Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неокумулятивный сюжет как категория неклассической поэтики Федоров Василий Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федоров Василий Викторович. Неокумулятивный сюжет как категория неклассической поэтики : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Федоров Василий Викторович; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-4/2840

Введение к работе

Одна из центральных проблем литературного процесса – осмысление динамики художественных форм, диахроническое, историческое понимание поэтики литературного произведения. При этом важно, что трансформации художественных парадигм в целом определяются изменениями в ментальной сфере, сменой эстетических принципов.

Актуальность исследования. В эпохи «ментальных кризисов» происходит разрушение устойчивых эстетических норм. В предлагаемом исследовании сделана попытка найти художественно-эстетическое воплощение самого слома в парадигме художественного в тот момент, когда уже не функционирует старая, «отработанная» система, но и не сформировалась новая, когда ведущим становится суггестивное, иррациональное начало, коммуникативная установка на совместное повторяющееся переживание автора-читателя-героя эстетического объекта. Можно говорить о кризисе креативного сознания, который «принес ощущение исчерпанности оснований и возможностей художественной деятельности, в данном случае – "вообразительного" творчества произведений классической художественности».

Эстетические основания этих явлений в произведениях искусства остаются недостаточно изученным аспектом современной теории литературы, в частности теории сюжета. На рубеже XIX–XX вв. складывается неклассическая поэтика, или парадигма неклассического художественного письма, которая во многом отрицает и подвергает ревизии художественные достижения предшествующей эпохи. Данный феномен является частным случаем общего кризиса традиционной культуры, кризиса традиционных ценностей. На пересечении классической поэтики и неклассической художественности возникает проблемное поле, в которое попадает осмысление категории сюжета литературного произведения. Сюжет претерпевает структурные и функциональные изменения. Возникает необходимость описать новую сюжетную модель, семантику и особенности ее формальной организации. В предлагаемом исследовании с этой точки зрения рассматривается категория неокумулятивного (от лат. neo – новый и cumulare – накоплять, нагромождать, усиливать) сюжета как элемента неклассической поэтики. Неокумулятивный тип сюжета представляет собой крайнюю форму трансформации классического литературного сюжета в контексте новой парадигмы. Актуальность исследования, таким образом, основана на понимании сюжета художественного литературного произведения как исторически изменяющейся категории поэтики. В своем движении и становлении сюжет обнаруживает смену типов художественного сознания, или парадигм художественного письма, исследование которых с теоретической точки зрения представляется важной задачей науки. Особую значимость исследованию придает актуализация элементов неклассической поэтики в современной литературе.

Степень научной разработанности проблемы. С одной стороны, в отечественном литературоведении существует сюжетная типология, основанная на событийной стороне сюжета, которую предложил Н. Д. Тамарченко, опираясь на труды М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, Л. Е. Пинского. Данная концепция связывает события становления героя с «историческим становлением самого мира», с выбором пути, как следствие описывает два типа классического сюжета, сюжет испытания и сюжет становления. Однако эта теория нуждается в развитии и уточнении применительно к неклассической поэтике, к эпохам кризиса и перехода, что и предпринято в настоящем исследовании.

Термин «неокумулятивный сюжет» был введен в научный оборот С. Н. Бройтманом. Изучая особенности сюжета в поэтике художественной модальности, ученый показывает, как характерный для классической парадигмы художественности сюжет становления, базирующийся на диалектическом единстве кумулятивной и циклической сюжетных схем, в конце XIX – начале XX века трансформируется, выдвигая на первый план принцип кумуляции-нанизывания. С. Н. Бройтман замечает: «По существу, сюжетная архитектоника, найденная Прустом, подвергает сомнению одно из исходных представлений, лежащих в самой основе классического сюжета становления». Этим «исходным представлением» для классического художественного сознания является представление о конечности и завершенности художественного мира, о вечных незыблемых ценностях, которые уже даны и познающее сознание должно их только обрести, постигнуть в изменении. Сюжет становления и обнаруживал путь приобщения к конечному высшему смыслу, обретения его познающим сознанием.

Новая сюжетная модель, по мнению С. Н. Бройтмана, подвергает сомнению, отрицает тотальную готовность и явленность мира, «сюжета с окончательным финалом», возникает нестационарная форма бытия самого сюжета, его принципиальная незавершенность. В неокумулятивном сюжете сознание познает не готовую и законченную действительность, но сам момент встречи с миром, акцентируя внимание на самих механизмах и способах «нахождения» себя, конструирования художественной реальности. В таком ракурсе на первый план выходит проблема «от-ношения» познающего субъекта к «Другому».

Однако дальнейшего активного развития эти плодотворные идеи в отечественной теории литературы не получили, хотя эпистемологический потенциал этого понятия чрезвычайно высок, поскольку позволяет исследовать кризис классической художественной парадигмы, связанный с «дискредитацией авторской монополии креативного сознания» и ориентацией «на осознание и творческое освоение коммуникативной природы искусства».

Объект исследования – неокумулятивный сюжет как категория неклассической поэтики.

Предмет исследования – принципы сюжетостроения, средства и приемы неокумулятивного сюжета как механизмов динамизации и развертывания статичной структуры и превращения ее в художественное высказывание.

Цель нашей работы определить формально-содержательные характеристики поэтики неокумулятивного сюжета, его художественные возможности, в которых воплощается эстетический потенциал литературы неклассической парадигмы художественного письма как альтернативного способа воплощения образа действительности в контексте динамической природы сюжета.

Для достижения поставленной цели намечаются следующие задачи:

  1. теоретически обосновать динамическую природу категории сюжета художественного произведения в аспекте процессуальности, которая становится способом осуществления эстетической коммуникации;

  2. определить основные уровни сюжетного развертывания как процесса: история – рассказ – повествование;

  3. описать неокумулятивный сюжет, основанный на событийности «другого порядка», как особый тип сюжета в рамках парадигмы неклассической художественности;

  4. обозначить концептуальные доминанты «кризисного» модуса сознания как основу эстетики и поэтики неокумулятивного сюжета;

  5. проанализировать оригинальные средства поэтики неокумулятивного сюжета как специфические черты, которые воплощают само познающее сознание, его ментальные принципы и механизмы.

Материалом исследования стали произведения различных литературных эпох XX–XXI века, которые объединяет поэтика неклассической художественности: роман Д. С. Мережковского «Петр и Алексей» (трилогия «Христос и Антихрист»), романы «Петербург» А. Белого, «Матисс» А. Иличевского, «Норма» В. Сорокина. Основой выбора послужила степень признания каждого из этих произведений в критике и литературоведении как образцовых для художественных неклассических систем, ими репрезентируемых.

В основе метода нашей работы лежит комплексный подход, сочетающий структурный, семиотический, типологический, сравнительно-исторический, идейно-художественный (концептуальный), семантический, сопоставительный, культурно-исторический, системный, нарративный, когнитивный подходы к категории сюжета и литературного произведения в целом. Методологическую основу диссертации составляют труды Аристотеля, М. М. Бахтина, С. Н. Бройтмана, А. Н. Веселовского, Г. В. Ф. Гегеля, А.-Ж. Греймаса, Ж. Женетта, В. А. Зарецкого, В. В. Кожинова, Г. В. Краснова, Л. С. Левитан, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, Л. Е. Пинского, Г. Н. Поспелова, В. Я. Проппа, В. П. Руднева, И. В. Силантьева, Н Д. Тамарченко, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, О. М. Фрейденберг, З. Фрейда, Л. М. Цилевич, Ю. В. Шатина, В. Б. Шкловского, К.-Г. Юнга, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы теории и истории сюжета; С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, Г. Д. Гачева, В. В. Заманской, И. П. Ильина, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, М. К. Мамардашвили, Ф. Ницше, Е. К. Созиной, В. И. Тюпы, Р. О. Якобсона по общим вопросам культурного сознания, художественным парадигмам, а также исследования по отдельным персоналиям историко-литературного процесса.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сюжет – это процесс преобразования предметно-тематической статичности в завершенное художественное высказывание в ходе осуществления эстетической коммуникации посредством развития изображенного мира в фабульных действиях и событиях изменения смысловой структуры, в динамике художественной конструкции, которая воплощается в композиционной и интонационно-речевой организации.

  2. В парадигме неклассического художественного письма функционирует неокумулятивный сюжет как актуализация особого социокультурного феномена «ментального кризиса».

  3. В неокумулятивном сюжете носителем действия выступают материально-пластичные образы, которые «неосинкретичны» с авторским «Я» и посредством которых художественное сознание воспроизводит себя в самих механизмах построения, творения, смене повествовательных планов.

  4. В данной сюжетной модели наблюдается нагромождение, столкновение и тавтология психолого-эмоциональных состояний (сюжетным событием становится момент повторяющегося воссоздания «длящегося существования», абстрактный психологизм).

  5. Неокумулятивный сюжет характеризуется а-динамичностью внешнего действия, отказом от традиционных фабульных схем, которые становятся толчком или поводом для «освобождения внутреннего процесса», обретают значение метафоры.

  6. В неокумулятивном сюжете возникают синтетические (гибридные) формы присутствия авторского сознания (коллаж косвенной и прямой речи).

  7. В данной сюжетной модели отмечается главенство медитативности в развертывании сюжета; смысл здесь не в самих изображенных событиях, а в событийном ритме, принципе расположения, создающем определенный эмоциональный фон; установка на поиск коммуникации с сознанием «воспринимающего».

  8. Речевой реализацией неокумулятивного сюжета является личный рассказ-описание, который крепится на лейтмотивной технике и повторах, построен на ассоциативной связи (описываются-нанизываются дублирующие друг друга детали, состояния, события).

Теоретическая значимость работы заключается в развитии современной теории сюжета, в построении уровневой модели сюжета как «способа существования» и коммуникативной основы литературного произведения; в обосновании и введении в научный оборот теоретической модели неокумулятивного сюжета в рамках парадигмы неклассического художественного письма.

Научная новизна исследования обусловлена анализом кризисного «модуса сознания» как основы парадигмы неклассической художественности, генерирующей особый тип «неокумулятивного сюжета» в сочетании с описанием самих принципов и средств сюжетной поэтики; разработкой теоретической модели сюжета как основы художественной коммуникации.

Практическая ценность исследования видится в возможности использования материалов диссертации в курсах теории литературы, истории отечественной и зарубежной литературы, спецкурсах по основам сюжетологии, семинарах, связанных с методологией литературоведческого труда.

Апробация работы. Основные положения исследования были использованы в курсе «Основы теории литературы», читаемом в Челябинском государственном университете, в спецкурсе «Анализ художественного текста», проводившегося в гимназии № 76 г. Челябинска. Материалы диссертации были отражены в докладах на международных научных конференциях в Челябинске («Житниковские чтения», 2006; «СМИ. Общество. Образование», 2007; «Языки профессиональной коммуникации», 2007), на региональных конференциях Челябинского госуниверситета («Четвертая научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики», 2007; «Пятая научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики», 2008; «Медиасреда-2006»; «Медиасреда-2008»).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 195 наименований. Объем диссертации составляет 250 страниц.

Похожие диссертации на Неокумулятивный сюжет как категория неклассической поэтики