Введение к работе
Среди наиболее значимых проблем теории литературы последних десятилетий исследователи выделяют вопрос о взаимоотношении ритма и смысла (Ю.М. Лотман, К.Ф. Тарановский, М.Л. Гаспаров, Ю.И. Левин). Однако этот вопрос остается не достаточно исследованным в контексте изучения жанрово-тематической специфики циклов как целостных художественных образований (В.А. Сапогов, Х.М. Мастэрд, И.В. Фоменко, Ю.Б. Орлицкий, М.Н.Дарвин, В.И. Тюпа, Л.Е. Ляпина). Проблема взаимодействия полиметрической формы и смыслового членения произведения в рамках циклического текстопостроения, отдельные аспекты которой рассматривались в работах В.А. Сапогова, М.Л. Гаспарова, Ю.Б. Орлицкого и П.А. Руднева, также требует дальнейшего изучения.
Работы исследователей, обращавшихся к вопросу полиметрической организации текста, были, как правило, посвящены решению данной проблемы на материале творчества русских поэтов XIX в. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет) и начала ХХ в. (В. Брюсов, А. Блок, С. Есенин). В данном исследовании полиметрия рассматривается на примере лирических циклов поэтов начала ХХ в. (А. Добролюбова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой, Б. Пастернака). Анализируя полиметрически организованную структуру авторского лирического цикла, особое внимание мы уделяем особенностям циклизации стихотворных произведений Б. Пастернака, в творчестве которого возможности полиметрии лирического цикла нашли наиболее полное воплощение. Длительность творчества Пастернака позволяет проследить многообразие и динамику развития его полиметрически организованных циклов.
Актуальность темы исследования продиктована, во-первых, возрастанием интереса к изучению циклических структур и полиметрии; во-вторых, необходимостью решения вопроса о принципиальном отличии циклического текстопостроения (т.е. системы относительно самостоятельных произведений) от линейного, с чем связаны принципы и особенности анализа авторского лирического цикла (не только отдельных текстов, которые обладают определенной индивидуальной организацией, но и связей между отдельными элементами цикла). Если циклообразующее значение таких составляющих лирического цикла, как заглавие, лексические повторы, композиция, исследовано достаточно подробно, то до сих пор не до конца проясненной остается роль полиметрии в организации циклической структуры.
Несмотря на то, что творчество многих поэтов XIX – начала ХХ вв. достаточно хорошо изучено в аспекте поставленной проблемы, общая логика развития полиметрических композиций в контексте литературы начала ХХ в., а также роль Пастернака в формировании поэтики современного лирического цикла до сих пор не определены.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что впервые детальное рассмотрение получил вопрос о принципах полиметрической организации авторских лирических циклов (связь метрической системы, композиции и становление смыслообразующего потенциала). В работе систематически рассматривается ритмическая организация лирических циклов Б. Пастернака, предлагается описание эволюции полиметрии в лирических циклах поэта. При этом метрическая структура циклов Б. Пастернака рассматривается в сравнении с циклами других поэтов начала ХХ в. (А. Добролюбова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, А. Ахматовой).
Объектом исследования послужило поэтическое творчество Пастернака и ряда его предшественников (Добролюбова, Брюсова, Бальмонта) и современников (Блока, Белого, Ахматовой). Предметом исследования является специфика полиметрии лирических циклов Пастернака и других поэтов начала ХХ века как структуро- и смыслообразующего механизма творчества.
Исходя из этого, в работе была поставлена цель выявления организующей роли полиметрии в авторских лирических циклах и определения зависимости смыслообразования от характера полиметрии, для ее достижения в диссертации было необходимо решить ряд задач:
-
уточнить границы понятия «авторский лирический цикл», учитывая имеющиеся научные концепции;
-
определить границы понятия «полиметрия лирического цикла»;
-
предложить методику интерпретации авторского лирического цикла как полиметрической композиции особой сложности;
-
исследовать особенности полиметрии лирических циклов в творчестве разных поэтов начала ХХ вв.;
-
проанализировать цикло(смысло-)образующую функцию полиметрии в авторских лирических циклах Б. Пастернака.
Материалом анализа в диссертации стали авторские лирические циклы ХХ вв. По мнению многих исследователей (М.Л. Гаспарова, Л. Е. Ляпиной, Л.К. Димовой, И.В. Фоменко и др.), к началу ХХ в. авторский цикл окончательно сформировался и был осознан как жанровое образование. Была выявлена принципиально важная и перспективная черта циклизации: возможность воплотить в пределах организованного лирического контекста сложное, тематически и проблемно «многослойное» содержание, которое формируется взаимодействием отдельных стихотворений и оказывается шире и богаче суммы их содержаний. Именно в ХХ в. русские поэты наиболее полно осознали выразительные возможности лирического цикла.
Теоретическая задача интерпретации авторского лирического цикла как полиметрически организованной структуры решается на материале творчества крупнейших поэтов начала ХХ века - Добролюбова, Брюсова, Блока, Белого, Бальмонта, Ахматовой, Пастернака.
Методологическую основу исследования составили работы по теории полиметрии П.А. Руднева, М.Л. Гаспарова, Ю.Б. Орлицкого, А.Н. Попова, С.А. Матяш; по поэтике лирического цикла – В.А. Сапогова, Х.М. Мастэрд, Л.Е. Ляпиной, М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко; по творчеству Пастернака – В.С. Баевского, D. Davie, A. Livingston, С.Н. Бройтмана, М.Л.Гаспарова, K.T. O'Connor, Л. Флейшмана и др. В работе применяется методика анализа лирического цикла, совмещающая анализ ритмических характеристик входящих в цикл отдельных произведений и традиционный литературоведческий анализ.
Принятая в работе методика метрико-семантического анализа продолжает традицию, данную в классических трудах К. Тарановского, П.А. Руднева, В.С. Баевского, М.Л. Гаспарова, Ю.И. Левина. Автор диссертации так же, как и названные исследователи, исходит из тезиса о безусловной содержательности стихотворной формы, не мыслимой вне ее эстетической функции.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Полиметрия отдельных лирических текстов, являющаяся периферией в границах классического «линейного» текстопостроения, основанного на причинно-следственной логике, оказывается базовым механизмом в условиях циклического текстопостроения в связи с формированием дополнительных структурно-семантических отношений не только внутри, но и между отдельными стихотворениями, составляющими цикл.
2. Полиметрия является одним из важнейших циклообразующих признаков стихотворного лирического цикла ХХ в., среди которых выделяются соотношение элементов заголовочно-финального комплекса (ЗФК) с ритмической структурой цикла; сюжетно-мотивная организация; метрические, фонические, лексико-стилистические и интонационные связи между стихами; организация единой системы пространственно-временных отношений; наличие целостного образа лирического героя и структурирование единой ритмической композиции.
3. В лирических циклах Пастернака полиметрия является ведущим цикло- и смыслообразующим признаком, организующим остальные компоненты цикла (ЗФК, лексические повторы, хронотоп, образ лирического героя и др.).
4. В творчестве Пастернака полиметрия развивается от полиметрически организованных 2-х, 3-х-компонентных циклов в начале творчества, через многокомпонентные, сочетающие тоническую и силлабо-тоническую метрику в 20-е гг., к финальному отказу как от строгого структурирования книг, так и от полиметрии в последней книге.
5. Влияние полиметрии на творчество поэтов начала ХХ в. можно классифицировать по ряду параметров: не только практическое обращение, но и теоретическое обоснование полиметрии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок); полиметрия как неотъемлемая черта творчества (В. Брюсов, К. Бальмонт), обращение и отход от полиметрических циклов (А. Ахматова, Б. Пастернак).
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по теории и истории литературы, спецкурсах по анализу лирики, истории русской поэзии первой половины XX в.
Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории литературы Тверского государственного университета (ТвГУ), на аспирантских семинарах при ТвГУ, на Международной конференции «Поэтика текста» (в рамках Дней славянской письменности). Тверь, 24-25 мая 2005 года. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей, 2 из которых опубликованы в научных изданиях, рецензируемых ВАК.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.