Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Гордеев Кирилл Алексеевич

Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века
<
Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гордеев Кирилл Алексеевич. Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 : Москва, 2003 152 c. РГБ ОД, 61:04-23/28-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен идеологии консерватизма

1.1. Понятие консерватизма. Терминология. Консерватизм и традиционализм 14

1.2. Национальные особенности консервативных течений 24

1.3. Особенности становления политической мысли французского консерватизма XIX века 35

Глава 2. Социально-политические воззрения консерваторов 50

2.1. Правые силы во Франции в первой половине XIX века. Общий обзор 50

2.2. Цивилизация: происхождение и развитие 53

2.3. Власть и политические институты 71

2.4. Консервативный идеал политической системы и формы правления 81

2.5. Мораль и политика 92

Глава 3. Практика. Общественно-политическая деятельность консервативных мыслителей 98

3.1. Основные направления общественно-политической деятельности консервативных мыслителей 98

3.2. Религиозно-политическая деятельность 112

3.3. Современные праворадикальные политические силы Франции как преемники традиционалистского консерватизма XIX века 122

Заключение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы тема консерватизма приобретает особую популярность в научных и политических кругах. Дискуссии по проблемам консерватизма, как российского, так и западного, приняли широкий размах, и вышли за рамки научного сообщества. Подходов и школ настолько много, что содержание, вкладываемое в понятие консервативной идеологии, серьезно видоизменяется (порой вплоть до противоположности). Эта проблема иллюстрируется реальной политической ситуацией и в России и на Западе. У нас консервативная идея эксплуатируется и левыми, и правыми, и центристами, и самые разномастные политики позиционируют себя как «консерваторы». В западных странах неоконсерватизм фактически утратил идеологическую связь с первоначальной идейной базой консерватизма и принял вид либеральной идеологии западного общества 70-х-80-х гт. XX в.

Россия обладает уникальной консервативной традицией. Русская консервативная мысль составляет один из наиболее крупных сегментов всего мирового консерватизма. После многих десятилетий забвения эта богатейшая социально-политическая, философская, религиозная и культурная традиция активным образом переосмысливается российским обществом. Однако в современных исследованиях еще недостаточно уделяется внимания некоторым аспектам изначальной формы консерватизма. Одной из исходных форм консервативной идеологии являются идеи французских философов XVIII-XIX вв., выступавших против идеологии Просвещения и революции. Очевидно, что изучение политических идей французского консерватизма важно и для осмысления особенностей русской консервативной идеологии. Кроме того, это поможет глубже понять сущность и смысл консервативной идеологии, составить более полное представление об историческом развитии понятия «консерватизм». Наконец, изучение одного из изначальных вариантов консерватизма позволит оценить место этого учения в системе современных

политических идеологий. И в современных исследованиях отмечается, что неверно замыкаться в рамках русского варианта консерватизма, акцентируя внимание исключительно на его самобытности и оригинальности1.

На протяжении многих десятилетий в отечественной науке доктрина французских консерваторов - де Местра, де Бональда, Шатобриана, и других, изучалась не самостоятельно, а только в контексте истории Великой французской революции 1789 г., вдобавок фрагментарно и с известных идеологических и методологических позиций. Интерес исследователей к данному политическому течению эпохи Французской революции обнаружился лишь несколько лет назад и справедливо отмечено, что социальный интерес к консервативной проблематике явно опережает процесс ее научного осмысления2.

Итак, актуальность темы можно кратко сформулировать так: в настоящий момент, когда отечественная политическая наука обратилась к изучению консервативной идеологии и русского консервативного наследия, для более полного понимания проблемы необходимо переосмысление взглядов французских консервативных мыслителей XVIII-XIX вв., заложивших основу социально-политического учения консерватизма.

Актуальность темы видится еще и применительно к политической ситуации в Западной Европе. Факт неуклонного роста популярности праворадикальных политических сил в последние десятилетия во многих государствах Европейского Союза неоспорим (успех лидера Национального Фронта Ж.-М. Ле Пена на президентских выборах во Франции в мае 2002 г.). Постулаты традиционалистского консерватизма XIX в. в значительной степени воспринимаются сегодня «новыми правыми» и французским Национальным Фронтом. В силу этого фактора, представляет интерес проблема взаимосвязи идеологии консерваторов, выступавших против Просвещения, революции и

1 См.: Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России // Общественные науки и современность.
05.08.2002.- 004.- С.80-94.

2 Туронок С.Г. Консерватизм в идеологическом процессе (теоретико-методологический процесс), диссертация
на соискание степени кандидата политических наук. М., МГУ, 1995. С. 13.

прогресса (в его либерально-просветительском смысле) и современных праворадикальных политических сил, расширяющих, как показывает практика, свое влияние на французский электорат.

Степень разработанности проблемы. Политический аспект философии консервативных мыслителей эпохи Французской революции и ряда последующих десятилетий до сих пор относится к числу недостаточно изученных. В западной политической и исторической науках в русле исследований по консерватизму тема социально-политических взглядов консервативных сил Франции в XIX в. разработана гораздо более в глубокой степени, нежели в российской науке. Но и среди западных исследователей часто можно встретить признание слабой изученности феномена консерватизма. Так, немецкий консервативный деятель Армии Молер отмечал, что консерватизм «остается приемным дитем политических изысканий» - он так и не породил собственной литературы, которая могла бы сравниться по своей систематичности с литературой параллельных политических течений -либерализма, социализма или анархизма. И в качестве объекта исторического исследования консерватизм остался без должного внимания: пока еще нет не только изложения истории общеевропейского (и североамериканского) консерватизма, но и освещение отдельных национальных разновидностей находится в плачевном состоянии.3

В советской историографии изучалась преимущественно философия Просвещения и идеи просветителей-энциклопедистов, вождей и лидеров революции, а также социалистическое направление политической мысли. Фигурам Местра, Бональда, Шатобриана, и другим консерваторам было отведено второстепенное место. Основополагающие произведения классиков консервативной мысли были опубликованы на русском языке лишь после 1991 года. Работы де Бональда до сих пор не переведены на русский язык.

3 Mohler A. Konservative Literatur und literatur uber den Konservatismus //Neue politishe Literatur. 1960. H. 12. S. 1037. Цит. по: Консерватизм в России и в мире: прошлое и настоящее, Воронеж, Издательство Воронежского государственного университета, 2001. С. 3.

Интерес российского научного сообщества к этим проблемам консерватизма начинает расти в последние годы. Однако тема политических идей консервативных философов эпохи французской революции в отечественной науке до сих пор освещена недостаточно. Среди огромного объема исследований по самым различным тематическим аспектам консерватизма серьезные попытки изучения корней явления, его первоначальных форм и содержания представляют незначительную долю. Часто можно столкнуться с тем, что в значительном объеме исследований российская методология изучения консерватизма представляет из себя смесь марксистско-ленинской школы, леволиберальной западной критики и американской политологии. В силу такой эклектики подходов, налицо значительный объем различий в определениях, трактовках тех или иных вопросов, разночтения. Вслед за западной (главным образом, американской) политологией, значительная часть российского научного сообщества в начале 90-х гг. рассматривала консерватизм как несамостоятельное явление.

Однако без должного внимания оставалось сущностное содержание явления, его корни и первоначальная форма. И весьма часто современные исследования консерватизма предпринимаются в некотором «отрыве» от того смысла слова «консерватизм», который в него вкладывался де Местром и Шатобрианом.

Исследования политических учений консервативных мыслителей появляются в конце XIX в. Если в работах французских историков основным предметом исследований являлись исторические причины Революции, то к середине-концу XIX в. исследователи начинают обращаться к осмыслению политических идей различных сил и конкретных мыслителей периода Революции и Реставрации.4

См.: Faquet Е., «Politiques et moralistes du XIX siecle». 5-е ed.. Ser.l, P., 1900; Espinas A., «La philosophie sociale du XVIII siecle et la revolution». Paris, Alcain. 1898; Descottes F. Joseph de Maistre avant la Revolution. Tours, 1895, t.I.

В отечественной науке на рубеже XIX и XX вв., в 20-е гг. заметный вклад в исследование политических идей консерваторов Франции XIX в. внесли работы Л.П. Карсавина, А.Н Шебунина, B.C. Соловьева5.

В 20-е-40-е гг. XX в. научные исследования консервативных идей XIX в. несколько уменьшаются. В политическую моду двух десятилетий перед Второй мировой войной вошли республиканские, социалистические и либеральные идеи. Особенностью развития консервативной идеологии в Европе стало то, что она вступила в противостояние с идеологией социалистической. Сходство политических позиций правоконсервативных сил с идеологией группировок, явившихся впоследствии ядром национал-социализма, фашизма и франкизма послужило для отечественной историографии поводом для уравнивания консерватизма и тоталитарных учений того времени (фашизм, франкизм и т.п.). Отечественная общественная наука в данный отрезок времени практически все внимание уделяла учениям идеологов Просвещения - Вольтера, Руссо, Дидро, идеям вождей революции и утопического социализма. Такая особенность предопределила на долгие годы дальнейший ход развития исследований социально-политической мысли периода Великой французской революции. Основное внимание до самого последнего времени уделялось с одной стороны, крайне левому флангу Французской революции, наиболее радикальным политическим течениям и идеям, с другой - массовым народным движениям. По словам современного отечественного историка А.В. Адо, Французская революция изучалась в советской науке почти исключительно «снизу» и с ее левого фланга. (Статья в сборнике «Исторические этюды о французской Революции (Памяти В.М. Далина)» М. ИВИ РАН. 1998.)

Всплеск интереса к творчеству основателей консерватизма, как на Западе, так и в СССР возникает в 60-е-70-е гг. XX столетия, по всей видимости, в связи с ростом популярности неоконсерватизма в западных странах. Объем исследований по

5 Соловьев B.C. О Жозефе Мари Де Местре // «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, Т. XX, СПб, 1897; Шебунин А.Н. Европейская контр-революция в первой половине XIX века. Л., 1925; Карсавин Л.П. «Жозеф де Местр» (1918-1922) // Вопросы философии. № з. 1989.

консерватизму в этот период значительно увеличивается. Весомый вклад в переосмысление творчества консерваторов XIX в. был внесен французскими учеными. Это А. Дасной, Ж.И. Окслэн, Р. Рэмон, Р. Трионф.

Во Франции к настоящему времени сложилась богатая традиция изучения творчества консерваторов, в частности, Жозефа де Местра. На родине Местра, в Савойе, представителем этой традиции является профессор Савойского университета Жан-Луи Дарсель. С 1977 г. Савоиский университет выпускает ежегодный журнал «Revue des etudes maistriennes».

Необходимо отметить, что с конца 60-х гг. XX в. в историографии консерватизма, и в развитии самой консервативной идеи начинается новый этап, характеризующийся двумя особенностями. Во-первых, в эти годы в Европе возникает движение «новых правых», оказывающее и по сегодняшний день заметное влияние на политическую и культурную жизнь Европы. Во-вторых, с 70-х годов широкий успех приобретают в странах Запада либерально-консервативные политические силы, когда «консервативный триумф» привел к власти Р. Рейгана, М. Тетчер, Г. Коля и других. Первое явление явилось родственным идеям «изначального», контрреволюционного консерватизма, и в историографии изучения философии первых консерваторов сыграло роль «ревизора», переоценивая и встраивая в контекст современности ценности и традиции прошлых веков.6 В свою очередь, второе явление сыграло в формировании современного консерватизма и его восприятии в обществе не менее значимую, но принципиально иную роль, являясь по своей природе идеологией либеральной буржуазии. Консервативные партии Запада выступили силой, стремящейся сохранить сложившийся статус-кво либерально-буржуазного общества. При таком положении вещей, определение консерватизма как «стремления сохранить существующие институты и устои»,

6 См.: Dasnoy A. Le prestige du passe. Paris, 1959; Godechot J. La contrrevolution - Doctrine et action. 1789-1804. P.,
1961; Oechlin J.I. Le mouvement ultra-royalist sous la Restauration: Son ideologic et son action politique. 1814-1830.
P., 1960; Vial P. Pour une renaissance culturelle. Paris, 1979; Benoist A. de. Vu de droite: Anthologie critique des idees
contemporaines. P., 1978. P. 16.

7 Консервативная идея - очищение от иллюзий. Идейная платформа клуба консервативных аналитиков //
Золотой лев. № 11-12. 2000.

предложенное западными же политологами, вполне оправдано. Их консерватизм заключался не в родстве с мировоззрением Местра, Берка, Ламеннэ, Генона, Меллера Ван ден Брука, Юнгера, а в стремлении сохранить экономическую, социальную и идейную классические либеральные модели. И с этого момента в историографии политической философии основателей консерватизма в частности, и консервативной идеологии в целом, получили развитие такие тенденции. Старый консерватизм стирался, новое явление стало именоваться неоконсерватизмом, который представлял из себя, по сути, попытку возврата к первоначальному, «подлинному» либерализму.

Вторую половину 80-х гг. можно рассматривать как новый этап в изучении консерватизма советскими авторами. Природа и типология консерватизма, этапы его эволюции и место, занимаемое в современном мире, стали предметом книг и статей А.А. Галкина и П.Ю. Рахшмира.

Таким образом, на основе анализа степени разработанности темы, выявлены следующие проблемы:

современных исследованиях недостаточно освещается коренная форма идеологии консерватизма, а статус «консерватизма» получает то явление, которое по своей сути является либеральной идеологией со стремлением сохранить, выражаясь словами Хантингтона, свой «статус-кво», что и составляет ее основную «консервативность»;

-в исследованиях по консерватизму нет достаточного освещения вопроса влияния идей французских консервативных философов XIX в., - основателей идеологии консерватизма, - на идеологию современных праворадикальных, правоконсервативных и других политических сил правой ориентации, как французских, так и в целом, европейских.

Теоретическая и методологическая база исследования. В настоящей диссертации применен комплексный метод исследования, используемый при изучении разноплановых источников. Специфика анализа социально-политических воззрений виднейших консервативных деятелей

рассматриваемой эпохи (конец XVlII-первая половина XIX в.) - де Местра, де Бональда, Шатобриана и других обусловлена особенностями творчества каждого из них; и характером влияния их идей на последующее развитие консервативной и традиционалистской мысли. Указанные особенности исследования определили его структуру.

Взгляды консерваторов изучаются нами по принципу дедукции — от общего к частному. Сначала рассматриваются общие проблемы консерватизма, применительно к интересующей нас эпохе, возникновение этой идеологии, причины, затем анализировались социально-политические взгляды консерваторов. Не имея возможности в рамках данной диссертации дать развернутый и максимально полный анализ процесса развития консерватизма на протяжении ХІХ-ХХ столетий, мы сочли необходимым кратко осветить проблему влияния политических взглядов французских консерваторов на современные праворадикальные силы.

Проблемный подход. В изучении произведений Местра, Бональда, Шатобриана предпринимается анализ ключевых проблем для данных авторов -проблем революции, смены исторических эпох, крушения старого мира и доказательства порочности нового вектора общественного развития.

Исторический подход. Он предполагает изучение проблемы в ее последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего. Важным представляется принцип историзма, который предполагает рассматривать проблему в ее зарождении, развитии и современном состоянии. Важен и обзорно-аналитический метод, с помощью которого рассматривается общая картина, «панорама» изучаемого вопроса.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении особенностей социально-политических взглядов французских консервативных мыслителей в период конца XVIII-начала XIX в. (первая половина XIX в.), специфики формирования

консервативной идеологии (исторические предпосылки, национальные особенности). Достижение цели потребовало решения следующих задач:

Рассмотреть основные точки зрения (подходы, определения) понятий «консерватизм», «традиционализм»;

Проанализировать истоки и особенности формирования консервативного мировоззрения в период XVIII- первой половины XIX вв., дать характеристику особенностей национальных вариантов консерватизма;

Провести анализ социально-политических идей консервативных философов (общественная структура, власть и политические институты, соотношение морали и политики, идеальная политическая система);

Рассмотреть практический аспект деятельности консерваторов, оценить степень их влияния на общественно-политическую жизнь Франции того периода;

Выявить сходство в идеологических конструкциях консерваторов XIX в. и современных праворадикальных политических сил Франции.

Объект исследования: политическая идеология французских консервативных мыслителей конца XVIII-первой половины XIX в., их социально-политическое учение как изначальная форма консервативной идеологии.

Предмет исследования: взгляды консерваторов на политическую систему государства, строение общественных и политических институтов, особенности возникновения консерватизма во Франции в XVIII-XIX вв., политическая деятельность консервативных мыслителей в эпоху Революции и Реставрации, влияние на дальнейшее развитие идеологии французских правых.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современное понимание консерватизма (или современная форма

консерватизма) часто не содержит фундаментальных принципов, характерных

для мировоззрения классиков консервативной идеологии, и не отражает

сущности явления. Идеологическая конструкция консерваторов XVIII-XIX вв.,

наследуется определенной частью правых политических течении или научного сообщества.

2. Политическая доктрина консерваторов является масштабной идеологической системой, объясняющей и распространяющейся на все сферы окружающей действительности - социум, природу. Политическое учение классиков консерватизма было предназначено защищать универсальные традиционные ценности и принципы в сфере государственного управления и власти.

3.Идеология ряда современных праворадикальных течений имеет в своем основании постулаты традиционалистского консерватизма XVIII-XIX вв. и в значительной степени испытывает на себе влияние идей Де Местра, де Бональда и других. Таким образом, эти мыслители определили развитие правой мысли во Франции не только в XIX, но и в XX веке.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые после достаточно длительного разрыва в историографии на основе широкого круга источников был предпринят анализ политических идей ведущих представителей французской консервативной традиции, были затронуты различные аспекты формирования консервативной политической идеологии, а также предпринят сравнительный анализ взглядов консерваторов-традиционалистов XIX в. и идеологии некоторых представителей современного французского праворадикального спектра. В научный оборот введены новые материалы - малоизученные в отечественной науке работы Луи де Бональда, консервативная публицистика XVIII в., архивные материалы РГАСПИ.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что научно-теоретические положения и выводы, практические рекомендации, сформулированные диссертантом на основе проведенного исследования, могут

* Bonald L. de. Opinion sur les elections. 1817; Du divorce considere au XIX siecle, relativement a l'etat domestique et a l'etat publie de societe. 1818; Pensees sur divers sujets et discours politiques. 1817; Conservateur. T. I. № 1-13. 1818. P., chez le Normant fils eduteur.

быть применены в научно-исследовательской работе по проблемам истории политических учений, в исследованиях по консерватизму.

Апробация работы. Основные положения диссертации были опубликованы. Статьи по материалам первой главы - «Консервативное сознание» (журнал «Золотой Лев», № 21-22, сентябрь 2002 г., интернет-версия, ), «Особенности становления политической мысли французского консерватизма XIX века» (сборник «Schola-2002», М., 2002), статья по материалам третьей главы «Современные праворадикальные политические силы Франции как преемники традиционалистского консерватизма XIX века» в сборнике научных статей «Политическая идеология в современном мире», № 4, ИНИОН, 2003 г.

Структура. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы по теме диссертации. Общий объем - 152 страницы.

Понятие консерватизма. Терминология. Консерватизм и традиционализм

Проблема определений понятия «Консерватизм» занимает в научной литературе весьма значительное место. Существует множество точек зрения и подходов к определению явления и его типологизации. Приводить подробный историографический обзор определения и типологии консерватизма означало бы совершить отход от главной темы. Для нашего же исследования представляется значимым остановиться на проблеме терминологии и типологии консерватизма в обобщенном виде, представить основные существующие ныне исследовательские позиции по этому вопросу.

Ряд исследователей придерживаются мнения9, что универсальные определения консерватизма затруднительны и в конечном счете бесплодны, поскольку консерватизм представляет собой национальный феномен, в противоположность интернациональным идеологиям либерализма и социализма. Данная позиция имеет под собой серьезные основания.

Большое внимание анализу различных аспектов консерватизма уделялось в советской науке. Ее определения в соответствии с нормами марксистско-ленинского классового подхода трактуют консерватизм исключительно как реакцию, которая направлена против общественного прогресса и просвещения (тенденция к стабилизации, упрочнению условий существования вытесняемых с исторической арены общественных слоев).10 Известные советские исследователи праворадикальной идеологии А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир определяли консерватизм как «тип политики господствующих классов антагонистического общества с соответствующей идеологической надстройкой, с определенной партийно-организационной базой, который возник как реакция на Великую Французскую революцию, вобрав в себя как феодально-аристократические, так и буржуазные компоненты». Далее отмечалось, что «Консерватизм направлен против общественного прогресса, противодействуя ему разнообразными методами - от провозглашения готовности к ограниченным реформам до откровенного насилия».11 Определение из Философского энциклопедического словаря (М., «Советская энциклопедия», 1983) практически идентично. Очевидно, что подобные определения затрагивают лишь одну из многочисленных сторон многогранного и сложного явления, и оставляют без внимания иные, не менее значимые. В последние годы этот пробел стал восполняться российскими учеными, и консерватизм попытались определять более объективно и непредвзято - с учетом и социально-психологических мотивов, и аксиологических установок и т.п.12

В современной академической науке существуют три основных подхода к определению консерватизма: ценностный, ситуативный и конкретно-исторический. Сторонники ценностного подхода видят в консерватизме стремление «сохранить» определенную идеологию, в основе которой лежат неизменные ценности. Однако данный подход имеет ряд недостатков. Если исходный пункт консерватизма носит неполитический, вневременной характер, то возникает противоречие, когда «приверженцы консервативной партии отнюдь не всегда нуждаются в консервативном мышлении, а... носители консервативного мировоззрения отнюдь не всегда являются сторонниками консервативных партий».13

Ситуативный подход (предложенный С. Хантингтоном) определяет консерватизм как тенденцию к сохранению status-quo, существующих институтов. По Хантингтону, охранительная идеология «возникает из определенной, но повторяющейся исторической ситуации, в которой носители стабильной организации используют консервативную идеологию как защиту».14 Есть и отечественные сторонники у такого подхода, полагающие, что консерватизм - это отражение идей и идеалов «групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития,...»,15 это приверженность ко всему существующему, устоявшемуся, независимо от того, что это значит в каждом конкретном случае16 и что истинный консерватизм призван защищать статус-кво.17 Однако слабость такого подхода заключается в том, что согласно ему получается, что любая сила, находящаяся в конкретный исторический момент у власти при стремлении сохранить или восстановить утраченное свое положение и культивируемые ею ценности в обществе, автоматически становится консервативной (например, «красный консерватизм» КПСС-КПРФ в России). Очевидно, что при таком подходе самостоятельность консерватизма как полноценной идеологии ставится под вопрос.

Третий подход - конкретно-исторический - трактует консерватизм как явление истории Нового времени, вызванное к жизни необходимостью защиты существующих устоев от свежих веяний в европейской общественно-политической жизни. Автором этой позиции является К. Манхейм. По его мнению, именно вследствие Великой Французской революции в общественно-политической жизни развилась тенденция к поляризации мышления и различные стили мышления развивались в соответствии с партийными направлениями, так, что можно говорить о мысли либеральной или консервативной.18

Национальные особенности консервативных течений

Консерватизм как явление сложное, многоплановое, вобравшее в себя множество политических традиций и воззрений, представляет и незаурядный интерес с точки зрения особенностей национальных вариантов данного социально-политического учения. Любое течение политической мысли должно быть рассмотрено в социально-историческом контексте, оно должно быть соотнесено с национально-культурной или региональной традицией. Нельзя забывать о том, что консерватизм многолик и поливариантен, что каждый из этих вариантов глубоко укоренен в исторической и культурной традициях той или иной страны или народа. Без этого мы не поймем много: почему, например, в Америке консерваторами называют многих европейских либералов, а отца и основателя консерватизма Берка зачисляют в либералы; или почему такая сугубо националистическая организация как «Аксьон франсез» в годы второй мировой войны оказалась на стороне Германии и т.д.

Естественно, что индивидуальные особенности каждой европейской страны, уникальность ее общественно-исторического развития, менталитет и политическая культура нации, социально-психологические особенности, повлияли и на формирование консервативных идей в отдельно взятой стране в совершенно особом плане. Различные национальные варианты консерватизма составили три традиции, называемые англосаксонская, западноевропейская и российская (исследованию этих трех посвящена работа Рахшмира П.Ю. Три консервативные традиции: общее и особенное // Исследования по консерватизму. Вып. 2. Консерватизм в политическом и духовном измерениях. Материалы международной научной конференции. Пермь. 1995. С. 6-7.).

В качестве примера мы рассмотрим особенности английской консервативной политической культуры, испанского, немецкого и российского консерватизма в период первой половины XIX в.

Английская и французская консервативные традиции В качестве свойства английской политической культуре приписывают такое понятие как «внешняя традиционность»,33 когда при бережном отношении к политическим формам ненавязчиво меняется суть общественных отношений, сопровождающаяся изменениями в общественном сознании. Британскому консервативному мировоззрению характерен прагматизм, с одной стороны, другой же характерной чертой является стремление англичан к политическому компромиссу. Важнейшей особенностью британской политической традиции признается то, что и консерваторы, и либералы никогда догматически не следовали своим принципам. Формировавшиеся ими правительства всегда были готовы гибко реагировать на вызовы времени.34

Сказанное подтверждает и тот факт, что Эдмунд Берк, будучи консерватором, включал, тем не менее, в свою систему взглядов концепцию реформ. Однако придавал ей весьма разнообразное, традиционалистское толкование. Основную задачу при проведении реформ Берк видел в том, чтобы не нарушить естественные традиционные устои. Тот, кто заинтересован в сохранении порядка, должен постепенно, подобно садовнику удалять с вечно зеленого дерева старые, засохшие побеги и взращивать новые. Так медленная, постепенная эволюция сочетается с принципом сохранения. В этой связи Берк различает понятия реформы и изменения. Если первые не подрывают сущности объектов, являясь вынужденным средством, то вторые могут менять эту сущность.

Антиисторическому абстрактному рационализму Берк противопоставляет предрассудки. В них скрыта мудрость, унаследованная от предков, в которой заключен «разум всеобщий, коллективный, политический», она - самый надежный руководитель человеческого поведения. Благодаря предрассудкам добродетель становится привычкой, долг — частью природы человека, тогда как при их отсутствии люди лишаются ориентиров. Именно такую же роль предрассудкам придавал и де Местр. Есть вещи, считал он, в отношении которых правитель никогда не позволит себе приказывать, и традиции, в отношении которых «власть чувствует, что никоим образом не должна себя компрометировать». Эта фундаментальная противоположность между Англией и Францией не ограничивается предрассудками. Она также выражается в глубоко различных подходах к изменению общественных институтов. Французы из своей страны сделали чистый лист, чертят на нем абстрактные конструкции, действуя во Франции как в завоеванной стране, разрушая наследие. Английский же метод предпочитает медленные изменения, «сохраняющие полезные части старого здания, добавляя то, что им соответствует». «Благодаря нашему ворчливому сопротивлению новшествам, холодной инертности нашего национального характера, мы еще похожи на наших предков..., - пишет Берк, -мы не стали еще дикарями...Атеисты не стали еще нашими наставниками, безумцы - законодателями...Мы не были выпотрошены и набиты, как чучело в музее птиц, соломой, тряпками и жалкими обрывками бумаг о правах человека».36

Следующей наиболее примечательной особенностью английской консервативной традиции видится очевидная близость английского консерватизма либеральным идеям, некий «либеральный характер», присущий британскому консерватизму. Такая черта была предметом внимания многих исследователей (профессор истории из Сорбонны Пьер Шоню, Ф.Бенетон и другие). По сравнению с французской английская консервативная традиция, равно как и вся политическая философия в Англии XVIII-XIX вв. отличается большей близостью к либеральным учениям. Консерватизм Берка вполне вписывается в эти рамки. В более поздних работах (См.: Thoughts and Details on Scarcity. 1796) он все больше вдохновляется принципами экономического либерализма, утверждая, что рынок обеспечивает спонтанную регуляцию экономической деятельности и объединяет частные интересы. При этом, однако, он остается верным антимодернистской традиции, сводя к минимуму творческую роль человеческого разума. Эти особенности предопределили дальнейшее развитие английского консерватизма вплоть до Р.Пила и Дизраэли, консерватизм которых носил реформистский характер.

Французский же консерватизм, и взгляды Местра, Шатобриана, Ламеннэ это подтверждают, имел более традиционалистский, религиозно-мистический уклон. Во французской консервативной традиции огромное значение имеет религия. Католицизм, как традиционная форма христианства, рассматривался французскими консерваторами в качестве системообразующего фактора в обществе и базовой ценностью мировоззрения.

Различный характер английского и французского консерватизма коренится в различии моделей исторического развития двух стран: длительное, эволюционное развитие английского общества и революционное, скачкообразное - французского. Эпоха Великой Французской революции является этапом явного противостояния двух моделей: «в то время как английская модель углубляется по консервативному пути - ритм изменений очень осторожный, незаметный, - на континенте верх берет французская модель, основанная на разрыве» - считает П. Июню.38 Англия, - отмечает другой исследователь, французский историк Ф.Крузе, - идет в совершенно отличном от всей Европы направлении. Англия ограничивает монархию, ограничивает вмешательство государства, защищает свободу, или...свободы личности».39 Во Франции же, напротив, развитие государства опережало развитие гражданского общества. К тому же, во Франции преобладало сельское население, а его социальная форма - община - являлась мощным источником консервативных, традиционалистских настроений. Отсюда, с XVI-XVII вв., когда абсолютизм стал ущемлять полномочия дворянства и церкви, многие исследователи выводят истоки. Обороняясь, аристократия выдвинула идеи, воспринятые и переформулированные позднее консерваторами: государству не следует расширять свою власть за счет местного самоуправления.

Правые силы во Франции в первой половине XIX века. Общий обзор

В XIX веке правый спектр насчитывал значительное число группировок и общественно-политических мыслителей, которые внесли яркий вклад в становление идеологии консервативной мысли и определили вектор развития правых на много лет - Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф.Р. де Шатобриан, Ф.Р. де Ламеннэ, И. Тэн, Э. Ренан и другие. Характерно, что в ряде исследований74 отмечается недостаточная изученность правоконсервативных сил в тот период. В силу того, что часто менялись названия, создавались аморфные коалиции, неформальные объединения и салоны существенно мешали разглядеть лицо французских правых вплоть до 60-х гт. XX в. Согласно ставшему общепринятым определению известного французского историка Р. Рэмона, правые во Франции в рассматриваемый период (первая половина XIX в.) были разделены на три политических группы - легитимистов, орлеанистов-умеренных и бонопартистов.

Эпоха Реставрации (1815-1830) проходила под знаком разработки и обоснования правоконсервативной идеологии. В 1810 г. возникла организация «Рыцари веры», ставшая основой будущего политического объединения ультрароялистов. Одним из главных идеологов ультра был виконт Л. де Бональд. Другой край политического спектра занимали умеренно-либеральные силы во главе с Б. Константом, и Лафайетом. В центре находились «доктринеры» (конституционалисты), защищающие положения Хартии 1814 г. В традициях англичан, они считали Хартию контрактом, заключенным между легитимной властью - Бурбонами и нацией. Эта группировка возглавлялась Ф. Гизо и Ройе-Колларом и включала в себя интеллектуальную элиту дворянства и части буржуазии.

К этой группе можно отнести фигуру католического философа Фелисите Робера де Ламенне (1782-1854). В годы Реставрации он придерживался консервативных взглядов, но впоследствии эволюционировал к либерализму и христианскому социализму. Ламенне издавал журнал «Будущность» (L Avenir), его концепция переустройства общества на основе католицизма нашла отражение в работе «Слово верующего» («Paroles (Tun crouant», P., 1834).

После июльской революции 1830 г. и прихода к власти Луи-Филиппа Орлеанского правый лагерь разделился на более умеренных «орлеанских правых» и крайне правых легитимистов. Умеренно-консервативный либерализм первой половины XIX в. разрабатывал концепции, где переплетались идеи представительной демократии раннебуржуазных мыслителей (Монтескье, Локк) и попытки найти защиту личности от распространяющейся демократии и «тирании большинства». Наиболее яркими мыслителями в данном русле являются родоначальники французского либерализма Бенжамен Констант и Алексис де Токвиль.

Орлеанисты представляли из себя умеренную группировку правых, наиболее последовательных выразителей французского консервативного либерализма, признававшего индивидуальные гражданские и политические свободы и с позиций традиционалистского консерватизма подходившего к социальным вопросам.

Третья, согласно Р. Ремону, группировка правых - бонапартисты -появилась в политическом спектре Франции после поражения революции 1848 г. Бонапартисты получили успешный результат на выборах 1852 г., чему способствовало завоеванное еще в ходе революции всеобщее избирательное право, которое и легитимисты (к примеру, де Бональд) и орлеанисты стремились ограничить. Бонапартисты выступили под тройным лозунгом -гарантий наследия революции 1789 г., принципа авторитарной власти и национального величия. Позиции трех групп правых имели точки соприкосновения, но в основном расходились. Орлеанисты выступали за парламентский режим, бонапартисты и легитимисты — против. Орлеанисты и бонапартисты приветствовали развитие капитализма и промышленности, легитимисты относились к этому процессу критически.

Следует отметить, что строгая идентификация течений французского правого спектра XIX в. на сегодняшний день затруднительна в силу достаточно разных точек зрения в научном сообществе.75 Соглашаясь с делением Р. Ремона, автор Ф. Буррико предлагает употреблять «менее обязывающие названия» — умеренные, консерваторы, популисты. Каждая составная часть правых характеризуется определенным приоритетом, который для консерваторов состоит в поддержке охранительных институтов»; умеренные предпочитают компромисс, примирение между интересами; для популистов первостепенной ценностью является народ и его единство.76

Если несколько выйти за хронологические рамки исследования, ограниченного первой половиной XIX в. и предпринять характеристику французских право-консервативных сил к концу столетия, то наиболее крупной и значимым субъектом правого спектра того периода является лига «Аксьон франсез». AF возникла в 1899 г., и по мнению Р. Ремона, осуществила некий синтез идеологии французских правых, вобрав в себя особенности трех перечисленных традиций и предоставив правым «продуманную реакционную философию». Главным вкладом в развитие правой и националистической идеологии лидера AF Шарля Морраса является доктрина «Интегрального национализма», соединившая идеи монархии и национализма. По словам Морраса, по аналогии с интегралом, «суммой всех величин», монархия соответствует всем нуждам французской нации и способна отстаивать национальный интерес. Идеология AF сыграла важную роль в формировании идеологического багажа правых и националистических сил Франции в XX столетии.

Основные направления общественно-политической деятельности консервативных мыслителей

В предыдущих главах мы рассмотрели теоретические основы французского консерватизма XIX в., его исторические и философские предпосылки, попытались представить основные постулаты консервативной политической теории конца XVIII - начала XIX вв. В заключительной главе представляется уместным затронуть проблему практических аспектов консервативной философии, а именно - общественно-политическую деятельность наиболее заметных фигур, рассмотреть, как консервативная политическая теория использовалась ее авторами и приверженцами в реалиях общественно-политической жизни Франции и Европы в первую половину XIX в.

Мы выделили те основные области общественно-политической деятельности, в которых консерваторы проявили себя наиболее значимо и оставили яркий след. Здесь следует сделать уточнение. Вполне очевидно, что реализация социально-политической теории предполагает активное участие в политике. Однако, видимо, особенность консерватизма как типа политической идеологии такова, что практическая политика (госслужба, участие в законодательных органах власти) бесспорно, занимала значимое место в биографиях де Местра, де Бональда, Шатобриана, и они пытались реализовывать свои взгляды через нее. Но не менее значимыми областями в плане самореализации консерватизма, а порой и более значимыми, - являлись для консерваторов области культуры - литература, религия. Литературное творчество консерваторов - «Замогильные записки» или «Гений христианства» Шатобриана являлись выражением аристократического сознания, «последним посланием» ушедшей эпохи. В этом смысле К. Маркс говорил про консерваторов, что они по своему историческому положению были призваны к тому, чтобы «...писать памфлеты против современного буржуазного общества...О серьезной политической борьбе не могло быть и речи. Ей (аристократии - К.Г.) оставалась только литературная борьба».139

Многие из консервативных деятелей, чьи социально-политические взгляды анализировались выше - Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Франсуа Ренэ де Шатобриан, - в определенные периоды своей жизни принимали участие в политике и оказали влияние на общественно-политическую жизнь Франции. Политика. Госслужба

Луи де Бональд был одним из главных идеологов ультра (так называлось одно из течений роялистов в период Реставрации). Основой всех его политико-философских сочинений был последовательный традиционализм. Избранный в «бесподобную» по реакционности палату депутатов в 1815 г., для реализации своих идей де Бональд использовал политическую трибуну. Он поддерживал все усилия ультраконсерваторов по возвращению земель и восстановлению привилегий церкви и аристократии и по ограничению власти промышленной буржуазии. Он горячо приветствовал возвращение во Францию Бурбонов, при этом сожалея о том, что легитимные властители превратились в королей, чья власть ограничилась конституцией. Выступал за ограничения свободы прессы, за запрещение разводов, ужесточение наказаний (в частности, за святотатство). В 1820 г. он был избран пэром Франции и в 1830 г. он отказался от этого звания, чтобы не приносить присяги власти Луи Филиппа Орлеанского и сохранил за собой титул члена Французской академии.

Основными формами выражения идеологии у Шатобриана являлись литературно-публицистичекая деятельность и политическая практика в Палате пэров. Три его главные книги, как сам он называл - «Гений христианства», «Мученики», «Путешествия». Литературной карьере Шатобриан отдал четырнадцать лет — с 1800 по 1814 год. Политические сочинения стал писать с началом периода Реставрации, тогда же «началась всерьез» и политическая деятельность виконта.

Шатобриан пользовался поддержкой умеренного роялистского дворянства, обитателей предместья Сен-Жермен, где обладал высоким авторитетом в салонах. Вообще его политическая карьера выглядит весьма любопытно, при той позиции, которую он озвучил в «Замогильных записках»: «...я знаю цену правительствам. Стоит ли верить грядущим королям? Стоит ли верить нынешним народам? Мудрый и безутешный человек нашей беспринципной эпохи черпает жалкое успокоение лишь в политическом атеизме...Мы засыпаем под грохот рушащихся монархий и просыпаемся, когда остатки их выметают из-под нашей двери»140.

В 1815 г. Людовик назначает Шатобриана временным министром внутренних дел. Это было, когда Людовик сбежал из Парижа в Гент, перед «Ста днями» Наполеона. В Генте Шатобриан выступил с докладом королю, в котором выражал в патриотическом духе поддержку монарха всеми министрами и членами Совета. Предлагал принять закон, «устанавливающий наказания для злонамеренных журналистов», и дать полную свободу печати, поскольку она неотделима от представительного правления. Его доклад вызвал резонанс в Париже, и получил резко отрицательную реакцию Наполеона и его сторонников.

В 1815 г. Шатобриан вошел в палату пэров. Чем по своей сути являлся этот орган? В 1815 г. Тайлеран настоял на введении наследственности пэрского звания. Палата пэров формировалась королевским назначением. Палата должна была поддерживать правительство. Назначение пэров стало одной из форм политической борьбы правительства и парламента. Независимость от «сезонных колебаний» политического климата делала Палату пэров зачастую более непримиримо оппозиционной, чем была Палата депутатов. Председатели совета министров были вынуждены для поддержки своих законопроектов вводить в состав Палаты новых членов, которые с отставкой этого правительства практически неизбежно оказывались в оппозиции. Если 4 июня 1814 г. в состав Палаты вошли 46 человек, то к 1830 г., к моменту июльских событий в Палате оказалось уже 386 членов. После 1820 г., в связи с периодическим разбавлением новыми членами, Палата пэров во многом перестает играть самостоятельную роль. Опыт Палаты пэров продемонстрировал, что орган власти, формирующийся по произвольному признаку, во Франции 20-х годов XIX в. уже не мог иметь достаточного политического веса.

В 1817-1818 гг. Шатобриан продолжает выступать в Палате пэров. Затем основывает вместе с де Бональдом и Ламеннэ «Консерватер». В 1820 г. цензура запрещает «Консерватер». Далее Шатобриан занимается дипломатией - он был послом в Берлине, в Лондоне, в Италии, министром инстранных дел. После вынужденной отставки с поста министра иностранных дел в 1824 г., Шатобриан формирует группу «изменников» (Defection), как ее назвали сами Ультра. Основной причиной раскола считали личную неприязнь Шатобриана к председателю правительства, графу Виллелю, в результате интриг которого он был вынужден покинуть правительство. Шатобриан нашел и платформу, на которой можно было собрать сторонников в Палате пэров, где он заседал, и в Палате депутатов. Ключевым моментом его политической программы стала ответственность министров перед парламентом. Не посягая на привилегии короля, он считал, что политика, которую проводят королевские министры, должна быть открыта для корректировки представителей политической элиты -депутатов и пэров Франции.

Похожие диссертации на Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века