах с соседями: Караханидами, Буидами, Индией и др.

Он совершил 17 походов в Индию, несколько раз захватывал и подвергал раз-граблению территории, входившие в состав государства Караханидов. С религиозными целями он совершил несколько походов в Индию, откуда вывез огромные богатства, необходимые ему, прежде всего для того, чтобы расплатиться со своими воинами. Хорезм также был завоеван и включен в состав государства Газневидов и с 1017 по 1040 гг. управлялся наместниками Газневидов.

Что интересно, представители кочевых народов - Газневиды и Караханиды, на-ходящиеся на этапе разложения первобытно-общинных отношений, придерживаю-щихся принципов первобытного равенства, норм и правил родоплеменного строя, с другой стороны, превращенные, сначала в рабов-воинов, поневоле получившие спар-танское военное воспитание, отличающиеся дисциплинированностью, знанием правил военных наук, правил управления войском, затем освобожденные и назначенные на высокие должности, которые с каждым новым достижением становилось все выше и выше, - все это оставило глубокий след в мировоззрении, миропонимании и в управле-нии государством. Завоевательные успехи Махмуда были связаны с его талантом вое-начальника и слабостью его соседей (индийских правителей, Буидов и т.д.).

Похожие диссертации на Эволюция государственной власти в историческом Таджикистане (IX – XIV вв.)