Введение к работе
Актуальность исследования. Выбор темы. Изучение творчества Сур Даса (1478—1582/83), основоположника поэзии на народном языке брадже (диалект хинди) важно прежде всего для уяснения основных процессов развития литературы хинди на самом раннем и наименее исследованном ее этапе. История поэзии хин ди разрабатывалась исследователями без выявления идейно-эстетических связей с литературой на брадже.
Творчество Сур Даса, его единомышленников и последователей представляет несомненный интерес для освещения целого ряда проблем историко-типологического изучения литературы Индии, а также важных проблем общетеоретического характера.
Исследование литературы на брадже имеет первостепенное значение для разработки важнейшей проблемы становления ново-индийских литератур.
Эти факторы определили выбор темы диссертации, которая посвящена комплексному исследованию творчества Сур Даса в историко-литературном аспекте, с выявлением его влияния на последующие литературные эпохи.
Актуальность данного исследования состоит также в том, что поэма Сур Даса «Сурсагар», созданная на традиционный для Индии сюжет о Кришне, позволяет выяснить преемственные связи с предшествующей литературной традицией на санскрите и бенгальском языке. Изучение характера литературной обработки традиционной сюжетики в поэзии на брадже является одной из актуальных задач в области взаимосвязей разноязыких литературных комплексов Индии.
Цель исследования состоит в раскрытии социально-эстетической функции творчества Сур Даса в процессе ее длительного исторического существования. Историко-функциональныи подход к изучению творчества Сур Даса предполагает использование принципов системного анализа, выявление внутренних связей структурных компонентов «Сурсагара» с идейно-мировоззренческим началом, с образным освоением действительности и с самим реальным бытием.
Поэзия Сур Даса и других представителей литературы на брадже рассматривается в работе в связи с общей проблемой становления поэзии на брадже, выявления ее истоков и жанровых особенностей. При этом особое место занимает исследование вопроса о соотношении устной и письменной традиции «Сурсагара», а также решение проблемы о его жанровой природе.
Важной задачей данного исследования является выяснение культурно-исторического контекста возникновения и функционирования памятника в тесной связи со всей обширной областью быта и народной жизни. Привлечение конкретных бытовых реалий и материалов особенно существенно при исследовании памятников литературы типа «Сурсагара», поскольку вплоть до наших дней сохранилась его устная традиция в «живом бытовании» на фоне реальной этнографии быта и религиозно-философских воззрений.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма по литературе и искусству. Диссертация базируется на марксистско-ленинской концепции о роли литературы в жизни общества и единстве мирового литературного процесса.
Анализируя поставленные в работе конкретные проблемы, автор учитывал важнейшие труды советских литературоведов: В. П. Адриановой-Перетц, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Г. Н. Поспелова, Л. И. Тимофеева, М. Б. Храп-ченко, фольклориста Е. М. Мелетинского и др. В своей работе автор опирался также на положения и выводы, содержащиеся в работах советских востоковедов: А. П. Баранникова, П. А. Грин-цера, А. М. Дьякова, Д. С. Комиссарова, Н. И. Конрада, Н. И. Никулина, И. Д. Серебрякова, Е. П. Челышева, Б. Я. Шидфар и др. Были изучены труды индийских литературоведов, прежде всего Б. Вармы, М. Гаутамы, М. Гупты, X. П. Двиведи, П. Митала, На-гендры, Харгулала, Р. Шукли и др. Учтены также последние исследования западноевропейских ученых, особенно Ш. Водевил, Мак Грегора, Д. Хоули и К. Брайанта. В качестве источников использовались поэтические произведения Сур Даса в печатных изданиях и рукописных вариантах, агиографическая литература XVII—XVIII вв., сочинения авторов XVI—XVIII вв., таких как поэты «Союза восьми»; Мира Баи; Харидаса, Севака, Хариван-ша, Бихари, Бхаратенду Харишчандры и др.
Научная новизна. Работа является первым обобщающим исследованием, посвященным изучению литературы на брадже, прежде всего творчества Сур Даса как создателя новой литературной эпохи на брадже.
Длительное историческое функционирование поэзии Сур Даса поставило вопрос о необходимости новой, научной оценки роли Сур Даса в развитии североиндийской поэтической традиции. Привлекая к изучению ранее не исследовавшиеся материалы творчества поэтов и философов эпохи бхакти и рити ', автор исследует пути литературных контактов, характер литературной обработки традиционной сюжетики на разных типологических уровнях на протяжении четырех столетий (XVI—XIX вв.).
1 Бхакти и рити — общепризнанные наименования двух литературных эпох. Бхакти (XV — 1-я пол. XVII вв.) означает «любовь к богу» (взято название религиозно-реформаторского движения). Рити (конец XVII — начало XIX в.) означает «стиль».
Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы при создании современной академической истории индийской литературы, написании монографий и статей. Они используются при постановке вузовских курсов по истории литератур стран Азии и Африки, при переиздании университетского учебника «Литература стран Азии и Африки в средние века» (М., МГУ, 1970). Материалы и выводы исследования могут быть применены для рассмотрения общетеоретических проблем средневековой литературы, а также при написании монографических исследований, посвященных индийской литературе XV—XIX вв.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в монографиях «Океан поэзии» Сур Даса (М., МГУ, 1973) и «Сур Дас. Кришнаяна» (Веймар — Лейпциг, 1979; т. 1 — 2 на русском, немецком и английском языках), в ряде других публикаций на русском, английском и хинди, а также в докладах на всесоюзных и международных индологических и литературоведческих конференциях (Индия — 1974, 1979; Братислава — 1980 и др.).
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры Истории литератур стран Азии и Африки ИСАА при МГУ и отдела литератур Азии и Африки ИМЛИ им. Горького.