Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Миф как литературоведческая проблема 11-87
I. Проблема мифа в современном советском литературоведении . 12-27
2. Эволюция мифа в истории европейской культуры с. 27-57
3. Миф как литературоведческая категория с. 57-87
ГЛАВА II. Некоторые особенности мифологического стилевого течения в советской литературе с. 88-148
17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 149-153
У. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с. 154-172
- Проблема мифа в современном советском литературоведении
- Эволюция мифа в истории европейской культуры
- Некоторые особенности мифологического стилевого течения в советской литературе
Проблема мифа в современном советском литературоведении
Научные исследования в этой области можно разделить на несколько направлений: имеющее многовековые традиции изучение античной мифологии, опыты реконструкции древнейших мифологических систем разных народов, структурное и функциональное описание мифа как явления первобытной культуры. В литературоведческом изучении художественно обработанной мифологии до недавнего времени преобладали работы конкретного историко-литературного характера, посвященные проблеме мифологизма в творчестве того или иного писателя. В последние десятилетия в советском литературоведении наметились пути изучения проблемы и в теоретическом плане, что сопряжено со значительными трудностями прежде всего в силу сложности этого явления, недостаточной определенности его места в литературном процессе, отсутствия устоявшейся терминологии. Действительно, значений термина "миф" здесь обнаруживается "столько же, сколько у него интерпретаторов" (60, 200).
Поскольку целью настоящей работы является исследование литературного мифологизма, то в связи с такой постановкой вопроса нет необходимости в предварительном обзоре всей литературы по истории изучения мифологии как таковой (а она практически необозрима). Мы ограничиваемся поэтому рассмотрением только тех работ, где затрагивается (в теоретическом плане) интересующая нас проблема "миф и литература".
Уже не вызывает сомнений тот факт, что активное обращение к мифу характеризует не только литературы Западной Европы (для которых оно традиционно), но также литературы и многих наций нашей страны, и некоторых социалистических стран, и, выходя за европейские рамки, литературы других регионов (Америки, Африки). В западном литературоведении работы по литературному мифу представлены очень обширно и составляют целое научно-критическое направление (мифокритика или ритуально-мифологическая школа) . В значительной мере благодаря усилиям мифокритиков на Западе распространился своего рода "мифологизм без берегов" (155, 4), размывающий и стирающий всякие границы между мифом и литературой и позволяющий отыскивать миф в принципе где угодно. Словно предвидя это явление, Г.Брандес еще в 1910 году саркастически писал:" Как известно, можно и историю Наполеона рассматривать как изложение мифа о солнце. Он родился на одном острове, а умер на другом, т.е. поднялся из моря и спустился в море; его мать звали Легацией, т.е. радостью, у него было двенадцать маршалов, что соответствует небесным знакам, и т.д." (49, 36).
Эволюция мифа в истории европейской культуры
Первой в европейской культуре целостной художественной системой был античный мифологический универсализм. "Термин ... "универ См., например, работы (252), (130) и др.сализм" взят здесь для обозначения таких принципов художественного освоения жизни, при которых реальная жизненная характерность творчески воспроизводится как изначально заданная в своей сущности кем-то или чем-то (например, богами или естественной природой) и как возможная везде и всегда, т.е. во все времена, в любом месте и любой общественной среде" (66, 73).
Греческая литература почти целиком, за исключением нескольких более поздних жанров, выросла из мифологии. В этом плане большой интерес представляют исследования О.М.Фрейденберг. В своем "Введении в теорию античного фольклора" и других работах она сосредотачивается на изучении фольклора как промежуточного звена между мифом и литературой, так определяя свою задачу: "Материал -мифология, позиция - фольклор, проблема - литература" (236, 9).
Мифотворчество человека дородовой эпохи (тотемизм) характеризуется, по ее мнению, антикаузальностью, симбиозом прошедшего с настоящим и слитностью субъекта и объекта, единичного и множественного. Миф представляет собой космогонию и эсхатологию, где понятие человека еще отсутствует (таковы сюжеты греческих трагедий, взятые вне их литературной обработки). Мифологический образ исторически предшествует понятию. "Тотемизм рождает образ, родовая эпоха - форму, государство - понятие" (23Є, 65). Объединение людей по кровнородственному признаку приводит к распадению прежней слитности, к замещению тотемов богами. Скажем, Гефест теперь -уже не сам огонь, а бог огня, огонь же превращается в его атрибут.
Некоторые особенности мифологического стилевого течения в советской литературе
В первой главе мы попытались дать ответ на сформулированный С.Аверинцевым еще в 1972 году вопрос, в каких случаях филолог может констатировать присутствие в объекте изучения того, что называется мифологией (9, НО). Материалом для дальнейшего, теперь уже конкретного историко-литературного анализа послужат произведения современной, прежде всего советской, литературы, в которых в той или иной форме наличествует мифологическая художественная образность.
Произведения такого характера в советской литературе разнообразны, хотя и не столь многочисленны, как, скажем, в литературах Западной Европы, для которых обращение к мифологическим, прежде всего греко-римским моделям является традиционным. Среди писателей, так или иначе тяготеющих к мифологизму, можно назвать Ч.Айтматова, О.Чиладзе, А.Кима, Ч.Амирэджиби, Ю.Марцинкявичюса, М.Карима и других представителей многонациональной советской литературы. "Мифологическое направление породило уже достаточно художественных ценностей, чтобы стать предметом теоретических размышлений как одно из проявленийстилевого богатства и многообразия современной советской литературы" (252, 237), - справедливо утверждают М.Эпштейн и Е.Юкина (хотя, нужно сказать, впадают в преувеличение, считая это направление" едва ли не ведущим, что не раз уже.отмечалось в критике).
Проблема мифа в критических спорах последних лет занимает заметное место, порождая самые различные интерпретации и оценки его роли в современном литературном процессе. Констатируя как одну из характерных тенденций развития литературы на современном этапе стремление к философско-символической обобщенности и обусловленный им поиск новых художественных форм, критики расходятся в мнениях по поводу значения и даже самой правомерности активизации условных форм, и в том числе мифа, в литературе социалисти - 90 ческого реализма.