Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша Олимова Хосият Хакимовна

Правда жизни и художественная правда в
<
Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в Правда жизни и художественная правда в
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Олимова Хосият Хакимовна. Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.08 Душанбе, 2007 185 с. РГБ ОД, 61:07-10/1249

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Крупнейшее произведение основоположника таджикского просветительства и реформизма Ахмада Дониша (1826-1897) «Наводирулвакоеъ» («Редкостные события»), которым было положено начало таджикской документальной прозе в современном ее понимании, его поэтические особенности, отражение в нем художественного времени и пространства до настоящего времени не были объектом монографического исследования Между тем, как об этом писал устод Садриддин Айни в «Образцах таджикской литературы» (1926), Ахмад Махдум Дониш, по свидетельству источников, «был главой научной, литературной, социальной и политической революции в Бухаре»( 1,288)

Без учета того огромного, социального, политического,
познавательного и художественно-эстетического значения

«Наводирулвакоеъ», где резкой критике были подвергнуты феодальная
отсталость Бухарского эмирата и подлость его сановников,

фанатического духовенства, в борьбе с которыми Дониш завоевал, по словам того же С Айни, «огромное уважение людей науки и просто здравомыслящих людей» (1,290), немыслимо дать объективную оценку не только этому шедевру национальной публицистики, но и всему творчеству Ахмада Дониша, а так же историческому процессу формирования и становления просветительства и реформизма в политике, культуре, экономике Средней Азии и тд Несмотря на наличие ряда фундаментальных исследований о жизни и деятельности Ахмада Дониша, например, А Богоутдинова, X Мирзо-заде , А Мирзоева, С Улуг-заде, И Брагинского, Р Хади-заде, 3 Раджабова и других учёных, многие аспекты его творчества остаются вне поля зрения исследователей Особенно это касается поэтики «Наводирулвакоеъ», категорий художественного времени и пространства, соотношения правды жизни и художественной правды в этом произведении

Наша работа призвана ответить на вопросы о том, как наиболее образованные люди эпохи во главе с Донишем выступали против невежества, популяризируя научные знания, достижения цивилизации европейских стран, главным образом, России

Публицистическое слово Ахмада Дониша как нельзя лучше отразило время и эпоху, оно положило начало тому виду дэхументального творчества, в котором наиболее выпукло выражается историческая действительность конца XIX века

Другой особенностью этого произведения является то, что его
автор рекомендует действие как деятельность, а служение богу как
сознание Например, будучи проницательным свободолюбивым

писателем, он призывал «будь искателем, а не подражателем» Иными

словами , человек в жизни должен быть исследователем, и с этих позиций он может доискаться до сути событий, не подражая другим Духовная свобода должна быть присуща человеческой натуре, а не исходить из его пророческой миссии

«Мы созданы дпя того, чтобы благоустраивать мир,

разрабатывать залежи полезных ископаемых, овладевать тайнами чудес, сокрытых в природе Мы призваны изучать все народы мира и отличать истину от лжи Калсдый человек доказывает чистоту и истинность своей религии, и это надо исследовать »(1166)

Дониш один из основных факторов падения эмирата видит в неосведомленности в делах управления государством и страстном стремлении дворцовой знати к неограниченному влиянию, к завоеванию высшей власти в эмирате Может быть, по этой причине еще при жизни Ахмад Дониш стал объектом пристального внимания Говоря о категории художественного времени и пространства в «Наводирулвакоеъ», нельзя не коснуться и темы человека и его могущества, которые Дониш ставил во главу угла в своих произведениях и размышлениях, как в конкретном историческом времени, так и в художественном понимании, в целом, о чем бы ни шла речь Восхищение силой человека воплощено в новеллах «Рассказ о хаджи и о пользе путешествия», «Рассказ о пучине Искандара и о том, как разбогател некий муж из Аджама», «Рассказ о тех, кто спасался от диких зверей», «Рассказ о Шукурбеке», в которых человек в различные эпохи развития общества, вступая в неравный бой с явлениями природы или стихией, выходит победителем

Произведение Ахмада Дониша «Наводирулвакоеъ» имело смелое продолжение в таджикской и других персоязычных литературах конца XIX и начала XX века как новый вид литературы, названный потом документальной прозой Так, одновременно с «Наводирулвакоеъ» в Иране создается «Саёхатномаи Иброхимбек» Зайнулобиддина Марогаи, о чем мы указываем в своей работе

В развитие «Наводирулвакоеъ» в начале 20 века написаны «Савонехулмасолик» Возеха, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Мунозира» Абдурофеъ Фитрата, как художественно-публицистические и историко -мемуарные произведения. С этой точки зрения можно сказать, что «Наводирулвакоеъ» заложило основы новой таджикской прозы в целом

Цель и задачи исследования. Об Ахмаде Донише написано не
мало трудов политологами и исследователями литературы, историками и
философами Нашей целью является исследование вопросов соотношения
художественной правды и правды жизни, поэтики его главного
произведения, выявление и определение художественно -

публицистических особенностей «Наводирулвакоеъ Несмотря на наличие большого количества работ, до настоящего времени нет

отдельного монографического исследования, в котором бы было все
стороннее рассмотрено публицистическое своеобразие

«Наводирулвакоеъ»

Фактически Ахмад Дониш является одним из основоположников нового мышления на Востоке Особо исследователей привлекает содержание таких образцов таджикско-персидской прозы прошлых столетий, как «Гулистан» Саади, «Бахористан» Джами, «Сафарнома» Носира Хусрава, «Футуватнома» и «Ахлоки Мухсини» Хусайна Воиза Кошифи, «Ахлоки Носири» Насиритдина Туей , «Бадоеъулвакоеъ» Зайнитдина Восифи По сути своей «Бадоеъулвакоеъ»Зайнитдина Восифи является историческим произведением, в котором подвергнута анализу политическая ситуация в Средней Азии

«Наводирулвакоеъ», прежде всего, является политическим

трактатом, в котором отображены народные мечты и грезы Как известно, в отличие от политики советского государства в наше время, время рыночной экономики, с возможностью , открытого выражения мнений в условиях создания правового государства созданы все предпосылки исследования данной проблемы на примере наследия Дониша, его многостороннего дарования как литератора, географа, политика, мусульманского законоведа, философа, мыслителя

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том что впервые завершен труд о поэтике художественного пространства и времени на примере произведения Дониша Вместе с тем были изучены особенности стиля Ахмада Дониша с учетом теоретических суждений предыдущих исследователей

Впервые в данной диссертации поэтика пространства, времени и места, а так же публицистическое - художественные особенности «Наводирулвакоеъ» Дониша рассмотрены в монографическом плане

Источниками и объектом исследования явились теоретические
работы политологов и литературоведов, как отечественных, так
зарубежных, посвященные художественной и публицистической

литературе конца X1X в, труды таджикских литературоведов, посвященные просветительской литературе и предпосылкам ее появления в Средней Азии, исламскому мышлению Тезисы подкреплены многочисленными примерами из «Наводирулвакоеъ»

Научно-теоретическая и практическая значимость. В работе определены особенности публицистической прозы Ахмада Дониша, что позволит вести поиски о публицистике таджикской прозы конца XIX-начала XX столетия в целом

Результаты работы могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий по поэтике Дониша, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по данной проблематике

Теоретические и методологические основы исследования

базируются на традиционных методах литературоведения и журналистики В диссертации использованы опыт и методология литературоведов, публицистов и историков, в том числе таких ученых, как Д Лихачев, Ю Н Минералов И. Брагинский, Б Гафуров, Р Хади-заде, X Шарипов, М Шакури, А П Горбунов, А Щеглов, А Саъдуллоев, Г Ашуров, И Усмонов, Дж Бакозода, А Махмадаминов, А. Рахмонов и др

Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр печати и теория литературы ТГНУ (28 октября 2006 г, протокол № 3) и рекомендована к зашите По теме диссертации опубликован ряд статей, список которых приводится в конце автореферата По теме работы автором прочитаны доклады на республиканских и университетских научных конференциях в 2003-2006

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка научной и художественной литературы

Похожие диссертации на Правда жизни и художественная правда в "Наводирулвакоеъ" Ахмада Дониша