Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Мальцева София Евгеньевна

Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины
<
Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцева София Евгеньевна. Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Мальцева София Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2008. - 169 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-23/18

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Исторический контекст развития и: теоретическая специфика либеральной политической мысли латинской америки в конце XX века 16

1 Исторический контекст развития основные ;этапы эволюции либеральных идей в Латинской Америке вХХ веке 16

2 Специфика либерализма в.Латинской;Америке: взаимное влияние политических и экономических составляющих учения, идейное наследование западноевропейскому либерализму ; 30

ГЛАВА II. Политика и экономика в'чилийском либерализме конца XX века ...51

1 Влияние политической диктатуры, иэкономического либерализма на теоретические основы чилийской либеральной политической мысли : 51

2 Тёоретико-йдеологическая-основалиберальныХ'-реформ'В Чили на примере концепций А. Фонтейна и X. Пиньёра . 66

ГЛАВА III. Теоретические основы либерального реформирования в Перу в конце XX века ... 88

1 Государство и общество в социально-политической концепции Э. де Сото .

2 Э. де Сото о частной собственности как необходимом условии. укрепления индивидуальной свободы :; 106'

ГЛАВА IV. Взаимное влияние политических и экономических составляющих в.либеральной конца XX века. 121

1 Идейно-теоретические и исторические детерминанты развития; либерализма в аргентинскойшолитической;мысли конца XX века .. 121

2 Теоретические основы и специфика аргентинского либерализма

(на примере трудов К. Менема и Д. Кавальо). 131

Заключение 148

Библиография 158

Введение к работе

В политико-философских дискуссиях о путях общественного развития в XX веке концепции либеральной свободы и государственного патернализма занимают важное место. Являясь непримиримыми оппонентами, кейнсианский и либеральный подходы к определению перспектив общественного прогресса не только периодически выходили на авансцену идейно-теоретической полемики, но и нередко становились основой практического политического и экономического курсов развития во многих странах мира.

Так, вторую половину XX века в мировой истории Френсис Фукуяма назвал периодом «мировой либеральной революции»1. Многие государства-от Латинской Америки до» Восточной Европы, от Советского Союза до Ближнего Востока - переживали сложный и весьма болезненный слом сложившихся политических и социально-экономических систем, а также пересмотр идеологий, доминирующих в сознании политического истеблишмента. На смену социалистической, правоавторитарной и государственно-патерналистской парадигмам пришли принципы либеральной демократии и экономики свободного рынка. Одними из первых эти изменения коснулись стран Латинской Америки.

Об особенностях и неоднозначных результатах волны либеральной модернизации в латиноамериканском регионе ученые заговорили еще в конце 70-х гг., когда были осмыслены первые результаты преобразований в Чили. После периода жестких реформ во многих государствах латиноамериканского региона остро встала необходимость поиска баланса между сохранением традиции государственного патернализма и либерализацией политических и экономических общественных отношений. В этом контексте опыт латиноамериканского либерального реформирования является актуальным объектом исследования для российского научного сообщества на фоне аналогичных политико-экономических задач, стоящих перед Россией в настоящее время.

Ценность изучения теоретической специфики латиноамериканского либерализма конца XX века обусловлена сочетанием собственной либеральной традиции, в ряде стран региона берущей свое начало еще в XVIII веке, и идейного заимствования некоторых системообразующих положений современного западного либерализма. Комплексный анализ социально-политических концепций мыслителей Чили, Перу и Аргентины конца XX века - стран, в которых либеральная модернизация была основной вехой в новейшей истории, позволит не только существенно пополнить научные знания о современной латиноамериканской общественной мысли, но и расширить базу введенных в научный оборот источников для будущих исследований влияния цивилизационных факторов на социально-политические и экономические модернизационные процессы.

Исследование общественной мысли на примере взаимосвязи политических и экономических составляющих латиноамериканского либерализма конца XX века позволит расширить представления о современных трактовках роли государства в системе социально-экономических общественных отношений в странах, переживших период жесткой либеральной модернизации. Актуальность подобного рода исследований возрастает в связи с не утихающими в мировом научном сообществе дискуссиями о неоднозначности потенциала сосуществования демократических политических принципов и свободного экономического рынка в контексте идеологического кризиса современного либерального государства.

Для российского научного сообщества исследование теоретических основ латиноамериканского либерализма конца XX века актуально по ряду причин. В научной литературе и публицистике весьма распространены сравнения неоднозначного опыта латиноамериканской модернизации последней трети XX века с курсом политического и экономического реформирования в России в постперестроечный период. Сегодня Россия, так же, как Латинская Америка, вынуждена пересмотреть радикальные принципы реформирования. Наибольшую актуальность приобретает поиск эффективного сочетания сохранения политической традиции сильного государства и продолжения общего курса политико-экономической либерализации.

Необходимо отметить, что накопленный богатый материал сравнительных исследований касается преимущественно эмпирической стороны транзиционных процессов в России и Латинской Америке (сравнение этапов и моделей экономических, социальных и политических преобразований), в то время как теоретические основы этих процессов исследованы пока недостаточно. В этой связи полноценное решение задачи научного осмысления специфики и сходства латиноамериканского и российского либерального реформирования возможно только после тщательного анализа теоретических работ наиболее ярких политиков, экономистов и социальных мыслителей латиноамериканского региона.

Нельзя также не упомянуть о внимании, которое политический истеблишмент России уделяет латиноамериканским моделям политической и социально-экономической модернизации. Ряд известных латиноамериканских мыслителей, авторов теоретических трудов по политическим и социально-экономическим аспектам современного либерализма посещали Россию с официальными визитами в качестве консультантов. Так, например, Эрнандо де Сото (Перу) и Хосе Пиньера (Чили) неоднократно принимали участие во встречах с Президентом и Правительством РФ, на которых обсуждались возможности оптимизации процессов политической и экономической либерализации в России на основе латиноамериканского опыта.

Характеристика источников и степень научной разработанности темы. Основное внимание в диссертационной работе уделено анализу либеральных концепций наиболее крупных теоретиков и политических деятелей Чили, Перу и Аргентины - Артуро Фонтейна Адуланте2 (Чили), Хосе Пиньеры3 (Чили), Эрнандо де Сото4 (Перу), Карлоса Менема5 (Аргентина) и Доминго Кавальо6 (Аргентина). В этой связи источниками диссертационного исследования послужили монографии, научные статьи, речи и интервью этих мыслителей. Также в качестве источников были использованы политические документы ряда либеральных чилийских партий и правительств: предвыборная программа Национальной партии Чили «Ла Нуева Република» (La Nueva Republica), а также программа проведения неолиберальной модернизации в Чили «Эль Ладрилло» (El Ladrillo). Перечень источников диссертационного исследования также включает в себя материалы чилийских научно-публицистических периодических изданий «Экономна и Сосьедад» (Economia у Sociedad) и «Эстудиос Публикос» (Estudios Publicos), на страницах которых авторы не только анализируют результаты чилийских либеральных реформ, но и излагают теоретические положения своих концепций.

Влияние ряда политико-экономических концепций западноевропейского классического и современного либерализма на теоретическую специфику латиноамериканской политической мысли конца XX века обусловило выбор в качестве дополнительных источников диссертационного исследования работы

Аспекты заявленной темы диссертационной работы получили освещение в отечественной научной литературе. Изучению общественной мысли Латинской Америки вплоть до 80-х гг. XX века посвящен ряд фундаментальных работ ведущих российских исследователей-латиноамериканистов.14 Анализ некоторых течений философской и общественно-политической мысли Латинской Америки второй половины XX века представлен в ряде научных сборников.15

Особенности политического процесса и социально-экономического развития Чили, Перу и Аргентины, обусловившие модернизационную специфику, рассматриваются в научных работах А.И. Строганова , Я.Г. Шемякина , А.А. Долина, а также в ряде научных сборников и учебных пособий по истории Латинской Америки XX века 19. Особое внимание российские исследователи уделяют анализу опыта проведения либеральных преобразований правоавторитарными политическими режимами и дальнейшей демократизации политической системы.20 Анализ роли и идеологической принадлежности основных субъектов политического процесса в Чили, Перу и Аргентине в XX веке, а также исследования специфики политической культуры стран региона, повлиявшей на развитие общественной мысли, представлены в работах российского исследователя А.Ф. Шульговского.21

Необходимо отметить, что большая часть трудов отечественных исследователей, изучающих специфику латиноамериканского либерализма конца XX века, посвящена экономической стороне опыта либеральной модернизации в регионе.22 В этих работах рассмотрен ряд экономических постулатов исследуемого течения общественной мысли, а также проанализированы итоги реформ и те изменения, которые имели место в политическом развитии региона в результате либеральной модернизации. Некоторые российские ученые связывают переход стран Латинской Америки от государственно-патерналистской парадигмы социально-политического и экономического развития к либеральной с этапами эволюции капиталистических отношений в регионе.23

Применительно к степени изученности общественной мысли Чили конца XX века необходимо отметить, что частично анализ чилийских либеральных теорий проведен в работах, посвященных политической истории страны XX века.24 Характерный для латиноамериканской модернизации акцент на экономических реформах обусловил интерес российского научного сообщества к изучению преимущественно экономической стороны реформ в Чили и соответствующих теоретических составляющих либеральных теорий.25

По такому же принципу наиболее подробно изучена практическая и теоретическая специфика экономической модернизации Аргентины конца XX века, где лишь косвенно анализируются политические составляющие либеральных концепций.26 В этом контексте необходимо сослаться на материалы сборника «Современная Аргентина: вопросы экономики, политики, идеологии» под редакцией П.Н. Бойко, изданного Институтом Латинской Америки АН СССР.

Политическая мысль Перу конца XX века в российской научной литературе также исследована лишь фрагментарно. Используя метод экстраполяции, некоторые исследователи косвенно затрагивают теоретические основы либеральной общественной мысли Перу, анализируя политическое развитие страны28 и специфику экономической модернизации.29

Среди российских научных исследований комплексных работ по изучению концепций ярких представителей латиноамериканского либерализма конца XX века - Артуро Фонтейна Адуланте (Чили), Хосе Пиньеры (Чили), Эрнандо де Сото (Перу), Карлоса Менема (Аргентина) и Доминго Кавальо (Аргентина) - фактически нет. Разрозненные идеи мыслителей цитируются в качестве иллюстраций при анализе практической стороны латиноамериканской модернизации. Фрагментарный анализ социально-политических взглядов Артуро Фонтейна Адуланте представлен в Ч 1 кандидатской диссертации российского исследователя Е.М. Федяковой. Несмотря- на то, что деятельность и экономические воззрения- другого чилийского либерального мыслителя и политического деятеля Хосе Пиньеры достаточно часто упоминаются в российской периодике, 2 на сегодняшний день работы по системному изучению теоретических аспектов его политической концепции отсутствуют. Политическая/деятельность Карлоса Менема и Доминго Кавальо также достаточно подробно освещена на страницах большого числа российских общественно-политических и деловых периодических изданий. Вместе с тем теоретические аспекты концепций этих либеральных мыслителей на сегодняшний день практически не изучены.

Иностранные исследователи, как правило, концентрируются на анализе экономических реформ в латиноамериканском регионе, начиная с 70-х годов XX века. Применительно к политическим аспектам латиноамериканского либерализма внимание иностранных исследователей главным образом направлено на изучение специфики транзита латиноамериканских государств от политического авторитаризма к демократии.34 Фрагментарный анализ политических концепций латиноамериканских либералов конца XX века представлен в работах Г. Арригада и П. О Браена.35

Латиноамериканские ученые достаточно подробно исследовали общественную мысль региона, однако хронологические рамки большинства исследований заканчиваются серединой 80-х гг. XX века. Поскольку задача преодоления социально-экономических проблем в странах Латинской Америки на протяжении долгого времени сохраняет свою актуальность, многие латиноамериканские исследователи уделяют внимание анализу преимущественно экономической составляющей либеральных концепций В регионе:37

Объектом диссертационного исследования является либеральная политическая мысль Чили, Перу и Аргентины в период с 1973 года до конца 90-х годов XX века. Предмет исследования - взаимосвязь политики и экономики в либеральных социально-политических концепциях Хосе Пиньеры (Чили), Артуро Фонтейна Адуланте (Чили); Эрнандо- де GOTO (Перу)- Карлоса Менема (Аргентина) и Доминго Кавальо (Аргентина);

Цель диссертационного исследования - на основе трудов ведущих либеральных теоретиков и политических деятелей: Чили, Перу и Аргентины конца XX века провести политологический анализ взаимосвязи политики и экономики в: современной: либеральной; политической мысли Латинской Америки, выявить влияние данной взаимосвязи на; трактовки- основных. принципов и: категорий в современном5 латиноамериканском- либерализме: Для достижения этой цели были поставлены-следующие задачи: :

1) изучить исторический: контекст развития и основные этапы, эволюции латиноамериканской либеральной политической мысли вХХвеке;

2) проанализировать, теоретическую специфику латиноамериканского либерализма конца XX века;

3) исследовать влияние политической диктатуры и экономического либерализма на теоретические основы чилийской либеральной политической? мысли конца XX века;

4) проанализировать теоретико-идеологические основы либеральных реформ в Чили в конце XX века: на примере либеральных концепций А. Фонтейна;Адуланте и X. Пиньеры;

5) изучить проблему взаимосвязи; государства И: общества в. либеральной социально-политической концепции Э: де Сото;

6) изучить трактовку Э. де Сото роли частной собственности как необходимого условия укрепления индивидуальной свободы;

7) выявить исторические и идейно-теоретические детерминанты развития либерального направления аргентинской политической мысли в XX веке;

8) проанализировать специфику и теоретические основы аргентинского либерализма конца XX века (на примере трудов К. Менема и Д. Кавальо).

Научная новизна диссертации заключается в следующих научных результатах:

1) Проведен комплексный анализ чилийского, аргентинского и перуанского либерализма как значимой части политического наследия латиноамериканской общественной мысли конца XX века.

2) На основе анализа взаимосвязи политики и экономики в концепциях чилийских, перуанских и аргентинских либеральных мыслителей выделена политическая составляющая латиноамериканской либеральной мысли конца XX века.

3) Введены в поле исследования российской политической науки и подвергнуты теоретическому анализу либерально-реформистские концепции современных латиноамериканских теоретиков и политических деятелей -А. Фонтейна Адуланте (Чили), X. Пиньеры (Чили), Э. де Сото (Перу), К. Менема (Аргентина) и Д. Кавальо (Аргентина).

4) Изучено взаимное влияние теории и практики в латиноамериканском либерализме конца XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Начиная с 70-х годов XX века, в ряде стран Латинской Америки либеральное направление общественной мысли получило новый виток развития. Активные теоретические разработки и практические либеральные реформы осуществлялись по инициативе лидеров авторитарных политических режимов и были призваны решить, острые экономические проблемы.

2) Латиноамериканский либерализм конца XX века, с одной стороны, являлся продолжением собственной либеральной традиции, с другой — заимствовал ряд положений из политико-экономических концепций классического западноевропейского либерализма.

3) Разработки латиноамериканских либеральных мыслителей основывались на обширном материале, собранном в ходе многолетней политической практики и глубинных социально-экономических исследований.

4) Характерной особенностью латиноамериканских либеральных теорий конца XX века является существенный акцент на экономической составляющей учения. Вместе с тем экономические теории активно» используют и развивают такие классические либеральные политические принципы, как. «свобода индивида», «индивидуализм», «нейтральность государства» и «равенство прав и свобод».

5) Одним из ключевых постулатов латиноамериканского либерализма конца XX века является положение о неизбежном переносе индивидуальных экономических свобод на политическую и социальную сферы. Этот тезис служил обоснованием логики эволюции либеральных концепций от разработки экономической составляющей учения к осмыслению социально-политических положений, а также проведения сначала экономических преобразований, а лишь затем политической демократизации.

6) Ключевыми проблемами, находившимися в поле зрения либеральных мыслителей Чили, Аргентины и Перу конца XX века, являлись:

а. поиск оптимального взаимоотношения элементов триады «государство — индивид - общество» через уменьшение государственного влияния на неполитические сферы и расширение возможностей проявления частной инициативы;

b. выявление путей реформирования протекционистской и меркантилистской государственной экономической политики в развивающихся странах в сторону установления правил свободного рынка;

c. выработка механизмов эффективного функционирования системы частной собственности как необходимого условия укрепления индивидуальной свободы;

d. проработка конкретных социально-экономических реформ.

7) Теоретические разработки латиноамериканских мыслителей легли в основу серии масштабных либеральных социально-экономических реформ, многие из которых были реализованы непосредственно их авторами.

Методологической основой работы выступили принципы исторического, теоретического и политологического сравнительного анализа, а также системный подход. Эти методы позволили диссертанту обобщить материал, касающийся Чили, Перу и Аргентины, а также проанализировать работы ведущих теоретиков латиноамериканского либерализма конца XX века.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы для изучения политической мысли Латинской Америки конца XX века, а также в учебном процессе при чтении общих и специальных курсов по истории политических учений, политологии, политической регионалистике и т.д.

Апробация работы. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. По материалам диссертации опубликован ряд научных работ.

Структура диссертации соответствует задачам исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Исторический контекст развития основные ;этапы эволюции либеральных идей в Латинской Америке вХХ веке

История Латинской Америки XX века характеризуется динамичностью и противоречивостью политического,, социального и экономического развития стран региона. Череда политических переворотов, непримиримая борьба противоположных по своим взглядам политических сил и идейных течений, влияние целого комплекса неоднозначных внешних и внутренних факторов обусловили не только интерес международного научного сообщества, к изучению развития региона, но и различия в интерпретациях специфики данного периода. Так, например, ряд исследователей- отмечали, что 80-е годы — «это шок технологический, затем— финансовый, и, наконец, неолиберальный»,38 в то время как сторонники менее жесткой риторики утверждали, что либеральная модернизация способствовала прогрессу стран региона в XX веке.

Многообразие оценок представителей международного научного сообщества во многом обусловлено подходами к интерпретации модернизационных процессов в Латинской Америке.

С очевидностью можно выделить культурологический подход, интерпретирующий специфику латиноамериканского либерального реформирования последней трети XX века, исходя из культурных особенностей, присущих социальным, политическим и экономическим процессам в регионе, которые обусловили неоднозначность практической реализации либеральных концепций. Распространение либеральных ценностей и установок в Латинской Америке, с одной стороны, связывалось с наличием в политической культуре ряда стран региона (например, в Аргентине) либеральной традиции, истоки которой были заложены путем проникновения различных идей данного направления социально-политической мысли в ряды элиты латиноамериканского общества благодаря испанскому влиянию в колониальный период. С другой стороны, именно отсутствие развитой протестантской традиции, возникшей в европейских государствах наследниках этики Реформации, обусловило «мучительность» латиноамериканских трансформационных процессов в конце XX века, когда принципы рыночной экономики, привнесенные в регион североамериканскими технократами, были призваны способствовать активному капиталистическому прогрессу латиноамериканского общества. Приводя в пример аргументацию сторонников культурологического подхода при оценке сложностей проведения либеральных преобразований в регионе в конце XX века, аргентинский исследователь Альваро Варгас Льоса отмечал, что «политические институты рыночной экономики не могут способствовать общественному развитию до тех пор, пока им не будет предшествовать трансформация общественного сознания, поскольку политическое, экономическое и любое другое индивидуальное или общественное волеизъявление обусловлено культурными традициями».

Иного характера оценки неоднозначных результатов латиноамериканской либеральной модернизации последней трети XX века представлены институциональным подходом, видящим ведущую роль социальных и политических институтов в трансформационных процессах, которым удалось частично снизить государственное ограничение индивидуальных свобод и способствовать стимулированию проявлений частной инициативы. . Исследователи, отдающие предпочтение институциональному подходу, отмечают, что неоднозначность латиноамериканской либерализации обусловлена тем, что институты, ограничивающие свободы, не были в полной мере устранены до того момента, когда общество смогло осознать свой потенциал и через систему стимулирования частной инициативы двигаться по пути долгосрочного процветания.

Тем не менее, вне зависимости от многообразия и зачастую противостояния исследовательских оценок, анализ в исторической ретроспективе основных вех в социальном, политическом и экономическом развитии региона позволяет проанализировать детерминанты, оказавшие наиболее значимое влияние на эволюцию либеральных идей на протяжении XX века. Как отмечал Альваро Варгас Льоса, «только осмыслив, почему демократии функционируют как диктатуры, а частное предпринимательство как государственный, бюрократизм, почему законы и конституции являются фикцией и рядовые граждане вынуждены тратить свою жизнь на борьбу за выживание во враждебных условиях, вместо того чтобы создавать, обладать, обменивать и использовать возможности, предоставленные человеку, мы сможем понять, истоки современного положения Латинской Америки, и осознать, почему новейший освободительный эксперимент таил в себе угрозу с самого начала»

Влияние политической диктатуры, иэкономического либерализма на теоретические основы чилийской либеральной политической мысли

Специфика социально-политического развития Чили на протяжении XIX-XX веков \ была во многом обусловлена местными традициями, особенностями; менталитета; чилийского; общества, особым отношением населения к; власти; как таковой; Как, отмечают исследователи, несмотря на постепенный» переход от феодальных отношений к капиталистическим, огромное влияние власти на все социально-политические и экономические процессы» в: обществе оставалось неизменным и? постоянно укрепляло протекционистскую И. Интервенционистскую- ПОЛИТИКУ Государства Вч экономической сфере, а также централизаторские, патерналистские.: оо. тенденцишвшолитическошсфере. В результате партийная: система; системш властных институтов и модель взаимоотношений государствам щ обществам в?. Чили зачастую носили декларативный характер; создавая- «красивышфасад», и на практике не соответствовали стандартам и нормам; распространенным в западных обществах, препятствовали- распространению ценностей? демократии, либерализма и гражданского общества:

G учетом тенденции = государственного патернализма; укорененной в политической культуре страны, развитие; Чили в;, XIX - XX веках, исследователи с известной долей? условности разделяют на три; этапа, связывая- постепенную популяризацию либеральных идей; с этапами экономического развития страны: 1) 1830— 1930-период «развития вовне» (экономический либерализм); 2) 1930 — 1973 - период развития «вовнутрь» (этатизм, протекционизм);, 3) 1973 — начало XXI века - период «развития вовне» (неолиберализм).

Проникновение в Чили идей западной общественной мысли, в том числе и либеральной, во многом происходило через местную олигархию за счет контактов с метрополией (в период колониальной зависимости от Испании вплоть до 1810 года) и торговых взаимоотношений с ключевыми партнерами из числа западных государств. Учитывая экспортно-сырьевой характер экономики (экспорт меди, серебра), внешние экономические отношения- с западными государствами были одним из национальных приоритетов, который способствовал знакомству торговой, элиты с правилами свободной рыночной торговли, конкуренции, использования иностранных кредитов и т.п. В этой связи вплоть до 30-х годов XX века чилийский либерализм наиболее активно развивался в экономической области. Либеральные идеи проникали в основном в ряды местной элиты иі не получали распространения среди большинства населения.

В основе идеологического противостояниям либерализма и консерватизма как двух ведущих направлений социально-политической мысли в Чили XIX века лежало отношение их сторонников к засилью латифундизма и власти олигархии в стране. Выражая чаяния буржуазии и интеллигенции, либерально настроенная часть, элиты отстаивала необходимость ограничения латифундистских и церковных привилегий и расширения доступа к участию в капиталистических отношениях для местной буржуазии. Чилийских либералов этого периода отличала жесткая критика церковного догматизма в светской жизни чилийского общества. Либералы настаивали на необходимости расширения индивидуальных свобод, освобождении 1 светской; жизнИ населения от влияния церкви, необходимости развития, светского образования, и примата деятельности государства над деятельностью церкви. Залогом прогресса страны либералы считали популяризацию европейских либеральных социально-политических ценностей при сохранении специфических чилийских традиций.

В теоретическом аспекте чилийский либерализм XIX века во многом основывался на идеях французского просвещения. Либеральная критика теолого-антропологического подхода к определению места и роли человека во взаимосвязи с церковью и государством строилась на основе ценностей индивидуальной свободы, равенства, прогресса, просвещения и гуманизма.90 По мнению чилийских либеральных мыслителей, вековая церковно-правовая узурпация индивидуальных свобод и косность теологического сознания обусловливали слепоту власти к величию отдельной личности и подчинение индивида патерналистской политике церкви и государства на протяжении не только XIX, но и XX веков.

В. рамках идейной полемики сторонники политических партий консервативной направленности активное развитие либеральных идей считали первым шагом на пути к уничтожению национальной идентичности Чили, разрыву с традициями и дорогой к хаосу. Либеральные изменения в социально-политической сфере по устранению различного рода классовых привилегий порицались консерваторами как размывание веками. оправдавшего свою эффективность стержня социальной структуры чилийского общества, как агитация в пользу политической и социальной анархии. Неспособность принятия эффективных политических решений большинством необразованного населения служила ведущим аргументом в идейной полемике консерваторов со сторонниками либеральной модернизации.

Государство и общество в социально-политической концепции Э. де Сото

В рамках анализа взаимосвязи политики и экономики в либеральной социально-политической мысли Чили конца XX века существенный интерес представляют либеральные концепции двух ярких представителей поколения-, неолиберальных реформаторов - Хосе Пиньерьъ (род. 1948 г.) и Артуро Фонтейн Адуланте.

Помимо активной публичной деятельности и преподавания политических наук в Университете Чили, Артуро Фонтейн Адуланте (Arturo Fontaine Adulante) долгое время занимался научной деятельностью в рамках--созданного в Чили с целью углубленного изучения перспектив проведения либеральных преобразований исследовательского института «Центро де Эстудиос Публикос» («Centro de Estudios Publicos») (Центр общественных исследований). В состав сотрудников Центра входили ведущие неолибералы страны. Почетным президентом Центра был Ф. Хайек. Сотрудники Центра проводили масштабные исследования жизни чилийского общества, анализировали западные неолиберальные концепции и искали пути их совмещения с социально-культурными и политико-экономическими традициями Чили, углубляли собственные теоретические концепции. По эгидой Центра с 1980 года начал издаваться журнал «Estudios Publicos», в котором, помимо экономических разработок, появились материалы неолиберальных теоретиков на социально-политическую и этико культурную тематику. Артуро Фонтейн Адуланте был один из авторов и редакторов издания.

С точки зрения анализа социально-политической составляющей чилийских либеральных теорий конца XX века, обращает на себя внимание статья Фонтейна «Mas alia del Leviatan. Hacia Elresurgimiento de la Libertad Individual» («Подальше от Левиафана. К возрождению индивидуальной свободы»). В данной работе автор проводит исследование истории укрепления ценностей индивидуальный свободы; анализирует интерпретации данной категории различными представителями либерального крыла политической философии; в исторической ретроспективе исследует перипетии противоборства концепции «сильного государства» (государственный протекционизм) и либеральных ценностей (принципа индивидуальной свободы); излагает теоретические постулаты, на. которых основывалась чилийская либеральная модернизация последней трети XX века.

Анализ трактовок категории «индивидуальной свободы» является одним из основных составляющих рассуждений мыслителя о специфике развития либерализма. Фонтейн отмечал, что стремление к свободе является, одной из постоянных черт человека. Человек сражается за свободу уже более 500 лет, преодолевая сложные ситуации, иногда сбиваясь с пути, а иногда делая уникальные открытия. Однако это стремление постоянно терпит неудачу. По мнению мыслителя, большая часть человечества конца XX века живет в подчинении тоталитарным нормам, где регулируется не только общественная сфера, но и разум и сердце, с корнем вырываются привычки и внедряются принципы господствующих идеологий, уничтожается вера и в итоге, формируется личность, которую можно уподобить промышленному штампованному образцу.

Анализируя сегодняшнее положение идеи индивидуальной свободы, Фонтейн подчеркивал, что1 современное общество позволяет себе закрывать глаза на мораль и опасливо «относиться к проявлениям власти, а также слепо подчиняется бюрократическому государству, которое ограничивает свободу индивида так же, как любая тоталитарная система11 .

Вскрывая тоталитарные тенденции в современных обществах, мыслитель полагает, что истинному развитию индивидуальной свободы препятствует формалистическое понимание закона и догматическое господство большинства; жажда равенства даже в ущерб свободе; создание препятствий в соблюдении прав собственности и проявлении свободной инициативы за счет ограничений закона и действия монополий; стремление к общественному благосостоянию за счет реализации государственного интервенционизма и планирования.111 Иллюстрируя свои аргументы,. Фонтейн ссылается на рассуждения А. Токвиля о губительности и иллюзорности благ равенства, к которым постоянно стремится просвещенное человечество. В этой связи мыслитель приходит к выводу, что современное протекционистское государство не разрушает частную инициативу, а не дает ей проявляться.

Источником единства, объединяющего усилия всех частей в пользу целого, мыслитель называет свободу, которая «заключена в мораль и помещена в закон» . Свободное развитие энергии индивидов, поиск и накопление знаний, расширение возможностей развития талантов и созидательной инициативы - вот что, по мнению мыслителя, является залогом благополучия общества.

Идейно-теоретические и исторические детерминанты развития; либерализма в аргентинскойшолитической;мысли конца XX века

Анализ либеральной социально-политической мысли Аргентины конца

XX века невозможен без обращения к этапам эволюции либерализма как одной из идеологий в общественно-политическом сознании аргентинского общества, а также без выявления тех исторических аспектов развития страны, которые оказали существенное влияние на аргентинский либерализм. Поиск специфических основ аргентинского либерализма заставляет обратиться к исследованиям доминант политической жизни и политической культуры Аргентины, начиная с XVII и заканчивая серединой XX века.

В период колониальной зависимости от Испании (XVII-XVIII вв.) географическая удаленность Аргентины от метрополии обусловила существенную автономию колонии. Формирование аргентинской правящей политической элиты происходило преимущественно из числа местной знати, при том что чиновников из метрополии было меньшинство. Тем не менее включенность аргентинской знати в процесс управления страной не помогла метрополии наладить систему государственного управления большой страной. Центральная власть не справлялась с управлением в отдаленных районах, в связи с чем существенно тормозилось образование единой государственной системы управления и появлялось множество центров принятия политических решений.

Начиная с XVIII века, когда столица страны начала развиваться усиленными темпами как крупный торговый порт, наметилась тенденция неравномерного экономического развития столичного региона и удаленных провинций. Традиционно передовой с экономической и политической точек зрения столичный регион отличался выраженным распространением прогрессивных европейских идей, в том числе либеральных, проникавших в

страну за счет тесных контактов с торговыми партнерами. В свою очередь, удаленные провинции Аргентины отличались доминированием в общественном сознании традиционных патриархальных ценностей, низкой терпимостью к идеям прогресса и расширения доступа к участию в капиталистических отношениях. Данное противостояние столичных жителей и населения провинций оказало существенное влияние на расстановку политических сил в борьбе за власть в стране, а также на идейную приверженность различным социально-политическим установкам как политической элиты Аргентины, так и обширных групп рядового населения.

Описывая особенности политической культуры страны, аргентинские исследователи отмечали, что Буэнос-Айрес был открытым городом-портом, где деньги значили больше, чем связи, городом, открытым внешнему миру и благодаря этому обладавшим значительным объемом либеральных представлений об общественной и частной жизни. В свою очередь, общества внутренних районов были консервативны, проникнуты собственническим духом и патерналистским престижем господина над его вассалами. .

Необходимо отметить, что патерналистские тенденции общественного сознания аргентинского общества были, помимо прочего, обусловлены традицией покорности широких масс населения сильной руке господина (наследие феодальной системы) и верховной власти метрополии (закрепленной в ходе колониального периода истории страны), что, очевидно, не предполагало активного развития гражданской инициативы и демократических ценностей.

Среди традиционно влиятельных политических сил Аргентины, определивших социально-политическую жизнь страны, необходимо отметить католическую церковь и армию. На протяжении многих десятилетий успех какой-либо политический группы был обусловлен поддержкой одной из этих властных сил. С точки зрения идеологической приверженности, армейская и клерикальная элиты отличались консервативным настроем в отношении путей развития страны и зачастую вступали в противодействие с либерально-реформистскими политическими движениями. По сравнению с провинциями влияние церкви в столице было существенно ниже, что также способствовало меньшей консервативности столичной политической и интеллектуальной элиты.

Важным фактором, повлиявшим на развитие политической культуры Аргентины, стала иммиграция европейцев в конце XIX - начале XX веков. Ассимилируясь с местным населением, иммигранты из Европы привносили с собой новые политические ценности и категории, в том числе категории «гражданского общества», демократии, свободы частной инициативы. Привнесенные социально-политические и экономические ценности постепенно оседали в сознании аргентинского общества. Так, одним из следствий европейской иммиграции стало возникновение новых идейных политических течений, некоторые из которых оформились в полноценные политические партии. Кроме того, данная особенность способствовала началу формирования в Аргентине раньше, чем в любой другой латиноамериканской стране, гражданского общества и установления всеобщего избирательного права.

Конец XIX века Аргентина встретила процветающей страной, отдающей на экспорт сельскохозяйственную продукцию, спрос на которую был велик в связи с промышленной индустриализацией развитых стран и двумя грядущими мировыми войнами. В этот период основными характеристиками государственной системы Аргентины являлись: сильная государственная власть, существенная свобода провинций от федерального правительства, средние слои завоевали право участвовать в политических партиях, началось складывание современной партийно-политической структуры.

Похожие диссертации на Взаимосвязь политики и экономики в либеральной политической мысли Латинской Америки конца XX века : на примере трудов мыслителей Чили, Перу и Аргентины