Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Актуальность темы исследования определяется комплексом задач, стоящих перед современной политической наукой. В частности, интересы перспективного развития политической теории настоятельно требуют осмысления принципов и задач научного поиска в ситуации мультипарадигмальности политического знания, а также разработки методологии политического исследования, учитывающей возможность разработки консенсусных стратегий. В связи с этим анализ вариантов решения этих задач, предложенных наиболее авторитетными мыслителями современности, приобретает особую актуальность.
Творчество Майкла Джозефа Оукшотта (1901-1990) по праву может быть причислено к разработкам, представляющим значительный интерес для политической науки. М. Оукшотт - один из ведущих представителей британской интеллектуальной традиции XX века, выпускник и преподаватель Кембриджского и Оксфордского университетов, профессор Лондонской школы экономики и политической науки, член Британской академии. Его творчество погружено в контекст тех задач, решением которых занимается современная теоретическая политология. В разработанной мыслителем политической теории предложены значимые подходы к решению актуальных для современной политологии теоретических и практических вопросов, стоящих перед главными направлениями политической науки, - такими, как теория и методология политического исследования, анализ политических институтов и политического поведения, политический менеджмент, психология политического лидерства, публичная политика и политический анализ, политическая коммуникативистика и др. Это обусловливает научную значимость темы диссертационного исследования и еще раз подтверждает ее актуальность.
Характеристика источников. Основой диссертации послужили следующие группы источников: труды М. Оукшотта, опубликованные на языке оригинала и в переводах на русский язык (в том числе выполненных автором диссертации); материалы, хранящиеся в архиве международной Ассоциации Майкла Оукшотта (The Michael Oakeshott Association); работы зарубежных и отечественных ученых, анализирующие творчество мыслителя; политико-философские и политологические исследования, разрабатывающие теоретико-методологические подходы к изучаемым проблемам.
М. Оукшотт - автор более 150 работ. Среди них особое место принадлежит книге «О человеческом поведении» (1975) , в которой мыслитель сформулировал своё понимание человеческой деятельности и описал эпистемологические основания своей концепции. Именно этот труд заложил фундамент для построения его оригинальной многоуровневой политической философии. Помимо данной работы, значительный интерес для исследователей политической теории М. Оукшотта представляют такие труды, как «Рационализм в политике» (1974); «Научная политика» (1948); «Вавилонская башня» (1948); «Политическая экономия свободы» (1948); «Рациональное поведение» (1950); «Политическое образование» (1951); «Массы в представительной демократии» (1961); «Рационализм в политике и другие эссе» (1962), включая работу «Что значит быть консерватором» (1975); «Гоббс о гражданской ассоциации» (1975); «Голос либерального образования» (1989); «Мораль и политика в современной Европе» (1958); «Религия, политика и моральная жизнь» (1993); «Работа и игра» (1995); «Политика веры и политика скептицизма» (1996) (четыре последних сочинения опубликованы посмертно) .
1 Oakeshott М. On Human Conduct. Oxford, 1975.
2 Oakeshott M. Rationalism in Politics II «Cambridge Journal». № 1, 1947-1948. PP. 81-98, 145-57;
Oakeshott M. Scientific Politics II «Cambridge Journal», № 1 (6), March 1948. PP. 347-58;
Oakeshott M. The Tower of Babel II «Cambridge Journal». № 2, 1948-1949. PP. 67-83; Oakeshott
M. The Political Economy of Freedom II «Cambridge Journal». № 2, 1948-1949. PP. 212-229;
Oakeshott M. Rational Conduct II «Cambridge Journal». № 4, 1950-1951. PP. 3-27; Oakeshott M.
Важное значение для понимания методологических особенностей творчества М. Оукшотта имеет его ранний фундаментальный труд «Опыт и его виды» (1933), небольшая статья «Голос поэзии в беседе человечества» (1959), а также переписка М. Оукшотта с современниками, особенно цикл писем Карлу Попперу (1948), в которых мыслители сравнивают свои взгляды на рационализм . В рамках заявленной темы ключевыми являются следующие труды М. Оукшотта: «Опыт и его виды», «Массы в представительной демократии», «Что значит быть консерватором», «Рационализм в политике», «Политическое образование», «Политэкономия свободы», «О человеческом поведении», «Работа и игра», «Политика веры и политика скептицизма».
На русском языке на данный момент изданы сборник «Рационализм в политике» , отрывок из статьи «Массы в представительной демократии» и небольшая работа «Современные представления о политическом господстве» .
Степень научной разработанности темы. Творчество М. Оукшотта привлекает внимание значительного числа ученых из разных стран. В принципе, уже можно говорить об оукшоттоведении как о сформировавшемся,
Political Education. Cambridge, 1951; Oakeshott M. The Masses in Representative Democracy II Freedom and Serfdom: an Anthology of Western Thought (ed. Hunold A.). Dordrecht, 1961. PP. 151-70; Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. London - New York, 1962; Oakeshott M. Hobbes on Civil Association. Oxford, 1975; The Voice of Liberal Learning: Michael Oakeshott on Education (ed. Fuller Т.). New Haven, London, 1989; Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures. New Haven, 1958; Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life. New Haven, 1993; Oakeshott M. Work and Play II «First Things». № 54, 1995. PP. 29-33; Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Skepticism. New Haven, 1996; Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures. New Haven, 1958; Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life. New Haven, 1993; Oakeshott M. Work and Play II «First Things». № 54, 1995. PP. 29-33; Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Skepticism. New Haven, 1996.
3 Oakeshott M. Experience and its Modes. Cambridge, 1933; Oakeshott M. The Voice of Poetry in the Conversation of Mankind. London, 1959; Oakeshott M. Correspondence with Popper (1948). Hoover Institution Archives and Oakeshott Archives, LSE, London
Оукшот M. Рационализм в политике и другие статьи. М., 2002.
Оукешотт М. Массы в представительной демократии // Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т.2. М., 1997.
Оукшотт М. Современные представления о политическом господстве // «Вестник Московского Университета» сер. 12. (Политические науки), №5, 2009.
в общих чертах, исследовательском направлении. Немаловажная роль в изучении наследия мыслителя принадлежит международной Ассоциации Майкла Оукшотта, созданной его учениками на базе Лондонской школы экономики и политической науки. В настоящее время под эгидой Ассоциации ведется активная деятельность по переводу и изданию трудов мыслителя, развитию междисциплинарных исследований его творчества и поддержке
оукшоттоведения в различных научных центрах мира .
Библиография трудов, посвященных творчеству М. Оукшотта, весьма обширна, что, однако, ни в коей мере не позволяет говорить об изученности ни его взглядов в целом, ни его политической теории, в частности. Среди зарубежных авторов работ, которые тематически близки к теме настоящей диссертации, можно назвать такие имена, как А. Фарр, М. Лиддингтон, Дж. Грей, Н. О'Салливан, Э. Подоксик. Их исследования сосредоточены, в
первую очередь, на анализе оукшоттовской философии свободы . В нашей стране труды М. Оукшотта также включены в политологический дискурс.
С 1951 по 1969 год Оукшотт был профессором этого учебного заведения и возглавлял кафедру политических наук; его коллегами по месту работы были Милтон Фридман, Дэниэл Гэлбрейт, Харольд Ласки, Карл Поппер и другие интеллектуалы той эпохи. В библиотеке Лондонской школы экономики есть специальный архив, где хранятся рукописи, книги, письма, фотографии и личные вещи Оукшотта.
8 См.: Farr A. Understanding Sartre's Radicalism and Oakeshott's Conservatism: The Duplicity of Freedom. London, 1998; Gerencser S. The Skeptic's Oakeshott. New York, 2000; Gray J. Michael Oakeshott and the Political Economy of Freedom II «World and I. September». Vol. 3, 1988; Liddington M. Oakeshott: Freedom in the Modern European State II Gray J.N., Pelczynski Z. Concepts of Liberty in Political Theory. London, 1984; Minogue K. Oakeshott and the Idea of Freedom II «Quadrant». № 19, October 1975. PP. 77-83; Minogue K. Rationalism Revisited II Michael Oakeshott Association Conference. September 25, 2003; Nardin T. The Philosophy of Michael Oakeshott. University Park, Pa, 2001; O'Sullivan N. Why read Oakeshott? II Michael Oakeshott Association, London, 2001; Podoksik E. In Defence of Modernity: Vision and Philosophy in Michael Oakeshott. Thorverton, 2003; Podoksik E. Oakeshott's Theory of Freedom as Recognized Contingency II «European Journal of Political Theory». № 2, 2003; Segal J. Freedom and Normalisation: Poststructuralism and the Liberalism of Michael Oakeshott II «American Political Science Review». № 97, 2003; Soininen S. From a 'Necessary Evil' to an Art of Contingency: Michael Oakeshott's Conception of Political Activity in British Postwar Political Thought. Jyvaskyla, 2003; Sullivan A. Taken Unseriously II «New Republic». № 204, May 6, 1991;
Среди исследователей его наследия можно назвать таких авторов, как Т.А. Алексеева, В.А. Гуторов, В.Я. Денискина, Б.В. Николаев, СВ. Никоненко, В.И. Шамшурин.
Однако исследователи, будучи едины в признании значимости его теории, до сих пор не смогли придти к общему мнению о том, к какой интеллектуальной традиции и к какому политико-идеологическому лагерю следует эту теорию относить. Если проанализировать случаи упоминания об этом мыслителе в разнообразных источниках, можно выявить три базовых способа трактовки его места и роли в мировой политической мысли.
Первая группа авторов склонна воспринимать М. Оукшотта, прежде всего, как идеолога консерватизма, создавшего развернутую систематизированную политическую теорию, в которой преобладает взгляд консерватора, и построившего реалистичную модель консервативного мировоззрения.
Время от времени встречаются также попытки рассмотреть наследие М. Оукшотта, как творчество либерала или либертарианца, последователя традиции радикального эмпиризма англосаксонской школы. Интересно, что и сегодня традиционное восприятие М. Оукшотта в качестве консерватора и теоретика консерватизма соседствует с оценкой его наследия, как одной из наиболее интересных и логически последовательных систем либеральных
Tregenza I. Oakeshott on Freedom and Civil Association (Paper presented to the Collingwood and Oakeshott symposium). Sydney, March 19, 2004.
Веретенников А. Нам всем есть что терять. О вреде утопий, изъянах идеологий и здоровом чувстве консерватизма // «Независимая газета». 25 апреля 2002; Денискина В.Я. Политическая философия Майкла Оэкшотта // Философские основания теорий международных отношений. М., 1988; Кене А. Ответ Ахиезеру //«Неприкосновенный запас». №6 (26), 2002; Николаев Б.В. Проблемы методологии в трудах Майкла Оукшотта. Канд. дисс. Пенза, 1996; Никоненко СВ. Концепция рационализма в политике М. Оукшотта. Пересмотр моральных и религиозных ценностей М. Оукшоттом // Никоненко СВ. Английская философия XX века. СПб., 2003.
взглядов . В последнее время о нем часто говорят, как об основном (наряду с Р. Дж. Коллингвудом) представителе либерально-консервативного синтеза. В данной связи, можно отметить, что в зарубежной литературе задача определения жанровой, идеологической и дисциплинарной принадлежности М. Оукшотта стала практически самостоятельным исследовательским направлением.
Другие аналитики предпочитают видеть в мыслителе преимущественно историка и философа истории. При таком подходе в круг внимания попадают в основном работы М. Оукшотта по методологии истории и истории политических учений (Локка, Гоббса, Берка, Платона, Гегеля и др.).
Наконец, третьи , в стремлении избежать редукции всего многообразия идей М. Оукшотта к определенной идеологии или научно-дисциплинарному направлению, видят в нем преимущественно философа-эпистемолога, создающего целостную концепцию человеческого опыта во всем его многообразии. В связи с этим все более распространенной становится тенденция сопоставления творчества М. Оукшотта с новейшими направлениями мысли, в частности, постнеклассическими направлениями гуманитарных наук и философией постмодернизма .
Несмотря на обилие публикаций, можно с полным правом говорить о недостаточной изученности наследия М. Оукшотта, поскольку исследователи
См.: Coats W.J. Jr. Michael Oakeshott as Liberal Theorist II «Canadian Journal of Political Science I Revue canadienne de science politique». XVIII, № 4, December/Decembre 1985. PP. 773-787.
Кукарцева M.A. Деконструктивизм в философии истории США второй половины XX века // Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново, 1998; Николаев Б.В. Майкл Оукшотт: «Мертвое прошлое историка»// «Юридический вестник». Вып. 5, 2000. С. 63-72.
Алексеева Т. Майкл Оукшотт против рационализма (); Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // «Полис». № 1,2001.
13 См.: Devigne R. The Legacy of Michael Oakeshott II «Political Theory». Vol. 27, № 1, February 1999. P. 132.
фокусируют свое внимание преимущественно на отдельных сторонах творчества. Задача исследования его мысли во всем разнообразии и многозначности далека от решения. Некоторые опорные точки такого пути намечены в книге В.И. Шамшурина «Консерватизм и свобода» . На данный момент это - единственная работа, в которой осуществляется попытка не только очертить основные линии рефлексии М. Оукшотта, но и критически их осмыслить. То же можно сказать и об анализе политической теории, разработанной мыслителем, — в ее исследовании, к сожалению, до сих пор присутствует фрагментарность. На русском языке вообще отсутствуют труды, авторы которых обращались бы к комплексному исследованию политической теории М. Оукшотта. Что же касается зарубежных публикаций, среди их авторов доля политологов и политических философов невелика, в силу чего решение указанной задачи еще ждет своего решения.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - проведение комплексного анализа политической теории М. Оукшотта, ее концептуально-целостное осмысление и оценка теоретического потенциала, значимого для современной политической науки. Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
анализ наследия М. Оукшотта для выделения трудов, проблематика которых находится в поле теоретической политологии и философии политики, а также определение места и значения данной проблематики в творчестве мыслителя;
исследование исторического контекста формирования и развития теории М. Оукшотта, определение основных этапов ее становления;
комплексная реконструкция политической теории М. Оукшотта и структуризация ее теоретико-методологических оснований;
Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода. Краснодар, 2003.
4) исследование содержания базовых понятий политической теории
М. Оукшотта, реконструкция и критический анализ предложенных мыслителем
моделей политической реальности;
5) оценка политической теории М. Оукшотта, ее места и роли в мировой
и отечественной политической науке.
Методологическая основа исследования. В основу настоящего исследования положены традиционные методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, конкретно-исторического анализа, сравнительного анализа, а также структурный метод, метод анализа и синтеза и элементы критического подхода.
Положения, выносимые на защиту
1. Проблематика политической теории занимает важное место в
творчестве М. Оукшотта. В сфере внимания мыслителя - такие темы
политической философии, как политическое сознание и индивидуальный
выбор, рациональность политического поведения, источники легитимности
власти, механизмы эффективного политического управления, сравнение
моделей политической организации, соотношение либерального и
консервативного дискурсов, способы реализации свободы человека в
политическом пространстве и др.
2. Становление политической теории М. Оукшотта прошло несколько
стадий: (1) ранний период (1930-е - начало 1940-х), когда для мыслителя
характерен интерес к эмпирической философии и психологии; (2) зрелый
период (середина 1940-х - середина 1960-х), в который центральной
проблематикой является критика политических идеологий, проблемы
формирования либерально-консервативного дискурса и исследование
политических систем и механизмов лидерства; (3) поздний период (конец
1960-х - конец 1980-х), когда М. Оукшотт обращается, главным образом, к
философии истории, эпистемологии политического знания и построению
системной политической теории. Исторический контекст творчества М. Оукшотта связан со становлением западной политической науки, в первую очередь, - с ростом влияния позитивизма на гуманитарные науки и развитием бихевиористского направления в политологии, а также с развернувшимися после второй мировой войны дискуссиями между либералами и консерваторами о судьбах демократии и разработкой идей технократизма и социальной инженерии.
3. Политическая теория М. Оукшотта создана на базе уникального
теоретико-методологического инструментария, который представляет собой
сложный синтез скептицизма, критицизма и диалектики. На основании данной
синтетической методологии М. Оукшотт создает бинарные модели объяснения
различных аспектов политической реальности, представляющие собой
совокупности возможных интерпретаций, расположенных между «полюсами»
модели. Этот методологический прием позволяет мыслителю проводить
содержательный анализ исследуемых понятий и четко фиксировать основания
собственных выводов.
4. Базовые понятия политической теории М. Оукшотта
(«рациональность», «выбор», «свобода» и др.) служат решению центральной
задачи - обоснованию необходимости сохранения пространства человеческой
свободы в противовес проектам социальной инженерии. Эта задача связывает
воедино различные предметные области политической теории мыслителя и
обусловливает содержание предлагаемых моделей политической реальности,
среди которых наиболее разработанными являются модель политики как
«войны идеологий» или «беседы (conversation) традиций» и модель
политической организации как «гражданской ассоциации» или «ассоциации
предпринимателей». Введенное различение моделей основано на сопоставлении
форм, которые в них принимает свобода деятельного самосознания, методов,
используемых для установления и контроля «правил игры», и источников
легитимности власти. Особенность подхода М. Оукшотта заключается в признании того, что легитимность власти опирается на напряжение между гласными нормативными предписаниями и негласными вариантами поведения в связи с данными предписаниями.
5. Разработанная М. Оукшоттом теория носит целостный, системный характер. Ее методологические принципы и теоретические основания можно рассматривать как определяющие перспективное направление развития политической философии в современную эпоху. Они позволяют заложить основы гибкой политико-философской системы, объединяющей множество различных исследовательских парадигм, что востребовано современной политологией и политической философией, как в России, так и за рубежом. В частности, введенное М. Оукшоттом понятие «беседа» может использоваться для анализа соотношения политических традиций и идеологий и для выстраивания консенсусных стратегий в рамках политико-идеологического спектра. Политическая теория М. Оукшотта может также содействовать решению таких комплексных проблем современной политической науки, как построение эффективной методологии сравнительного анализа политических систем, выявление параметров неэффективности политического управления, понимание психологии лидерства и механизмов принятия решений, создание систем политической коммуникации с эффективной обратной связью и других актуальных задач современной политики.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной политологической литературе:
1) проведено исследование политической теории М. Оукшотта с приоритетной опорой на тексты, не переводившиеся в России; таким образом, реализована задача введения в научный оборот положений его политической теории, которые ранее были недоступны на русском языке;
на основе анализа наследия М. Оукшотта выделены труды, посвященные разработке политической теории; доказана значимость политической проблематики в творчестве мыслителя и исследован исторический контекст формирования политической теории М. Оукшотта, выделены основные этапы ее становления: ранний (1930 е - начало 1940-х), зрелый (середина 1940-х - середина 1960-х) и поздний (конец 1960-х - конец 1980-х), - и раскрыты особенности каждого из этапов;
проведена комплексная реконструкция политической теории М. Оукшотта, доказан тезис о целостном, системном характере данной теории, структурированы и содержательно раскрыты ее теоретико-методологические основания, к числу которых относятся скептический, критический и диалектический методы;
4) проведена реконструкция и осуществлен анализ моделей
политической реальности, разработанных М. Оукшоттом; показана логика
перехода от базовых понятий политической теории к сложным моделям;
раскрыты функции, пределы применения и потенциал данных моделей;
доказано, что в политической теории мыслителя приоритет отдается «беседе
традиций» как наиболее ценной и богатой по содержанию модели политики и
«гражданской ассоциации» как более жизнеспособному и эффективному типу
политической организации, не подвергающему пространство человеческой
свободы необоснованной редукции;
5) доказана перспективность теоретико-методологического подхода
Оукшотта, в частности, его синтетической методологии, для анализа различных
аспектов политической реальности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем на основании комплексного анализа политической теории М. Оукшотта
выявлены и показаны теоретические и методологические подходы, перспективные для развития современных политических исследований.
Апробация работы. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах и сборниках статей, выносились на обсуждение научного сообщества в ходе политологических и философских конференций, круглых столов, семинаров и конгрессов. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.