Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика романа-антиутопии Козьмина Елена Юрьевна

Поэтика романа-антиутопии
<
Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии Поэтика романа-антиутопии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Козьмина Елена Юрьевна. Поэтика романа-антиутопии : На материале русской литературы XX века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). - Москва, 2005. - 19 с. РГБ ОД, 1917:г.:--:История:литературы.:Идейно-художественные:особенности:литературы:--:История:жанров:--:Проза

Введение к работе

Романы-антиутопии стали появляться в XX веке. Одна из точных и глубоких характеристик этого времени слова НА. Бердяева, послужившие эпиграфом к роману О. Хаксли «О, дивный новый мир»: «Но утопий оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления. ... Утопии осуществимы. ... Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее "совершенному 5 и более свободному обществу».

Реальное масштабное воплощение утопических проектов преобразования общества и первые результаты этого воплощения вызвали реакцию, в том числе и литературного порядка. Показательно, например, что первые романы-антиутопии долгое время считались в России жанром "буржуазной литературы", порочившим идеалы и действительность Советского государства. Однако дальнейшее развитие социального эксперимента в стране не сгладило противоречий между идеалом и действительностью, и история жанра романа-антиутопии несет в себе отражение этих противоречий. Наиболее острые ключевые моменты общественно-политической жизни в России XX века сразу вызывают подъем интереса к жанру. Так, О.В. Лазаренко выделяет три узловых этапа в процессе развития романа-антиутопии: первый из них приходится на 1900-1920-е годы; второй - на 60-е годы; третий - на 80-е годы XX столетия .

В связи с этими обстоятельствами жанр антиутопии и утопии изначально - предмет исследования философии, истории, социологии, политологии. Характерно, что в справочных изданиях по философии существует статья «Антиутопия», тогда как не во всех литературных энциклопедиях она есть (нет такой статьи, в частности, в «Краткой литературной энциклопедии»).

Яркое отражение ситуации, сложившейся в науке, - книга Э.Я. Баталова «В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах», в которой проблемы утопии и антиутопии обсуждаются с точки зрения "ролевых" персонажей: философа, социолога, филолога, политика, историка и критика.

После опубликования в России «Мы» Е.И. Замятина (журнал «Знамя», 1988 год) расширяется круг исследований романа-антиутопии. Сюда добавляется публицистическое и "собственно читательское" осмысление поднятых в этом жанре проблем (см., например, подзаголовок статьи

Лазаренко О В Русская литературная антиутопия-1-900" 1-й половины 1930-х гг (Проблемы жанра) Автореф дис канд филол, І Вл. Новикова «Возвращение к здравому смыслу. Субъективные заметки читателя антиутопий»).

Широта откликов свидетельствует об актуальности темы

В последние два десятилетия изучение антиутопии становится все более специализированным, на первый план выходят проблемы ее поэтики . В русле этой тенденции находится предлагаемая работа.

В специальной литературе существует два основных направления исследований романа-антиутопии: 1) рассмотрение этого жанра во внелитературном контексте как отражение исторической действительности или идеологии; 2) анализ соотношения романа-антиутопии с другими литературными явлениями; 3) исследования, цель которых - создание теоретической модели жанра, т. е. такой характеристики типа художественного целого, которая объясняла бы его функционирование и его отношение к литературной традиции.

Предлагаемая работа сосредоточена на решении третьей задачи, хотя попутно затрагивается и вторая группа вопросов. Создание теоретической модели романа-антиутопии предполагает учет всех аспектов художественного целого и ответ на вопрос о взаимосвязи их структурных особенностей. Если иметь в виду это методологическое требование, то такая задача до сих пор должным образом не поставлена и, следовательно, пока не решена.

Не выделен должным образом предмет исследования. Роман-антиутопия не всегда отграничивается от других жанров, в частности, от утопии. Вследствие этого, термин прилагается к произведениям, которые в действительности не являются образцами интересующего нас жанра (например, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Жидкое солнце» А .И. Куприна и т.д.). Не различаются антиутопии, которые входят в состав авантюрной фантастики второй половины XX века (как, например, «451° по Фаренгейту Р. Брэдбери или «Возвращение со звезд» С. Лема) и классические антиутопии Е.И. Замятина и О. Хаксли, которые отнюдь не требуют от

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые предлагается описание всех аспектов жанровой структуры романа-антиутопии в их закономерной взаимосвязи. Характеристика инварианта этого жанра позволяет отграничить его от близких жанровых явлений (фантастический роман-антиутопия, утопия). Кроме того, в исследовании выявляются разновидности романа-антиутопии и описываются их признаки.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования является роман-антиутопия как литературный жанр. Объекты исследования -конкретные разновидности этого жанра.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - создание теоретической модели романа-антиутопии, а также построение типологии его разновидностей.

В центре стоит теоретическая проблема: характеристика инвариантной жанровой структуры романа-антиутопии.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

• определение степени изученности романа-антиутопии в современной науке и формулировка актуальных проблем, требующих разрешения;

• выявление основных структурных признаков жанра;

• соотнесение следующих понятий и явлений: "роман" и "утопия", "роман" и "эпопея", "роман" и "идиллия";

• характеристика соотношения и взаимовлияния утопии и романа в структуре романа-антиутопии;

• разграничение фантастических и нефантастических вариантов жанра;

• соотнесение друг с другом образцов романа-антиутопии и выявление его основных типов.

Источники исследования. Поставленные задачи решаются на конкретном историко-литературном материале. В качестве важнейших источников для рассмотрения обозначенного круга вопросов были выбраны вершинные образцы романа-антиутопии XX века в русской литературе -«Мы» Е.И. Замятина (1920) и «Приглашение на казнь» В.В. Набокова (1935-1936). Для сравнительного анализа привлекаются также произведения, которые в современном литературоведении относят к жанру романа-антиутопии.

Методологическая база и методика исследования. Методологической базой работы послужили исследования по теоретической и исторической поэтике, в частности, по теории романа При разработке инварианта романа-антиутопии использованы модель литературного жанра, предложенная М.М. Бахтиным, и основные положения его теории романа, рассмотренные и прокомментированные в работах Н.Д. Тамарченко. Кроме того, учитывались достижения других исследователей жанра, а также работы о поэтике таких жанров, как утопия, идиллия и эпопея (М.М. Бахтин, Г.В.Ф. Гегель, В. Гумбольдт, Р. Коллнер и др.)- При решении проблемы разграничения фантастических и нефантастических романов-антиутопий привлекались исследования по фантастике (Цв. Тодоров, Р.И. Нудельман, Ю. Кагарлицкий, Е.Н. Ковтун, Т.А. Чернышева). Теоретико-литературную значимость имели для диссертации также некоторые работы о жанре антиутопии: например. исследования Г. Морсона, Б.А. Ланина, О.В. Лазаренко, А.Ф. Любимовой и некоторые другие.

Методика изучения материала заключается в последовательном и систематическом сопоставительном анализе романов Е. Замятина и В. Набокова. Опорными точками при этом служат основные аспекты художественного целого, рассматриваемые в их взаимосвязи- Такой метод позволяет выявить как повторяющиеся, устойчивые признаки жанровой структуры романа-антиутопии, так и специфические свойства, присущие разновидностям жанра. 

Похожие диссертации на Поэтика романа-антиутопии