Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Дологическая б.орьба в области художественной литературы в эпоху научно-технической революции . 20
Глава П. Влияние научно-технической революции на современную художественную литературу . 57
Глава Ш. Изображение научно-технической революции в художственной литературе социалистического реализма . 107
1. Советская литература - шаг вперед в худоясественном развитии человечества. (Проблемы изображения нового человека в советской литературе в эпоху научно-технической революции) .
2. Социалистическая литература Вьетнама в эпоху научно-технической революции . 151
Заключение. 176
Библиография.
- Влияние научно-технической революции на современную художественную литературу
- Советская литература - шаг вперед в худоясественном развитии человечества. (Проблемы изображения нового человека в советской литературе в эпоху научно-технической революции)
- Социалистическая литература Вьетнама в эпоху научно-технической революции
Введение к работе
Актуальность исследования многообразных аспектов проблемы НТР обусловлена задачами и перспективами дальнейшего развития науки и техники в социалистическом и коммунистическом обществе. Эти задачи были довольно четко сформулированы ХХУІ съездом КПСС: "Условия, в которых народное хозяйство будет развиваться в 80-е годы, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического прогресса. В большом значении науки убеждать никого не приходится. Партия коммунистов исходит из того, что строительство нового общества без науки просто немыслимо"1.
Впервые в истории человечества благодаря созидательной деятельности Коммунистической партии Советского Союза и других социалистических стран НТР открыла такие широкие возможности социального и культурного прогресса, о которых в прежние времена оно только могло мечтать. В исторических документах ХХУІ съезда КПСС сформулирована важнейшая задача органического соединения достижения НТР с преимуществом социализма. Без серьезного осмысления этой проблемы писателю не постичь социально-нравственных мотивов, побуждающих сегодня людей к действию, к благородной самоотдаче во имя всеобщего блага.
В материалах ХХУІ съезда КПСС дана всесторонняя характеристика развития НТР в условиях социализма и коммунизма, раскрыта диалектика НТР и процесса поступательного движения литературы зрелого социалистического общества. Проблема эта рассматривается автором в следующих ее аспектах: I Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, сЛ2.
- 4 -У - Решающее значение социалистического содержания при необходимости всемерного укрепления влияния НТР на художественную литературучвеликая созидательная сила научно-технического фактора в развитии художественной литературы;
Социальная сущность НТР, ее особенности в условиях социализма, их выражение в художественной литературе современности;
Процесс формирования и дальнейшего развития на базе социалистического интернационализма, коммунистического общественно-эстетического идеала, единого метода социалистического реализма в литературах стран социалистического содружества;
Роль художественной литературы социалистического реализма в борьбе двух противоположных мировых систем, двух идеологий-социалистической и буржуазной;
-Всемирно-историческое значение мировой художественной литературы социализма в условиях научно-технического прогресса, ее влияние на художественное развитие человечества, принципиальное различив в интерпретации проблемы соотношения НТР и художественной литературы, НТР и условий жизни трудящихся масс при социализме и капитализме. В условиях зрелого социализма устранены противоречия между уровнем научно-технического прогресса, с одной стороны, и социально-политического, художественного и нравственного прогресса - с другой.
Характеризуя процесс воздействия НТР на художественную литературу, нужно отметить, что это воздействие опосредуется социалистической эстетикой как формой общественного сознания и социальной практики, характером социалистических производственных отношений и связанными с ними производительными силами. Интенсивное развитие производительных сил, обусловленное НТР, выдвигает требование совершенствования производственных отношений,
- 5 -что успешно реализуется в условиях социалистического строительства. На безе совершенствования социалистических производственных отношений происходит дальнейшее развитие и обогащение социалистической культуры и литературы.
Анатомия общества, данная К.Марксом и Ф.Энгельсом, носит глубоко научный и всесторонний характер. В "Капитале" К.Маркс писвл: "Чтобы исследовать связь между духовным... и материальным производством, прежде всего необходимо рассматривать само это материальное производство не как всеобщую категорию, а в олреде-
ленной исторической форме" . В «И Ленин утверждал о необходимости анализа не только экономической, а и всех сторон общественной жизни. В.И .Ленин отмечал, что открытие материалистического понимания истории устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Он написал: "Во-первых, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; Во-вторых, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследо-ввть общественные условия жизни масс и изменения этих условий. Домарксовская "социология" и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных..."2.
К.Мэркс, Ф.Энгельс и В.И .Ленин впервые дали всесторонний и научный анализ сущности и закономерностей развития науки в раз-
К.Маркс и Энгельс. Соч. Т.26, с.279.
В.И.Ленин. Полн.собр.соч. Т.26, с.57.
личных общественно-экономических формациях. Марксистско-ленинская концепция НТР выдержала проверку временем. Она получила свое практическое воплощение в исторических достижениях реального социализма в СССР и странах социалистического содружества. Опираясь на методологию и рекомендации, содержащиеся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, марксистское литературоведение исходит из объективно-научного понимания диалектической взаимосвязи прогресса художественной литературы и НТР. Марксистско-ленинское учение вооружает писателя пониманием объективных законов развития духовной жизни общества, литературы социалистического реализма.
х х
х В наше время ускоренной научно-технической революции особое значение приобретает комплексный подход к изучению художественной литературы, ее эстетической активности. В ходе широкого приобщения многомиллионных масс к художественным ценностям социалистическая литература становится фактором формирования общественного сознания. Развитие художественной литературы в современных условиях НТР - это диалектический процесс, в равной степени являющийся и следствием изменений, происходящих в обществе, и одним из важных условий его дальнейшего развития. Худо-
* ^ бль
жественная литература берет свое начало из действитности, порождается теми историческими задачами и свершениями, которые определяют социальный прогресс. Поэтому в области марксистско-ленинской эстетики предстоит большая и ответственная работа по раскрытию основных закономерностей развития литературы эпохи зрелого социализма. Этой проблеме посвящены многие содержательные исследования советских литературоведов, историков и теоретиков
- 7 -литературы социалистических стран.
За последние годы в Советском Союзе вышел ряд работ, содержащих глубокий научный анализ рассматриваемой проблемы и имеющих важное методологическое значение. А.Г .Егоров -Проблемы эстетики -М., 1974; М.БДрэпченко - Творческвя индивидуальность писателя и развитие литературы -М., 1975. Его же.-Художественное творчество, действительность, человек -М., 1976. Б.Анашенков -Этот простой сложный человек -М., 1977; САсэ-дуллаев -В русле социалистического реализма -Б., 1979; Г.Н.Волков - Человек и НТР - И., 1972; Т.Гэджиев - Социальная активность искусства -Б., 1980; А.В.Караганов -Советское кино: проблемы поиски -М., 1977; М.Кузнецов -Советский роман -Пути и поиски -М., 1980; Н.Малвхов - Об историческом значении советского изобразительного искусства. М., 1976; МихЛифшиц -Карл Маркс. Искусство и общественный идеал; Ленинское наследив и литература XX века - Под редакцией А.СМясникова и Я.Е.Эль-сберга -М., 1969; Эстетика и пути творчества - под редакцией В.В.Ванслова и М.Т.Кузьминой - М., 1977; Музы XX века - Под редакцией Н.Зоркой и Ю.Богомолова -М., 1978; Современная буржуазная эстетика - Под редакцией М.Ф.Овсянникове и В.Н.Самохина; Сб. Движение жизни и литературе -М., 1978; Методологические проблемы современной науки -Сост. А.Т.Москаленко -М., 1979; Взаимодействие наук при изучении литературы - Под редакцией А.СБушмина -М., 1981 и многие другие. В теоретических исследованиях советских авторов нередко проводится мысль о необходимости изучения художественной литературы в тесной связи с достижениями психологии, физиологии, математики, кибернетики, социологии... Представители различных наук стали объединять усидия для всестороннего исследования процессов
развития художественной литературы под воздействием НТР. М.С.Каган -Социальные функции искусств -Л., 1978; Н.й.Лапин -Социальные индикаторы в моделях глобального развития -В кн.: Социология и проблемы социального развития -М., 1978; Шуха-рин СВ., А.А .Кузин - Теоретические аспекты современной НТР -М., 1980; ВЛ.Петров и А.И.Яблонский -Математики и социальные процессы - М., 1980.
Наряду с советскими учеными в разработку этой проблемы внесли свой вклад также ученые братских социалистических стран. Какое будущее ожидает человечество? -Под редакцией А.М.Румянцева -Прага, 1964; Духовный мир развитого социалистического общества - М., 1977; Александр Лилов (НРБ) - 0 природе искусства -М., 1977; Его же -Природа художественного творчества - М«, 1981; Общество, литература и чтение - Под руководством Манфреда Наумана (ГДР) -М., 1978; Пути художественного прогресса - БДелеции, М.Сабольчи и др. (ВНР) - М., 1978; Витезслав Рзоунек (СРЧ) - Новые тенденции в современной чешской прозе -В кн.: "Актуальные проблемы социалистического реализма -М., 1981.
Она находится в центре внимания также практиков и теоретиков литературы социалистического реализма во Вьетнаме. Данг Тхай Май - Новые горизонты художественной литературы и НТР>(на вьет, яз.) -Ханой, 1976; Хоанг чинь -Семиотика и художественная литература - (на вьет.яз.) - Ханой,1980.Литературно-художественная и культурная политика Коммунистической партии Вьетнама направляет усилия писателей на постижение законов развития общества,человеческой личности и природы художественной литературы .Генеральный секретарь ЦК КПВ товарищ Ле Зуан говорил: "Новая культура Вьетнама является социалистической по содержанию и национальной по характеру. Этой культуре присущи партийность и народность. Она соз-
- 9 -дается на основе марксизма-ленинизма... Эта культура отбирает и
воспринимает достижения человеческой цивилизации, современной
культуры и науки"1.
Изучение литературного процесса в условиях социалистического общества, естественно, требует от теоретиков литературы углубленного осмысления вопросов влияния НТР на развитие литературы. Здесь необходимы совместные усилия критиков, искусствоведов, литературоведов, эстетиков, философов, социологов, психологов. Какова роль НТР в формировании общественного художественного сознания? Какова связь литературы и НТР? Но кроме этих, скорее социологических проблем, стоит вопрос о самой сущности литературы как формы общественного сознания. С этим прямо связана актуальная теоретическая проблема: осмысление литературы стран социалистического содружества как единого, целостного процесса, характеристика новаторских черт литературы социалистического реализма, ознаменовавшего ообой новый этап в художественном развитии человечества. Эпос социалистического реализма базируется на глубоком понимании органических связей между художественной литературой и развитием социалистического общества, тенденциями развития НТР. Эта связь проявляется не только в сюжетно-комлози-ционных принципах художественных произведений, но й личности и характере героя, человека социалистической формации.
Видимо, одна из задач литературы социалистического реализма и заключается в глубоком осмыслении опыта современности, в разработке проблемы влияния НТР на движение литературы, того нового, что входит в современную литературу социалистического реализма К8к результат познания и отображения величественных деяний І ІУ съезд Коммунистической партии Вьетнама.' Основные документы. Ханой, 1977, с.78.
народа.
На последних съездах КПСС, подводивших итоги минувшего периода и начертавших программу дальнейшего прогресса социализма, вопросам литературы и искусства уделялось особое внимание. Важно отметить - и это имеет важное методологическое значение-, что эти вопросы отнюдь не интегрировались, как это воспринималось отдельными теоретиками, с проблемами развития средств массовой информации и пропаганды. В материалах съездов всегда подчеркивалось, что литературное дело в целом далеко не равнозначно этим средством, не сводится только к ним. Литература и искусство - особая область эстетической деятельности, удовлетворяющей глубокие духовные потребности народа, отражающей наш социалистический образ жизни, конкретную жизнедеятельность нового человека, социалистического общества во всем богатстве форм ее проявления. Литература и искусство тем и отличаются от других форм отражения, что они проникают в конкретную психологию личности, предлагают общественную среду и жизнедеятельность человека в их совокупности. В связи с таким историческим событием, каким явился ХХУІ съезд КПСС, возникает необходимость обобщить опыт развития искусства социалистического реализма. Жизненный основой органического соединения достижений НТР с преимуществами социализма становится ныне современная действительность. Об этом же свидетельствует практика построения социализма других стран социализма, что нашло свое отражение как в материалах съездов компартий, так ив литературе.
Литература социалистического реализма подготовлена всей предшествующей историей, но это не просто продолжение того,что было, а творческое развитие и обогащение прогрессивных и гуманистических традиций мировой художественной культуры на основе
- II -
принципов марксистской эстетики. Это даже не просто переворот в области литературы в условиях НТР. Перевороты в развитии художественной литературы были и раньше. Речь идет о культурной революции, открывшей новую эру в художественном развитии человечества, когда художественная литература развивается на базе общественной собственности, когда стихийный процесс развития НТР становится целенаправленным и вместо ограниченного, одностороннего развития личности начинается эпоха ее всестороннего расцвета. Совершенно ясно, что в современных условиях именно социалистическая художественная литература выражает гуманистический дух и человеческое содержание НТР, в то же время испытывая на себе решающее и благотворное воздействие НТР. Такова диалектика взаимодействия НТР и художественной литературы в условиях социалистического общества, где развитие литературы социалистического реализма является результатом планомерной, направленной деятель-ности партии народа. "Задача социалистической литературы, - отмечал известный советский писатель Чингиз Айтматов, - это задача обновления человеческого бытия, создания новой личности, имя которой - советский человек. Такого бурного кипения жизни, таких грандиозных масштабов созидания еще не знал мир. Научно-техническая революция и человек - творец этого прогресса - вот главная тема нашей действительности. Интеллект, ум, руки наших современников, психология этих людей еще ждут своих исследователей" .
Социалистический реализм - подлинно новаторское искусство, он отобразил основное содержание нашей эпохи, эпохи перехода от капитализма к социализму. Он зиждется на принципах коммунистической партийности и народности, развивается в условиях развертывания социалистической революции и борьбы против империалистичес-I Чингиз Айтматов. "Литературная Россия", 15 сентября 1972 г.
- 12 -кой агрессии. Это - универсальный художественный творческий метод прогрессивной литературы и искусства XX века,полного гигантских исторических перемен,которые оказывают существенное влияние на судьбы всего человечества современной эпохи,отмеченной стремительным развитием науки и техники, ярким расцветом всех видов искусства. Очень справедливо и верно сказал об этом С. А садуллеев: "Опираясь на объективные законы развития природы и человеческого общества, литература социалистического реализма предложила новый взгляд на поступательный ход всемирной истории и в силу этого социалистический реализм стал творческим методом всей пе-
редовой литературы и искусства XX века" . Потому что "Социалистический реализм является "открытой системой" и по отношению к мировой прогрессивной художественной культуре как прошлого, так и настоящего периода общественного развития" .
Одной из актуальных задач современного литературоведения -исследование тесной связи художественной литературы с современностью, с задачами нынешнего этапа социализма и коммунизма, главным образом, в новых условиях, порожденных НТР. Современная НТР поставила в повестку дня многие проблемы коренного преобразования и дальнейшего поступательного развития экономической, социальной, политической и духовной жизни социалистического общества, в том числе проблему всестороннего развития художественной литературы социалистического реализма. Закономерности развития социа-
САсадуллаев. Эстетический идеал и социальная активность писателя. Б., Язычы, 1982, с.9.
В.Соколов. Социалистический реализм - метод художественной деятельности. В кн.: "Социалистический реализм и современный кинопроцесс". М., 1978, с.205,
-ІЗ -
диетического общества, включая художественную литературу, имеют общее интернациональное значение. Развитие современной социалистической культуры в содружестве с НТР протекает на основе общих закономерностей. Познание и раскрытие этих закономерностей, обобщение интернационального опыта стран социалистического содружества послужит ускорению торжества социалистического реализма.
Значение НТР для социалистической культуры бесспорно, но из этого вовсе не следует, что ее можно рассматривать как некую силу, возникающую вне социально-политического развития и господствующую над ним. НТР представляет собой прежде всего социальное явление, возникающее и развивающееся в контексте мирового исторического движения от капитализма к социализму. Влияние НТР на движение литературы проявляется в весьма сложных формах, тем не менее оно, это влияние,всего лишь элемент художественного прогресса, и поэтому может быть всесторонне изучено и правильно понято не само по себе, а лишь как составная часть данного процесса.
х х
х В связи с поставленной проблемой советский писатель Д.Гранин писал: "Тема действительно, казалось бы, не новая. Но глубоко волнующая нас" . Потому что, как утверждает писатель, НТР подарила человеку новый масштаб мышления, способность видеть всю планету в целом. Она дала ему новые способы коммуникации, невиданные прежде скорости, неслыханные ресурсы энергии. И в таких же масштабах повысила ответственность человека за себя, за свое дело, за весь мир. Для писателя нет выбора: быть "за" НТР или I Д.Гранин. Рабочий - это звучит гордо! "Литературная газета", 4- марта 1981.
"против" нее. Как мы еще раз подтвердили сегодня, она существует, она идет и будет идти, и процесс этот прогрессивен"1. Точно также неизбежно и прогрессивно влияние НТР на развитие литературы.
НТР как социальный феномен современной эпохи не только воздействует на художественную практику, но и сама находится под влиянием этой практики. В условиях капитализма она вступает как фактор, углубляющий всеобщий кризис этой системы, а в социалистическом обществе становится одним из средств решения задач строительства социализма, постепенного перерастания социализма в коммунизм, фактором прогресса художественной литературы социалистического реализма.
В эпоху НТР формы общественного сознания - в том числе и художественная литература - приобретают новое качество, стимулируют духовный потенциал общества. И можно говорить, что художественная литература уже претерпевает существенные изменения как в своем содержании, так и в эстетических функциях, в структурных элементах. Сказанное выдвигает задачу исследования процессов воздействия НТР на художественную жизнь современности. Это, в свою очередь, требует от исследователя рассмотреть литературный процесс в комплексе его компонентов, чтобы показать, с одной стороны, отражение научно-технического прогресса в продуктах литературно-художественной деятельности, в художественном сознании писателя, его эстетическом отношении к проблемам современности, в формировании его позиции и роли в развитии самой литературы, а с другой - его влияние на функциональную задачу литературы, на процессы художественного восприятия, на формирование активной читательской деятельности, на аксиологические представления пуб-
* I II || | U "| І, ЦІ,,
I Д.Гранин. Рабочий - это звучит гордо! "Литературная газета", 4 марта 1981.
-15 -лики. Но эти вопросы по-разному понимаются и освещаются в современных условиях в странах с различными социальными системами. Наука, техника, художественная литература развиваются и функционируют в целостной системе общественных отношений, качественная определенность которой придает этим процессам социальную форму и общественную роль. Поэтому воздействие НТР на художественную литературу опосредовано всей системой сложившихся отношений в обществе. Конечно мы понимеем, что в области исследования развития художественной литературы в условиях НТР нельзя механически использовать сложившиеся методы применительно к НТР. Необходимо различать и такие аспекты проблемы, как специфика художественного движения в его соотношении с прогрессом НТР, прогрессивные линии развития в литературе социалистического реализме. В структуре общественного прогресса можно выделить черты сферы человеческой деятельности - социально-экономических отношений, взаимодействующих между собой,и в то же врнмя обладающих относительной самостоятельностью. Художественное движение является органической частью общественного прогресса, и оно, как часть целого, несет на себе общие черты прогресса социального и НТР. Конечно, специфика художественной литературы заключается не в ее независимости от социальных факторов, а в своеобразии преломления этих факторов в сфере литературы, в относительной самостоятельности ее развития. В самой общей форме достижения в развитии художествен' ной литературы находятся в зависимости от движения социального прогресса. Это объясняется специфичностью художественной литературы, многообразием и неоднозначностью ее динамических связей с различными социальными факторами.
Мы рассмотрели отдельные этапы развития человеческого общества и могли наблюдать, что коренные политические и экономичес-
кие перемены всегда служили предзнаменованием и сопровождались резкими столкновениями общественных классов и групп в области идеологии и культуры. Таким образом исторический опыт подтверждает, что замена одной общественно-экономической формации другой связана с одновременными принципиальными качественными изменениями в области культуры и, следовательно, в области искусства, которое является ее частью. Эти изменения можно рассматривать как процесс культурной революции. Карл Маркс сформулировал основные закономерности этого общественного процесса в своей работе. В предисловии "К критике политической экономии", говоря об эпохе социальной революции, то есть об эпохе коренной ломки общественных отношений, когда один базис заменяется другим, К.Маркс выдвинул важное положение: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности,внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный с естественно научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение" . Марксизм I К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.13, с.7.
- 17 -произвел величайший переворот во всех областях знания, в том числе и в науке о литературе. У основоположников научного коммунизма мы встречаем не отдельные высказывания о литературе, а целостную и последовательную концепцию, в которой с единственно правильных научных позиций диалектического материализма был решен и вопрос о путях развития литературы. Рассматривая современную социалистическую художественную литературу в аспекте влияния на нее НТР и исходя при этом из учения о них К .Маркса и В.ИДенива, можно сделать вывод, что развитие литературы в эпоху НТР в условиях социализма протекает на базе достоверных научных знаний и о литературе, и об обществе, что представляет необходимый фундамент для разработки теории взаимосвязи художественной литературы и НТР. Отсюда вытекает задача всестороннего, комплексного и исторического изучения этих факторов в их взаимодействии. "Прогрессивная интерпретация художественного наследия прошлого, создание новых произведений литературы и искусства, рождение и внедрение в жизнь новых эстетических принципов, отвечающих духу эпохи развитого социализма, - все эти процессы богаты новым идеологическим содержанием. Следует отметить, что современные литературные и художественные идеи находятся в диалектическом единстве с идеями науки сегодняшнего дня" .
Победа Великой Октябрьской социалистической революции, которая была наиболее значительной поворотной вехой в истории человечества, выдвинула программу всестороннего развития культуры социалистического общества. Уже первые шаги современного искусства в начале 20-х годов были ознаменованы осознанием его творцами, прежде всего писателями, факта существования социалистического I А.Арнольдов. Социалистический культурный прогресс и НТР. fyp. "Вопросы литературы". 1981, №5, с.14.
- 18 -государства. Перспективу развития сформулировал В.ИДенин, который сказал: "Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, - и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них заложены дремлющие великие силы революции,воэрождения и обновления"1. Таким образом, В.И.Ленин наметил программу создания культуры, вырастающей из новых условий жизни людей, освободившихся от эксплуатации. Это - программа культурной революции, приемлемая для всех социалистических стран» Она включает в себя как процесс глубокой и всесторонней демократизации культуры, что является предпосылкой укрепления и развития социалистического общественного строя, так и процесс последовательного перевоспитания людей, в том числе и деятелей культуры, в духе научного мировоззрения. Зта основная задача, вытекающая из ленинской теории культурной революции, находится в тесной органической связи со всеми последующими задачами. Демократизация культуры призвана не только сделать доступными ее вершины и расширить ее потребление, но и обеспечить то, чтобы культура во всех ее проявлениях стала составной частью повседневной жизни каждого человека.
Чтобы постичь тенденции, проявляющиеся в современном искус-
с стве, мы должны выявить их связи тенденциями, господствующими в
современную эпоху,и других ветвях художественного творчества.
Дело в том, что все виды творчества взаимодействуют и оказывают
друг на друга влияние уже потому, что преследуют единую цель -
I В.И.Ленин. Заключительное слово перед закрытием съезда 18 (31)
января. Еолн.собр.соч., Т.35, с.289.
-19 -создание среды обитания современного человека в условиях НТР.
В свете проведенного анализа развития современности НТР и влияния ее на движение художественного прогресса необходимо рассматривать изменение и обогащение, которым подвергаются структурные элементы художественном литературы. В период развитого социализма развитие художественной литературы характеризуется дифференциацией и усложнением ее элементов, структуры в целом. Если раньше большинство из них включалось в систему художественной литературы только по их основному действию, то теперь большое значение приобретает их широкое взаимодействие, а также косвенное влияние на движение художественного прогресса . I Методологической основой изучения прогресса литературы и НТР являются научные категории материалистической диалектики и прежде всего принципы объективности, историзма и закономерности развития. Общую логическую схему движения художественной литературы в условиях НТР можно представить следующим образом:
Где И - совокупность указанных идей относительно возможностей развития художественной литературы и ее многообразных связей, как структура художественной литературы и ее связи с другими политическими систешж; Л - совокупность представлений о закономерностях диалектики развития, о природе социалистической интернациональной литературы, о факторах НТР, определяющих потребности развития литературы, о стимулирующих условиях этого развития; С - совокупность представлений о развитии социалистического реализма, о социальных функциях художественной литературы в современных условиях эпохи НТР, о ее роли в воспитании и совершенствовании нового человека; Д - указатель предпосылки движения литературы в эпоху НТР.
Влияние научно-технической революции на современную художественную литературу
В 1910 году ученый В.И.Вернадский сказал: "Мы, дети XIX века, на каждом шагу свыкались с силой пара и электричества, мы знаем, как глубоко они изменили и изменяют всю социальную структуру человеческого общества, больше того - как глубоко они меняют бытовую обстановку человеческой личности... А теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности, источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению... Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны чувствовать себя ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества"1. Ясно, что эпоха НТР требует глубокого проникновения не только в сущности и закономерности развития науки и техники, но и во взаимодействии их с общественными условиями жизни. И особенно остро ныне ощутимы жизненно важные связи НТР с более широкими социально-политическими системами, так как синтезирующей, обобщающей характеристикой современной НТР является то, что в наши дни наука в более активной форме превращается в непосредственную производственную силу общества. Сегодня трудно себе представить деятельность писателя без пристального внимания к этому процессу, а именно к проблеме развития НТР, ее влияния на общество и отражению этого прогресса в литературном творчестве. Речь идет о тех видоизменениях, которые I См.: Очерки и речи академика В.И.Вернадского. Ч.І, Пг., 1922, с.37. Цитирую по книге Г.М.Доброва. Прогнозирование науки и техники. М., "Наука", 1977, с.8, 9. происходят "в связи с необходимостью отражения изменений, осуществляющихся в самой действительности (новые реальности, новые противоречия, переакцентировка шкалы человеческих ценностей и т.д.)"1- Конечно, только в условиях социализма движение художественной литературы соответствует гигантским потенциям НТР, когда достижения НТР органически сочетаются с преимуществами социалистических общественных отношений. Зтим определяются и задачи социалистической художественной литературы в условиях НТР при социализме, выявляются наиболее перспективные направления художественного прогресса человечества. Именно при этих условиях социалистический реализм получает возможность объективно и положительно воздействовать на развитие современного художественного прогресса.
Поэтому изучение проблемы НТР и художественной литературы само по себе не относится к числу новых научных направлений. Но оно становится новым по содержанию, методологии и методике. Оно по-новому осознает себя в системе гуманитарных наук и по-новому осознается ими. Можно говорить, что видоизменения, которые наблюдаются в методике исследования литературы, во всех подразделениях науки о литературе, возникают под влиянием НТР. Сама потребность в раскрытии сущности данного явления и практика развития НТР выдвигают перед литературоведением задачу изучения тенденций и характера развития литературы в современных условиях. Художественная литература в этом аспекте предстает перед нами как сложная и динамически развивающая система, представляющая собой взаимодействие и взаимосвязь четырех главных компонентов: действительность жизни - писатель С субъект творчества) - дейст-I Ю.А.Андреев. Воздействие НТР на художественную литературу. "Русская литература", 1980, П1, с.29. витальность искусства (художественное произведение) - публика. Отсюда необходимость интерпретации движения художественной литературы в современных условиях НТР как историческими так и идеологическими соображениями. Исследования в этом направлении широко проводятся в Советском Союзе и других странах социалистического содружества.
Конечно, воздействие НТР на движение художественной лите оно ратуры не ограничивается только тем, что влияет на составляющие ее компоненты, влияние это сказывается на развитие взаимоотношений между элементами литературы. Для того, чтобы выяснить данный аспект вопроса, правде всего следует уточнить основные факторы, которые обусловливают установление внутрисистемных связей художественной литературы. Влияя на них, НТР видоизменяет внутрисистемные отношения компонентов искусства.
Ясно, что первым из компонентов, определяющим весь ход развития литературы, является сама действительность, общественная жизнь, составющая источник и предмет искусства. Все происходящие в ней под воздействием НТР изменения аккумулируются в человеке, превращая его в творчески активного субъекта деятельности. Именно этот процесс постоянного роста творческих сил и способностей человека становится исходным моментом в развитии литературы. Писатель Виль Липатов писал: "Сейчас самый главный, актуальный вопрос, поставленный жизнью перед писателем, - НТР и человек. Если писатель не поймет сущности НТР, он будет беспощадно отор тван от жизни" . В современном мире совершаются грандиозные, постоянно ускоряющиеся процессы, качественно изменяющие содержание действительности. Прогресс содержательной стороны НТР в обществе I Виль Липатов. Необходимо теснее общаться с действительностью. "Литературная Россия", 19 апреля, 1974. идвт в тесной связи с развитием художественной литературы. Влияние НТР распространяется на все важнейшие события и процессы действительности, раскрываемые писателем в их развитии с четким пониманием перспективы этого развития.
Вот почему надо учитывать значение действительности, общественной жизни как источника, мощного стимула развития искусства, как самый главный "нерв" художественной литературы. В.ИДенин оставил нам классические примеры обобщения сложного развития НТР в сфере политики, экономики, в жизни общества. И только социалистическое общество достигает наивысшего использования и применения результатов НТР. "От коммунизма, - подчеркивал В.ИДннин, - следует ждать большего внимания к задачам завтрашнего, а не вчерашнего дня" .
Общественное значение художественной литературы находится в прямой зависимости от того, какова роль НТР в прогрессивном развитии человечества в данную эпоху. Слова В.И.Ленина: "Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техни-ки" , относятся отнюдь не только к экономистам, но и к специалистам в других областях науки и искусства, в том числе к литературоведам и писателям. По справедливым словам А.Арнольдова, "этот процесс (НТР -Д.Х.) придает духовной культуре динамизм и активность, способствует позитивным изменениям общественной жизни, является могучим стимулом, побуждающим людей к преобразованию природы, общества и самих себя... Результаты и последствия НТР имеют определенный культурный смысл и, конечно, не одинаково проявляются в различных общественных системах" . Со - 61 циалистическая литература осваивает все новые и новые области действительности. Это прогрессивное развитие искусства наиболее полно реализуется в странах социализма. В капиталистическом мире противоречие между художественной литературой и обществом не только не снимается в наши дни, но и все более углубляется. НТР в условиях социалистических стран стимулирует ускорение темпов культурного прогресса. Огромной заслугой К.Маркса и Ф.Энгельса является то, что они вскрыли антагонизм между капитализмом и художественным прогрессом, установив, что буржуазное общество, буржуазный строй враждебны искусству. К.Маркс писал: "Капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например, искусству и поэзии"1. Б.И.Ленин на новом историческом этапе развития художественной мысли человечества разработал и углубил проблемы связи литературы с действиїаліБйо-стью, общественной жизнью
Советская литература - шаг вперед в худоясественном развитии человечества. (Проблемы изображения нового человека в советской литературе в эпоху научно-технической революции)
Принципиальные различия двух путей общественного развития, по которым движется современный мир, сказываются на судьбах художественной литературы и ее читателя. Характер этого воздействия в капиталистическом обществе определяется социальным неравенством людей, что, проецируясь в сферу литературы, делает неизбежным и неустранимым разрыв между "элитарной" и "массовой" культурами. Культивируется идея превращения высокого искусства в товар. Кто "законные" покупатели? Эксплуататорские классы. Отчуждение масс от художественной литературы в эксплуататорском обществе породило элитарную концепцию художественного развития. Суть этой концепции состоит в разделении общества на "творческое меньшинство", которое является лишь потребителем культуры и порой ее разрушителем. Надо сказать, что большинство западных ученых понимает разлагающее влияние капиталистических общественных отношений на художественные вкусы публики. Искусство здесь рассматривается как вид массового потребления: характер удовольствия, полученного от художественного произведения, устанавливается через товарный эквивалент. Буржуазный читатель переносит утилитарное отношение на искусство. Это одна из причин и того, что в искусстве капиталистического общества нет такой пакости или мерзкого явления, катастрофы или преступления, жестокости или мании уничтожения, чтобы не нашлись у них люди, которые за изображение этого заплатят большие деньги, и люди, которые возьмут эти I Газ."Литературная Россия", 15 сентября 1972 г. деньги, В капиталистическом обществе, где "время-деньги", художественную деятельность рассматривают как особую отрасль производства и торговли, служащую источником прибыли (кинопроизводство, производство телевидения...) как эффективное средство социально-психологического и идеологического манипулирования мас-С8ми с помощью формирования у них определенных настроений, представлений, убеждений.
В социалистическом обществе искусство не служит прагматическим целям, не является орудием подавления людей предметом купли и продажи, в признается одной из важнейших культурных ценностей, необходимых и незаменимых в историческом процессе самоутверждения человека потому, что целью социалистического общества является развитие и совершенствование личности, а непременное условие полноценного существования человека - это его целостность.
По сравнению с наукой и техникой место и роль искусства в жизни социалистического обществе сегодня значительно изменились. Художественная литература широко вошла в жизнь и быт людей, стала важнейшим эстетическим фактором преобразования окружающей человеке среды. Союз искусства и промышленности породил такое явление, как дизайн, основной задачей которого стело привнесение эстетического фактора в промышленное производство. Радио, кино, телевидение, массовая печать, грамзаписи сделали искусство доступным широчайшим нассем. В странах социализма искусство поставлено на службу народу. В то же время социалистическая художественная литература демонстрирует всему миру успехи строительства социализма во всех областях жизни, в том числе достижения НТР и ее гуманистический характер. Например, характеризуя этот процесс в Кубе, Ф.Кастро говорил: "В области литературы революция способ - 103 -ствовала распространению высших ценностей национальной и мировой культуры, У наших писателей, к которым в прошлом относились с пренебрежением, никогда не было таких возможностей для самовыражения. Покончив с неграмотностью и осуществляя ускоренное образование всего народа, революция создала массового читателя" . Дело в том, что сама социалистическая революция - творческий социальный акт. Подготовка и осуществление ее требуют пробуждения инициативы масс. Подчеркивая роль и значение социалистического искусстве в этом процессе, В.ИДенин говорил: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" . Потому, что "Социализм сумел решить задачу поистине исторического значения: вооружить достижениями культуры многомиллионные массы людей труда, открыть для каждого человека, независимо от его социального положения и национальности, все источники знания. В стране созданы широкие возможности для проявления талантов и дарований? расцвета культуры всех наций и народностей, для творческой деятельности масс в области науки и искусства" . Произведения искусства в условиях социализма доходят до все большего множества людей, и все более широкие народные массы становятся не только потребителями,а и участниками создания художественных ценностей.
Социалистическая литература Вьетнама в эпоху научно-технической революции
В свое время Хо Ши Мин говорил: "Вьетнамская пословица гласит: "Когда пьешь воду, вспоминаешь об источнике". Чем больше рабочий класс, народ Вьетнама думают о своем тяжелом, унизительном, рабском прошлом, о различных этапах своей мучительной и самоотверженной борьбы, полной в то же время славных побед, тем глубже осознают они все то, чем они обязаны Ленину и Октябрьской революции"-1-. Развивая далее свою мысль, президент утверждал: "Идя по пути Октябрьской революции, вьетнамский народ одержал огромные победы. Именно поэтому у него столь глубоки чувства привязанности и благодарности к славной Октябрьской революции, к великому Ленину и к советскому народу. Вьетнамский народ никогда не забудет, что его победы неотделимы от огромной помощи Советского Союза" . Социалистическая революция Вьетнама питалась и вдохновлялась идеями марксизма-ленинизма, верно выражающего интересы трудящихся масс, потребности исторического прогресса. Советский Союз вместе со странами социалистического содружества представляет наиболее динамичную силу современного исторического прогресса.
Таким образом, исторический опыт советской литературы имеет величайшее значение как для мировой литературы, так и для социалистической литературы Вьетнама. Мировое значение советской художественной литературы состоит прежде всего в том, что она явилась шагом вперед в эстетическом развитии всего человечества. Именно в силу новаторства, нового социалистического содержания, она оказывает влияние на мировой художественный процесс. Воздействие советской литературы, на социалистическую литературу Вьет - 167 нама, как и на всю мировую литературу, широко признанный факт. Не только вьетнамские писатели, но и миллионы людей Вьетнама приобщаются к высоким идеалам советской литературы. Ее высокая художественность не только в профессиональном мастерстве советских писателей, но и в их активной, пристрастной позиции - позиции борцов за прекрасную цель, за гуманистические идеалы коммунизма.
Поднимая проблему нового человека, советская и вьетнамская литературы участвуют в борьбе за утверждение принципов социалистического гуманизма, за движение человечества к коммунизму, чем вносят весомый вклад в решение практических задач воспитания нового человека, особенно в условиях мощного развития НТР в эпоху строительства социализма и коммунизма. Советских и вьетнамских писателей сближает ряд общих эстетических принципов творчества, метод социалистического реализма, вместе каждый из них сохраняет и развивает свои национальные черты и особенности.
Вот почему во Вьетнаме, как и в Советском Союзе, новый человек и в жизни,ив литературе имеет общие черты, хотя они выражаются в своеобразии национальных характеров. Если современная советская литература убедительно показывает формирование нового человека как активного участника НТР в условиях строительства коммунизма, открывающего широчайшие перспективы для проявления и развития его творческих возможностей, ее духовного потенциала; то вьетнамская литература изображает нового человека в конфликте между новым и старым, революционными и косными, догматическими обычаями и традициями, самое главное - в процессе строительства социализма в условиях войны с агрессорами, освободительного движения. Степень художественного обобщения у наших писателей пока еще не высока, что, возможно, связано с тем, что работать прихо - 168 -дилось в напряженных военных условиях. В отдельных произведениях вьетнамских писателей образ нашего современника, все еще выглядит традиционно знакомым, словно остановившимся в своем развитии. Обедненно представлен в этих образах духовный облик вьетнамского человека, еще не раскрыты в полной мере новаторские качества его характера. ..Это особенно бросается в глаза в разработке новой для литературы Вьетнама темы НТР. Здесь вьетнамские писатели еще не всегда проникают в глубинные пласты действительности, не всегда умеют выхватить из полноводного потока жизни самое главное, коренное, характеризующие своеобразие развития НТР, выражающее конкретные черты и особенности вьетнамского человека. Но можно сказать, что вьетнамская литература социалистического реализма в определенной степени уже отразила путь вьетнамской революции на протяжении более чем сорока лет, запечатлела прекрасные образы родной страны, облик вьетнамца XX века. В новую эру, открывшуюся перед нашим народом после великой победы весной в 1975 году, после объединения обеих частей страны в единое целое, талантливый отряд наших писателей стал еще более многочисленным и могучим. Новая эра открывает перед вьетнамской художественной литературой огромные перспективы.
Существенный вклад в теорию марксизма-ленинизма внесли и вносят деятели мирового революционного движения, стоящие во главе пролетарских партий в различных странах, партий, руководящих борьбой пролетариата за свое освобождение, борьбой за построение социализма, и в силу этого активно обращающиеся к проблемам художественной культуры, искусства, так как эти проблемы органически входят в русло практической революционной борьбы. В.И.Ленин заметил: "литературное дело должно стать частью общепролетарского дела" . В период жесточайшей борьбы вьетнамского народа с американскими агрессорами за свою независимость наш президент Хо Ши Мин писал, обращаясь к художникам: "Литература и искусство - это токе фронт... Литература и искусство, так же, как и любая другая сфера деятельности человека, не могут стоять в стороне от жизни, 2 они связаны и с экономикой, и с политикой" .
Непреходящее значение идей К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина состоит в раскрытии закономерностей становления и торжества литературы социалистического реализма, составной частью которой является социалистическая вьетнамская литература. В революционной борьбе Вьетнама родился и укрепляется новая литература - социалистическая революционная литература. Она получает признание и симпатию всех прогрессивных и демократических сил мира, особенно Советского Союза.