Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Челищев Владимир Игоревич

Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность
<
Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Челищев Владимир Игоревич. Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность : истоки, социальная природа и политическая сущность : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 Москва, 2006 151 с. РГБ ОД, 61:07-23/120

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Истоки и характерные черты фундаментализма 17

1.1. Сущность фундаменталистского мировоззрения 17

1.2. Особенности формирования фундаменталистской ментальности 39

1.3. Конфликтный потенциал фундаментализма 53

ГЛАВА 2. Типы фундаменталистских доктрин 72

2.1. Религиозный фундаментализм 72

2.2. Государственный и этнический фундаментализм 86

2.3. Рыночный фундаментализм ...101

2.4. Фундаменталистские принципы в программах (социально-аполитических движений 116

Заключение 129

Список литературы 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В настоящее время особую актуальность приобретает изучение масштабных социально-политических явлений, с которыми тесно связана жизнь современного общества. Одним из них является фундаментализм. Как отмечают специалисты, «...сегодня мы живем в фундаменталистском мире, поскольку этот феномен все больше заявляет о себе в различных областях социальной действительности»1.

В самом широком смысле фундаментализм означает приверженность определенным принципам, идеям и ценностям, которые рассматриваются как основополагающие (фундаментальные), и принимаются за абсолютную истину, независимо от их содержания. Эти принципы берутся на вооружение отдельными социальными группами или организациями (называемых фундаменталистскими), которые последовательно и самоотверженно претворяют их во все сферы социального бытия, в том числе, и в политику.

Термин фундаментализм, который изначально был связан с протестантским движением начала XX века, выступившим за придание христианской вере ее изначальной чистоты, применяется не только к другим религиозным течениям. Он вошел в активный речевой оборот и широко используется для характеристики различных видов человеческой активности (в сфере экономики, политики, межэтнических и тендерных отношений и т.п.).

После известных всему миру событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, а также серии других террористических актов, связанных средствами массовой информации с фундаменталистами-смертниками, понятие фундаментализм получило негативную ценностную окраску. Его стали применять в уничижительном смысле (подразумевая под фундаментализмом фанатизм, жестокость, насилие и деспотизм) и неправомерно отождествлять с экстремизмом, политическим радикализмом, даже с терроризмом. Появилось значительное число противоречивых подходов к анализу фундаментализма, его

1 Sim S. Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma, Cambridge, 2005. P. 5.

неоднозначных трактовок - слишком узких и очень широких, чисто позитивных и откровенно негативных. Под фундаментализмом даже стали понимать особый вид культурного творчества, интерпретации социальных явлений, процесса производства знания, который отличается догматизмом, нетерпимостью, неспособностью к диалогу и самокритике.

На наш взгляд, фундаментализм - это современный, сложный и многогранный феномен, имеющий культурно-исторические корни и выполняющий в обществе различные функции. К сожалению, он еще очень мало изучен в отечественной политической науке, что существенно затрудняет его адекватное и объективное понимание.

Степень научной разработанности проблемы

Фундаментализм уже давно является объектом пристального внимания зарубежных исследователей, о чем свидетельствует выход в свет пятитомного издания под названием «Фундаменталистский Проект»2, а также специальной энциклопедии3. Западная политическая наука располагает значимыми научными работами, в рамках которых развивалось познание фундаментализма. К ним, прежде всего, следует отнести труды исследователей, в которых затрагиваются сущностные и содержательные аспекты фундаментализма, проблемы влияния этого феномена на жизнь мирового сообщества .

В целом в современной зарубежной научной литературе можно выделить следующие направления, в русле которых группируются научные публикации.

К первому направлению относятся те публикации, которые посвящены анализу исторического контекста возникновения фундаментализма, и которые, прежде всего, связывают фундаментализм с протестантским движением,

2 The Fundamentalism Project / Marty M., Appleby R. (eds.). Chicago, 1991 - 1995.

3 Encyclopedia of Fundamentalism / E.B.Brasher (ed.) London, 2001.

4 Eisenstadt S. Fundamentalism, Sectarianism and Revolution. Cambridge, 2000; Fundamentalism in
Comparative Perspective I Kaplan L. (ed.). Massachusetts, 1992; The Fundamentalism Project I Marty M.,
Appleby R. Chicago, 1991-1995.

выдвинувшим требование возвращения христианской вере ее первоначальной чистоты .

Во втором направлении рассматривается возможность применения понятия фундаментализм к другими религиям6, особенно, к исламу7, а также религиозный фундаментализм как целостный феномен8.

В рамках третьего направления рассматриваются культурные, социальные и этнические проблемы, связанные со становлением и развитием фундаментализма, выдвигаются различные подходы к интерпретации самого понятия «фундаментализм», предпринимаются попытки теоретико-методологического анализа его содержания9.

Особо выделяется ряд исследований, в которых детально анализируются отдельные разновидности фундаментализма - рыночный фундаментализм, националистический фундаментализм, государственный фундаментализм, а

Dollar G. History of Fundamentalism in America II Defenders of God: The Fundamentalist Revolt against the Modern Age I B.Lawrence (ed.). San Francisco, 1989; Hunter 3. American Evangelicalism: Conservative Religion and the Quandary of Modernity. New Jersey, 1983; Lindberg C. The European Reformations. Oxford and Maiden, 1996; Masden G. Understanding Fundamentalism and Evangelicalism. Michigan, 1991; Ruthven M. The Divine Supermarket: Shopping for God in America. New York, 1990.

6 Landau D. Piety and Power: The World of Jewish Fundamentalism. London, 1994; Luetic I. For the Land
and the Lord: Jewish Fundamentalism in Israel. New York, 1988; Colleman J. Catholic Integralism as a
Fundamentalism II Fundamentalism in Comparative Perspective I L.Kaplan (ed.) Mass., 1992; Alexander D.
Is Fundamentalism an Integrisme II Social Compass. 1985. № 32/4; Hawley J. Hinduism: Sati and its
Defenders // Fundamentalism and Gender / S.Hawley (ed.). New York, 1994; Herman a. A Brief
Introduction to Hinduism: Religion, Philosophy and Ways of Liberation. Oxford, 1991.

7 Political Islam / J.Beinin, J.Stork (eds.). London, 1997. Choueriri Y. Islamic Fundamentalism. Boston,
1987; Voices of Resurgent Islam / J. Esposito (ed.). New York, 1983; Lambton A. Islamic Fundamentalism.
London, 1989; Roy O. The Failure of Political Islam. London, 1996; Jansen J.G. The Dual Nature of Islamic
Fundamentalism. London, 1997.

8 Amstrong K. The Battle for God Fundamentalism in Judaism, Christianity and Islam. London, 2000;
Ammerman N. Bible Believers: Fundamentalists in the Modern World. New Brunswick, 1987; Kepel G. The
Revenge of God: The Resurgence of Islam, Christianity and Judaism in Modern World. Oxford, 1994;
Laurence B. Defenders of God: Fundamentalist Revolt against the Modem Age. San Francisco, 1989;
Masden G. Fundamentalism in American Culture. New York, 1980; Niels C, Nielson Jr. Fundamentalism,
Mythos and World Religions. New York, 1993; Studies in Religious Fundamentalism / L. Caplan (ed.) New
York, 1987; Parker J. "Fundamentalism" and the World of God. Michigan, 1958; Religion and American
Political Behavior/Jelen T. (ed.). New York, 1989.

9 Ali T. The Clash of Fundamentalisms: Crusades, Jihads and Modernity. London and New York, 2002; Barr
J. Fundamentalism. Philadelphia, 1978; Bruce S. Fundamentalism. Cambridge, 2000; Fundamentalism and
Society / Marty M., Scott R. (eds.). Chicago, 1993; Graham B. The Holy Spirit: Activating God's Power in
Your Life. London, 1979; Harding S. The Book of Jerry Falwell: Fundamentalist Language and Politics.
Prinston, 2000; Ruthven M. Fundamentalism. The Search for Meaning. New York, 2005; Sim S.
Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma. Cambridge, 2005; Fundamentalism and Society /
Marty M., Scott R. (eds.). Chicago, 1993.

также феминистский фундаментализм, экологический фундаментализм и т.п.

Наконец, четвертое направление объединяет труды, посвященные деятельности так называемых фундаменталистских общественно-политических движений, провозглашающих строгую приверженность своим исходным принципам, которые они последовательно претворяют в жизнь мирового сообщества. При этом значительное внимание уделяется политической активности радикально настроенных фундаменталистских групп, стремящихся добиться своих целей нелегитимными и насильственными средствами".

В СССР развитие социально-политической мысли осуществлялось исключительно в рамках марксистско-ленинской теории, соблюдение канонов которой требовалось для всех без исключения работ, посвященных общественным проблемам. Труды отечественных ученых, в которых хотя и проводился анализ различных политических процессов и явлений, распространенных в мировой практике, носили не только ярко выраженный критический характер, - они были написаны с фундаменталистских позиций «научного коммунизма», «научного атеизма» и т.п.

В постсоветской России наметились существенные сдвиги в области объективной научной разработки актуальных проблем политической науки. Появился ряд интересных публикаций, посвященных темам формирования новой политической системы и политического режима, становления

Juergensmeyer М. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State. Berkeley, 1993; Kelsey J. Economic Fundamentalism. London, 2000; Moghissi H. Feminism and islamic Fundamentalism: The Limits of Postmodern Analysis. London, 1999; Fundamentalism and Gender/ Havvley J. (ed.). Oxford, 1979; Manes C. Green Rage: Radical Environmentalism and the Unmaking of Civilization. London, 1990; Soros G. The Crisis of Global Capitalism: Open Society Endangered. New York, 1998; Scarce R. Eco-Warriors: Understanding the Radical Environmental Movement. Chicago, 1990. 11 Lipset S., Raab E. The Politics of Unreason: Right-Wing Extremism in America, 1790 - 1977. Chicago, 1978; Swearer D. Fundamentalists Movements in Theravada Buddism I! Marty M., Appleby S. Fundamentalisms Observed. Chicago, 1991; Ruthven M. A Fury for God: The Islamist Attack on America. London, 2002; Hiro D. War without End: The Rise of Islamist Terrorism and Global Response. New York, 2003; MelHnd P. Fundamentalism in America: Millenialism, Identity and Militant Religion. Edinburgh, 1999; Oliveti V. Terror's Source. The Ideology of Wahhabi-Salafism and its Consequences. Birmingham, 2002; Fundamentalism Reborn? Afghanistan and the Taliban. London, 1998; Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia. London, 2003; Rashid A. Taliban: The Story of the Afghan Warlords. London, 2001; Simmons H. The French National Front: The Extremist Challenge to Democracy. Oxford, 1996; Wilcox W. God's Warriors: The Christian Rights in Twentieth-Century America. Baltimore and London, 1992.

гражданского общества, принципам разделения властей, политическому лидерству, многопартийности, формированию государственной идеологии.

В конце XX века внимание широкой научной общественности нашей страны все больше стали привлекать актуальные и сложные социально-политические феномены, исследованием которых стали заниматься специалисты самого различного профиля. Это политический радикализм, политический экстремизм, терроризм и т.п., которым уже посвящено значительное количество работ. Однако фундаментализм в число этих социально-политических феноменов вошел сравнительно недавно.

Только в начале нового столетия появились первые публикации российских авторов, которые непосредственно обратились к поиску подходов к исследованию феномена фундаментализма, стали затрагивать вопросы о его гноселогических корнях и причинах появления.

При этом большинство отечественных исследователей представляют себе фундаментализм как состояние верующего человека, понимая под этим его приверженность основам, фундаменту религиозной веры. Например, авторы сборника статей «Фундаментализм» определяют фундаментализм как «идеологию религиозных и религиозно-политических движений, и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за возврат вере ее изначальной чистоты» .

В данной связи отечественными учеными обычно рассматриваются лишь различные аспекты религиозного фундаментализма13. Следует подчеркнуть, что наиболее значимые работы в данной области связаны, прежде всего, с

12 Левин З.И. Предисловие// Фундаментализм. Статьи. М., 2003. С. 5.

13 Волков А.Б. Израиль: ортодоксальный фундаментализм // Фундаментализм. Статьи. М., 2003;
Верховский А. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты:
1995 - 2001. М., 2003; Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская
проблема. М, 1999; Левин З.И. Хранители Слова и блюстители Духа Откровения // Фундаментализм.
Статьи. М., 2003; Костюк К. Православный фундаментализм: социальный портрет и истоки //
Политические исследования. 2000. № 5; Новик В.Н. Историко-аналитический взгляд на русское
православие // Православие и католичество: социальные аспекты. М., 1998; Уляхин В.Н.
Фундаментализм в православии: теория и практика // Фундаментализм. Статьи. М, 2003; Филатов
СБ. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Политические
исследования. 2000. № 5; Филатов СБ. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм).
Фундаментализм, Статьи. М., 2003; Шарипова P.M. Возвращение к основам (протестантский
фундаментализм) // Фундаментализм. Статьи. М., 2003.

исламом . Очень интересным представляется также анализ причин распространения различных фундаменталистских религиозных доктрин и появления радикальных религиозно-политических организаций в отдельных регионах мира и России15.

Вместе с тем, необходимо признать, что отечественная наука еще не располагает достаточным числом исследований, которые бы разделяли представление о фундаментализме не как о религиозном, а как о комплексном социально-политическом феномене.

В совокупности научные публикации, посвященные фундаментализму, свидетельствуют об огромном внимании зарубежных и отечественных ученых к проблематике фундаментализма и имеют принципиальное значение для ее дальнейшей разработки.

Однако при значительном количестве работ, широте и разнообразии изучаемых тем, трудно говорить о наличии четко сформированной

Волков В. Основные направления и течения в исламе // Отечественные записки. 2003. № 5; Габассов P.P. Глобализация и возрождение ислама в Российской Федерации: Эволюция глобализации // Современные проблемы международных отношений и политологии. Сборник научных трудов. Казань, 2004; Ипіатенко А.А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004; Марков К.В. Противостояние ислама и западной либеральной цивилизации. Сбудется ли прогноз Самюэля Хантингтона? // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. Сборник научных трудов. М., 2003; Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. 2003. № 3; Мирский Г.И. Политический ислам и Западное общество // Политические исследования. 2002. № 1; Мирский Г.И. Цивилизация бедных // Отечественные записки. 2003. № 5.

15 Гоголицын Ю.М. Спонсоры Джихада. М., 2003; Донцов В.Е. Палестинское движение «Исламский джихад»: идеология и политическая практика // Ближний Восток и современность. Сборник статей. М., 2004; Задонский СМ. Основные политические и политико-религиозные движения и группы в Исламской Республике Иран // Аналитические записки. М., 2004; Игиатенко А.А. InterTeppop в России. Улики. М., 2005; Карпачева О.В. История движения «Талибан» в системе международных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2003. № 1; Кратов Е.В. К вопросу об идеологии современного религиозно-политического экстремизма (на основании материалов, распространяемых в Карачаево-Черкесской республике) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М., 2002; Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001; Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М., 2002; Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. Сборник статей. М., 2003; Ниезов С, Шииты-исламисты Центральной Азии: эволюция, преемственность, перемены // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 6; Ражбадшюв М.З. Новые формы экстремистской деятельности радикальных исламистских группировок суннитского толка II Ближний Восток и современность. 2003. Выпуск 18; Ражбадинов М.З. ХАМАС и палестинская национальная администрация в 90-х годах: конфликт или диалог // Ближний Восток и современность. 2004. Выпуск 21; Рощин М.Ю. След исламского фундаментализма на Северном Кавказе. Фундаментализм. Статьи. М., 2003; Рубан Л.С. Чеченский узел Кавказского кризиса, М., 1996; Ярлыкапов А.А. Радикализм и экстремизм в мусульманской среде на Северном Кавказе (взгляд этнографа) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М., 2002.

теоретической позиции относительно понимания фундаментализма как масштабного социально-политического явления. Все еще очень мало научных работ, раскрывающих социальную природу и идеологическую сущность фундаментализма, принципы распространения фундаментализма в обществе, а также трудов, посвященных анализу опасности проникновения фундаментализма в политическую жизнь мирового сообщества. Очень редко анализ фундаментализма дается через призму общественных отношений, политических целей, тенденций развития современного политического процесса. Однако именно анализ такого рода приобретает сегодня первостепенное значение.

Объект диссертационного исследования - фундаментализм как современный социально-политический феномен. Предмет диссертационного исследования - истоки, социальная природа, характерные черты и идеологическая сущность фундаментализма.

Цель диссертационного исследования заключалась в проведении систематизированного теоретико-методологического анализа фундаментализма как масштабного и значимого социально-политического феномена, а также содержания основных фундаменталистских доктрин и особенностей их применения в современном мире.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

- выделить и проанализировать основные подходы зарубежных и
отечественных исследователей к определению понятия фундаментализм;

выявить характерные черты фундаменталистского мышления и показать его социальную природу;

рассмотреть индивидуальные и социальные причины, способствующие проникновению фундаментализма массовое сознание;

- раскрыть особенности основных фундаменталистских доктрин и
показать их идеологическую сущность;

обозначить фундаменталистские принципы, содержащиеся в программах различных социально-политических движений;

- определить факторы, способствующие активному внедрению
фундаментализма в социальную и политическую жизнь современного
общества.

Теоретическая база и методологическая основы диссертации

Теоретической базой диссертации послужили труды широко известных зарубежных и отечественных философов, политологов и социологов16, а также новейшие публикации по всем теоретическим аспектам данной работы, положения и выводы, содержащиеся в них17.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Бжезинский Зг. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2006; Гидденс Э. Что завтра? Фундаментализм или солидарность // Отечественные записки. 2003. № 1; Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. Мм 2006; Ливе Ж. Религиозные войны. М., 2004; Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. М., 2005; Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Мирский ПИ. Политический ислам и Западное общество // Политические исследования. 2002; Ратвин М. Ислам. Краткое введение. М., 2005; Фукуяма Ф. Будущее фундаментализма // Век XX и мир. М., 1994; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Хоффер Э. Истинноверующий: Личность, власть и массовые общественные движения. М., 2004; Ammerman Т. Bible Believers: Fundamentalists in the Modern World, London, 1987; Aron R. L'Opium des Intellectuels. Paris, 1955; Boudon R. L'ldeologie, ou I'Origine des Idees Recues, Paris, 1986; Barr J. Fundamentalism. Philadelphia, 1978; Bruce S. Fundamentalism. Cambridge, 2000;Ehrlich P., Harriman R. How to be Survivor. London, 1971; Firestone S. The Dialectics of Sex: The Case of Feminist Revolution. New York, 1992; Heywood A. Political Ideologies. An Introduction. London, 1984; Sim S. Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma. Cambridge, 2005; Ruthven M. Fundamentalism, The Search for Meaning. Oxford, 2004. 17 Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М., 2006; Волков А.Б. Израиль: ортодоксальный фундаментализм // Фундаментализм. М., 2003; Гоголицын Ю.М. Спонсоры Джихада. М., 2003; Игнатенко A. InterTeppop в России. Улики. М., 2005; Кепель Ж. Джихад, экспансия и закат исламизма. М,, 2004; Красиков В.И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М., 2006; Ланцов С.А. Террор и террористы. СПб., 2004; Лукин В.Н. Глобализация и международный терроризм: политический анализ рисков и стратегий обеспечения безопасности. СПб., 2006; Малахов В. Жан-Мари Ле Пен и другие // Космополис. 2002. № 1. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. 2003. № 3; Путилин Б.Г. Террористический интернационал. М., 2005; Рашид А. Талибан, ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. М., 2003; Шарипова P.M. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. М., 2003; Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Введение в тендерные исследования. Харьков -СПб., 2001; Chan S. Out of Evil: New International Politics and Old Doctrines of War. New York, 2005; Kelscy J. Economic Fundamentalism. London, 2000; Mann M. Fascists. Cambridge, 2004; Oliveti V. Terror's Source. The Ideology of Wahhabi-Salafism and its Consequences. Birmingham, 2002; Passmore K.

Методологическую основу диссертации составили общие принципы научного исследования - принцип историзма и принцип социальной обусловленности политических явлений. Автором использовался комплексный подход к анализу политических процессов, рассматриваемых в диссертационной работе. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы.

Научная новизна диссертации определяется относительной новизной самого объекта исследования - фундаментализма - для отечественной политической науки, а также следующими основными моментами. В настоящей работе:

выявлены отличия фундаментализма от других социально-политических феноменов (традиционализма, консерватизма, политического радикализма, экстремизма, терроризма и т.п.);

раскрыта идеологическая сущность фундаментализма и показаны его элементы в радикальных идеологиях - фашизма и ортодоксального коммунизма;

обоснована социальная природа феномена фундаментализма, проанализированы индивидуальные и социальные причины распространения фундаментализма в современном мире;

- типологизированы фундаменталистские доктрины и раскрыто их
содержание;

определены факторы, обуславливающие активное внедрение фундаментализма в политические процессы Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современной науке термин фундаментализм находит широкое применение и употребляется как в религиозном, так и социально-политическом

Fascism. New York, 2002; Weinberg L. Global Terrorism. Oxford, 2005.

контекстах. С одной стороны, фундаментализм трактуется как позитивный социально-культурный феномен, являющийся реакцией на процессы глобализации и модернизации, подрывающие устои традиционного общества. С другой стороны, под ним часто понимают антиинтеллектуальное, фанатическое и нетолерантное мировоззрение. Данные подходы представляются слишком упрощенными.

Фундаментализм - это стиль мышления, посредством которого определенные принципы (всегда заимствованные из религиозных или других авторитетных для какой-либо социальной группы текстов), независимо от их содержания, приобретают неопровержимый и неизменный авторитет у своих сторонников (фундаменталистов). Последние последовательно и решительно претворяют эти принципы в жизнь, защищают их, вступая в противоборство с «чужими», - то есть, всеми теми, кто их не разделяет.

2. Фундаментализм неоправданно сравнивают с традиционализмом или с консерватизмом. Традиционализм апеллирует к вере в необходимость защиты устоявшихся традиций, стремится поддерживать те обычаи и социальные институты, которые прошли проверку временем. Традиция как элемент социального и культурного наследия передается от поколения к поколению и принимается людьми неосознанно, как часть естественного порядка вещей. Фундаментализм - это осознанная и последовательно защищаемая традиция. В этом аспекте традиционализм и фундаментализм имеют пересечение. Однако когда фундаментализм пытается внести собственные (новые) принципы в устоявшиеся социальные практики и призывает к масштабному обновлению общества в соответствии с ними, то он имеет мало общего с традиционализмом.

Фундаментализм отличен от консерватизма как по своему характеру, так и по амбициям. Характерные черты консерватизма - это умеренность и сдержанность, а фундаментализма - необузданность и неистовство. Консерватизм склонен к защите элит и поддержанию существующей социальной иерархии. Фундаментализм олицетворяет популистские и эгалитарные настроения. Консерватизм защищает преемственность и

постепенность, в то время как фундаментализм часто бывает радикальным, а иногда - открыто революционным.

Фундаментализм (как стиль политического мышления) нельзя отождествлять ни с экстремизмом, ни с политическим радикализмом (как особыми типами политического действия). Однако та система мышления, которая начинается с фундаментализма, вполне способна привести к экстремизму и даже к террору.

3. Фундаментализм следует рассматривать как идеологию, если
фундаменталистские принципы определяют цели политики, формулируют
ориентиры политической деятельности, предлагают выбор средств их
реализации и мобилизуют определенные слои населения для участия в
политическом процессе. Фундаментализм имеет идеологическую сущность,
когда предлагает собственное видение существующего мирового порядка,
конструирует свое представление о «правильном» обществе и выдвигает
модели, согласно которым должны произойти политические изменения.
Принципы фундаменталистского мышления наиболее органично вписываются
в радикальные идеологические доктрины фашизма и ортодоксального
коммунизма, которые делят мир на «своих» и «чужих», обосновывают
возможность его преобразования любыми радикальными средствами.

В то же время в рамках фундаментализма не выработан целостный и специфический набор установок (например, относительно взаимоотношений личности, общества и государства и т.п.), позиций по отношению к отдельным социальным институтам, которые отличают, например, такие идеологии как либерализм и консерватизм. Фундаменталисты редко опираются на классические политико-философские теории и никогда не ведут политической полемики.

4. В целом фундаменталисты придерживаются традиционных
государственно-центричных взглядов на политику. Однако их отличает особый
стиль политической активности, существенными чертами которого являются
решительность, готовность к энергичным сражениям со своими противниками

и даже воинственность. Фундаменталистов можно считать последовательными приверженцами различных версий манихейской доктрины, которая делит мир на два враждующих лагеря (Бога и Дьявола, Света и Мрака, Добра и Зла и т.п.). Соответственно цель многих радикальных фундаменталистских организаций -обнаружить и победить зло или «Сатану», установив собственный социальный и политический порядок. При этом под «злом» понимаются все возможные противники и оппоненты. Важнейшим следствием является готовность фундаменталистов участвовать в неконституционном политическом действии, использование ими насильственных средств.

Однако представляется заблуждением мнение о том, что все фундаменталисты являются террористами, поскольку в подавляющем большинстве случаев они прибегают именно к легитимным средствам. Тем не менее, нельзя отрицать и связь фундаментализма с насилием, когда его побудительным мотивом является защита своих фундаментальных принципов, доведенная до фанатизма, толкающего людей на самопожертвование. Именно «истинные принципы» часто выступают той идеологической основой, которая оправдывает агрессивные действия фундаменталистов.

5. В настоящее время широко известны фундаменталистские доктрины, часто называемые «масштабными версиями фундаментализма», которые функционируют в важнейших сферах общественной жизни - религии, экономике, государственной политике и межэтнических отношениях. Фундаменталистские принципы можно выделить в программах не только религиозных, но и радикальных феминистских или экологических организаций, движений «против абортов», других социальных и политических фундаменталистских групп, которые возникают во многих частях мира - от Северной Америки до Юго-Восточной Азии. Их привлекательность для широких масс населения обусловлена, прежде всего, социальными причинами и базируется на способности их лидеров предложить решения, которые в этом сложном мире представляются людям простыми, легко осуществимыми и, прежде всего, безальтернативными.

Научная и практическая значимость диссертации

Научная значимость диссертации заключается в возможности использования ее основных выводов:

в дальнейших исследованиях по проблемам распространения фундаментализма в социальной и политической жизни России;

при выработке практических мер, направленных на борьбу с радикальными фундаменталистскими социально-политическими движениями;

в целях оптимизации процесса принятия ключевых решений в идеологической области.

Ряд положений диссертационной работы может применяться для разработки принципов построения современного политического знания в целом.

Собранный фактологический материал представляется полезным при разработке учебных курсов по политологии, политической психологии и политической социологии.

Апробация исследования

Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Будущее России: стратегии развития» (Москва, 14-15 декабря 2005 г.) и на III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 3-5 октября 2006 г.) . По материалам диссертации опубликован ряд научных работ19.

18 Челищев В.И. Религиозный фундаментализм и глобальный терроризм // Доклады ученых ИСПИ РАН на менаду народ ной научной конференции «Сорокинские чтения. «Будущее России: стратегии развития». М., 2006; Челищев В.И. Глобальный терроризм: идеологическое обоснование и сущность // Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006. Т. 8.

Челищев В.И. Феномен идеологии с позиций методологического индивидуализма // Наука. Культура. Общество. 2005. № 4; Челищев В.И. Идеология национализма в контексте политической теории // Наука. Культура. Общество. 2006. № 1; Челищев В.И. Радикальные идеологии в современном мире // Наука. Культура. Общество. 2006. № 3; Челищев В.И. Особенности

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

фундаменталистского мировоззрения // Феномен фундаментализма в современном мире: истоки, сущность и формы. М, 2006; Челищев В.И. Религиозный фундаментализм: исторические корни и современные реалии // Феномен фундаментализма в современном мире: истоки, сущность и формы. М., 2006; Челищев В.И. Догмы рыночного фундаментализма и их критика // Феномен фундаментализма в современном мире: истоки, сущность и формы. М., 2006; Челищев В.И,Феномен фундаментализма в современном мире: истоки и формы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. № 4.

Сущность фундаменталистского мировоззрения

Термин «фундаментализм» происходит от латинского слова «fundamentum», которое в переводе на русский язык означает «базис», «основу» или «основание». История включения этого термина в активный речевой оборот такова. В 1895 г. на библейской конференции в городе Ниагаре (США) группа протестантских пасторов выдвинула пять основных («фундаментальных») принципов: 1. Непогрешимость Священного Писания; 2. Божественное происхождение Христа и его непорочное зачатие; 3. Гибель Христа на кресте за грешников («искупление замещением»); 4. Физическое воскресение Христа; 5. Будущее возвращение Христа во плоти (второе пришествие Христа). Эти принципы в 1910 г. одобрили Пресвитерианская генеральная ассамблея и ряд других консервативных религиозных организаций20.

В 1910 г. братья Стюарт, сделавшие в Калифорнии карьеру на нефтяном поприще и выступавшие против секуляристских тенденций в общественной жизни, стали спонсорами серии религиозных памфлетов под общим названием «Основы. Свидетельства Истины». В их написании приняли участие англоязычные протестантские пасторы, профессора и студенты факультетов теологии, секретари молодежных христианских организаций, преподаватели воскресных школ и руководители религиозных изданий со всего мира, которые воспринимали Библию как воплощение истины и абсолютную интерпретацию Божественного разума.

Три миллиона экземпляров «Основ. Свидетельств Истины», изданных в 1910 - 1915 гг. в 12-ти томах под редакцией А.Диксона21 быстро разошлись по всему миру.

Сначала термин «фундаментализм» использовался исключительно для того, чтобы обозначить реакцию протестантов на идеи просветителей, процессы развития религиозного плюрализма и разделения полномочий церкви и государства. При этом с 1920 г., вслед за баптистом КЛоузом, фундаменталистом стали называть того верующего, который был готов к генеральным сражениям во имя защиты «фундаментальных положений»22. Однако значения слов, как правило, не ограничиваются тем контекстом, в рамках которого они возникли. Очень скоро фундаментализм стал связываться со всеми главными мировыми религиями - исламом, иудаизмом, индуизмом, буддизмом также, как и с христианством.

Термин фундаментализм применительно к исламу согласно предположению американского исследователя Б.Лоуренса, был введен известным востоковедом Х.А.Гиббом в книге «Мухаммеданизм», позже переименованной в «Ислам». Х.А.Гибб назвал фундаменталистом Джамала эль Дин аль Афгани - панисламского реформатора и политического активиста, который преследовал цель последовательной защиты религиозных традиций ислама, когда они оспаривались или находились под угрозой современности23.

В то же время, исламские ученые утверждают, что поскольку все, соблюдающие ислам, безоговорочно верят Корану - божественному тексту ислама как выражению слова Аллаха, то они изначально преданы доктрине его безошибочности. Это означает, что все мусульмане - фундаменталисты (истинно верующие) в протестантской трактовке. Критика Корана для них неприемлема в принципе, поскольку она бросает вызов вере в то, что каждое слово, содержавшееся в тексте, продиктовано пророку Мухаммеду именно Аллахом. Следовательно, термин «фундаментализм» для ислама лишен смысла.

Кроме того, исламский мир отрицает возможность применения по отношению к себе термина «фундаментализм» просто потому, что последний имеет христианское происхождение24.

Тем не менее, как отмечает М.Ратвин, в западной литературе термин «фундаменталисты» часто используется для обозначения тех мусульман, которые стремятся всеми силами и средствами восстановить или создать исламское государство .

В западной политологии с фундаментализмом часто стали отождествлять так называемый политический ислам, или идеологию, которые сильно отличаются от чистого ислама .

Эту идеологию выражают современные политические движения в исламе (их обычно связывают с исламским фундаментализмом), которые, выступая под флагом исламского возрождения, с одной стороны, используют определенную символику, заимствованную из исторического репертуара ислама, а с другой стороны - приписывают «традиционной» исламской доктрине множество идей, заимствованных из немусульманских духовных традиций 7.

На наш взгляд, следует согласиться с тем, что для феномена политизации ислама, который ряд современных политологов (в частности, Зг.Бжезинский, А.Хейвуд) называют «исламским фундаментализмом», больше подходит термин «исламизм» .

Для иудаизма как для ислама сложно найти специальное слово, полностью эквивалентное термину «фундаментализм» (в его христианской трактовке).

Особенности формирования фундаменталистской ментальности

В среде ученых довольно широко распространено мнение о том, что в конце XX века процесс утраты традиционных авторитетов и монополия либеральных взглядов на принципы построения социальной жизни привели к тому, что «многие люди ощутили утрату чувства безопасности, что неизбежно сопровождает крушение режимов жесткой власти. Это продуцировало своеобразную реакцию в виде возрождения фундаментализма»79.

Фундаменталистская ментальность (как совокупность интеллектуальных и психических установок, определяющих поведение социальной и этнической группы, а также индивида), таким образом, стала ориентироваться на поиск зоны безопасности в период стремительных культурных изменений. В этом случае фундаментализм выступил в качестве защитной реакции человеческой психики, которой можно в некоторой степени симпатизировать. Например, технологические изменения и их вмешательство в повседневную жизнь могут показаться чуждыми не только технофобам. Для одних появление киборгов является замечательным событием, поскольку знаменует собой впечатляющий результат взаимодействия человека и компьютерных технологий. Другие воспринимают этот факт как отчуждение человека от своей природы, угрозу человеческому существованию. Именно в противовес этим культурным вызовам современности, с их полным опровержением сложившихся коллективных представлений и социальных норм, появились фундаменталистские движения.

Привлекательность фундаменталистских доктрин во многом базируется на их способности предложить решения, которые в этом сложном мире представляются простыми, легко осуществимыми и, прежде всего, безальтернативными, что создает у человека уверенность в совершаемых действиях.

Исследователи считают, что в современных условиях всегда открытый и широкий вопрос: «Каков надлежащий способ вести себя в обществе?» для многих религиозных групп заменен намного более узким: как должны мусульмане (или последователи других традиций веры) вести себя в современных условиях? Например, даже в обществах, где приверженцы ислама составляют большинство, в результате глобальных процессов экономической и культурной интеграции появилась возможность жить по-другому, отступая от «прямого пути» предписанного исламом .

Настоящее предлагает возможность выбора там (включая религиозный выбор), где его не было прежде. До тех пор, пока современные формы транспорта и коммуникаций не позволили людям, живущим в разных культурных системах, лучше узнать друг о друге, большинство предполагало, что их собственный образ жизни или система верований являлись нормой. Те же самые соображения были применимы к социальной жизни и экономической деятельности. Как утверждает американский исследователь С.Брюс, «в доиндустриальном обществе был один доступный инструмент, который сопровождался верой в единственный способ сделать им какую-либо вещь. Каждый использовал только этот инструмент для достижения специфической цели, поскольку не было никакой другого. Одеваетесь этим специфическим образом, и никаким другим. Традиционное общество - то, в котором большая часть человеческой деятельности управляется в соответствии с такими четкими предписаниями» .

В частности, в «Золотой век ислама», - эпоху, которую обычно называют эпохой «классической исламской гегемонии», альтернативы исламскому образу жизни для большинства людей, населявших территории, захваченные мусульманами, просто не существовало. Там, где свинина не доступна, никому не нужно принимать решение о том, есть «хот-доги» или нет. Где вино было привилегией элиты, которая скрытно употребляла его в стенах своих дворцов, допустимость потребления алкоголя не была насущным вопросом. В обществе, где женщины были строго отделены от мужчин, гей-лесбийские отношения редко рассматривались как угроза существующему социальному порядку. Под давлением реалий современности все эти проблемы приобрели существенное значение и поставили вопрос о необходимости маркировки границ между своими и посторонними, сообществами «верных» и «неверных».

В связи с этим, находясь в мультикультурной среде, фундаменталисты часто используют ограничения (превращенные ими в принципы социального поведения), которые являются для них способом обозначить различия между сторонниками и противниками, между «нами» и «ними». Особый стиль поведения часто преднамеренно используется теми т них, кто стремится отделить себя от широкого общества.

Религиозный фундаментализм

Одним из наиболее ярких и значимых типов фундаментализма является религиозный фундаментализм.

В среде отечественных ученых распространено мнение, что название фундаментализм объединяет современные течения в исламе, христианстве и иудаизме, связанные идеей возращения вероучения к его так называемым истокам - фундаментальным понятиям и практике времен зарождения религии . В таком узком «теологическом» ключе некоторые исследователи рассматривают теорию и практику фундаментализма в протестантстве, православии, исламе, ортодоксальном иудаизме.

Однако данный подход представляется довольно ограниченным. Дело в том, что, настойчиво призывая вернуться к традиции доминирования религии в жизни общества, религиозный фундаментализм является современным идеологическим проектом построения «нового мирового порядка», основанного на утверждении религии в качестве первоосновы человеческого бытия. Другими словами, сущность религиозного фундаментализма в настоящее время состоит в том, что это не просто течение в рамках какой-либо религии, а радикальная политическая идеология135.

Основной пафос религиозного фундаментализма - отрицание различия между религией и политикой. Религиозные фундаменталисты стремятся перенести религию из сферы частной жизни - в общественную сферу. При этом они проявляют особое рвение в установлении религии в качестве первичной формы коллективной политической идентичности.

Вплоть до середины 1970-х годов преобладало мнение, что политика окончательно отделилась от религии, а поскольку общества стали промышленно развитыми, то религиозная вера и практика ограничились частными мыслями и действиями.

Эта точка зрения о снижении социальной и политической значимости религии, получившая распространение на Западе, базировалась на научных воззрениях К.Маркса, Э.Дюркгейма и М.Вебера. Каждый из этих ученых, хотя и различными методами, доказывал, что отделение церкви от государства является неотъемлемой частью модернизации. Процессы современной индустриализации, привели, по мнению М.Вебера, если и не к окончательной «смерти Бога», то, по меньшей мере, к разволшебствлению мира.

Однако революция, свершившая в Иране 1979 году, серьезно поколебала эти представления. В ней был налицо протест, который, с помощью массы религиозных символов, сбросил «правительство модернизации» и отдал политическую власть в руки религиозных кругов, погруженных в средневековую теологию и юриспруденцию.

Некоторые исследователи утверждали, что воссоединение политики и религии, которое успешно осуществилось в Иране, свойственно только исламу, или даже исключительно шиизму. Однако к началу 1980-х гг., стало очевидно, что возрождение религиозной активности вовсе не связано только с исламским миром, поскольку политизированные движения фактически стали появляться в русле каждой религиозной традиции. Например, в Америке Новое Христианское Право бросило вызов государству, которое целенаправленно двигалось в светском направлении136. В данной связи П.Бергер, комментируя рост религиозных фундаменталистских течений в Америке, был вынужден признать, что «серьезные интеллектуальные трудности возникли для тех, кто полагал, что модернизация и отделение церкви от государства были неразрывно связанными явлениями» .

Крах идеологии коммунизма в Восточной Европе также был отмечен всплеском религиозности, а Латинская Америка и некоторые государства Африки испытывают на себе влияние религиозных движений, одерживающих победу над католицизмом как доминирующей религиозной традицией. Япония и Южная Корея, имеющие наиболее продвинутые экономики среди азиатских стран, тоже лелеют новые религиозные движения; только светская Западная Европа и области Австралии, которые М.Марти, американский историк религии, обозначил как «духовный ледовый пояс»138, остаются верными упадку общественного божества так уверенно отстаиваемого основателями современной социальной науки.

Целесообразно остановиться на подходах, в рамках которых ученые попытались объяснить причины столь активного возрождения религии, неотъемлемой частью которой стал фундаментализм.

Согласно первому подходу (П.Робертсон, А.Смит), в тех странах, где религия является жизненно важным компонентом в определении национальной идентичности, и в тех странах, где религиозные чувства могут быть использованы в борьбе с «западной гегемонией», религиозная риторика, сохраняет свои способности мобилизовать и мотивировать139.

В русле второго подхода (З.Бауман, Ж.Ф.Лиотард, Дж.Хейнс) утверждается, что в современном обществе религия начинает выполнять идеологическую функцию, отличную от ее традиционной функции -«регулировать отношение индивидуумов к сверхествественному»140. Это объясняется уходом в прошлое старых «мета-теорий», «великих хроник» или «абсолютных способов говорить правду», например, марксизма.

Так, Ж.Ф.Лиотард категорично заявил, что времена «великих хроник», под которыми он понимал те теории, которые «по содержащимся в них заявлениям способны объяснить и, по большей части, предвидеть все то, что происходит в человеческом мире, будь то политический кризис, обвал курсов ценных бумаг или социальные изменения, ушли в прошлое»1

Государственный и этнический фундаментализм

Наиболее существенный признак государственного фундаментализма -это стремление к власти. Этот тип форма фундаментализма носит явный антилиберальный характер и выражает желание людей, рвущихся к власти, или уже имеющих ее, любыми доступными средствами подчинить себе окружающий мир.

Фундаментализм в области политики, прежде всего, активно проявляет себя в тоталитарных государственных системах, а также в деятельности правительств или политических организаций ряда стран к установлению теократических режимов.

Следует согласиться с французским политологом Р.Ароном, что патологические проявления фундаментализма в области политики неизбежно связаны с тоталитаризмом и «немыслимы вне рамок идеологического неистовства, даже если оно внушает большинству больше неверия, чем веры»165.

Известно, что тоталитаризм - это одна из форм государственной системы, которая характеризуется тотальным контролем государства над всей жизнью общества.

Тоталитаризм обычно возникает в стране, предоставляющей какой-либо одной партии монопольное право на политическую деятельность. Эта партия имеет на вооружении идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем - и официальной государственной истины.

Для распространения данной официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения.

Тоталитарным государствам свойственны неограниченные полномочия властей, запрещение демократических организаций, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни. Так, государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации - радио, телевидением, печатью. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью.

Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток официальная истина. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат - политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический .

В тоталитарном идеологическом режиме те, в чьих руках бразды правления, хотят устранить не только реальных, но и потенциальных врагов партии и режима. Все, кто теоретически могут в каких-то обстоятельствах выступить против режима, объявляются врагами и подлежат устранению.

Одним из примеров является фашистский режим в Германии. Он возник из стремления лидеров национал-социалистической партии возродить моральное единство этой страны и, в более широком плане, стремления расширить территорию, открытую для немецкого народа, а значит, - вести 167 воину и завоевания . После захвата власти нацистами немецкая жизнь постепенно «гитлеризировалась». Цель национал-социалистской партии состояла в том, чтобы перекроить расовую карту Европы, уничтожив целые народы, названные низшими, и обеспечить победу народа (арийской расы), считавшего себя высшим. То было время террора, целью которого стало истребление людей.

Апогеем гитлеровского террора можно считать массовое уничтожение низших народов (цыган, евреев, славян) в разгар Второй мировой войны. Как отмечает Р.Арон, этот акт террора не сравним ни с чем в истории вообще. Нельзя сказать, что в прошлом не было массовых убийств. Но никогда в ходе современной истории один государственный деятель не принимал хладнокровно решение о конвейерном истреблении миллионов людей. Гитлер затратил ресурсы, необходимые для ведения войны, на удовлетворение собственной ненависти, чтобы те, кого он ненавидел, не могли уцелеть, как бы ни кончилась война. В этом проявилась прямо-таки дьявольская воля к уничтожению некой псевдорасы168.

Другим, современным примером государства с тоталитарным режимом служит Корейская Народно-Демократическая Республика. В КНДР укрепился однопартийный режим, провозгласивший строительство «социализма корейского типа», основанного на идеях «великого учителя» Чучхэ, «творчески развитых» лидерами этой страны - Ким Ир Сеном, а затем - его сыном - Ким Чен Иром так, что они приняли характер фундаменталистской догмы. Пока это государство не пытается навязать свою идеологию всему миру, однако его попытки создать собственный арсенал ядерного вооружения для защиты от «внешних врагов» вызывает справедливую настороженность у мирового сообщества.

Основной политической целью религиозных фундаменталистов является создание теократических государств, где главенствующая религиозная традиции всецело бы предопределяла политику. Можно привести несколько примеров формирования политических единиц такого типа.

Так, режим Талибана в Афганистане, вышедшего на политическую арену этой страны и провозгласившее в ней Исламский эмират, представляет собой ярчайшее выражение исламизма в политике. Это движение, претворяющее на уровне государственной власти упрощенную идеологию, железную дисциплину и строжайшие моральные принципы, установленные его лидером

Похожие диссертации на Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность