Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Кавиев Айрат Фархатович

Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова
<
Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кавиев Айрат Фархатович. Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова : Дис. ... канд. ист. наук : 23.00.01 : Казань, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-7/179-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этапы и факторы формирования концептуальных оценок М. Вахитова - политика .

1.1. Историография 20-х - середины 50-х годов XX века: тенденции оценки деятельности М. Вахитова историко-политической наукой 10-25

1.2. М. Вахитов как общественно - политический деятель революционной эпохи в историографии середины 1950-х - середины 1980-х годов 26-56

1.3. Переосмысление оценок и трактовок общественно- политических взглядов М. Вахитова в исторической литературе конца 1980-х - 2000-е годы 57-74

Глава 2. М. Вахитов как тип национального лидера: историко-политический анализ .

2.1. Истоки формирования общественно-политических взглядов М. Вахитова 75-93

2.2. М. Вахитов - лидер левых мусульман-социалистов 94-118

2.3. М. Вахитов - идеолог освободительного движения в исламском мире 119-146

2.4. М. Вахитов и М. Султан - Галиев: идейно - политическая преемственность в теории и практике национально-освободительного движения 147-158

Заключение 159-164

Список источников и литературы 165-185

Список сокращений 186

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Известно, что долгое время историческое прошлое рассматривалось как деятельность масс, классов, социальных групп. Именно с этих методологических позиций исследовалась роль личности в истории. Поэтому в перестроечное и постсоветское время возрос интерес к изучению исторической антропологии. Историки получили возможность объективно, без идеологических догм и штампов оценить деятельность и взгляды отдельных личностей. Это способствовало глубине раскрытия смысла и хода исторических событий, пониманию их неоднозначности и неповторимости, осмыслению важнейших событий эпохи. В этой связи изучение взглядов Мулланура Вахитова, в силу его особой и во многом уникальной роли в истории национального движения татарского народа в начале XX века, представляет несомненный интерес для современности, ибо многие его идеи и политические приоритеты не потеряли своей актуальности в настоящее время.

Рассматриваемая в диссертации тема самодостаточна и в научном отношении, так как, несмотря на то, что отдельные стороны жизни и деятельности М. Вахитова изучены довольно обстоятельно, до сих пор не существует какого-либо комплексного исследования общественно-политических взглядов М. Вахитова с учетом современных, объективных методологических позиций. Его имя обросло легендами, из работы в работу переходили повторяющиеся некритические клише, что порождает необходимость более детального, с опорой на новые источники, изучения его мировоззрения. Это способствовало бы закреплению реальных представлений о национальном движении татарского народа.

Таким образом, объектом данного исследования являются общественно-политические взгляды М. Вахитова, одного из ярких представителей национально-освободительного движения татарского народа

в революционную эпоху. Предметом исследования стали политические установки и деятельность М. Вахитова в их эволюции.

Хронологические рамки работы определяются годами жизни М. Вахитова (1885-1918). Нам представляется целесообразным выделить в его биографии ряд этапов. Первый - с 1885 года до февраля 1917 года. Это было время накопления знаний, когда формировались присущие ему личностные качества и свойства, основы его общественно-политических взглядов. Следующий этап, с февраля 1917 года по январь 1918 года, является периодом, когда М. Вахитов возглавил левое крыло татарского национального движения. Заключительный этап - с января 1918 года по август 1918 года, пришелся на время его работы комиссаром Советского правительства, когда М. Вахитов становится лидером государственного строительства татарского народа и идеологом освободительного движения в исламском мире. Трагическая гибель комиссара оборвала его политическую деятельность. В ряде случаев привлекаемый материал хронологически охватывает 1923 год - период первого ареста ученика и соратника М. Вахитова М. Султан-Галиева. Данное обстоятельство объясняется еще и тем, что источники позволяют проследить преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева.

Методологическая основа диссертации базируется на сочетании биографического и историко-антропологического подходов, что позволяет вывести исследование на уровень анализа индивидуального сознания и деятельности. Эти методы основаны на принципе историзма, препятствующего механическому переносу в прошлое сегодняшних представлений и приоритетов, а так же на принципе объективности, заключающимся в попытке преодолеть крайности в оценке общественно-политических взглядов М. Вахитова. Сравнительно-исторический метод исследования необходим для реконструкции мировоззрения и сопоставления различных точек зрения современников и потомков. Он позволяет выделить

во взглядах лидеров татарского национального движения общее и повторяющееся с одной стороны и особенное, индивидуальное - с другой стороны. Метод реконструкции дает возможность в ярком теоретическом наследии М. Вахитова найти и облечь в логически упорядоченное целое систему его идей и положений. В диссертации использован проблемно-хронолигический принцип изложения материала. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению общественно-политических идей М. Вахитова в контексте их генезиса, становления и эволюции.

Степень изученности. Специальных работ, анализирующих общественно-политические взгляды М. Вахитова, нет. В том или ином объеме общественно-политические взгляды М. Вахитова освещаются в общих работах по истории общественно-политической мысли начала XX века, революционного и национально-освободительного движения, государственного строительства в Татарстане, в монографиях и статьях биографического характера, в исследованиях, посвященных отдельным сторонам жизни и деятельности М. Вахитова.

Различные, нередко противоречивые оценки и суждения авторов по поводу взглядов М. Вахитова, вызывают необходимость выделения отдельной главы, посвященной обзору историко-политической литературы.

Изучение избранной темы потребовало привлечения большого объема источников. Источниковую базу исследования составляют следующие группы источников и литературы.

В первую группу входят статьи, сочинения, речи М. Вахитова, опубликованные в газетах в годы его учебы в Петербурге и в период активной политической деятельности. К сожалению, они сохранились не в полном объеме. Эти материалы раскрывают разнообразные интересы и воззрения М. Вахитова, позволяют проследить процесс формирования и эволюцию его общественно-политических взглядов.

Вторую группу источников составили документы и материалы, разработанные и подписанные М. Вахитовым на посту комиссара Советского правительства. Это постановления, декреты, проекты, обращения, приказы. Некоторые из них подписаны совместно с руководителями Советского правительства В.И. Лениным, И.В. Сталиным и другими. В них отражается многогранная работа М. Вахитова как государственного деятеля, содержится ценная информация о его участии в решении важнейших задач национальной политики и государственного строительства в первый год существования Советской власти.

Третья группа источников включает обширный комплекс периодических изданий начала XX века на татарском, русском и турецком языках: «Кызыл байрак» - орган Мусульманского социалистического комитета, «Аваз» - орган Союза приказчиков, «Чулпан», «Кызыл Армия», «Ени Дуния» - газеты, которые выпускал Центральный мусульманский комиссариат. М. Вахитов редактировал эти газеты, принимал активное участие в их организации и издании. В эту же группу периодических изданий входят газеты и журналы: «Урал», «Ирек», «Шуро», «Мусульманская газета», «Камско-Волжская речь», «Рабочий», «Правда», «Известия ВЦИК». Эти органы печати представляли различные политические направления, от либеральных до радикально-демократических. Опубликованные в них статьи представляют значительный интерес для исследователя: периодическая печать позволяет воссоздать колорит и атмосферу того времени, политический климат революционной эпохи.

Четвертую группу источников составляют документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан и в Центральном государственном архиве историко-партийной документации Республики Татарстан. Фонд Первого Казанского реального училища НА РТ (фонд 426) содержит сведения об учебе М. Вахитова, его ведомости успеваемости. В материалах фонда Казанского губернского жандармского управления НА РТ

(фонд 199) имеются документы, свидетельствующие о революционной деятельности М. Вахитова, его друзей и соратников. В фондах Казанской губернской земской Управы НА РТ (фонд 81) и Казанского губернского Комитета общественной безопасности НА РТ (фонд 601) есть сведения о деятельности М. Вахитова в органах управления, созданных Временным правительством. О деятельности М. Вахитова среди крестьян имеются документы в фонде Казанского губернского Совета крестьянских депутатов (Губсовдеп) НА РТ (фонд 983).

Некоторые воспоминания друзей и людей знавших М. Вахитова хранятся в фондах Татарского обкома ВКП(б) ЦГАИГТД РТ (фонд 15) и Испарта Татарского обкома ВКП(б) ЦГАИПД РТ (фонд 36).

Богатый источник представляют собой мемуары и воспоминания, которые дают интересный фактический материал, позволяют уяснить мотивы тех или иных поступков, выяснить характер личных взаимоотношений авторов с М. Вахитовым. Важность этой группы источников заключается еще и в том, что они существенно обогащают лишь частично сохранившийся материал дооктябрьского периода жизни и деятельности М. Вахитова. Дело в том, что весь архив МСК утрачен. Воспоминания в определенной степени дополняют недостаток других источников.

При рассмотрении преемственности общественно-политических взглядов М. Вахитова, необходимо в отдельную шестую группу выделить речи, статьи и работы М. Султан-Галиева.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, освободившись от идеологических догм, подвергнуть историко-политологическому анализу сложившиеся в отечественной политической литературе представления о М. Вахитове и создать объективное исследование общественно-политических взглядов М. Вахитова.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть тенденции в оценках общественно-политической деятельности М. Вахитова и переосмысление трактовок историко-политической наукой с 1920-х - до 2000-х годов.

  2. Выявить предпосылки и факторы формирования общественно-политических взглядов М. Вахитова.

  3. Охарактеризовать М. Вахитова как новый тип идеолога левых мусульман-социалистов России и народов Востока.

  4. Изучить эволюцию общественно-политических взглядов М. Вахитова на посту комиссара Центрального мусульманского комиссариата.

  5. Проследить идейно-политическую преемственность между взглядами М. Вахитова и его ученика и соратника М. Султан-Галиева.

Научная новизна работы заключается в том, что:

Впервые в отечественной историографии дается историко-политический анализ работ, посвященных М. Вахитову.

Впервые представлен комплексный анализ общественно-политических взглядов М. Вахитова, написанный с современных методологических позиций.

Пересмотрен ряд сложившихся оценок и интерпретаций об общественно-политической деятельности М. Вахитова.

Выявлена и аргументирована идейно-политическая преемственность взглядов М. Вахитова и М. Султан-Галиева.

В диссертационной работе используется ряд источников, которые вводятся в научный оборот впервые и раскрывают неизвестные ранее факты и события политической биографии М. Вахитова.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее. выводы могут быть использованы при написании обобщающих научных работ по политической истории национального движения народов Востока, при подготовке факультативов, спецкурсов, семинаров по проблемам

#

развития общественно-политической мысли, национально-освободительного движения и строительства государственности татарского народа.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в докладах на межвузовских научных и научно-практических конференциях (Казань 2001, Елабуга 2001-2003), ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава КГУ и ЕГПУ (2000-2003 годах), а также в ряде научных публикаций:

  1. Кавиев А.Ф. Революционер-демократ и гуманист М. Вахитов // В поисках ответов (сборник трудов молодых ученых). Выпуск второй. -Елабуга.-2000.-С. 9-12.

  2. Кавиев А.Ф. М. Вахитов и М. Султан-Галиев: Идейно-политическая преемственность // IV Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов. Тезисы докладов. -Казань, 2001.-С.121-122.

  3. Кавиев А.Ф. «Революционность энергии, решимость характера, ясность ума» (К вопросу о политических взглядах М. Вахитова) //Совершенствование преподавания в высшей школе (материалы научно-практической конференции). - Казань, 2002. -С.30-33.

  4. Кавиев А.Ф. Общественно-политические позиции революционно-демократического крыла национального движения в Казани в 1917-1918 годах: Мусульманский социалистический комитет // В поисках ответов (сборник трудов молодых ученых). Выпуск 3. - Елабуга, 2003. (в печати)

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Историография 20-х - середины 50-х годов XX века: тенденции оценки деятельности М. Вахитова историко-политической наукой

Приступая к рассмотрению историографии проблемы, следует сказать, что специальных исследований по изучению общественно-политических взглядов М. Вахитова нет. Однако в работах, посвященных изучению революционной, общественно-политической и государственной деятельности М. Вахитова, в общих исследованиях по истории революционного движения, по национально-освободительному движению и государственному строительству в Татарии, в трудах, посвященных развитию общественно-политической мысли в начале XX века, в монографиях и статьях биографического характера, в мемуарной литературе освещаются некоторые стороны общественно-политических взглядов М. Вахитова.

Труды и статьи, созданные в 20-е годы XX века не дают целостного представления об общественно-политических взглядах и революционной деятельности М. Вахитова. Оценка роли личности слишком однозначно представляла революционОристскую традицию изображения истории национально-освободительного движения, характерную для исторической литературы тех лет: её интересовал «революционный пейзаж», на фоне которого действовали исторические личности и политические движения и партии.

Эта установка сказалась и на формировании источниковой базы будущих исследований. Наряду с публикацией сборников и собраний сочинений тогдашних вождей - В. Ленина, Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Каменева, Н. Бухарина, И. Сталина и других, созданный в 1920 году Истпарт (комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП (б)) и его местные органы поощряли создание мемуаров рядовых участников событий, состоявших в партии большевиков, либо сочувствовавших им. Воспоминания участников, которые по социальному статусу не относились к «гегемону» революции и его союзникам, советскую историческую науку интересовали меньше и в основном как объект критики. Инспирированный Истпартом поток проболыпевистских воспоминаний рабочих и солдат, «профессиональных революционеров» искусственно создавали перекос в изучении истории революции, в его источниковой базе, события изображались лишь глазами представителей победивших масс.

На фоне этого революционЭристского увлечения иллюстрацией двигающей роли масс вполне понятно то обстоятельство, что национально-освободительному движению, национальным организациям и их лидерам, Б том числе и поддерживавшим большевиков, как правило, в историографии отводились эпизодические роли. Это касается не только истории отдельных национально-политических организаций, общественно-политических взглядов их лидеров, но и даже конкретных партийных организаций большевиков и их руководителей. На наш взгляд, историография 20-х и даже 30-х годов в значительной степени отражала эту установку: ее интересовала не история политических учреждений и организаций, не субъективная роль их лидеров и руководителей, а массовая психология масс и то, как влияли на нее те или иные события. Главным объектом интереса было влияние большевистской партии, её идеологии, её агитационно-пропагандистской и организаторской работы на настроение масс.

Впервые наиболее полные и яркие материалы о жизни и деятельности М. Вахитова опубликованы в специальном сборнике воспоминаний на татарском языке «Великий революционер Востока Мулланур Вахитов», изданном в 1919 году Политическим отделом Центральной мусульманской военной коллегии под редакцией Г. Ибрагимова . Сборник включает воспоминания соратников М. Вахитова, людей лично знавших его: Я. Чанышева, А. Маликова, Г. Ибрагимова, Ш. Ахмадиева, М. Кильдебякова, Я. Якубовского, И. Казакова, С. Саинова. Они не были профессиональными историками, не пользовались архивами. Поэтому в сборнике имеются неточности, а многогранная деятельность М. Вахитова раскрыта лишь фрагментарно.

Составитель сборника выражал надежду, что придёт время, когда о М. Вахитове напишут монографии, будут собраны все материалы о нём, его личный архив, дневники, письма, его научные и литературные труды.2 Г. Ибрагимов писал, что жизнь М. Вахитова «промелькнула ярким метеоритом»3.

В 20-е годы было напечатано большое количество газетных и журнальных стаей о М. Вахитове на русском и татарском языках. По своему научному уровню они различны. Можно выделить как особо ценные воспоминания и статьи Г. Ибрагимова, А. Мухутдиновой, И. Рахматуллина, B. Шафигуллина, Ш. Манатова, С. Саид-Галеева, Н. Вахитова, И. Казакова, Ф. Бурнаша, Ш. Ахмадиева, Р. Сабирова, Ф. Сайфи, С. Малика, Н. Галимова, C. Галиакберова, К. Гайнанова, Ф. Амирхана, Хабиба и другие4. Эти воспоминания и статьи были посвящены отдельным сторонам деятельности М. Вахитова. Авторы хорошо знали М. Вахитова, поэтому их работы являются своеобразным источником для исследователей сегодняшнего дня и во многом помогают заполнить пробелы архивов.

М. Вахитов как общественно - политический деятель революционной эпохи в историографии середины 1950-х - середины 1980-х годов

Середина 50-х годов стала началом качественных изменений в освещении истории национального движения и общественно-политических движений. Процессы демократизации, начатые XX съездом КПСС, коснулись и исторической науки, положив начало решительному пересмотру многих укоренившихся в науке неверных представлений. С середины 50-х годов впервые после периода культа личности татарская общественно-политическая мысль и ее носители начинают рассматриваться как самостоятельный феномен, отличный от общероссийского и обладающий способностью к самостоятельному творческому развитию. Создается целый ряд работ, посвященных истории татарской общественно-политической мысли, национально-государственному строительству, отдельным персоналиям, в том числе и М. Вахитову.

Большой вклад в изучение национального вопроса в Татарии и в исследование проблем формирования национальной государственности татарского народа внес М. К. Мухарямов. Он впервые подробно осветил деятельность большевиков, органов Советской власти и Мусульманского социалистического комитета и мусульманских комиссариатов на протяжении 1917 — 1918 годов. В своих работах он рассматривал революционную деятельность М. Вахитова, его роль в решении национального вопроса и некоторые аспекты его общественно-политических взглядов.

Еще в 1950 году М. К. Мухарямов вместе с X. Гимади в ЦК ВКП(б) отправили письмо Сталину, где поднимался вопрос о деятельности М. Вахитова. Они писали: «Уважаемый Иосиф Виссарионович! В связи с разработкой советского периода в Татарии мы оказались в затруднительном положении при решении одного принципиального вопроса. Речь идет об оценке деятельности известного татарского революционера М. Вахитова бывшего комиссара по делам мусульман внутренней России при Народном Комиссариате по делам национальностей, расстрелянного иностранными интервентами в Казани в августе 1918 г. Нам хотелось бы, дорогой Иосиф Виссарионович, узнать Ваше мнение о М. Вахитове. Это тем более важно, что в последние годы среди некоторых товарищей имеется тенденция принизить роль товарища Вахитова в борьбе за власть»1.

Удостой вождь историков ответом - и мы, возможно, располагали бы сегодня чем-то подобным его широко известному в свое время отзыву о В.В. Маяковском. К сожалению этого не случилось. Авторам письма было сообщено через Казанский обком ВКП(б) , что «при освещении революционной деятельности М. Вахитова не следует ... преувеличивать его роль, выставляя его как одного из главных руководителей трудящихся масс Татарии в предоктябрьский период, когда он еще не был большевиком. Основная роль в мобилизации трудящихся масс всех национальностей на совместную борьбу против буржуазии, в организации и проведении вооруженного восстания в Казани в октябре 1917 года принадлежит Казанскому комитету большевиков, проводившему свою деятельность под руководством Центрального комитета и вождей большевиков В. И. Ленина и И. В. Сталина» . Этот ответ историкам наглядно показывает, что недавно называлось «партийным руководством советской исторической наукой».

В 1953 году к 35-летию со дня смерти Вахитова в газете «Советская Татария» была опубликована статья М. К. Мухарямова «Мулланур Вахитов». В этой статье в сжатой форме автор упоминает основные этапы жизни Вахитова его революционной и общественно-политической деятельности. В статье говориться, что «петербургский период жизни Вахитова имел большое значение не только для общественного развития, но и для формирования его революционного мировоззрения»1.

Мусульманскому Социальному комитету и его руководителю была посвящена объемная статья М.К. Мухарямова, написанная совместно с С. Мухамедовым . Поскольку она показательна для историографии того времени, остановимся на ее положениях. В начале статьи авторы подвергли критике различные взгляды о роли МСК и его лидера М. Вахитова в национально-освободительном движении татарского народа. «До сих пор бытуют различные противоречивые, а порой ошибочные оценки деятельности мусульманского социалистического комитета, замечается стремление некоторых товарищей чрезмерно, вопреки фактам, преувеличить роль МСК показать его чуть ли не большевистской организацией..., (что якобы Вахитов принимал активное участие в восстановлении Казанского Комитета РСДРП с первых дней после Февральской революции). А некоторые товарищи приводят ошибочную идею, будто Мусульманским социалистическим комитетом руководил Казанский комитет РСДРП. По вопросу Мусульманского социалистического комитета существует и другая точка зрения, не менее ошибочная и вредная.

Истоки формирования общественно-политических взглядов М. Вахитова

Среди национальных лидеров татарского мира Муллануру Вахитову принадлежит уникальное место. Его имя то превозносилось до небес, то подвергалось хуле, но всегда оставалось в центре внимания. Личность Вахитова в определенные периоды была заслонена бесконечными пропагандистскими клише, которые скрыли за собой талантливого, пылкого и страдающего человека, поднявшего знамя революции в мусульманском мире, мечтавшего о новом расцвете народов исламского мира, их государств.

Идейно-политические, нравственно-духовные и культурные воззрения будущего народного комиссара Советского правительства во многом были заложены еще семейным и дружеским окружением в юношеские годы. Мировоззрение и свойства характера революционера-демократа и гуманиста складывалось как бы исподволь, в результате большой внутренней работы ума и сердца.

М. Вахитов родился в «буржуазной» по понятиям тех лет семье. По отцу он происходил из купеческого рода, а по матери - из известного рода общественных деятелей Казаковых. Детские годы Мулланура прошли в деревне Казаево, а затем в городе Кунгуре Пермской губернии. Дед уготовил было ему судьбу торговца, но он не принял подобного выбора, отказавшись стать владельцем торгового дома; игрушечный магазин, сделанный по распоряжению купца, мальчик превратил в библиотеку и раздавал сверстникам книги для чтения.

Положительное влияние на сына оказала мать — Уммегульсум Мустафиевна Казакова. В детстве она рассказывала ему татарские народные сказки, напевала старинные народные песни, фольклор шел к нему от деревенских мальчишек, от крестьян. Поэтическое восприятие природы, глубокий лиризм в отношениях с матерью оставили след на всю жизнь.

Еще современники будущего комиссара отмечали, что для татарского общества, переживавшего в конце XIX — в начале XX веков расцвет национальной культуры, М. Вахитов был фигурой необычной. Все его образование проходит в стенах русских школ. В 1894 году девяти лет Мулланура отдают учиться в русское начальное училище, а затем в городское училище в городе Кунгуре.1 У М. Вахитова в эти годы пробуждается интерес к русской литературе, к истории, он начинает сочинять стихи2.

В 1899 году Вахитовы переезжают в Казань, где Мулланур поступает в Казанское реальное училище. Об устремлениях юноши - М. Вахитова характерен такой эпизод. Когда на приеме у попечителя учебного округа Сверчкова, его спросили, почему он идет в реальное училище, а не в гимназию, Мулланур ответил: «Нет, господин попечитель, я хочу получить специальное образование, быть полезным в жизни!»

Во время учебы в Казани он хорошо изучил классическую русскую литературу, писал рефераты и сочинения на темы «Слово о полку Игореве», творчество Н.В. Гоголя, рассказывал товарищам о значении романов И.С. Тургенева; особенно его привлекали образы Базарова и Рудина. Восхищался произведениями Шекспира, впитал на все жизнь поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Уже тогда М. Вахитов серьезно занимается изучением философии: прочитал произведения Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро; собирает сведения об индийских и арабских философах1.

М. Вахитов постоянно заботился об увеличении собственной библиотеки. Анализ книг из его бывшей личной библиотеки говорит об интересах М. Вахитова, его увлечениях. Книг сохранилось, правда, немного, всего около двух десятков из 2-3 тысяч, имевшихся в библиотеке2. М. Вахитов читал «Историю философии» А Фулье и работу Л. Бюхнера «Сила и материя». Из принадлежавших книг, М. Вахитову, мы предположительно узнаем о его знакомстве с философскими концепциями древнего Востока, о знании им философии Гераклита и Демокрита. Знаком был М. Вахитов с трудами западноевропейских социологов и философов П. Барта, Г. Геффдинга, К. Каутского.

Особый интерес к философии М. Вахитов сочетал с не менее тщательным изучением других наук — астрономии, анатомии; привлекала его и живопись, искусство в целом, проблемы мироздания, происхождение человека, история науки и научных открытий3. Книги развивали его способности, делали его разносторонне подготовленным человеком.

Многое из прочитанного им в юношеские годы осталось в памяти. М. Вахитов не раз в последующем процитирует Шекспира, Добролюбова, крылатые фразы Карлейля, афоризмы Грибоедова.

Участвовал ли М. Вахитов в первой русской революции? Архивы Казани безмолвствуют на этот счет. Но многие воспоминания говорят о живом интересе М. Вахитова к политическим событиям этого периода. В сборнике «Великий революционер Востока Мулланур Вахитов», изданном в 1919 году под редакцией Г. Ибрагимова, имеются данные о том, что политическая деятельность М. Вахитова начинается еще в реальном училище. Из публикуемых в этом сборнике воспоминаний И. Кулиева видно, что Вахитов входил в один из революционных кружков, руководимых социал-демократами. Кружок объединял шакирдов медресе, учеников учительской школы и реалистов — всего 12-13 человек1. Руководитель кружка, студент Казанского университета, рассказывал о зарождении жизни на земле, о современном положении, о будущем обществе, знакомил слушателей с программой социал-демократической партии2. На квартире М. Вахитова составлялись и обсуждались рефераты. Автор вспоминаний отмечает начитанность и эрудицию М. Вахитова, выделявшегося среди других слушателей кружка своими знаниями. И. Кулиев пишет: «Товарищ Мулланур переживал период идейных исканий, и это проявлялось в большой его активности. Не поняв чего-либо до конца, не проверив, он никогда ничего не принимал за веру. И большинство вопросов, задаваемых лектору, поступало именно от него» .

М. Вахитова интересовали не только взгляды социал-демократов, но и других политических течений. В своих воспоминаниях И. Кулиев отмечает, что «Мулланур на одном из занятий как-то заметил, что лектор, сам будучи социал-демократом, естественно излагает все вопросы с точки зрения своей партии, а хорошо бы послушать еще мнение представителя другой партии. И по просьбе кружковцев был приглашен социал-революционер»4.

М. Вахитов - лидер левых мусульман-социалистов

Общественно-исторический опыт свидетельствует, как много в жизни народа, да и в мировом сообществе зависит от политических лидеров выдвигаемых им. Особенно возрастает их роль в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, ориентации. В такие моменты политические лидеры являются выразителями общенациональных, социальных, региональных интересов, с ними связаны большие социальные ожидания. Способность политических лидеров оценивать ситуацию и указывать направление движения, мобилизовать имеющиеся ресурсы играют существенную, а иногда и определяющую роль в социально-экономическом, политическом и культурном развитии общества1.

Наиболее ярко роль политического лидерства проявила себя в эпоху русских революций 1917 года. События 1917 года во всем их многообразии и особенностях имеют знаковый характер. Революционный взрыв знаменовал собой не только гибель одной и рождение другой эпохи, коренное изменение социально-экономических и политических отношений в России, но и смену политических элит, политической культуры.

Февральская революция дала новый импульс движению неполноправных наций и народов России. Поэтому в российском политическом процессе в 1917 году национальные движения стали играть все более значительную роль. Для многих народов Росси, в том числе и татарского, открылись небывалые перспективы национального возрождения, реализации идеи национального самоопределения.

В условиях социального разлома как никогда остро проявляется потребность в политическом лидерстве преобразующего типа. Огромные массы народа, втянутые революцией в политику, нуждались в тех, кто даст анализ ситуации и укажет направление движения.

Непосредственно после Февральской революции наиболее оперативно соорганизовались татарские либеральные политические силы, которые еще в период царизма смогли внедриться в систему режима, приобрести определенный политический опыт. Они имели думскую фракцию, заседали в земских управах, в военно-промышленных комитетах, располагали печатными органами, имели своих сторонников среди офицеров, юристов, журналистов, финансистов, достаточно многочисленную студенческую и учащуюся молодежь. Именно они взяли на себя лидерские функции по институционализации и координации движения.

По инициативе либеральных политических кругов в Казани 7 марта на собрании татарской общественности был организован Мусульманский комитет. В него вошли Ф. Туктаров, С. Максуди, А. Апанаев, братья И. и Д. Алкины, Г. Баталл и другие. Председателем был избран юрист Ф. Туктаров.

В Петрограде активизировалась мусульманская фракция Государственной думы1, по инициативе которой в апреле в Москве возникло Временное Центральное Бюро российских мусульман. Это Бюро выступило инициатором созыва I Всероссийского съезда мусульман, который проходил с 1 по 11 мая 1917 года в Москве. На съезде был избран Всероссийский Мусульманский совет - Милли Шуро, на который возлагалось руководство мусульманами до Учредительного собрания. В Милли Шуро вошли А Цаликов, Ф. Каримов, И. Ахтямов, 3. Шамиль, М. Багиев, И. Алкин, С. Максуди, Г. Исхаки, Ф. Туктаров и др. Все они принадлежали к различным партиям, среди них были кадеты, меньшевики, эсеры. В июле 1917 года возникло Всероссийское Мусульманское Военное Шуро - Харби Шуро, председателем которого стал И. Алкин1.

Эти организации по своей идейной направленности были общедемократическими органами. Они приветствовали Временное правительство, связывали с новой властью надежды решения мусульманского вопроса. Механизм формирования лидерства в этих организациях бал вполне демократичный - выборы. Формировалась генерация национальных лидеров реформаторского плана.

Другой приметой времени стало появление нового яркого типа людей -«решительных и непримиримых борцов» - лидеров в силу своей природы, получивших возможность самореализоваться, стать неформальным лидером, а затем получить статус официального. Их решительность, смелость, убежденность были притягательными. Вокруг лидера собиралась группа ближайших соратников и начинала действовать. Важную роль в их популярности сыграло слово. Яркие выступления на собраниях, совещаниях, митингах, в печати запоминались, западали в душу, им начинали верить и избирать во всевозможные советы, комитеты, то есть формализовать их положение лидера. Такой яркой фигурой был М. Вахитов. С его именем связана эволюция демократического движения мусульманских народов России в 1917-1918 годах.

Сразу же после Февральской революции встал вопрос о создании татарского лево-социалистического движения. Но к 1917 году из социал-демократических лидеров Казани никого не осталось. В этих условиях М. Вахитов оказался ключевой фигурой.

В основу типологизации лидеров революционной эпохи положены три основания: содержание, стиль и характер деятельности лидеров. 1) По содержанию можно выделить: лидеров - вдохновителей, предлагающих программу поведения; лидеров - исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами. 2) По стилю - демократичный, авторитарный. 3) По характеру деятельности - универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера; ситуативный, проявляющий эти качества лишь в определенной ситуации.1 Необходимо проследить особенности М. Вахитов - лидера по содержанию, стилю и характеру его деятельности.

Похожие диссертации на Общественно-политические взгляды Мулланура Вахитова