Введение к работе
Актуальность проблемы. Исследование поэтики художественной прозы в современной литературе Ирана'является одной из серьезных и мвлоизу"!Нных проблем. Те более, что художественная проза представляет собой жанровые разновидности, имеющие бесконечное MHOnecTB" конкоетных ^появлений, не поддало; .хся единому классификационному определение
Хотя предмет диссертации в вироком смысле - поэтика современной персидской психологической прозы, однако Л03Т0Я0ГИ-ЧБОгие принципы и закономерности художественной формы, вьгае-деняыв из одного жанра, могут оказаться непригодными для характеристики' другого жанра. Поэтому в литературоведении есть такси подход к вопросам поэтики жанра, при котором преимущественно рассяатривачтея принципы построения одной из его разновидностей:, адвдго из его типов.
Исходя из этого, в настоящей работе осовное внимание сосредоточено на поэтике психологической прозы "субъективного" или "центростремительного" типа в рамках тенденции развития жанров новеллы к повести современной персидской литературы.
Объективизация повествования, исследование мира человеческой души и личностного сознания, лирическая заостренности проблематики ячлявтея одной из наиболее заметных тенденций в развитии эстетического искусства XX века. Эта тенденция, которая концентрирует все свои усилия на скрупулезном анализе ду-сёвной жизни отдельного индивидуума, уже более пелвека имеет место и в современной персидской художественной прозе. Это естественно, ибо тенденция погружзния в себя и анализа душевного мира индивидуума с целью самопознания является особенностью тысячелетней персидской суфийской поэзии.
Хотя проблема "субъективной прозы" в европейской и русской литературах давно стала предметом пристального интереса исследователей, в Иране и мировой иранистике до сегодняшнего дня і эта проолема не становилась предметом монографического исследования. Ни в иранском литературоведении и ни в мировой иранистике нет таких работ, где бы систематически" были оассмотрены
причины, способствующие появление и развитие субъективного начала в современной персидской художественной прозе, своеобразия ее повествовательных форм и изобразительных средств,, « также установления взаимосвязи между характером отражение дай^ ствительности в художественном произведении и видением автором изображаемой им действительности. Поэтому исеяедеэание истории зарождения и развития "субъективной врозы" в рамках жанра новеллы и повести, а также изученче характера изменения и модификации традиционных компонентов эпической структуры, ведущих к образования осооого повествовательного жанра в современной персидской художественной прозе, является одной из актуальных задач иранской филологии.
Однако исследование подобного рода может возникнуть лишь на основе детального анализа творчества ojmopv конкретного писателя или ряда писателей с учетом как их индивидуального своеобразия, так и типологической общности с яплеииями современного мирового литературного процесса, исходя из -этого, базовым материалом для исследования послужили психологические «произведения крупнейшего писателя совремедаого Ирана Саде»* Хе-даята (І903-І95Ігг.), а также произведения иисатеаея - последователей его школы, с именами которых связаиы эарождеиие я развитие персидской субъективной прозы.
Цель и задачи исследования. Основная цель работи -выявить качественные свойства поэтики вереидеквя субъективной прозы, а также определить роль и зня >ение этот литературного течения в современном литературном процессе Ирана, d тем чтобы раскрыть ^есь слитый и необычный мир произведений субъективного характера, тесно увязывая их смыехфвуо и формальную стороны. Цель работы заключается также в рассмотрении "субъективной прозы" с позиций типологической общности и индивидуального своеобразия как цельной и самодовлеющей эстетической системы, в определении места и функции каждого отдельного компонента эгической структуры внутри данной эстетической системы, на основании чего сделать общезначимые выводы касательно особенностей поэтики персидской "субъективно" прозы" первого этапа ее развития.
ется на теоретических и методологических достижениях русской и европейской литературоведческой науги. Применительно к изучение проблемы автор опирался на теоретические исследования таких известных учених, как Бахтин Ы.М., Лосев А.Ф., Виноградов В.В., Храпченко И.Б., Лихачев Д.М., Барабаш Ю., Лот ган Ю., Ыелеткнский Е.И., Успенский Б.А., Андреев А.Т., Загонский Д.В., Якобсон Р., Гинзбург Л., Гей Н.К., Поспелов Т.Н., Адмони В. и другие.
В процессе работы использовались научные достижения иранского литературоведения и мировой иранистики в области поэтики, истории и теории современной пеосидской литературы.
Термин "поэтика" толкуется нами в самом широком понимании, то есть как целостная система, охватывающая, наряду с художественными средствами и формами, идеологические, социально-философские воззрения писателя. Иными словами, под термином "поэтика" следует понимать художественно-философское содержание произведения в целом.
Источники и объект исследования. Диссертация выпол
нена на материале произведений современных иранских писателей
30-х - начала 70-х годов XX века, издававшихся в Иране на пер
сидском языке.
Кроме художественных произведений иранских писателей автором диссертации использованы в качестве вспомогательных источников материалы, исследования, отдельные статьи и рецензии, кас»ас^(осі" истории современной персидской литературы, жизни и творч^стр.Ч ряда писателей исседуемого периода, а также анто-' лоі'ліг іфіМіких писателей, опубликованные в самом Иране и за рубежом' в -гранящиеся в библиотеках стран СНГ, университетов Тегерана л йсфагана. Кроме того учтена критическая лите ггура по теме, появившаяся в печати до мая 1997 года. '
Объектом исследования послужили психологические новеллы и повести писателей 30-х - начала 70-х годов, прежде всего, Садека Хедаята, Бозорга Алави, С.Чубака, Таки Мударреси, Шоъ-т левара, Бахрвма Садеки, Хушанга Голпири" и других.
Научная новизна работы. Впервые в иранистике предпринимается попытка монографического исследования одной из наиболее сложных и малоизученных проблем - поэтики персидской
субъективной прозы, подвергаются комплексному анализу произ
ведения Таки Мударреси, Бахрама Садеки и Хушанга Голшири -
представителей этого течения в современной персидской литера
туре. ;
Новизна работы заключается такте в том, что основные гроблены исследуется с строгой последовательности и s сопоставлении с модернистскими течениями литературы и эстетики Запада, что представляет собой один из важных аспектов исследования, дающих возможность проследить многообразие сходств и различий в художестве- о-эстетических поисках писателей Запада и Востока.
Детально проведенный анализ субъективных ноавжа и повестей наполнил более конкретным содержан„еи понятие "субъективной прозы" как одного из важнейших течений в современной пвреидской литературе.
Практическое значение, ^"взуяматы исследования и общие положения, содержащиеся р^хассартации, могут быть использованы специалистами дет дадь»#,его'изучения поэтики персидской худояэственной прозы в цэлсм как поэтики отдельных писателей.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы
при создании истории современной персидской литературы, а так
же при написании учебных пособий пи этому курсу. Отдельные по
ложения диссертации использовались и используются автором при
чтении курса "Современная литература Ирана" на факул .тете во
стоковедения Таджикского государственного национального универ
ситета, і
Апробация работы и публикации. Представленная диссертация - плод многолетней работы автора. Отдельные положения диссертации докладывались и обсуждались На Ш и ІУ Всесоюзных конференциях востоковедов (Душанбе, 1988; Махачкала, 1990), на Первом международном конгрессе преподавателей персидского языка в Тегеране (1996г.), а также на традиционных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ТГНУ (1985-1996гг.) и на научно-теоретическом семинаре факультета востоковедения ТГНУ.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенноч заседании кафедры иранской филологии факультета востоковедения ТГНУ (14.02.97г.,протоход * 6), а также на заседании секции
литературоведения Ученого совета Института языка, и литература им.Рудаки АН Республики Таджикистан (25.0б.98г. ).
Основное содержание диссертаці л наало отражение в монографии и в ряде статей и исследований, посвященных той же проблеме и смежным с ней вопросам,общим объемом - 30 п.л. '.см. прилагаемую библиографии).
Структура диссертации. Диссертан/я состоит из ^вух частей, четырех глав, которые соответственно делятся на разделы, заключения и библиографии.